sites.google.com

22-ой Красноярский авиаполк - Героическая летопись Красноярского края

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32»

660021, г. Красноярск, ул. Красной Армии, 19.

Название работы: История 22-го гвардейского Красноярского авиационного ордена Суворова бомбардировочного полка. 

Автор работы: Лапина Дарья Дмитриевна.

Класс, курс: 5 «Б» класс.

Возраст: 11 лет.

Руководитель:   Лапина Наталья Александровна. 

                                      г. Красноярск, 2014 год.

 Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

I.                  История формирования полка.

II.               Скоростной бомбардировочный авиаполк до начала Великой Отечественной войны.

III.            Битва за Москву. «Ночники».

IV.           22-й гвардейский бомбардировочный полк в 1943-1945 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 

ВВЕДЕНИЕ.

Я расскажу про историю 22-го гвардейского Красноярского бомбардировочного ордена Суворова авиационного полка. Меня заинтересовал вопрос – почему этот полк назвали «Красноярским?». Ведь обычно  военные части называли в честь мест сражений или  освобожденных городов, а Красноярск в годы войны был далеко в тылу. Стало интересно, почему ему выпала такая особая честь?

Выбор темы для меня не составил труда. Мой папа интересуется историей авиации, и книга «Небо без границ», посвященная 22-му гвардейскому Красноярскому бомбардировочному авиаполку, стоит у нас дома на полке вместе с другой литературой по этой теме.

  Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, я внимательно изучила историю полка.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I.         История формирования полка.

В мае 1938 года из личного состава 44-й авиабригады Сибирского военного округа в Красноярске  был сформирован Первый скоростной бомбардировочный авиаполк  в составе пяти эскадрилий – всего 62 боевых самолета.  Полк назывался скоростным, но был вооружён устаревшими самолетами Р-5. Это был классический самолет – биплан 20-х годов, сделанный из дерева и полотна. Его максимальная скорость  была всего лишь 240 км/ч. Экипаж Р-5 состоял из 2 человек, у него был один двигатель в 500 лошадиных сил и открытая всем ветрам кабина. Но эти самолеты успешно использовались для обучения экипажей. Часть пилотов и штурманов были опытными кадровыми летчиками, имевшими опыт и навыки  полетов в Сибири, в сложных метеоусловиях. Часть – молодые выпускники авиаклубов и школ младших авиационных специалистов, и полк интенсивно занимался боевой подготовкой – летчиков учили летать при любой погоде.

В 30 – е годы Красноярск был «авиационной столицей Сибири». Здесь действовали большой сухопутный аэродром, а на острове посреди Енисея действовал гидроаэродром, откуда на Север вылетали «летающие лодки». Через Красноярск проходили многие авиамаршруты и перелеты, в нашем городе жил и работал знаменитый полярный летчик Василий Молоков. Действовала авиабаза и авиаремонтные заводы.

II. Скоростной бомбардировочный авиаполк до начала Великой Отечественной войны.

В конце 1938 года Первый скоростной бомбардировочный авиаполк стали перевооружать на самолеты СБ (Скоростной Бомбардировщик). В середине 30-х годов это был самый передовой советский  самолет: цельнометаллической конструкции, с убирающимися шасси и закрытой кабиной.  У  СБ было два двигателя по 1000 лошадиных сил. Однако к концу 30-х годов и этот самолет стал устаревать. Скорость в 420 км/ч уже не позволяла уходить от вражеских истребителей.

Освоение новой техники заняло несколько месяцев. Вначале 1939-года полк был признан боеготовым, а уже летом его перебрасывают в Забайкалье.  Пять лучших экипажей полка воевали с японцами на Халхин-Голе. После разгрома противника 1-й СБАП вернулся в Красноярск.

Однако спокойная жизнь была недолгой. В начале 1940-го года 1-й СБАП (скоростной бомбардировочный авиаполк) разделили - часть экипажей и самолетов отправили на войну с Финляндией, остальная часть осталась в Красноярске. Полк был пополнен выпускниками авиашкол и  продолжил боевую учёбу.

         В начале 1941 года 1-й СБАП перебазировали из Сибири в Среднюю Азию – в Ашхабад. Это был сложный перелет – из-за ошибок штурманов пять экипажей заблудились и приземлились на территории Китая, одна машина разбилась, а экипаж погиб.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первого ее дня летчики ждали, что их отправят на фронт. Однако вместо этого полк  переместился в Кизил-Арват, на юг Туркмении.  А с конца августа по октябрь 1941 года 1-й СБАП принимал участие в Иранской кампании, базируясь на иранском аэродроме Гарган.  Советский Союз и Великобритания вторглись в Иран, поскольку власти этой страны попали под влияние гитлеровской Германии. Сопротивление противника было слабым – за месяц полк произвел 65 самолетовылетов на разведку и бомбометание и не понес боевых потерь. Но  несколько самолетов было повреждено, имелись случаи потери ориентировки и даже бомбежки собственной территории.   

II.     Битва за Москву. «Ночники».

7 октября 1941 года пришел приказ о переброске полка на войну - под Москву, на Западный фронт. Всего было переброшено 20 самолетов - две эскадрильи и 181 человек личного состава.  Поскольку опыт перелетов у пилотов полка был большой, 1-й СБАП перебазировался без происшествий и вошел в состав 38-й смешанной авиационной дивизии. Сразу же началась боевая работа.

Обстановка на фронте была тяжелая, почти катастрофическая. Немцы прорвали оборону Красной армии, их  танки и мотопехота рвались к Москве. Когда полк 18 октября 1941 года прибыл на аэродром Егорьевска южнее Москвы, ему предсказали «не более недели жизни». Для таких мрачных прогнозов были основания. Ведь на вооружении 1-го СБАП были всё те же самолеты СБ, почти беззащитные против «мессершмиттов». А немецкая авиация имела почти полное преимущество в воздухе. В 38-й авиадивизии, куда первоначально вошёл 1-й СБАП, к 18 октября осталось всего 10 самолётов, из них 6 устаревших истребителей. Так что летать на бомбардировку сибиряки были вынуждены без прикрытия.

Чтобы не стать легкой добычей фашистов, командир полка майор Семён Донченко предложил  совершать боевые вылеты в плохую погоду, скрываясь в облаках. Пригодилось умение сибиряков летать в сложных метеорологических условиях. Немцы обошли Тулу и продвигались к городам Кашира и Коломна. Колонны вражеской техники вытянулись вдоль дорог, а оборону Красная армия организовать не успевала. На помощь пришли бомбардировщики. Экипажи 1-го СБАП рвались в бой.       

Вылеты производились днем, преимущественно одиночными экипажами под прикрытием низкой облачности. Самолет за самолетом, с интервалом в 15-20 минут, вылетали на бомбардирования немецких колонн, вытянувшихся по дорогам от Калуги до Серпухова, выскакивали  из облаков, что всегда было для немцев неожиданностью, и сбрасывали на их головы бомбы. Каждый экипаж успевал сделать два-три вылета в день.  Кроме того, в боевую работу полка, кроме бомбардировок, входила разведка, фотографирование  в окрестностях городов Калуга, Таруса, Алексин.                                               

Обочины дорог в ближнем тылу врага заполнились сгоревшей техникой. До конца октября полк сделал 284 дневных боевых вылета, уничтожил до 400 автомашин, 21 танк, 126 орудий и минометов, 2080 солдат противника, вызвал 16 взрывов и 52 пожара.  Но постепенно погода начала меняться – небо стало чище, в облаках появились просветы, прятаться от вражеских истребителей было гораздо сложнее. 1-й СБАП стал нести потери.

Молодого лётчика Горбунова сбили во время третьего вылета. Правда, перед этим он успел сбросить 60 бомб на колонну противника, за что 22-летний лейтенант был удостоен ордена Красной Звезды. Но справиться с «мессершмиттами» он уже не смог. Вот как после войны он вспоминал этот боевой эпизод: «Находиться в кабине было больше невозможно. Она вся горела изнутри. Нестерпимо жгло лицо. В дыму и гари я задыхался и практически ничего не видел – ни земли, ни неба... Бомбардировщик между тем завалился на левое крыло и пошёл штопором. Прыгать с парашютом из вращающегося в падении самолёта очень трудно. Мощным потоком воздуха меня бросило на хвостовое оперение и ударило о стабилизатор... После некоторой затяжки раскрыл парашют, сильный толчок отдался острой болью в коленях. При приземлении от адской боли потерял сознание, когда очнулся, вокруг толпились женщины и подростки». Штурман и стрелок СБ погибли, однако раненный и обгоревший пилот остался жив – хотя ему домой уже отправили «похоронку». После лечения в Каширском военном госпитале Иван Горбунов вернулся в свой полк и воевал снова.

Чтобы уменьшить потери командир полка Семён Донченко предложил  перейти на ночные вылеты. Они требовали особой подготовки летного и наземного состава, но пилоты 1-го СБАП  зарекомендовали себя с лучшей стороны. За несколько суток они восстановили навыки опасных ночных полётов и вновь пошли в бой. На голову врага, на его склады, штабы, колонны из ночного морозного неба посыпались бомбы.

В середине ноября немцы вновь прорвали оборону наших войск и развивали наступление на Москву. Танки генерала  Гудериана вырвались на простор – командование Красной армии не имело резервов, чтобы задержать врага.

23 ноября экипаж лейтенанта  Мещерякова вылетел на воздушную разведку и обнаружил огромную колонну врага – до 400 танков и автомашин, которая двигалась на Каширу. Срочно все исправные самолеты 1-го СБАП бросили на бомбардировку. В это время из штаба фронта от генерала армии Г.К. Жукова пришла телеграмма: «Благодарю за хорошую боевую работу. Но нужно продержаться еще трое – четверо суток. Поэтому требую и прошу усилить боевую работу, вести её и ночью и днём с максимальным напряжением».

Противник был всего лишь в нескольких десятках километров от аэродрома полка, поэтому часто без остановки двигателей на приземлившиеся бомбардировщики подвешивали бомбы, и они вновь уходили на задание. За пять дней экипажи полка сделали 191 вылет, нанося по колоннам врага бомбоштурмовые удары. Дороги были усеяны разбитыми танками и автомобилями, но немцы упорно продвигались вперёд. Однако прошли те самые «трое – четверо суток», о которых говорил генерал (в будущем – знаменитый маршал) Жуков, и 27 ноября началась контрнаступательная операция на южном фланге Западного фронта. Немцы сначала остановились, а потом побежали назад – в начале декабря уже все советские армии под Москвой перешли в наступление на врага. В этих условиях пилотам 1-го СБАП пришлось совсем забыть об отдыхе – части Красной армии, как никогда нуждались в поддержке с воздуха. 

В середине декабря стали расти потери – экипажей и самолетов становилось всё меньше.  Авиаполку  требовалось дать передышку. Ведь другие авиаполки после нескольких недель, а то и дней интенсивных боевых вылетов уводились в тыл для пополнения и перевооружения. Но сибирский авиаполк так хорошо себя зарекомендовал, что командование решило не перебрасывать его в тыл.  Было решено отремонтировать неисправные самолеты на московском авиационном заводе в Филях (там, где делали СБ – с заводом были установлены  тесные связи), пополнить полк летчиками и оставить в действующей армии на Западном фронте.

Но, несмотря на пополнение и накопленный фронтовой опыт,  в декабрьских боях 1941-го года полк буквально растаял. Еще 28 ноября в нем было 18 бомбардировщиков, через месяц – осталось только семь СБ, а в первые дни 1942 года в полку было только три неисправных и один исправный самолет. Самый тяжелый день был 14 декабря, когда с боевого задания не вернулись сразу три экипажа.  7 января полк вывели в тыл – воевать в 1-м СБАП было некому и не на чем. К сожалению, к этому времени в 1-м СБАП осталось лишь несколько пилотов, служивших в нем до войны – остальные навсегда остались под Москвой.  Погибших заменяли уже не красноярцы.

Передав оставшуюся технику свежим частям, оставшиеся в живых летчики направились на переформирование. Получив новую технику, бомбардировщики  Пе-2 и Ар-2 (последний – пикирующая модификация СБ), и пополнившись личным составом, 1-й СБАП расположился на аэродроме Дракино, что возле Серпухова. К тому же  полк вывели из подчинения авиадивизии и подчинили непосредственно командующему 1-й Воздушной армии.  Командующий армией генерал Худяков поставил новую боевую задачу авиаполка. Она была необычной – сибирский  бомбардировочный полк должен вести борьбу… с авиацией противника.

Битва за Москву продолжалась – и на земле, и в воздухе. Немцы в результате поражения понесли большие потери в живой силе и технике и были отброшены к западу на двести километров. Однако они не прекращали бомбежку наших войск и гражданских объектов. В 200-300 километрах западнее Москвы – на аэродромах Брянск, Сеща, Смоленск и других враг сосредоточил сотни своих ударных самолетов. Фашисты собирались каждую ночь бомбить столицу, ее железнодорожные узлы и заводы, подмосковные военные лагеря и тыловые объекты. Разгадав этот замысел, командование ВВС Красной Армии решило сорвать планы врага.

Вспоминает командир 1-го СБАП Семен Донченко: «Мы приступили к блокированию вражеских аэродромов. План  заключался в том, чтобы держать в течение ночи авиабазы противника под ударом. Так летчики нашего полка, уже опытные «ночники», попали в «ночные пираты», как впоследствии они себя назвали. На каждую ночь авиаполку выделялся один или два аэродрома немцев, на которых днем замечены их бомбардировщики. И с наступлением сумерек до рассвета мы, вылетая по одному с интервалами 15-20 минут, бомбили аэродромы, не давая самолетам врага подняться. Для этой цели применялись фугасные бомбы с мгновенным взрывателем и замедлением,  которые выводили из строя летное поле. Осколочные  бомбы использовались для уничтожения живой силы и самолетов, а зажигательные – для создания пожаров, которые  очень помогали в выходе на цель менее опытным экипажам. И так всю ночь…».

Иногда бомбардировщики пока висели над вражескими аэродромами часами, от заката до рассвета -  поодиночке с разных сторон подлетали и сбрасывали бомбы, заставляя немецких зенитчиков палить в небо из всех стволов. На организацию массированных вылетов, на бомбардировку Москвы у противника уже не было ни времени, ни сил.  Конечно, оборона баз у немцев усиливалась, каждый аэродром охраняли десятки зенитных пушек и прожекторов. Более того, враг принял условия игры – бомбардировщики люфтваффе тоже стали атаковать ночами наши аэродромы. Иногда  ночами в небе разыгрывались целые поединки – немецкие самолеты пытались выследить наши, что бы узнать, где находятся аэродромы авиации Красной армии и, в свою очередь, нанести туда «визит с подарками».

Вот как вспоминал о таких одиночных рейдах летчик-красноярец Иван Горбунов: «Январским днем 1942 года на командном пункте командир полка полковник Донченко разъяснял боевую задачу на предстоящую ночь: «По разведданным  на аэродроме Новодугино сосредоточено 120 немецких бомбардировщиков, которые в ту ночь должны сорвать вылет немецкой авиации с этого аэродрома». Моему экипажу было дано особое задание: перед наступлением темноты, за 40 минут до начала вылета экипажей к аэродрому Новодугино, выйти на данный аэродром  и с высоты не более двух тысяч метров произвести бомбометание по взлетно-посадочной полосе, чтобы пересечь возможность вылета немецких бомбардировщиков до подхода наших самолетов».

В тот раз бомбардировщик Горбунова, как и другие СБ и Ар-2  ждал «горячий» прием – после сброса бомб над целью его самолет буквально утонул в разрывах зенитных снарядов.  После сильного удара по машине пилоту удалось перелететь через линию фронта и посадить бомбардировщик на маленькой лесной поляне – вражеский снаряд попал в подвешенную в бомболюке  светящуюся авиабомбу, и наша машина чудом не сгорела в небе вместе с экипажем. Однако за ту ночь ни один из вражеских самолетов с аэродрома Новодугино не взлетел. А утром аэрофотосъемка показала, что 37 фашистских бомбардировщиков уничтожено или повреждено. Всего в первые месяцы 1942 года по аэродромам врага было произведено 280 боевых вылетов. 

К сожалению, наш противник тоже был опасен, храбр и умел. Иногда ему удавались точные удары по нашему аэродрому – по крайней мере, два таких случая вспоминает командир полка. Однажды немцы обнаружили  аэродром Дракино, когда 1-й СБАП обеспечивал ночные вылеты десантников, и персонал был вынужден нарушить его маскировку. По аэродрому был нанесён удар, в результате полк потерял три самолета, погибли лучший летчик авиаполка Лещенко, штурман Рудин, оружейник Головко, тяжело ранило командира 1-й авиационной эскадрильи Лехмуса, шесть человек получили легкие ранения. Были сорваны высадка десанта и боевые вылеты в ту ночь. Второй раз тяжелый истребитель противника Ме-110 выследил Ар-2 командира полка, возвращающегося с боевого вылета. Вскоре Дракино бомбили 12 немецких «Хейнкелей», но, к счастью, врасплох они наш полк не застали – самолеты были замаскированы, и потерь не было.

После окончания Битвы за Москву обстановка стала спокойней. Однако 1-й СБАП продолжал наносить удары по дорогам, железнодорожным станциям и мостам,  узлам вражеской обороны. Позже, в июне 1942 года пилоты полка освоили ночные вылеты на фоторазведку. Они были первыми на Западном фронте, кто справился с этой нелегкой, требующей немалого мастерства летчиков и штурманов, задачей.

В целом большой опыт экипажей 1-го СБАП был востребован для решения самых разных задач – например, осенью 1942-го – зимой 1943 года экипажи бомбардировщиков доставляли во вражеский тыл партизанам оружие и боеприпасы, иногда даже буксировали планеры с десантниками. Очень тяжелыми были вылеты на поддержку наземных войск в не слишком удачных операциях фронта в районе Болхова и Ржева. К сожалению, несмотря на то, что основные силы врага в это время были прикованы к Сталинграду, потерь 1-му СБАП избежать не удалось. К этому времени самолеты СБ окончательно устарели и воевать на них было очень трудно и опасно. С сентября 1942 года по Ржеву и позициям врага на этом участке фронта было сделано почти 600 боевых вылетов.   

Итогом боевой деятельности полка в 1941-1942 годах стал приказ Народного комиссариата обороны СССР N 374 от 22 ноября 1942 года. В нем говорилось: «За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплинированность и организованность, за героизм личного состава 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк преобразован в 22-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк». 

К 22 ноября 1942 года в списках погибших значилось 58 человек, а из всех красноярцев в списках части остался только один летчик – Иван Горбунов.

IV.   22-й гвардейский бомбардировочный полк в 1943-1945 гг.

В декабре 1942 года гвардии подполковник Донченко сдал полк и отбыл в распоряжение начальника военной академии – учиться на командира авиадивизии. Полк принял сначала – майор Волков (до этого – комиссар, а потом замполит части), а с марта 1943 года и до конца войны 22-гвардейским бомбардировочным авиаполком командовал подполковник Николай Барулин, опытный летчик, воевавший в бомбардировочной авиации с июня 1941 года.

В целом в первой половине 1943 года полк был, что называется, во «второй линии» – к интенсивным боевым действиям его не привлекали. К счастью, к этому времени авиация Красной армии уже располагала достаточными силами и не было необходимости бросать в бой, на верную гибель  безнадежно устаревшие бомбардировщики СБ. Всего с момента прибытия на фронт и до 1 июля 1943 года полк совершил 2455 боевых вылета, сбросил на врага свыше 32 тысячи авиабомб различной мощности. К концу 1943 года за боевые подвиги орденами и медалями было награждено 106 воинов полка.  

Верховное командование высоко оценило подвиг сибиряков. Приказом НКО СССР N 207 от 4 мая 1943 года «в честь организации и сформирования авиационного полка, прохождения учебно-боевой подготовки в Красноярске» 22 гвардейскому бомбардировочному полку  было присвоено  собственное наименование «Красноярский». Отметим – собственное имя «Красноярский» присвоено не по месту сражения, а по месту формирования и прохождения им учебно-боевой подготовки. Это был, пожалуй, единственный случай в истории Великой Отечественной войны. 

30 июня 1943 года остатки полка были переведены на аэродром Ляды (близ Тамбова), часть была выведена из боевых действий. Почти 9 месяцев 22-й гвардейский бомбардировочный Красноярский авиаполк находился в тылу – он был пополнен личным состав и, наконец-то, перевооружен на новую технику. Пилоты и техники освоили американские бомбардировщики Дуглас A-20 «Бостон».

По знаменитому договору ленд-лиза в СССР поступило около 3 000 таких машин. Это был вполне современный самолет имевший скорость в 500 километров в час, мощные и надежные двигатели, хорошее оборонительное вооружение и навигационное оборудование. На «Бостонах» гвардейцы провоевали до самого Дня Победы. 9 апреля 1944 года полк отбыл на фронт: 30 самолетов, из которых 27 A-20 «Бостон»; 123 человека летного и 199 технического и начальственного состава.

22-й гвардейский бомбардировочный полк вновь оказался в самой гуще боев – сначала действовал на 1-м Украинском фронте, наносил удары по целям в районе Львова, Зборова, Золочева и других городов на западе Украины. Летали и днем, и ночью – бомбили станции, дороги, узлы обороны. Полк сопровождал пехоту, наступавшую на Карпаты, помогал ей выйти на оперативный простор Венгрии и Чехословакии. Немцы сопротивлялись ожесточенно, почти всегда над целью экипажи полка встречали огнем зениток.  За время действия в составе 1-го Украинского фронта полк потерял 11 самолетов и 17 человек личного состава.

С 1 августа 1944 года 22-й гвардейский полк воевал  на 4-м Украинском фронте. Занимался ночной разведкой, производил налеты на коммуникации противника сразу в трех государствах – Чехословакии, Венгрии и Польше. За время работы на 4-м Украинском фронте погибло 8 летчиков, 7 штурманов, 13 стрелков-радистов и воздушных стрелков, 4 механика. За это же время полк произвел 1040 боевых вылета и сбросил 1350 тонн авиабомб.

Конечно, вражеской авиации в небе теперь было гораздо меньше, но  немецкие истребители атаковали «Бостоны» полка вплоть до апреля 1945 года. Но 1944-й – не 1941-й, а «Бостон» не СБ – самолет «живучий», его стрелки встречали врага огнем крупнокалиберных пулеметов, к тому же часто наши истребители сопровождали и охраняли бомбардировщики. Поэтому самые большие потери несли от зениток и от … тумана. Так, в июле 1944 года,  экипажи полка ушли на бомбежку железнодорожного узда во Львове. А возвращаться им было некуда – основной и запасной аэродромы закрыла плотная пелена тумана, и топлива в баках для ухода на тыловые базы уже не было. Бомбардировщики садились в условиях нулевой видимости, что привело к нескольким катастрофам – погибли экипажи летчиков Акимова и Чадина, а так же заместителя командира полка майора Лехмуса – всего 11 человек.      

До самого конца войны полк не выходил из боев. Последний боевой вылет состоялся уже после официальной капитуляции Германии – рано утром 9 мая 1945 года полк вылетал на бомбежку группировки фашистов, не желающей сдаваться. И потери 22-й гвардейский бомбардировочный полк нес за считанные дни до Победы. Так, единственный в полку Герой Советского Союза Иван Кобылянский был убит осколком зенитного снаряда над целью 22 апреля.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04 июля 1945 года полк был удостоен ордена Суворова III степени. Кроме ордена, в 1944 году личный состав 22-го гвардейского бомбардировочного пять раз удостаивался личной благодарности Верховного Главнокомандующего (за Львов, Карпаты и Ужгород, а так же за бои в Словакии), а в 1945 году  в адрес полка последовало четыре благодарности ВГК – за действия в Польше и Чехословакии.

День Победы полк встретил в Германии на аэродроме Обер-Глогау. Затем он обосновался на базе Росвайде (Германия) и находился здесь до 18 августа 1945 г., когда его перебросили в СССР. С середины августа до середины декабря полк нес службу на аэродроме Сутиски Винницкой области. В конце 1945 года перебазировался в Среднюю Азию, в Фергану, где и продолжил службу вплоть до расформирования в 1960 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении я бы хотела ответить на главный вопрос: «Почему же этот полк назвали Красноярским?». Изучив литературу об истории полка, я поняла, что это произошло по двум причинам:

во-первых, потому что 1-й СБАП был сформирован и базировался именно в Красноярске, во - вторых, за особые заслуги в ходе боевых действий в 1941-1942 годах, когда полк принимал участие в боях под Москвой, и большая часть его экипажей составляли сибиряки-красноярцы. Именно в то время полк понес самые большие потери в личном составе. К концу 1942 года в полку из красноярцев остался только один летчик – Иван Горбунов.

И хотя после окончания Великой Отечественной войны прошло уже 69 лет, о подвигах красноярских летчиков мы не должны забывать - благодаря им, и миллионам других солдат и офицеров, была завоевана Победа. 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И. Дроздов, сост. Л.И. Горбунова, сост. Е.В. Кутаков, сост. Н.Ф. Шкарев. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.

2. Красноярск – Берлин. 1941 – 1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. – Красноярск: Поликор, 2010.

3. Швабедиссен В. Сталинские соколы./ Пер. с англ. – Мн.: Харвест, 2001.

4. Журналы «Крылья Родины», «История авиации», «Авиация и время».

5. http://izvestia.asu.ru/2008/4-3/hist/TheNewsOfASU-2008-4-3-hist-44.pdf  

6. http://www.krasrab.com/archive/2011/12/30/06/view_article  

7. http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/bap1.dat    

8. http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=33829.0;wap2

 

 

Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Героическая летопись Красноярского края. Летопись красноярска


Летопись Земли Енисейской — История города Красноярска и Красноярского края

На Всемирном конгрессе антропологов и археологов в Москве археолог-исследователь Бирюсинских и Караулкинских пещер А.С. Еленев демонстрировал свои наиболее интересные находки. [10], [60], [233] http://topchronicle.ru/2018/03/31/лето-1892-года/  Алексей Сергеевич Еленев родился в Смоленске, в 1856 г. археолог, педагог. По окончании физико-математического факультета Петербургского университета (1878) направлен в Красноярскую мужскую гимназию. В 1879—92 преподаватель Красноярской… Continue reading →

Губернатором Л.К. Теляковским устроена первая сельскохозяйственная, промышленная и отчасти научная выставка. [280] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-года/ Во время губернаторства Л. К. Теляковского в Красноярске состоялась первая сельскохозяйственная и промышленная выставка (1892). Выставка имела следующие отделы: земледелие (злаки), огородничество, земледельческие орудия и машины, скотоводство, пчеловодство, заводская промышленность, кустарная и ремесленная промышленность, горный отдел, научный и типографский. Леонид Константинович Теляковский (1833—1908) Енисейский… Continue reading →

В Красноярске открылась первая в городе Покровская церковно-приходская мужская воскресная школа. [279] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-года/ Свято-Покровский Кафедральный Собор является старейшим из дошедших до нас каменных сооружений Красноярска. Церковь Покрова, в том облике, в котором она известна жителям города, была заложена в 1785 году на месте сгоревшей в 1773 году деревянной церкви. Храм… Continue reading →

Совет Общества попечения о начальном образовании с благословения епископа Енисейского и Красноярского Александра открыл мужскую воскресную школу на 11 человек с бесплатным обучением. [264], [279] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-13/ Первое в Сибири Общество попечения о начальном образовании открылось в 1882 году в Томске. Затем появились такие общества в Барнауле, Енисейске, Омске, Красноярске, Минусинске, Канске.… Continue reading →

В селе Дубенском Минусинского округа создается сад одним из первых садоводов-энтузиастов Сибири Михаилом Гавриловичем Никифоровым. [96] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-12/ Михаил Гаврилович Никифоров (1855-1923) Родился в г. Иркутске в семье декабриста А. Щукина. После окончания Иркутского реального училища учился на медицинском факультете Казанского университета, но был исключён за революционную деятельность. Один из зачинателей сибирского садоводства.… Continue reading →

Археологом П.С. Проскуряковым исследована знаменитая ныне Торгашинская пещера. [279], [320] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-11/ ‎ Павел Проскуряков был первым директором Красноярского краеведческого музея. Собранные им археологические артефакты легли в основу музейной коллекции. Педагог, археолог, краевед. Первый директор Красноярского краеведческого музея. Родился в 1857 г. Умер в 1919 г. Окончил Санкт-Петербургский университет. П. С. Проскуряков, работая учителем в красноярской гимназии, активно занимался археологическими… Continue reading →

Ректором Санкт-Петербургской духовной академии стал красноярец епископ Борис (в миру Владимир Владимирович Плотников). [302] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-10/ Борис — епископ Русской православной церкви, епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Богослов. Епископ Борис, в миру Владимир Владимирович Плотников, сын столоначальника Красноярского духовного правления, родился 16 июля 1855 года в г. Красноярске. Довольно рано лишившись отца, он… Continue reading →

На сельскохозяйственной и промышленной выставке в Красноярске типографии Кудрявцева вручена Большая золотая медаль. [196] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-9/ Емельян Федорович Кудрявцев родился 7 августа 1857 года в деревне Малые Грязнухи Чембарского уезда Пензенской губернии. Его родители были крепостными крестьянами. В 1862 году семью «бунтовщика» Федора Кудрявцева выслали в Восточную Сибирь, в село Зеледеево Красноярского… Continue reading →

Экспедиция Л.А. Ячевского определила водоразделы бассейнов Подкаменной Тунгуски, Ангары и Кана. [135] http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-8/ Леонард Ячевский родился 30 августа (11 сентября) 1858 в Белостокском уезде Гродненской губернии. Окончил Петербургский горный институт в 1883 году. Свои геологические исследования производил в Забайкальской области, затем в окрестностях Нерчинска и по притокам реки Онона (золотые промыслы), в 1889 году… Continue reading →

В селе Перово (ныне с. Партизанское) родился Петр Поликарпович Петров, сибирский писатель, активный участник партизанского движения, репрессирован в 1941 году. [96]  http://topchronicle.ru/2018/03/31/1892-год-7/ Пётр Поликарпович Петров  (1892 — 1941) — русский советский писатель, литератор. Участник гражданской войны в Сибири, председатель Объединенного совета Степно-Баджейской партизанской республики, заведующий агитотделом партизанской армии, главный редактор газеты «Соха и… Continue reading →

topchronicle.ru

Радиотехнический завод - Героическая летопись Красноярского края

Работу выполнила: Семенова Наталья Валентиновна, 

учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ №32"

Интернет источники: 

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД:  ПРОГУЛКА В ИСТОРИЮ 

    Каждый год 16 августа мы отмечаем наш общий праздник - день рождения предприятия. В этот день мы обычно подводим итоги нашей работы, вспоминаем прошлое и, конечно заглядываем в будущее.     В действительности история предприятия начинается намного раньше и связана с историческим прошлым радиотехнической промышленности страны.     История предприятия начинается с первого радиотехнического предприятия России, созданного в Петербурге основателем радиотехнической промышленности России - М.А. Айзенштейном в 1908 году.    ОАО «НПП «Радиосвязь» занимает особое место в промышленности Красноярского края. Те, кому удалось побывать в музее радиотехнического завода, что в здании заводоуправления, знают о книге воспоминаний работников завода («Страницы истории радиотехники в Красноярском крае», Красноярск, 2006). Почти все заводчане упоминают «итальянские казармы», на территории которых располагается теперь завод, - есть интересные моменты и из жизни Красноярска 50-60-х годов.     Заглянем и мы в историю Радиотехнического завода г. Красноярска.    

Так выглядел Макет-план расположения заводских зданий и сооружений, построенных в 1949-1964 гг. (вверху снимка ул. Бограда, внизу - Маркса)    Радиотехнический (тогда он назывался завод № 327, позже п/я № 1) эвакуировался в Красноярск из Ленинграда в августе 1941 г. Первоначально завод располагался в здании лесотехнического института на проспекте Сталина (СибГТУ на Мира), проходная была со стороны Ленина. Улица Сталина, по словам одного из заводчан, в 40-50-е годы выглядела очень даже неплохо, а вот на Ленина сплошь были деревянные дома, где печки топили углем. Поэтому после прогулки по центру лица гулявших часто были запачканы сажей.

        В 1950-51 гг. завод переезжает на новую (нынешнюю) территорию. Это место в те годы называлось «итальянские казармы». Д.М. Ширман вспоминает, что первое подразделение завода, начавшее работу на новой площадке, был «слесарно-каркасный цех № 2, размещавшийся в помещениях бывших казарм, каких-то остатках церкви, объединенных в корпус № 3». Получается, что одновременно со строительством новых корпусов, использовали старые помещения казарм. Вот еще: «главный конструктор завода располагался в кабинетике с промокшими и гниющими углами» (явно старое!).     Жили заводчане в домах на Красномосковской, Демьяна Бедного, многие указывают в воспоминаниях адрес общежития на Омской, 26. Тогда это была окраина города. Оттуда ходил заводской автобус, однако часто на работу добирались пешком через Алексеевку и Николаевку.
Дома 25 по Демьяна Бедного сейчас нет. Зато есть очень похожие: № 33, 31. 

Облезлый желтый это № 33, розовый - 31:

    

    А.В. Фефелов вспоминает, что в 1957 г., когда он пришел впервые на завод, от казарм осталось последнее строение – кузница (перед входом в КБ). Заводоуправление размещалось в том же здании, что и КБ. А в здании, где сейчас заводоуправление, размещался техникум. Проходная была на ул. Декабристов. По периметру завода (Декабристов, Бограда, Робеспьера) стояли одноэтажные деревянные бараки. На том месте, где сейчас сквер на Маркса, тоже были одноэтажные бараки.

Заводоуправление на Маркса (адрес Декабристов 19/1):

    А вот что пишет В.В. Кравченко (пришел на завод в 1959): «Завод был окружен деревянными бараками, оставшимися от «итальянских казарм». Новым корпусом было заводоуправление, это здание строилось для технического училища, но вскоре отошло заводу. Специально для завода были выстроены два корпуса: один на углу улиц Маркса и Робеспьера, где сейчас находится КБ, второй большой корпус – вдоль улицы Декабристов. Остальные здания строились позже.     Здание с башенками на углу ул. Маркса и Робеспьера во времена Хрущева было спорным: считалось несоответствующим современной архитектуре. Хотя архитекторами был задуман въезд на улицу Маркса от Красной площади с двумя башенками на зданиях, расположенных на противоположных сторонах улицы. На жилом доме башенку успели сделать, а производственное здание осталось с каким- то нелепым завершением и деревням шестом на крыше вместо башенки. (Вторая башенка была построена совсем недавно)
    Первыми из «итальянских казарм» были снесены деревянные бараки по ул. Бограда и Робеспьера. Вместо них возникли кирпичные четырехэтажные здания.. К весне 1961-го планировался снос длинного одноэтажного барака вдоль улицы Маркса. Но судьба распорядилась иначе. Барак сгорел зимой в самые лютые морозы…»

Заводской корпус на ул. Робеспьера:

Корпус по ул. Бограда:Заглянем в музей Радиотехнического завода

    Это раритетное модерновое кресло было эвакуировано в Красноярск вместе с заводом № 327. Сделано кресло в конце 19 века немецкими мастерами, служило в начале 20 в. в Петербурге, в фирме "Маркони", точнее в её русском филиале под названием "Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов". Здание завода находилось по адресу Лопухинская улица, 14а. После национализации, в 1919 г. предприятие вошло в трест заводов слабого тока. В 1923 г. в составе треста была создана научно-исследовательская лаборатория для производства радиоаппаратуры. Учреждение получило название "Центральная радиолаборатория". В 28-ом году ЦРЛ влилась Нижегородская радиолаборатория.Кресло служило в новом учреждении. Одно время на нем сидел некто Х. Чижов, оставивший надпись, датированную 1934 годом.    В 1935 ЦРЛ влилась в Отраслевую лабораторию профессиональных устройств (ОРПУ) при вновь созданном комбинате мощного радиостроения имени Коминтерна. Из ОРПУ в 1937 г. выделился НИИ, который в 1939 г. превратился в Государственный союзный опытный завод, или завод № 327. Такова вкратце история нашего радиотехнического завода до того момента, как он был эвакуирован в Красноярск.

  Кресло в Красноярске служило начальнику производства Н.М. Звереву, затем главному конструктору Н.Ф. Макушину, много лет Н.И. Тересину. Не сгорело в заводском пожаре 1947 года, не потерялось при переезде.        Здесь вы видите макет радиоприводного маяка "Колба", выпускавшегося в Красноярске в годы войны. Предназначался для посадки самолетов на аэродроме в любое время суток. Выпускался на 4-х машинах. Дальность действия - 500 км. В годы войны выпущено 27 штук.

А это первый директор Радиотехнического завода в Красноярске, точнее и.о. директора А.П. Блескин

Продукция завода № 327

Ученые, работавшие в Красноярске в 1941-46 гг.

Среди них есть и наш земляк - Антон Антонович Савельев, родом из Богучан:    Радиоприемник 1 класса Р-250 ("Кит", АС-1), главный конструктор - А.А. Савельев. Радиоприменик использовался в радиосетях Генштаба, штабов фронтов и армий и т.п. и т.д. Разработан в 1948 г. Производился с 1949 г. по 1961 гг. За разработку этого прибора Савельев был награжден орденом Ленина и Сталинской премией.

"Дети войны" - подростки, работавшие на заводе в 1941-45 гг.

Радиоприемник "Стрела" дарили передовикам производства,

 победителям соц. Соревнования

Основная продукция завода: системы радионавигации, 

 системы спутниковой и тропосферной связи:

Радиостанция тропосферной связи Р412-Б. Год выпуска 1969:

На переднем плане - радиостанция тропосферной связи "Торф-2". 

Выпускалась по заказу Министерства обороны:

Директора радиотехнического завода:

Разнообразная продукция завода:

Правительственная связь

ГЛОНАСС

и где все это применялось:

 

Звание

Имя

Период

майор

Хотминский

05.38 - 01.39

полковник

Руденко

01.39 - 05.39

полковник

Александр Константинович Богородецкий

05.39 - 01.40

майор

Семен Алексеевич Донченко

01.40 - 03.41

подполковник

Карнафель Франц Николаевич

03.41 - 08.10.41

майор, подполковник

Семен Алексеевич Донченко

10.41 - 11.42

гв. майор

Д.А.Волков

11.42 - 03.43

майор, гв. подполковник

Николай Иванович Барулин

03.43 - 05.45

Семен Алексеевич ДонченкоНиколай Иванович Барулин Иван Горбунов  Комиссар полка Д.А. Волков знакомит лейтенанта И.Н. Горбунова с материалом из газеты «Красная Звезда» о его экипаже.    Самолет СБ образца 1938 года. Именно такими машинами был вооружен 1-й СБАП в начале Великой Отечественной войны. 

   

 

Дуглас А-20 «Бостон» - на этих бомбардировщиках полк воевал в 1944-1945 годах.

                         

sites.google.com

Героическая летопись Красноярского края

Название мероприятия Сроки проведения Ответственные  Первый урок «Мой край. Моя малая Родина»   Классные руководители Цикл классных часов, посв. 80-летию Красноярского края Сентябрь-октябрь Классные руководители Краевой конкурс школьных сайтов «Героическая летопись Красноярского края»: «На красноярской земле не было войны, но…» «Моя семья в истории края» Сентябрь-октябрь Вологдина Т.М., рук-ль школьного музея Создание тематической экспозиции об истории Красноярского края Сентябрь-ноябрь Вологдина Т.М., рук-ль школьного музея; Масалитина О.Н., педагог ДО Краевой конкурс «Мой Флаг! Мой  Герб!» Сентябрь-октябрь Вологдина Т.М., рук-ль школьного музея Всероссийский день чтения   (посвящен творчеству сибирского писателя Э.Ахадова) Булкина Л.А., зав. школьной библиотекой Интенсивная школа «Лидер» краевого школьного парламента, посвященная 80-летию Красноярского края Неустроева Е.В., зам.директора по ВР Городской  проект «Юность Красноярья» В течение года Кобелева А.С., социальный педагог Конкурс рисунков «Мой Красноярский край» Ноябрь-декабрь Гимальдинова З.Р., педагог-организатор День истории Красноярского края Неустроева Е.В., зам.директора по ВР Классные рук-ли Единый краевой урок «Край будущего» Неустроева Е.В., зам.директора по ВР Классные рук-ли Гор. фестиваль «… край в сердце моем навеки» В течение года Неустроева Е.В., зам.директора по ВР Гор. хореографический конкурс «Танцы народов Красноярского Края» Петухова М.С.,педагог доп.образования Конкурс чтецов «…край в сердце моем навеки» Октябрь-ноябрь Широких Т.А., рук-ль МО учителей русского языка и литературы Городской конкурс хоров «Голос школы» Кошляк Л.В., рук-ль школьного хора Дистанционная олимпиада «Наш Красноярский край» Куданкина М.И., куратор работы с одаренными детьми Кружок «Краеведение» В течение года Вологдина Т.М., рук-ль школьного музея;

letopisi-yar.blogspot.ru

Героическая летопись Красноярского края | Официальный сайт МБОУ СШ №50

7 декабря 1934 – образован Красноярский край.

233323

Постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 г. вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев был образован Красноярский край. В состав края вошли 31 район, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа. Центром стал город Красноярск. Красноярский край был образован почти в прежних границах бывшей Енисейской губернии, площадь его составляла свыше двух миллионов квадратных километров. С юга на север край пересекается мощной водной артерией — Енисеем — длиной в 4477 километров.Красноярский край — второй по площади регион России.Протяжённость от севера до горных районов Южной Сибири равна почти 3000 км. На площади 2339,7 тыс. кв. км расположились 42 района, 15 городов и 4 ЗАТО (закрытые административные территориальные образования).С юга на север по территории края протекает одна из крупнейших рек мира — Енисей, общей длиной 4092 км.Красноярский край является также одной из богатейших в плане обеспеченности природными ресурсами территорий Российской Федерации. Это лежит в основе инвестиционной привлекательности региона.В крае открыто более 6 тыс. месторождений различных видов полезных ископаемых.Здесь находится 70 % запасов угля России, основные российские запасы платины, медно-никелевых руд, исландского шпата.По добыче золота край занимает одно из первых мест в стране.В Красноярском крае разведано 25 месторождений нефти и газа.Столица Красноярского края — Красноярск.

Шушенское

Шушенское

Этот поселок в Красноярском крае известен, прежде всего, тем, что здесь в ссылке три года прожил молодой Владимир Ленин. Главная достопримечательность — это музей-заповедник под открытым небом «Шушенское», не имеющая аналогов сохранившаяся сибирская деревня конца 19 века.

Бобровый Лог

Бобровый лог

Наиболее известный горнолыжный курорт Восточных Саян, Бобровый Лог, расположен на окраине Красноярска, на северо-западном склоне Куйсимских гор, в долине реки Базаиха. Горнолыжный сезон длится в Бобровом Логе шесть месяцев: с января по апрель. В остальное время комплекс работает как парк развлечений.

Большой Арктический заповедникКрасноярский край, пос. Дудинка

Большой Арктический заповедник

Находится заповедник за полярным кругом — на Таймырском полуострове и мелких островах, где многолетняя мерзлота, куда добраться можно только по воздуху, да и то в летную погоду. Но впечатлений даже от одной поездки вам определенно хватит на целую жизнь.

ЕргакиКрасноярский край, Ермаковский район

ЕргакиВ списке Всемирного фонда дикой природы (WWF) этот природный парк — сотый по счету, юбилейный. Туристы знают о здешних красотах давно и приезжают сюда со всех уголков мира — ради спокойных озер, шумных водопадов и захватывающих дух видов на горы и с них.

Красноярские столбыКрасноярский край

Красноярские столбыКрасноярские столбы — это государственный природный заповедник, расположенный в отрогах Восточных Саян, на правом берегу Енисея. Местные скалы столбами названы из-за своей формы. Возраст столбов достоин уважения: по разным данным, прошло от 450 до 600 миллионов лет со дня их возникновения.

Музей вечной мерзлоты в Игаркеул. Б. Театра, д. 15а

Музей вечной мерзлоты в ИгаркеЭтому музею за Полярным кругом ни в России, ни в мире аналогов нет. Создан он в одном из подземелий Игарской мерзлотной станции, с 1930-х годов изучающей вечную мерзлоту и ее свойства. Самая глубокая точка шахты находится на глубине 14 метров от поверхности.

Путоранский заповедникКрасноярский край, плато Путорана

Путоранский заповедникПлато Путорана… Одно загадочное название горной страны, на которой находится заповедник, уже манит. Исключительно красивые ландшафты, богатый животный и растительный мир затерянного мира влекут не только ученых, но и туристов, любознательных и любящих приключения.

Саяно-Шушенский заповедникКрасноярский край, пос. Шушенское

Саяно-Шушенский заповедникОдно из самых труднодоступных заповедных мест на территории Российской Федерации находится в южной части Красноярского края, на западных склонах Саян. Сам по себе заповедник был организован в семидесятых годах прошлого века исключительно для того, чтобы компенсировать ущерб природе от строительства и эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС.

Таймырский заповедникКрасноярский край, Хатанга

Таймырский заповедникСюда едут полюбоваться полярным сиянием или побывать на празднике оленевода… Но все же Таймырский заповедник — для экстремалов, для тех, кто не боится морозов. Погода на одноименном полуострове на севере Красноярского края не балует теплом: снег и заморозки бывают даже в июле.

Тунгусский заповедникКрасноярский край, пос. Ванавара

Тунгусский заповедникОчевидно, вы слышали о Тунгусском метеорите, так вот история создания заповедника неразрывно связана с этим неизученным явлением. 30 июня 1908 в междуречье Подкаменной Тунгуски произошёл сверхмощный взрыв космического объекта неустановленной природы. И хотя следов практически не осталось, этатайна влечет за собой все новых и новых туристов.Главная и самая обширная из достопримечательностей Красноярского края — суровая, загадочная, величественная и очень красивая северная природа, великолепие и щедрость которой настолько обширны, что увидеть всё определённо невозможно не только за один отпуск, но и за несколько лет жизни в регионе. Самая известная достопримечательность Красноярского края, которая сразу же приходит на ум при упоминании области, конечно, знаменитые Красноярские столбы — удивительное творение природы, состоящее из многочисленных высоких скал, по форме напоминающих столбы. Но и помимо них в Красноярском крае есть, на что полюбоваться — например, отправившись в заповедники Ергаки или Большой Арктический. В первом туристов встретят захватывающие дух горные ландшафты и удивительно красивые водопады, во втором — вечная мерзлота во всём её великолепии — не удивляйтесь, казалось бы безжизненные арктические просторы чрезвычайно разнообразны на разные формы животной и растительной жизни. Подробнее узнать о вечной мерзлоте можно в её собственном музее в городе Игарка.Одно из самых загадочных мест России — Тунгусский заповедник — также находится на территории Красноярского края. Больше ста лет назад здесь произошло падение неизвестного космического объекта, и по сему поводу до сих пор нет ясности — был ли это метеорит или загадочные эксперименты по перемещению энергии.Горнолыжники по достоинству оценят зимний курорт Бобровый Лог на склонах Восточных Саян — кстати, здесь ничуть не менее интересно и летом, когда на его территории работает парк развлечений. Ну а получить экскурс в недавнюю историю Отечества можно в посёлке Шушенское — здесь коротал часы ссылки сами знаете кто; вдобавок стоит погулять и по сохранившейся с конца 19 века аутентичной сибирской деревне.

school50.ru

Красноярск

Список, учиненный города второй части приставом фурьером Спириным коликое имело разно чина и звания людей своими домами в жительстве находяща

Штаб- и обер-офицеры

1.   (290)Евсеев Василий [Гаврилович] роты 2 [секунд-]майор (2-11)            3-ВГ-Го

2.          Ботвинкин [Иван], штатной городской команды прапорщик (1-17)

3.   (276)Мельников Алексей [Федорович] (1-11)                                              3-ВГ-Во

4.   (316)Лалетин Федор [Герасимович] (2-9)                                                     4-ВГ-Во/По

Купцов живущих

1.   (366)Тюрепин Иван [Михайлович?] (1-151)                                                 3-ГП-По

2.   (294)Близневской Семен [Яковлевич], нижнеудинский (2-114)                 3-ВГ-Го

3.   (297)Ермолаев Алексей [Иванович] (1-161)                                                  3-ВГ-Во/Ду

4.   (349)Токарев Федор [Степанович] (2-115)                                                    2-ГП-Пе

Штатной городской команды

1.   (359)Шахматов Илья [Иванович], фурьер (1-20)                                         3-ГП-Го

2.   (362)Юшков Афанасий [Иванович], капрал (1-21)                                     3-ГП-Го

3.   (377)Торгашин Яков [Ильич], солдат (1-25)                                                 3-ГП-Пе

4.   (412)Кряжев Иван [Прокопьевич], солдат (1-30)                                         3-ПБ-Пе

5.   (405)Таран Федор [Леонтьевич], солдат (1-26)                                            4-ПС-Пе

6.   (88) Челпанов Антон [Осипович], солдат (1-22)                                         4-ВБ-Во/По

7.          Челпанов Григорий [Осипович], солдат

8.   (87) Челпанов Осип [Родионович], солдат (1-24)                                        4-ВБ-По

9.   (74) Груздев Петр [Иванович], сержант (1-19)                                            4-ВБ-Во

Томского пограничного батальона роты 3

1.          Спирин Андрей [Алексеевич], фурьер, [частный пристав 2-й части] (2-14)

2.   (199)Черкасов Петр [Гаврилович], капрал (2-22)                                         4-БМ-Мк/Ги

3.   (275)Раскащиков Петр [Алексеевич], [флейщик] (2-26)                             3-ВГ-Во/Ду

4.   (363)Попов Петр [Иванович] (2-33)                                                               3-ГП-Го/По

5.   (354)Ошаров Иван [Алексеевич] (2-30)                                                         3-ГП-Го/Ду

6.   (381)Терсков Афанасий [Дмитриевич] (2-32)                                               3-ГП-Ду

7.   (406)Будучин Тимофей [Иванович] (2-28)                                                    4-ПС-Пе/По

8.   (410)Плеханов Семен [Осипович] (2-38)                                                       3-ПБ-Пе

9.           Шадрин Алексей [Семенович] (2-45)

10. (368)Кудрявцев Андрей, [цирюльник] (2-58)                                                3-ГП-Пе/По

11.         Черкашенин Яков [Никифорович] [барабанщик] (2-24)                   

12.         Попов Константин [Иванович] (2-46)

13.         Михалев Леонтий [Гаврилович] (2-36)

14. (408)Бутин Леонтий [Степанович] (2-39)                                                    3-ПБ-Пе

15.         Корнилов Алексей [Федорович] (2-44)

16. (168)Корабельников Петр [Григорьевич] (2-37)                                         5-ББ-Бл/Ги

17. (210)Метелкин Иван [Яковлевич] (2-41)                                                      5-БМ-Бк

18.          Шагин Иван [Исаевич] (2-40a)                                                            

19.         Лебедев Панкрат [Игнатьевич] (2-42)                                                 

20.         Волховицкий Марко [Петрович] (2-40)                                                          

21.         Потылицын Григорий [Васильевич]

22.         Чанчиков Иван [Иванович] (2-31)      

23.   (149)Кожуховский Иван [Васильевич] (2-35)                                             4-ББ-Бк

24.           Кобяков Иван

Казаки служащие

1.     (292)Овсянников Николай [Степанович] (2-84)                                         3-ВГ-Го

2.             Овсянников Федор [Яковлевич] (2-83)                                                          

3.             Овсянников Иван [Степанович] (2-82)                                                          

4.             Елисеев Симеон [Осипович] (2-85)                                                    

5.             Иконников Герасим [Алексеевич] (1-109)

6.             Белянин Иван

7.             Калашников Илья [Григорьевич] (1-71)

8.     (293)Елисеев Иван [Федорович]                                                                 3-ВГ-Го

9.     (391)Мосин Тимофей [Максимович]                                                         4-ГП-Го

10.   (389)Тетерин Семен [Петрович] (2-88)                                                       4-ГП-Го

11.   (307)Козмин Роман [Трифонович] (2-89)                                                    4-ВГ-Го

12.   (314)Путимцов Александр [Алексеевич] (1-68)                                         4-ВГ-По

13.   (288)Терсков Яков [Иванович]                                                                    3-ВГ-Го

14.   (73) Потылицын Дмитрий [Яковлевич] (1-115)                                         4-ВБ-Во

15.   (301)Саламатов Артамон [Яковлевич] (1-60)                                              4-ВГ-Во

16.   (78) Паршуков Григорий                                                                             4-ВБ-Во/Ги

17.           Нахвальнов Степан [Иванович] (1-112)                                                         

18.   (138)Спиридонов Стефан [Яковлевич] (1-67)                                             4-ББ-Бл/По

19.   (139)Ярославцов Гаврила [Алексеевич] (1-54)                                           4-ББ-Бл

20.   (81) Зырянов Федор [Андреянович] (2-96)                                                 4-ВБ-Бк

21.   (81) Донковцов Данило         (2-96)                                                              4-ВБ-Бк

22.   (209)Затрутин Степан [Михайлович]                                                          5-БМ-Бк/Ги

23.   (198)Монастыршин Илья [Михайлович] (2-102)                                        4-БМ-Ги

24.   (225)Песегов Илья [Семенович] (2-101)                                                      4-МК-Мк

25.   (162)Кобяков Иван [Иванович] (1-62)                                                          4-ББ-По

26.   (512)Ермолаев Илья [Никитич] (1-58)                                                         ЗС

27.   (510)Ермолаев Василий [Никитич] (1-57)                                                   ЗС

28.   (358)Курбатов Иван [Дмитриевич] (1-97)                                                   3-ГП-Го

29.           Ваньков Иван [Иванович] (1-51)                                                                    

30.   (281)Шахматов Василий [Михайлович] (1-55)                                           3-ВГ-Во

31.           Потылицын Никита [Львович] (2-86)                                                

32.   (511)Ермолаев Василий [Никитич] (1-57)                                                   ЗС

Отставные разного чина казаки и солдаты и дети боярские

1.     (291)Петухов Василий [Григорьевич], [казак] (2-91)                               3-ВГ-Го

2.     (424)Потылицын Конон [Алексеевич], [капрал] (1-118)                           2-ПБ-Бе

3.     (312)Юшков Козьма [Иванович] [отст.сын боярский] (2-75)                   4-ВГ-Го

4.     (413)казака [Алексея] Ошарова вдова Наталья [Ивановна]                      3-ПБ-Пе

5.     (409)Мосин Федор [Максимович], [сержант] (1-91)                                 3-ПБ-Пе

6.     (63) Калашников Григорий [Григорьевич], [солдат] (1-92)                     3-ВБ-Бл

7.     (388)казака [Романа] Елисеева вдова [Евфимия Федоровна] (2-87)        4-ГП-Го

8.     (313)Елисеев Алексей [Михайлович], [казак]                                            4-ВГ-Го/По

9.             Шахматов Петр [Симонович] (2-56)

10.          взятого в рекруты [Ивана] Черепанова жена Авдотья [Родионовна] (1-163)

11.   (382)казака [Федора] Потылицына вдова Анна [Ивановна] (2-86)          4-ГП-Го/по

12. (80) Бутин Максим [Яковлевич] (2-61)                                                         4-ВБ-Бл

13.           Скварсков Григорий [Иванович] , [солдат] (1-93)

14.           Мишустин Михаил

15.   (358)взятого в рекруты Леонтия Курбатова жена Мавра [Васса Федоровна]

             (1-97)                                                                                                       3-ГП-Го

16.           Терентьев Иван

17.   (509)Пермяков Андрей [Степанович] (2-62)

18.           Ярославцов Дмитрий [Петрович] (1-94)

19.           Толшин Алексей [Трофимович], [сын боярский] (1-107)               

20.    (357)солдатка Стрижева Екатерина [Ивановна] (2-64)                             3-ГП-Го

21.    (197)Обжорин Василий [Иванович], [казак] (1-114)                                 4-БМ-Ги

Метки: Красноярск, история Красноярска, краеведение

ug2012.livejournal.com


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..