6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Музей-пароход «Святитель Николай». Пароход музей святитель николай в красноярске


экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Музей-пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

На вечном приколе на набережной Енисея стоит самый быстроходный и комфортабельный для своего времени (а это конец 19 века) колесный пароход «Святитель Николай». В 1891 г. именно на нем в Красноярск прибыл цесаревич Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин. Кому и чему только ни служило судно: после списания превратилось в баржу, после служило сливной базой, затем попало в лом и ждало разборки на металл. Но пароход был спасен токарем Львом Арутюновым: он не только покопался в истории, доказав, что списанная баржа — не что иное, как корпус того самого парохода, на котором отбыл в ссылку Ленин, но и преодолел долгую бюрократическую переписку и многочисленные запросы. В итоге «Святитель Николай» был восстановлен в Подтесове, затем его доставили на историческую родину — в Красноярск. Сейчас это музей, пароход-музей.

В 1891 г. на пароходе «Святитель Николай» в Красноярск прибыл будущий император России Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин.

Вот еще любопытные факты из истории парохода-музея. Чтобы установить его на то место, где он сейчас находится — возле Красноярского музейного центра, бывшего Музея Ленина, в течение месяца поднимали уровень воды на Красноярской ГЭС. Затем еще месяц вода сходила, и после пароход укрепили на пьедестале. Енисей, по всей видимости, никак не мог смириться с тем, что пароход превратился в музей: в 2006 г. случился паводок, затопило набережную города, больше месяца «Святитель Николай» стоял в воде по иллюминаторы. Реставрация прошла только спустя годы — в краевой казне попросту не было денег на восстановление музея.

Сейчас пароход-музей «Святитель Николай» — это 300 кв. м экспозиции. Часть посвящена жизни Владимира Ильича в ссылке: здесь можно увидеть каюту, в которой он плыл: обстановка восстановлена до мелочей. Конечно, есть николаевские покои.

В музее, кроме постоянных экспозиций, проводятся разножанровые выставки: посвященные Великой Отечественной войне и войне 1812 г., «Дама сдавала багаж», «Командор Резанов». Музей-корабль интересен и детям: можно полазить по палубе, покрутить штурвал и — дети это особенно любят — позвонить в рынду. Палуба «Святителя» — отличное место для того, чтобы любоваться Енисеем.

Восстановленный «Святитель»

Практическая информация

Официальный адрес парохода-музея: Красноярск, площадь Мира, 1а.

Телефон: +7 (391) 265-34-84.

Время работы: вторник — воскресенье: с 10:00 до 18:00, четверг: с 10:00 до 21:00.

Добраться до музея можно на любом автобусе, идущем в центр Красноярска. Вас конкретно интересует Стрелка — красноярцы так называют место слияния рек Енисей и Кача. Выходите на остановке «Гостиница "Октябрьская"» или «БКЗ», идете на набережную, прямо за зданием Красноярского исторического центра и стоит корабль.

Стоимость билетов: детский, студенческий — 50 RUB, взрослый — 70 RUB, для пенсионеров — 60 RUB.

Фото- и видеосъемка платные: 50 и 100 RUB соответственно. Если вы хотите, чтобы для вас провели экскурсию по пароходу, договаривайтесь заранее по телефону. Если наберется группа, то интересный рассказ будет стоить недорого — в районе 100-200 RUB с человека, индивидуальные экскурсии стоят, естественно, дороже.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Аренда авто в России для поездки за границу — сервис весьма популярный, взять и вернуть машину можно практически везде. Поэтому нередки «линейные» поездки, когда туристы прибывают в один город, берут машину, едут через полстраны и улетают домой оттуда.

Как получить от Красноярска максимум впечатлений? Разумеется, у каждого путешественника свой способ, но аренда авто в Красноярске Авито — самый очевидный вариант для тех, кто не любит торчать во время отдыха на одном месте. Но тут важно помнить, что чем раньше вы займетесь выбором авто, тем лучше.

tonkosti.ru

Святитель Николай (пароход-музей) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску «Святитель Николай»Флаг
Российская империя Российская империяСССР 

ru.wikipedia.org

Музей-пароход "Святитель Николай"

На набережной Енисея рядом с Музейным центром на Стрелке есть необычный музей-пароход “Святитель Николай”.  Судно было построено более века назад, и на его борту в разное время побывали самые известные исторические деятели: последний российский император Николай II и В. И. Ленин.

Пароход принадлежал красноярскому купцу И. М. Сибирякову. Корабль был построен в Тюмени, на воду его впервые спустили в 1887-м году. Пока судно было на плаву, оно курсировало между по Енисею между Красноярском, Енисейском и Минусинском, а 1 июля 1891-го года с его борта на красноярскую землю ступил цесаревич Николай. Специально к его визиту изготовили кресло с двуглавым орлом, оно и сейчас хранится в музее-пароходе. Через шесть лет, в 1897-м, пароход доставил Ленина (на тот момент ещё Ульянова) в Минусинск, где тот должен был отбывать сибирскую ссылку. Сейчас именитые пассажиры остаются на борту в виде восковых фигур в своих каютах.

Оригинальный интерьер сохранился лишь в кают-компании, где проходили обеды. Всего кают было 14, из них шесть - первого класса, остальные - второго. Пассажиры, путешествовавшие третьим классом, обходились и вовсе без кают, им выделялись места прямо на палубе на двухъярусных нарах. Экипаж числом 12 человек управлялся с самым быстроходным на тот момент на Енисее двигателем шведского производства. Пароход списали в 1927-м году, а из его корпуса решено было сделать баржу. Она продержалась на плаву вплоть до 1960-го года, после чего отправилась на “кладбище кораблей” в Подтёсово. Но уже в 1968-м судно решили восстановить в его первоначальном виде. Часть кают не удалось отреставрировать доподлинно, в них сейчас размещены различные экспозиции, в их числе “Сибирское чаепитие”, “Командор Рязанов” и другие.

 Судьба приготовила ещё одно испытание кораблю, когда в 2006-м году во время необычайно сильного весеннего паводка музей буквально затопило. Многие экспонаты, ковры и другой текстиль приходилось экстренно сушить прямо на улице. На полное восстановление от губительной стихии потребовалось четыре года.

 В музее-пароходе “Святитель Николай” проходят и временные выставки. Некоторые из них сопровождаются театрализованными представлениями. В 2010-м году к списку экспозиций были добавлены ещё и выставки об истории Московского тракта и Транссибирской магистрали.

www.krinfo.ru

Пароход-музей «Святитель Николай» — Интернет-энциклопедии Красноярского края

За время ремонтных работ полностью изменились экспозиционные площади. В третьем классе была устроена выставочная площадь, экспозиция там будет постоянно меняться. Изменен интерьер внутри парохода, при этом внешне пароход остался таким, каким был построен в 1886 г. В музее представлены новейшие технологии — четыре информационных киоска, в которых есть полная информация о Енисее, пароходстве и истории технического транспорта, в том числе железной дороги.

В музее хранятся различные документы дореволюционного и советского периода, письма исследователей Азии, деятелей науки и культуры. Собраны личные фонды краеведа А. А. Савельева, этнографа А. П. Ермолаева, художника В. И. Сурикова за досоветский период, в составе которых — дневники и записки по исследованию Восточно-Сибирского края. Научно-техническая документация представлена картами Енисейской губернии, Красноярского края, Красноярска, планами отдельных участков.

На фотодокументах досоветского времени запечатлены виды городов и поселков Енисейской губернии, церкви, монастыри, бытовые сцены, представители разных сословий и др. Имеется комплект фотографий по истории золотодобывающей промышленности Енисейской губернии конца XIX — начала XX в., о строительстве Великой Сибирской железной дороги, развитии судоходства на Енисее. Хранятся снимки художника В. И. Сурикова и его родных.

Фотоматериалы советского времени рассказывают о промышленных стройках, предприятиях, крупных электростанциях, колхозах и совхозах, о деятельности научных и культурных учреждений края, творческих коллективов, в том числе Красноярского ансамбля танца Сибири. Среди фотодокументов — виды городов и сел.

Фотодокументы периода Великой Отечественной войны отражают боевые действия воинов-красноярцев, работу тыла. Хранятся портреты кавалеров трех степеней ордена Славы и героев Советского Союза, в том числе А. А. Кожевникова, С. И. Кретова, В. П. Лаптева, К. А. Малыгина.

Пароход-музей «Св. Николай» расположен по адресу: 660049, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 1а.

my.krskstate.ru

Пароход Святитель Николай — Красное место

История парохода «Св.Николай» оказалась невольно связанной с судьбой исторических личностей, символизировавших две очень разные эпохи в политической жизни страны. В 1891 году на нем из села Березовского в Красноярск был доставлен будущий император России Николай II, а через шесть лет, в 1897 году на этом же пароходе в шушенскую ссылку проследовал В.И.Ленин.

Грузопассажирский колесный пароход «Святитель Николай» в конце прошлого века считался одним из самым быстрым на Енисее. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Судно строилось в 1887 году в Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника А.М.Сибирякова.

Предоставим слово специалисту:

Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 8 деревянных плиц. При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.

Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами — специальными конструкциями, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.

Ходовой мостик совсем даже не открытый, но не запертый. И дымовая труба перекрывает спереди весь обзор, если стоять за штурвалом так, как показывают в кино.

Хотя так и есть! на фотографии, сделанной 1 июля 1891 года видно, что ходовой мостик открытый.

С обратной стороны к ходовому мостику примыкает каюта капитана.

На верхней, прогулочной, палубе вдоль леерного ограждения раньше стояли скамейки, по шесть с каждого борта. Сейчас скамеек нет. А сама  палуба покрыта деревянным настилом.

В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения.

Например вот такое помещение «в нос», по левому борту, с надписью на двери — «Механикъ».

Сердце судна – паровой двигатель, изготовили в Швеции в 1886 году. Паровая машина мощностью 160 л. с. вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода против течения реки до 8 км/ч. На фотографии невозможно передать размеры двигателя, но там видна дверь с нижней палубы в машинное отделение.

Входить в машинное отделение не разрешается правилами.

«Правила для пассажиров на частных речных пароходах» еще сто лет назад, невзирая на чины и звания, также запрещали входить в трюм машинного отделения, только назывался он тогда «машинная камера», хорошо хоть высаживали на берег в жилом месте.

Пароход имел шесть кают 1-го класса, одно- , двух- и трехместных; восемь кают 2-го класса четырех- , шести- и восьмиместных. Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом на полу, со временем на пароходе для их удобства были построены двухъярусные нары.

А ведь еще где-то должны были размещаться 12 членов экипажа парохода !

Удалось разыскать некоторых членов команды парохода, а также попутчицу В.И.Ленина — Л.И.Удимову. В 1897 году она училась на курсах фельдшеров и ехала на «Св. Николае» к подруге. Владимир Ильич не мог допустить, чтобы девушка ехала в третьем классе, и поселил ее в своей каюте. По словам Л.И.Удимовой, они много беседовали, поскольку поездка занимала двое суток. На завтрак в буфет первого класса, куда ее приглашал ссыльный революционер, Л.И.Удимова идти по скромности отказалась, и тогда Владимир Ильич принес ей завтрак на палубу, где они любили любоваться Енисеем.

«Речник Енисея»

Правда, «Речник Енисея» скромно упустил некоторые моменты — Владимир Ильич в это время был еще холост(его невеста Крупская приедет в Шушенское только через год), а пароход прибыл на пристань Сорокино только на 5-е сутки. Так вот они и мучились в маленькой  одноместной каюте первого класса.

Здесь я делала статью о том, как восстанавливали пароход «Св.Николай» к 100-летней годовщине со дня рождения В.И.Ленина.А здесь, как пароход едва не утонул, после того, как отметил свое 120-ти летие.

В настоящий момент на пароходе вовсю идет ремонт нижней палубы, готовится новая экспозиция, для которой из музея судоходства взяли самые интересные фотографии. Обещают открыться в октябре. Поэтому сейчас поход на корабль получился довольно неудачным — и фотографии из музея взяли и сами их не показывают.

А с историей парохода «Св.Николай» не все так просто, вот предлагаю читателям для затравки пару фотографий:

Дополнительные фотографии

дополнена 3.05.16 в 6:15

www.krasplace.ru

Красноярск. Музей-пароход "Святитель Николай" - Сергей Шаманов

В августе прошлого года, находясь в Красноярске, мы с Юлькой побывали на пароходе "Святитель Николай", что пришвартован на вечной стоянке на набережной Енисея в качестве музея. У этого парохода интересная и непростая судьба, о которой я сейчас вам расскажу. Начну вот с этой фотографии более чем столетней давности, всмотритесь, и вы почувствуете, как веет от неё сырым и холодным воздухом Енисея, духом сибирской тайги, золотыми приисками, связками соболиных шкур, свободой, приключениями и авантюризмом:

Пароход "Святитель Николай" был построен золотопромышленником А.М. Сибиряковым 128 лет назад в Тюмени на заводе Курбатова. Сорок лет с 1986 по 1927 год ходил он по Енисею между городами Енисейск, Красноярск, Минусинск. Возил товары и пассажиров по великой сибирской реке. Но шло время. В 1927 году из корпуса парохода сделали несамоходную нефтеналивную баржу, которая проходила до 1960 года, после чего была благополучно списана и отправлена на кладбище кораблей. И сгинул бы "Святитель Николай", как и многие его современники, в металлоплавильных печах, если б не довелось ему в своё время прокатить одного очень почитаемого в СССР пассажира. А имя тому пассажиру - Владимир Ильич Ульянов. Именно к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата и был восстановлен пароход.Но о том, каким образом Ленин оказался среди пассажиров "Святого Николая", мы с вами узнаем чуть позже, чтобы не нарушать хронологию повествования.Сначала ещё немного исторических артефактов. Вот фотография ещё одного парохода тех времён (фото я увидел и переснял на борту "Св. Николая"). Пароход как две капли похож на наш, только с одной трубой. Это фото даёт возможность ещё раз прочувствовать эпоху конца XIX и начала XX веков:

Ну, а чтобы совсем окунуться в историю, почитаем рекламные объявления тех лет, их я тоже обнаружил на борту "Св. Николая" и перефотографировал (картинки кликабельны):

На стыке XIX и XX веков "Св. Николай" считался самым быстрым пароходом на Енисее, имел шведские паровые машины и мог развивать скорость против течения до 8 километров в час. При этом топливом ему служили дрова. К тому же слыл самым комфортабельным судном - здесь было шесть кают первого класса, восемь второго. Был и третий класс, пассажиры которого располагались прямо на палубе - без кроватей и удобств. Всего же пароход мог взять одновременно на борт до 200 пассажиров. Вот так пароход-музей выглядит сейчас:

Как я уже упоминал, вторую жизнь пароход получил благодаря тому, что однажды его пассажиром стал Ленин. Но задолго до этого возил наш речной труженик персону и поважнее, о которой в советские времена предпочитали умалчивать. Но хватит мне, пожалуй, говорить загадками и излишне интриговать вас. Давайте спустимся со мной к каютам и я вам всё расскажу, только аккуратнее, лестница очень крутая:

В июле 1891 года на пароходе "Святитель Николай" переплыл Енисей наследник русского престола цесаревич Николай Александрович Романов (будущий император Николай II). Ехал он на нём правда не долго от села Берёзовка, которое сейчас является пригородом краевого центра до Красноярска, в этой каюте:

А спустя шесть лет в апреле 1897 года в ссылку в село Шушенское плыл на этом пароходе долгих и томительных четыре дня Владимир Ильич Ленин. Плыл в компании соратников по партии и товарищей по несчастью В. В. Старкова и Г. М. Кржижановского. Кстати, в архивах речного пароходства сохранились интересные документы, из которых следует, что уже тогда в далёком 1897 году Ленин был добрым и отзывчивым человеком. Узнав, что в 3-м классе (а мы помним, что третий класс - это палуба на свежем воздухе, без кроватей) следует тем же маршрутом некая молодая особа фельдшерица Л. И. Удимова, Ленин не в силах допустить, чтобы женщина испытывала лишения, предложил ей разделить место в своей каюте. На что Л. И. Удимова охотно согласилась. А поскольку Ленин ехал в ссылку без Крупской, то ничего не мешало молодым людям "беседовать" (как уверяют источники) весь долгий путь в ссылку:

Погуляв по недрам парохода, мы вновь поднимаемся на среднюю палубу. Делаем несколько снимков на фоне Енисея и стоящих рядом теплоходов:

Я думаю о том, что за сорок лет своей работы на реке пароход "Святитель Николай" кроме VIP-персон повидал немало простых людей, о которых сейчас мало кто вспомнит. Но люди эти были не менее интересны. Сколько же искателей приключений ходило по палубе этого парохода. Сколько авантюристов, которыми всегда так богата была Сибирь, повидал он - путешественники, охотники, золотоискатели...Наверное, если бы пароход мог рассказать всё что видел за свою жизнь, получился бы лучший из всех романов, написанных когда-либо о Сибири.

На следующем фото одно из главных мест любого судна - камбуз. Мы с вами видим сквозь окна связки с луком, бублики, пирожки, хлеб и рыбу. Незамысловатая еда для обычных непритязательных пассажиров третьего класса. А чем же почивали состоятельных путешественников?

Вот выдержка из меню, которое я увидел на стене парохода:

От такого меню потекли слюнки, очень захотелось срочно пойти и пообедать, можно даже чего-нибудь попроще чем "таймень под майонезомъ", но мы-то сюда пришли за пищей духовной. Поэтому не отвлекаемся на соблазны и продолжаем экскурсию, поднимаемся выше - на самую верхнюю прогулочную и смотровую палубу:

Перед нами ходовая рубка - отсюда осуществлялось управление пароходом:

Юлька, стоя за штурвалом парохода, пробует себя в роли капитана. Видимость на реку не очень хорошая, потому что огромная дымовая труба спереди загораживает собой весь обзор, это видно не только на этом фото, но и на следующем:

На верхней палубе вдоль леерного ограждения расположены лавочки, где сидели и любовались на Енисей во время плавания состоятельные дамы и господа прошлого и позапрошлого веков:

Сейчас с прогулочной палубы открывается чудесный вид на Коммунальный мост, так же, как и часовня с Караульной горы, попавший на изображение десятирублёвой купюры:

Небо в тот августовский день над Енисеем было по-сибирски суровым:

Вот такая у нас получилась небольшая, но незабываемая экскурсия в прошлое, которую мы провели на пароходе "Святитель Николай", надеюсь вам было не менее интересно, чем нам:

По сложившейся традиции сканированное изображение входного билета, которые я большой любитель собирать, по билету видно, что пароход является частью Красноярского краеведческого музея:

P.S. Первое фото взято отсюда.

Другие материалы по теме нашей поездки в Красноярск в августе 2013 года:Красноярск: восхождение на Караульную горуЭкскурсия в Красноярский краевой краеведческий музейПрогулка по зоопарку КрасноярскаОвсянка и окрестности: на родине Виктора АстафьеваКрасноярск - 2013. Заключительная часть

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

shamanov-sergey.livejournal.com

Красноярск - пароход-музей ''Св. Николай'': yarowind

В Красноярске, чуть ниже по течению от речного вокзала стоит пароход-музей ''Св. Николай''.

Грузопассажирский речной пароход построен в 1886 году в городе Тюмени. Мощность машины 500 л.с. Команда 12 человек. «Святитель Николай» принадлежал купцу А. М. Сибирякову и был в своё время самым быстроходным судном на Енисее. Курсировал между Енисейском, Красноярском и Минусинском. Топливом служили дрова, каковых он сжигал до 50 кубометров в стуки.

Ныне осмотреть его можно всего за 15р. Несколько лет назад на корабле были воссозданы каюты первого и второго класса, но наводнение на Енисее полностью их затопило и они до сих пор не восстановлены.1.

На этом пароходе в 1891 го в Красноярск из села Берёзовского прибыл цесаревич, будущий император Николай II. А в 1897 г на нем же (вот она – иронию судьбы) из Красноярска до Новосёлово к месту ссылки ехал будущий убийца императора – некто Ленин.

После Октябрьской революции 1917 года пароход был переименован в «Николай». В 1927 году пароход был переоборудован в несамоходную нефтеналивную баржу.В 1970 году пароход был восстановлен, на нём была развёрнута экспозиция, посвящённая жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребывании на судне.2.

3.

4 Гребные винты

5.

6.

7.

8.

9.Машинное отделение

10. Правила пользования кораблем:)

11. По лесенке можно подняться на верхнюю палубу

12.

13.

14. Капитанская рубка

Если рулевой устал, то можно присесть:)15.

16.

А потом мы еще немного покатались на катере17.

18.

Спальные районы города19.

yarowind.livejournal.com


Погода от gismeteo

Вверх