Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Храмы и монастыри. Храмы енисейска красноярский край


Храмы Енисейска строили мастера из народа

Сегодня экскурсию по городу-памятнику проводит руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константин Шумов.

Константин Юрьевич более 30 лет занимается архитектурой Енисейска и в конце ноября он рассказал о городе и его храмах на лекции в культурно-историческом центре «Успенский»:

- Архитектура Енисейска изучается уже около 40 лет, но до сих пор еще не все ясно. До 1824 года архитекторов не было, проектировали землемеры и геодезисты по уже известным образцам, не было и документации. Мастера из народа строили по рисункам, причем, строили очень качественно. Например, сейчас при строительстве храмов делают железобетонные своды, потому что выложить свод некому – нет мастеров. А в 18 веке приезжал мастер, как это было в Енисейске, набирал учеников, и они работали под его руководством. Деревянные храмы Енисейска не сохранились, известны только их изображения. В 18-19 веках на территории примерно два квадратных километра в центральной части Енисейска было построено 10 каменных храмов, многие утрачены полностью.

В 1978 году в Енисейск приехала первая экспедиция архитекторов, чтобы провести учет и поставить памятники на государственную охрану, что и позволило их сохранить. Сейчас в Енисейске работают 150 археологов со всей страны, культурный слой достигает 4,5 метров. Есть программа по восстановлению памятников архитектуры, в их числе и храмы. Сегодня мы поговорим о них.

Богоявленский собор

Богоявленский собор. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Это самый первый каменный собор Енисейска и первый храм Енисейской губернии, официальная дата строительства - 1730-50годы. На самом деле, известно, что закладка собора произошла еще раньше, в 1709 году. Мастеров в Енисейске тогда не было, пригласили мастера из Тобольска, Федора Меркурьевича Чайку. Он строил храмы в Тобольске и в Москве, и перенес в Сибирь образец московской архитектуры. История строительства не сохранилась, в 1778 году в Енисейске случился пожар, уничтоживший практически весь город и, конечно, архивы. Рисунок Богоявленского собора хранится в Тобольском архиве. Напомню, в те времена мастера из народа строили по рисунку. Особенности архитектуры того времени: одноглавие (пятиглавие вернулось позже, при Елизавете), и расположение на одной оси храма, трапезной и колокольни, так называемый «корабль» – все это есть и у Богоявленского собора.

Стоит обратить внимание и на декорацию стен, она выполнена фасонными кирпичами различной конфигурации, которые делали на месте.

Бывший кафедральный собор - один из лучших образцов сибирского каменного зодчества, памятник архитектуры регионального и федерального значения. К 400-летию Енисейска храм восстановят.

Воскресенская церковь

Построенная в 1735-1747 годах, она завершает с востока панораму исторического центра города. Это одна из крупнейших церквей Сибири, по архитектуре и декорации похожая на Богоявленский собор. От этой церкви остались так называемый восьмерик на четверике (здание квадратной формы, на котором есть надстройка в виде восьмиугольника), они в хорошем состоянии, церковь действующая. Сохранилась и проектная документация. И хотя Воскресенская церковь не будет полностью восстанавливаться к юбилею города, то, что от нее осталось, поможет возродить Богоявленский собор.

Украшена церковь так называемым жучковым фризом (выложенные из фасонного кирпича буквы Ж). Это редчайший элемент декорации, он встречается только в Москве и в Соликамске, который на тот момент времени был храмовым центром России. Жучковый фриз считается уральским элементом, но вообще-то он языческий и символизирует шесть ростков растения, их процветание.

Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря

Строительство каменного собора начато в 1731 году, освящены теплые церкви в 1750 году. После ликвидации монастыря в 30-х годах прошлого века в соборе долгое время размещался склад. Монастырь вновь открыли только в 1991 году.

Собор находится в центре восточной половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром монастырского ансамбля, состоящего из Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды.

Спасский собор – образец творчества уральских мастеров, создателем собора является Акинфий Денисович Стахиев. Спасский собор похож по архитектуре и декорации на Богоявленский собор, и на Воскресенскую церковь.

Благодаря своему расположению на высокой точке он является основной доминантой городской панорамы Енисейска. Тем более, что собор уже отреставрирован на средства краевого бюджета, это памятник архитектуры регионального и федерального значения.

Кстати, в Енисейске, в монастыре провел зиму 1661-62гг., отбывая сибирскую ссылку, главный идеолог старообрядчества протопоп Аввакум.

Преображенский храм

Он полностью разрушен, найден только фундамент в районе современной администрации Енисейска. Не сохранились и документы, остались только фотографии столетней давности, по которым видно, что Преображенский собор резко отличался от тех храмов, что уже были в Енисейске: это был первый двухэтажный храм с шатровой колокольней. Образцом для Преображенского храма стал храм Воскресения в Тобольске, он сохранился и по нему можно судить и о том, каким он был в Енисейске.

Христорождественская церковь

Она, как и Спасский собор, построена мастером Акинфием Стахиевым в 1758 году. Это был двухэтажный храм, на первом этаже - зимняя церковь, на втором – летняя. Именно этот храм стал образцом для храмов Восточной Сибири.

Троицкая церковь

Троицкая церковь. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Она построена в южной части города на небольшой возвышенности в 500 м от Енисея в 1772-1776 годах.

Впервые придельные храмы были спроектированы одновременно с «кораблем» (храм-трапезная-колокольня), впервые ее строили самостоятельно сибирские мастера (енисейские и иркутские).

Троицкая церковь - одно из лучших произведений «енисейской школы» с насыщенным и стилистически единым декоративным убранством фасадов. Здесь тоже применяли фасонный кирпич, более 30 типоразмеров, из которого были выложены декорации высшего качества. Но все же они не похожи на предыдущие. Навершия дверей похожи на архитектуру Юго-Восточной Азии, они «срисованы» с иркутских храмов. Покровская церковь в Красноярске – более поздняя реплика Троицкой церкви.

Троицкая церковь очень сильно разрушена, первый проект реставрации был сделан еще в 1980 году, сейчас он обновлен, церковь будет восстанавливаться.

Церковь Захария и Елизаветы

Это единственная надвратная церковь в Красноярском крае! Она находится на территории Спасо-Преображенского монастыря, сейчас полностью восстановлена.

Успенский собор

Строился очень долго, с 1793 по 1818 год, поскольку постоянно либо пристраивали приделы, либо меняли и достраивали здания на территории собора. Это реплика тобольской церкви Воскресения. Внешний декор – тотьминского происхождения. В то время купцы из Тотьмы Вологодской губернии и енисейские купцы вместе занимались пушным бизнесом, - так появились в Сибири декорации тотьминских храмов.

Успенскую церковь строили как кладбищенскую, но храм получился очень жизнерадостный, возвышенный, отличается контрастной покраской декоративных элементов вокруг окон.

Памятник архитектуры федерального значения. Ныне полностью восстановлен, это кафедральный собор Енисейской епархии.

Позже по образцу Успенского будут строить храмы в Енисейской губернии, всего их получилось 13! Ближайший от Красноярска находится в Емельяново.

Иверская церковь

На фото 1906 года - Иверский женский монастырь с Воскресенской церковью и часовней над местом упокоения Даниила Ачинского. Фото: из архива Константина ШУМОВА

В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Воскресенская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай!

В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация.

Часовня Даниила Столпника

В 1843 году в Иверском женском монастыре поселяется местночтимый святой старец Даниил Ачинский, здесь же его хоронят и строят каменную часовню над местом упокоения. Она не сохранилась, но есть фото и чертежи. Часовня была построена по типу военно-мемориальных храмов, возникших в 16 веке, похожий храм иконы Казанской божией матери есть в Москве на Красной площади.

Поскольку Даниил Ачинский был участником войны 1812 года, а часовню строили в год 80-летия победы над Наполеоном, польский архитектор Худзинский решил воспроизвести этот военно-мемориальный стиль в Енисейске.

Сейчас найден фундамент часовни, есть проект, предполагается восстановление часовни.

Также во время раскопок найдены мощи Даниила, идет генетическая экспертиза, в деревне Санжары под Полтавой и в Москве живут его родственники, но, к сожалению, непрямые.

НАША СПРАВКА

Енисейск в 2019 году будет праздновать 400-летие, к этому времени город должен сильно измениться. В том числе будет отреставрирован 21 объект культурного наследия

Енисейск единственный в Красноярском крае сохранил планировочную структуру и основной фонд исторической застройки.

В середине XVIII века Енисейск достигает своего высшего расцвета и входит в десятку крупнейших городов России. Это центр сибирской иконописи с собственной архитектурной школой сибирского барокко.

В XIX веке Енисейск — самый крупный город губернии — входил в десятку лучших уездных городов Российского государства и был одним из красивейших городов Сибири.

Свое социально-экономическое значение город утратил в связи с открытием Московского тракта, а затем Транссибирской железной дороги.

В 1869 году сильный пожар почти полностью уничтожил город. Пожар начался 3 июля и продолжался до октября. В конце XIX в. Енисейск стал городом-банкротом.

В 1970 году Енисейск стал городом-памятником (таких исторических городов в России всего 41), а в июне 2000 году центральная часть города была занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На государственной охране находится 25 объектов культурного наследия федерального значения и 72 – регионального. Большинство из них, 63,9%, в неудовлетворительном состоянии, здесь никогда не проводили реставрацию.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Москве построят храм как в Лесосибирске

Проект красноярского архитектора Владимира Медиевского вошел в программу возведения двухсот православных храмов в столице.

В 2013 году специально для выставки «Зодчество Сибири», Владимир Медиевский сделал 16 планшетов своих работ, посвященных архитектору Анатолию Блохину.

- Это мой учитель, руководитель первых работ, человек, который приложил много усилий для восстановления школы культовой архитектуры в Красноярском крае, - рассказывает Владимир Медиевский, доцент кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.

Фото: Владимир МЕДИЕВСКИЙ

В Красноярской епархии решили повторить выставку и показать ее не только специалистам, но и всем желающим. Каждый планшет размером в один квадратный метр посвящен одной работе, здесь представлены фото и чертежи храмов, многие из которых уже построены на территории Красноярского края. А один из них, храм Андрея Первозванного в Лесосибирске, взят за основу будущего московского храма.

- Я был главным архитектором этого храма, но не думаю, что он будет повторен в точности, - говорит Владимир Медиевский. – Один к одному не всегда получается, да и нет такой необходимости.

Владимир Валерьевич выступил автором и соавтором проектов Пантелеимоновского храма в Красноярске, Данииловского — в Ачинске, Введенского — в Сосновоборске, Покровского — в поселке Абан, сейчас курирует строительство спроектированного им Троицкого храма в селе Казачинское.

- Строительство идет не так быстро, как хотелось, но идет, и сейчас заливаются верхние своды. И попутно идет работа над созданием целого комплекса на территории храма с гостиницей и культурным центром, - рассказывает архитектор. – Планируется создать в Казачинском паломнический центр. Сюда уже сейчас едут со всей страны к мироточащей иконе, а после восстановления Енисейска к 2019 году поток туристов и паломников возрастет, и по пути в Енисейск они смогут остановиться в Казачинском и, возможно, в Большой Мурте, в которой работал святитель Лука.

Внимание!

Музейно-просветительский центр духовной культуры «Касьяновский дом» приглашает на выставку храмовой архитектуры и музейных экспонатов. Главными предметами экспозиции станут графические материалы (фото, чертежи) возведенных в Красноярском крае храмов, в проектировании которых участвовал член Союза архитекторов России, автор проектов крупных комплексов культовой архитектуры Владимир Медиевский.

8 декабря после церемонии открытия выставки гости смогут лично пообщаться с архитектором, начало встречи в 19.00.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии

пр. Мира, 43

Открытие 8 декабря в 18.00

До 14 января (посмотреть экспозицию можно по предварительной записи +7-902-910-66-18, Юрий).

Вход свободный.

www.krsk.kp.ru

Храмы Енисейска строили мастера из народа

07.12.2016   Храмы Енисейска строили мастера из народа

В единственном в крае городе-памятнике каждая постройка уникальна до сих пор. И хотя многое утрачено частично или навсегда, многое будет восстановлено к предстоящему 400-летию

Сегодня экскурсию по городу-памятнику проводит руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константин Шумов.

Константин Юрьевич более 30 лет занимается архитектурой Енисейска и в конце ноября он рассказал о городе и его храмах на лекции в культурно-историческом центре «Успенский»:

— Архитектура Енисейска изучается уже около 40 лет, но до сих пор еще не все ясно. До 1824 года архитекторов не было, проектировали землемеры и геодезисты по уже известным образцам, не было и документации. Мастера из народа строили по рисункам, причем, строили очень качественно. Например, сейчас при строительстве храмов делают железобетонные своды, потому что выложить свод некому – нет мастеров. А в 18 веке приезжал мастер, как это было в Енисейске, набирал учеников, и они работали под его руководством. Деревянные храмы Енисейска не сохранились, известны только их изображения. В 18-19 веках на территории примерно два квадратных километра в центральной части Енисейска было построено 10 каменных храмов, многие утрачены полностью.

В 1978 году в Енисейск приехала первая экспедиция архитекторов, чтобы провести учет и поставить памятники на государственную охрану, что и позволило их сохранить. Сейчас в Енисейске работают 150 археологов со всей страны, культурный слой достигает 4,5 метров. Есть программа по восстановлению памятников архитектуры, в их числе и храмы. Сегодня мы поговорим о них.

Богоявленский собор

Богоявленский собор. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Это самый первый каменный собор Енисейска и первый храм Енисейской губернии, официальная дата строительства — 1730-50годы. На самом деле, известно, что закладка собора произошла еще раньше, в 1709 году. Мастеров в Енисейске тогда не было, пригласили мастера из Тобольска, Федора Меркурьевича Чайку. Он строил храмы в Тобольске и в Москве, и перенес в Сибирь образец московской архитектуры. История строительства не сохранилась, в 1778 году в Енисейске случился пожар, уничтоживший практически весь город и, конечно, архивы. Рисунок Богоявленского собора хранится в Тобольском архиве. Напомню, в те времена мастера из народа строили по рисунку. Особенности архитектуры того времени: одноглавие (пятиглавие вернулось позже, при Елизавете), и расположение на одной оси храма, трапезной и колокольни, так называемый «корабль» – все это есть и у Богоявленского собора.

Стоит обратить внимание и на декорацию стен, она выполнена фасонными кирпичами различной конфигурации, которые делали на месте.

Бывший кафедральный собор — один из лучших образцов сибирского каменного зодчества, памятник архитектуры регионального и федерального значения. К 400-летию Енисейска храм восстановят.

Воскресенская церковь

Построенная в 1735-1747 годах, она завершает с востока панораму исторического центра города. Это одна из крупнейших церквей Сибири, по архитектуре и декорации похожая на Богоявленский собор. От этой церкви остались так называемый восьмерик на четверике (здание квадратной формы, на котором есть надстройка в виде восьмиугольника), они в хорошем состоянии, церковь действующая. Сохранилась и проектная документация. И хотя Воскресенская церковь не будет полностью восстанавливаться к юбилею города, то, что от нее осталось, поможет возродить Богоявленский собор.

Украшена церковь так называемым жучковым фризом (выложенные из фасонного кирпича буквы Ж). Это редчайший элемент декорации, он встречается только в Москве и в Соликамске, который на тот момент времени был храмовым центром России. Жучковый фриз считается уральским элементом, но вообще-то он языческий и символизирует шесть ростков растения, их процветание.

Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря

Строительство каменного собора начато в 1731 году, освящены теплые церкви в 1750 году. После ликвидации монастыря в 30-х годах прошлого века в соборе долгое время размещался склад. Монастырь вновь открыли только в 1991 году.

 

Собор находится в центре восточной половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром монастырского ансамбля, состоящего из Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды.

Спасский собор – образец творчества уральских мастеров, создателем собора является Акинфий Денисович Стахиев. Спасский собор похож по архитектуре и декорации на Богоявленский собор, и на Воскресенскую церковь.

Благодаря своему расположению на высокой точке он является основной доминантой городской панорамы Енисейска. Тем более, что собор уже отреставрирован на средства краевого бюджета, это памятник архитектуры регионального и федерального значения.

Кстати, в Енисейске, в монастыре провел зиму 1661-62гг., отбывая сибирскую ссылку, главный идеолог старообрядчества протопоп Аввакум.

Преображенский храм

Он полностью разрушен, найден только фундамент в районе современной администрации Енисейска. Не сохранились и документы, остались только фотографии столетней давности, по которым видно, что Преображенский собор резко отличался от тех храмов, что уже были в Енисейске: это был первый двухэтажный храм с шатровой колокольней. Образцом для Преображенского храма стал храм Воскресения в Тобольске, он сохранился и по нему можно судить и о том, каким он был в Енисейске.

Христорождественская церковь

Она, как и Спасский собор, построена мастером Акинфием Стахиевым в 1758 году. Это был двухэтажный храм, на первом этаже — зимняя церковь, на втором – летняя. Именно этот храм стал образцом для храмов Восточной Сибири.

Троицкая церковь

Она построена в южной части города на небольшой возвышенности в 500 м от Енисея в 1772-1776 годах.

Впервые придельные храмы были спроектированы одновременно с «кораблем» (храм-трапезная-колокольня), впервые ее строили самостоятельно сибирские мастера (енисейские и иркутские).

Троицкая церковь — одно из лучших произведений «енисейской школы» с насыщенным и стилистически единым декоративным убранством фасадов. Здесь тоже применяли фасонный кирпич, более 30 типоразмеров, из которого были выложены декорации высшего качества. Но все же они не похожи на предыдущие. Навершия дверей похожи на архитектуру Юго-Восточной Азии, они «срисованы» с иркутских храмов. Покровская церковь в Красноярске – более поздняя реплика Троицкой церкви.

Троицкая церковь очень сильно разрушена, первый проект реставрации был сделан еще в 1980 году, сейчас он обновлен, церковь будет восстанавливаться.

Церковь Захария и Елизаветы

Это единственная надвратная церковь в Красноярском крае! Она находится на территории Спасо-Преображенского монастыря, сейчас полностью восстановлена.

Успенский собор

Строился очень долго, с 1793 по 1818 год, поскольку постоянно либо пристраивали приделы, либо меняли и достраивали здания на территории собора. Это реплика тобольской церкви Воскресения. Внешний декор – тотьминского происхождения. В то время купцы из Тотьмы Вологодской губернии и енисейские купцы вместе занимались пушным бизнесом, — так появились в Сибири декорации тотьминских храмов.

Успенскую церковь строили как кладбищенскую, но храм получился очень жизнерадостный, возвышенный, отличается контрастной покраской декоративных элементов вокруг окон.

Памятник архитектуры федерального значения. Ныне полностью восстановлен, это кафедральный собор Енисейской епархии.

Позже по образцу Успенского будут строить храмы в Енисейской губернии, всего их получилось 13! Ближайший от Красноярска находится в Емельяново.

Иверская церковь

На фото 1906 года — Иверский женский монастырь с Воскресенской церковью и часовней над местом упокоения Даниила Ачинского. Фото: из архива Константина ШУМОВА

В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Воскресенская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь — уникальный случай!

В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация.

Часовня Даниила Столпника

В 1843 году в Иверском женском монастыре поселяется местночтимый святой старец Даниил Ачинский, здесь же его хоронят и строят каменную часовню над местом упокоения. Она не сохранилась, но есть фото и чертежи. Часовня была построена по типу военно-мемориальных храмов, возникших в 16 веке, похожий храм иконы Казанской божией матери есть в Москве на Красной площади.

Поскольку Даниил Ачинский был участником войны 1812 года, а часовню строили в год 80-летия победы над Наполеоном, польский архитектор Худзинский решил воспроизвести этот военно-мемориальный стиль в Енисейске.

Сейчас найден фундамент часовни, есть проект, предполагается восстановление часовни.

Также во время раскопок найдены мощи Даниила, идет генетическая экспертиза, в деревне Санжары под Полтавой и в Москве живут его родственники, но, к сожалению, непрямые.

НАША СПРАВКА

Енисейск в 2019 году будет праздновать 400-летие, к этому времени город должен сильно измениться. В том числе будет отреставрирован 21 объект культурного наследия

Енисейск единственный в Красноярском крае сохранил планировочную структуру и основной фонд исторической застройки.

В середине XVIII века Енисейск достигает своего высшего расцвета и входит в десятку крупнейших городов России. Это центр сибирской иконописи с собственной архитектурной школой сибирского барокко.

В XIX веке Енисейск — самый крупный город губернии — входил в десятку лучших уездных городов Российского государства и был одним из красивейших городов Сибири.

Свое социально-экономическое значение город утратил в связи с открытием Московского тракта, а затем Транссибирской железной дороги.

В 1869 году сильный пожар почти полностью уничтожил город. Пожар начался 3 июля и продолжался до октября. В конце XIX в. Енисейск стал городом-банкротом.

В 1970 году Енисейск стал городом-памятником (таких исторических городов в России всего 41), а в июне 2000 году центральная часть города была занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На государственной охране находится 25 объектов культурного наследия федерального значения и 72 – регионального. Большинство из них, 63,9%, в неудовлетворительном состоянии, здесь никогда не проводили реставрацию.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Москве построят храм как в Лесосибирске

Проект красноярского архитектора Владимира Медиевского вошел в программу возведения двухсот православных храмов в столице.

В 2013 году специально для выставки «Зодчество Сибири», Владимир Медиевский сделал 16 планшетов своих работ, посвященных архитектору Анатолию Блохину.

— Это мой учитель, руководитель первых работ, человек, который приложил много усилий для восстановления школы культовой архитектуры в Красноярском крае, — рассказывает Владимир Медиевский, доцент кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.

В Красноярской епархии решили повторить выставку и показать ее не только специалистам, но и всем желающим. Каждый планшет размером в один квадратный метр посвящен одной работе, здесь представлены фото и чертежи храмов, многие из которых уже построены на территории Красноярского края. А один из них, храм Андрея Первозванного в Лесосибирске, взят за основу будущего московского храма.

— Я был главным архитектором этого храма, но не думаю, что он будет повторен в точности, — говорит Владимир Медиевский. – Один к одному не всегда получается, да и нет такой необходимости.

Владимир Валерьевич выступил автором и соавтором проектов Пантелеимоновского храма в Красноярске, Данииловского — в Ачинске, Введенского — в Сосновоборске, Покровского — в поселке Абан, сейчас курирует строительство спроектированного им Троицкого храма в селе Казачинское.

— Строительство идет не так быстро, как хотелось, но идет, и сейчас заливаются верхние своды. И попутно идет работа над созданием целого комплекса на территории храма с гостиницей и культурным центром, — рассказывает архитектор. – Планируется создать в Казачинском паломнический центр. Сюда уже сейчас едут со всей страны к мироточащей иконе, а после восстановления Енисейска к 2019 году поток туристов и паломников возрастет, и по пути в Енисейск они смогут остановиться в Казачинском и, возможно, в Большой Мурте, в которой работал святитель Лука.

Татьяна РЯБИНИНА

Источник

Похожие записи

enturist.ru

Архивы Красноярского края :: Успенская церковь города Енисейска

Успенская церковь города Енисейска

220 лет тому назад, «сентября 9 дня 1793 года», по благословению архиепископа Тобольского Варлаама в городе Енисейске на капиталы енисейского купца Ефима Трескина была заложена каменная Успенская церковь, которая «кончена постройкою 1797 года и освящена в том же году».

Изначально Успенская церковь была деревянной. «Успенская церковь получила начало свое 11 числа мая 1774 года по желанию всех Енисейского города жителей и благословению Епархиального Преосвященного. В городе Енисейске состоявшая приходская гостинодворская Преображенская деревянная церковь была праздною. «За построением вместо оной на другом месте каменной церкви тогда эта деревянная церковь перенесена была на настоящее место и складена тщанием вышеназванного города жителей по указанию места сего как никем не застроенного, с названием кладбищенская, и освящена была в том же году во имя Успения Пресвятой Богородицы, - гласит запись в клировой ведомости. - В 1793 году церковь сия по ветхости своей была разобрана и превращена в дрова для отопления каменной церкви, предположенной вместо ея строиться».

Строительство новой каменной Успенской церкви продолжалось несколько десятилетий. Второй этаж (холодный) во имя святых апостолов Петра и Павла заложен 11 июля 1799 года на капиталы енисейского купца Петра Трескина, брата вышеупомянутого Ефима, и освящен в июне 1818 года. В 1826 году во время своего второго посещения Енисейска епископ Иркутский Михаил лично заложил Иннокентьевский (теплый) придел во имя чудотворца святителя Иннокентия Иркутского. Построен он на средства енисейского 1-й гильдии купца Александра Кобычева и освящен в 1827 году. «На приделе сем в параллели с верхним этажом в 1842 году июля 17 числа с разрешения Епархиального Преосвященного по просьбе енисейского почетного гражданина купца 1-й гильдии Александра Александровича Кобычева (сына вышеупомянутого Кобычева, построившего Иннокентьевский придел) и его тщанием был заложен в августе 1843 года храм во имя святого благоверного князя Александра Невского».

До 1823 года Успенская церковь была кладбищенской. С 1823 года по желанию жителей, проживавших в приходе, и с разрешения епархиального руководства она была обращена в приходскую с назначением штатного причта из священника и псаломщика, а позднее и дьякона. Образовался Успенский приход, который существует и поныне.

Но сколько серьезных испытаний претерпел этот православный храм! В страшном пожаре, который вспыхнул в июле 1869 года, когда сгорела большая часть города, пять церквей, женский монастырь, Успенская церковь уцелела и не была тронута огнем, впрочем, как и во времена других крупных пожаров. Ее обходили стороной и частые разрушительные наводнения. В ней не прекращалась служба.

В 1916 году в Успенской церкви служили священник и псаломщик, за храмом было закреплено 862 прихожанина. К 1923 году, когда начались гонения на церковь, число прихожан сократилось до 250. 17 апреля 1923 года был заключен договор о передаче Успенской церкви общине верующих. К концу 1930-х годов все церкви города Енисейска, в том числе и Успенская, все 33 прихода Енисейского уезда, а также монастыри были закрыты. Местные власти распорядились ими по-своему: в Богоявленском соборе устроили котельную, в Троицкой церкви - гараж, в Воскресенской - цех механического завода, в Иверской - клуб. Здания Преображенской и Абалакской церквей отдали для общественно-культурных целей. В Успенской церкви внизу поселили спецпоселенцев, а на верхнем этаже расположился клуб авиапорта. В 1937 году с ее колокольни сняли колокола. Как полубарак для спецпереселенцев, Успенская церковь использовалась до 1945 года. 3 июля 1946 года заключен договор о передаче здания Успенской церкви в пользование Православной церкви. Службы шли в необустроенном, разоренном храме, к 1950 году порядок в нем был более-менее восстановлен. Колокола на колокольне не было до 1988 года, не было и всех семи куполов, которые вновь воздвигли в 1986 году. В том же году отреставрирован фасад. Весной 1988 года восстановлены резьба и позолота иконостаса в Успенском приделе. Реставрация храма - памятника архитектуры федерального значения продолжалась еще несколько лет, и теперь он, белокаменный, как и прежде поражает своей красотой и величием.

При подготовке материала использованы документы МКУ «Архив города Енисейска», Ф.1; Очерк Г.Фаста «Енисейск православный». - Енисейский благовест, Красноярск, 1994 г.

Г.Бесхлебная, главный хранитель фондов МКУ «Архив города Енисейска»

список статей

xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai

Архивы Красноярского края :: УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА

220 лет тому назад по благословению архиепископа Тобольского Варлаама «сентября 9 дня 1793 года» была заложена каменная Успенская церковь в городе Енисейске на капиталы енисейского купца Ефима Трескина, «кончена постройкою 1797 года и освещена в том же году».

Изначально Успенская церковь была деревянной. «Успенская церковь получила начало свое 11 числа мая 1774 года по желанию всех Енисейского города жителей и благословению Епархиального Преосвященного. В городе Енисейске состоявшая приходская гостинодворская Преображенская деревянная церковь была праздною. За построением вместо оной на другом месте каменной церкви, тогда эта деревянная церковь перенесена была на настоящее место и складена тщанием вышеназванного города жителей по указанию места сего, как никем не застроенного, с названием кладбищенская, и освещена была в том же году во имя Успения Пресвятой Богородицы», - гласит запись в клировой ведомости, - «в 1793 году церковь сия по ветхости своей была разобрана и превращена в дрова для отопления каменной церкви, предположенной вместо ея строится». Строительство новой каменной Успенской церкви продолжалось несколько десятилетий. Второй этаж (холодный) во имя святых апостолов Петра и Павла заложен 11 июля 1799 года на капиталы енисейского купца Петра Трескина (брата вышеупомянутого Ефима) и освещен в июне 1818 года. В 1826 году во время своего второго посещения Енисейска епископ Иркутский Михаил лично заложил Иннокентьевский (теплый) придел во имя всея Сибири чудотворца святителя Иннокентия Иркутского. Построен он тщанием енисейского 1-ой гильдии купца Александра Кобычева и освящен в 1827 году. «На приделе сем в параллели с верхним этажом в 1842 году июля 17 числа с разрешения Епархиального Преосвященного по просьбе енисейского почетного гражданина купца 1-ой гильдии Александра Александровича Кобычева (сына выше упомянутого Кобычева, построившего Иннокентьевский придел), и его тщанием был заложен в августе 1843 года храм во имя святого благоверного князя Александра Невского». До 1823 года Успенская церковь была кладбищенской церковью. С 1823 года по желанию жителей, проживающих в округе церкви, и с разрешения Епархиального Преосвященного, она была обращена в приходскую с назначением штатного причта, состоявшего из священника и псаломщика, а позднее и дьякона. Образовался Успенский приход, который существует и поныне.

В страшном пожаре, который вспыхнул в июле 1869 года, когда сгорела большая часть города, пять церквей, женский монастырь, Успенская церковь уцелела и не была тронута огнем. Ее обходили стороной и другие крупные пожары, случившиеся позже в городе, и частые разрушительные наводнения. В ней не прекращалась служба. В 1916 году в Успенской церкви служили 1 священник, 1 псаломщик, за храмом было закреплено 862 прихожанина. К 1923 году, когда начались гонения на церковь, сия чаша не миновала и этот православный храм. Число прихожан сократилось до 250. 17 апреля 1923 года был заключен договор о передаче Успенской церкви общине верующих. К концу 1930-х годов все церкви города Енисейска, в том числе и Успенская, все 33 прихода Енисейского уезда, а также монастыри были закрыты. Местные власти распорядились ими по своему: в Богоявленском соборе устроили котельную, в Троицкой церкви – гараж, в Воскресенской – цех механического завода, в Иверской – клуб. Здания Преображенской и Абалакской церквей отданы для общественно-культурных целей. В Успенской церкви внизу поселились спецпоселенцы, а на верхнем этаже расположился клуб авиапорта. В 1937 году сняли колокола с ее колокольни. Как полубарак для спецпереселенцев Успенская церковь использовалась до 1945 года. 03 июля 1946 года заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной церкви. Службы шли в необустроенном разоренном храме. К 1950 году порядок в нем был более или менее восстановлен. Колокола на колокольне не было до 1988 года. Не было и всех семи куполов, они воздвигнуты в 1986 году. В том же году отреставрирован фасад. Весной 1988 года восстановлены резьба и позолота иконостаса в Успенском пределе. Реставрация храма – памятника архитектуры федерального значения продолжалась еще несколько лет. И теперь он белокаменный, как и прежде, поражает своей красотой и величием.

Источники: 1. МКУ «Архив города Енисейска». Ф-l. Оп.1. Д. 17. ЛЛ.12-16; Д. 37. ЛЛ. 1-6; Д. 60. ЛЛ. 89-100. 2. Там же. Библиотечный фонд. Г. Фаст. Енисейск православный / Енисейский благовест, Красноярск, 1994. Г.Г. Бесхлебная

список новостей

xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai

Храмы и монастыри | София. Православный образовательный сайт.

Храмы

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Красноярский край, г. Норильск, ул. Пушкина, 11.

Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая). Красноярский край, Енисейский р-он, п.Абалаково.

Церковь Троицы Живоначальной. Красноярский край, Енисейский р-он, г.Енисейск, ул Перенсона 34.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.  663130 Красноярский край, Енисейский р-он, г.Енисейск, ул.Дударева 7.

Собор Богоявления Господня. Краснояркий край, Енисейский р-он, г.Енисейск, пер.Пожарный 1.

Церковь Воскресения Христова. 663180 Красноярский край,Енисейский р-он, г.Енисейск, ул.Большая 108. Свято-Иверский женский монастырь.

Церковь Иверской иконы Божией Матери. 663180 Красноярский край,Енисейский р-он, г.Енисейск, ул.Ленина 108. Свято-Иверский женский монастырь.

Собор Спаса Преображения. 663130 Красноярский край,Енисейский р-он, г.Енисейск, ул. Рабоче-крестьянская 101. Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Церковь Захарии и Елисаветы. 663130 Красноярский край,Енисейский р-он, г.Енисейск, ул. Рабоче-крестьянская 101. Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Храм святых князей Бориса и Глеба. 663180, г. Енисейск, войсковая часть.

Церковь Николая Чудотворца. Красноярский край, Енисейский р-он, д. Каменск.

Свято-Благовещенский храм. 663170, Енисейский район, с. Ярцево, ул. Мира, 9 «А».

Свято-Ильинский храм. 663154, с. Малое Белое, ул. Коммунистическая, 33.

Свято-Казанский храм. 663164, Енисейский район, п. Новоназимово.

Храм Воскресения Словущего. 663144, Енисейский район, с. Епишино, УП 288/2-3.

Храм всех святых в земле российской просиявших. 663161, Енисейский район, с. Шишмарево, ул. Ильянская, 2, ОИУ-2.

Свято-Троицкий храм. 663100, Казачинский район, с. Казачинское, ул. Победы, 1 "А". 

Собор Воздвижения Креста Господня. Красноярский край, г. Лесосибирск, Кедровый парк 27.

Свято-Петро-Павловский храм. 662556, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Борцов Революции, 7.

Церковь Андрея Первозванного.

Церковь Иоанна Кронштадского. Красноярский край, Енисейский р-он, г.Лесосибирск, ул.Горького 43. Лесосибирская Православня гимназия.

Церковь Новомучеников и Исповедников Российских. Красноярский край, Енисейский р-он, Квартал 1120 Енисейского лесхоза, оз.Монастырское.

Церковь Михаила Архангела. 663140 Красноярский край, Енисейский р-он, п.Новокаргино ул.Октябрьская 13.

Церковь Пантелеимона. 663156 Красноярский край, Енисейский р-он, с.Плотбище, ул.Советская 6.

Церковь Николая Чудотворца. 663168 Красноярский край, Енисейский р-он, пгт. Подтёсово, ул.Первомайская 45.

Храм святого Серафима Саровского. 663104, Казачинский район, с. Дудовка.

Свято-Казанский храм. 663408, Мотыгинский район, п. Орджоникидзе.

Свято-Крестовоздвиженский храм. 663415, Мотыгинский район, п. Раздолинск.

Храм святого Георгия Победоносца. 663400, Мотыгинский район, п. Мотыгино, ул. Советская, 119.

Свято-Троицкий храм. 663120, Пировский район, с. Пировское, ул. Ленина, 6.

Свято-Спасский храм. 663280, Северо-Енисейский район, пгт. Северо-Енисейск, ул. Коммунистическая, 4.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы. 648000, Эвенкийский АО, Илимпийский район, п. Тура, ул. Смидовича, 11.

Свято-Тихоновский храм. 668360, Эвенкийский АО, Байкитский район, п. Байкит, ул. Чистякова, 12.

Храм святого Василия Великого. Эвенкийский АО, Илимпийский район, п. Ессей.

Свято-Троицкий храм. 648490, Эвенкийский АО, Тунгусско-Чунский район, с. Ванавара, ул. Северная, 51.

 

Часовни

Часовня Луки (Войно-Ясенецкого). 662546 Красноярский край, Енисейский р-он, г.Лесосибирск, ул.Победы 46. Лесосибирская центральная городская больница.

Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". 662546, г. Лесосибирск, ул. Рябиновая, 1, Енисейский дом-интернат специального типа. 

Часовня Михаила Архангела. 663422, Мотыгинский район, п. Машуковка.

 

Монастыри

Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь. 663130, г. Енисейск, ул. Рабоче-крестьянская, 101.

Енисейский Свято-Иверский женский монастырь. 663130, г. Енисейск, ул. Большая, 100.

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь. 663230, Туруханский район, п. Туруханск, ул. Партизанская, 2.

Иверский монастырь. 663180 Красноярский край, Енисейский р-он, г.Енисейск, ул.Ленина 100.

Скит Спасо-Преображенского монастыря. Красноярский край, Енисейский р-он, Квартал 1120 Енисейского лесхоза, оз.Монастырское.

Источник: sobory.ru и http://norilsk-sobor.ru 

 

Назад

www.sofia-sfo.ru

Троицкая церковь Енисейска - архитектурный образец для возведения Покровского собора в Красноярске

Опять возвращаюсь к поездке в дивный город Енисейск. Образ столицы Енисейской губернии с самого детства манил и был безупречен: старина, церкви, огромный Енисей, которому уже не так далеко бежать до моря-океана, как от Красного яра. Знания, сведения о городе, воспринятые позже и так или иначе проанализированные левым полушарием, незначительно повлияли на дожившее до этого лета правополушарное представление-образ. А посему, отправляясь в Енисейск, таила-лелеяла в душе ожидание загадок, с разгадками и без, блаженного растворения в созвучной душе атмосфере старинного города. Реальность же превзошла все ожидания. Все дело в степени. Старина, историчность – да, но – гораздо больше, всеохватнее, чем думалось-гадалось. Ощущение композиционной законченности, компактности – да, но – гармоничнее, чем ожидалось. В центре города практически нет новых, второй половины XX столетия, зданий – раз-два и обчелся. Здание администрации города, пара магазинов… Удивляет, привлекает внимание каждый дом – не отделаться от желания обойти вокруг, войти внутрь двора. Что мы и делали по возможности. Юлия уже рассказала о наших прогулках по Енисейску – подробно, содержательно и методично. Впрочем, мы именно так и изучали город – с картой (и, разумеется, с фотоаппаратом) в руках :). Впрочем, Енисейск прежде я посещала, но – проездом. В самом буквальном смысле. Спустя два года после окончания школы меня с моими дорогими одноклассницами провезли на легковой машине через город по пути в село Подгорное. Запомнилась тогда показавшаяся очень длинной стена монастыря. Возможности посмотреть город в ту поездку не представилось. Загадка осталась таковой. Сейчас же город нам открылся. Неожиданное впечатление – моментально, стоило увидеть тот Енисей и его берега, пришедшая ассоциация с приволжским патриархальным провинциальным городком. Ведь Енисей-батюшка там совсем иной – будучи широким настолько, что и течения-то почти не видно, он больше на Волгу похож. Да и на горизонте горы не просматриваются, все больше равнина да перелески. Окна Енисейска – это особый мотив в песне города, достойный отдельного внимания. Богатые объемные выразительные наличники. На одном из деревянных домов даже маскароны на них обнаружили! (Всего в городе два дома с маскаронами.) Откроем одно из них – окно Троицкой церкви Енисейска, соединяющее Енисейск и Красноярск. А вот здесь как раз неожиданностей не предполагалось. Готовясь к путешествию, мы, привыкшие работать с информацией, прочли о Енисейске, сколько успели. И среди прочего узнали, что, оказывается, Свято-Покровский собор Красноярска – единственное сохранившееся здесь культовое здание XVIII века – был построен по образцу к тому времени уже возведенной в Енисейске Троицкой церкви. Не терпелось посмотреть на «прообраз». Какая она, Троицкая церковь, сейчас? Иллюстрации в книгах и буклетах, отображающие современный вид церкви, не отвечали на эти вопросы: на них, как правило, изображен один из фасадов. Оказалось – слишком велики утраты. На этих снимках, конечно, нет нелепой деревянной крыши над центральным фасадом, которая прижимает церковь к земле, у н и ж а е т ее в прямом и переносном смысле. Очевидно, она осталась со времен, когда храм выполнял роль гаража…

Фото из буклета «Православная культовая архитектура Енисейска XVIII – начала XIX вв.».

А вот такой мы увидели Троицкую церковь этим летом.

Подойдем ближе.

Обойдем справа.

Один из фасадов церкви разрушается на глазах.

Кажется, вот сейчас упадет очередной кирпич…

Задняя часть здания.

Двор церкви.

В ограде Троицкой церкви в 1845 г. был похоронен декабрист Александр Иванович Якубович (1792 – 03.09.1845). Приговоренный к смертной казни, замененной вечной каторгой (позже срок был сокращен до 20 лет), он отбывал ее в Петровском Заводе и Нерчинских рудниках. «В 1841 г. по Высочайшему повелению был переведен в с. Назимовское Енисейского уезда, где тяжело заболел. … Якубовичу было разрешено приехать в Красноярск, но он доехал только до Енисейска, где 3 сентября 1845 г. скончался в городской больнице. Похоронен в ограде Троицкой церкви (могила утрачена)» (Енисейск : исторический очерк // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. – Красноярск, 1989. – С. 71.)

А вот такой была Троицкая церковь до большевистского разгула. На снимках начала XX века она прекрасна.

Снимок из 2-го набора открыток «Енисейск» Петра Яковлевича Дроздова – основателя всем известного в Енисейске музея-усадьбы Фотоизба «Легенда»

Каменная Троицкая церковь построена в 1772-1776 гг. в глубине городской застройки на небольшой возвышенности в 500 м. от берега Енисея как приходская формирующейся новой слободы города вместо старой деревянной церкви. Освещена в 1782 г. «Состояла она из основного Троицкого придела и приделов в честь Сретения Господня и Иконы Божией Матери Живописный Источник» (Фаст, Г. Енисейск Православный : очерк / Геннадий Фаст. – Красноярск : Енисейский благовест, 1994. – С. 26.) Боковые теплые приделы были заложены одновременно с главным холодным храмом и завершены в 1773 г.

Снимок из 2-го набора открыток «Енисейск» Петра Яковлевича Дроздова

Константин Шумов относит ее ко второму периоду развития енисейской культовой архитектуры – 60-70 гг. XVIII в.: «Особенности енисейской строительной культуры этого времени были связаны с проникновением в нее самобытных декоративных мотивов иркутской архитектурной школы, отличавшейся своеобразным привкусом соседнего Востока. Эти влияния на енисейской земле были творчески переработаны местными зодчими и гармонично сплавлены в единое целое с устоявшимися традициями уральского барокко. Результатом этого стилистического компромисса стало появление в Енисейске ряда каменных церквей с оригинальным фасадным убранством. Наиболее выдающимся произведением этой поры была Троицкая церковь, декор которой представлял собой свободную вариацию на тему орнаментальных мотивов Крестовоздвиженской церкви – наивысшего достижения иркутских мастеров каменных дел XVIII века» (Православная культовая архитектура Енисейска XVIII – начала XIX вв. : буклет / авт.-сост. К. Ю. Шумов; ред. Г. Л. Рукша. – Красноярск : Центр по охране памятников ист. и культ. : Енисей-пресс : Эксклюзив, 1995. – С. 3.).

В других источниках также подчеркивается особая, выдающаяся красота Троицкой церкви. Ни больше, ни меньше, ее называют самой красивой церковью Енисейска. Вот как пишет о ней протоиерей Геннадий Фаст в очерке «Енисейск Православный»: «Троицкая церковь удивительно прекрасна, и наиболее совершенна и гармонична из всех енисейских храмов, поражает изысканной тонкостью прекрасных форм фигурного кирпича, каждой деталью своей».

Приход Церкви Троицы также был выдающимся по своему количеству – самым многочисленным среди шести енисейских приходов. В 1916 г. он составлял 433 мужчины и 429 женщин. (Для сравнения: Богоявленский собор: 368 мужчин и 281 женщина; Воскресенская церковь: 190 мужчин и 197 женщин; Христо-Рождественская церковь: 262 мужчины и 294 женщины; Успенская церковь: 316 мужчин и 363 женщины.) (Все из того же очерка Геннадия Фаста.) 23 апреля в честь встречи икон Великоустюжских чудотворцев Прокопия и Василия традиционным был крестный ход из Троицкого храма.

Снимок из 3-го набора открыток «Енисейск» Петра Яковлевича Дроздова О современном состоянии храма Г. Фаст пишет: «Изысканная красота видна еще и сейчас в оставшихся руинах нижней части храма». Приведем описание архитектурных особенностей храма, представленное в очерке «Енисейск» одного из моих самых любимых изданий о памятниках края – «Памятники истории и культуры Красноярского края». Это выпуск первый, изданный в 1989 г., страницы 99-101. «Сохранился богато украшенный мелкопрофильным декором из лекального кирпича нижний ярус здания. При традиционной системе размещения элементов декора в нем много оригинально трактованных мотивов. Своеобразны многопрофильные с килевидными подвышениями обрамления окон, выделенные вертикальными цепями сдвоенных триконхов. Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясками поребрика и украшенными сильно заглубленными фигурными филенками в форме звезд и киотцем. Сочетания заглубленных и выступающих деталей усиливает пластическую выразительность фасадов, белая затирка которых при сильном солнечном освещении дает великолепный светотеневой эффект. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни отличались тонко найденными пропорциями и выразительностью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершался изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием. Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходил к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в.».

Эта же характеристика памятника «Церковь Троицы (Троицкая) по ул. Перенсона, 34 в г. Енисейске» приведена на сайте «История архитектуры Красноярского края». «Именно Троицкий храм был взят за образец при возведении в Красноярске Покровской церкви (которая является лишь слабым слепком с оригинала, но волею Божиею сохранилась и стала ныне Кафедральным собором епархии – Ред.)» (Фаст, Г. Енисейск Православный : очерк / Геннадий Фаст. – Красноярск : Енисейский благовест, 1994. – С. 26-27.). Является ли Свято-Покровский собор «слабым слепком с оригинала», современникам-неспециалистам судить нелегко. А вот сравнить архитектуру (сходства и различия) храмов, в том числе, по фотографиям, возможность есть.

Свято-Покровский кафедральный собор сегодня.

В 2006 г. собор был перекрашен в первозданный вид. До этого он выглядел иначе – бордовый, белый, зеленый цвета.

Деревянных предшественниц Покровской церкви было несколько, последняя из них в какой-то степени стала родоначальницей двух церквей Красноярска – Благовещенской и Всехвятской. Она была заложена в 1774 г., когда уже было принято решение о строительстве каменной Покровской церкви вместо сгоревшей в пожаре 1773 г. Прихожане обратились к тобольскому архиепископу с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь с тем, чтобы впоследствии возле нее можно было заложить и каменную. Деревянная церковь в 1790 г. была переименована в Благовещенскую, позднее во Всехвятскую. Прежде чем сгореть она дважды переносилась, а на ее месте были построены одноименные каменные церкви. (Быконя, Г. Ф. Покровская церковь в Красноярске – памятник архитектуры XVIII века / Г. Ф. Быконя, Ю. И. Гринберг, К. Ю. Шумов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. – Красноярск, 1989. – С. 316-317.) Об этапах истории строительства Покровской церкви и ее архитектурных особенностях можно прочесть в статье К. Ю. Шумова «Покровская церковь в Красноярске – история строительства и архитектурные особенности». (Ее текст повторяет указанный выше источник.)

В другой статье К. Ю. Шумова «Енисейские изразцы XVIII века» – об облицовочной керамике – терракотовой плитке («красных израсцах»), которой были украшены оконные наличники и стеновые филенки Троицкой церкви. Автор обращает внимание, что «среди «красных изразцов» енисейской Троицкой церкви распространены квадратные плитки с орнаментами квадрифолийной формы и мотивами процветшего креста».

При сравнении Покровской и Троицкой церкви, отмечая безусловное сходство декора фасадов, сразу замечаешь явное различие в общей структуре нижнего яруса. Боковые приделы Покровской церкви достигают передней границы главного объема здания, и передний фасад сглажен.

Быконя, Г. Ф. Покровская церковь в Красноярске – памятник архитектуры XVIII века / Г. Ф. Быконя, Ю. И. Гринберг, К. Ю. Шумов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. – Красноярск, 1989. – С. 315.

Боковые же приделы Троицкой церкви значительно отступают от переднего фасада главного здания:

Енисейск : исторический очерк // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. – Красноярск, 1989. – С. 100.

Оказывается, «в 1840-х гг. колокольня, обстроенная с трех сторон, «отступила» от западного фасада Покровской церкви – были удлинены приделы, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоские перекрытия. Тогда же поднят над старыми и новыми участками стен нижнего яруса сплошной каменный парапет, прорезанный проемами для отвода воды с кровли». (Быконя, Г. Ф. Покровская церковь в Красноярске – памятник архитектуры XVIII века / Г. Ф. Быконя, Ю. И. Гринберг, К. Ю. Шумов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 1 / гл. ред. Г. Л. Рукша. – Красноярск, 1989. – С. 319.)

А вот в декоре фасадов и сейчас можно наблюдать явные сходства:

Покровская церковь. Восточный фасад.

Троицкая церковь. Фасад бокового придела.

Оформление окон – подвышения в форме кокошников, многообломный карниз сходны. Троицкая церковь. Окно нижнего яруса.

Чуть ближе.

Сбоку.

А вот рисунки верхней части лопаток различаются.

Покровская церковь. Нижняя часть лопаток упрощена по сравнению с таковой Троицкой церкви, где присутствует дополнительный декоративный элемент в виде цветка.

Покровская церковь. «В простенках проходит по две вертикальные ленты из лекального кирпича с узором в форме трилистников (триконхов)» (К. Ю. Шумов).

Троицкая церковь. Оформление входа.

Покровская церковь. Вход.

Ближе. Троицкая церковь. Левый боковой придел, задний фасад. Покровская церковь. Фрагмент заднего, западного, фасада.

arch-heritage.livejournal.com

Енисейск · Города · Туроператор «Саянское Кольцо»

Достопримечательности

Богоявленский собор в Енисейске

Один за другим в XVIII веке возводились огромные, изукрашенные кирпичной «резьбой» сооружения, заменявшие деревянные храмы. Первым каменным храмом Приенисейского края стал Богоявленский собор. По-прежнему царит над городом огромный, квадратный в основании, восьмигранный столп колокольни Богоявленского собора, когда-то главного собора Енисейска, построенного в 1712 году, присланным из Тобольска зодчим Федотом Чайкой. Колокол для церкви привезли в 1903 году из Центральной России, и тысячная толпа енисейцев на веревках затаскивала его на колокольню через специально оставленный проем.

Любопытно, что мастер из Тобольска приехал в Енисейск с целью строить каменный гостиный двор. Приездом опытного зодчего немедленно воспользовалось енисейско духовенство, по инициативе которого прихожане Введенской церкви обратились в Тобольск за разрешением выстроить на «соборные мирские деньги» каменный Богоявленский собор. Артель Чайки выстроила русскую трапезную церковь на подклете с продольно-осевой композиционной структурой построения. Самыми распространенными в сибирском зодчестве XVIII века были храмы типа «восьмерик на четверике» - восьмигранник на четырехугольнике. С востока на запад на территории собора располагались: сам восьмигранный храм, трапезная с приделом и высокая ярусная колокольня. Храм завершался вспученной с заломом у основания кровлей и увенчивался главкой на барабане. Архитектура этого здания нашла отражение в композициях Воскресенской церкви и Спасского собора Енисейского мужского монастыря.

Пожаром была уничтожена первая каменная церковь Енисейска. С южной стороны сгоревшего собора «во имя введения во храм пресвятой Богородицы» заложен теплый храм, в 1740 году пристроен теплый придел, главный храм второго Богоявленского собора построен под руководством московских дворян Семена и Епифана Надеиных около 1750 года.

При возведении новых церквей енисейские зодчие следовали принципу панорамного построения композиции главных доминант города, благодаря чему мы имеем возможность любоваться с водной глади Енисея на четыре величавых каменных городских храма - Преображенская, Воскресенская, Христорождественская церкви и Богоявленский собор, поставленные в один ряд вдоль енисейского берега.

В настоящем время церковь находится в очень поврежеденном состоянии

Адрес: г. Енисейск, Пожарный переулок 1

Воскресенская церковь

Вторая старейшая из сохранившихся культовых построек Енисейска - каменная церковь Воскресения представляет собой образец культовой русской архитектуры второй четверти XVIII века. Завершающее с востока панораму исторического центра Енисейска храмовое сооружение является на сегодня действующей церковью.

Приходская церковь Воскресения заложена в 1736 году и построена в 1750 году, почти одновременно со вторым Богоявленским собором, колокольня церкви выстроена в 60-х годах XVIII века. Известный енисейский купец Иван Щукин стал церковным строителем. В это время в Енисейске развернулось масштабное каменное строительство, енисейских мастеровых не хватало, о чем свидетельствует прибытие из уральского Далматова монастыря зодчего Акинфия Стахеева.

Церковь Воскресения - бесстолпный храм с трехчастной продольно-осевой композицией построения масс: вдоль оси восток-запад последовательно располагались собственно храм с полукруглой алтарной апсидой, трапезная с двумя приделами и ярусная колокольня.

Основной объем сохранившейся части здания Воскресенской церкви представляет собой традиционный массивный восьмерик на двусветном четверике, перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом, ранее завершавшимся глухим барабаном с маленькой главкой. Церковь является одним из ранних произведений енисейской школы «сибирского» барокко.

Яркий жизнерадостный облик зданию Воскресенской церкви придают многорядные ленты кирпичного орнамента, создающие впечатление сплошной декоративной резьбы.

Адрес: г. Енисейск, Ленина, 104

Троицкая церковь

Малоизвестный архивный документ, датированный 1773 годом, представляет собой описание и проектный план Енисейска, в котором размещалось 6 каменных храмов и 814 обывательских деревянных дворов. При начавшемся в XVIII веке переходе к регулярной планировке города, когда вокруг церквей стали формироваться новые площади, новый стиль оформления храмовых построек становился актуальным.

Наиболее выдающимся произведением этого периода стала Троицкая церковь, которая представляла собой вариацию на тему орнаментальных мотивов Крестовоздвиженской церкви (1794 год) - наивысшего достижения иркутских мастеров.

На территории церкви находится захоронение декабриста А.И.Якубовича (1845 год), умершего во время пересылки в енисейской больнице.

К сожалению, этот исторический памятник дошел до нас со значительными разрушениями, остатки церкви законсервированы, от них удалено движение крупного транспорта. В настоящее время идут реставрационные работы.

Адрес: г.Енисейск, ул. Перенсона, 34

Успенский кафедральный собор

В последнем десятилетии XVIII-начале XIX веков галерея прекрасных каменных сооружений под открытым небом, Енисейск, пережив забытье и тяжелые экономические последствия проведения Московскосибирского тракта через Красноярск, пополняется новым храмом. Успенская четырехпрестольная церковь (с 1793 года) увенчала подъем от Спасского монастыря, расположившись на самой высокой точке исторической части Енисейска. Прилежащая застройка вокруг Успенского собора практически не изменилась, доминируют одноэтажные деревянные дома.

Изумительная композиция храмового венчания восходит к образу тобольской Захарьевской церкви. Уникальность Успенского кафедрального собора в его объемно-пространственном решении. Пройдя по чугунным плитам с нарядным крупным рисунком начала XIX века на первом этаже, можно подняться в верхний южный холодный храм Петра и Павла или северный - Александра Невского. В соборе сохранены старый интерьер и иконостасы, как в церкви, так и в приделах.

Как и все культовые строения Енисейска, церковь Успения построена на средства горожан или иногородних купцов.

С момента появления церковь не прекращала работать и не была разрушена, в 1990 году стала Успенским кафедральным собором.

Адрес: г.Енисейск, ул.Рабоче-Крестьянская, 116

Церковь Преображения

Церковь Преображения построена в заключительный период развития храмового строительства Енисейска на рубеже 70-80 годов ХVIII века. Каждый гость города на Енисее непременно должен увидеть необычайно живописную панораму главного речного фасада Енисейска, где вдоль береговой линии в окружении Богоявленского собора и церкви Воскресения стоит Преображенский собор.

Во время большого пожара 19 сентября 1703 года в Енисейске сгорели несколько десятков домов, деревянная Богоявленская церковь 1690 года, а вместе с ними гостиный двор. Для строительства нового, уже каменного, гостинного двора в Енисейск был приглашен опытный строитель Федот Меркурьев Чайка из Тобольска. По просьбе прихожан соборной Введенской церкви вместо гостиного двора, начав возводить Богоявленский каменный собор и закончив в 1712 году, в 1752 году знаменитый мастер с учениками построил-таки гостиный двор за 5 лет. Одновременно с долгожданным мирским зданием на средства местных купцов Самойловых и иногородних сооружалась Преображенская церковь, по местоположению рядом с гостиным двором получившая второе название - Гостинодворская. Два придела церкви преображения были построены позднее.Своеобразие верхнего храма двухэтажной Преображенской церкви (1779-1802 годы) связано с использованием в качестве основного мотива оформления фасадов картушей - нарядных орнаментальных узоров, исполненных кирпичными валиками. По разнообразию и характеру они сходны с тотемскими «клеймами», но в отличие от них выполняют функцию обрамления дверных порталов и оконных амбразур. Появление картушей в сочетании со сложным характером храмовых венчаний позволяет говорить о сложении местного варианта культового здания в рамках «сибирского барокко» ХVIII века, новым источником идей становится европезированное барокко и ее тобольского варианта. Ярким представителем этого стиля и является Преображенская церковь Енисейска.

Казачинский порог

Вниз по Енисею от Красноярска на 223 километра, глыбы Енисейского кряжа перерезают долину полноводного Енисея, образуя непредсказуемый и фантастично живописный Казачинский порог. На протяжении 7 километров скальные выступы, каменистые гряды и россыпи рудного великана-кряжа создают картины, поражающие красотой и вдохновляющие на творческие и судоходные подвиги.

Зарождаясь у Каменного мыса, водный поток проходит Верхний Порожинский перекат, Верхний и Нижний сливы, Нижний Порожинский перекат. Под Нижним сливом порога сложен скальными породами изумительный остров Островки. В пределах Казачинского порога в Енисей впадают река Шилка (правый приток) и река Караульная (левый приток).

Сложно выразить словами характер Казачинского порога, гениальный красноярец Виктор Петрович Астафьев с преданной любовью и истинным знанием родной глубинки так описывает суровый нрав этого явления в «Царь-рыбе»: «Шумит порог, оглаживая, обтекая гряды камней, кружатся потоки меж валунов, свиваются в узлы, но не грозно, не боязно шумит. И судно за судном, покачиваясь, мчатся вдаль. Вот из-за поворота выскочила куцезадая самоходка, ворвалась в пороги, шурует вольно, удало, не отработав по отбою к правому берегу, от последней в пороге гряды, где крайней лежит, наподобие бегемота, гладкая, лоснящаяся глыбища и вода круто вздыбленным валом валится на нее, рушится обвально, кипит за нею, клокочет, сбитая с борозды. Порог, и выровненный, чуть обузданный, никому с собою баловаться не позволит».

Волны высотой до 2 метров, пенящиеся у скал будто призывают сразиться с неодолимой силищей. В сливах русло сужается с 650 метров до 350 метров (судовой ход до 70 м), вода падает 1м/км (общее падение 3,8 м), разгоняясь до 18 км/ч. Средняя глубина судового хода составляет 3-4 метра, наименьшая глубина в конце участка 2,8 метра. Опасность для судоходства великая: подводные камни и выступы дна, большие скорости, затяжные и свальные течения, буруны.

Проводка судов против течения осуществляется единственным в России специальным буксирным туером, продвигающимся путем подтягивания троса, проложенного по дну реки (ранее «Ангара», ныне дизель-электроход «Енисей»).

В районе порога находятся многочисленные археологические памятники эпох мезолита, неолита, бронзового века.

Монастырское озеро

Монастырское озеро - старица лесной реки с тувинским названием Кемь (левый приток Енисея).Уютное озеро длиной 300 метров, шириной 50 метров в красивейшем лесу располагает к успокоению и отдыху не только тела, но и души. Предание гласит, что некогда на его берегах поселились два брата инока, образовавшие монастырь в 1642 году. В 20-х годах ХХ века скит закрыли, и до 1923 года действовала община по типу сельхозартели, люди пытались любыми путями сохранить святое братство. Во время красного террора всех монахов убили и сбросили в озеро. После их смерти, несмотря на морозы, несколько лет озеро не замерзало. Рассказы старожилов подтверждают документы, хранящиеся в краевой научной библиотеке: массовые расстрелы происходили в 1937-1938 годах - прямо на территории монастыря, а сама обитель была разрушена и разграблена, в ней размещались склады и прочие хозяйственные службы.

В наши дни церковь чтит память святых енисейских мучеников. Число и имена принявших смерть за Христа неизвестны, но на берегу озера сооружена красивая деревянная храм-часовня с колоколами в память об убиенных. Здесь совершаются молебны, панихиды, таинство крещения. С севера сосновым бором, будто стеной, а с запада - мелколесьем и болотом, защищается печальное озеро от жестокого мира.

Часто к Монастырскому озеру добираются паломники. Благо северный берег озера открытый, имеющий удобные подходы и подъезды.

Считается, что купание в озере обладает целебной силой, а грязи используют для лечения некоторых болезней, но специальных исследований не проводилось. Воды Монастырского озера полны рыбы, водится редкий золотистый карась.

Плотбищенское озеро

От лихого казацкого слова «плотбище» - пристань для лодок - произошло название села Плотбище и близ него озера Плотбищенского, что в 400 метрах от реки Кемь, левого притока Енисея, в 70 кимилометрах от Енисейска по грунтовой дороге.

На север от озера, где рельеф озерной долины выше, преобладает сосна, летом ликует разнотравье и многоцветье. С этой стороны берег озера открытый, есть удобные подходы, многочисленны песчаные пляжи, бьют родники. Западный берег озера заболочен и залесен.

Слабоминерализованная (300 мг/л) вода Плотбищенского озера является обычной для подобных водоемов, ценны озерные отложения. Грязь здесь серого, темно-серого цвета различных оттенков, с желтыми вкраплениями, в свежем виде пахнет сероводородом, запасы 14 тысяч куб. м.О целительной силе Плотбищенского озера известно с 1865 года. С помощью его грязей успешно лечились различные кожные болезни, язвы, раны, ушибы, ревматизм. С отличными результатами применялись грязи в больницах Енисейска. В 1910 году учеными-химиками Баландиными была опубликована брошюра о Плотбищенском озере. Пятьдесят литров озерной воды Вера Арсеньевна Баландина увезла на экспертизу в Петроград и получила ответ, что вода и ил со дна озера имеют хорошие лечебные свойства. Исследования грязей 1962 года показали, что в них помимо обычных минеральных и органических вещества, характерных для большинства озер, есть микроэлементы железо, марганец, титан, барий, фосфор, цинк, бор, которые и дают заметный лечебный эффект.Убаюкивает сибирская сосна, гладь озера успокаивает, лишь иногда таинственным звуком из озерной воды на поверхность выходят пузырьки метана.

Свято-Иверский (Христорождественский) женский монастырь

 Красивейшее архитектурное сооружение двухэтажной церкви девичьего Иверского (Христорождественского) монастыря XIX века было жизненным оплотом православия Приенисейкого региона. В наши дни сохраненные, претерпевшие сильнейшие изменения здания церкви и монастырского корпуса Свято-Иверского женского монастыря обретают новую жизнь.С историей монастыря связано имя особо почитаемого святого Енисейского благочиния - праведника Даниила Ачинского. Отшельник и врачеватель, участник военных действий 1812 года, умер в одной из его келий 28 апреля 1843 года, а над его могилой на территории монастыря возведена каменная часовня «во имя преподобного Даниила Столпника» (1892 год), разрушенная в 30-е годы ХХ века. Водою, пропущенную сквозь песок с могилки старца, лечили больных иверские послушницы.

Первоначальное название монастыря, Христорождественский, пошло от деревянной церкви. Основанный по указу государя Михаила Федоровича в 1623 году приказными людьми боярина И.С.Куракина и первой настоятельницей игуменьей Параскевой Салтыковой, Христорождественский монастырь сгинул в пожаре 1869 года. Через 2 года построена каменная церковь в честь иконы Божьей матери «Иверская», а монастырь стал Иверским. Монашенки проводили дни в неустанных молитвах, за шитьем в рукодельной мастерской, за партой в духовном училище для девиц. Монастырь закрыт в 1920 году.

Спасо-Преображенский монастырь в Енисейске

Енисейский Свято-Спасский мужской монастырь, пристанище увечных престарелых служивых людей и представителей других сословий, возникший в 1642 году при воеводе Иосифе Аничкове на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова (1592 год), возвышался на красном месте посреди болот. Во владениях монастыря были вотчины, солеваренный завод, мельницы, всесловное духовное училище. Строил монастырь «черный поп», монах Феодосий. Летопись монастыря велась с 1804 года, библиотека насчитывала 300 книг. В 1920-х Спасский мужской монастырь закрылся и подвергся разграблению, в 1937-1938 годах на его территории происходили массовые расстрелы. Только в конце ХХ века, в 1990 году, здесь вновь затеплилась жизнь.

Свято-Спасский монастырь хранит много тайн. Одна из них связана с озером близ Енисейска, прозванным в народе Монастырским по некогда существующему на его берегах скиту, приписанному к Свято-Спасскому монастырю. Следы келий и построек сохранились до наших дней. Более 100 монахов сгинули на дне озера от рук представителей советской власти в кровавые годы, после чего озеро не замерзало несколько лет.

www.sayanring.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..