Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Межнациональные отношения в Красноярском крае на современном этапе. Межнациональные отношения в красноярском крае


Межнациональные отношения в Красноярском крае на современном этапе

Транскрипт

1 Цикл лекций по развитию гражданской культуры населения Красноярского края Лекция 7 Межнациональные отношения в Красноярском крае на современном этапе Рафиков Рашит Гиззатович

2 Здравствуйте. Хотел бы сразу сказать, что проблема межнациональных отношений в Красноярском крае глубокими корнями уходит в историю. Вы все прекрасно знаете, что на этой территории 99% населения это пришлое население. Оно делится на старожильское и недавно прибывшее. К действительно коренному населению здесь можно отнести только представителей коренных народов севера. Но давайте все же перейдем от истории к современности и посмотрим, какова же все-таки специфика национальных и иных аспектов, которые отражаются на межнациональных отношениях и самочувствии населения, которое здесь проживает. Мы все знаем, что в Красноярском крае есть своя специфика и свои особенности. Прежде всего, это сложный многоуровневый состав, ведь до недавнего времени на территории края располагалось три самостоятельных субъекта Российской Федерации, что, несомненно, отражалось на межнациональных отношениях. Также огромная протяженность территории края: по Енисею свыше трех тысяч километров. Понятно, что добраться до отдельных населенных пунктов нужно сначала самолетом, потом вертолетом и автотранспортом, а может быть и оленьими упряжками. Конечно, есть и специфика демографических и миграционных процессов. Одна из самых больших проблем, это то, что начиная с 1993 года, когда был максимальный всплеск численности населения Красноярского края, а с 93-го года началась естественная убыль населения, которая сочетается и с миграционной убылью. В итоге, когда наложились эти два процесса, которые были очень активными в 90-е годы и в начале нынешнего века, мы получили огромную потерю в 260 тыс. человек за восемнадцать лет, что составило 8% населения! Если сравнить, то это семь Пировских районов края, либо Ачинск и Минусинск, вместе взятые. По этому возникли большие проблемы по формированию собственных внутренних трудовых ресурсов, особенно в тот период, когда начался экономический подъем и началась разработка таких трудоемких производств, как Ванкор, строительство Богучанской ГЭС, строительство ряда крупных перерабатывающих производств. Ну и экономическая специфика. Край очень богат природными ресурсами и здесь активно представлены различные финансово-промышленные группы и экономика, безусловно, засасывает те трудовые ресурсы, потребность в которых чувствуется постоянно. Даже тот избыток трудовых ресурсов, который имеется в сельской местности, невозможно изъять из-за нежелания этих жителей переквалифицироваться и работать вахтовым способом на новых трудоемких производствах. Особенности этнического состава. В Красноярском крае по данным переписи населения 2002 года, насчитывается 137 национальностей. К сожалению, до сих пор нет данных по национальному составу последней переписи населения, которые будут известны, в лучшем случае, в 1-м квартале - 3 -

3 следующего года. Но, по нашим оценкам, эти цифры будут еще больше. Общая численность нерусского населения 320 тысяч человек, или 10,5%, не считая трудовых мигрантов. В целом, если поделить все этносы, то можно получить три крупные группы: русское население, автохтонное (аборигенное) население, национальные меньшинства и иммигранты. Русский этнос. Его общая численность тысяч человек, почти 90% - это системообразующий этнос. Именно от его социального, психологического, общественного самочувствия зависит стабильность межэтнических взаимоотношений в регионе. Характерные особенности имеют и некоторые субэтнические группы русского населения, такие как русское население по Ангаре (старожилы), казачество, старообрядцы. У нас в крае очень большое количество различных групп: есть поповского согласия, есть безпоповцы. Самые многочисленные из них старообрядцы часовенного толка. В целом по Красноярскому краю насчитывается порядка четырех десятков различных населенных пунктов, как правило, в отдаленной местности, либо в глухой тайге, где доминирует данное население. Проблемные зоны. Это проблемы национальной психологии, постоянные попытки будировать вопрос о национальной идее, языковые проблемы. Они связаны с тем, что последние двадцать лет мы столкнулись с такими явлениями, как агрессия в сторону различных арго, либо тюремного жаргона, либо американизмов (причем, я говорю не об английских словах, а именно об американизмах), в сторону ненормативной лексики. Также есть проблемы по богоискательству, что выливается в развитие различных новых неокультов, которые то исчезают, то возникают, и конечно же различные квазирелигиозные проявления, как отечественного, так и зарубежного проявления. Автохтонное население. Эти этносы, которые мы относим к категории коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока. Раньше мы пользовались термином «коренные народы севера», но зачастую к этой категории теперь относят и те народы, которые не проживают на крайнем севере, к примеру, тувинцы, чулымцы. Но по другим аспектам по землепользованию, по традициям они были отнесены именно к этой категории. В настоящее время таких этносов у нас восемь (долганы, кеты, ненцы, нганасаны, энцы и селькупы), причем некоторые из них, например, долганы и кеты проживают исключительно на территории Красноярского края. Энцы самый малочисленный народ (численность варьирует от 250 до 270 человек), проживающий на Таймыре, существуют только в Красноярском крае. К этой категории возможно добавятся ессейские якуты, являющиеся особой этнической группой якутов, которая живет изолированно, исключительно в одном из населенных пунктов Эвенкии на озере Ессей. Также вполне возможно, что получат статус малочисленного народа эстонцы сету. Это своеобразная группа. Они православные, что отразилось и на их языке, культе, быте и так далее. Основные проблемы этой небольшой по численности группы населения проблемы физического выживания и развития традиционных форм природопользования, занятость и борьба с алкоголизмом. Национальные меньшинства. По международной терминологии к этой группе относятся те национальности, которые находятся за рамками территории происхождения. По численности и перечню этносов это самая большая группа: здесь порядка 110 этносов, человек или почти 10% населения. У этой группы населения основные проблемы связаны с сохранением национальной культуры, традиций, языка, обычаев и так далее. Для отдельных национальностей уже характерен и выход за сугубо культурные аспекты. Они начинают работать и в сфере науки, развития туризма, взаимоотношения с исторической Родиной, просветительской работы, оказывают большую поддержку своим соотечественникам в виде информационной, юридической и других видах помощи. Иммигранты. Самая немногочисленная группа. Общая численность более человек. В основном, это представители «маятниковой» миграции, то есть те, кто приезжает сюда на заработки и не рассчитывают на социокультурную адаптацию и интеграцию в современных условиях. Они находятся на территории либо как гости, либо как туристы, либо как учащиеся вузов, но основная масса это все-таки рабочая сила. Основные проблемы для этой категории населения это регулирование миграционных потоков. Здесь, на территории Красноярского края, также как и в России в целом происходит адаптация к тем новым положениям Российского законодательства, которое активно разрабатывается. Надо сказать, что за прошедшие двадцать лет именно данная сфера наиболее активно прорабатывается, если сравнивать с другими темами государственной национальной политики. Большой проблемой этого населения является защита прав, просвещение, языковая и социальная адаптация, особенно в отношении тех граждан, которые хотят получить гражданство Российской Федерации. Начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия в Российской Федерации и в Красноярском крае, в частности, просматривается резкий всплеск национального сознания и развития различных форм самоорганизации. За истекшие двадцать три года в крае были создано более семидесяти национальных культурных организаций, то есть официально зарегистрированных, которые за счет филиальной системы, центров, своих представительств в районах и городах края увеличили численность до двухсот объединений по сорока восьми национальностям. Конечно же, для взаимодействия с этими объединениями, существуют различные формы

4 переговорных площадок. Вот некоторые из них: 1. Общественная палата в Гражданской ассамблее Красноярского края; 2. Совет молодежных объединений; 3. Национальный культурный центр при Дворце труда и согласия; 4. Совет мусульман края, куда входят почти все объединения этнических мусульман; 5. Общественные ведомственные, межведомственные советы, комиссии и так далее. Внутренние тенденции. Если проанализировать данные переписи населения 1989 и 2002 года, уже тогда определились достаточно серьезные тенденции, которые перекроили карту национальностей Красноярского края. Доля старожильческого населения за этот переписной период значительно уменьшилась. По отдельным национальностям, например, по татарам можно увидеть, что их население сейчас упало в крае почти на10%, а литовцев, поляков, чувашей уже на 20-30%. По нашим оценкам эти же тенденции, но с замедленным темпом будут видны и по итогам переписи 2010 года. Основные причины: миграционная убыль, естественная убыль, достаточно активные процессы по урбанизации, когда население из национальных поселков переезжает в город, где начинает растворяться в иной культуре и традициях. Сергей Ким, модератор А кого Вы называете старожилами? Тех, кто проживает на территории лет? Нет, старожилами я называю тех, кто начал здесь жить до Революции. До революции здесь проживало почти пять десятков различных национальностей, основная масса которых сформировалась в период Столыпинской реформы и работы транссибирской железнодорожной магистрали. Эти две вещи позитивно сыграли на росте общего количества населения. Некоторые диаспоры появились в Красноярском крае в период массовых репрессий. Как вы знаете, первоначально репрессии коснулись социально-классового принципа, а затем уже и национального. Первыми на себе это испытали корейцы и китайцы, когда их переселили с востока на запад. Но был и обратный процесс, когда с запада сюда направлялись целые народы: немцы Поволжья, болгары, греки, крымские татары, представители кавказских народов, калмыки, финны, народы Балтии, поляки и многие другие. Конечно, после завершения репрессивных мер, многие вернулись к себе на родину, но есть и те, кто остались и пустили здесь корни, дали начало диаспорам, которые здесь сейчас развиваются. Значительно увеличили свое представительство за счет рождаемости и миграционной активности ряд этносов, имеющих происхождение из Кавказа, Центральной и Юго-восточной Азии. Так китайцев увеличилось в 1,5 раза, киргизов в 2 раза, азербайджанцев в 2,5, таджиков в 3, армяней в 3,6 раза. Поэтому изменилась и рейтинговая таблица по численности. На четвертое место вышли азербайджанцы, которые занимали до этого девятое место, но еще больший рывок совершили представители армянской национальности, перешагнувшие с 22-го места на 9-ое. Эти тенденции тоже будут активно продолжаться. С учетом сезонной и трудовой миграции эти показатели можно смело увеличивать в 1,5 2 раза. Конфессиональная специфика Красноярского края. Об этом нельзя не упомянуть, так как у многих национальностей религиозное и национальное сливается воедино. В крае почти три сотни зарегистрированных религиозных организаций, почти трех десяткой конфессий. Кроме того, существует на юридических правах около тысячи религиозных групп. Также существуют религиозные группы, которые не идут на контакт ни с органами государственной власти, ни с представителями других конфессий, что, несомненно, вызывает определенной напряжение. Если посмотреть, как делятся зарегистрированные организации, то примерно поровну имеют представители православных и протестантских конфессий. Еще специфика нашего края в том, что активно увеличивается численность этнических мусульман. Надо сказать, что из 137 национальностей, зафиксированных в Красноярском крае в 2002 году, 42 национальности являются приверженцами мусульманской религии или традиций. Еще специфика в том, что на юге края (Курагинский и частично Каратузский район) находится общероссийский центр самого крупного отечественного неокульта церковь последнего завета, или община Виссариона. Перейдем к проблеме толерантности. У нас не принято широко обсуждать эту проблематику, хотя, как показывают все социологические замеры и срезы, ситуация латентна. Мы привыкли говорить с высоких трибун, что у нас в крае царит мир, согласие и благополучие, что все народы толерантны друг к другу и так далее. Но социологические замеры обнаруживают достаточно тревожные тенденции. Уже первые исследования показали, что больше 50% всех старшеклассников Красноярского края заявили, что не испытывают дружеских чувств к некоторым национальностям. К этому добавляется еще и ксенофобия к религиозной принадлежности, в частности, к мусульманскому миру. Здесь 44% старшеклассников заявили о своем негативном отношении к исламу. Но стоит отметить, что этот опрос проводился в 2004 году, когда на Кавказе бушевали войны. При всем этом забывается, что и те и другие являются гражданами Российской Федерации. Те же самые представители исламского вероисповедания проживают на территории Татарстана и Башкирии и воюют в рядах федеральных войск. И те же Казанские авиалинии, чей самолет попал в плен к талибам, тоже являлись в большинстве своем представителями ислама. Просто никто не

5 освещает те моменты, что есть разный ислам. Есть ислам традиционный для России, который исповедают в том числе и сибиряки, а есть ислам радикальных течений, жесткий, где все направлено на подчинение одного человека другому человеку. Когда эти две составляющие национальная ксенофобия дополнятся религиозной, да еще и миграционной, получаются очень тревожные цифры по уровню мигрантофобии, которые доходят до 70%. Надо сказать, что последние замеры показывают, что негативное отношение к исламу несколько снизилось, но уровень мигрантофобии увеличился до 80-85%. Это очень тяжелые цифры. Чтобы завершить цикл проблем ксенофобии, мы провели анализ и выделили шесть наиболее упоминаемых позиций, где на каждую угрозу есть свой тезис страха. Первое по частоте упоминание это физическая угроза, то есть мигранты проявляют агрессию, мы их боимся. Вторая территориальная угроза. Особенно модной она была в отношении китайцев перед переписью 2002 года, когда заявляли, что на территории Российской Федерации их от 5-ит до 25-ти миллионов. Но перепись показала, что так называемой «желтой угрозы» в отношении Красноярского края не существует, так как им не выгодно здесь жить в виду дорогого жилья, а тех денег, которые тут зарабатывают за лето, хватит, чтобы зажиточно жить всей семьей у себя на родине. Третья правовая угроза. Тут считается, что мигранты занимаются противоправной деятельностью, хотя статистика говорит о том, что на долю представителей иностранных государств приходится гораздо меньше преступлений. Культурная угроза: «Мы не понимаем их языка и традиций, поэтому мы их боимся». Бытовая поведенческая угроза: «Ведут себя не подобающим образом». Эту угрозу чаще всего упоминает молодежь, которая считает, что прибывшая молодежь должна полностью адаптироваться под местную ментальность и не демонстрировать свои культурные аспекты на виду у всех остальных. Экономическая угроза: «Иммигранты занимают наши рабочие места». Интересно, что данный аспект чаще всего не встречается в анкетах молодежи. Эта угроза чаще всего упоминают люди старше пятидесяти лет. Предлагаю сделать небольшую паузу, обсудить некоторые аспекты, а затем коснемся причинно-следственных связей зарождения интолерантности в общественной среде. Илья Константинов, молодежное правительство дублеров У меня несколько вопросов, к затронутой Вами теме. 1. Какие существуют методы нейтрализации озвученных угроз и их следствий? Меня интересуют провереннее и работающие способы. Например, правовая угроза. Здесь самым лучшим показателем того, что эта угроза является мифологемой, выступает статистика правоохранительных органов. На улучшение этой статистики и должна быть направлена деятельность самих национальных культурных объединений, которые работают с соотечественниками. Но здесь нужно иметь ввиду один немаловажный фактор: понятие «диаспора» и понятие «национальное культурное объединение» - это разные понятия. Диаспора это численность населения конкретной национальности, проживающей на данной территории. Далеко не все представители диаспоры входят в национальное культурное объединение. Поэтому, когда приходят к руководителю национального культурного объединения и спрашивают, почему он плохо работает со своим населением, то руководитель отвечает, что работает с теми, кто входит в состав объединения. Культурная угроза. Эта угроза связана с недостатком информации. У англичан есть поговорка «чем выше забор, тем лучше сосед». Но эта поговорка совсем не применима к России, которая всегда была многонациональной страной. Поэтому мы придерживаемся тезиса, что чем больше ты знаешь о другом народе, тем меньше поводов для подозрительности, страхов, которые могут возникнуть. Поэтому одним из направлений, которые проводятся и органами государственной власти и самим национальными культурными объединениями является широкомасштабная культурная просветительская работа: проведение праздников, межнациональных мероприятий, молодежных, спортивных и других, где всегда подчеркивается приглашение других национальностей. Это срабатывает по ряду позиций. Вот, например, одной из таких площадок для населения стал остров Татышев, где проводится такое крупное мероприятие, как Татаро-Башкирский Сабантуй, который становится общегородским праздником. Также есть и другие праздники, которые становятся массовыми. Когда население видит и знакомится с национальными песнями, танцами, кухней и т.д., то они по-другому относятся к представителям той или иной национальности. Экономическая угроза. Здесь органами власти ведется работа по регулированию миграционных потоков. Если посмотреть динамику на выдачу разрешений использования иностранной рабочей силы, то здесь динамика идет вверх, начиная с 1996 года. Максимальный уровень выданных разрешений пришелся на 2007 год (42000 разрешений). Но после финансового кризиса количество выданных разрешений стало уменьшаться. Сейчас эта цифра равна То есть сейчас стали более тщательно относиться к выдаче подобных разрешений, подробнее проверять заявки для того, чтобы по максимуму использовать внутренние ресурсы тех безработных, которые стоят на учете в агентствах занятости. Появился еще один механизм выдача патентов. Теперь люди, которые приезжают не на производства, а хотят заняться индивидуальной деятельностью, могут

6 получить патент и платить налоги. Эта система была введена с июля прошлого года. На сегодняшний момент, если я не ошибаюсь, этим воспользовались уже порядка четырех тысяч человек. Сергей Ким, модератор Но разве проблема в том, что мигранты заняли все рабочие места, а аборигенам их не хватило? Ведь, по-моему, мигранты как раз работают там, где не хотят работать коренные жители. Не надуманная ли это угроза? Самой основной угрозой, которая действительно есть, я бы назвал бытовую. Именно это приводит к событиям на манежной площади и т.д. Здесь часто срабатывает механизм психологического характера. Всегда привожу такой пример: если тебя на рынке обсчитала или нахамила торговка твоей национальности, то тебе обидно, но терпимо. Но если это сделал представитель иной национальности, то тебе будет обиднее в десятки раз. Поэтому, все перечисленные мною выше угрозы, кроме пятого пункта (бытовая угроза) являются в большей степени мифологическими. Ведь именно бытовые вещи могут перерасти в крупные межнациональные конфликты. Константин Гуреев, руководитель агентства по реализации программ общественного развития края Я до сих пор остаюсь под впечатлением гражданского форума, который проходил в Чите под лозунгом «Сибирь территория мира и согласия», где прозвучал очень важный, на мой взгляд, доклад председателя Ассоциации народов России, в котором меня зацепили два тезиса, которые я бы хотел, чтобы Вы прокомментировали. Первый заключался в том, что тема толерантности для современной России это оскорбительный термин, потому что мы решили эту проблему якобы еще в 70-е годы прошлого столетия. Второй тезис был о том, что на Манежной площади не был конфликт национальностей, а это был конфликт между культурой и невежеством. Как Вы относитесь с этим высказываниям? По первому тезису Абдулатипова можно поспорить, ведь в то время был популярен термин «интернационализм», который впоследствии выразился в такую схему, как создание новой нации «единый советский народ», когда активно пропагандировалось, что межнациональные браки, это очень здорово, хотя статистика говорила об обратном. Здесь можно найти как минусы, так и плюсы. Плюс в том, что еще в детском саду делали «прививку от национализма»: танцевали танцы немецкие, татарские и другие. И уже в тот период времени это было в порядке вещей. Там же читались национальные сказки. В период войны в Афганистане тема интернационализма очень активно использовалась идеологически, внедрялась людям в подсознание. Наши замеры показывают, что люди, получившие именно это прививку от ксенофобии, имеют гораздо более высокий уровень толерантности по национальному признаку, чем у тех, кто закончил школу в период отсутствия твердых методических учебных пособий. Это «перетряхивание грязного белья», когда пытались найти все самое плохое, использовались с националистически настроенными элементами, имея желание создать свою государственность за счет спекуляции на национальной теме. Но мы помним о том, что у нас, еще раньше, чем на западе, развивалась политика мультикультурализма. Ведь в наших сибирских условиях с жестким климатом нельзя было выжить людям, если бы они не объединили свои усилия, не заимствовали друг у друга методы и формы, например, домостроительства, охоты, питания, рыбалки. Ведь только в Сибири существует уникальный в истории этногенеза опыт участия русского старожильческого населения в создании нового этноса, который получил впоследствии статут коренного народа севера. Речь идет о долганах. В этногенезе этого народы принимали участие эвенки, русские старожилы и якуты. Поэтому всегда нужно искать то, что объединяет народ. Это конструктивная позиция. Постоянно говорить о том, что я не люблю этот народ, потому что они проявили в отношении нас то-то и то-то абсолютно неконструктивная позиция. Находить виновных в каких-либо бедах очень просто. Но это не приводит к позитивным вещам. Это прекрасно понимают как политики, так и простые обыватели. Вспомните, какие до недавнего времени у нас были сложные отношения с поляками. Теперь, несмотря на то, что сильны позиции польской консервативной партии, отношение поляков к России стало несколько иным. Люди стали понимать, что нельзя вечно обижаться друг на друга. Поэтому, что касается термина «толерантность», то я считаю, что он имеет место быть. Хоть многие исследователи и говорят, что нужно говорить по-русски «терпимость», но это понятие гораздо уже понятия «толерантность». Толерантность это поиск решений. Будучи толерантным, я должен посмотреть глазами другого человека на сложившуюся ситуацию. Для негативного примера вспомню ситуацию, когда в одном из субъектов Российской Федерации женщина сбила на пешеходном переходе мать с ребенком, который погиб. Эти кадры показали, они жуткие. Тут же возникли слухи, что это женщина дочь высокопоставленных родителей, которые обязательно сделают так, чтобы дочь избежала суда, после чего началась психологическая атака и массовый психоз. Далее выяснилось, что у этой женщины нет таких родителей, что она из обычной семьи. Представьте, если бы эта женщина была другой национальности! Тогда бы этот конфликт получил бы совсем другой окрас. При умелой спекуляции любому конфликту можно придать статут межнационального. Самое страшное в том, мы знаем из примеров истории, что конфликты, замешанные на

7 национальных и религиозных вопросах, переживаются гораздо сложнее и длительнее, чем любой другой конфликт. В этих вещах важно, чтобы была кооперация органов власти, национальных сообществ и бизнеса (в отношении мигрантов). Сейчас получается так, что бизнес привлекает дешевую рабочую силу, а все проблемы по социальной и культурной адаптации, социальному и медицинскому обслуживанию, обучению в школе ложатся на плечи муниципальных органов власти. Бизнес должен готовить местную среду к принятию представителей иной культуры. Мне часто бывает обидно за приезжих работяг, которые работали и жили в таких трудных условиях, в каких многие из нас не согласились бы жить, а их выслали за несоблюдение паспортного режима. Ведь об этом должен был позаботиться их работодатель. Илья Константинов, молодежное правительство дублеров С Вашей точки зрения, как характер проживания национальностей отражается на их взаимодействии друг с другом и с местным населением, на примере Красноярского края? Мы с вами не зря говорили, что у нас есть старожильческое население и миграционно активное. Старожильческое населения, как правило, проживает в сельской местности, то есть у них есть места компактного проживания. Уникальным примером является Пировский район края, где 30% населения составляют татарские села. Такие же национальные поселки есть у латышей, эстонцев, поляков и так далее. Что касается миграционно активных этносов Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, то они, как правило, аккумулируются в больших городах, прежде всего в Красноярске. А здесь они расселяются, грубо говоря, согласно двум позициям: 1. цена метра жилья; 2. близость к работе. Поэтому в некоторых местах появляются так называемые анклавы, что вызывает определенные напряжения во взаимоотношениях и с местными жителями и с определенными структурами. Например, когда в отдельных школах детей-представителей инофонов достигает до 20%, а где-то и 41%, тогда общий уровень образования, который могут дать эти школы, существенно снижается за счет того, что постоянно приходится повторять один и тот же материал. В этом случае родители русскоязычных детей переводят их в другую школу. Есть проблема, что в некоторых школах в начальных классах мононациональный состав учащихся. Для таких детей это хорошо, но плохо в том, что тогда они хуже усваивают русский язык. Вы знаете, что уровень сельских и городских школ разнится. Так уровень школ Таджикистана и России тоже разнится. Если приезжает человек, которому двенадцать лет, а уровень знаний соответствует только третьему классу нашей школы, то такой ребенок уже будет в иной возрастной группе, где могут возникать и возрастные противоречия. Поэтому нужны дополнительные средства на внешкольные занятия, в том числе по русскому языку. В целом в Красноярском крае проблема анклавности расселения остро стоит в трех городах: Красноярске, Норильске, Шарыпово. В Шарыпово дело доходило до интересных вещей. До 2005 года численность населения Шарыпово не уменьшалась, в отличие от всех остальных населенных пунктов, потому что туда из неспокойных районов Дагестана приезжало очень много родственников. Сергей Ким, модератор А будет ли в Красноярске когда-нибудь чайна-таун или какой-либо другой квартал, где проживали бы только не русские национальности? Ну, чайна-таун заключается не только в том, что территориально там проживают жители одной национальности, а еще в том, что там они живут по своим традициям, говорят на родном языке и т.д. Нам еще далеко до этого, думаю, что этого не будет, потому что на уровне Красноярского муниципалитета уже есть осознание этой проблемы и предпринимаются определенные меры для недопущения подобной ситуации. В частности речь идет о строительстве в разных местах социального жилья, для того, чтобы не допустить аккумуляции жителей одной национальности в одном месте. Еще один вопрос, который касается интеграции нации это место захоронения своих умерших. Если увозят умерших на историческую Родину, то это играет не в пользу интеграции, а если на кладбище Бадалык, это один из армянских участков, это значит, что они нацелены на интеграцию. Геннадий Каляда На фоне всеобщего, вроде бы, благополучия, например недавно Алекбер Караев сделал заявление, что его не пустили в клуб под предлогом того, что клуб не принимает представителей народов Кавказа. Ведь он взрослый, уважаемый человек. Можно ли тут говорить о какой-то тенденции? Я, к сожалению, не видел данного сюжета. Могу сказать, что Алекбер Караев политически активный человек, адвокат. В этом вопросе, думаю, должны разбираться соответствующие органы, может быть даже правоохранительные. Пока это не массовое явление, выводы делать преждевременно. Транслировать этот аспект на широкую аудиторию я бы тоже не рекомендовал по разным причинам. Здесь нужно быть внимательными и не поддаваться на различные провокации. Что касается благостной ситуации в межнациональных отношениях, я не сторонник этой позиции. И всегда говорю, что ситуация эта латентна, и в любой момент может произойти взрыв, если мы не будем к нему готовы. Поэтому нужно проводить различные профилактические мероприятия, ведь знание это уже готовность

8 Во-вторых, надо знать, какие рычаги использовать во время того или иного взрыва, чтобы он не перерос в средние или большие масштабы. В-третьих, надо знать, как правильно работать со СМИ, потому что они являются трансляторами всех этих вещей, провоцировать разные недовольства. Сергей Ким Хочу процитировать, но боюсь ошибиться «Национализм это последнее пристанище патриотов» Здесь эта фраза использовалась в том контексте, что когда у негодяя уже нет никаких других доводов для подтверждения своей позиции, он начинает включать патриотизм. Сергей Ким Ну да, здесь происходит оскорбление других, непохожих на него, в частности по национальному признаку. Нужно точно понимать, что после обиды за себя, за свою семью следующей идет обида за свой народ

9 Рашит Гиззатович Рафиков заместитель начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края

docplayer.ru

Презентация к уроку по теме «Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае». Презентация к уроку ОРР в 11 классе.

Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов: Тема урока: Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае.Дата: 25.02.2016г. Класс: 11 класс.Автор: Валькова Г.Н., учитель географии Национальный состав Красноярского края.Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. В 1897 г. первая общая перепись зафиксировала на территории Енисейской губернии 570 тыс. жителей. На долю нерусского населения приходилось 97 тыс. человек (17% от общего числа), половина из которых была представлена коренными этносами (северные народы — 9,4 тыс. человек, енисейские тюрки, или хакасы — 37,7 тыс. человек). Среди «пришлых» народов наиболее многочисленными оказались украинцы — 21,4 тыс. человек (3,75%), татары — 6,0 тыс. (1,05%), поляки — 5,9 тыс. (1,04%), евреи — 5,1 тыс. (0,88%), мордва — 3,8 тыс. (0,66%), латыши и эстонцы — по 1,4 тыс. (0,25%), немцы и цыгане — по 1 тыс. человек (0, 16%). Со строительством Транссибирской железной дороги и началом столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев, в том числе много белорусов, украинцев, татар, поляков, эстонцев, чувашей, латышей и латгальцев. С началом Первой мировой войны в Сибири оказалось большое количество беженцев из прифронтовых территорий России (Украина, Белоруссия, Балтия), а также представителей европейских народов из числа военнопленных Германии и Австро-Венгрии, многие из которых приняли участие в Гражданской войне. На изменение национального состава Енисейской губернии начала 1920-х гг. повлияли репатриация иностранных военнопленных, оптация российских граждан во вновь образованные государства — Латвию, Литву, Эстонию, Польшу и Финляндию, а также большой приток в Сибирь «голодбеженцев» из национальных районов Поволжья, пораженных сильнейшей засухой.Репатриа́ция (от лат. repatriate) — возвращение нОпта́ция (от лат. optatio — желание, выбор; англ. choice of citizenship, optation) — в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство, либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность. К 1926 г. нерусское население Красноярского края насчитывало 185 тыс. человек, из них только треть (62 тыс.) приходилась на автохтонные народы. К этому времени в регионе без учета Туруханского края существовало более 3,6 тыс. национальных селений. Так, хакасы проживали в 434 улусах; 313 сел, деревень и поселков имели белорусы, 119 — украинцы, 71 — татары, 33 — мордва, 26 — чуваши, 34 — народы Балтии. Две трети национальных селений приходилось на долю хуторов, широко распространенных среди латышей и латгальцев, эстонцев, поляков, литовцев. В местах их компактного проживания стали создаваться национальные сельские советы, районы, округа (Таймырский и Эвенкийский в 1930 г.), автономная область (Хакасская в 1930 г.). Жесткие политические события 1930–1940-х гг. существенно перекроили этническую карту Красноярского края. Ссылка и депортация, первоначально по социальному, а затем и национальному признакам привели к появлению в регионе десятков тысяч поляков, немцев, калмыков, латышей, эстонцев, литовцев, греков, финнов-ингерманландцев, болгар и других народов. В 1953 г. в крае насчитывалось свыше 140 тыс. спецпоселенцев из числа нерусских народов. После реабилитации большинство из них вернулись на родину, а оставшиеся пополнили существующие или положили начало новым, не типичным для Красноярского края диаспорам (греки, калмыки, корейцы, китайцы и др.). Во второй половине ХХ столетия в сфере этно-демографического развития Красноярского края прослеживаются новые тенденции. С одной стороны, с 1950–1960-х гг. начинается стабильное уменьшение численности ряда старожильческих этносов: евреев, немцев, поляков, мордвы, финнов, народов Балтии. С другой стороны, в большом количестве начинают приезжать выходцы из трудоизбыточных районов Средней Азии, Кавказа и других регионов. Так, в 1950-е гг. в крае появляются достаточно крупные диаспоры азербайджанцев, грузин, армян; в 1960-е гг. — узбеков и молдаван. Этот поток значительно усиливается в связи с увеличением потребности в трудовых ресурсах на строительстве и освоении краевых гигантов индустрии. В 1970–1980-е гг. в регионе появляются крупные группы таджиков, киргизов, осетин, чеченцев, ингушей, некоторых народов Дагестана (лезгин, аварцев, кумыков, даргинцев).В целом на протяжении всего ХХ в. удельный вес нерусского населения в Красноярском крае оставался достаточно стабильным — на уровне 13,5%, за исключением искусственного прироста в 1940–1950-е гг. Выводы:Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 г. до 11% в 2002 г. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тыс. человек, или 0,8%, в то время как потери национального сообщества за этот период составили 50,3 тыс. человек, или 13,3%. Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края. Интересно, что перепись 2002 г. не выявила представителей 7 этносов, отмеченных ранее в переписи 1989 г. (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории Красноярского края. Одна из главных причин этого — всплеск национального самосознания 1990-х гг. и либерализация в деле определения этнической самоидентификации. В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно интеграционных и ассимиляционных процессов. В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 21 городе и районе данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске и Казачинском районе доля нерусского населения находится на уровне 20–30%, а в Пировском районе, Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах — в пределах 38–41,5%. Каким образом в крае развиваются межнациональные отношения?На территории края проживают представители 159 национальностей. Национальный состав населения от общей численности населения, по данным Всероссийской переписи 2010 г., составляет: русские (88,08%), украинцы (1,34%), татары (1,23%), немцы (0,79%), азербайджанцы (0,58%), белорусы (0,35%), чуваши (0,38 %), армяне (0,38 %), киргизы (0,30%), узбеки (0,23%), таджики (0,23%), мордва (0,15%), марийцы (0,12%), башкиры (0,11%), тувинцы (0,10%), лезгины (0,10%), молдаване (0,10 %), хакасы (0,15%), эстонцы, эстонцы-сету (0,08%), латыши (2,184 – 0,07%).Численность коренных малочисленных народов Севера, по переписи 2010 г., составляет: долганы (0,21 %), эвенки (0,16%), ненцы (0,13%), якуты (0,05%), кеты (0,03%), нганасаны (0,02%), селькупы (0,01%), энцы (0,01%), чулымцы (0,01%). Атмосфера межнационального согласия и сегодня является важным условием для дальнейшего развития нашего региона, сохранения социальной, политической и экономической стабильности в нем…Красноярский край - "перекресток цивилизаций"

Правовая защита культурного наследиянародов Красноярского краяВ Красноярском крае гарантируется право всем этническим общностям на культурно-национальную автономию, на свободную реализацию своей культурной самобытности.За 1990-е годы заметно возросло значение национального вопроса в международной политике, его влияние на общественное сознание и межличностные отношения на местах.Результатом объединения государственной политики и общественной инициативы являются национально-культурные общественные организации. Примером объединений такого рода может послужить Межнациональный Культурный Центр Красноярского края, созданный на базе культурно-исторического музейного комплекса.Общественные национально-культурные объединения в КрасноярскеОбразована в 1992 г.Председатель – Греченко Г. П.В Красноярском крае проживает около 10550 украинцевКраевая общественная организацияНационально-культурная автономия"Украина"

Местная общественная организацияТатарская национально-культурная автономия"Янарыш" Образована в 1997 году Председатель – Файзулин Гавиз Исмагилович В Красноярском крае проживает более 50000 татар

Красноярская региональная национально-культурнаяАвтономия российских немцев Образована в 1989 году Председатель – Агапова Наталья Владимировна В Красноярском крае проживает около 40000 немцев

Когда национальные центры организуют мероприятия, связанные с традиционным торжеством отдельного народа, в нем принимают участие представители других национальных обществ. Показывая свое уважительное отношение к другим культуре, обычаям, традициям и желая познакомиться с ними, представители других этносов принимают участие в праздновании, поздравляют друг друга.Обмен культурным опытом...

Спасибо за внимание!Д/З: подготовить презентацию «Конфессии Красноярского края».

educontest.net

М. Ф. Решетнёва особенности межэтнических отношений в городе красноярске

скачать Лысенко И.С.

г. Красноярск, СибГАУ им. М.Ф.Решетнёва

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МАССОВОГО ОПРОСА) В условиях активной миграции межэтнические отношения требуют особого внимания, поскольку, что очевидно, они проявляются во всех сферах жизнедеятельности: в экономической, в политической, социальной, культурной. Исследования показывают, что миграция формирует новое деление населения на «наших - не наших», «мы - они». Нередко взаимоотношения мигрантов с принимающим сообществом представляют как отношения «своих» и «чужих».

Для Красноярского края актуальность исследования темы межэтнических отношений обусловлена несколькими причинам. Известно, что Красноярский край - один из крупнейших субъектов Российской Федерации, в составе которого находятся две административные территории, созданные по этническому принципу (Таймырский муниципальный округ, Эвенкийский муниципальный округ). Кроме того, в политических кругах России принято рассматривать Красноярский край в качестве микромодели страны, в силу чего на основе процессов, происходящих на его территории, делаются прогнозы общероссийского масштаба.

Объектом исследования будут этнические группы г.Красноярска. Эмпирическим объект исследования выступают этнические группы города Красноярска. Цель исследования заключается в выявлении особенностей и тенденций развития межэтнических отношений в Красноярске. Исследование проводилось в 2007-2008 гг. в г.Красноярске по случайной выборке [1].

Межэтнические отношения нами исследуются по двум направлениям: дистанция между этническими общностями, перспектива развития межэтнических отношений.

Выявление дистанции между различными этническими общностями определяется нами через выявление общего отношения к разным национальностям, через следующие индикаторы: текст Богардуса, отношение респондентов к отдельным этническим общностям и, в частности, к мигрантам и к миграционному законодательству.

Один из главных вопросов, позволяющих наиболее эффективно определить социальную дистанцию между людьми разной этнической принадлежности – это тест Э.Богардуса. Варианты ответов мы объединили в две группы: группа «положительно» включает ответы «положительно» и «с безразличием», группа «отрицательно - ответы «в зависимости о национальности» и «отрицательно». Показатель затруднившихся ответить, ввиду невысоких показателей, мы не указали.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос

«Представьте, что Ваш близкий родственник (отец, мать, сын, дочь, брат, сестра) вступили в брак с представителем другой национальности. Как бы Вы к этому отнеслись?» (в %)

Положительно,

не имеет значения

Отрицательно, в зависимости от национальности
Русские 69,8 30,0
«Славянские народы» 73,2 26,6
Народы Прибалтики 61,1 36,8
Народы Поволжья 83,7 16,2
Народы Кавказа 60,3 39,5
Народы Средней Азии 60,2 39,6
Евреи 55,4 39,3
Китайцы 80,9 19,0

Как показывает таблица 1, значительная часть в большинстве выделенных групп к вступлению в брак своего родственника с представителем иной этнической принадлежности отнеслись бы положительно. Но наиболее высокий показатель положительного отношения к межэтническим бракам высказан представителями китайской национальности, что объясняется гендерным дисбалансом. Численность мужчин превышает численность женщин.

Несмотря на то, что большинство респондентов относятся положительно к межэтническим бракам, среди респондентов-евреев, народов Кавказского и Средне-Азиатского региона относительно высок показатель отрицательного отношения к межэтническим бракам. Нам представляется, данная позиция евреев объясняется политикой репатриации государства Израиль, по которой поощряется возвращение евреев, а также социальной поддержкой еврейских организаций, оказываемой только евреям преимущественно через национально-культурные объединения. Позиция народов, представляющих Среднюю Азию и Кавказ обусловлена патриархальностью традиций.

Итак, ориентированность большей части опрошенных на межэтнические браки во всех представленных группах создаёт благоприятные условия для межэтнической коммуникации в Красноярске.

Следующие показатели позволяют нам определить специфику взаимоотношений между представителями конкретных этнических общностей, так как внутри выделенных нами групп может выявляться симпатия - антипатия.

Для анализа социальной дистанции мы выделили наиболее представительные общности в выборке: русские, украинцы, азербайджанцы, таджики, китайцы, татары, чуваши, армяне, евреи.

Ввиду близости по характеру ответов, некоторые из них мы объединили, образовав две группы: «положительное отношение» (с симпатией и спокойно) и «отрицательное отношение» (с недоверием, страхом и раздражением, неприязнью). Особенностью вопроса, выявляющего социальную дистанцию, является то, что он был открытым, что позволило выявить специфику в межэтнических отношениях. Русские положительно относятся больше всего к украинцам (6,3%) и к белорусам (4,9%). Меньший показатель положительного отношения зафиксирован по отношению к армянам (1,8%) и китайцам (1,8%). Среди тех, кому русские симпатизируют, значатся и «европейцы» (1,2%).

Отрицательно опрошенные русские относятся больше всего к чеченцам (7,7%), к китайцам (6,0%) и цыганам (3,8%). Среди тех, к кому русские испытывают отрицательное отношение, фигурируют «кавказцы» (2,8%). К азербайджанцам негативное отношение высказали 2,4%, к грузинам – 1,7%, а также к «азиатам» - 1,2%.

Негативное отношение «кавказцам» и чеченцам соответствует общероссийскому показателю [Мониторинг…, 2006]. Негативное отношение может быть сформировано под влиянием фактов негативного характера, происходящих в других регионах, связанных преимущественно с терроризмом во всём мире [Паин, 2003]. К такой информации можно отнести существование незаконных группировок, создаваемых по национальному признаку, военные операции на территории Чеченской Республики, а так же тема терроризма, при освещении которой террористов чаще всего называют «чеченскими». Информация же о таких фактах поступает из средств массовой информации.

Негативное отношение к «кавказцам» может быть основано и на значительном представительстве этих народов в экономической нише (мелкое предпринимательство, бизнес). Например, З.В.Сикевич говорит о наличии образа «торгаша-кавказца», который сменил прежний образ «торгаша-еврея» [Сикевич, 1995]. В Красноярске русские испытывают негативное отношение к представителям тех национальностей (азербайджанцы, чеченцы), которые имеют значительное представительство в отдельных сферах экономики (бизнес, мелкая розничная торговля), создавая тем самым конкуренцию местному населению. На наличие о «разделе сфер влияния в торговле» представителями трудовых мигрантских сообществ в представлении части населения говорится в коллективной работе новосибирских исследователей [Этнические группы…, 2003].

Ещё одной причиной такого отношения к «кавказцам», по мнению З.В.Сикевич, обусловлено различиями в бытовом поведении народов кавказского региона. Демонстрационный тип поведения у более сдержанного и спокойного местного населения вызывает отрицательную реакцию [Сикевич, 1995].

Негативное отношение к китайцам, как нам представляется, может быть обусловлено, также конкурентностью в торговле, информацией о «китайской угрозе», о «китайском нашествии» на Россию, о заселении Дальнего Востока китайцами, и, в частности, материалами краевых телеканалов о нарушениях российского законодательства мигрантами из Китая (незаконная вырубка леса, незаконное строительство теплиц с нарушением технологии выращивания овощей).

Обратим внимание на то, что в 50,5% анкет респондентов русской национальности отмечено наличие национальностей, к которым они относятся положительно, но не указаны к каким именно. Только в 2,0% анкет опрошенные русские указали на наличие национальностей, которым они испытывают отрицательное отношение, но без указания названий.

Итак, недовольство отдельными представителями новой волны мигрантов, нельзя трактовать как проявление расизма или этнофобии, поскольку основу этого отношения составляет не неприятие иной культуры, веры, образа жизни, а конкурентность в сфере с денежными потоками.

Украинцы положительное отношение проявили к русским (8,3%) и белорусам (8,3%). Негативное отношение к чеченцам (8,3%), а также в равной степени к арабам, азербайджанцам, цыганам, «кавказцам» (4,1%).В большей части анкет (58,3%), заполненных украинцами, зафиксировано наличие национальностей к которым они относятся положительно. В 4,2% анкет без указания названия опрошенные украинцы отметили наличие национальностей, к которым у них есть негативное отношение.

Представители татарской этнической общности симпатию испытывают к русским (8,6%) и к украинцам (3,4%). Отрицательное отношение у татар выявлено к кавказцам (3,4%) и к китайцам (1,7%). В большинстве анкет (86,2%) татары отметили наличие симпатии к тем или иным народам без указания их названия. В 1,7% анкет респонденты-татары отметили наличие этнических общностей, к которым отмечается негативное отношение, но название не указано.

Среди чувашей положительное отношение отмечено к русским (4,1%) и татарам (4,1%). Отрицательное отношение выявилось к китайцам (4,1%) и немцам (4,1%). Вместе с тем в 79,1% анкет, принадлежавших чувашам, зафиксировано наличие национальностей, к которым они положительно относятся без указания наименований. Наличие национальностей, к которым они могли бы относиться отрицательно, в анкетах не указано.

Евреи в равной степени положительно относятся к следующим этническим группам: к русским, эстонцам, латышам, литовцам, «прибалтам», «европейцам», белорусам (5,5%). Отрицательное отношение у евреев присутствует в первую очередь к «арабам» (11,1%), а также в равной степени к немцам (5,5%), цыганам (5,5%), таджикам (5,5%), узбекам (5,5%), китайцам (5,5%), «кавказцам» (5,5%), армянам (5,5%). В 38,8% анкет опрошенные евреи отметили наличие национальностей, к которым евреи испытывают положительное отношение без указания названий. Наличие национальностей, к которым присутствует отрицательное отношение, не указано. Негативное отношение к арабам объясняется существованием арабо-израильского конфликта [Российская идентичность…, 2005].

У азербайджанцев, указавших национальности к которым они относятся с симпатией, чаще всего называют русских (33,3%). Кроме этого, положительное отношение проявилось к таджикам (14,6%), к туркам (8,3%), к «кавказцам» (6,2%), к украинцам (4,2%), к киргизам (4,2%), к татарам (4,2%), к узбекам (4,2%). Негативное отношение чаще всего азербайджанцы испытывают к армянам (39,6%), к цыганам (10,4%), к чеченцам (4,2%) и к таджикам (2,1%). В 22,9% анкет опрошенные азербайджанцы указали на наличие национальностей, к которым существует положительное отношение, но без указания названий.

Армяне симпатию испытывают в большей степени к русским (25,9%) и в меньшей степени к таджикам (3,7%). Негативное отношение у опрошенных армян проявилось к азербайджанцам (18,5%) и к цыганам (14,8%). Важно заметить, что в большинстве своих анкет (55,5%) армяне указали на наличие национальностей, к которым они испытывают симпатию.

Среди таджиков чаще симпатия встречается к русским (14,2%) и реже к армянам (9,5%). Негативное отношение было проявлено к азербайджанцам (14,2%) и к узбекам (4,7%). При этом в большинстве своих анкет (57,1%) таджики ответили, что есть национальности, к которым они испытывают положительное отношение.

Китайцы положительное отношение высказали в большей степени к русским (14,2%), потом к корейцам (9,2%). Негативное отношение чаще всего у них проявлялось к японцам (19,0%) и к узбекам (9,5%). Как и в других этнических группах, в большинстве анкет китайцы отметили наличие для себя национальностей, которым они относятся положительно (71,4%).

В вопросе, который выявляет социальную дистанцию между этническими общностями, не менее важен и «свой вариант ответа». Анализ содержания открытых ответов показал, что для этой части респондентов значение имеют личностные качества человека, а не его национальность. Наиболее типичные варианты ответа следующие: «ко всем отношусь одинаково», «главное, что бы человек был хороший, а национальность не имеет значения», «во всех национальностях есть хорошие и плохие люди».

Итак, открытый характер вопроса, определяющий отношения между представителями разных национальностей, выявил следующие особенности.

1. Большая часть представителей всех вышеуказанных общностей указали на наличие национальностей, к которым они относятся положительно.

2. Толерантное отношение к русским выявлено среди большей части всех представленных этнических групп.

3. Толерантностью характеризуются отношения между русскими и украинцами.

4. Среди представителей русских, украинцев, татар, чувашей и евреев чаще других положительное отношение встречается по отношению к представителям коренных народов России или народов европейской части.

У русских и представителей других народов, которых можно было бы отнести к принимающей стороне, негативное отношение испытывается не ко всем мигрантам. Негативное отношение наблюдается к тем этническим общностям, которые формируются в Красноярске за счёт мигрантов из Кавказского региона. Этот показатель корелируется с тем, что представители Кавказского региона сталкивались со случаями дискриминации.

Негативное отношение к представителям Средне-Азиатского региона практически не встречается, что можно объяснить отсутствием конкурентности с их стороны, так как их представители занятии в сфере обслуживания. Например, таджики преимущественно работают рабочими в строительных фирмах.

5. У мигрантов же, к русским как наиболее многочисленному народу принимающей стороны выявлено положительное отношение.

6. Обнаружены напряжённые отношения между азербайджанцами и армянами, между азербайджанцами и таджиками. Напряжённость в отношениях между азербайджанцами и армянами, может быть обусловлена, как нам представляется особенностями во взаимоотношениях этих двух республик (армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха).

7. Опрошенные респонденты используют такие понятия как «кавказцы» и «европейцы», что может указывать на незначительность разницы для опрошенных между этническими общностями Кавказского региона и европейцами. Э.А.Паин оперирование таким понятием как «кавказцы» объясняет тем, что этнофобия, как правило, направлена на широкий спектр «чужих народов», а не на один «враждебный этнос» [Паин, 2005].

Кроме этого, данная специфика указывает, как нам представляется, на то, что для респондентов, значение имеет не только национальность личности, а ещё её региональная и конфессиональная принадлежность.

Отношение к мигрантам, приезжающим в Красноярск на постоянное место жительство, нами выявлялось среди русских, ввиду того, что русские составляют подавляющее большинство населения города (см. в диаграмму).

Диаграмма. Распределение ответов на вопрос респондентов русской национальности «В Красноярск ежегодно приезжают мигранты из республик бывшего СССР. Часть из них рассматривает Красноярский край как регион для своего постоянного местожительства.

Как Вы к этому относитесь?» (в %)

Как показывает диаграмма, к мигрантам, приезжающим в край на постоянное место жительство русские наибольшая часть респондентов относится к мигрантам с индифирентно (38,8%). Этот показатель мы не склонны рассматривать как проявление отрицательного отношения. Среди тех, кто смог однозначно ответить на этот вопрос, большей степени относятся отрицательно, чем положительно (соответственно, 33,7% и 22,1%).

Среди респондентов-русских, предложивших свой вариант ответа (5,2%), мнения разделились. Но в подавляющем большинстве этих ответов респонденты высказывали положительное отношение к мигрантам, но при соблюдении определённых условий: «легальное проживание», «уважение страны, в которой предстоит проживать», «дружелюбие со стороны мигрантов», «лишь бы было на благо краю», «если будут приносить пользу нашей стране».

Незначительная часть респондентов положительно отнесутся к мигрантам, если они относятся к славянской группе или будут русскоязычными. Ответы подобного рода звучат следующим образом: «если мигранты русской национальности, только положительно. Если других национальностей, то я бы подумала о таком количестве», «если мигранты славянского происхождения, положительно».

Таким образом, большая часть русских относятся равнодушно к мигрантам, выбравшим край для своего постоянно места жительства. Вместе с тем, среди респондентов доминирует больше отрицательное отношение к мигрантам, чем положительное. При этом, у части респондентов положительное отношение определяется рядом условий, не связанных с их этнической принадлежностью, которые должны выполнять мигранты.

Перспективу развития межэтнических отношений определяют следующие индикаторы: установка на дифференциацию по этническому признаку, соотношение гражданской и этнической идентичности, степень интереса к культурам народов.

Согласно нашему исследованию, для большинства опрошенных дифференциация по этническому признаку не имеет значения. Вариант «нет, не обращаю на национальность окружающих» доминирует среди групп национальностей: народы Поволжья – 80,2%, народы Кавказа - 69,0%, респонденты еврейской национальности (61,1%), «славянские народы» – 60,0%, народы Средне-Азиатского региона – 60,2%, русские (52,9%). Исключение составляют народы Прибалтики, среди которых большинство (63,1%) обращает внимание на национальность окружающих и китайцы (80,9%).

Таким образом, для подавляющей части респондентов, как и для русских, этнодифференциация играет незначительную роль. Этот показатель ещё раз подтверждает тезис о том, что на межличностном уровне для русских не имеет значения национальная принадлежность человека.

Соотношение гражданской и этнической идентичности ведущими российскими исследователями межэтнических отношений рассматривается в качестве важнейшего индикатора прогноза развития межэтничсеких отношений [Иванов, 2004; Губогло, 2003; Скоробогатых, 2004; Черныш, 2005]. При этом исследователями рассматривается гражданская идентичность как важнейшее условие для межэтнической толерантности. По мнению Л.М.Дробижевой, единство, основанное на общечеловеческих ценностях, привлекательных для представителей самых разных этнических общностей (семья, справедливость, свобода), представляет важное условие толерантности в равной степени с этнической солидарностью [Дробижева, 2002].

Выявить соотношение этнической и гражданской идентичности позволяют ответы на вопрос «Кто я?». Опираясь на опыт отечественных исследователей, по условиям анкеты респонденты на этот вопрос могли указывать сразу три ответа, ввиду чего суммарный показатель превышает 100% [Толерантность…, 2005].

Однако по отдельным национальностям соотношение региональной и этнической идентичностей выглядит следующим образом (см. таблицу 2).

Таблица 2

Значимость идентичностей среди групп общностей (в %)

Россиянин Сибиряк Национальность
Русские 55,2 51,7 12,2
«Славянские народы» 64,4 31,8 27,2
Народы Поволжья 48,8 37,2 11,7
Народы Кавказа 56,2 15,6 34,3
Народы Средне-Азиатского региона 47,0 20,5 27,9
Народы Прибалтики 47,3 21,0 47,3
Китайцы 57,1 0 47,6
Евреи 50,0 33,3 50,0

Согласно данным таблицы 2, большинство всех представленных групп относят себя в первую очередь к россиянам.

На первом месте российская идентичность стоит у представителей всех групп, за исключением опрошенных китайцев. Респонденты китайской национальности в первую очередь чувствуют себя гражданами мира. Следует заметить, что народы Прибалтики и евреи в равной степени относят себя и к россиянам и к своей этнической группе.

Сибирская идентичность стоит на втором месте для русских, народов Поволжья и славян. Опрошенные китайцы являются единственной общностью, в которой отсутствует сибирская идентичность.

Национальная принадлежность значима в большей степени, чем региональная, для народов Кавказа, народов Средне-Азиатского региона, народов Прибалтики, китайцев и евреев.

Итак, среди личностных идентичностей, в совокупности первое место занимает гражданская идентичность и региональная. Среди народов, формируемых преимущественно мигрантами, в большей степени значима общероссийская идентичность и принадлежность к своей национальности. Региональная идентичность в их структуре идентичностей занимает третье место. Данное соотношение идентичностей среди мигрантов могло на непродолжительное пребывание на территории Сибири.

Подводя итоги, мы можем придти к следующим выводам об особенностях межэтнических отношений в Красноярске. В социальной дистанции нами выявлены следующие особенности.

Во-первых, тест Богардуса выявил положительное отношение к возможному браку своего родственника с представителем другой этнической принадлежности практически во всех группах национальностей.

Во-вторых, к миграции и мигрантам у русских выявлено неоднозначное отношение. Положительное отношение к мигрантам корелирует с низким показателем дифференциации со стороны русских на межличностном уровне. Отрицательное отношение выявлено к той части мигрантов, которая создаёт конкурентную среду принимающему населению в некоторых сферах экономики.

Напряжённость выявлена у русских к представителям Кавказского региона и, частности к чеченцам, азербайджанцам, а также к цыганам. Между тем, представители Средне-Азиатского региона относительно мигрантов, представляющих другой регион, упоминались значительно реже. Мигранты, напротив показали положительное отношение к русским, что объясняется, как нам представляется тем, что русские для них являются принимающей стороной, с которой у мигрантов связываются ожидания успеха.

Напряжённость отмечена между значительной частью азербайджанцев и армян, между евреями и арабами. Толерантность выявилась между русскими и украинцами. Это лишний раз подтверждает влияние исторического прошлого на современное состояние межэтнических отношений.

В-третьих, в отношении к «новой» миграции (1990-е годы) у представителей «старой миграции», имевшей место в XIX XX вв., мнение идентично мнению русских. Они высказывают опасения в их адрес.

В-четвёртых, исследование показало активное использование респондентами категории «кавказцы», «европейцы» и арабы. Это указывает на то, что в основе взаимоотношений между людьми может лежать не только этническая принадлежность как самоценность, а родственность культур, мировоззрения.

Изучение возможной перспективы межэтнических отношений в Красноярске выявило следующую картину.

Во-первых, как для большинства опрошенных в целом, так и для групп национальностей, этническая дифференциация не играет большого значения.

Во-вторых, представители всех групп национальностей относят себя в первую очередь к россиянам, что следует рассматривать, как нам представляется, в качестве благоприятного условия для развития солидарности между представителями разных национальностей. Однако для мигрантов большую значимость имеет этническая идентичность, а меньшую региональная (сибиряк). Все остальные группы национальностей на втрое место ставят региональную идентичность.

Для мигрантов приоритетность этнической идентичности над сибирской после общероссийской может быть объяснена их недолгим пребыванием в сообществе с иной культурой, мировоззрением. В таких условиях наибольший комфорт испытывается среди людей одной веры, культуры, образа жизни. Примечания

  1. Ввиду того, что наш опрос проводился по случайной выборке и некоторые этнические группы представлены небольшой численностью, мы выделили группы, в которых объединены представители народов по признаку близости культур, региону проживания: народы Кавказского региона – аварцы, азербайджанцы, армяне, грузины, лезгины, чеченцы, (96 человек), народы Средне-Азиатского региона – казахи, киргизы, таджики, туркмены, узбеки (76 человек), «славянские народы» - поляки, украинцы, белорусы (45 человек), народы Прибалтики – литовцы, латыши, эстонцы (19 человек), народы Поволжья – татары, чуваши, марийцы, мордовцы (86 человек). Отдельно нами выделены русские (651 человек), китайцы (21 человек) и евреи (18 человек). В дальнейшем группа «славянских народов» будет имеется ввиду без русских.
  2. Мониторинг общественного мнения №1 (77), январь-март 2006г.,С. 148
  3. Паин Э.А. Между империей и нацией. - М., 2003, С. 86
  4. Сикевич З.В. Национальные движения и молодёжь // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сб. ст. - СПб., 1995, С. 210, С. 211
  5. Этнические группы сибирского мегаполиса: взаимодействие культур, особенности поликультурного и национального образования. -Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003. - 176 с., С.62
  6. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / [Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова]. - М.: Наука, 2005. - 396 с., С. 316
  7. Паин Э.А. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект // Общественные науки и современность, 2005, №1, с. 152
  8. Иванов В.Н.Федерализм и безопасность государства // Социс № 6 2004, С. 6
  9. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. - М., 2003, С. 712
  10. Скоробогатых Н.С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или расколу общества // Общественные науки современности №1 2004, С. 145
  11. Черныш М.Ф. Этнические и общегражданские ценности россиян // Мониторинг общественного мнения №3 (75), июль-сентябрь 2005, С. 24
  12. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М.Дробижевой. - М.: Academia, 2002. - 368 с., С. 240
  13. Толерантность в межкультурном диалоге / Отв. ред.: Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко. - М., 2005. - 372 с., С. 22
скачать

nenuda.ru

Межнациональные отношения - НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

 

Под покровом ночной темноты 14 июня 1941 года в дома  тысяч латышей ворвались чекисты. И как следствие – путь в вагонах для перевозки скота, дорога в неизвестность, зачастую, в необжитые места русского Севера.

  Мужчин отправили умирать в Соликамск и Вятлаг и десятки других лагерей смерти. Женщин и детей ждала иная судьба – голод и холод, предательство, рабский до изнеможения труд, унижение и нечеловеческие страдания. Не дать исчезнуть из памяти злодеяниям того времени и увековечить память жертв политических репрессий – одна из целей латышкой делегации, побывавшей в нашем районе 21 июля.

  Сибирь, в том числе наш район, с царских времен были местом высылки неугодных власти и режиму,  как отдельных личностей, так и народов.  В годы войны у нас проживало 18 семей, депортированных из Латвии. Спустя  почти семь десятков лет, их соотечественники  приехали, чтобы поклониться праху латышей, нашедших последний приют на чужих погостах,  побывать там, где страдали они сами или их родные и  близкие.

Группа, возглавляемая кинорежиссером и основателем фонда «Дети Сибири» Дзинтрой Гека-Ваской, совершила длинный путь. В состав   «Вахты памяти»  вошли два священника, телеоператоры, корреспондент одной из латвийских газет.

Самолетом  делегация сначала вылетела в Магадан, оттуда в Иркутск. Посетила Канск, Красноярск, Назаровский  и Бирилюсский районы. На арендованных в Ачинске микроавтобусах приехала в Тюхтет, затем в планах у них – посещение Томской области.

Гостей радушно  встретил глава района Геннадий Дзалба, пригласив к себе в кабинет.  Там  состоялась ознакомительная беседа. Геннадий Петрович отметил, что его предками были латгальцы, переселившиеся в Сибирь в начале прошлого века из латвийской провинции с одноименным названием. Вообще  тюхтетскую землю сегодня населяют потомки переселенцев  и депортированных, то есть  те, для кого таежная местность  стала второй родиной. Поэтому нам больше свойственно чувство дружбы народов, чем отчуждение по национальному признаку.

  Далее прибалтийцы посетили кладбище, где захоронены  Карл Эглитис и шестеро латышских ребятишек. За могилой ухаживают юные краеведы из ТОШ №1.  Самая первая делегация  в 1987 году  установила  здесь надгробную памятную доску.  Кстати,  это уже их седьмой приезд в наше село. Вообще название Тюхтет среди репрессированных латышей на слуху. В прошлом году, например, в Латвии поставили спектакль «Память сердца» по мотивам снятого  у нас два года назад фильма.

  В скорбной тишине замерли собравшиеся у могильного холмика, где вечным сном спят невинные  дети. После выступления приехавшего  вместе со всеми священника Калме Гунтиса,  звучат  слова молитвы и групповая песня   на латышском языке.

  Священнослужитель, подчеркнул, что данное захоронение – это  общая история двух народов. Кроме того  гости  привезли с собой горсть родной земли и бережно высыпали ее на  могилу. А еще пролился поток из лепестков роз, собранных потомком похороненного здесь Карла

  Затем кортеж направился в краеведческий музей Тюхтетской средней школы № 1. Хранительница  и собирательница истории района Валентина Ложкина рассказала о том, какой вклад внесли латыши в экономическое и культурное развитие сибирской глубинки.

Первые латыши появились в районе 1887 году. Заселили девственную тайгу, основали хутора и деревни (Ченстаховку, Варшавку, Двинку). Вторая волна появилась в июле 41-го. К нам депортировали  женщин с детьми и стариков. Первую зиму жили в землянках. Они стали одними из основателей улиц Набережная и Крупская. Расселились они в радиусе пяти километров от Тюхтета (Заготскот, пищепром). Латышам во все времена были типичны: стремление к знаниям, образованию, трудолюбие, интеллигентность и желание жить лучше.

Вместе со всеми они давали продукцию фронту. Обрабатывали мясо, мололи зерно, делали конфеты и патоку и многое другое. Производили лыжи, тару под снаряды, ружейные приклады. А Аустра Карклина была лучшей пимокаткой края. Меланья Ванага на момент ссылки уже была доктором наук. Ей удалось привезти с собой пишущую машинку, и в Сибири она издавала газету, состоящую из  одного листа в формате А4. На первой полосе она печатала сводку информбюро, на второй – о жизни латышей в Тюхтете. Где она брала бумагу, когда местное население еще писало на бересте - неизвестно. Вела дневник. Позднее записи легли в основу книги воспоминаний. Есть издание и в нашем школьном музее.

  Когда прибалтам разрешили уехать на родину, район покинули все, остались только могилы, не переживших тягот репрессии. А еще выходцы из Латвии научили сибиряков варить ячменное пиво, коптить окорока, разбивать цветники у жилищ, вязать варежки с орнаментом, носить гольфы и шорты.

 С ответным словом выступили гости – священники Калме Гунтис и Жолс Карлис. Ливета Спруде прочитала выдержки из нового издания книги «Память сердца» Меланьи Ванаги о пребывании в Тюхтете. Подарили музею книгу Илмара Кнагиса «Такие были времена», в которой он описывает свою ссылку в Красноярский край и диск с фильмом Дзитры Гека-Васки «Страна детства – Сибирь». Гости передали на хранение Валентине Ложкиной и мраморную доску, где на трех языках выгравированы слова: «Вечная память детям Латвии, павшим жертвами депортации 1941-1949 годов».

  В составе делегации присутствовал кинооператор, основной целью которого было желание снять  сюжеты о местности, где жила и работала в Тюхтете Меланья Ванага. Валентина Васильевна  провела гостей по этим историческим улицам и другим памятным местам.

 Латыши перед отбытием высказали слова благодарности за теплый прием, отметив, что даже не ожидали подобного гостеприимства, а также того, как люди живут в  таежной глубинке. Позднее, уже после поездки в Томск, в телефонном разговоре вновь прозвучала признательность: «Нигде, из двадцати пунктов  пути через всю Россию, подобного хлебосольства они не увидели».

 

gnkk.ru

С кем дружит Красноярский край? / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru

Ко Дню дипломатического работника замминистра экономики Красноярского края Антон Натаров и представитель МИД РФ в Красноярске Валентина Дьячкова рассказали Newslab.ru, с кем и почему поддерживает отношения наш край за рубежом и как красноярские дипломаты отметят свой праздник.

Какими навыками должен обладать хороший дипломат?

История нашей страны никогда не была легкой, поэтому требования к дипломатам всегда были высокими, и с каждым годом они все более ужесточаются. Дипломатическая служба — ответственная и сложная работа. Успешный дипломат — это в первую очередь всесторонне эрудированный и образованный человек, хорошо знающий историю своей страны, экономические и политические тенденции в мире, разбирающийся в культуре и искусстве. Колоссальный труд российских дипломатов оправдан успехами нашей страны на международной арене, которыми мы по праву можем гордиться.

Как отразилась внешнеполитическая ситуация, в которой сейчас оказалась Россия, на международных связях Красноярского края?

Несмотря на напряженную обстановку вокруг России, нам удается поддерживать высокий интерес к Красноярскому краю. Во многом благодаря успешной работе центрального аппарата Министерства иностранных дел России, российских посольств, генеральных консульств и торговых представительств, а также представительств МИД в регионах страны, в том числе, нашего, красноярского, представительства.

Невзирая на осложнившиеся международные отношения, нам удается с одной стороны наращивать культурные и гуманитарные связи, поддерживать международный диалог молодежи, а с другой стороны — в пределах интересов Красноярского края развивать экономические контакты, обсуждать реализацию совместных промышленных, инфраструктурных сельскохозяйственных проектов с нашими зарубежными партнерами.

Как Красноярский край участвует в международной политике?

За 2015 год Красноярск посетили более 55 зарубежных делегаций: около 20 из них повторно, поскольку мы стараемся поддерживать и развивать установившиеся контакты, и около 30 из новых стран-партнеров — среди них как европейские государства, так и страны Средней и Центральной Азии.

Позиция Красноярского края — мы нацелены на всеобъемлющее, многостороннее партнерство с государствами, желающими с нами сотрудничать. Поэтому при обсуждении экономических вопросов с зарубежными делегациями параллельно обсуждаем возможность наращивания студенческих обменов, культурных и туристических проектов.

Кто или что в приоритете?

Общий внешнеполитический вектор заставляет нас сменить ориентир в сторону более тесного сотрудничества с азиатскими странами — Китаем, Японией, Кореей. На данный момент это одни из главных наших торговых партнеров, и в целом нам удается выстраивать с ними эффективный взаимовыгодный диалог, позволяющий на высоком уровне поддерживать их интерес к Красноярскому краю.

В то же время традиционно, даже несмотря на ухудшившуюся ситуацию, товарооборот с Европейским союзом у нас занимает первое место.

Сохраняются очень тесные отношения с Германией, Голландией, Италией, Францией.

Материалы по теме

Основную статью нашего товарооборота с ними составляет оборудование и комплектующие для наших производств. Мы в свою очередь экспортируем туда сырье, продукцию металлургии. Но в целом, надо признать, что наш товарооборот с европейскими государствами снижается в связи с введенными против России санкциями и нашими контрсанкциями.

Какие международные связи края развиваются лучше — экономические или культурные?

Основа, безусловно, экономика. Иностранные государства адекватно оценивают мощь нашего региона, где сосредоточено 25% российских природных ресурсов. Естественно, они рассматривают край как объект для инвестирования, создания промышленных предприятий.

В то же время за рубежом есть понимание того, что Красноярский край — это регион с богатой культурой, историей, очень интересный для развития туризма. С каждым годом все больше зарубежных гостей приезжают к нам с туристической целью.

Материалы по теме

Более того, на сегодня именно культурные связи — самый эффективный элемент нашего международного сотрудничества. Это связано с тем, что культура не знает границ и не сильно зависит от политических разногласий. Мы со своей стороны стараемся поддерживать эту тенденцию. Как вы знаете, в 2016 году в Красноярском крае вновь пройдет музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На него мы ждем участников из более чем 60 стран — от Южной Америки до островных государств Тихого океана. А также и официальных представителей — дипломатов и государственных служащих.

Основные задачи международной политики края на 2016 год?

Во-первых, важно сохранить все, что было накоплено, довести до логического завершения те контакты, которые на данный момент установлены. В первую очередь, экономические. Потому что ведется очень много переговоров с иностранными инвесторами, но пока, к сожалению, не все они заканчиваются созданием предприятий и рабочих мест. В связи с этим, наша первоочередная задача — реализовать на практике эти контакты, несмотря на сложности в экономике и напряженность в политических отношениях.

Материалы по теме

Второй наш приоритет — развитие экспорта образовательных услуг. Наш флагман в этом направлении — Сибирский федеральный университет — нацелен активно развивать партнерство с иностранными вузами, привлекать для обучения иностранных студентов, адаптируя их для жизни в нашем регионе и, возможно, дальнейшего трудоустройства. Задача руководства края — оказать в этом содействие университету.

И третье — подготовка к Универсиаде-2019. Это мероприятие, безусловно, станет драйвером не только спортивного международного сотрудничества, но параллельно будет привлекать партнеров и в экономике, и в культуре, и в туризме. Поэтому популяризация универсиады в нашей стране и за рубежом, обсуждение каких-то дополнительных проектов в этом направлении тоже будет приоритетом внешней политики края в 2016 году.

Как дипломатические службы Красноярского края отмечают профессиональный праздник?

Традиционно проводим для красноярцев ряд познавательных мероприятий. В краевой библиотеке открылась выставка «Дипломатия — язык мира», на которой представлены труды по истории дипломатии России, биографии известных дипломатов. В Красноярском музыкальном театре в честь Дня дипломата покажут рок-оперу «Юнона и Авось». При чем тут опера? Дело в том, что спектакль иллюстрирует последние дни жизни дипломата Николая Резанова, внесшего огромный вклад в укрепление престижа России на мировой арене.

Из предстоящего — региональный конкурс «История российской дипломатии и современность» среди 11-классников, который пройдет в СФУ. В этом году он проводится по трем направлениям: «Международные отношения России на современном этапе», «Правовое регулирование внешнеполитической деятельности», «История советской дипломатии».

Интернет-газета Newslab.ru

newslab.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..