Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь. Монастырь в енисейске красноярского края


История | Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь

Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «…пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог… ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким и только позднее за ним закрепилось имя Енисейского острога.

Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Поразительно быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев.

Город стал не только политическим, но и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году, здесь, на высоком зеленом холме в полукилометре от города, был основан Спасо-Преображенский монастырь.Предание рассказывает, что еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 году монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» — от Тобольского архиепископа Герасима.

Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным — ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство.

Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.

Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Его резные позолоченные иконостасы не сохранились. К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря — местночтимая икона «Спас Нерукотворный».

В 1780-1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785 — 1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска. В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала частью каменная, частью деревянная ограда протяженностью 590 метров.

В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел в заточении декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.

Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Еще с 1780 года при нем существовало «училище для всех сословий», позже преобразованное в церковноприходскую школу.

Монастырь очень сильно пострадал в советское время. Было уничтожено все внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания сильно повреждены.Возрождение монастыря началось в 1990 году. Несмотря на нежелание тогдашних местных властей содействовать полной передаче и скорейшему восстановлению монастырских зданий, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 6 декабря 1990 года, епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил во вновь открытой обители первое архиерейское богослужение.

Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, о препонах, чинившихся насельникам и наместнику, могут свидетельствовать строки одного из многих документов, направленных тогда епископом Антонием в адрес светских инстанций, «контролирующих» восстановление обители: «Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших же глазах все более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырем в таком варварски изуродованном состоянии, что налагать штрафы за все это варварство просто не имеет смысла, как тем более не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить его помещения для жизни в нем, что и делается». С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 3 августа 1992 года иеромонах Мефодий был утвержден наместником возраждаемого Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске с возведением в сан игумена. Скончался отец Наместник 3 октября 2005 года, накануне отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после тяжелой болезни, на сорок шестом году жизни.Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. (журнал № 88) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска назначен игумен Никанор (Анфилатов).

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 54) Епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор утвержден священноархимандритом монастыря.

До 2009 г. богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). К настоящему времени, по окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола Спасо-Преображенской обители — во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.

(1686)

preobragenski.cerkov.ru

Енисейск. Спасо-Преображенский мужской монастырь - Красноярье

Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь - лицо города и его главное украшение. Это единственный сохранившийся в Красноярском крае монастырский комплекс XVIII века. Именно с него мы начали наши прогулки по Енисейску.

История монастыря уходит в XVI век, когда на этом месте построил келью инок Тимофей (Иванов). А сам монастырь был основан в 1642 году - позади острога, на возвышенности. В челобитной царю Михаилу Федоровичу (1645-46 гг.) говорилось, что Спасский монастырь был открыт для пристанища увечных, престарелых служилых людей и представителей других сословий. В то время в монастыре было шесть старцев. Сейчас в нем почти столько же насельников - 7 человек.Уже к концу XVII века Спасский монастырь получил большое значение, в его владениях было три тысячи десятин земли, три мельницы, соляные варницы в Усолье. Однако, как сообщают, все это не приносило большого дохода, и монастырь долгое время был малолюдным. Как пишет прот. Геннадий Фаст, Спасский монастырь ведал всеми монастырями Енисейской провинции, но сам временами настолько ослабевал, что, бывало службу совершал только один иеромонах.В 1920 году монастырь превратили в артель, а окончательно его закрыли в 1923 году. Все внутреннее убранство церквей было уничтожено, часть зданий разрушена, а уцелевшие - сильно повреждены. В 1930-х годах в монастыре содержались заключенные НКВД, и, говорят - производились массовые расстрелы. Затем его приспособили под пивзавод. Возрождение монастыря началось в 1990 году, и к настоящему времени комплекс полностью восстановлен. Для сравнения, как выглядел монастырь каких-то 7 лет назад, можно посмотреть в материале Краевушки 2009 года.

1-4. Первым каменным сооружением монастыря стал Спасский собор, построенный на месте сгоревшей деревянной церкви в 1731-1750 гг. Позднее к храму были пристроены еще три придела, а в 1808 году слюду в окнах храма заменили стеклом.

5-6. В 1785-1796 годах в монастыре была возведена каменная надвратная церковь св. Захария и Елизаветы. В 1946-1947 гг. церковь почти полностью разобрали, уцелел только первый ярус здания со Святыми воротами. А вот так она выглядит сейчас.

7. С 18 по 19 августа на территории монастыря проходил фестиваль колокольного звона "Енисейский перезвон". Основное мероприятие фестиваля - "православный флешмоб": ровно в 12 часов 19 августа колокольный звон должен был начаться во всех храмах Красноярска начиная со Спасского собора. Также в рамках фестиваля состоялись мастер-классы звонарского искусства.Мы побывали на открытии фестиваля, но на следующий день, к сожалению, опоздали на  5 минут и пропустили главное событие. Зато вдоволь наслушались мастерского колокольного звона (благо он был слышен издалека) и побывали на самой колокольне.

8. Лестница на колокольню.

9. Звонарь из Красноярска Наталья Минаева.

10-13. С колокольни открываются отличные виды.

14-15. Монастырские корпуса, как я полагаю - настоятельский и келейный.

16. Монастырский огород.

17. Весь двор в цветах.

18. Интерьер Спасского собора. К сожалению, старое убранство на сохранилось: есть несколько старинных икон, остальное - новодел.

19-20. Монастырская стена.

21-22. Надо же было возвести перед монастырем вот это! Что-то связанное с перекачкой канализации, утилитарное строение 1987 года. Этой перекачкой изрядно испортили вид на монастырь со стороны бывшей Сенной площади.

23. С колокольни Спасского собора можно увидеть еще один прекрасный енисейский храм - Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. О нем я расскажу в следующий раз.

kras-yar.livejournal.com

Енисейск. Иверский женский монастырь - Красноярье

Довольно непросто разобраться, какое отношение нынешний Иверский женский монастырь имеет к древней обители, основанной в 1623 году. Часть его построек в настоящее время сгруппирована вокруг Церкви Воскресения Христова, что на левом берегу речки Мельничной, хотя исторически монастырь занимал территорию на правом, противоположном берегу, а сам монастырь первоначально был именован не в честь Воскресения, и даже не в честь иконы Иверской Божией матери, а в честь Рождества Христова.

Христорождественский девичий монастырь был переименован в Иверский, когда в 1871 г. была освящена каменная Церковь Иверской иконы Божией Матери. Эта церковь стала монастырским храмом вместо Христорождественской, бывшей предметом более чем столетнего спора между монастырем и приходом. Как и Христорождественская, Иверская церковь располагалась на правом берегу Мельничной, только ближе к месту впадения последней в Енисей.

1. Церковь Рождества Христова (не сохранилась). Рубеж XIX-XX вв.

2. Церковь Иконы Божией Матери Иверская. Начало XX века.

3. В 1923 году, просуществовав некоторое время в форме артели, Иверский монастырь был окончательно закрыт. Последний священник монастыря иерей Иоанн Вазингер был расстрелян в 1937 г. А в здании Иверской церкви еще раньше разместили колонию юных преступников. Затем в ней последовательно располагались клуб, общежитие, и народный театр. За это время были утрачены восьмигранные барабаны над храмовой частью и алтарем, и от церкви осталась лишь одноэтажное основание.Восстановление монастыря началось в 1998 г., и в Иверской церкви, возвращенной верующим, стали вновь проходить службы. Вот так выглядел храм в 2010 году.

4-5. В настоящее время, в связи с подготовкой к празднованию 400-летия города, Иверская церковь, наряду с еще несколькими енисейскими храмами, находится на реставрации. Надеюсь, посчасливится увидеть ее в первоначальном историческом облике.

Кроме восстанавливаемой Иверской церкви, на правом берегу от комплекса монастыря остались, кажется, всего два строения – келейный и настоятельский корпуса, а также часть каменой ограды. Рядом расположено здание школы №3, что, скорее всего, и помешало вернуть монастырю его историческую территорию.

6. В 1990-м монастырю была передана Воскресенская церковь, расположенная на другом берегу реки. Церковь Воскресения Христова была построена в 1735-1747 гг. "тщанием посадского человека Ивана Щукина на добровольные пожертвования жителей Енисейска и других городов". Трудно узнать на дореволюционной фотографии Воскресенскую церковь в ее нынешнем виде.

7-9. Колокольня не сохранилась, а алтарная часть подверглась значительной перестройке. Узнаваем лишь четверик с поставленным на него восьмериком (они видны на предыдущем фото в левой части). Основные утраты произошли в 60-х годах, когда здесь был размещен цех мехзавода.

10. За неимением храмовой колокольни рядом построена отдельно стоящая, деревянная, а справа от нее - сестринский корпус.

11. Лодка с мотором - в монастырском хозяйстве у берега Енисея вещь весьма небесполезная.

12. На территории также находится часовня Св. Варвары Великомученицы, построенная несколько лет назад и освященная соимённо первой настоятельнице восстановленного монастыря игуменье Варваре.

13. В часовне хранится реликвия - фрагмент надгробной плиты Даниила Ачинского (в миру Даниила Делие) - участника Бородинского сражения и почитаемого Церковью святого праведника. Эту плиту житель города Енисейска обнаружил на городской свалке близ Железной горы и, ничего не зная о св. старце Данииле, пять лет хранил в сарае, пока случайно не обмолвился о находке в разговоре со служителем Успенского собора.

Каким будет будущее женского монастыря, пока не очень понятно. Останется ли Воскресенская церковь монастырской после восстановления Иверской церкви, или снова станет приходской? И будут ли восстанавливать монастырский комплекс в полном объеме, на исторической территории? Похоже, что здесь слишком много проблем, но подождем празднования 400-летия Енисейска в 2019 году.

kras-yar.livejournal.com

Спасо-Преображенский монастырь (Енисейск) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 58°27′10″ с. ш. 92°10′10″ в. д. / 58.45278° с. ш. 92.16944° в. д. / 58.45278; 92.16944 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=58.45278&mlon=92.16944&zoom=12 (O)] (Я)

Спа́со-Преображе́нский мужско́й монасты́рь — мужской монастырь Енисейской епархии в городе Енисейске.

Культурное наследиеРоссийской Федерации, [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2410065000 объект № 2410065000]объект № 2410065000

История

В 1592 году на высоком холме недалеко от города поселился инок Тимофей Иванов, искавший уединения. Постепенно вокруг него образуется монашеская община и в 1642 году монастырь получил утверждение от Тобольского архиепископа Герасима. Первым настоятелем стал игумен Варлаам.

Монастырю были пожалованы земли, в его хозяйстве находились ветряные мельницы, соляные варницы, монахи занимались рыбной ловлей, но доходы обители были небольшими и долгое время все постройки были деревянными.

Каменный Спасский храм был заложен в 1731 году и освящен в 1756 году. Он небольшой и рассчитан на немногочисленную братию монастыря.

В 1785—1796 годы на сред­ства архангельского купца Лобанова была возведена надвратная церковь Захарии и Елисаветы (освящена в 1822 году), а также часть ограды. В 1823 году в левой пристройке церкви была открыта бурса, где обосновались учащиеся духовного приходского училища (открыто в 1820 году). В 1855—1859 годах церковь была рас­ширена галереей с двумя приделами (святителя Алексия и Пресвятой Богородицы — Всех Скорбящих Радости). Здание сильно пострадало от пожара 1869 года и вос­становлено в прежнем виде в 1875 году. Кроме того, был построен трехпрестольный Покровский храм с приделами пророка Илии и Иоанна Крестителя.

Архитектурный облик монастырских построек во многом сформировался под влиянием сибирского барокко.

При монастыре содержалась библиотека духовной литературы, в которой находились ценные печатные манускрипты XVII века, изданные в Киево-Печерской лавре и в Кутейном монастыре.

В одной из келий монастыря, а затем в местной больнице провёл три года в заточении декабрист Николай Сергеевич Бобрищев-Пушкин.

Советский период

В 1920 году монастырь был преобразован в артель и окончательно закрыт в 1923 году. В 1930-х годах использовался под лагерь НКВД, где проходили массовые расстрелы. Затем в нём располагался пивзавод.

После войны надвратная церковь Захарии и Елизаветы была разрушена.

Восстановление

С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Восстановление монастыря велось в очень тяжёлых условиях, местные власти не желали содействовать передаче и возрождению обители. До 2009 года богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору). К настоящему времени, по окончании восстановления главного храма, освящены три отреставрированных престола: во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и во имя порока Илии. Полностью восстановлена надвратная церковь Захарии и Елисаветы, а также каменная ограда монастыря. Продолжается строительство братского корпуса.

Напишите отзыв о статье "Спасо-Преображенский монастырь (Енисейск)"

Ссылки

  • [www.eniseyep.ru/monastyri/34-enisejskij-spaso-preobrazhenskij-muzhskoj-monastyr Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь]
  • [www.krashram.ru/page244/ Спасо-Преображенский мужской монастырь]
  • [kraevushka.livejournal.com/122033.html Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь и его окрестности]
  • [культура.рф/atlas/object/714 Исторический центр Енисейска]

Примечания

Отрывок, характеризующий Спасо-Преображенский монастырь (Енисейск)

– Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек. Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен. – Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым то! Ловко! Важно! Дым то, дым то! – заговорила прислуга, оживляясь. Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так так! Ишь, ты… Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину. Из за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью. Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это , как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из под маленькой ручки смотрел на французов. – Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты. В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека. Из за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из за свиста и ударов снарядов неприятелей, из за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из за вида крови людей и лошадей, из за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

wiki-org.ru

Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь — Енисейская Епархия

Общий вид с северной стороны. Фотография начала ХХ в.

Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «…пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог… ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким и только позднее за ним закрепилось имя Енисейского острога.

Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Поразительно быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев.Город стал не только политическим, но и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году, здесь, на высоком зеленом холме в полукилометре от города, был основан Спасо-Преображенский монастырь.Предание рассказывает, что еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 году монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» — от Тобольского архиепископа Герасима.

Спасо-Преображенский монастырь. Надвратная церковь Захарии и Елисаветы.

Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным — ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство.

Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.

Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Его резные позолоченные иконостасы не сохранились. К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря — местночтимая икона «Спас Нерукотворный».

Собор Спасо-Преображенского монастыря

В 1780-1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785 — 1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска. В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала частью каменная, частью деревянная ограда протяженностью 590 метров.

В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел в заточении декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.

Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Еще с 1780 года при нем существовало «училище для всех сословий», позже преобразованное в церковноприходскую школу.

Монастырь очень сильно пострадал в советское время. Было уничтожено все внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания сильно повреждены.

Спасо-Преображенский монастырь г. Енисейска

Возрождение монастыря началось в 1990 году. Несмотря на нежелание тогдашних местных властей содействовать полной передаче и скорейшему восстановлению монастырских зданий, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 6 декабря 1990 года, епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил во вновь открытой обители первое архиерейское богослужение.

Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, о препонах, чинившихся насельникам и наместнику, могут свидетельствовать строки одного из многих документов, направленных тогда епископом Антонием в адрес светских инстанций, «контролирующих» восстановление обители: «Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших же глазах все более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырем в таком варварски изуродованном состоянии, что налагать штрафы за все это варварство просто не имеет смысла, как тем более не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить его помещения для жизни в нем, что и делается». С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 3 августа 1992 года иеромонах Мефодий был утвержден наместником возраждаемого Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске с возведением в сан игумена. Скончался отец Наместник 3 октября 2005 года, накануне отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после тяжелой болезни, на сорок шестом году жизни.

До 2009 г. богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). К настоящему времени, по окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола Спасо-Преображенской обители — во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.

Преображенский предел Спасо-Преображенского собора

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 54) в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска утвержден Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский и Лесосибирский.

 

xn--80aanabpeej0a2anfc0etig.xn--p1ai

433. Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь и его окрестности

Спасо-Преображенский монастырь часто называют Спасским. Он основан 1642 г. на возвышенном месте (видно на фото). Эту часть Енисейска называют еще Нагорной.

Монастырь основан на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова, а строил монастырь "черный поп" - монах Феодосий. Первым настоятелем был игумен Варлаам.

Постройки монастыря долгое время оставались деревянными. Лишь в 1740 г. сооружением Спасского собора здесь начался процесс постепенной замены деревянных зданий кирпичными. В художе­ственном облике монастыря отразились многие традицион­ные мотивы русского зодчества XVII — начала XVIII вв., получили свое развитие некоторые черты и приемы, свой­ственные европеизированному русскому барокко.

В 1920 г. монастырь был закрыт, в 1930-е годы на его территории проводились массовые расстрелы.

Монастырь возобновлен в 1990 году. В настоящее время в ансамбль входят полностью сохранившиеся здания соборной церкви и настоятельского корпуса, большой участок монастырской ограды, а также фрагменты надвратной церкви Захария и Елизаветы.

Идем к монастырю по улице Худзинского (она начинается у Енисея):

По дороге встречается вертушка, непонятно кому и зачем преграждающая путь. Таких вертушек в городе немало:
 
Двухэтажный с подвалом настоятельский корпус, где живут монахи, начали строить в 1794-96 гг. Тогда его построили одноэтажным, верхний этаж достраивали в 1826-27 гг. В 1875 г. корпус вновь перестраивали.
На здании есть табличка о пребывании в монастыре декабриста Н.С. Бобрищева-Пушкина.
Вход на территорию монастыря свободный. Мы повязали головы и вошли через эти ворота:
На следующем фото - нстоятельский корпус с другой стороны. Когда мы входили, раздался звук колокола, и монахи, сидевшие на крыльце, вошли в здание. Мы подумали, что их призвали на обед. А может и нет.
 
Главное сооружение монастыря - Спасский собор - размещается в его центре. Благодаря размещению на высокой точке рельефа, собор виден практически из любой точки города. В 1731 г. архимандрит Дмитрий Смеловский начал строительство первой каменной церкви в Енисейске на месте старой деревянной Спасской церкви. Архитектор собора - А. Стахеев. Строительство длилось до 1756 г. В 1763 г. храм был освящен. В архитектуре собора сохранены архаические черты русского зодчества 17 века и формы "уральского барокко", своеобразно освоенные местными мастерами.В интерьерах здания, за исключением фрагментов масляной живописи в алтаре холодного храма, элементов прежнего убранства не сохранилось.
 
Сейчас это памятник федерального значения, о чем свидетельствует табличка слева от входа в собор:
 
Прочитала в одной книге, что жителями Енисейска изготовлялся великолепного качества кирпич. Делались удивительно изящные каменные узоры:
 
Пространство вокруг собора похоже на большую стройку. Но есть, конечно, и огород. Он за желтым заборчиком:
Назначение и история этого каменного здания на территории монастыря мне неизвестно:
А это все, что осталось от некогда прекрасной и величественной надвратной церкви Захария и Елизаветы. Сооружена она в 1785—1796 гг. на сред­ства архангельского купца Лобанова. Освящение церкви Захария и Елизаветы состоялось в 1822 г. В 1823 году в левой пристройке надвратной Захарьевской церкви была открыта бурса, где обосновались учащиеся духовного приходского училища (открыто при Спасском монастыре в 1820 г.). В 1855—1859 годах церковь была рас­ширена пристройкой галерей с двумя приделами (Алексея Митрополита и Пресвятой богородицы — радости всех скор­бящих). Здание сильно пострадало в пожаре 1869 г. и вос­становлено в прежнем виде в 1875 г.Церковь была разрушена уже после войны в 1946-47 годах.До нашего времени сохранилась лишь часть нижнего яруса здания, прорезанного проемом проездных ворот. Мы еще увидим все это снаружи. А это вид со стороны монастыря - ведутся восстановительные работы. Радостно!
Вид от ворот монастыря на улицу Худзинского. Вдали - Енисей:
А мы сворачиваем направо и идем вдоль каменной ограды монастыря. Она строилась в 1789-1806 гг. на средства архангельского купца Дмитрия Лобанова и первоначально охватывала восточную и северную части монастыря, остальная часть ограды всегда оставалась деревянной. Такова она и сейчас.
Тут нас застал дождь, мы побежали вдоль этого великолепия, свернули за угол и спрятались под какую-то арку.
После дождя вышли и обнаружили, что это строение и есть остатки надвратной церкви Захария и Елизаветы:
 
Идем дальше мимо прекрасной ограды, которая является типичным примером сибирской монастырской и церковной ограды 18 века в барочных формах. Стены имеют "волнообразное очертание и равномерно расчленяются лопатками, украшенными филенками и штуковой драпировкой" (Памятники истории и культуры красноярского края. Вып. 1, с. 94). Кругом старые деревянные дома с красивыми наличниками:
 
Обходим монастырь вокруг. На углу улиц Марковского и Перенсона:
А этот деревянный резной красавец (несмотря ни на что!) расположен напротив:
Фрагмент резной веранды:
Рядом со входом в монастырь находится здание бывшего кинотеатра или клуба. Что здесь сейчас, мы не поняли, на двери висит бумажное объявление "Закрыто на обслуживание":
Перед непонятной "Родиной" - памятник революционеру Худзинскому.Т. И. Худзинский был приговорен к каторге за участие в революции 1905-1907 гг., каторгу заменили пожизненной ссылкой. Отбывал ссылку в Енисейске, являлся членом комитета енисейской организации РСДРП, организатором профсоюзов в городе:
 
Тут же, на улице Рабоче-Крестьянской, - здание народной лечебницы (1898), выполненное в формах архитектурной эклектики. Сейчас здесь аптека:
По соседству - бывшее здание городской богадельни (1865):
 
Когда-то красивый, а сейчас полуразрушенный, но населенный дом (ранее - дом мещанской жены П.М. Борзецовой, 2ая половина 19 века):
 
Зашли в калитку и с разрешения хозяина пофотографировали:
Идем дальше по Рабоче-Крестьянской улице. Наша цель - Успенский собор. Доходим до двухэтажного рубленого деревянного дома А.Ф. Калашникова (3-я четверть 19 в.):
Рядом - крест, установленный в честь протопопа Аввакума, отбывавшего ссылку в Енисейске в 1662-63 гг.
Успенская церковь построена в 1793-1818 на средства купцов Трескиных в духе тобольского барокко. Близко повторяла формы Преображенской церкви города - пятиглавый четверик с вычурным завершением, с трапезной и колокольней под куполом со шпилем. Северный придел пристроен в 1826-1827. Внизу Успенский храм (1799) с приделом Иннокентия Иркутского (1827, ныне Александро-Невский), вверху Петропавловский храм (1818) с приделом Александра Невского (1843, ныне Иннокентьевский). Изначально церковь была кладбищенской, в 1823 г. обращена в приходскую.

Закрыта в середине 1930-х, пятиглавие сломано. В те годы здесь размещался пересыльный пункт для раскулаченных крестьян. Возвращена верующим в 1946, отремонтирована без воссоздания венчаний, в 1986 сооружено ныне существующее пятиглавие упрощенных форм. В 2008 начата реставрация.

В настоящее время имеет статус одного из кафедральных соборов Красноярской епархии. Церковь украшают несколько уникальных икон 18 века, ведь Енисейск когда-то славился не только зодчими, но и иконописцами. Успенский храм посещают и участвуют в таинствах католики, т.к. своей церкви у них нет. Бывают на службах и "симоновцы", живущие недалеко от города в поселке Симоновщина. "В поселок были сосланы представители истинно-православных христиан. Это люди православного исповедания. Их особенностью является то, что они не приняли советского гражданства, по этой причине не работали на производстве. От канонического общения с Московским Патриархатом они отказались тоже, обвиняя его в сотрудничестве с безбожным государством. По указу от 4 мая 1961 г., обвиненные в тунеядстве, они были сосланы целыми семьями в Сибирь, в том числе в Симоновщину", - пишет в своей книге "Енисейск православный" протоиерей Геннадий Фаст. Кстати, в этой книге содержится прекрасный очерк по истории всех церквей Енисейска. Особенно подробна изложена история Успенского храма, настоятелем которого является отец Геннадий.

О Геннадии ФастеЛекции Г. Фаста в mp3 формате

Вокруг Успенского собора сохранилась первозданная застройка 19 века. Например, дом на углу Рабоче-Крестьянской и Дударева, когда-то принадлежавший купцу Вульфу. На доме есть табличка, свидетельствующая о том, что в нем жила Ада Лебедева. Семья занимала весь второй этаж. Ада училась в Енисейской женской гимназии. Для тех, кто не знает: Ада Лебедева (1892-1918) - одна из самых известных фигур революции в Красноярске и Енисейской губернии. В Красноярске есть улица ее имени.
На этом же перекрестке еще один старый дом, привлекающий внимание наличниками с зооморфными мотивами (головы коней):
Идем в сторону Енисея: в сквере на улице Иоффе (бывшая Нагорная) установлен памятник на братской могиле 242 участников Енисейско-Маклаковского восстания 1919 г. Восстание готовил подпольный комитет большевиков с целью восстановления Советской власти в Енисейском уезде. Справа виден памятник на могиле Шестаева Андрея Евсеевича, командира обороны восточных подступов к Енисейску. Умер в 1934 г.
Идем по улице Иоффе. Местные бабушки принимают нас за журналистов. А мы меж тем фотографируем полуразвалившийся дом, где в 1915-16 годах жили арестованные и сосланные в Енисейск члены большевистской фракции IV Государственной думы Г.И. Петровский, Н.Р. Шагов, М.К. Муранов, Ф.Н. Самойлов, А.Е. Бадаев. В этом доме часто проходили собрания политссыльных, он являлся своеобразным центром енисейских большевиков:
Сворачиваем на ул. Вейнбаума и видим здание винного склада, построенное в конце 19 в.:
Последней здесь находилась контора кинопроката, повсюду вокруг и внутри валяется размотанная кинопленка:
А здание привлекает строгой кирпичной красотой:
Идем дальше по Вейнбаума, потом сворачиваем на Перенсона:
Отовсюду видны купола Спасского собора:

Еще о Енисейске:Улица Петровского (Береговая)Заречье (за речкой Мельничной)Улица ЛенинаОзеро МонастырскоеУлицы Рабоче-Крестьянская и Кирова

Фотоизба

Книги о Енисейске

 

kraevushka.livejournal.com

Спасо - Преображенский мужской монастырь по ул.Рабоче

Обновлено 01.04.2011, добавлена 02.04.2013

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Енисейске. Фотография 1990- х годов

Историческая справка:Спасо-Преображенский мужской монастырь основан в 1642 г. на возвышенном месте, к юго-западу от Енисейско­го острога, у дороги, ведущей в Маковский острог.

Датировка:1642 год

Современный адрес:ул.Рабоче — Крестьянская, 101 г.Енисейск, Красноярского края

Описание объекта:

Постройки монастыря долгое время оставались дере­вянными. Лишь в 1735 г. сооружением Спасского собора здесь начался процесс постепенной замены прежних дере­вянных зданий кирпичными.

Архитектурный ансамбль мо­настыря сложился в основном во второй половине XVIII в. и является одним из наиболее целостных и живописных в сибирском зодчестве. В настоящее время в ансамбль вхо­дят полностью сохранившиеся здания соборной церкви и настоятельского корпуса, большой участок монастырской ограды, а также фрагменты надвратной церкви.

В художе­ственном облике монастыря отразились многие традицион­ные мотивы русского зодчества XVII — начала XVIII вв. и получили свое развитие некоторые черты и приемы, свой­ственные европеизированному русскому барокко.

С 1780 г. при монастыре существовало духовное учили­ще.

План монастыря

Генплан монастыря.

Перестройки и утраты:Утрачено каменное двухэтажное здание келарской, деревянные хозпостройки, здание надвратной церкви в руинированном состоянии.

Сведения о реставрации:Проект реставрации северных Святых ворот с участком ограды разработан в 1999 году ООО "ВИД", г.Енисейск. В 2005 году разарботан проект реставрации Спасского собора и надвратной церкви Захария и Елизаветы институтом "Сибспецпроектреставрация", г.Красноярск. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Значимость памятника:Значимый памятник архитектуры на территории бывшей Енисейской губернии. Комплекс монастыря один из старейших архитектурных ансамблей Енисейска.

Смотрите также:
Спасский собор мужского монастыря по ул.Рабоче-Крестьянская, 101 в г. Енисейске Датировка: 1730 — 1750 годы Адрес: ул.Рабоче-Крестьянская, 101 г.Енисейск, Красноярского края Собор размещается в центре восточной (передней) половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром ансамбля. (Монастырский ансамбль состоит из: Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды) Спасский Собор продольной трехчастной структуры храм с глубокой полукруглой абсидой, широтно скомпонованной трапезной и трехярусной колокольней, размещенных на ...
Церковь надвратная Захария и Елизаветы по ул.Рабоче-Крестьянской, 101 в г. Енисейске Датировка: 1785 — 1796; 1855 — 1859 годы Адрес: ул.Рабоче-Крестьянская, 101 г.Енисейск, Красноярского края Сохранилась восточная часть нижнего яруса кирпично­го здания, прорезанного проемом проездных ворот. Второй ярус здания занимала небольшая двухглавая бесстолпная церковь, типа «малый восьмерик на четверике». Световой барабан с главкой на восьмигранной шее опирался на сомкнутый, с парусами в углах, свод перекрытия. Фасады четверика завершались трехлопастными полуглавиями, форму которых ...
Настоятельский корпус и кельи мужского монастыря по ул. Рабоче - Крестьянской, 101 в г. Енисейске Датировка: 1794 — 1796; 1826-1827 годы Адрес: ул.Рабоче — Крестьянская-101 г.Енисейск, Красноярского края Двухэтажное с подвалом кирпичное здание настоятельско­го корпуса по стилю примыкает к другим более ранним гражданским сооружениям Енисейска XVIII в. Внутренняя структура здания с секционной планиров­кой и отсутствием внутренних лестниц характерна для мо­настырского жилища XVII в. Фасады членятся плоскими лопатками и декорированы филенками прямолинейного очертания, дополненными прямоугольными ...

Просмотров: 1546 Комментариев: 0

naov.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..