Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Заводы, рождённые войной. Военные действия на территории красноярского края


Красноярский край изменила война - Красноярск: статьи

Каким был регион образца 1941-1945

4 февраля 2015 в 11:08, просмотров: 2208

В Красноярском крае было четыре часа дня, когда жители услышали сообщения о начале войны. Солнечный день. Сотни людей у репродукторов. Спустя три часа после трансляции в Красноярске состоялось закрытое заседание бюро крайкома. В крае прошли митинги. В течение нескольких часов сотни красноярцев написали заявления с просьбой направить их на фронт. Особенно рвалась в бой молодежь. С фашизмом сражались свыше 460 тысяч воинов-красноярцев. 165 тысяч не вернулись с поля боя. Каждый третий.

Производство миномётов на "Красмаше", 1941 - 1943 годы.

Справка МК Красноярск. Факты

 До войны в Красноярске проживали 150 000 человек. Горожане собирали опята на острове Отдыха, шампиньоны - на свалке у реки Кача.

Ежедневно о начале трудового дня оповещали заводские гудки. Вечером по улицам проходил ночной сторож, громко стучал в колотушку и кричал: «Пора спать! Пора спать!».

Мылись горожане в банях. К примеру, на Урицкого парилка была общей. Мужчины и женщины мылись в ней по очереди. Время от времени выходил банщик и оглашал: «Мужики, отвернитесь, бабы пойдут в парилку».

Рост населения Красноярска заставлял местные власти расширять сеть бань и прачечных. К началу войны в городе была 21 общественная баня, 41 парикмахерская и одна прачечная. В 1943 году - 29 бань и две прачечных. В октябре 1943-го открыли детскую парикмахерскую.

Красноярск в годы войны был городом общежитий. В 1943 году их насчитывалось 306.

Самыми популярными видами спорта в Красноярском крае были футбол и хоккей. В городе играли три основные команды - «Динамо», «Локомотив» и «Трактор». 

Красноярцы на поле боя

Край занял первое место в Сибирском военном округе по мобилизации людей. Из красноярцев сформировали десять стрелковых дивизий, десять полков, семь бригад и шесть батальонов. В 1941 году жители Ачинска стали костяком 378-й, а также 91-й стрелковых дивизий. 382-я стрелковая дивизия состояла в основном из призывников восточных и северных районов края.

В суровую зиму 1941 года сибиряки защищали Москву, сражались под Ленинградом, под Волховом и на Карельском Фронте. В зимних операциях красноярские лыжники показали себя отличными воинами. «Снежной кавалерией» называли на фронте лыжные части.

В 1942 году в Красноярске сформировали еще одно соединение - 78-ю добровольческую стрелковую бригаду. На Калининском фронте она вместе с соединениями особого сибирского корпуса сражалась за города Булый, Ржев и другие населенные пункты, участвовала в освобождении городов Спас-Деменск и Рига. Простреленное в боях знамя крайкома партии и крайисполкома гвардейцы привезли в Красноярск и передали краеведческому музею.

Важную роль в борьбе с врагом сыграли и красноярские столбисты - люди, прошедшие отличную школу скалолазания. Во время исторических боев за Кавказ два отделения горно-разведывательного отряда были сформированы именно из красноярцев. Они более суток сдерживали натиск элитной горной дивизии «Эдельвейс». Из 17 человек осталось в живых только четверо, но стратегический пункт и господствующую высоту удалось удержать.

Враг у ворот

Красноярский край стал единственным регионом за Уралом, где велись боевые действия. Летом 1942 года немецкое командование решило высадить на остров Диксон морской десант, чтобы захватить штаб морских операций и уничтожить советские военные и оборонительные сооружения.

25 августа 1942 года на пути гитлеровцев оказался пароход «Сибиряков». Он успел предупредить береговые службы об опасности, но погиб в неравном бою. Ночью 26 августа на рейде Диксона появился линкор. Оборонительные возможности острова значительно уступали вооружению этого судна. Реальную силу представляли лишь корабль «Дежнев», имевший несколько пушек, и два береговых орудия. Бой получился ожесточенным, но немецкий линкор все-таки отступил и ушел, не выполнив ни одной своей задачи. Победа дорого обошлась «Дежневу». В бою погибли семь человек, более двух десятков были ранены.

Особую важность имела авиационная трасса «АлСиб». По ней из США через Аляску, Чукотку и Якутию в Красноярск доставляли боевые и транспортные самолеты по программе ленд-лиза. В короткие сроки в Красноярске построили ряд аэродромов, установили навигационное и метеорологическое оборудование, обучили персонал. 16 ноября 1942 года здесь приземлилась первая группа американских самолетов. Бомбардировщики и транспортные самолеты продолжали дальнейший путь к фронту по воздуху. Истребители же со снятыми крыльями везли на запад по железной дороге. До 1945 года по трассе перегнали 8 094 самолета. За время перегонов потерпели катастрофу 811 боевых машин, 115 летчиков погибли.

Справка МК Награда героям

 Президент Дмитрий Медведев об обеспечении ветеранов ВОВ жильем (2008 год):

«Это абсолютно по силам государству: федеральной власти, регионам и муниципалитетам». Эта федеральная программа должна была завершиться, обеспечив всех ветеранов жильем, в 2010 году. После этого срок несколько раз переносили.

По данным председателя комитета ЗС края по здравоохранению и социальной политике Юрия Данильченко, до сих пор в Красноярском крае в очереди на жилье стоят 189 человек. Непосредственно ветеранов и инвалидов ВОВ - девять, остальные - вдовы бойцов. Среди этих девяти человек нет фамилии Палаш. Последний скандал с отказом даже не в жилье, а в очереди ветерану произошёл в начале года в селе Высотино Сухобузимского района. 94-летний Борис Палаш вернулся на родину из Москвы, где проживал у дочери. И все бы ничего, но медицинскую помощь ветерану без регистрации предоставлять отказывались. Родне пришлось прописать воина в доме внука. В итоге де-юре Палаш теперь имеет 15 квадратов за душой и жилье ему не положено. Родственники через суд пытаются оспорить отказ от постановки ветерана в очередь.

Производство

Из-за войны пришлось перестроить работу всех предприятий города. Почти на каждом заводе требовалась коренная реконструкция технического процесса. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» стал для тружеников тыла главным. При этом переформатирование проходило на фоне катастрофической нехватки станков, материалов, электричества. Впрочем, всю нехватку компенсировали человеческим потенциалом, замешанным на патриотизме. Тот же ПВРЗ (нынешний завод ЭВРЗ) за первые девять месяцев войны построил сверх плана 26 поездов оборонного значения.

В 1941 году в Красноярье было переведено 22 промышленных предприятия (более 80 тысяч человек), в том числе восемь оборонных. В 1942-м – еще восемнадцать. Экономика всего огромного края перешла на военный лад. В году войны в регионе открылись и новые производства. Например, Канский биохимический завод, выдавший в 1943 году первый спирт. Годом ранее в Норильске горно-металлургический комбинат дал первый никель.

Красноярский машиностроительный завод еще накануне войны начал выпуск авиабомб и корабельных мин. Но объемы были незначительны. Осенью 1941 года сюда прибыло эвакуированное оборудование, материалы и более девяти тысяч рабочих с семьями. Основной продукцией завода стали зенитные пушки и минометы. «Красмашевской» зениткой оснащались все советские корабли - от катера до линкора. За годы войны на некоторых участках фронта 80 % фашистских самолетов сбивалось этими пушками. Кроме того, завод давал фронту по 500 минометов в месяц. На Красноярском судоремонтном заводе стали производить корпуса боевых катеров, отливали корпуса мин и огнеметов.

Около 85 % всей выпускаемой в крае продукции предназначалось для фронта. По окончании боев военные заказы были сняты с гражданских заводов. В Красноярске остались лишь три предприятия, которые выполняли оборонные планы. Два из них - Красноярский радиотехнический завод и «Красмаш» - успешно действуют до сих пор.

Госпитали

Особой специализацией Красноярска в годы войны стала медицина, а именно госпитали. Они развернули работу уже в начале войны - сперва семь медучреждений на 2100 коек, после еще шесть - на 2300 мест.

К концу 1941 года потребовалось еще 27 000 коек для эвакогоспиталей, прибывших из прифронтовых районов. Всего в крае к 1 января 1942 года предусмотрено было создание 60 госпиталей на 24 960 коек, что в 19 раз превышало предварительный план. Из них 36 уже действовали и 24 находились в стадии подготовки к приему больных и раненых. Но уже с начала 1943 года ситуация изменилась: чем дальше советские войска продвигались на запад, тем меньше становилось госпиталей в Красноярске - медучреждения возвращались в родные края.

P.S.: Великая Отечественная война изменила Красноярский край и его столицу. Из аграрного региона со слабой экономикой территория превратилась в мощнейший индустриальный центр Сибири. Жаль только, что все тыловые завоевания и подвиги сейчас практически в прошлом. Индустриальным центром в Красноярске давно не пахнет. Все больше - выхлопными газами от сотен тысяч машин.

kras.mk.ru

Непокоренный Диксон » Военное обозрение

Как жители поселка в Красноярском крае перекрыли фашистам путь в Арктику

Почти полмиллиона сибиряков ушли на фронт, 168 тыс. из них не вернулись домой. В регионе создали свыше 40 воинских формирований. В один только краевой центр было эвакуировано 25 крупных заводов и фабрик, выпускавших военную технику и боеприпасы. В крае работало 60 эвакуационных госпиталей, принимавших самых тяжелых раненых.

Однако военные действия на территории Красноярского края велись лишь однажды, в августе 1942 года. Историки рассказали «Русской планете» о единственном за годы войны морском бое за Уралом, в самом северном поселке региона, на острове Диксон.

«Страна чудес»

К 1942 году господство в арктических морях, сохраняющееся за СССР, приобрело стратегическое значение. Северный морской путь стал одной из основных артерий, обеспечивающих связь фронта и тыла, контакты с союзниками. По Северному ледовитому океану караваны с грузами беспрепятственно добирались до пунктов назначения, застрахованные от атак немецкой авиации. Чтобы положить этому конец, в Берлине запланировали операцию «Wunderland» — «Страна чудес». Ее возложили на несколько подлодок, которые должны были отвлекать на себя внимание и разведывать метеорологическую обстановку, а также корабль «Адмирал Шеер».

— Этот тяжелый крейсер принадлежал к серии германских кораблей, получивших неофициальное прозвище «карманные линкоры», — рассказал военный историк Михаил Кагарлицкий. — По замыслу конструкторов, они должны были использоваться для дальнего рейдерства — набегов, атак. Водоизмещение «Адмирала Шеера» составляло 13 тыс. 700 тонн, численность экипажа достигала почти тысячи человек.

Какие именно цели поставило германское командование перед «Адмиралом Шеером», точно неизвестно. Большинство историков сходятся во мнении, что этот крейсер должен был добыть карты Арктики, данные об объектах инфраструктуры Северного морского пути, погодной и ледовой обстановке, карты прохода фарватеров. Получив подобные сведения, Берлин смог бы ввести в игру большие надводные корабли, чтобы прервать советские морские коммуникации в Арктике, разрушить полярные порты, а затем установить регулярное морское сообщение между Третьим рейхом и его союзником — Японией.

— Есть данные, что германское командование также собиралось захватить и затем использовать так называемые «Карские ворота», — рассказал историк Иван Савельев. — Осенью 1942 года, после ожидаемого успеха «Страны чудес», планировалось начать операцию под кодовым названием «Двойной удар». В устье Енисея должны были прибыть из Норвегии отряды хорошо обученных диверсантов, которые поднялись бы вверх по реке до Красноярска. Там им предстояло перекрыть Транссибирскую железнодорожную магистраль, обескровив фронт.

В августе 1942 года «Адмирал Шеер» двинулся в путь. Но японская разведка сообщила, что из Архангельска на восток отправился конвой из восьми сухогрузов и двух танкеров — он мог стать легкой добычей.

Линкору удалось обнаружить конвой, однако самолет-разведчик неверно сообщил направление его движения, и «Адмирал Шеер» упустил его из виду. Когда ошибка стала очевидна, догонять караван было уже поздно — на пути немецкого судна встали льды. Затем во время очередной разведки затонул гидросамолет-разведчик «Арадо» и крейсер остался без «глаз».

— Тогда капитан линкора Вильгельм Меенсен-Болькен принял решение отказаться от преследования и повернул в сторону острова Диксона, где в 1930-е годы были построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория, а в 1941 году — главный причал морского порта «Диксон», — говорит Иван Савельев. — Меенсен-Болькен намеревался разрушить этот стратегически важный порт, управлявший движением судов по Карскому морю, высадить десант из 180-ти моряков и захватить весь остров.

Пройдя архипелаг Норденшельда и приблизившись к острову Белуха, 15 августа «карманный линкор» встретил неизвестное советское судно. Как выяснилось позднее, им оказался пароход «Александр Сибиряков».

Экипаж погибал вместе с кораблем

— Ледокол «Сибиряков» был построен в 1909 году в Великобритании и предназначен для зверобойного промысла в Арктике, — рассказывает Михаил Кагарлицкий. — В 1916 году судно было выкуплено Россией и переименовано в честь исследователя Сибири, золотопромышленника Александра Сибирякова. В 1932 году именно этот корабль впервые в истории прошел весь Северный морской путь от Белого до Берингова морей за одну навигацию. 24 августа 1942 года ледокол вышел из порта Диксон с грузом для полярных станций на Северной Земле и постройки новой станции на мысе Молотова. На его борту было более 100 человек — команда и ученые-полярники.

В советской военной историографии было принято считать, что экипаж «Сибирякова» был предупрежден, что может встретить в Карском море германское военное судно. Командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны адмирал Арсений Головко утверждал в своих мемуарах, что эта информация была передана дважды, 22 и 24 августа. Однако документы этого не подтверждают.

Командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны адмирал Арсений Головко. Фото: http://www.allworldwars.com/Operation-Wunderland-1942.html

Поэтому советский корабль, встретивший 25 августа неизвестное судно, даже не предполагал, что им может оказаться тяжелый крейсер противника. Тем более что Меенсен-Болькен решил схитрить, опасаясь, что советские моряки успеют уничтожить документы о ледовой обстановке и движении конвоев, шифры и коды. Развернув корабль носом к «Сибирякову», чтобы нельзя было разглядеть характерный силуэт немецкого линкора, он поднял американский флаг и начал переговоры по-русски, пытаясь выведать данные о состоянии льдов. Настойчивые расспросы насторожили капитана судна, старшего лейтенанта Анатолия Качараву. Капитан попросил корабль представиться. И тогда фашисты, по всей видимости, по ошибке, назвались японским именем — «Сисияма», забыв, что подняли американский флаг. Почувствовав неладное, Качарава приказал немедленно сообщить на большую землю, что обнаружено подозрительное судно.

Как только немцы услышали, что советский корабль вышел в эфир, они начали глушить используемую им частоту, чтобы прервать связь. Затем дали холостой залп по «Сибирякову», предложив остановить машину, спустить флаг и сдаться. Все сомнения российских моряков развеялись, но они успели передать на другой частоте радиосообщение, что их атаковал вражеский корабль. Так «Адмирал Шеер» потерял свое главное преимущество — внезапность атаки на Диксон. А советский ледокол открыл ответный огонь и вступил в неравный бой.

— Стрельба велась с присущей немцам экономностью и аккуратностью, — говорит Михаил Кагарлицкий. — Фашисты понимали, что тихоходный «Сибиряков» не сможет от них уйти, так как развивал скорость в восемь узлов, а немецкий линкор — до 26-ти. И главное, что ледокол не сумеет дать отпор, пушки не в состоянии были пробить броню «Адмирала Шеера» толщиной от 76 до 102 мм. На стареньком советском судне было всего четыре орудия калибром 76 и 45 миллиметров и два пулемета. Фашистский крейсер мог вести огонь одновременно из шести 105-миллиметровых, восьми 150-миллиметровых и шести 280-миллиметровых орудий.

Советские моряки успели передать радиосообщение на Диксон об атаке. Фото: http://www.allworldwars.com/Operation-Wunderland-1942.html

Всего по «Сибирякову» было сделано шесть выстрелов почти в упор. После первых же попаданий советское судно получило пробоины в носовой части и начало тонуть. Загорелись расположенные на палубе бочки с бензином. Капитан Кучарава был тяжело ранен. Но моряки до последнего вели огонь из кормовой пушки и не спустили флаг. «Мы были удивлены сопротивлением русского судна. Самим его фактом. Ведь моряки были обречены, никаких шансов попасть в наш корабль у них не было», — вспоминал впоследствии один из матросов «Адмирала Шеера».

— Когда стало понятно, что «Сибиряков» вот-вот пойдет ко дну, помощник капитана по политической части отдал приказ открыть кингстоны и покинуть судно, — рассказывает Михаил Кагарлицкий. — Тем не менее, часть экипажа отказалась оставить корабль, решив погибнуть вместе с ним. С борта тонущего ледокола они наблюдали, как немцы спустили катер, чтобы подобрать моряков, оказавшихся в воде.

Но большинство отказалось принять помощь врага. Тех, кто сопротивлялся «спасению», застрелили. Из 104-х человек на борт «Адмирала Шеера» удалось поднять лишь 22. Одним из них оказался раненый капитан Кучарава, потерявший сознание. Товарищи спасли его, выдав за полярника. Никаких сведений, жизненно необходимых немецкому флоту, они не сообщили ни тогда, ни потом.

Одному из моряков, оказавшихся в ледяной воде, чудом удалось спастись. Кочегар Павел Вавилов нашел уцелевшую шлюпку, сумел добраться на ней до острова Белуха. Спустя только 34 дня его заметили и спасли полярные летчики.

С винтовкой против крейсера

Ледокол «Сибиряков» пожертвовал собой не напрасно. Благодаря переданному предупреждению, поселок Диксон получил драгоценное преимущество по времени и сумел подготовиться к атаке. Это был непросто, советское командование проявило поразительную беспечность, решив, что нет никаких оснований опасаться нападения противника в Арктике. Дошло до того, что к августу 1942 году за ненадобностью было решено демонтировать все три имевшиеся на острове береговые батареи.

— Когда с борта «Сибирякова» было передано сообщение о приближении боевого корабля противника, руководство Северного морского пути во главе с героем Советского Союза Иваном Папаниным потребовало у Москвы немедленно прислать бомбардировщики, чтобы уничтожить фашистский рейдер, — рассказал Иван Савельев. — Москва лишь отдала приказ усилить контроль за движением судов в Арктике, организовать воздушную разведку, а также послать три подлодки для обнаружения противника. Кроме того, было решено обсудить с союзниками вопрос о том, чтобы со временем отправить в район Карского моря крейсеры и миноносцы.

Подвиг экипажа «Сибирякова» подарил Диксону почти 12 часов на подготовку к вражеской атаке. Командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Георгий Степанов решил восстановить демонтированные береговые батареи. После этого в распоряжении защитников острова оказались шесть пушек — по две 130, 145 и 152-миллиметровых. Кроме того, по четыре 75 и 45-миллиметровых пушки и крупнокалиберные пулеметы были на ледокольном пароходе «Дежнев», который как раз прибыл в порт, чтобы забрать демонтированные батареи на архипелаг Новая Земля. Точно такое же вооружение имелось на борту пришедшего накануне парохода «Революционер». Кроме этих двух судов, в порту был всего один корабль — «Кара». Никакого оружия на нем не имелось, зато он был загружен взрывчаткой для подрыва льда — аммоналом.

Подвиг экипажа «Сибирякова» подарил Диксону почти 12 часов на подготовку к обороне. Фото: http://www.allworldwars.com/Operation-Wunderland-1942.html

— С этими скудными силами, практически бесполезными против современного тяжелого крейсера, Диксону предстояло принять неравный бой и не допустить высадки вражеского десанта, — сказал Иван Савельев. — Поскольку сопротивление было очевидно безнадежным, решили эвакуировать в тундру женщин и детей. На катере их переправили через пролив на материк. Вместе с ними отправились несколько человек с картами прохода фарватеров, метеосводками, данными ледовой разведки, сведениями о маршрутах Северного морского пути, которые не должны были попасть в руки противника. Если бы возникла угроза плена, они обязаны были облить бензином и сжечь все документы.

Лишь после этого была проведена срочная мобилизация среди местных жителей. К орудиям и зенитным пулеметам встали сотрудники метеостанции, отделения Госбанка, больницы, работники порта, охотники-промысловики. Наскоросформированные отряды ополченцев вооружили гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина.

В час ночи 26 августа «Адмирал Шеер» приблизился к бухте Диксона со стороны пролива Вега, не опасаясь никакого сопротивления, фашистам было известно, что на острове нет вооружения, пригодного для обороны. Однако навстречу линкору вышел пароход «Дежнев», открывший огонь изо всех орудий. Советские моряки были готовы затопить собственный корабль в фарватере, чтобы преградить вход в бухту.

Артиллерийский обстрел стал для немецких моряков неприятным сюрпризом. Они открыли ответный огонь. Первые же залпы попали в цель, и подбитый советский корабль был вынужден отступить. Погибли шесть моряков, еще 21 получил ранения.

Расправившись с «Дежневым», немецкий линкор начал стрелять по «Революционеру». На судне вспыхнул пожар, и оно также вынуждено было отойти к берегу, чтобы не затонуть.

Тогда в бой вступила береговая 152-миллиметровая батарея. Снаряды не попадали в «Адмирала Шеера», поскольку расстояние было слишком велико, а команда не обучена артиллерийской стрельбе. Однако приближаться и подставлять свои борта под выстрелы германский крейсер не рискнул — предпочел отступить.

Меендсен-Болькен сорвал злость на острове Большой Медвежий и северном побережье острова Диксон, выпустив по ним более 300 снарядов, поджег угольный склад на острове Конус. Затем в 2 часа 30 минут начал новую атаку, попробовав зайти с другой стороны острова Новый Диксон, но его снова встретили огнем батарей.

— Защитники Диксона решил прибегнуть к военной хитрости, — рассказал Иван Савельев. — Они начали вести переговоры в открытом эфире с некой мифической эскадрильей бомбардировщиков, которая якобы вот-вот должна была прийти к ним на помощь. Один из полярников изображал командира эскадрильи и говорил, что скоро они прибудут. Разумеется, это был блеф, но он сработал.

Немецкий крейсер расстрелял по острову шестую часть своего артиллерийского запаса, стремясь уничтожить порт, радиостанцию и все постройки жилого городка полярной станции. Были разрушены несколько жилых домов, подстанция, загорелись склады с горючим. Сфотографировав густой дым, фашисты решили удовлетвориться достигнутым и не стали высаживать десант. Советскую базу в Карском море они посчитали разгромленной и ушли. И так никогда и не узнали, насколько мало людей оказало им столь ожесточенное сопротивление.

— 28 августа «Адмирал Шеер» получил приказ вернуться в Норвегию. Неудача «Страны чудес» заставила немецкое командование отменить все уже назначенные военные операции в этом регионе, — подытожил Михаил Кагарлицкий. — Добыть ледовую информацию «карманный крейсер» не сумел ни на «Сибирякове», ни на Диксоне, а без нее выходить в арктические моря было слишком рискованно. От идеи покорить Арктику Берлину пришлось отказаться минимум на год.

topwar.ru

Заводы, рождённые войной / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru

Именно за годы войны Красноярский край получил ту производственную базу, которая позднее превратила его в один из промышленных центров страны. Часть этого наследия город за последние несколько лет потерял.

Красноярск пережил невзгоды и лишения военных лет вместе со всей страной. Красноярский край стал единственным регионом за Уралом, где шли боевые действия — в 1942 году захватчики напали на Диксон, и вошёл в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошёл бой с немецко-фашистскими захватчиками. Конечно, в самом Красноярске не было боев, но многие тысячи горожан ушли воевать, а оставшиеся здесь, в тылу, работали для нужд фронта, приближая общую победу.

Беспрецедентная в мировой истории по своим масштабам переброска промышленной базы СССР с запада на восток началась уже в конце июня 1941 года. Быстрое продвижение немецких войск вглубь страны привело к тому, что к ноябрю 1941 года из строя выбыли 303 предприятия, изготавливавших боеприпасы. За первые полгода войны запасы боеприпасов были почти полностью исчерпаны, на всех фронтах остро ощущался недостаток снарядов. В сложившихся условиях стране пришлось заново формировать военно-экономическую базу — на Урале и в Сибири. Работа по демонтажу оборудования заводов из возможной зоны оккупации велась круглосуточно.

В Красноярском крае эвакуированное оборудование и рабочих принимали Красноярск, Канск, Абакан и Норильск, выбранные в силу наличия свободных площадок, обеспеченности электроэнергией и рабочей силой.

Всего в Красноярский край в 1941-1942 годах было привезено оборудование 32 промышленных предприятий и вместе с ним — 30 тысяч рабочих.

Одним из крупнейших красноярских предприятий в годы войны стал завод, построенный на базе оборудования эвакуированного из-под Брянска «Красного Профинтерна». Его было решено разместить на правобережье города, где находилось несколько деревянных построек только начинавшего создаваться завода «Сибтяжмаш» (ул. Академика Павлова, 1).

На новом месте в кратчайшие сроки предстояло возвести производственные корпуса, смонтировать оборудование, подключить коммуникации, наладить быт рабочих и их семей. К строительству заводов нередко привлекались заключенные Енисейлага — так называемый «спецконтингент». Первой продукцией «Сибтяжмаша» стали гранаты Ф-1 и 50-мм минометы. Позже «Сибтяжмаш» освоил строительство паровозов. В мае 1943 года выпустили первый мощный товарный паровоз серии «Серго Орджоникидзе» (СО), а к июлю 1945 года красноярский паровоз под номером СО-17-1613 вез состав, в котором на Потсдамскую конференцию ехала советская делегация во главе с Иосифом Сталиным. Один из таких поездов сегодня установлен в качестве памятника на железнодорожном вокзале Красноярска. Завод «Сибтяжмаш» сегодня закрыт, его официально признали банкротом в мае 2011 года. Территорию будут застраивать.

До войны самым крупным машиностроительным предприятием в Красноярском крае являлся Красноярский машиностроительный завод (проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 29). Он единственный в регионе выпускал оборонную продукцию — мины и бомбы.

15 октября 1941 года на «Красмаш» прибыло оборудование эвакуированного из Коломны завода № 4 им. Ворошилова. За годы войны рабочие и главным образом работницы «Красмаша» выпустили 26 тысяч зенитных пушек, более 5 тысяч минометов, 220 тысяч крупных авиабомб и 3500 морских мин. Сегодня завод «Красмаш» является основным российским изготовителем баллистических ракет для подводных лодок и базового модуля разгонного блока для ракет-носителей «Зенит» и «Протон». Накануне 70-летия Победы завод опубликовал уникальные фотографии работы в годы войны.

В годы войны на правом берегу Енисея появился и Красноярский судостроительный завод (пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 150). В 1941 году авиаремонтные мастерские Красноярска приняли оборудование Тульского авиационного завода. Завод прибыл без рабочей силы, с одним лишь руководящим составом из 50 человек, но тем не менее уже через 4 месяца завод смог наладить выпуск первой продукции.

Здесь стали выпускать запчасти к самолету СБ, а в 1943 году даже освоили выпуск катапультового разведчика Бе-4 (так называемая «летающая лодка»). Завод существует и сегодня, уже в составе Енисейского пароходства. Бывшая территория завода частично застроена новым микрорайоном, но продолжает работать судостроительная верфь и судоремонтный центр.

На левом берегу на базе ликероводочного завода в 1943 году было размещено оборудование комбайностроительного завода «Коммунар», эвакуированного из Запорожья, и спеццеха Люберецкого завода им. Ухтомского. Вокруг него, заняв часть привокзальной и Красной площадей, началась большая стройка.

В основном завод (ул. Профсоюзов, 3) занимался выпуском боеприпасов — корпусов 45-мм и 76-мм снарядов, 82-мм осколочных и химических мин, но в то же время осваивал технологию выпуска сельскохозяйственных машин. Детали комбайнов делали вручную по образцам, снятым с единственного комбайна, который был в распоряжении инженеров завода. Уже к 1 мая 1943 года (через полтора месяца после указа о строительстве комбайнового завода) было выпущено 10 первых красноярских комбайнов, а к началу мая 1945 года их насчитывалось уже 350.

Производство на Красноярском заводе комбайнов, вошедшем в концерн «Тракторные заводы», остановилось в 2013 году, официального банкротства предприятия пока не произошло. Территорию завода будут застраивать.

На площадях строящегося в Красноярске бумажного комбината размещались эвакуированный из Украины завод № 9, производивший пироксилиновый порох, а также химические комбинаты № 101 (Ростовская область) и 100 (Московская область), гидролизный завод № 13. Новое предприятие получило номер 580 и позже стало известно как химкомбинат «Енисей» (ул. 26 Бакинских комиссаров, 1). Здесь производились заряды к дивизионным пушкам, гаубицам, агитационным минам, пламягасители к 76-миллиметровым пушкам. В 2011 году химкомбинат «Енисей» был признан банкротом.

На базе оборудования ленинградского завода № 327 и НИИ № 9 в Красноярске был организован выпуск аэродромных радиостанций, авиационной и телемеханической аппаратуры. Разместили завод в корпусах Сибирского лесотехнического и Красноярского педагогического институтов. Впоследствии это предприятие стало Красноярским радиотехническим заводом (ул. Декабристов, 19). Сегодня это научно-производственное предприятие «Радиосвязь», оно занимается разработкой и выпуском специальных средств связи и навигационных устройств.

Чуть позже в Красноярск пришел груз из Карелии — эвакуировался Онежский машиностроительный завод. Ему выделили место на Красноярском механическом заводе в Николаевке (позднее «Краслесмаш», ул. Красной звезды, 1). Объединенный завод изготавливал корпуса артиллерийских 122-мм снарядов. В 2013 году производство на «Краслесмаше», входившем в состав концерна «Тракторные заводы», было остановлено.

В 1942 году первую продукцию выпустила Красноярская фабрика кинопленки, позже известная как завод «Квант» (ул. Красной армии, 10). Она была восстановлена на базе эвакуированной из Украины крупнейшей в СССР фабрики № 6. Для нужд фронта фабрика выпускала кинопленку и фотобумагу для аэроразведки, а также дополнительные заряды к минам и пленку, предотвращающую запотевание стекол противогазов. Завод «Квант» прекратил работу в 1990-х годах, его площади сегодня занимает одноименный торговый центр.

В 1942 году на правобережье Красноярска начали строить первую ТЭЦ на базе оборудования, эвакуированного из Ленинграда осенью 1941 года. Монтажные работы велись в открытых помещениях без торцевых стен, при почти полном отсутствии механизации. Котельный цех и его оборудование были смонтированы в апреле 1943 года, а 22 мая 1943 года ТЭЦ была окончательно передана в промышленную эксплуатацию. Красноярская ТЭЦ-1 в настоящее время входит в группу «Сибирская генерирующая компания», снабжая теплом и горячей водой более 400 тысяч жителей правобережья Красноярска.

Одной из крупнейших и наиболее важных строек Красноярского края в годы войны стал Норильский горнометаллургический комбинат. В июне 1941 года в красноярское Заполярье из Мончегорска начали эвакуировать комбинат «Североникель». Уже 29 апреля 1942 года комбинат начал производство никеля, в 1945 году — кобальта. За годы войны в Норильске было построено более двух десятков предприятий: ТЭЦ, рудники, заводы жидкого кислорода, цементный и другие. Сегодня Заполярный филиал ГМК «Норильский никель» производит никель, палладий, платину, медь и другие металлы.

В феврале 1942 года началось строительство Канского хлопчатобумажного комбината. Он возводился на базе эвакуированного оборудования Высоковской прядильно-ткацкой фабрики, Озерецкого хлопчатобумажного комбината и Ленинградской фабрики «Красная нить». В июле 1942 года фабрика начала выпуск промышленной продукции. Производство на Канском ХБК было остановлено в начале 2000-х годов, предприятие признано банкротом.

Екатерина Семьина

При подготовке статьи использованы материалы:

  • Шевченко В.Н. Организация оборонной промышленности в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны // Теория и история. — 2002. — № 1.
  • «Красноярск — Берлин. 1941–1945 гг.», Красноярск, 2009 г.
  • Иллюстрированная история Красноярья (1917–1991 годы) / В. И. Федорова [и др.] — Красноярск, 2014.
  • Государственного архива Красноярского края

newslab.ru

Из военной истории опорного университета Красноярского края

Коль скоро Сибирский государственный технологический и Сибирский государственный аэрокосмический университеты объединились в один опорный университет Красноярского края, сегодня, перед великим Днем Победы, показалось важным увидеть его общую военную историю.

Мы вспомнили, чем были военные годы для нашего объединенного вуза позавчера, 5 мая, на открытии торжественной литературно-музыкальной встречи, подготовленной для ветеранов правобережной и левобережной площадки и проходившей в нашей, Научной библиотеке № 2. Такие встречи уже стали традицией – каждый год в один из предпраздничных дней весь СибГТУ охвачен различными мероприятиями, посвященными Победе и организованными, прежде всего, для ветеранов, которые в этот день всегда приходят к нам. Их ждут митинг у Мемориала Памяти, что на проспекте Мира перед университетом, торжественный концерт в большом зале и теплая встреча с чаепитием в Научной библиотеке.

На этот раз праздник в библиотеке был особый, можно сказать, беспрецедентный. В этом году у нас собрались вместе ветераны двух крупных университетов Красноярска – СибГТУ и СибГАУ, объединенных ныне в один опорный университет. В библиотеке собрались старейшины двух высших учебных заведений, у каждого из которых своя, интересная, сложная и плодотворная судьба.

СибГАУСибирский государственный аэрокосмический университет относительно молод – он на 30 лет моложе Сибирского государственного технологического. Первые студенты появились в его аудиториях в сентябре 1960 года. Это год основания вуза. В конце 1950-х годов была начата реформа образования, направленная на укрепление его связи с производством, и в 1959 году вышло постановление правительства «Об организации заводов-втузов». Завод-втуз, из которого позднее вырос СибГАУ, был создан на базе легендарного завода «Красмаш». Завод стал одним из 5 предприятий ракетно-космической отрасли в стране и единственным оборонным заводом, которому выпало реализовывать идеи этой реформы. Втуз, с одной стороны, работал на базе Красмаша, с другой – со дня открытия и в течение почти 30 лет, до 1989 года, был филиалом Красноярского политехнического института. Первый выпуск специалистов пришелся на 1966 год. Их было 149.Слава Богу, СибГАУ был основан после войны, и даже не в самые тяжелые послевоенные годы, а в самом начале романтического, вдохновенного космосом 6-го десятилетия XX века. Кстати, тема первого защищенного во втузе диплома – «Проектирование двигательной установки для осуществления посадки на Луну». Втуз как учебное заведение не пережил трудностей войны. Но их пережили преподаватели, которыми комплектовался втуз в начале 1960-х годов. Сюда были переведены специалисты из политехнического института, из других вузов города, Сибири, из центральных вузов страны. Не трудно посчитать, что многие из этих людей знали войну, ведь после Победы до открытия втуза прошло всего 15 лет.Кроме того, одними из первых преподавателей втуза стали работники «Красмаша», среди них те, кто трудился на предприятии в тяжелые военные годы. И если учесть, что судьба втуза был неразрывно слита с судьбой базового предприятия, то мы можем много говорить о славной военной истории, о которой можно написать тома.

Производство минометов на Красмаше

Более 1500 красмашевцев ушли на фронт. На завод вернулись 367. Красмаш в годы войны работал на Победу в самом прямом смысле. Завод изготавливал зенитные пушки (в т. ч. морские), минометы, фугасно-авиационные бомбы, мины. Завод не только выпускал, но и конструировал новое оружие – артиллеристские системы, зенитные установки для борьбы со скоростными самолетами.

Красмаш производил авиационные бомбы.

СибГТУВ Красноярске войну пережили три высших учебных заведения – Сибирский лесной институт, основанный в 1930 году на базе лесного факультета Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства города Омска, созданный через два года Красноярский государственный педагогический институт и основанный в 1942 году, во время войны, Красноярский государственный медицинский.

На следующий же день после начала войны, 23 июня 1941 года, в спортзале Сибирского лесотехнического института (СибЛТИ) состоялся митинг, собравший 2000 человек – преподавателей, сотрудников и студентов. Была принята резолюция: каждый готов сменить учебу и научную деятельность на винтовку. Всего из института в Красную Армию вступили не менее 536 человек. Кто-то из них получил повестки о призыве, кто-то ушел в составе 78 Добровольческой бригады, которая вошла в Особый Сибирский стрелковый корпус. Наши воины защищали Родину на всех фронтах. Многие не вернулись.

В годы войны полностью был перестроен учебный процесс. Были сокращены сроки обучения до 3-х лет, соответственно изменены учебные программы. На 5-годичную систему вуз перешел только в 1943 году. Сократилось количество преподавателей более, чем в 2 раза (в 1940 – их было свыше 100, в 1943 – 41 человек). Шел процесс объединения кафедр. К концу войны количество студентов уменьшилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным периодом.Условия обучения были тяжелыми. Здание института было передано эвакуированному из Ленинграда заводу. Сейчас это красноярский радиозавод. Занятия велись в неприспособленных помещениях. И только в ноябре 1942 года институту возвратили 3 и 4 этажи правого крыла главного корпуса. Студенты учились в холоде и голоде – холодно было в аудиториях, общежитиях, столовая перешла на одноразовое питание.

Война перестроила и структуру научных исследований вуза – приоритетными стали направления, имеющие военное значение.Вот три из наиболее важных.Замена дорогого топлива из нефтепродуктов на другие виды. В рамках направления разрабатывались такие темы: «Пуск газогенераторных тракторов без бензина при работе в зимних условиях», «Перевод тракторов с жидкого на твердое топливо». Тему вел доцент, заведующий кафедрой тяговых машин Н. П. Вознесенский.

Вторая стратегическая тема, связанная с предыдущими – «Заготовка газогенераторного топлива из крупноразмерного леса». Эту тему вел директор института В. Е. Печенкин.Третья тема была связана с заготовкой специальных сортов древесины для оборонных целей. Нужна была древесина с оптимальными характеристиками для изготовления прикладов для винтовок и лыж для передвижения бойцов в зимних условиях. Тема звучала так: «Составление таблиц выхода ружейных и лыжных кряжей в березовых древостоях Сибири».(Подробнее об этих исследованиях.)

Студенческие научные исследования также были направлены на нужды военного времени.В фонде библиотеки хранится уникальный документ. Это рукописный дипломный проект, написанный в 1944 году. Его тема: "Гаражное обслуживание и ремонт газогенераторных машин". Автор – Клюгина (к сожалению, имя на дипломе не указано). Работа была выполнена под руководством упомянутого Николая Петровича Вознесенского, который возглавлял это большое направление.

Сегодня диплом интересен и с точки зрения оформления и подачи материала. А "Введение" начинается так: "Прошло почти 3 года с тех пор, как фашистская Германия вероломно напала на нашу страну – страну мирного труда и творческой созидательной деятельности. Каждый советский гражданин, независимо от его общественного положения, должен стать активным участником Великой Отечественной войны, сделать все, чтобы героическая Красная Армия возможно быстрее очистила нашу священную Землю от фашистских захватчиков. Для достижения этой цели нужно сегодня работать еще лучше, чем вчера, завтра дать продукции еще больше и еще лучшего качества, чем сегодня". Так начиналась дипломная работа, написанная в военное время. (Смотрите фотографии работы в публикации об истории науки в СибГТУ в 30-50-е годы XX столетия.)

Нам предстоит еще много узнать об истории друг друга. Особенно в том случае, если мы долгие годы будем развиваться как единый университет.

kras-yar.livejournal.com


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..