6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

Главная / Солдаты Победы / Корчунов Аркадий Александрович

Корчунов Аркадий Александрович

  • 343
 

Корчунов Аркадий Александрович

В бою без связистов не обойтись

- Не верьте, когда гово­рят, что на войне не было страшно. Врут. Еще как бы­вает, особенно поначалу, — рассказывает мне ветеран Великой Отечественной А.А. Корчунов. — Я в первое вре­мя, когда попал на передо­вую, чуть ли не каждой пуле кланялся — падал, чтобы за­щититься. А тело потом как болело. Тут еще перед тобой задачу ставят, выполнение которой должно быть сиюми­нутное. Не успеваешь — по­падаешь под горячую руку командира, от лейтенанта до генерала. Хоть и неприятно слышать от них мат, угрозу, но все же не испуг тебя впе­ред толкает, а ответствен­ность, долг, потому что ду­маешь: вдруг из-за твоей не­расторопности в этот мо­мент погибают солдаты. Вот и приходится крутиться, то есть привыкать к свисту пуль, разрывам снарядов, авиабомб. Я позже научил­ся по звуку определять: до­летит ли до меня снаряд или нет. Словом, свыкаешься с мыслью о смерти, ведь те, кто погибает в окопах, в ата­ке или в рукопашной схват­ке, не хуже тебя...

Мой собеседник живо рассказывает о давних собы­тиях. На той войне он был связистом. Помните, в кино­фильмах о Великой Отече­ственной есть эпизоды о по­левых связистах, которые с катушкой и коробкой тянут провода между штабами подразделений. Аркадий Александрович был коман­диром отделения, в его под­чинении находились 11 бой­цов. Они работали парами: один тянул провод по полям, населенным пунктам, другой сидел в укромном месте, со­единяя стороны. Командир отделения обычно брал себе конечное звено, чтобы перед дежурным офицером отчи­таться за установленную связь. Но провода рвались, особенно часто во время боя: то танки наматывали их на гусеницы, то снаряды по­вреждали, и связист бежал опять, чтобы соединять кон­цы. При этом ему было без разницы: день или ночь на дворе, идет дождь или снег, в отдалении от позиции или нет. Зачастую бойцам в сут- ки на поиски обрыва приходилось выходить по 10-15 раз. Если много, то причина ясна — передовая.

- Это было на Украине, — вспоминает Аркадий Алексан­дрович. — Наши части осво­бождали с. Лебедин. Мое от­деление обеспечивало связь между штабами корпуса и полка. Они быстро перемеща­лись, потому что активно на­ступали. Значит, и связь нуж­но было дать как можно быс­трее. И тут меня осенила идея — использовать натянутые электропровода, они ведь и так бездействовали. Я сам не понял, откуда во мне появи­лась прыть — так быстро, без всяких приспособлений, заб­рался на вершину столба и, выбрав целый провод, подсо­единил к нему свой, спустился, потом побежал вдоль линии. Дей­ствовал по интуиции, ибо знал приблизительно, где расквартировался штаб пол­ка. Не ошибся, вскоре на од­ной из улиц заметил наших солдат. Спросил у них о шта­бе. Оказалось, попал точно. Опять залез на столб и про­тянул конец в дом. Проверил: связь действовала. Доложил об этом дежурному офицеру. Тот был удивлен: не успел штаб разместиться, а связь подана. И доложил началь­ству. Прибежал мой непос­редственный командир бата­льона, майор Дунаев. Пожал руку и объявил, что предста­вит меня к медали.

Награда — приятная оцен­ка ратных дел. Но солдатам тогда важно было другое — выжить, победить. Поэтому никто по окопам, по другим укромным местам не прятал­ся. Наш земляк тем более. Он по натуре деятельный, смека­листый и настойчивый чело­век.

 Медаль "За отвагу'' за с. Лебедин Аркадий Александрович получил пе­ред ответственным боем за Днепр. Ночью была форсиро­вана река. Десант закрепил­ся на противоположном бере­гу, отвоевал небольшой пята­чок. А связь через Днепр про­кладывало отделение А.А.Корчунова. Немцы дрались ожесточенно, у них остава­лись господствующие высо­ты, самолеты непрерывно бомбили переправу и захва­ченный плацдарм. Очень трудно пришлось атакующим. В таких условиях обычно в клочья рвались провода, а идти чинить — верная гибель.

Предусмотрев это, Аркадий Александрович заранее при­думал систему соединения проводов, позволяющую "спа­сать" связь хотя бы за день. Проложенная им связь через реку действительно держа­лась, только по ночам бойцы Корчунова проверяли прово­да, их вновь соединяли, если были разрывы. За эту опера­цию сержант Корчунов был награжден орденом Славы третьей степени.

Война двигалась на За­пад. Корпус, где служил А.А.Корчунов, вступил в Польшу, затем по Карпатам вышел на Чехословакию, в направле­нии на Прагу. Не раз еще от­личился в обеспечении связи наш герой. Ему объявляли благодарности, его представ­ляли к наградам. Кстати, че­рез много лет после войны ему вручили вторую медаль "За отвагу".  

- Не за награду мы тогда воевали, — говорит Аркадий Александрович, — а за право жить в независимости. И от­стояли. И после Победы наша часть вела боевые действия вблизи Праги — добивали вла­совцев... На этом война для меня не кончилась. В конце лета 45-го нас перебросили во Львовскую область. Я по­пал в автомобильную часть. Видимо, учли, что я был до призыва трактористом, а на войне научился ездить на машинах, брошенных немца­ми при отступлении. (Эти под­ручные средства я использо­вал при сборе проводов, про­тягивании их). В части я сдал на права. Возили в основном народнохозяйственные грузы, но опасность ждала нас на каждом километре. Бандеровцы были безжалостными. На войне знали, где враг, а тут он был везде. Обидно и страшно было найти смерть после Победы.

Два раза я уходил от верной гибели.  Оба раза он спасался благодаря своей наблюдательно­сти, смекалке и отваге. Од­нажды колонна машин выеха­ла за зерном. Дорога лесная. И вдруг прокол шины. Корчу­нов вместе с напарником Кудисовым стал менять колесо. Командир сказал, чтобы дог­нали, и повел колонну даль­ше. И вдруг из леса вышли двое. Попросили, чтобы их подвезли. Можно было отка­зать, но где гарантия, что их двое... Согласились. На од­ной развилке попутчики, на­ставив пистолеты, приказали повернуть машину на другую дорогу. Повернули. Через не­которое время добрались до лагеря бандитов. Корчунова с напарником стали допраши­вать, потом заявили: повезе­те группу.

Рано утром следующего дня 26 бандитов погрузились в машину. Корчунов сумел-таки настоять, чтобы напар­ник тоже сел в кабину. Через некоторое время подъехали к КПП одной воинской части. Поняв затею врага — застать солдат врасплох, — Корчунов стал подавать сигнал фара­ми. Солдаты на КПП насторо­жились. Более того, он с раз­гона ударил машиной о стой­ку ворот, при этом сам успел выскочить из кабины с кри­ком: "Бандеровцы!.." Машина перевернулась. Солдаты выс­кочили из казармы. Без осо­бого труда бандиты были обезврежены...

...Только в марте 1947 года А.А. Корчунов вернулся в родное село Кривой Бузан Красноярского района. Посту­пил в МРС (моторно-рыболовная станция) помощником механика. Когда в 49-м пред­приятие получило первую гру­зовую автомашину, он пере­сел на нее и работал до 1956 года, пока МРС не закрыли. Оттуда он перешел в местный колхоз механиком, через некоторое время стал главным механиком, замести­телем председателя колхоза по производству. Под его ру­ководством не только четко крутились механизмы, но и люди показывали высокую производительность труда. Его авторитету среди сельчан позавидовал председатель, и начались трения между ними. Тогда А.А. Корчунов оставля­ет должность и переезжает в Красный Яр, где сразу устра­ивается механиком в ПМК-34. И до ухода на пенсию в 1984 году он проработал здесь.

Аркадий Александрович вместе с женой Клавдией Тимофеевной, тоже участницей войны, воспитали пятерых детей.  

Амиржан Истилеев.   2000 год.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх