Всехсвятская церковь в Красноярске - история строительства. Церкви красноярска история
Всехсвятская церковь в Красноярске - история строительства
Строительная история Всехсвятской церкви в Красноярске неразрывно связана с историей одноименного кладбища, впервые появившегося на карте города в последней четверти XVIII века. Возникновение Всехсвятского кладбища было обусловлено процессом коренной реконструкции застройки Красноярска после опустошительного пожара 1773 года. По выполненному сотрудником тобольской чертежной палаты Петром Моисеевым генеральному плану, который впервые заложил принципы регулярной планировки Красноярска, за пределами городской территории было определено место для нового "кладбища мертвых тел". Участок под кладбище был выбран к западу от городской застройки, на опушке соснового бора (район современной территории фабрики "Квант"). (рис.1)
Из переписки последней четверти XVIII века между тобольской консисторией и протоиереем красноярского Воскресенского собора Алексеем Михайловским, исполнявшим должность "заказчика" церковного строительства красноярского округа, следует, что к октябрю 1774 года на территории кладбища была выстроена деревянная однопрестольная церковь Всех Святых.(1) Вскоре она была освящена присланным из Тобольска антиминсом.
Таким образом, начало функционирования Всехсвятского кладбища относится к концу 1774 года, когда его комплекс был полностью приготовлен для проведения погребальных обрядов. Записи метрических книг Всехсвятской церкви рубежа XVIII-XIX веков свидетельствуют, что территория Всехсвятского кладбища стала местом погребения коренной части жителей Красноярска.
В начале 1797 года здание Всехсвятской церкви погибло в пожаре. В октябре этого же года, по благословенной грамоте тобольского архиепископа Варлаама, на ее место перенесли деревянную церковь Благовещения, которая располагалась в районе пересечения современных улиц Ленина и 9 Января. (2) Перенос деревянной Благовещенской церкви стал возможен вследствии принятия решения о строительстве на ее месте одноименного каменного храма. В 1798 году новую деревянную кладбищенскую церковь переосвятили во Всехсвятскую (3).
В сентябре 1812 года, "в день вступления французских войск в Москву" и эта деревянная кладбищенская церковь сгорела. Красноярское духовное правление сообщало в Тобольск: "сего сентября 2 числа после полудня градокрасноярская кладбищенская Всехсвятская церковь со святым антиминсом и совсем имуществом, принадлежащим к благолепию церковному, сгорела, кроме трех колоколов, свалившихся на землю"(4). После этого события горожане приняли решение о сооружении взамен сгоревшего деревянного нового каменного храма. Сохранившиеся клировые ведомости и описи церковного имущества каменной Всехсвятской церкви подробно освещают ход строительства этого здания.
Церковь была заложена в апреле 1816 года в юго-западной части территории Всехсвятского кладбища (5). Строительство здания осуществлялось по проектным чертежам - "плану и фасаду", которые упоминаются в поздних документах изученного нами церковного архива
(6). Как показывает красноярская строительная практика начала XIX века, эти чертежи скорее всего были выполнены не академически обученными архитекторами, институт которых на территории Приенисейского края был учрежден только в 1822 году, а кем-то из лиц, непосредственно занятых в сфере строительства. На наш взгляд, автором проектных чертежей мог быть мастер иконостасных дел Григорий Бусыгин, по "планам" которого в Красноярске в 1804-1822 годах была выстроена Благовещенская церковь (7). Факт участия этого опытного резчика в строительстве и украшении Всехсвятской церкви, зафиксировал ряд церковных документов 20-30-х годов XIX века (8).
По данным историка А.Н.Копылова Г.Бусыгин был сыном отставного служилого из Тобольска Егора Михайловича Бусыгина, известного в последней четверти XVIII века многочислеными подрядами по изготовлению иконостасов на территории сибирских уездов (9).
Изученные нами материалы строительных подрядов и приходно-расходных книг из архивов ряда приенисейских церквей, позволяют сделать вывод о значительной профессиональной деятельности "сержантского сына" Г.Бусыгина на территории Приенисейского края в 1800-1830-х годах (10). Так, в 1800 году он работал на строительстве церкви Захария и Елизаветы в Енисейске, в 1804 году Троицкой церкви в селе Арейском и Спасского собора в Канском остроге (11).
На работах по возведению Всехсвятской церкви была занята строительная артель, в состав которой входили енисейские и красноярские ремесленники. Руководил артелью мастер Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря (12). О высокой квалификации И.И.Огрыскова свидетельствует тот факт, что в 1811-1815 годах именно ему была поручена достройка каменной Благовещенской церкви в Красноярске, вместо непонравившегося прихожанам иркутского мастера И.Прохорова. Помимо И.И. Огрыскова в работах по возведению стен и сводов здания принимали участие красноярские каменщики братья Иван и Федор Быкасовы (13).
Как следует из документов церковного архива, после окончания строительных работ и завершения отделки интерьеров, освящение Всехсвятской церкви состоялось 22 мая 1820 года (14). Благодаря сохранившимся подробным описям мы можем представить себе размеры выстроенного здания. Длина церкви "от горнего места до западных врат" (т.е.продольный размер между внутренними поверхностями стены алтаря и западной стены притвора - К.Ш) составляла четырнадцать саженей один аршин (около 30м 57см).
Архитектура первоначального объема Всехсвятской церкви носила переходный характер, связанный с особенностями становления на территории Приенисейского края основ классицизма. При сохранении отголосков барочных традиций в объеме храмовой части здания, представлявшей собой монументальный со скошенными углами четверик, архитектурные массы колокольни были решены в формах раннего классицизма. (рис.4)
Четверик храмовой части Всехсвятской церкви перекрывался сводом, скрытым под изогнутой кровлей, и увенчивался небольшой граненой главкой на световом барабане. Особенностью объемной композиции Всехсвятской церкви, отличавшей ее от других произведений енисейских мастеров рубежа XVIII-XIX в., являлась прямоугольная форма алтарной апсиды.
В таком виде здание просуществовало до конца 1820-х годов. В 1829 году началось сооружение северного придельного храма Успения Богородицы, существенно изменившего архитектурный облик Всехсвятской церкви. К моменту принятия решения о строительстве придельного храма, в Красноярске уже несколько лет работал губернский архитектор Павел Федорович Воцкий, который, вероятнее всего и составил проект на пристройку придела.
Сооружение придельного храма Успения завершилось в конце 1830 года. Придел освятили после того, как в нем был установлен выполненный Г.Бусыгиным резной иконостас, с иконами красноярского иконописца Тимофея Семеновича Ростовцева (15). Судя по сохранившимся описаниям иконостас, представлял собой одноставное с шестью колоннами сооружение, покрытое простой с позолотой резьбой и выкрашенное белой краской (16)
Основные работы по кладке стен и сводов придела выполнял опытнейший красноярский каменщик Тимофей Петрович Векшин. Помимо него в строительных работах участвовали красноярские мастеровые: Григорий Матвеев, Иван Ефимов, Семен Ростовцев, Федор Кочнев и другие (17).
Одновременно со строительством Успенского придельного храма были начаты работы по возведению церковной кирпичной ограды. Все каменные работы по строительству ограды выполняла артель красноярских каменщиков, в которую входили наиболее опытные городские мастера: Тимофей Векшин,Филипп Леднев,Иван Быкасов.
Из отметки в книге "для записи денег" о расчете с мастерами-каменщиками за строительство ограды, становится известна суммарная протяженность кирпичной ограды, возведенной к марту 1831 года. Она равнялась 257 саженям (около 548м ). (18)
Данные о первоначальной длине и ширине кладбищенской ограды приведены в описи церкви 1832 года. Длина ограды (вдоль современной улицы Красной Армии) составляла 87 саженей (около 185,5м), ширина - ( вдоль современной улицы Обороны) 61 сажень (около 130м). (19)
Эта ограда видна на самом раннем из известных нам фотоснимков Всехсвятского кладбища, который можно отнести к началу 1870-х годов, поскольку на нем еще не зафиксирован появившийся в 1875 году деревянный мезонин на кирпичном здании богадельни, выстроенной в юго-западном углу ограды к 1841 году.(рис.4 )
Судя по снимку, деревянная решетчатая ограда на кирпичных столбах и кирпичном цоколе, охватывала всю территорию кладбища. Конфигурация ограды имела неправильную геометрию, обусловленную характером рельефа надпойменной террасы реки Качи: северный участок ограды был значительно скошен, вследствие чего восточный участок ограды имел небольшую протяженность. На южной стороне ограды находились ворота, представлявшие собой композицию из двух кирпичных пилонов с калитками и расположенной между ними решеткой из двух полотен. При них с 1831 года существовала каменная часовня Николая Чудотворца (20). (рис.5,6)
В соответствии с планом Красноярска 1828 года, который предусматривал территориальный рост города к западу до Афонтовой горы, около Всехсвятского кладбища стали появляться дома горожан. Это обстоятельство понудило городские власти поставить вопрос о переводе Всехсвятской церкви в разряд приходских, а вместо нее выстроить новую кладбищенскую церковь. В 1835 году красноярская городская дума приняла решение закрыть Всехсвятское кладбище, как "состоящее внутри города" (21). Практически захоронения на этом кладбище прекратились еще в 1820 году, после того, как состоялось освящение каменной Всехсвятской церкви. Об этом свидетельствуют записи на полях метрических книг Всехсвятской церкви.
Строительство новой кладбищенской церкви, получившей название Троицкой, началось в 1836 году на территории восточного кладбища, намеченного планом 1828 года (ныне Троицкое кладбище в Покровке), и закончилось в 1848 году ( 22).
На плане Красноярска 1852 года, выполненном "по мередиану магнитной стрелки 1828 года", территория Всехсвятского кладбища обозначена еще в соответствии со своей первоначальной функцией. Однако каменная Всехсвятская церковь показана на "изъяснении" к плану, уже как приходская.
Расположенное в юго-западном углу кладбища здание было занято, согласно отметке на плане, под помещения Духовного правления и богадельни.
План Красноярска 1871 года зафиксировал некоторые изменения в характере застройки территории бывшего Всехсвятского кладбища, произошедшие с момента составления городского плана 1852 года. Примечательно, что на новом плане территория Всехсвятского кладбища уже не была обозначена как место для захоронений. Сама Всехсвятская церковь названа приходской. Здание бывшей богадельни в это время использовалось как дом причта Богородице-Рождественского собора, выстроенного на Новобазарной площади в 1845-1861 годах. Кроме Всехсвятской церкви и дома соборного причта на территории бывшего кладбища в это время находилось еще одно здание - деревянный дом причта Всехсвятского прихода. Он располагался в северо-западном углу территории бывшего кладбища.
В апреле 1876 года прихожане Всехсвятской церкви обратились к духовным властям за разрешением пристроить к южному фасаду Всехсвятской церкви придельный храм Святителя и Чудотворца Николая. К прошению был приложен план будущего строения, очевидно выполненный
Лоссовским А.А., занимавшим в то время должность городского архитектора. После утверждения плана, в мае 1876 года были заключены "обязательства" с подрядчиками на проведение строительных работ.
Интересно, что спустя полвека среди строителей, подряжавшихся на выполнение каменных работ, не было ни одного енисейца или красноярца. Их заменили приезжие мастеровые: крестьяне "Владимирской губернии Гороховецкого уезда Неверослободской волости деревни Пашкиной" Григорий и Дмитрий Скворцовы, а также крестьянин Нижегородской губернии Иван Пушков (23). В своем договоре они обязались все каменные работы закончить к восьмому июля 1876 года.
Как видно из сохранившейся копии благословенной грамоты, подписанной епископом Енисейским и Красноярским Антонием, придел Николая Чудотворца был заложен 16 мая 1876 года (24). Каменные работы на приделе были завершены в сроки, оговоренные в договоре. Выполненную пристройку в ноябре 1876 года освидетельствовал енисейский губернский архитектор С.В.Нюхалов. (рис.5)
Приводим некоторые выдержки из описи имущества Всехсвятской церкви 1883 года, которая в дополнение к фотоснимкам здания рубежа XIX-XX веков, позволяет представить с определенной степенью допущения окончательно сложившийся архитектурно-художественный облик постройки этого времени. (рис.5) "Для входа в церковь трое дверей: одна со стороны западной и по одной двери с северной и южной. Окон с правой стороны семь, с левой восемь, кроме того вверху онаго храма круглых окон на правой стороне два и на левой три и четыреугольных: четыре с правой стороны и три с левой. Полы в главном храме и в северном приделе чугунные, а в левом деревянные. Церковь покрыта железом под зеленой краской" (25)
В отличии от каменных работ, которые выполнялись исключительно приезжими мастеровыми, в работах по оборудованию и украшению интерьеров придельного храма принимали участие енисейские и красноярские подрядчики. Так, предалтарный иконостас Николаевского придела,"по рисунку, составленному и разсмотренному Епархиальным Начальством", изготовил мещанин Петр Матвеевич Попов - представитель известной семьи потомственных мастеров по художественной обработке дерева из Енисейска. Красноярский мещанин Федор Кузнецов вызолотил три главы на Всехсвятской церкви "вместе с крестами и цепями". Золочение иконостаса исполнил пензенский мещанин Порфирий Грачев (26)
Особо следует отметить, что иконы в иконостас Николаевского придела были присланы из Москвы, а написаны "известным художником Малышевым в Троице-Сергиевой Лавре" (27).
П Р И М Е Ч А Н И Я
1.Госархив Красноярского края (далее ГАКК),ф.592,оп.1,д.42,л.34.
2.Быконя Г.Ф.,Гринберг Ю.И.,Шумов К.Ю. Покровская церковь в
Красноярске - памятник архитектуры XVIII века. в кн.- Памятники исто-
рии и культуры Красноярского края. Вып.1,Красноярск,1989,с.317.
3.Краткое описание приходов Енисейской Епархии. Красно-
ярск,1916,с.13.
4.ГАКК,ф.812,оп.1,д.290,л.1.
5.ГАКК,ф.212,оп.1,д.217,л.1.
6.ГАКК,ф.212,оп.1,д.77,л.14а об.
7.Попадюк С.С. Историческая справка о Благовещенской церкви в
Красноярске. Институт "Спецпроектреставрация".М.,1978,с.2.
8.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.5.
9.Копылов А.Н. Развитие в Сибири в 18-нач.19в. ремесла по ху-
дожественной обработке дерева. в кн.- Города Сибири.Наука,Новоси-
бирск,1978,с.63.
10.Шумов К.Ю.Историческая справка об иконостасе Благовещенско-
го придела Благовещенской церкви в Красноярске. АО
"Реставрация".Красноярск,1994,с.2.
11.ГАКК,ф.812,оп.1,д.42,л.5; ф.298,оп.1,д.4,л.17об.; ф.592,оп.
1,д.301,л.5.
12.Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска 18 века. в
кн.- Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2,Красно-
ярск,1992,с.223.
13.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.12об.
14.ГАКК,ф.212,оп.1,д.217,л.1.
15.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,лл.5,10об.
16.ГАКК,ф.212,оп.1,д.78,л.18.
17.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.4об.69,9об.10.
18.ГАКК,То же дело,л.12об.
19.ГАКК,ф.212,оп.1,д.77,л.14а.
20.ГАКК,ф.212,оп.1,д.4,л.1.
21.ГАКК,ф.592,оп.1,д.690,л.41-41об.
22.ГАКК,То же дело,л.49об.
23.ГАКК,ф.212,оп.1,д.182,лл.2,4.
24.ГАКК,То же дело,л.9.
25.ГАКК,ф.212,оп.1,д.182,л.3-3об.
26.ГАКК,То же дело,лл.14,27,37.
27.ГАКК,То же дело,л.22.
Статья впервые была опубликована: Памятники истории и культуры Красноярского края : выпуск 3 / сост. Г. Ф. Быконя. – Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1995. – с. 419-429.
naov.ru
История храма - Храм Святого Иоанна Предтечи, Красноярск
Работа кандидата исторических наук Елены Шушкановой “Архиерейский дом Красноярска и его епископы (ХIХ – начало ХХ вв.).
Слово автору: “Из всех дореволюционных красноярских храмов, сохранившихся и порушенных в годы гонений на РПЦ, история Иоанно-Предтеченской церкви, что находится в центре города Красноярска на перекрёстке улиц Мира и Горького, является наименее изученной. Судьба же её представляет интерес не только как памятника истории и архитектуры. С этим местом тесным образом связана история Енисейской епархии, ведь в царской России здесь располагалась резиденция Енисейских и Красноярских архиереев.
Предыстория открытия самостоятельной Енисейской епархии относится к 1824 г., когда после разделения Сибири на восточную и западную, была создана Енисейская губерния. Церковная организация на её территории вначале была причислена к Иркутской епископии. Но уже в 1834 г. после открытия Томской епархии приходы Енисейской губернии вошли в её состав. Тем не менее, архиепископ Томский Афанасий ходатайствовал о разделении Томской епархии на две самостоятельные: Томскую и Енисейскую. И в 1861 г. Святейший Синод утвердил это решение с основанием епископской кафедры в Красноярске и присвоением ей третьего класса. Одним из основных мотивов открытия самостоятельной Енисейской епархии была необходимость большой миссионерской работы в этом сибирском регионе. Во второй половине XIX в. отмечался расцвет миссионерской деятельности Русской Православной Церкви – как внутренней, так и внешней. А в Енисейской губернии, как известно, проживало много язычников, главным образом в Минусинском и Ачинском уездах на юге и в Туруханском крае на севере. В подготовленном Священным Синодом докладе об учреждении Енисейской епархии, указывалось, что её учреждение «предпринимается в видах исполнения неоднократно изъявленной Вашим Императорским Величеством Высочайшей воли о приумножении православной паствы просвещением инородцев-язычников, ради духовного блага нескольких тысяч людей, коснеющих в неверии…».[1]
Решение об открытии кафедры в Красноярске было подписано Государем императором по представлению Святейшего Синода 25 мая 1861 года. В документах об учреждении новой архиерейской кафедры указывалось кроме всего прочего, что «до приобретения или до постройки за счёт казны нового архиерейского дома, архиерею с его штатом помещаться в одном из приличных домов по найму». А также, чтобы «архиерейскому дому отвести на основании закона положенное количество пахотной и сенокосной земли…».[2] За подписью обер-прокурора Синода графа Д.А.Толстого был расписан штат будущего красноярского архиерейского дома, который предполагал содержание при епископе: эконома, духовника, ризничего и казначея в одном лице, копииста, двух архиерейских келейников, двух иеромонахов и двух иеродиаконов, а всего 12 человек.
Первый период – это история деревянного дома: с 1866 г., когда было завершено строительство дома и домовой церкви, и когда первый енисейский архипастырь Никодим освятил Иоанно-Предтеченскую церковь.
Второй период – это история каменного архиерейского дома: с начала 1899 г., когда епископ Евфимий освятил церковь Иоанна Предтечи уже в новом каменном здании. Именно это здание, хотя и с некоторыми переделками, совершёнными в течение долгого времени, можно видеть ныне в Красноярске.
Третий период – это история уже бывшего архиерейского дома, потому что в 1922 г. в результате богоборческой политики Советской власти, архиерейская усадьба была национализирована, Архиерейский переулок был переименован в улицу Горького, а церковь закрыта. В деревянных флигелях архиерейской усадьбы на непродолжительное время разместился дом ребёнка. Каменное же здание стало использоваться главным образом под лечебные учреждения. Здесь в разное время был инфекционный госпиталь, травпункт, онкологическая больница.
Четвёртый исторический период непосредственно связан с концом советской власти, распадом СССР и прекращением государственной атеистической политики: в 1999 г. началось возрождение Иоанно-Предтеченского прихода, а затем долгая и нелёгкая реставрация архиерейского дома в соответствии с его первоначальным предназначением.
Меняющийся внешний вид архиерейского дома за почти 150-летний период являлся своеобразным отражением истории России и Красноярска. Деревянная усадьба архиереев с огородом, скотным двором, колодцем была символом патриархального времени и его преимущественно аграрным укладом. Сам Красноярск напоминал тогда большую деревню, оторванную от столицы бескрайними расстояниями и отсутствием железной дороги. Каменный дом архиереев был уже знаком вступления России в эпоху индустриального развития: появилась Транссибирская железнодорожная магистраль, в городе рядом с деревянными домишками стали появляться богатые каменные здания с электричеством и водопроводом, а на пристани Енисея встали пароходы. Менялось и само общество, и общественные настроения: усиливалось маловерие и росло скептическое, а часто враждебное отношение к духовенству и церкви. С началом первой мировой войны началась цепь трагических событий для России: кровопролитная бойня, затем революция, падение монархии и гражданская война.
ioann24.ru
Всехсвятская церковь в Красноярске - история строительства
Строительная история Всехсвятской церкви в Красноярске неразрывно связана с историей одноименного кладбища, впервые появившегося на карте города в последней четверти XVIII века. Возникновение Всехсвятского кладбища было обусловлено процессом коренной реконструкции застройки Красноярска после опустошительного пожара 1773 года. По выполненному сотрудником тобольской чертежной палаты Петром Моисеевым генеральному плану, который впервые заложил принципы регулярной планировки Красноярска, за пределами городской территории было определено место для нового "кладбища мертвых тел". Участок под кладбище был выбран к западу от городской застройки, на опушке соснового бора (район современной территории фабрики "Квант"). (рис.1)
Из переписки последней четверти XVIII века между тобольской консисторией и протоиереем красноярского Воскресенского собора Алексеем Михайловским, исполнявшим должность "заказчика" церковного строительства красноярского округа, следует, что к октябрю 1774 года на территории кладбища была выстроена деревянная однопрестольная церковь Всех Святых.(1) Вскоре она была освящена присланным из Тобольска антиминсом.
Таким образом, начало функционирования Всехсвятского кладбища относится к концу 1774 года, когда его комплекс был полностью приготовлен для проведения погребальных обрядов. Записи метрических книг Всехсвятской церкви рубежа XVIII-XIX веков свидетельствуют, что территория Всехсвятского кладбища стала местом погребения коренной части жителей Красноярска.
В начале 1797 года здание Всехсвятской церкви погибло в пожаре. В октябре этого же года, по благословенной грамоте тобольского архиепископа Варлаама, на ее место перенесли деревянную церковь Благовещения, которая располагалась в районе пересечения современных улиц Ленина и 9 Января. (2) Перенос деревянной Благовещенской церкви стал возможен вследствии принятия решения о строительстве на ее месте одноименного каменного храма. В 1798 году новую деревянную кладбищенскую церковь переосвятили во Всехсвятскую (3).
В сентябре 1812 года, "в день вступления французских войск в Москву" и эта деревянная кладбищенская церковь сгорела. Красноярское духовное правление сообщало в Тобольск: "сего сентября 2 числа после полудня градокрасноярская кладбищенская Всехсвятская церковь со святым антиминсом и совсем имуществом, принадлежащим к благолепию церковному, сгорела, кроме трех колоколов, свалившихся на землю"(4). После этого события горожане приняли решение о сооружении взамен сгоревшего деревянного нового каменного храма. Сохранившиеся клировые ведомости и описи церковного имущества каменной Всехсвятской церкви подробно освещают ход строительства этого здания.
Церковь была заложена в апреле 1816 года в юго-западной части территории Всехсвятского кладбища (5). Строительство здания осуществлялось по проектным чертежам - "плану и фасаду", которые упоминаются в поздних документах изученного нами церковного архива
(6). Как показывает красноярская строительная практика начала XIX века, эти чертежи скорее всего были выполнены не академически обученными архитекторами, институт которых на территории Приенисейского края был учрежден только в 1822 году, а кем-то из лиц, непосредственно занятых в сфере строительства. На наш взгляд, автором проектных чертежей мог быть мастер иконостасных дел Григорий Бусыгин, по "планам" которого в Красноярске в 1804-1822 годах была выстроена Благовещенская церковь (7). Факт участия этого опытного резчика в строительстве и украшении Всехсвятской церкви, зафиксировал ряд церковных документов 20-30-х годов XIX века (8).
По данным историка А.Н.Копылова Г.Бусыгин был сыном отставного служилого из Тобольска Егора Михайловича Бусыгина, известного в последней четверти XVIII века многочислеными подрядами по изготовлению иконостасов на территории сибирских уездов (9).
Изученные нами материалы строительных подрядов и приходно-расходных книг из архивов ряда приенисейских церквей, позволяют сделать вывод о значительной профессиональной деятельности "сержантского сына" Г.Бусыгина на территории Приенисейского края в 1800-1830-х годах (10). Так, в 1800 году он работал на строительстве церкви Захария и Елизаветы в Енисейске, в 1804 году Троицкой церкви в селе Арейском и Спасского собора в Канском остроге (11).
На работах по возведению Всехсвятской церкви была занята строительная артель, в состав которой входили енисейские и красноярские ремесленники. Руководил артелью мастер Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря (12). О высокой квалификации И.И.Огрыскова свидетельствует тот факт, что в 1811-1815 годах именно ему была поручена достройка каменной Благовещенской церкви в Красноярске, вместо непонравившегося прихожанам иркутского мастера И.Прохорова. Помимо И.И. Огрыскова в работах по возведению стен и сводов здания принимали участие красноярские каменщики братья Иван и Федор Быкасовы (13).
Как следует из документов церковного архива, после окончания строительных работ и завершения отделки интерьеров, освящение Всехсвятской церкви состоялось 22 мая 1820 года (14). Благодаря сохранившимся подробным описям мы можем представить себе размеры выстроенного здания. Длина церкви "от горнего места до западных врат" (т.е.продольный размер между внутренними поверхностями стены алтаря и западной стены притвора - К.Ш) составляла четырнадцать саженей один аршин (около 30м 57см).
Архитектура первоначального объема Всехсвятской церкви носила переходный характер, связанный с особенностями становления на территории Приенисейского края основ классицизма. При сохранении отголосков барочных традиций в объеме храмовой части здания, представлявшей собой монументальный со скошенными углами четверик, архитектурные массы колокольни были решены в формах раннего классицизма. (рис.4)
Четверик храмовой части Всехсвятской церкви перекрывался сводом, скрытым под изогнутой кровлей, и увенчивался небольшой граненой главкой на световом барабане. Особенностью объемной композиции Всехсвятской церкви, отличавшей ее от других произведений енисейских мастеров рубежа XVIII-XIX в., являлась прямоугольная форма алтарной апсиды.
В таком виде здание просуществовало до конца 1820-х годов. В 1829 году началось сооружение северного придельного храма Успения Богородицы, существенно изменившего архитектурный облик Всехсвятской церкви. К моменту принятия решения о строительстве придельного храма, в Красноярске уже несколько лет работал губернский архитектор Павел Федорович Воцкий, который, вероятнее всего и составил проект на пристройку придела.
Сооружение придельного храма Успения завершилось в конце 1830 года. Придел освятили после того, как в нем был установлен выполненный Г.Бусыгиным резной иконостас, с иконами красноярского иконописца Тимофея Семеновича Ростовцева (15). Судя по сохранившимся описаниям иконостас, представлял собой одноставное с шестью колоннами сооружение, покрытое простой с позолотой резьбой и выкрашенное белой краской (16)
Основные работы по кладке стен и сводов придела выполнял опытнейший красноярский каменщик Тимофей Петрович Векшин. Помимо него в строительных работах участвовали красноярские мастеровые: Григорий Матвеев, Иван Ефимов, Семен Ростовцев, Федор Кочнев и другие (17).
Одновременно со строительством Успенского придельного храма были начаты работы по возведению церковной кирпичной ограды. Все каменные работы по строительству ограды выполняла артель красноярских каменщиков, в которую входили наиболее опытные городские мастера: Тимофей Векшин,Филипп Леднев,Иван Быкасов.
Из отметки в книге "для записи денег" о расчете с мастерами-каменщиками за строительство ограды, становится известна суммарная протяженность кирпичной ограды, возведенной к марту 1831 года. Она равнялась 257 саженям (около 548м ). (18)
Данные о первоначальной длине и ширине кладбищенской ограды приведены в описи церкви 1832 года. Длина ограды (вдоль современной улицы Красной Армии) составляла 87 саженей (около 185,5м), ширина - ( вдоль современной улицы Обороны) 61 сажень (около 130м). (19)
Эта ограда видна на самом раннем из известных нам фотоснимков Всехсвятского кладбища, который можно отнести к началу 1870-х годов, поскольку на нем еще не зафиксирован появившийся в 1875 году деревянный мезонин на кирпичном здании богадельни, выстроенной в юго-западном углу ограды к 1841 году.(рис.4 )
Судя по снимку, деревянная решетчатая ограда на кирпичных столбах и кирпичном цоколе, охватывала всю территорию кладбища. Конфигурация ограды имела неправильную геометрию, обусловленную характером рельефа надпойменной террасы реки Качи: северный участок ограды был значительно скошен, вследствие чего восточный участок ограды имел небольшую протяженность. На южной стороне ограды находились ворота, представлявшие собой композицию из двух кирпичных пилонов с калитками и расположенной между ними решеткой из двух полотен. При них с 1831 года существовала каменная часовня Николая Чудотворца (20). (рис.5,6)
В соответствии с планом Красноярска 1828 года, который предусматривал территориальный рост города к западу до Афонтовой горы, около Всехсвятского кладбища стали появляться дома горожан. Это обстоятельство понудило городские власти поставить вопрос о переводе Всехсвятской церкви в разряд приходских, а вместо нее выстроить новую кладбищенскую церковь. В 1835 году красноярская городская дума приняла решение закрыть Всехсвятское кладбище, как "состоящее внутри города" (21). Практически захоронения на этом кладбище прекратились еще в 1820 году, после того, как состоялось освящение каменной Всехсвятской церкви. Об этом свидетельствуют записи на полях метрических книг Всехсвятской церкви.
Строительство новой кладбищенской церкви, получившей название Троицкой, началось в 1836 году на территории восточного кладбища, намеченного планом 1828 года (ныне Троицкое кладбище в Покровке), и закончилось в 1848 году ( 22).
На плане Красноярска 1852 года, выполненном "по мередиану магнитной стрелки 1828 года", территория Всехсвятского кладбища обозначена еще в соответствии со своей первоначальной функцией. Однако каменная Всехсвятская церковь показана на "изъяснении" к плану, уже как приходская.
Расположенное в юго-западном углу кладбища здание было занято, согласно отметке на плане, под помещения Духовного правления и богадельни.
План Красноярска 1871 года зафиксировал некоторые изменения в характере застройки территории бывшего Всехсвятского кладбища, произошедшие с момента составления городского плана 1852 года. Примечательно, что на новом плане территория Всехсвятского кладбища уже не была обозначена как место для захоронений. Сама Всехсвятская церковь названа приходской. Здание бывшей богадельни в это время использовалось как дом причта Богородице-Рождественского собора, выстроенного на Новобазарной площади в 1845-1861 годах. Кроме Всехсвятской церкви и дома соборного причта на территории бывшего кладбища в это время находилось еще одно здание - деревянный дом причта Всехсвятского прихода. Он располагался в северо-западном углу территории бывшего кладбища.
В апреле 1876 года прихожане Всехсвятской церкви обратились к духовным властям за разрешением пристроить к южному фасаду Всехсвятской церкви придельный храм Святителя и Чудотворца Николая. К прошению был приложен план будущего строения, очевидно выполненный
Лоссовским А.А., занимавшим в то время должность городского архитектора. После утверждения плана, в мае 1876 года были заключены "обязательства" с подрядчиками на проведение строительных работ.
Интересно, что спустя полвека среди строителей, подряжавшихся на выполнение каменных работ, не было ни одного енисейца или красноярца. Их заменили приезжие мастеровые: крестьяне "Владимирской губернии Гороховецкого уезда Неверослободской волости деревни Пашкиной" Григорий и Дмитрий Скворцовы, а также крестьянин Нижегородской губернии Иван Пушков (23). В своем договоре они обязались все каменные работы закончить к восьмому июля 1876 года.
Как видно из сохранившейся копии благословенной грамоты, подписанной епископом Енисейским и Красноярским Антонием, придел Николая Чудотворца был заложен 16 мая 1876 года (24). Каменные работы на приделе были завершены в сроки, оговоренные в договоре. Выполненную пристройку в ноябре 1876 года освидетельствовал енисейский губернский архитектор С.В.Нюхалов. (рис.5)
Приводим некоторые выдержки из описи имущества Всехсвятской церкви 1883 года, которая в дополнение к фотоснимкам здания рубежа XIX-XX веков, позволяет представить с определенной степенью допущения окончательно сложившийся архитектурно-художественный облик постройки этого времени. (рис.5) "Для входа в церковь трое дверей: одна со стороны западной и по одной двери с северной и южной. Окон с правой стороны семь, с левой восемь, кроме того вверху онаго храма круглых окон на правой стороне два и на левой три и четыреугольных: четыре с правой стороны и три с левой. Полы в главном храме и в северном приделе чугунные, а в левом деревянные. Церковь покрыта железом под зеленой краской" (25)
В отличии от каменных работ, которые выполнялись исключительно приезжими мастеровыми, в работах по оборудованию и украшению интерьеров придельного храма принимали участие енисейские и красноярские подрядчики. Так, предалтарный иконостас Николаевского придела,"по рисунку, составленному и разсмотренному Епархиальным Начальством", изготовил мещанин Петр Матвеевич Попов - представитель известной семьи потомственных мастеров по художественной обработке дерева из Енисейска. Красноярский мещанин Федор Кузнецов вызолотил три главы на Всехсвятской церкви "вместе с крестами и цепями". Золочение иконостаса исполнил пензенский мещанин Порфирий Грачев (26)
Особо следует отметить, что иконы в иконостас Николаевского придела были присланы из Москвы, а написаны "известным художником Малышевым в Троице-Сергиевой Лавре" (27).
П Р И М Е Ч А Н И Я
1.Госархив Красноярского края (далее ГАКК),ф.592,оп.1,д.42,л.34.
2.Быконя Г.Ф.,Гринберг Ю.И.,Шумов К.Ю. Покровская церковь в
Красноярске - памятник архитектуры XVIII века. в кн.- Памятники исто-
рии и культуры Красноярского края. Вып.1,Красноярск,1989,с.317.
3.Краткое описание приходов Енисейской Епархии. Красно-
ярск,1916,с.13.
4.ГАКК,ф.812,оп.1,д.290,л.1.
5.ГАКК,ф.212,оп.1,д.217,л.1.
6.ГАКК,ф.212,оп.1,д.77,л.14а об.
7.Попадюк С.С. Историческая справка о Благовещенской церкви в
Красноярске. Институт "Спецпроектреставрация".М.,1978,с.2.
8.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.5.
9.Копылов А.Н. Развитие в Сибири в 18-нач.19в. ремесла по ху-
дожественной обработке дерева. в кн.- Города Сибири.Наука,Новоси-
бирск,1978,с.63.
10.Шумов К.Ю.Историческая справка об иконостасе Благовещенско-
го придела Благовещенской церкви в Красноярске. АО
"Реставрация".Красноярск,1994,с.2.
11.ГАКК,ф.812,оп.1,д.42,л.5; ф.298,оп.1,д.4,л.17об.; ф.592,оп.
1,д.301,л.5.
12.Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска 18 века. в
кн.- Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2,Красно-
ярск,1992,с.223.
13.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.12об.
14.ГАКК,ф.212,оп.1,д.217,л.1.
15.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,лл.5,10об.
16.ГАКК,ф.212,оп.1,д.78,л.18.
17.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.4об.69,9об.10.
18.ГАКК,То же дело,л.12об.
19.ГАКК,ф.212,оп.1,д.77,л.14а.
20.ГАКК,ф.212,оп.1,д.4,л.1.
21.ГАКК,ф.592,оп.1,д.690,л.41-41об.
22.ГАКК,То же дело,л.49об.
23.ГАКК,ф.212,оп.1,д.182,лл.2,4.
24.ГАКК,То же дело,л.9.
25.ГАКК,ф.212,оп.1,д.182,л.3-3об.
26.ГАКК,То же дело,лл.14,27,37.
27.ГАКК,То же дело,л.22.
Статья впервые была опубликована: Памятники истории и культуры Красноярского края : выпуск 3 / сост. Г. Ф. Быконя. – Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1995. – с. 419-429.
naov.ru
Красноярская епархия Русской Православной Церкви
Красноярская епархия входит в состав Красноярской митрополии, образованной решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) в пределах Красноярского края.
25 мая 1861 г. Енисейская и Красноярская епархия была выделена из состава Томской и Енисейской епархии. Последний временно управлявший епархией епископ Ачинский Сергий (Куминский) был арестован в ноябре 1937 г. После непродолжительного периода архиерейского управления (декабрь 1942 г. — январь 1944 г., когда Красноярскую кафедру замещал святитель Лука (Войно-Ясенецкий)), приходы епархии фактически вошли в состав Новосибирско-Барнаульской епархии, затем епархия недолгое время возглавлялась викарными архиереями, после 1949 г. была включена как Красноярское благочиние.
Самостоятельная епархия была создана 20 июля 1990 г. (выделена из Новосибирской и Барнаульской епархии). Первоначально в возрожденную Красноярскую епархию входили образовавшие позже отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 44) из состава Красноярской епархии выделена Енисейская епархия. Правящему архиерею Красноярской епархии Синод постановил иметь титул Красноярский и Ачинский.
В настоящее время епархия включает приходы и монастыри, расположенные на территории Красноярского края (за исключением Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов, образовавших Енисейскую епархию).
Священный Синод на заседании 5-6 октября 2011 г. (журнал № 108) признал целесообразным образовать в юго-восточной части Красноярского края Канскую епархию путем выделения из состава Красноярской епархии. Синод поручил Преосвященному Красноярскому и Ачинскому внести предложения по территориальному разграничению Красноярской и Канской епархий, имея в виду необходимость соблюдения равновесия между числом приходов в каждой епархии и их доступностью для полноценного пастырского окормления епархиальным архиереем и постановил вернуться к вопросу об образовании Канской епархии, определении ее границ и титуловании ее епархиального архиерея после получения упомянутых предложений.
ПРАВОСЛАВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ
Православные храмы и монастыри на канонической территории Красноярской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — св. мч. Василий Мангазейский. В 1618 г. заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Св.-Спасский мужской и Св.-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, прав. Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском северных территорий Енисейской губернии играл Св.-Троицкий мужской монастырь (б. с. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к свв. мощам мч. Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ в. временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным).
Первый красноярский правящий архиерей — преосв. Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития Епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе – о св. мч. Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории Епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.
События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих.
В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 г. и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Аpхиеpейского Собоpа 2000 г. было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919).
После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой Объектом «национализации» стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 г. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались.
После 1922 г. епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 г. во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская епархии и их немногочисленные приходы.
Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. До 1938 гг. руководство церковной жизнью осуществляли временно управлявшие епархией архиереи. Последний временно управлявший епархией владыка Сергий (Куминский), епископ Ачинский, был арестован в ноябре 1937 г. Большинство представителей красноярского духовенства были арестованы, другие вынужденно пребывали «за штатом» и «на покое». Архиерейским Собором 2000 г. были канонизированы принявшие мученическую кончину в период репрессий 30-х гг. ХХ в. епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1885-1937) и протоиерей Николай Казанский(1874-1942).
Изменение государственной политики по отношению к Церкви, произошедшее в воды войны, позволило начать восстановление церковной жизни на территории епархии. Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня свт. Николая Мирликийского на Николаевском кладбище в Красноярске; в нем проходили богослужения, возглавляемые святителем Лукой (Войно-Ясенецким), назначенным на красноярскую кафедру в 1942 году и занимавшим ее до начала 1944 г. Уже после отбытия архиепископа Луки к месту нового служения в Тамбов был вновь открыт старинный Свято-Покровский кафедральный собор. Постепенно стали открываться приходы в других городах и районах края.
После непродолжительного периода временного архиерейского управления приходы епархии вошли в состав соседних епархий; по большей частью они были объединены в Красноярское благочиние в составе Новосибирской епархии. Большая часть открытых и построенных на красноярской земле в послевоенные годы храмов была вновь закрыта во времена новых атеистических гонений. Церковная жизнь в действующих приходах епархии продолжалась при окормлении немногочисленных пастырей, их и их паствы молитвами и трудами. Среди восстанавливаемых ныне имен этих подвижников многим особенно памятно имя архимандрита Нифонта (Глазова) (1919-2004 гг.), бывшего в 60-70 гг. прошлого века благочинным красноярского округа, духовно взрастившего несколько поколений красноярцев, в числе которых есть и немало священнослужителей.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЕПАРХИИ
В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии (20.07.90 г.).
В момент открытия Красноярской епархии, в неё входила Кемеровская область, насчитывавшая 19 приходов, и Хакасская АО (ныне Республика Хакасия), в которой приходов было всего 4. В первом годовом отчёте после открытия Красноярской епархии вместо 32 храмов уже фигурирует цифра 68 (при обслуживаемых 45 и 23-х вакантных). К концу 1992 года на территории Кемеровской области было открыто более 50 приходов и женский монастырь в Кольчугино, что позволило ее выделить в самостоятельную епархию решением Священного Синода 11 июня 1993 г. С увеличением приходов в Хакасии и она стала самостоятельной епархией 18 июля 1995 года.
Спустя двадцать лет после воссоздания красноярской кафедры в Красноярском крае построено и восстановлено более 250 храмов, молитвенных домов и часовен, в том числе при больницах и пенитенциарных учреждениях, открыто 3 мужских и 3 женских монастыря, созданы церковные учреждения, православные общественные организации, братства и сестричества, богословско-пастырские курсы, воскресные школы при храмах, центры православной культуры и библиотеки, несколько православных гимназий и прогимназий, церковные и молодежные духовные хоры, работают епархиальные паломническая служба, пресс-служба, издательский центр. Возведенный в конце ХХ в. Свято-Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска – один из самых больших храмов Зауралья, а храм святителя Николая Чудотворца в поселке Диксон (73°30′30″ с. ш.) и Богоявленский храм с. Хатанга (71°59′ с. ш.) являются одними из самых северных в мире.
30 мая 2011 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 44) из Красноярской епархии была выделена самостоятельная Енисейская епархия.
6 октября 2011 года в пределах Красноярского края была образована Красноярская митрополия (журнал № 132), включающая в себя Красноярскую, Енисейскую и Канскую (журнал № 108) епархии. Главой митрополии определено быть красноярскому архиерею. Позднее (30 мая 2014 г.) из Енисейской епархии была выделена Норильская епархия (журнал № 37).
Кафедральный город – Красноярск. Кафедральный собор – Покровский (Красноярск).
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
- Енисейская и Красноярская (1861 — 1934)
- Красноярская и Енисейская (1942 — 1948)
- Красноярская и Енисейская (c 20 июля 1990 года по 30 мая 2011 года)
- Красноярская и Ачинская (с 30 мая 2011 года)
АРХИПАСТЫРИ
- Никодим (Казанцев) (18 сентября 1861 — 6 апреля 1870)
- Павел (Попов) (10 июня 1870 — марта 1873)
- Антоний (Николаевский) (31 марта 1873 — 14 мая 1881)
- Исаакий (Положенский) (30 мая 1881 — 8 марта 1886)
- Тихон (Троицкий-Донебин) (8 марта 1886 — 28 марта 1892)
- Александр (Богданов) (28 марта 1892 — 30 апреля 1894) [2]
- Акакий (Закланский) (30 апреля 1894 — 28 октября 1898)
- Евфимий (Счастнев) (28 октября 1898 — 1912)
- Никон (Бессонов) (26 января 1913 — 1917)
- Назарий (Андреев) (9 февраля 1918 — 1922)
- Амфилохий (Скворцов) (8 марта 1925 — июль 1926, арестован)
- Никон (Дегтяренко) (5 октября 1927 — 3 февраля 1928)
- Мелхиседек (Паевский) (1928 — 17 мая 1931)
- Павел (Павловский) (11 августа 1931 — 11 июня 1933)
- Антоний (Миловидов) (16 июня 1933 — 3 мая 1934)
- Cвт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1942 — 1944)
- Варфоломей (Городцов) (1944 — 1947) в/у
- Софроний (Иванцов) (1947)
- Иоанникий (Сперанский) (1947 — 1948)
- Антоний (Черемисов) (20 июля 1990 года — 5 октября 2011 года)
- Пантелеимон (Кутовой) (с 5 октября 2011 года)
Информационно-аналитический и издательский отдел Красноярской епархии
www.kerpc.ru
Покровская церковь в Красноярске - история, фото
Покровская церковь - одно из прекраснейших и старинных зданий, строенных из камня в современном Красноярске.
Как и большинство церквей, Покровская имеет свою богатую историю.
Покровскую церковь возвели в 1650-е гг. В те времена каменные постройки были редкостью, поэтому церковь, как и остальные здания молодого города, построили деревянной. В XVIII веке дотла сгорел острог. Святыню огонь также не пощадил. Деревянное здание храма было полностью уничтожено. Хоть и деревянное здание церкви было построено заново на том же месте, в 1785 началось возведение каменной церкви, которая стоит в Красноярске по сей день. В строители выбрали Михаила Юшкова. Кстати, его именем назвала улица в Красноярске. Из города Енисейска пригласили опытных строителей: Степана Лещёва, Василия Гатилова, Ивана Помаскина, Алексея Казаретина, братьев Ивана и Савву Фёдоровых. Когда постройка была завершена, в новый храм перенесли престол во имя Покрова Богородицы. По просьбе жителей Красноярска, деревянное здание сохранили.
В 1930 - х гг. Покровскую церковь закрыли, что неудивительно для того периода. Такой же судьбе подвергались другие храмы, находящиеся на территории страны. Многие были разрушены до основания.
Покровская церковь была открыта вновь после окончания войны. Так церковь существовала ещё до 1961 года. Начиная с этого периода, в здании храма находились мастерские скульпторов и выставочные помещения.
С февраля 1989 года в Покровском храме возобновили богослужения.
До наших дней Покровская церковь не дошла в своём первозданном виде. Неоднократно церковь перекрашивалась. Немалое количество раз здание подвергалось реконструкции.
Сама архитектурная композиция здания практически не пострадала, и все декоративные элементы остались прежними.
www.krinfo.ru
Покровская церковь (Красноярск): описание, история, фото, адрес
Возвышающаяся в старой части Красноярска, недалеко от берега величайшей сибирской реки Енисея церковь, построенная и освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы, является самым старым и самым известным зданием города. Возвращённая после долгих десятилетий поругания православной общине, в наши дни она заняла подобающее место в ряду ведущих духовных центров Сибири.
Бедствие, постигшее город
Расположенный в Центральной Сибири, Красноярск испокон века строился почти исключительно из дерева – благо этого материала окружавшая его тайга поставляла в избытке. Но у дешёвого и лёгкого в обработке материала был существенный недостаток – он загорался при первой же неосторожности с огнём. Это его природное свойство на протяжении веков становилось причиной пожаров, уничтожавших на Руси целые города.
Не был исключением и Красноярск. Страшный пожар, случившийся в нём в конце мая 1773 года, уничтожил большинство городских построек, в том числе и ряд административных зданий (тоже деревянных), церквей и жилищ горожан. В груду пепла были обращены дом воеводы, винные и пороховые погреба. Погибла в огне и построенная здесь ещё в середине XVII века небольшая Покровская церковь.
Красноярск, едва оправившись от постигшего его несчастья, стал отстраиваться заново, и, во избежание повторения случившегося, из столицы поступило строжайшее указание: впредь административные здания возводить исключительно из камня. Что же касается церквей Божьих, то и их возбранялось строить из дерева – об этом особым циркуляром уведомил красноярцев Святейший Синод.
Отчёт городского воеводы
Указывать и запрещать, как известно, легко, а вот что делать, если на весь город нет ни одного каменщика, да и кирпичи здесь от века не производили? На столичную директиву оперативно, но весьма своеобразно отреагировал лишь городской воевода Семён Полымский. За казённый счёт он нанял в Енисейске мастеров, оттуда же выписал весь необходимый материал и построил себе каменный особняк, хоть и одноэтажный, но просторный и вместительный. Закончив дело, воевода отрапортовал в столицу о выполнении всех предписаний, чем несказанно порадовал петербургских чиновников.
Несчастливое начинание
Однако его почин не был подхвачен земляками. Привозной кирпич стоил дорого, да и пришлые каменщики цены заламывали втридорога. Вот и отстраивался город по старинке – стучали везде топоры, и запах свежей сосновой смолы вытеснял потихоньку гарь недавнего пожарища. Восстанавливалась и Покровская церковь.
Красноярск, как известно, отстоит от столицы на тысячи вёрст, потому и дерзнули прихожане обратиться к тобольскому владыке архиепископу Варлааму с просьбой снизойти к их убогости и дозволить вновь срубить деревянную церковь. Строить же они обещали с таким расчётом, чтобы впоследствии, если будет на то Божья Воля (и деньги), заложить рядом с ней и каменный храм.
Тобольский владыка вошёл в их положение и в сентябре 1774 года дал своё разрешение. Новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена в том же году, но судьба её сложилась печально. По завершении строительства её дважды переименовывали, трижды переносили с места на место, пока, наконец, в 1792 году она не сгорела, разделив участь своей предшественницы.
Каменный храм – всем миром
Но ещё до того, как случилось это прискорбное событие, благочестивые красноярцы озаботились возведением той самой каменной постройки, о которой писали в своё время архиепископу Варлааму. Новая, на этот раз каменная Покровская церковь (Красноярск) строилась так, как это было заведено исстари – всем миром.
Из дошедших до нас архивных материалов видно, что добровольными жертвователями стали жители трёхсот двадцати двух дворов, расположенных как в самом городе, так и в его окрестностях. Должность же «церковного строителя», то есть руководителя всеми работами, доверили отставному чиновнику, дворянину Михаилу Степановичу Юшкову, происходившему из древнего казачьего рода.
И снова енисейские мастера
Приступив к исполнению своих обязанностей, Михаил Степанович столкнулся с традиционными для Красноярска проблемами – отсутствием в городе специалистов-каменщиков и необходимого для их работы материала. Снова, как и в недалёком прошлом, были приглашены енисейские мастера, и снова потянулись в Красноярск обозы с кирпичами. Прибыв на место, умельцы привезли с собой и готовый план постройки, образцом которому послужила возведенная в Енисейске в 1726 году Троицкая церковь.
Строительство каменной церкви началось с того, что в том месте, где прежде помещалась канцелярия воеводы (сегодня угол проспекта Мира и улицы Сурикова) в феврале 1785 года воинской командой была расчищена необходимая территория, на которой и приступили к рытью котлована под фундамент.
Истинно народная демократия
Далее, из тех же архивных источников вырисовывается довольно интересная картина полномочий, которыми обладал по тем временам приходской мир, то есть простые люди, на средства которых строилась церковь. Оказывается, именно они большинством голосов утверждали проект будущей постройки, все производители работ обязаны были отчитываться перед ними за каждую потраченную копейку и предоставлять им смету расходов. Через своих доверенных прихожане имели возможность контролировать общий ход работ и вносить в него изменения. То есть всё было предельно прозрачно.
Любопытно, что ещё в начале строительства епархиальное начальство пожелало, чтобы Покровская церковь (Красноярск), вопреки первоначальному замыслу, была переименована в Богоявленскую. Этот вопрос вынесли на всеобщее голосование (референдум), и, после того как приходской мир большинством голосов настоял на прежнем названии, тобольские архиереи ничего не смогли поделать. Объяснение простое – строительство идёт на народные деньги, и только народ вправе решать, как и на что они будут потрачены.
Всенародная стройка
Но роль горожан не ограничивалась лишь внесением пожертвований и участием в приходских собраниях. Каждый помогал, чем мог. Те, кто имел свой гужевой транспорт, доставляли кирпич и песок, подвозили бочки с водой. У кого лошадей не было, выполняли посильные подсобные работы или охраняли стройматериалы. В те годы ещё не было выражения «всенародная стройка», но строил Покровскую церковь действительно весь народ.
Строительство завершилось в 1795 году, тогда же состоялось торжественное освящение церкви. Простояла она полвека, прежде чем были произведены дополнительные работы, в результате которых Покровская церковь в Красноярске (описание здания тех лет сохранилось в архиве) приняла свой настоящий вид.
Результат общих трудов
Сегодня, как и в те годы, основу композиции церкви составляет продольная ось восток – запад, в начале которой расположен полукруглый алтарь, а далее – непосредственно четверик здания, трапезная и колокольня. Такая планировка является традиционной для храмовых построек Центральной России и Урала, возводимых в XVII-XVIII веках, и носит название «кораблик». Оригинальными в конструкции Покровской церкви являются лишь тёплые, отапливаемые боковые приделы.
Трёхоконное, или, как принято говорить, «трёхсветное» здание храма увенчано восьмигранной многоярусной башней, несущей на себе дополнительный барабан, завершённый луковичной четырёхгранной главкой. По углам храма высятся такие же, но несколько уменьшенные барабаны, что характерно для московского стиля пятиглавия. С западной стороны находится восьмигранная двухъярусная колокольня, завершающаяся небольшой главкой. Несомненным украшением храма является декоративное оформление фасадов, всегда цельное и необыкновенно насыщенное.
Мытарства советской эпохи
Сегодня Покровская церковь в Красноярске, история которой насчитывает уже более двух столетий, вновь открыта после длительного перерыва. В двадцатые годы, несмотря на всю сложность обстановки в стране, церковь оставалась действующей до начала тридцатых годов, когда, наконец, была закрыта и передана в распоряжение одной из воинских частей. Но в октябре 1945 года службы в ней возобновились и продолжались вплоть до хрущёвской антирелигиозной кампании начала шестидесятых.
На волне перестройки
Как известно, в девяностые годы, в результате наступившей в стране перестройки, пошёл активный процесс возврата храмовых зданий их прежним приходским общинам. В числе прочих оказалась и Покровская церковь. Храмы Красноярска нуждались в неотлагательном ремонте и реставрации. Как и в прежние годы, средства на выполнение этих работ собирались всем миром. После их завершения и торжественного освящения церковь получила статус городского кафедрального собора.
Покровская церковь в Красноярске: адрес и телефон
Постепенно насильственно прерванная религиозная жизнь в ней вошла в своё прежнее русло. Сегодня Покровская церковь (Красноярск), адрес которой: ул. Сурикова, д. 26, объединила вокруг себя самое большое количество прихожан в епархии. В ней нередко совершаются архиерейские богослужения, на которые собираются жители не только других районов, но и многочисленных пригородных посёлков. Заранее о них можно узнать, позвонив по телефону: +7(391) 212 33 95. Для желающих воспользоваться услугами почты, указываем и почтовый индекс: 660049.
Всеобщим почитанием пользуется случайно обнаруженная в 2008 году во время восстановления арочного свода старинная фреска, датируемая, по мнению специалистов, концом XVIII века и содержащая изображение одного из престольных праздников. Она была отреставрирована и в настоящее время встала в ряд прочих достопримечательностей, которыми славится Покровская церковь (Красноярск).
Отзывы многочисленных туристов, побывавших в ней, весьма красноречиво свидетельствуют о том, что никого не оставил равнодушным этот восставший из забвения храм. Многие отмечают, что именно под его сводами к ним пришло чувство соединения с Богом, являющееся главной целью религии. Важно лишь направить свои помыслы в нужное русло. В этом поможет всем приехавшим в Красноярск Покровская церковь. Адрес, телефон и почтовый индекс указаны в статье.
загрузка...
worldfb.ru
Покровская церковь (Красноярск) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Православный храм | |
Свято-Покровский кафедральный собор | |
Покровский храм в 1896 годуПокровский храм в 1896 году | |
Страна | Россия |
Город | Красноярск |
Координаты | [//tools.wmflabs.org/geohack/geohack.php?language=ru&pagename=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA)¶ms=56_0_46_N_92_52_35_E_type:landmark_region:RU 56°00′46″ с. ш. 92°52′35″ в. д. / 56.01278° с. ш. 92.87639° в. д. / 56.01278; 92.87639] [//maps.google.com/maps?ll=56.01278,92.87639&q=56.01278,92.87639&spn=0.03,0.03&t=h&hl=ru (G)] [http://www.openstreetmap.org/?mlat=56.01278&mlon=92.87639&zoom=14 (O)] [//yandex.ru/maps/?ll=92.87639,56.01278&pt=92.87639,56.01278&spn=0.03,0.03&l=sat,skl (Я)] |
Конфессия | Православие |
Епархия | Красноярская и Ачинская епархия |
Архитектурный стиль | Сибирское барокко |
Строитель | Степан Лещёв, Василий Гатилов, Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Фёдоровых. |
Архитектор | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Основатель | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Первое упоминание | середина XVII века |
Дата основания | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Строительство | 1785—1795 годы |
Дата упразднения | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Статус | Памятник архитектуры |
Высота | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Материал | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Сайт | Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
12px [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.|Свято-Покровский кафедральный собор]] на Викискладе |
Свято-Покровский кафедральный собор — памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко.
До строительства каменного здания церковь трижды в разных местах Красноярска строилась из дерева. Первая деревянная Покровская церковь была построена в середине XVII века в юго-западной части посада — примерно в район пересечения современных проспекта Мира и улицы 9 января. Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город. Уцелело всего несколько зданий.
По плану строительства города Покровская церковь должна была быть построена из камня. Но прихожане просили Тобольского архиепископа Варлаама построить маленькую деревянную церковь, а позднее рядом с ней начать строительство каменной.
Новая деревянная церковь Покрова начала строиться осенью 1774 года примерно на месте нынешней Благовещенской церкви. Каменная церковь была заложена западнее деревянной — в настоящее время пересечение проспекта Мира и улицы Сурикова.
В 1784 году церковный староста Даниил Черкасов получил разрешение Тобольской консистории на строительство каменного храма. Церковным строителем избрали отставного дворянина Михаила Юшкова. Из Енисейска пригласили мастеров: Степана Лещёва, Василия Гатилова, Ивана Помаскина, Алексея Казаретина, братьев Ивана и Савву Фёдоровых.Строительство шло с 1785 по 1795 годы. Вначале предполагалось назвать церковь Богоявленской, но прихожане 2 апреля 1785 года проголосовали назвать церковь Покровской. Строилась церковь на деньги прихожан.
В середине 1789 года церковь была почти построена. Из деревянной церкви перенесли часть внутреннего убранства и икон. Иконостас для новой церкви резал мещанин Фёдор Ушаков. Иконостас простоял в церкви до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На колокольню перенесли три колокола, а в окна вставили слюдяные оконницы деревянной церкви. Боковые теплые приделы были освящены в январе и августе 1790 года. В 1790 году старая деревянная церковь была переименована в Благовещенскую.
Холодный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящён 30 июня 1795 года, и церковь стала считаться полностью действующей.
В 1840-е годы Покровская церковь была существенно перестроена. Было разобрано крытое каменное крыльцо, удлинены приделы, перестроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоское перекрытие. С тех пор облик церкви существенно не менялся.
В XXI веке храму был отчасти возвращён первоначальный вид, утраченный после прекращения служб в 60-е годы XX века. В частности, интенсивный розово-коричневый цвет стен заменён на исторический белый, кровля перекрашена в небесно-голубой, а в 2012 году — в зелёный.
См. также
Напишите отзыв о статье "Покровская церковь (Красноярск)"
Литература
- Царев В. И., Крушлинский В. И. Красноярск: история и развитие градостроительства.- Красноярск: Кларетианум, 2001
- Буконина Г. Ф., Гринберг Ю. И., Шумов К. Ю. Покровская церковь в Красноярске — Памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры красноярского края / ред. Г. Л. Рукша.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989.
Ссылки
Герб России | Культурное наследиеРоссийской Федерации, [http://old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2410031000 объект № 2410031000]объект № 2410031000 |
- [https://archive.is/20130417062046/www.naov.ru/?pokrovskaja_cerkov_v_krasnojarske&id=521 История строительства и архитектурные особенности Покровской церкви в Красноярске]
- [http://www.temples.ru/card.php?ID=9128 Собор Покрова Пресвятой Богородицы]
Отрывок, характеризующий Покровская церковь (Красноярск)
– Да неужто опять ты?!.. – не мог поверить он. Я очень боялась, что он опять захлопнет дверь, и тогда уже у меня не останется никаких шансов... – Папа, папочка, не обижай её! Она уйдёт и тогда уже никто нам не поможет!!! – чуть не плача шептала девчушка. – Это я, твой лисёнок! Помнишь, как ты мне обещал отвезти меня на волшебную гору?!.. Помнишь? – Она «впилась» в меня своими круглыми умоляющими глазёнками, отчаянно прося повторить её слова. Я посмотрела на её мать – Кристина тоже кивнула. Это никак не казалось мне хорошей идеей, но решать за них я не имела права, потому, что это была их жизнь и это был, вероятнее всего, их последний разговор… Я повторила слова малышки, и тут же ужаснулась выражению лица её несчастного отца – казалось, только что ему прямо в сердце нанесли глубокий ножевой удар… Я пыталась с ним говорить, пыталась как-то успокоить, но он был невменяем и ничего не слышал. – Пожалуйста, войди внутрь! – прошептала малышка. Кое-как протиснувшись мимо него в дверной проём, я вошла... В квартире стоял удушливый запах алкоголя и чего-то ещё, что я никак не могла определить. Когда-то давно это видимо была очень приятная и уютная квартира, одна из тех, которые мы называли счастливыми. Но теперь это был настоящий «ночной кошмар», из которого её владелец, видимо, не в состоянии был выбраться сам... Какие-то разбитые фарфоровые кусочки валялись на полу, перемешавшись с порванными фотографиями, одеждой, и бог знает ещё с чем. Окна были завешаны занавесками, от чего в квартире стоял полумрак. Конечно же, такое «бытиё» могло по-настоящему навеять только смертельную тоску, иногда сопровождающуюся самоубийством... Видимо у Кристины появились схожие мысли, потому что она вдруг в первый раз меня попросила: – Пожалуйста, сделай что-нибудь! Я ей тут же ответила: «Конечно!» А про себя подумала: «Если б я только знала – что!!!»… Но надо было действовать, и я решила, что буду пробовать до тех пор, пока чего-то да не добьюсь – или он меня наконец-то услышит, или (в худшем случае) опять выставит за дверь. – Так вы будете говорить или нет? – намеренно зло спросила я. – У меня нет времени на вас, и я здесь только потому, что со мной этот чудный человечек – ваша дочь! Мужчина вдруг плюхнулся в близ стоявшее кресло и, обхватив голову руками, зарыдал... Это продолжалось довольно долго, и видно было, что он, как большинство мужчин, совершенно не умел плакать. Его слёзы были скупыми и тяжёлыми, и давались они ему, видимо, очень и очень нелегко. Тут только я первый раз по-настоящему поняла, что означает выражение «мужские слёзы»… Я присела на краешек какой-то тумбочки и растерянно наблюдала этот поток чужих слёз, совершенно не представляя, что же делать дальше?.. – Мама, мамочка, а почему здесь такие страшилища гуляют? – тихо спросил испуганный голосок. И только тут я заметила очень странных существ, которые буквально «кучами» вились вокруг пьяного Артура... У меня зашевелились волосы – это были самые настоящие «монстры» из детских сказок, только здесь они почему-то казались даже очень и очень реальными… Они были похожи на выпущенных из кувшина злых духов, которые каким-то образом сумели «прикрепиться» прямо к груди бедного человека, и, вися на нём гроздьями, с превеликим наслаждением «пожирали» его, почти что уже иссякшую, жизненную силу… Я чувствовала, что Вэста испугана до щенячьего визга, но изо всех сил пытается этого не показать. Бедняжка в ужасе наблюдала, как эти жуткие «монстры» с удовольствием и безжалостно «кушали» её любимого папу прямо у неё на глазах… Я никак не могла сообразить, что же делать, но знала, что надо действовать быстро. Наскоро осмотревшись вокруг и не найдя ничего лучше, я схватила кипу грязных тарелок и изо всех сил швырнула на пол… Артур от неожиданности подпрыгнул в кресле и уставился на меня полоумными глазами. – Нечего раскисать! – закричала я, – посмотрите, каких «друзей» вы привели к себе в дом! Я не была уверенна, увидит ли он то же самое, что видели мы, но это была моя единственная надежда как-то его «очухать» и таким образом заставить хоть самую малость протрезветь. По тому, как его глаза вдруг полезли на лоб, оказалось – увидел… В ужасе шарахнувшись в угол, он не мог отвезти взгляд от своих «симпатичных» гостей и, не в состоянии вымолвить ни слова, только показывал на них дрожащей рукой. Его мелко трясло, и я поняла, что если ничего не сделать, у бедного человека начнётся настоящий нервный припадок.o-ili-v.ru