Экологические перспективы Красноярска. Экология в городе красноярске
мифы и факты о красноярской экологии
Вокруг темы экологии в Красноярске каждый день ломается немало копий. Главное, чего не могут понять люди – кто виноват в «черном небе», откуда оно взялось, почему еще 10-20 лет назад эта проблема не стояла так остро. Этот текст – попытка без эмоций, исходя только из фактов и данных экспертов, определить причины смога над Красноярском.
В первую очередь, определимся с терминами. Так называемое «черное небо» – это период неблагоприятных метеорологических условий, по сути, дни без ветра, когда выбросы не сдувает, и они остаются в городе.
То есть неблагоприятные метеоусловия — это режим, когда не человек создает условия, которые препятствуют рассеиванию веществ, а сама природа. Метеорологическая обстановка способствует концентрации загрязняющих веществ и мешает их рассеиванию. Власти вводят режим НМУ, чтобы снизить техногенный фактор.
Директор института муниципального развития Алексей Менщиков всю жизнь живет в Красноярске. По его словам, смог над городом стоял всегда, только раньше временной период «черного неба» длился меньше:
«Когда я учился в школе и жил на Каче, в самом низу, то проблема экологии была у нас такая же. Зимой накапливался холодный воздух, мы не открывали форточки, тогда этого не было в активной повестке дня. Это длилось недолго, только в морозные дни. За счет чего? За счет проветриваемости города. Дома были небольшие – 5-9 этажей, 12-этажных домов не было вообще, на них приходили посмотреть как на диковинку. Ветровой период в городе, по моим ощущениям, длился дольше. Это был точь-в-точь режим «черного неба», только, скорее всего, тогда промышленные предприятия добавляли больше, чем автомобильный транспорт сегодня».
Алексей Менщиков, директор Института муниципального развития, г. Красноярск
По мнению заведующего лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Владимира Кириллова, эта проблема – во-первых, не новая, во-вторых, не только красноярская. Также эксперт рассказал, что в советское время промышленные предприятия работали более интенсивно, соответственно, и загрязнение атмосферного воздуха было значительнее:
Например, морковные поля за комбинатом «Енисей» (в самом конце промышленного ряда вдоль проспекта имени газеты «Красноярский рабочий») поручали полоть нам, научным работникам, поскольку дети из спортивно-трудового лагеря, которые до этого занимались прополкой, болели аллергодерматозами после контакта с растениями, выросшими в зоне влияния выбросов промпредприятий. Другой пример – повышенное число людей, страдающих от аллергии, среди жителей окрестностей завода медицинских препаратов у станции «Енисей».
Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск
Об этом вспоминает и председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов:
По большому счету, «черное небо» присутствует в Красноярске еще с советских времен как неизбежное следствие чрезмерной индустриализации городской территории. У меня бабушка жила на правом берегу, в районе завода медпрепаратов – вот там тогда эпизодически воняло просто будь здоров. Да и в районах расположения других красноярских заводов ситуация была не лучше.
Александр Колотов, председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края
В Красноярске, так же как в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске и Братске, были разработаны рекомендации по регулированию режима предприятий в зависимости от метеоусловий.
Кроме того, в Красноярске, в отличие от других городов, сохранилась созданная в СССР система трех уровней, включающая переход к пониженному режиму работы или даже остановку производства на некоторое время.
Томские ученые Валентина Горбатенко и Иван Ипполитов зафиксировали увеличение числа дней с антициклональной погодой на территории Сибири в последние годы.Как известно, антициклоны приносят устойчивую ясную или малооблачную погоду, а ветер и осадки отсутствуют. Неслучайно число дней неблагоприятных метеоусловий, характерных полнейшим штилем, в Красноярске также стало расти.
Сложный рельеф территории города и окрестностей – еще один из факторов НМУ. Красноярск расположен в глубоко врезанной в рельеф речной долине. Наш город с одной стороны закрывает Торгашинский хребет, с другой – высокий берег. Поэтому все низовые территории – Центральный, Железнодорожный районы – попадают в зону риска.
Кроме рельефа, есть другой природный фактор – пониженный потенциал рассеивания атмосферы вследствие особенностей движения воздушных масс (проветриваемости) и высокой повторяемости штилей, а также аномального вертикального распределения температуры воздуха. В отличие от нормального природного снижения температуры – на 1 градус с подъемом на 100 м, в Красноярске наблюдается высокая повторяемость инверсий – обратного хода температуры, когда с высотой происходит не снижение, а повышение температуры воздуха. Близкая ситуация – изотермия – постоянство температуры в приземном слое — от сотен метров до нескольких км. Такое аномальное вертикальное распределение температуры воздуха, так же, как и штили, наиболее часто повторяется зимой.
Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск
Такое явление наблюдается не только в Красноярске, но и в других городах: Барнауле и Новокузнецке, а также на территории Минусинской котловины. И связано это, в том числе, с особенностями циркуляции атмосферы на обширной территории юга Сибири вследствие влияния Азиатского антициклона.
На плохое рассеивание вредных веществ влияет еще и облако водяного пара, сформированное из-за незамерзающего Енисея. Оно накрывает город словно «крышкой», сквозь которую выбросы от низких источников – транспорт, печи и котлы в частных домах, малые котельные – не могут пробиться.
Енисей не замерзает с 1966 года, до этого времени таких частых туманов не было, напротив, город славился своими ветрами, а также пылью и задымленностью от работающих предприятий. Еще в 19 веке Красноярск в народе звали «Ветропыльском», а после войны, когда здесь были размещены эвакуированные заводы, ситуация с городским воздухом служила поводом для газетных карикатур.
Многие эксперты считают, что повышенная влажность воздуха в долине Енисея – это один из факторов загрязнения воздуха в городе. На участке около 40 км от плотины до города вода просто не успевает охладиться, чтобы образовался лед.
Сергей Шахматов пояснил, что облако над Енисеем – это своеобразный «транспорт» для загрязняющих веществ:
Газообразное загрязняющее вещество очень мало сохраняется в чистом виде как загрязнитель. Оно либо смешивается с аэрозолью – это пар от Енисея, а летом абсорбируется в мелкодисперсную пыль, которая у нас копится месяцами. Это самое страшное. Она может проникать в наши трахеи и попадать в легкие.
Эксперты считают, что зимой необходимо бороться с незамерзающим Енисеем. Существуют проекты ученых, где говорится о том, что нужно предпринять, чтобы Енисей замерзал в зимний период.
Но почему проблема обострилась в последние годы, ведь Енисей не замерзает уже несколько десятилетий?
Свою лепту внесла застройка города. Освоение новых районов – застройка Покровки, насыпи в районе Абаканской протоки – увеличение высотности зданий привело к нарушению естественного движения воздуха по долине Енисея. Это мешает его циркуляции, что особенно сказывается в период безветрия.
Городские власти разных периодов об этом не задумывались и начинали строить дома, которые полностью перекрывают какую-то ветровую энергию. За счет этого в городе задерживается грязный воздух, и мы видим более длительный режим «черного неба» в Красноярске. Решать эту проблему нужно комплексно, в том числе, ограничивая застройку города. Мэрия сделала правильный шаг, запретив строительство ряда районов. У нас сегодня активно пытаются освоить мкрн «Университетский», а уничтожение зеленых зон приводит к таким последствиями. Дальше граждане пытаются бежать из города, но далеко не убегают и встают в автомобильные пробки.
Алексей Менщиков, директор Института муниципального развития, г. Красноярск
Растущий парк автотранспорта — еще один фактор, значительно влияющий на экологию. И, как ни неприятно это сознавать каждому автомобилисту, но машины в своей общей массе прочно вошли в тройку главных загрязнителей, продвигаясь на первое место.
В настоящее время автомобили во многих городах дают до 60-80% загрязнения воздуха. В Калифорнии было даже сформулировано понятие «холодный смог». Негорячие выхлопные газы автомобилей создавали их повышенную концентрацию у поверхности земли, и автомобилисты душили друг друга. Было предложено ездить семье только на одном автомобиле и введено поочередное, через день, использование автомашин с четными и нечетными номерами.
Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск
Кроме того, в нашем городе продают бензин низкого экологического класса. Когда Сергей Собянин стал мэром столицы, он запретил продавать бензин ниже пятого класса. По данным экспертов, разница между выбросами от сжигания качественного и некачественного топлива достигает десятков раз.
Александр Колотов считает, что городские власти сделали все, чтобы в нашем городе было комфортно передвигаться автомобилистам, а не пешеходам:
Я часто слышу от красноярских автомобилистов: мол, разберитесь сначала с выбросами заводов и котельных, а потом уже предъявляйте претензии автотранспорту. Однако неприятная правда заключается в том, что автомобильные выхлопы также вносят существенный вклад в «черное небо» Красноярска. Более того, этот вклад растет с каждым годом из-за все большей автомобилизации нашего города – не в последнюю очередь по причине того, что городская власть своими действиями целенаправленно стимулирует каждую красноярскую семью на покупку личного авто (а то и не одного).
Плохой и неудобный общественный транспорт, постоянные расширения проезжей части, вырубки деревьев по обочинам дорог и во дворах для расширения парковочного пространства, строительство все новых и новых подземных и надземных пешеходных переходов – все эти меры несут комфорт и удобство именно владельцу автомобиля, а не пешеходу.
Александр Колотов
Эксперты отмечают, что именно сокращение выбросов в приземном слое может стать эффективной мерой борьбы с красноярским черным небом. Поэтому в последнее время начали больше внимания уделять проблеме транспорта, контролировать шиномонтажки и прочие мелкие предприятия, выбросы от которых по сравнению с промышленными гигантами мизерны.
Все выбросы от машин, низких труб остаются в приземном слое и в безветренную погоду никуда не уходят, формируя тот самый смог.
«Малая часть выбросов больших промышленных предприятий попадает в приземный слой. Мы с вами дышим на уровне двух метров от земли совершенно другими выбросами. Это автотранспорт, малые котельные и частный сектор. Основные вещества – это оксид углерода, диоксид азота, гидрохлорид, мелкодисперсная пыль. И мы никогда не видели таких концентраций угарного газа. Главное направление, которое город должен взять на себя – это борьба со вторичным загрязнением. Нужно пылесосить и мыть на постоянной основе все улицы города. Благодаря отсутствию пыли, мы в разы снизим риски по заболеваемости дыхательных путей»
Сергей Шахматов, заместитель председателя российской экологической партии «Зеленые»
В Красноярске сложилась непростая экологическая ситуация. Тема экологии прочно вошла в информационную повестку дня. Но еще в 2008 г. пользователи социальных сетей совсем по-другому реагировали на фотографии со смогом.
«Забавно, 10 лет назад, пока у людей не было столько интернета и свободного и времени, фото с "Бобрового лога" с дымкой над городом, вид и упоминание которой нынче заставляет глаза людей слезиться, а горло першить, вот эти самые вызывали у людей восторг. Видимо, тогда слова хайп не было и не возможно было хайпануть на этой теме», – написал на своей странице в Facebook Алексей Акимов.
Все последние десятилетия Красноярск не мог похвастать высоким качеством атмосферного воздуха, но все-таки настоящую общественную значимость эта проблема приобрела не так давно.
Думаю, все дело в том, что после истории с Енисейским ферросплавным заводом жители города всерьез обратили внимание на то, в каких экологических условиях им приходится жить, и задумались, отвечает ли их жизнь в Красноярске высоким экологическим стандартам.
Александр Колотов, председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края
Причем вычленить одного виновного за ситуацию с «черным небом» невозможно. Каждый, включая нас с вами, вносит вклад в загрязнение. Эта ситуация возникла не вчера, она накапливалась столетиями, за время индустриализации Красноярска.
В конце февраля на главную проблему красноярцев обратил внимание президент. Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву вместе с правительством Красноярского края разработать «комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Первоочередные меры уже обозначены — перевод транспорта на бензин высокого экологического класса или на газомоторное топливо, уборка от пыли и озеленение улиц, уменьшение числа низких труб котельных и малых предприятий, перевод частного сектора на централизованное теплоснабжение. Также нужно помнить об особенностях городского ландшафта и взвешенно подходить к дальнейшей застройке, чтобы не запирать ветер и не задерживать в Красноярске облако тумана, вбирающего в себя вредоносные примеси.
ТВК (Красноярск)
www.aakolotov.ru
Слова и факты об экологии Красноярска
Красноярск регулярно оказывается в десятке городов с самой загрязненной атмосферой в стране, количество дней в режиме неблагоприятных метеоусловий ежегодно растет, многие это замечают на собственном самочувствии. Кто виноват и что делать?
Непростая ситуация особенно обострилась зимой этого года, когда начали тлеть опилки на территории Енисейского ЦБК. В режиме «черного неба» горожанам пришлось прожить практически весь январь и часть февраля.
Недовольство красноярцев экологической ситуацией в городе привело к тому, что депутаты организовали в Законодательном собрании общественные слушания. Однако самой общественности на этом мероприятии почти не было. Слушания проходили в закрытом режиме с ограниченным числом участников и вылились в доклады представителей министерств и контрольно-надзорных ведомств. Послушать их собрались депутаты, кандидаты в депутаты и представители надзорных органов. Общественности предоставили время в конце.
Кто виновник экологической ситуации?
Если судить по этим докладам, прежде всего виноват транспорт, сибирский антициклон, установившийся над городом в течение последних двух лет, высотное строительство, небольшие котельные, печное отопление, мелкие производства, меры улучшения предлагались в основном для них. Но только не для крупных промышленных предприятий.
Факты «Согласно государственному докладу «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2014 году», количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Красноярска в 2014 году составило 194,3 тысячи тонн, из них 129,8 тысячи тонн — выбросы от стационарных источников (предприятия) и 64,5 тысячи тонн — от автотранспорта. На одного жителя Красноярска приходится по 180 килограммов вредных выбросов в год. Таким образом, на долю стационарных источников приходится 66,8% выбросов, вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет 33,2%». Источник: krskstate.ru/dat/File/3/Doklad 2014.pdf.
Большинство выступавших старательно обходили в своих докладах тему КрАЗа и красноярских ТЭЦ. Хотя все же при этом было сказано, что 56% в общем объеме вредных выбросов в атмосферу города — это вклад пяти крупнейших предприятий Красноярска — металлургии и тепловой энергетики. Но в списке предлагаемых мер для улучшения обстановки главным образом можно было услышать про модернизацию общественного транспорта и развитие транспорта электрического, увеличение площади зеленых насаждений, формирование сети мониторинга и создание новых постов наблюдений. Не раз во время выступлений отмечалось, что денег на серьезные мероприятия вроде проекта «Замерзающий Енисей» нет, поэтому призывали не распыляться, «работать нужно над тем, что дает максимальный эффект». Например, бороться с пылью на городских улицах.
Факты «Согласно сводному тому ПДВ (предельно допустимые выбросы) по городу Красноярску, для ОАО «РУСАЛ Красноярск» установлен норматив выбросов в объеме 49,797 тысячи тонн в год. Но в настоящее время два предприятия города — ОАО «РУСАЛ Красноярск» и ООО «Красноярский цемент» — осуществляют выброс загрязняющих веществ в объемах, превышающих расчетные предельно допустимые выбросы. В 2014 году выбросы КрАЗа составили 61,3 тысячи тонн, что на 23% выше предельно допустимых нормативов». Источник: krasecology.ru.
В атмосфере города Красноярска в 2014 году средне-годовая концентрация бензопирена составила 5,9 ПДК. Наибольшая из среднемесячных концентраций (30,2 ПДК) отмечалась в ноябре 2014 года на посту ?8 в Кировском районе. За год в воздухе города Красноярска зафиксировано 18 случаев превышения 10 ПДК по бензопирену. *Бензопирен — ароматическое соединение, представитель семейства полициклических углеводородов, вещество первого класса опасно- сти с доказанным канцерогенным действием.
Нужно больше данных мониторинга
Модернизировать систему мониторинга призвал красноярский природоохранный прокурор Роман Ткаченко: «Проблема модернизации системы мониторинга за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием атмосферного воздуха, назрела давно, в настоящее время не исключены случаи получения противоречивых данных от государственной и краевой систем мониторинга. Но и фиксируя превышения по загрязняющим веществам, специалисты системы мониторинга контролирующих органов не всегда могут установить источники загрязнения».
Факты «В Красноярске действует восемь стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, принадлежащих Росгидромету, и три поста краевого министерства природных ресурсов и экологии. Они в основном отслеживают ситуацию в Ленинском и Советском районах как наиболее загрязненных. При этом в Октябрьском районе находится лишь один пост — на Плодово-Ягодной станции, а в Железнодорожном районе — на улице Красномосковской. В советские времена было более 20 постов наблюдения в городской черте». Источник: meteo.krasnoyarsk.ru и krasecology.ru.
При этом можно было услышать парадоксальные заявления об улучшении экологической ситуации. В 2013 и 2014 годах было отмечено снижение фактического показателя загрязнения атмосферы ИЗА 5 с 23 до 17,48. «Индекс загрязнения атмосферы по пяти основным загрязняющим веществам действительно идет на снижение. Существует статистика, подтверждаемая сетью постов наблюдений, но, несмотря на то что снижение выбросов есть, происходит увеличение числа дней неблагоприятных метеоусловий, которые хлестко называют днями «черного неба», — отметил заместитель председателя комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Иван Ребрик, являющийся также директором департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РУСАЛ».
Факты «Изменение гигиенических нормативов для формальдегида привело к существенному уменьшению вклада этого вещества в определение уровня загрязнения атмосферы, при этом изменение фактического содержания формальдегида в атмосфере городов не столько существенно», — говорится в государственном докладе «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2014 году». С 2013 года более чем в три раза были повышены нормативы по предельно допустимой концентрации содержания формальдегида в воздухе. Таким образом, в 2014 году среднегодовое значение ПДК по формальдегиду по старым нормативам составило бы 4,2, а по новым — всего 1,26 ПДК. Никакого фактического улучшения не было, только манипуляция цифрами.
В 2014 году количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Красноярска составило 194,3 тысячи тонн, из них 66,8% пришлось на стационарные источники загрязнений (предприятия)и 33,2% — на автотранспорт.
Одни эксперты считали решением части проблем уход от угольной выработки к тепловой энергии и газификации Красноярска, другие предлагали продолжать использовать уголь, но перевести малые котельные на альтернативные технологии. Третьи, глядя на все это, признавали, что «некоторые эксперты в своих заявлениях не лишены влияния личных и корпоративных интересов».
Ждать изменений придется десятки лет?
Специалист из Новосибирска, директор Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН Сергей Кабанихин, в чьи задачи входило познакомить участников общественных слушаний с зарубежным опытом решения подобных проблем, рассказал, что основная беда Красноярска заключается в инверсионном слое, той самой сизой дымке, которая висит на городом, удерживает загрязнения и не дает им уйти вверх и рассеяться. «Это теплый воздух, а под ним холодный, — объяснил Сергей Кабанихин, — этот слой, подобно крышке от кастрюли, запирает загрязнения над городом, не дает им подняться вверх. В Омске он спас горожан, когда в промышленной зоне произошел взрыв, закрыв город и не пустив выбросы в населенную часть, в Красноярске же, если что-то случится с нефтебазой, возможна обратная ситуация».
По его словам, в Шанхае, где вопрос экологии стоит столь же остро, как в Красноярске, для исследования инверсионного слоя и для контроля за качеством воздуха используются беспилотные летательные аппараты. Можно с ним и бороться: «Пробивать инверсионный слой можно вихревыми кольцами, запущенными с надворной платформы, таким образом можно удалять загрязнения, транспортировать часть выхлопов наверх, хотя бы в «черные» дни. Конечно, это крайняя мера и кратковременное локальное воздействие, но делать это нужно, потому что, когда у жителей слезятся глаза и не видно машин, это, конечно, для города ненормально».
Вряд ли красноярцы скоро ощутят результаты предлагаемых мер. По словам Сергея Кабанихина, в Лос-Анджелесе начали активную работу за чистоту воздуха с 60-х годов, сосредоточившись при этом на автомобильных выбросах. В 1997 году было сделано заявление о том, что воздух в Лос-Анджелесе стал самым чистым за последние 50 лет. «За 50 лет можно очистить воздух», — пообещал эксперт.
Факты «В Красноярске и Москве на душу населения приходится одинаковое число автомобилей. Мы — один из самых автомобилизированных городов страны. При этом доля выбросов в атмосферу от автотранспорта от общего объема загрязняющих веществ в Красноярске составляет 33,2%, а в Москве — 93,2%. То есть у нас доля авто в три раза меньше, но фактический индекс загрязнения атмосферы в 2,7 раза выше, чем в Москве (по данным за 2014 год в Москве ИЗА 5 равен 6,6, а в Красноярске — 17,48). Так что обвинять автотранспорт в Красноярске во всех бедах безосновательно».
Как быстро изменить ситуацию?
В самом конце предоставили слово общественникам. Специалист Института леса, руководитель комитета по лесному фонду Валентина Полякова рассказала о плачевном состоянии растений-биоиндикаторов, первыми реагирующих на неблагоприятное состояние окружающей среды. «Исследование показывает, что в последние годы происходит катастрофическое ухудшение состояния сосновых деревьев, это воздействие фтористых выбросов, — заявила Валентина Полякова, — мною зарегистрированы ожоги даже на Манском Белогорье, это 150 километров против розы ветров. В связи с этим предлагается снизить объемы Красноярского алюминиевого завода до мировых стандартов. Самые большие предприятия в мире выпускают 500 тысяч тонн алюминия в год, у нас же — более миллиона тонн в год».
Денис Горинов, автор петиции «Красноярцам нужен чистый воздух», которую зимой этого года подписали 15 тысяч человек, предложил сосредоточиться на крупных источниках загрязнения. «Подписавшие интернет-обращение красноярцы выражали крайнее недовольство сложившейся ситуацией, — рассказал Денис Горинов, — порядка 40 процентов подписавшихся считают экологическую ситуацию неудовлетворительной, оставшиеся 60 процентов оценивают ее как катастрофическую. В настоящее время стоит задача не просто измерять, но и регулировать источники загрязнения. Причем организацию этой системы предстоит выстраивать с нуля, что может занять несколько лет, за это время научно-технический прогресс может все сделать за нас. Вместо того чтобы бросить сейчас все силы на сотни тысяч мелких источников загрязнения, давайте на первом этапе акцентируем внимание на нескольких крупных. Алюминиевый завод, ТЭЦ 1, 2 и 3, «Красноярский цемент» — основные источники загрязнения в городе, работа с которыми даст заметное улучшение ситуации. Нужно предпринять такие законодательные меры, чтобы у этих предприятий не осталось других вариантов, кроме как повышать экологичность своих производств. Как известно, для некоторых предприятий установлены временно согласованные объемы выбросов, которые позволяют им превышать предельно допустимые с точки зрения безопасности объемы. Но не все знают, что для алюминиевого завода сроки достижения этих временно согласованных выбросов уже продлевались с 2015 по 2018 год. Предлагаю отменить распоряжение правительства края о временно согласованных выбросах как неконституционное».
После немногочисленных докладов общественников тем, кто не успел выступить на слушаниях, предложили поучаствовать в подготовке текста итоговой резолюции. В заключение организаторы пообещали: в этом году в Красноярске будут еще проводиться публичные слушания на тему экологии города.
© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru
www.sibdom.ru
Экологические перспективы Красноярска / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru
Похоже, завод ферросплавов в общественном сознании надолго воплотил в себе всё экологическое зло, угрожающее Красноярску. На фоне бесконечных обсуждений, быть или не быть заводу, остальные проблемы городской экологии как-то померкли. Это при том, что Красноярск и сейчас входит в топ самых грязных городов России. Настоящие и будущие экологические угрозы города обсуждались на прошедшей недавно научно-практической конференции экологической организации «Зеленая лига». Но выводы получились странными — по необъяснимой логике, экологические угрозы несут не старые дымящие, а новые малоотходные производства, против которых и был направлен основной пафос собрания.
Зоны безответственности
Пожалуй, главным выводом конференции можно считать то, что красноярцы до сих пор не имеют реальной возможности контролировать и влиять на экологическую ситуацию в городе. Об этом заявил депутат красноярского Горсовета Константин Сенченко, анализируя ситуацию с ужасающим состоянием санитарно-защитных зон промышленных предприятий города.
— Сегодня мы наблюдаем, как крупные компании любыми путями пытаются сократить свою ответственность и вложения в мероприятия по охране окружающей среды. Так, по всем нормативам промышленные предприятия 2 класса опасности обязаны иметь санитарно-защитную зону расстоянием 500 метров и следить за ее состоянием. Однако сегодня компании нашли способ обходить этот норматив. Они оформляют заключение, согласно которому допустимая для них санитарная зона составляет не 500, а 15 метров. Например, завод, а в 30 метрах от него начинается жилая зона. Жители постоянно жалуются на то, что приходится дышать пылью, болеют дети и т.д. Между тем, согласно заключению государственных надзорных органов, уже в 15 метров от завода никакого вреда его производство не наносит. Проблема заключается в том, что соответствующие заключения подписываются на федеральном уровне, и жители Красноярска никак не могут повлиять на ситуацию, — заявил Сенченко.
Коллегу поддержал вице-спикер красноярского Горсовета Александр Глисков: — В городе находится 134 предприятия, которые обязаны иметь санитарно-защитные зоны и благоустраивать их. Однако проведенный нами анализ показал, что около 100 из них не делают в этом направлении абсолютно ничего.
Еще одна проблема, которую отметили депутаты, — нехватка в городе стационарных контрольных постов, делающих замеры состояния воздуха и промышленных выбросов в атмосферу. Это позволяет предприятиям занижать реальные показатели своих выбросов.
— Сегодня все промышленники знают, когда, где и какие посты делают замеры состояния воздуха. Соответственно, свои выбросы предприятия осуществляют в то время, когда замеры не производятся, — пояснил Сенченко. Он добавил, что будет предлагать Горсовету приобрести передвижные лаборатории, которые будут проводить рейды по городу и замерять состояние воздуха.
Горсовет обещает разобраться
Со своей стороны, Александр Глисков заверил экологическую общественность в том, что нынешний Горсовет Красноярска будет уделять вопросам экологии гораздо больше внимания, чем прежний.
— В предыдущем созыве Горсовета проблемы экологии решались где-то на задворках департамента горхозяйства. Поэтому сделано в этом направлении было очень мало. В нынешнем созыве вопросы экологии практически всеми силами с самого начала обозначались как приоритетные. И уже принято одно из первых решений — создать в совете комиссию по экологии, — заявил Глисков.
Впрочем, вице-спикер признал, что кое-каких результатов в вопросах экологии удалось достичь уже и прежнему составу Горсовета. Так, в результате эпопеи с заводом ферросплавов была инициирована поправка в закон края «Об охране окружающей среды». Согласно ей, в случае предполагаемого строительства объекта 1 и 2 классов опасности застройщик должен уведомить об этом краевое министерство природных ресурсов, которое в свою очередь должно уведомить муниципальные образования в пределах 60 км от возможного строительства. Те обязаны провести общественные слушания по этому поводу, а результаты донести до сведения органов власти. Как заметил Глисков, победа эта небольшая, но в других регионах и этого пока нет.
Победа победой, но в Красноярске, как уже сказано, 134 предприятия, и их экологическая опасность связана с тем, что они используют не самые современные технологии. Можно понять позиции радикальных экологов, которые ни за что не отвечают, но депутаты всех уровней должны заботиться об экологии в том числе. Если в угоду экологическому популизму они остановят строительство новых предприятий, то это будет означать не только крах экономического развития, но и крушение всех надежд на благополучную экологию. Просто потому, что главный ущерб экологии наносят старые производства, которые нельзя оставить, если не строить новые, с гораздо меньшим количеством выбросов. При том что главных загрязнителей экологи опять не решились упомянуть. Отчасти это выдает политический популизм конференции. Как показывает опыт серьезных конференций на западе, главной проблемой экологии остаются выхлопные газы автомобилей. Тем не менее, пока еще ни один правоверный эколог не решился заявить сотням тысяч автовладельцев Красноярска, что для того чтобы снять 80% экологических проблем, надо ходить пешком. Пока же Горсовет обещает разобраться и с железногорским могильником.
— Мы вышли с инициативой к краевому Заксобранию о разработке поправок к федеральным законам «Об охране окружающей среды» и «О референдуме», которые, наконец, легализовали бы право общественности принимать решения о строительстве на ее территории опасных объектов. Также в настоящее время планируем ставить вопрос о выносе некоторых промышленных предприятий за пределы города. Например, о переносе нефтебазы говорится еще с советских времен, однако до сих пор вопрос не решен. Хотя в данном случае речь идет о государственной собственности, и проблема упирается только в политическую волю. К сожалению, пока нам не удалось провести слушания среди красноярцев по строительству железногорского «могильника» радиоактивных отходов, но мы будем непременно добиваться этого, — отчитался вице-спикер Горсовета.
Гвоздь программы
Обсуждение пресловутого «могильника» РАО и стало «гвоздем программы» конференции «Зеленой лиги». Еще бы, данный объект уже называют вторым «заводом ферросплавов», поскольку его строительство вызывает не меньшую обеспокоенность экологов Красноярска.
Надо признать, что Росатом в ситуации со строительством подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ) по окончательной изоляции радиоактивных отходов (официальное название объекта) пока проявляет нетипичную для себя политику информационной открытости. Так, в июле в Красноярске прошло публичное обсуждение проекта, по итогам которого была создана рабочая группа по общественному экологическому контролю за сооружением объекта. В августе для СМИ и представителей экологических организаций провели экскурсию на место возможного строительства ПИЛ. Наконец, в сентябре руководители предприятий атомной отрасли дали на сайте Newslab.ru онлайн-конференцию, в ходе которой ответили на вопросы красноярцев относительно строительства лаборатории РАО.
Тем не менее, ожесточенные дискуссии по поводу ПИЛ среди красноярских независимых экологов продолжаются. Как показала конференция, часть из них занимает позицию абсолютного неприятия строительства объекта, другая (в основном те, кто побывали на месте вероятного строительства ПИЛ) — соглашаются с необходимостью его строительства, хоть и с некоторыми оговорками.
—В настоящее время на территории России располагаются 1 486 пунктов временного хранения РАО. Строились они еще в советское время и сейчас около 1000 из них пришли в негодность и представляют угрозу для окружающей среды. Росатом, наконец-то, решил сделать благое дело —привести отходы в более безопасное состояние и изолировать их в пунктах окончательного захоронения. И то, что предлагает Росатом, действительно решение проблемы здесь и сейчас — более современных и безопасных методов обращения с РАО, чем предлагаемые, на сегодня нет. Но, на мой взгляд, существуют риски, которые атомщики не учли. Во-первых, не существует «плана Б» — в самом Росатоме признают, что, кроме участка «Енисейский», где сейчас планируется строительство лаборатории, у них в запасе нет другой площадки для размещения долгоживущих и высокоактивных РАО. Во-вторых, проект не предусматривает возможности извлечения РАО в случае каких-то форс-мажоров или изобретения принципиально новых методов обращения с отходами. Технология извлечения, на наш взгляд, должна быть. Наконец, у проекта отсутствуют прозрачные механизмы общественного контроля, — высказался доцент КГПУ им. В.П. Астафьева, представитель международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов.
Надо отметить, что выступление Колотова на конференции «Зеленой лиги» было, пожалуй, единственным более-менее объективным анализом ситуации с «могильником» РАО. К сожалению, некоторые из его коллег занимались откровенным шапкозакидательством, подменяя аргументированные доводы эмоциональными выкриками в духе «долой ваш могильник!». Это удручает, учитывая, что данные люди присутствовали на конференции не как случайные прохожие, а как независимые экологи. Собственно, это означает, что экологом, или независимым экологом, сегодня может назваться любой. К сожалению, квалификационного барьера сегодня не существует, и подавляющее большинство «экологов» не имеют представления о предмете экологии. Увы, вопрос квалификации и экологического просвещения на конференции не поднимался. Складывается впечатление, что никаких реальных доводов против не существует, а пресловутый «могильник» превратился в предмет политического торга.
Глядя из Москвы
Итог дискуссии вокруг строительства ПИЛ подвел приглашенный эксперт — член Общественной палаты РФ, кандидат биологических наук Сергей Симак. Он еще раз подчеркнул, что захоронение РАО — необходимость и единственный на сегодня способ обращения с РАО: — Проблема обращения с радиоактивными отходами на сегодня нерешаема в принципе. Они не подлежат утилизации, их можно только изолировать.
А вот относительно дальнейшего развития атомной энергетики в России Симак выразился категорично — «не вариант».
— Атомная или ядерная энергетика у нас часто выдается как экологически дружественная и безвредная. Это обман от начала до конца. Когда речь заходит о безвредности, ядерщики и их лоббисты лукавят: они не рассматривают весьядерный топливный цикл — от добычи уранового сырья до захоронения РАО. В момент работы самих реакторов, действительно, можно сказать, что воздействие на окружающую среду минимально. (Это, если мы не учитываем форс-мажорные ситуации, примеры которых все знают — Чернобыль, Фукусима. Хотя с 1956 года, когда заработал первый атомный реактор в Обнинске, в мире произошло более 300 больших и малых аварий на объектах атомной энергетики). Однако далее же мы опять приходим к той проблеме, которую пытаемся решить сейчас — образование РАО и необходимость что-то с ними делать. Безотходных атомных реакторов на сегодня не существует. Соответственно, о какой экологичности можно говорить? — пояснил Симак.
Кроме того, по мнению эксперта, развитие атомной энергетики создает прекрасную среду для коррупции и препятствует развитию альтернативной энергетики. — Нас обманывают, говоря, что ядерный киловатт дешев. Это так, если мы забудем, что строительство объектов идет на бюджетные деньги, обращение с РАО идет на бюджетные деньги, ликвидация последствий аварий — также на бюджетные деньги. Все АЭС мира не заработали денег столько, сколько было затрачено на устранение последствий Чернобыльской аварии! При этом у нас усиленно лоббируется развитие атомной энергетики. Причины очевидны: строительство объектов требует огромных капитальных вложений, что предоставляет возможности для откатов, взяток и т.д. Почему у нас не в чести альтернативная энергетика? Да потому что на строительстве, например, ветряков много денег не украдешь, — полагает Сергей Симак.
Убежденность комментатора достойна уважения. Однако настораживает его осведомленность в особенностях механизма бюджетных процессов. Тем временем атомщики придерживаются других позиций, часть которых была представлена на III Железногорском инновационном форуме. В частности, проблема обращения с радиоактивными отходами выглядит практически решенной — всего лишь спустя пару лет после того как над ней всерьез задумались. Видимо, действительно каждый должен заниматься своим делом — «независимые экологи» пугать население, а ученые и инженеры создавать непугающие технологии.
Депутат Горсовета Красноярска, президент сети гипермаркетов «Армада»Депутат Законодательного Собрания Красноярского края III созыва, руководитель фракции ЛДПР в ЗСnewslab.ru