Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года
6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Красноярцам нужна не толерантность, а дружба. Какие национальности живут в красноярском крае


Сколько народов , наций в красноярском крае?

Красноя́рский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа, административный центр — Красноярск.

Образован 7 декабря 1934. Граничит с Якутией и Иркутской областью на востоке, с Тувой и Хакасией на юге, с Кемеровской и Томской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами на западе.

Население

Население на 1 января 2009 года составляет 2889,8 тыс. чел. Плотность населения — 1,2 чел. /км² (2009), удельный вес городского населения — 75,7 % (2009). Рождаемость за январь — июль 2008 г. составила 21,3 тыс. чел. (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 9,6 %), смертность составила 23,7 тыс. чел. (увеличение на 3,4 %), миграционный прирост составил 751 человек (в январе — июле 2007 года 8 человек) . В июле 2008 г. рождаемость впервые с 1992 года превысила смертность: родилось 3513 человек (+ 12,2 % к июлю 2007 года) , умерло 3285 человек (- 1,2 % к июлю 2007 года) , таким образом, естественный прирост составил 228 человек (в июле 2007 года естественная убыль 194 человека) .

Около 80 % населения края живут к югу от Ангары — на одной десятой территории края.

Национальный состав

Национальный состав Красноярского края по переписи населения 2002 года был следующим:

НародЧисленность в 2002 году, чел. Русские2 638 281 (88,95 %) Украинцы68 662 (2,31 %) Татары44 382 (1,5 %) Немцы36 850 (1,24 %) Азербайджанцы19 447 (0,66 %) Белорусы18 149 (0,61 %) Чуваши16 859 (0,57 %) Лица, не указавшие национальность15 822 (0,51 %) Армяне10 807 (0,37 %) Мордва7 526 (0,25 %) Долганы5 805 Марийцы5 104 Эвенки4 632 Хакасы4 489 Эстонцы4 104 Киргизы3 876 Башкиры3 874 Молдаване3 803 Латыши3 747 Таджики3 507 Удмурты3 250 Ненцы3 188 Узбеки2 778 Казахи2 613 Поляки2 519 Лезгины2 199 Литовцы2 029 Цыгане1 992 Грузины1 918 Евреи1 798 Осетины1 754 Тувинцы1 492 Якуты1 368 Корейцы1 207 Кеты1 189 Буряты1 051 Чеченцы (вкл. бацбийцев) 1 001

показаны народы с численностью более 1 тыс. человек

otvet.mail.ru

Коренные народы Красноярского края

Красноярский край — территория, где живут люди различных национальностей и народностей. Большая часть населения региона — потомки пришлых народов, переселенцы из европейской части России и бывших республик СССР: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы и так далее. Наряду с ними живут в крае и представители коренных народов. Вчера, 9 августа, отмечался День коренных народов, и мы решили рассказать о представителях исконного населения края.

Народы тюркской языковой группы

— Якуты

Большинство якутов края — мигранты из Якутии. Более 70 процентов красноярских якутов живут в Эвенкии. Занимаются оленеводством, охотой на дикого северного оленя и рыболовством. Особенности условий жизни, языка, удалённость от Якутии позволяют считать особой этнотерриториальной группой якутов. В Красноярском крае 1 468 якутов, в РФ — 478 085.

 

— Долганы

Основное место проживания — Хатангский район Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть обосновалась в Авамской тундре на Енисее. Традиционные занятия — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. В Красноярском крае 5 816 представителей этой национальности, в России — 7 785.

 

— Хакасы

Раньше их называли абаканскими или минусинскими татарами. Живут на сопредельных с Хакасией территориях Красноярского края. Традиционным занятием было полукочевое скотоводство, охота. Сегодня хакасы отошли от аутентичного образа жизни. В Красноярском крае 4 102 представителя этой национальности, в России — почти 80 тысяч.

 

— Чулымцы

Устаревшие названия — мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 года были официально записаны хакасами. Живут на притоке Оби — реке Чулым. До появления русских выращивали в основном ячмень и просо, скотоводство было развито слабо. В Красноярском крае 145 чулымцев, в России — 335.

Народы самодийской группы урало-юкагирской языковой семьи

— Нганасаны

Живут в центральной части полуострова Таймыр. До революции 1917 года их называли авамские самоеды, самоеды аси. Основное традиционное занятие — охота на дикого оленя, водоплавающую дичь (главным образом гуся), пушная охота и рыболовство. Со второй половины XIX века — домашнее оленеводство. Красноярском крае 807 нгасан, в России — 862.

 

— Энцы

Проживают на западе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в посёлках Воронцово и Потапово. В состав русского государства предки энцев были включены в начале XVII века. Именно на территории их расселения была возведена знаменитая Мангазея. Их реальная численность, возможно, превышает 300 человек, так как многие были записаны как ненцы или нганасаны. Всего в России официально насчитывается 227 энцев.

 

— Ненцы

На Таймыре представлена восточная часть тундровых ненцев. Здесь они подразделяются на “береговых” и “обдорских”. И те и другие говорят на тундровом диалекте ненецкого языка. Традиционные занятия — охота на пушного зверя, оленя, дичь, рыболовство, с середины XVIII века — домашнее оленеводство. В Красноярском крае 3 633 ненца, в России — 44 640.

 

— Селькупы

Небольшая группа селькупов живёт в Туруханском районе Красноярского края. Это потомки самодийцев, которые пришли в XVII веке со средней Оби на север, в бассейн реки Турухан. В Красноярском крае зарегистрирован 281 селькуп, а России — 3 649.

 

— Кеты

Кет в переводе на русский означает “человек”. Они живут в среднем и нижнем течении Енисея. Всего в Красноярском крае имеется девять поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими. Кетский язык является языком-изолятом. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать самостоятельным языком. Собственная письменность у кетов появилась только в 1980-х годах — на основе русской графики. В Красноярском крае проживает 957 кетов, в России — 1219.

 

Народы тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи

— Эвенки

Ареал их расселения — от Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге. В нашем крае представители этноса проживают в основном в Эвенкии, а также в Енисейском, Туруханском, Северо-Енисейском районах и на Таймыре. В Красноярском крае 4 372 эвенка, в стране — 37 843.

 

— Нанайцы

Коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока. Главным образом живут в Хабаровском крае. Слово “нанай” растолковывается как “на” — земля, “най” — человек, человек земли. В Красноярском крае насчитывается 13 нанайцев, в России — 12 тысяч.

 

— Эвены

Большая часть эвенов живёт на Дальнем Востоке. Традиционное хозяйство эвенов — оленеводство, охота и рыболовство. В Красноярском крае 27 представителей этой национальности, в России — 21 830.

* Данные о численности коренного населения — Всероссийская перепись населения 2010 года (Краснярскстат).

Пьер БРОШЕ, ведущий канала “Культура”, издатель путеводителей:

— Территория, которую объединила одна река Енисей, уникальна. Например, здесь живут самые южные оленеводы мира (тувинские тоджинцы) и самые северные (нганасане, ненцы и так далее). И те и другие до сих пор в своём быте сохранили часть уклада своих традиционных культур. Северные народы могут показать хороший пример, как жить с природой в гармонии. Это очень красивая история о том, что есть возможность жить иначе, минуя общий путь цивилизации.

www.gornovosti.ru

Ответы@Mail.Ru: Коренное население красноярского края

Коренные народы Красноярского края По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше — 6 466 человек. На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность — чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры. До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев. В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре. На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске. В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).

Среди кетов есть потомки родственной им народности — югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит па­мять об этом народе еще жива среди его потомков.

В Туруханском районе расположен единствен­ный в крае селькупский поселок — Фарково. Общее число селькупов состав­ляет в крае 412 человек (в 1989 г. — 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях. На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ — дол­ганы (2002 г. — 5 805 человек, 1989 г.—5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. — 2 622 человека), ареал их основного расселе­ния — северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.

В двух таймырских поселках — Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами. Место обитания еще одно­го северного народа — нганасан — Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках — Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003—2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года. Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения.

otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Коренное население красноярского края

Коренные народы Красноярского края По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше — 6 466 человек. На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность — чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры. До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев. В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре. На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске. В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.). Среди кетов есть потомки родственной им народности — югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит па­мять об этом народе еще жива среди его потомков. В Туруханском районе расположен единствен­ный в крае селькупский поселок — Фарково. Общее число селькупов состав­ляет в крае 412 человек (в 1989 г. — 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях. На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ — дол­ганы (2002 г. — 5 805 человек, 1989 г.—5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии. Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. — 2 622 человека), ареал их основного расселе­ния — северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы. В двух таймырских поселках — Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами. Место обитания еще одно­го северного народа — нганасан — Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках — Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003—2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года. Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения.

я написала в яндаксе занятие а вышел наров

Там жили долго только енисейские киргизы и от них произошли другие народы...

Там жили долго только енисейские киргизы и от них произошли другие народы...

какие народы населяют наш край

я так и не увидел чёткого ответа

touch.otvet.mail.ru

Формирование этнической карты Красноярского края — доклад

  1. Формирование этнической карты Красноярского края.

Национальный состав Красноярского  края отличается чрезвычайной пестротой  и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена.                                                                                                                                                В конце XVI—начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже   уступали пришлому русскому населению, также в первой четверти    этого столетия в Приенисейский край попало  немало шведских военнопленных.                                                                                                                   В XIX веке население Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии. Для эстонцев, латышей, финнов в Минусинском уезде были созданы специальные поселения. Параллельно развивалась и крестьянская миграция, особенно в      пореформенный период. Среди переселенцев было много украинцев, татар, мордвы.                                                      Со   строительством Транссибирской железной дороги и началом столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев, среди которых было много белорусов, украинцев, татар, поляков, эстонцев, чувашей, латышей.                                                                                        С началом Первой мировой войны в Сибири оказалось большое количество беженцев из прифронтовых территорий России (Украина, Белоруссия, Балтия), а также представителей европейских народов из числа военнопленных Германии, Австро-Венгрии, многие из которых приняли участие в гражданской войне с обеих враждующих сторон.                                                                                                   На изменение национального состава Енисейской губернии начала 1920-х годов повлияли репатриация иностранных военнопленных, оптация российских граждан во вновь образованные государства — Латвию, Литву, Эстонию, Польшу и Финляндию, а также большой приток в Сибирь т. н. «голодбеженцев» из национальных районов Поволжья, пораженных сильнейшей засухой.                          Во второй половине XX столетия в сфере этнодемографического развития Красноярского края происходят изменения. С одной стороны, с 1950— 1960-х годов начинается стабильное уменьшение численности ряда старожильческих этносов: евреев, немцев, поляков, мордвы, финнов, народов Балтии.  С другой стороны, в большом количестве начинают приезжать выходцы из трудоизбыточных районов Средней Азии, Кавказа и других регионов. Так, в 1950-е годы в крае появляются достаточно крупные диаспоры азербайджанцев, грузин, армян;  в 1960-егоды—узбеков и молдаван.                  После трудных 1990-х годов, сопровождаемых жесткими реформами, в составе нашего края произошли серьёзные изменения.                                                                                                                               По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в регионе уменьшилась численность нерусского населения (с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году). Также расширился список национальностей, проживающих на территории Красноярского края (со 124 до 137).

2. Национально-культурные объединения Красноярского края.                 

Национально-культурные объединения края начинают появляться с конца 1988 года, и к 2006 году их количество достигало 69. Эти объединения включали в себя работу около 50 народов, проживающих на территории Красноярского края. Объединения включают в себя разные организационные формы: центры, автономии, ассоциации, общества и т.п.  Наиболее развита сеть национально-культурных объединений (НКО) у русских — 9), коренных народов Севера — 8, немцев —3. По 4 НКО имеют поляки и азербайджанцы, по 3 — татары и узбеки; по 2 — буряты, киргизы, лезгины, литовцы, таджики, хакасы и чуваши. Еще 20 национальностей имеют по одному НКО, а в общественной организации «Страна гор — Дагестан» работают представители 7 народов этой республики.   

3.1. Коренные народы Красноярского края. Хакасы.

 По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского  края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири, к ним относятся:

Коренной народ

Общая численность       в России (чел.)

          в т.ч. в Красноярском крае (чел.)

      (%)

Долганы

7 261

5 805

80,0

Эвенки

35 527

4 632

13,0

Хакасы

76 622

4 489

5,9

Ненцы

41302

3188

7,7

Якуты

443 852

1368

0,3

Кеты

1494

1189

79,6

Нганасаны

834

811

97,2

Селькупы

4 249

359

8,4

Энцы

237

213

89,9

Чулымцы

656

159

24,2

К коренному этносу, населяющему  Красноярский край, относят Хакасов.

3.2. Происхождение хакасов.

Территория современной  Хакассии была населена ещё во времена  палеолита и неолита. Основными  занятиями коренного населения, которое вело полукочевой образ  жизни, были охота и рыболовство; к концу 2-го тыс. до н. э. начало развиваться  примитивное земледелие. В эпоху  тагарской культуры уже возникла родо-племенная организация; выделяется богатая родовая аристократия. Развиваются  ремёсла: добыча и обработка железа, золота, олова и др. металлов; значительные успехи были достигнуты в ирригационном  деле, что способствовало развитию пашенного земледелия. В 8-11 вв. хакасы вели торговлю с арабами, тибетцами  и народами Средней Азии; у них  существовала письменность на тюркском (кыргызском) языке.

 

  В начале 13 в. союзы  племён, возникшие к этому времени  у народов, населявших современную  Х., были уничтожены монголами.  Разрушение монголами ирригационной  сети привело почти к полному  исчезновению у коренного населения  пашенного земледелия и переходу  их к полукочевому скотоводству  и охоте.

 

  В 17 - начале 18 вв. княжества  и группы племён (предки современных  хакасов) добровольно вошли в  состав Русского государства.  Присоединение Хакассии к России, началось с постройки Томского (1604), Красноярского (1628) и др. острогов. В 18 в. в Х. растет местный  рынок, возникает денежное обращение,  появляются первые рудники. Под  влиянием русской земледельческой  культуры хакасы начали переходить  к оседлому образу жизни.

 

Переход к более передовым формам хозяйства усилил процесс классового расслоения среди хакасов. В 18 в. управление хакасами было разделено между канцеляриями городов Красноярска и Кузнецка. С введением «Устава об управлении инородцев» (1822) земли хакасов, получивших название «кочевых инородцев», вошли  в состав Енисейской губернии (Ачинский и Минусинский уезды). Административное управление осуществлялось степными думами (Кызылской, Качинской, Сагайской). «Самоуправление» Хакассии было подчинено царской  администрации. С 1-й половины 19 в. Енисейская губерния, куда входила территория Хакассии была местом политической ссылки. С середины 19 в. на территории Хакассии зарождаются капиталистические  отношения. Начала развиваться золотодобывающая промышленность, в начале 20 в. возникла каменноугольная промышленность (Черногорские, Изыхские, Калягинские копи). С проведением  в конце 19 в. Сибирской ж. д. значительно  вырос товарооборот; увеличился приток в Хакассию русских переселенцев. В основном они проживают на территории Хакасской автономной области,    расположенной в западной части Хакасско-Минусинской котловины. Небольшая их часть (около тысячи человек) обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и Тюхтетский район Красноярского края). Некоторые хакасские селения – Арыпкаев, Ораки, Можары, Большое Озеро, Усть-Парная и др. находятся в пределах Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края. Более 2 тыс. хакасов проживает в Туве. Численность всех хакасов по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года составляла 70776 человек. Из них 57286 (81 %) считало родным языком язык своей национальности – хакасский.

3.3 Язык

Хакасский язык относится  к уйгуро-огузской группе тюркских языков. Он составляет особую хакасскую  подгруппу, куда входят близкородственные  языки фуюйских кыргызов и сары-уйгуров  Китайской Народной Республики, а  также шорцев и северных алтайцев: кумандинцев, тубаларов и челканцев. По мнению тюркологов, язык хакасов  генетически связан с древнекиргизским и древнеуйгурским языками.

Хакасы делятся на четыре группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал), говорящих на различных диалектах. Койбалы почти полностью ассимилированы качинцами и сохранили свое этническое самосознание только в д. Койбалы  Бейского района. Хакасское население  долины р. Матур и верхнего Таштыпа  говорит на шорском диалекте. Сами себя они считают сагайцами, но последние  противопоставляют их и называют "чыстанас" – т.е. таежные асы.

3.4. Этноним "тадар"

В царской России хакасы именовались  татарами (минусинские, ачинские, абаканские). Двухвековое управление русской  администрации содействовало закреплению  последнего имени в сознании народа. В связи с этим хакасы стали  называть себя "тадар" (т.е. татарин). Помимо хакасов этноним "тадар" закрепился также среди соседних тюркоязычных народов Южной Сибири – шорцев, телеутов и северных алтайцев.

По всей видимости, "тадар" не является их историческим именем. Смена  этнонимов отразила изменения произошедшие после присоединения Южной Сибири к России.

Термин "хакас" для обозначения  коренного населения Хакасско-Минусинской  котловины официально принят в первые годы Советской власти. Он был заимствован  из китайских источников. В китайских  летописях IX-X вв. формой "хягасы" передавалось звучание имени енисейских кыргызов. Принятый этноним отождествлял современное население долины Среднего Енисея с кыргызами и способствовал их политическому возрождению. Однако, в связи с принятием термина "хакас" в научной литературе распространилось ошибочное мнение о хакасах, как искусственном объединении качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов в один народ при Советской власти. Но все исторические сведения и этнические определения резко противоречат подобным заключениям и характеризуют завершение процесса сложения хакасского народа к началу XIX в.

По данным восточных письменных документов XVII-XVIII вв., Хакасия называлась именем "Хонгор" или "Хонгорой", что, несомненно, свидетельствует о  наличии здесь в эпоху позднего средневековья своеобразного этносоциального  образования. Необходимо отметить, что  в фольклоре хакасов в качестве их старинного самоназвания употребляется  термин "хоорай" .Этот термин актуален для населения Хакасии до вхождения в состав России.

3.5. Религия 

 

Как известно, этнический облик духовной культуры народа складывается из различных  компонентов, которые являются своего рода «этническими показателями», «этническими признаками», «этническими определителями». Одним из таких существенных признаков  выступают традиционно-бытовые (в  том числе, религиозно-бытовые) особенности  духовной культуры, отличающую данную этническую общность от других этносов. В качестве отличительных этнических признаков выступают религия  и мифология. Их влияние распространяется не только на интеллектуальную сторону  человеческого сознания, но и на его эмоциональную сторону и  находит выражение в совокупности действий – в обрядах и обычаях, в определенных формах быта, в действиях  людей, в формах проведения досуга, в способах ознаменования важных событий личной и общественной жизни  и в веками устоявшихся привычках  и традициях. Поэтому изучение изменений  в сфере религиозно-бытовой обрядности помогает решению такой общеметодологической задачи, как ретроспективный анализ культурной специфики этнических общностей.   Пантеон представителей невидимого мира духов в хакасской традиции широк. В эту категорию входят обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Миров. Верхний Мир населен девятью главными божествами – чаянами (творцами). Средний Мир – собственно человеческий мир, в котором человек полностью реализуется. Здесь он испытывает на себе воздействие духов Верхнего и Нижнего Миров, а также духов природных стихий и явлений и всевозможных, приносящих вред духов. В Нижнем Мире живет Эрлик-хан со своими сыновьями и дочерями, а также умершие люди. Согласно традиции, небожители и представители Нижнего Мира редко посещают Средний Мир. По всей видимости, «отдаленность» этих духов сказалась на сохранности в мифологическом сознании людей, представлений о них. В жизни хакасов наиболее живучими оказались религиозно-мифологические воззрения, связанные со Средним Миром, чего нельзя сказать о Верхнем и Нижнем Мирах. Хакасы до сих пор сохраняют обычаи и обряды, обусловленные представлениями о духах Среднего Мира. Прежде всего, это выражается в «кормлении» и обращении к духам-хозяевам стихий и природных явлений (духам гор, воды, огня и др.). «Для человека Средний реальный мир был наиболее доступным для освоения и познания». Средний мир являлся центральной сферой, в которой находились, как бы в свернутом виде ценности и верования данного общества. Именно центр упорядочивает символы, ценности и верования. И центром он является потому, что он пределен, нередуцируем. Именно он определяет природу сакрального в каждом обществе. Хакасы, как и многие другие народы никогда не отделяли себя от природы и от занимаемой территории. Связь со своей исконной землей была так сильна, что при отправлении культов гораздо чаще обращались к божествам стихий природы, нежели к верховным Богам. До сих пор среди хакасов сохраняются традиционные верования, отражающие анимистические представления о природе и человеке. Безусловно, время вносит свои коррективы, многие традиционные представления осовремениваются и продолжают жить в модернизированных формах. Традиционные верования  сохранились и сейчас (шаманизм). Главная функция шаманов — лечение людей и проведение общественных молений. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Традиционные верования хакасов отразились и на похоронной обрядности. В прошлом хоронили в земле, младенцев — в дуплах, для шаманов устраивали воздушное захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле сооружали срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали огонь, жертвовали ему пищу. Сегодня похоронная обрядность хакасов мало чем отличается от русских обычаев.

myunivercity.ru

Красноярцам нужна не толерантность, а дружба | ОБЩЕСТВО

«Самый главный вопрос любого государства, а в особенности России, - национальный. И если сейчас мы не займёмся им и не озвучим чёткую государственную политику, «Украина» может начаться в любом из субъек­тов», - считает Геннадий Храмов, член палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края.

Мини-Россия

- Сейчас в России проживает около 200 народов и национальностей, в Красноярском крае - 159. В этом плане наш регион - мини-Россия. По тому, что происходит у нас, можно судить обо всей стране. Можно отбросить экономику, социальную сферу… Но если будет упущение в национальной политике, это обязательно приведёт к конфликту и серьёзной проблеме. Что как раз и случилось после распада СССР. Только в 2012 году наметился чёткий курс в этом направлении: президент издал указ о стратегии национальной политики до 2025 года.

Фото: АиФ на Енисее/ Ирина Якунина

Я вырос в Советском Союзе. С раннего детства нас приучали к межнациональной дружбе. Ясли, детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения занимались воспитанием подрастающего поколения, передавали те духовные ценности, которые имел каждый народ. А сегодня детей учат толерантности друг к другу, то есть терпимости. Но ведь когда-то терпение может и лопнуть! Поэтому нужно жить в дружбе и согласии!

- Мы и жили в дружбе с Украиной. Но война всё равно столкнула нас лбами.

- Я не считаю, что мы поссорились. Это лишь игры политиков. Сейчас на Украине идёт борьба за передел власти, и не думаю, что это будет долго длиться. Народ постепенно понимает, что происходит на самом деле. Одних олигархов убрали, а других поставили. Такой власти долго жить не придётся. Думаю, украинский народ разберётся сам.

- В нашем регионе много украинских деревень. Как они переживали эти события?

- Эх, если бы все украинцы были такими, какие живут в Красноярском крае… Дружелюбные, терпеливые и терпимые к другим народам. Тогда того, что произошло на Украине, никогда бы не было. Конечно, они сильно переживали, но ни один из десятков тысяч не высказался в поддержку фашизма.

В Сибирь только в кандалах

- Интересна история заселения Красноярского края. С одной стороны, сюда ссылали и отправляли на каторгу, с другой - люди ехали в Сибирь за лучшей долей.

- В разные годы нас воспринимали по-разному. Скажу честно: когда я после института решил ехать в Сибирь из Чувашии, мой старший брат меня не понял. «За Волгу только в кандалах», - сказал он. И так относились к нам многие.

Но в Сибирь попадали не только уголовники, но и элита нации, которую ссылали сюда по политическим соображениям. Врачи, учителя, деятели культуры… Они формировали в Красноярском крае удивительный дух, основывали школы, больницы и дома просвещения. Поэтому, когда в прошлом году заговорили о том, что административные центры России могут перевести в Красноярск, я не удивился. Москва становится государством в государстве. Столицу оттуда нужно убирать. Кремль уже давно нужно сделать музеем - там мёртвая аура. А правительство и президента перевезти в другое место. И Красноярск прекрасно подходит для этих целей. 

159 национальностей представлены в Красноярском крае.

- Латыши, литовцы, эстонцы, немцы, поляки - 159 нацио­нальностей в одном регионе. У каждого своя история. Как удавалось им жить в мире и согласии, несмотря на пёстрый состав?

- Наш секрет в нас самих. Сибиряки - это особый народ. В Сибири не важно, какой ты национальности, откуда приехал, какие у тебя родители и сколько денег в кармане. Какой ты человек в душе - так и будут к тебе относиться. Наверное, такая черта выработалась у нас именно из-за истории заселения края. Я это понял, когда в 1967 году приехал в Красноярский край. Здесь меня встретили как родного человека. Сразу дали всё, что нужно для жизни: работу, жильё, хорошую зарплату. Ехать в Сибирь и на Дальний Восток тогда было престижно и перспективно.

- Кстати, в переписи населения многие в графе «национальность» указывали, что они сибиряки.

- Конечно, национальностью это нельзя назвать. Да, мы особенные. Но мы не мыслим себя без России, и это важно отметить.

Сохранить самобытность

- В крае более 70 национально-культурных образований и автономий. Удаётся ли сохранить самобытную культуру?

- Самое сложное - сохранить язык. Для этого нужно иметь школы в местах компактного проживания того или иного народа. К сожалению, в Красноярском крае такие школы не сохранились. А было, к примеру, 30 чувашских и 40 татарских. Дети учились на русском и родном языках. Некоторые национальные школы закрывали временно по распоряжению правительства в 1950-х годах, некоторые ликвидировали за ненадобностью и больше не восстанавливали. Ведь после того как железный занавес упал, из Красноярска уехали тысячи человек разных национальностей. Деревни опустели, школы, естественно, тоже. Сейчас мы пытаемся создавать хотя бы классы, но пока этот процесс даётся трудно. Человек, оторвавшийся от своего языка, уже вернуться обратно не может.

- Некоторые специалисты кивают на национальные браки как на спасение. Поможет ли это?

- Это утопия. В Красноярске чётких рамок в этом плане никто не придерживается. Разве у любви есть национальность? Сердцу в таком деле не прикажешь. Возможно, определённых традиций до поры до времени придерживаются выходцы с Кавказа и из Средней Азии. Но и они со временем интегрируют в общество и создают интернациональные браки. В этом плане наша страна уникальна. Такое большое количество народов, религий, традиций. В некоторых республиках несколько государственных языков. Не нужно заграничных путешествий - попробуй сначала познать Россию. Такой страны больше нет на планете!

- Тянется ли молодёжь сейчас к своим корням, истории, культуре?

- К сожалению, этот интерес, как показывают мои наблюдения, приходит чаще всего с возрастом. К 50-60 годам у людей начинается ностальгия по малой родине, традициям, культуре, языку… Молодым об этом думать некогда. Скажу откровенно: и мои дети не говорят на чувашском языке. Несмотря на то что история нашего рода старинная. Храмов - от слова храм. Мой предок построил православный храм в чувашской деревне ещё во времена Петра I. В честь этого поп нарёк наш род. Хотя у чувашей всегда имя отца переходило в фамилию. Только в особенных случаях она давалась по другим признакам.

Геннадий Храмов родился в 1947 году в Чувашии. Окончил Чебоксарский планово-экономический техникум. В 1990 году участвовал в организации красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии в Красноярске, с 2001 года руководит ею. Кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры Чувашской Республики. Женат. Двое взрослых детей.

Смотрите также:

www.krsk.aif.ru


Погода от gismeteo

Вверх