Коммунальному мосту в Красноярске исполнилось 50 лет. Когда построили коммунальный мост в красноярске
Железнодорожный мост
Один из мостов Красноярска - Железнодорожный. Он, как и другие мосты города, соединяет левый берег Енисея с правым. Интересно, что много лет назад на этом месте был сооружен другой железнодорожный мост, ставший одной из достопримечательностей города. Он представлял собой однопутевую фермовую конструкцию.
- Его длина составляла – 1 километр,
- ширина – до 140 метров,
- высота металлических ферм достигала 20 метров.
Его строительство началось в 1895 году, в августе 1896 года началась закладка моста. Завершили строительство 28 марта 1899 года. Первое испытание состоялось 27 марта 1899 года.
Мост сооружался по проекту профессора Императорского Московского Технического Училища Лавра Проскурякова. Строительной и технической частью работы руководил инженер Евгений Карлович Кнорре.
Объект строительства был уникальным. Так, в 1900 году железнодорожному мосту Красноярска наряду с Эйфелевой башней было присуждено Гран-при и золотая медаль Всемирной выставки в Париже — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Позднее ученые ЮНЕСКО назвали железнодорожный красноярский мост «вершиной человеческой инженерной мысли». Мост упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, в разделе «Россия», наряду с Кремлём и Петродворцом.
В 1938 году рядом с «царским» мостом, для большой пропускной способности Транссибирской магистрали, был сдан в эксплуатацию еще один мост, названный в народе «сталинским». Этот мост был построен всего за два года.
29 января 1999 года, в день празднования 100-летнего юбилея железой дороги, прошли торжества по случаю закрытия первого моста и ввода нового. Новый железнодорожный мост, уже третий в этом месте, был возведен на ледорезных устоях столетнего моста.
В 2002 году началась разборка самого знаменитого железнодорожного моста Российской империи, а в августе 2007 года конструкции моста сданы на металлолом.
www.kraskompas.ru
50 лет назад в Красноярске открылся Коммунальный мост
Сегодня в пресс-центре «Комсомольской правды» праздновали юбилей самого первого в Красноярске автомобильного моста, а в гости пришли его первые строители.
- В то время, мост был самым крупным в Азии и единственным, который соединял два берега Красноярска для автомобильного транспорта – говорит директор красноярского филиала ОАО «Сибмост», который занимался возведением «юбиляра», Василий Ильинов.
Мост начали строить в 1956 году, закончили через пять лет. В то время на правом берегу стояли только несколько заводов и жилые бараки. Как только «вырос» мост, правый берег начали быстро обживать и застраивать «хрущевками».
Мосты строили в то время популярным, хоть и опасным, кессонным способом: на дно Енисея погружали огромный железобетонный «колокол», а внутри рабочие под давлением 1,8 атмосфер вынимали грунт лопатами и отбойными молотками. Находиться в таких экстремальных условиях разрешалось не более 4 часов. Сейчас при строительстве мостов этот способ не используют.
Перед ледоходом на строительстве Коммунального моста. Красноярск, 1956 г.
Когда заканчивалась смена, рабочие 60-х годов отдыхали и развлекались совсем как современная молодежь. Рыбалка, охота, и любимое занятие – танцы!
- Выстроили хороший, по тем временам, большой клуб. Он был на балансе у нашего Мостотряда №7. Ходили «стенка на стенку» с рабочими судостроительного завода, человек двести собирались, случались и «стычки», – вспоминает один из строителей-ветеранов Николай Виноградов, в чьей трудовой книжке всего одна запись - «Мостотряд №7».
- Стройка шла круглосуточно, коллектив был большой, до 1400 рабочих, в основном, мужчины,- добавляет строитель моста Герман Аникин.
Женщин в большом коллективе строителей тоже хватало. Были и бетонщицы и арматурщицы, многие нашли в стройотряде жен.
Василий Ильинов, Николай Виноградов и Герман АникинФото: Мария ЛЕНЦ
Контролировать процесс приезжали руководители Коммунистической партии. В то время стройкой руководил второй секретарь горкома КПСС Леонид Сизов. Мост открывали торжественно: и ленточку перерезали, и митинг был, и горожан собралось немало.
Перед открытием Коммунальный мост, по технологии, испытывали повышенными нагрузками: загнали на него 140 самосвалов с гравием. Неудивительно, что сегодня строение выдерживает постоянно растущий поток транспорта. Построили на совесть!
На прощание строители-ветераны рассказали, что 50-лет - это для моста не возраст, и пригласили на будущий 100-летний юбилей.
КСТАТИ
Даешь четвертый мост!
Вспоминая строительство «юбиляра», ветераны шутили:
- Ну, что будем четвертый мост строить? Сложного там ничего нет, за 4 года управимся!
А если серьезно, наши мостостроители, кстати, в этом году отметившие 70-летия предприятия, считают, что задача им по силам.
- Первый этап тендера на строительство четвертого моста в Красноярске уже объявлен. 18 ноября будут вскрыты конверты, мы участвуем в конкурсе, - уточнил Василий Ильинов,директор Мостостроительного отряда №7. – И люди, и техника, и желание строить хорошие мосты у нас есть.
www.yar.kp.ru
Мостоотряд № 7. Хронология главных строек
Ныне Мостоотряд № 7 - это красноярский филиал основанной в 1992 году компании ОАО "Сибмост" с центром в Новосибирске. Достаточно подробно о достижениях и главных стройках предприятия, которому в этом году исполнилось 76 лет, можно прочесть в "Энциклопедии Красноярского края".
"Свою историю Мостоотряд № 7 ведет с 1941 г., когда для восстановления разрушенных войной мостов был сформирован мостостроительный поезд № 53. В военные годы он прошел боевой путь от Москвы до западных границ Родины, восстанавливая разрушенные мосты.
Первым объектом, который был восстановлен, стал разрушенный фашистами мост через канал Москва - Волга со 158-метровым пролетом на участке железнодорожной линии Турист - Яхрома. А в 1946 г. сибирским строителям поручили построить мост через Днепр в Запорожье. Впервые в практике мирового мостостроения предстояло воздвигнуть гигантскую 228-метровую железобетонную арку под совмещенное железнодорожное и автомобильное движение между левым берегом Днепра и легендарным запорожским островом Хортица".
Там же: "В сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» включены четыре моста, построенные Мостоотрядом № 7 в разные годы. В их числе мост через реку Старый Днепр в городе Запорожье, мост через реку Норильская (самый северный в мире), первый городской мост через реку Енисей в Красноярске (Коммунальный мост), второй городской мост через главное русло реки Енисей в Красноярске (Октябрьский мост)".
Приехав со стороны Крастэц на автобусе № 3, выйдя на остановке "Кульбытстрой" на ул. 60 лет Октября, мы прошли около 400 метров назад и увидели "галерею" рисунков мостов.
Старые ворота с сокращенным названием предприятия.
Почему-то при нанесении рисунков и подписей не была соблюдена хронологическая последовательность - "галерея" начинается не с информации о восстановлении моста через Старый Днепр. Первое изображение - мост через Обь.
Из энциклопедии, которую и дальше будем читать: "В 1951 г. предприятие работало в Новосибирске на строительстве коммунального моста через Обь. Строительство закончили с отличной оценкой в 1956 г. В 1956 г. коллектив Мостоотряда № 7 переехал в Красноярск и начал строить мосты по всему Красноярскому краю".
"В 1961-1966 гг. красноярские мостостроители возвели в суровых условиях Заполярья большой совмещенный мост через речку Норильская, открывший путь к Талнахскому месторождению медно-никелевых руд. В этот же период было начато строительство современных морских и речных причалов в Дудинке, мостов и путепроводов на железнодорожной линии Норильск - Дудинка, на подъездных путях к богатствам Комсомольского и Октябрьского рудников". Совмещенный мост - это мост, по которому могут двигаться и автомобили, и жд-транспорт.
Об этой стройке выше.
"В 1970-1973 гг. досрочно сдан в эксплуатацию внеклассный металлический мост через Ангару в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС. Семь 110-метровых пролетных строений смонтированы в полный навес на высокопрочных болтах".
Мосту "Три семерки" не повезло: вторая и третья строчки текста почти не читаются.
"...в 1979-1982 гг. шло строительство моста «777», совмещенного под железнодорожное и автомобильное движение на обходе Красноярского железнодорожного узла".
"В 1965-1968 гг. Мостоотряд № 7 построил стадион на 30 тыс. мест на острове Отдыха в Красноярске".
"В 1978 г. рабочие приступили к строительству Октябрьского моста, а через год — вантового моста через протоку острова Татышев. Второй городской мост также вошел в сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за рекордный балочный пролет длиной 200,2 м. Объекты были открыты для движения в 1986 г.".
Летопись на ограждении заканчивается 1999 годом. В Энциклопедии читаем о мостах нового тысячелетия:
В 1998-2000 гг. Мостоотряд № 7 реконструировал мосты на федеральной дороге М-54 «Енисей». В 2005-2008 гг. был построен мостовой переход через Енисей на глубоком обходе Красноярска. Строительство этого моста было обусловлено стратегическим значением автодорожного коридора Сибирь - Дальний Восток и большим значением федеральной дороги М-53 «Байкал» в обслуживании транзитных, международных и межрайонных транспортных связей.Участвовал Мостоотряд № 7 и в сооружении уникального вантового моста на остров Русский во Владивостоке, а также в строительстве моста через реку Тамма железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск»".
4-й автомобильный мост через Енисей можно нарисовать на следующих плитах. Ведь Мостоотряд № 7 был генеральным подрядчиком в этом строительстве.
А вы заметили, что в этой иллюстрированной летописи отсутствует важнейшая веха истории Мостоотряда - строительство Коммунального моста через Енисей? Загадка...
Завернув за этот угол, подходим к главному входу на территорию.
И возвращаемся на улицу 60 лет Октября.
Напротив "галереи" по улице протянулся ресторан "Измаил", построенный в виде крепости.
Целиком этот ресторанный комплекс можно сфотографировать только сбоку (если, конечно, не пользоваться объективом фишай).
Об истории каждой стройки Мостоотряда № 7 можно узнавать и узнавать. И в Сети можно много найти, и в печатных источниках. Здесь ограничимся показом "галереи" и краткой информацией из "Энциклопедии Красноярского края", но, продолжая тему предыдущего поста, добавим фотографии страниц книги Н. Н. Каминского "Иду к человеку (записки депутата)" (Красноярск, 1978), где автор рассказывает о строительстве предприятием во второй половине 50-х годов Коммунального моста через Енисей - о применении уникальной технологии наведения и монтажа полуарок пролетов моста на плаву, о случаях, когда мостостроители рисковали жизнью. Все это в человеческом ракурсе, с передачей атмосферы, царившей в рядах руководителей и работников мостоотряда.
krasnojarochka.livejournal.com
Коммунальному мосту в Красноярске исполнилось 50 лет
В октябре этого года Коммунальному мосту в Красноярске исполнилось 50 лет, и так уж получилось, что местные СМИ забыли про эту дату, а между тем, открытие этого моста стало ключевым в истории Красноярска за последние 100 лет.
Красноярск растет, строится, в год тысячи квадратов жилья, квадратные километры торговых центров и прочее и прочее, в общем растем товарищи.
А между тем, расти город начал не так давно. Начиная с 1917 года в Красноярске практически ничего кроме деревянных бараков для КрасЛага и не строилось. Значительное оживление в строительной отрасли в Красноярск пришло только в конце 50-х годов XX века. И тут оказалось, что строить не из чего. Цемента нет, кирпича производится катастрофически мало, только что песок да гравий в достатке , но этого маловато.
Надо отдать должное руководителям строительной отрасли того времени - в первую очередь решено было построить Коммунальный мост - надежную транспортную магистраль с левого берега на правый, понтонный мост, построенный в 30-е годы не справлялся с перевозкой грузов, доставлял много неудобств для судоходства, тратились не малые средства на его поддержание.
Строительство Коммунального моста началось летом 1956 года, в это время были проведены разведочные мероприятия, выполнялся проект. В 1957 были начаты земляные работы. Работы велись одновременно в четырех местах - на двух берегах Енисея и Абаканской протоки. Темпы строительства, даже по нынешним меркам были умопомрачительные. К зиме 1957-1958 годов уже были установлены все быки будущего моста. Если посмотреть на фотографии зимы 1957-1958 года с замершим Енисеем и огромными опорами моста - пейзаж был очень впечатляющий.
Одновременно с сооружением опор моста готовилась специальная площадка на острове Отдыха, где планировалось вести строительство полусводов будущего моста. Площадка для строительства полусводов располагалась в районе современного правобережного водозабора. Растворо-бетонный узел располагался в том месте где сейчас станция Красноярских моржей. Цемент высокой марки завозился из г. Белгорода. Песок для строительства добывался в районе Стрелки, кстати, из-за этой добычи пришел в аварийное состояние Воскресенский Собор – памятник архитектуры XVIII века, старейшее каменное сооружение Красноярска, гравий добывался со дна Енисея.
Весной 1958 года под открытым небом началось сооружение полусводов. Была изготовлена гигантская конструкция, на которой собирался арматурный каркас и опалубка полусводов. Работы велись днем и ночью и к середине лета первые два полусвода были готовы.
Для транспортировки полусводов был сооружен специальный понтон, с опорами для многотонной конструкции полусвода. С помощью лебедок полусвод перемещался на этот понтон и затем буксиром медленно опускался по течению Енисея к месту монтажа. В августе 1958 года первые два полусвода были успешно установлены на свое место, дальше дело оставалось за малым - изготовить и установить еще 18 таких полусводов, каждый весом около 200 тонн. Полусводы над Абаканской протокой были много меньше и их транспортировали по льду зимой.
К зиме 1960 года все полусводы были установлены и начался монтаж дорожного полотна нового моста. Окончательно все конструкции моста были собраны к осени 1961 года и 17 октября 1961 года на мосту состоялся митинг, посвященный открытию этой уникальной транспортной магистрали.
Коммунальный мост служит Красноярску уже 50 лет, за это время проводились небольшие ремонтные работы на полотне и ограждениях моста. Несущие конструкции, полусводы, основание дорожного полотна не ремонтировались. Сейчас этот мост уже мал для нашего города и мы все с нетерпением ждем новый, четвертый автомобильный мост через Енисей, и какой бы грандиозной не была эта новая стройка, она не сравнится с той которая была с 1956 по 1961 годы.
Уже после моста были построены цемзавод, стадион на острове Отдыха, Красноярская ГЭС, началась жилая и промышленная застройка правого берега Енисея в Красноярске.
www.yarskonline.ru