6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Четвёртый автомобильный мост через Енисей в Красноярске. Новый мост в красноярске


В Красноярске открыли 4 мост: cheusov

Сегодня состоялось знаковое событие для города, можно даже сказать историческое - открылся 4 автомобильный мост через Енисей. С чем вас всех и поздравляю :) Ну и в честь открытия небольшой репортаж с нового объекта.

Короткая справка о мосте

Полностью оценить дизайнерские решения из-за тумана не очень получилось, но в целом восторга не вызывает, мост достаточно "обычный". Симпатичнее, чем Октябрьский мост, но до Коммунального далеко, хотя, судя по пешеходной инфраструктуре, о которой будет позже, особенной красоты там и не надо.

На мосту 6 полос, ширина их не такая большая, как на Октябрьском, что скорее плюс - меньше соблазна гонять.

На левом берегу центральная часть ещё не достроена, она появится позже, второй очередью, тут будет прямая дорога на ул.Волочаевскую.

Вид в сторону левого берега

Коллеги-фотографы шутят, сидя на табуретке встречают парад посреди дороги :)

Вид с правого берега

Выезд с моста на ул.Свердловскую с Тихими зорями на фоне. Из деревьев сделали ровно постриженные деревянные столбы, интересно, кто вообще додумался так обрезать деревья? Варварство...

По старой традиции с новой дороги взяли пробу и оставили место выемки наполняться водой и грязью.

В это время официальные лица разрезали ленточку и торжественно открыли мост. Первыми поехали всякие важные персоны.

За ними парад раритетной техники

Без комментариев

И замыкали торжественное шествие велосипедисты, хотя новый мост для них и не очень удобен

Велосипедистам позволили вернуться обратно, после чего полицейские на машине выгнали всех с проезжей части и мост официально был открыт автомобилистам.

Стоит немного сказать про пешеходную инфраструкту... её практически нет. 4 мост совсем не про пешеходов, это видно во всём, начиная с того, что проезжую часть помыли (плохо, конечно, грязи было полно, но хотя бы так)

На тротуаре же была жуткая грязь, никто не подумал даже банально подмести

На правом берегу на тротуаре попадаются вот такие ливнёвки. Мало того что это довольно серьезное препятствие, например, для велосипедистов, так ещё и во время дождя тут придётся по колено в бурлящем потоке переправляться. Надеюсь это закроют каким-нибудь настилом.

Зато на проезжей части вот такие аккуратные ливневые стоки. По мне так они кажутся слишком маленькими для такой широкой проезжей части, посмотрим как они будут справляться.

Зато столбы не стоят в середине тротуара! Это уже достижение. Почему так нельзя делать сразу и везде, вместо этого оправдываясь, что на пешеходную инфраструктуру денег не хватило. Переставить в проекте столбы на край тротуара - не большие затраты. Кстати, на фото тот цвет, который выбрали горожане - бронзовый. Барьер, отделяющий проезжую часть, ещё не покрашен.

И заканчивая лестницами - это отдельная песня, ни о какой доступности тут речи не идёт.

На левом берегу из тротуаров и лестниц целый лабиринт. Многие, кто пришёл пешком с ул.Ломоносова, не нашли нормального прохода и просто пошли по насыпи (справа протоптана целая тропинка)

И ещё немного моста. Одно "ухо", ведущее на ул.Дубровинского.

Все фотографировали этот изгиб дороги, даже сами строители.

Здесь будет продолжение ул.Дубровинского, с будущим выездом на ул.Волочаевскую.

Дорога в центр мимо пустыря - бывшего завода комбайнов

Ну и напоследок фотография - общее впечатление. В целом, хороший объект транспортной инфраструктуры, немного испортило впечатление явное пренебрежение пешеходным движением, грязь и сильный смог.

Теперь задача №1 - максимально использовать новый мост, как часть транспортной системы. Посмотрим, оправдаются ли ожидания, разгрузится ли центр и Коммунальный мост, но одно понятно уже сейчас - нельзя забывать развивать все остальные элементы транспортного системы города, иначе толку от грандиозной стройки будет не очень много.

P.S. На сайте Крудора можно посмотреть на мост в режиме реального времени.

cheusov.livejournal.com

«Строительство нового 4-ого моста через Енисей в Красноярске» в блоге «Дорожное строительство»

Красноярск один из самых автомобилизированных городов России. В городе зарегистрировано почти 320 тысяч машин. Кроме того, в пиковые часы в городской трафик вливается транспортный поток из красноярской агломерации. Уличная сеть не справляется с такой нагрузкой. На магистральных направлениях формируются системные многокилометровые заторы.

Строительство нового 4-ого моста через Енисей в Красноярске осуществлялось методом надвижки пролетных строений с использованием гидравлического оборудования компании «Энерпром»

Научной базой для развития инфраструктуры перегруженной уличной дорожной сети является компьютерное моделирование, основанное на доказанной гипотезе о том, что движение транспортного потока по магистралям города описывается зависимостями классической гидродинамики. Разработанная на принципах гидродинамики компьютерная модель улично-дорожного комплекса Красноярска позволила выявить, что самыми сложными его элементами являются три существующих городских моста, недостаточная пропускная способность которых, становится главной причиной пробок. Стратегическим решением проблемы является создание новой транспортной артерии - четвертого моста через Енисей. Оптимальное расположение створа будущего моста определено так же гидродинамической моделью.

Хроника строительства, январь 2013:

Смотреть вебкамеру на строительстве

 

Мощный шунт между транспортными системами северо-запада и юго-запада города позволяет распределить транспортное движение из центральной части города на новую скоростную магистраль.

При этом снижается интенсивность движения в историческом центре Красноярска. Почти на треть возрастает средняя скорость транспортного потока. Разгружаются существующие мосты.

4-ый мост через Енисей будет начинаеться на улице Копылова в районе ее пересечения с улицей Волочаевская. Большая часть подходов устроено на эстакаде, что сохраняет транспортную систему первого уровня. С вводом в эксплуатацию четвертого моста, улица Дубровинская станет одной из главных городских магистралей. В месте ее примыкания к мосту появится трехуровневая развязка. Мост будет иметь шесть полос движения. Его длина вместе с эстакадной частью составит более полутора километра.

Еще одна двухуровневая развязка соединит створ будущего моста с главной магистралью красноярского правобережья  - улицей Свердловская.

Гидродинамическая модель улично-дорожной сети города Красноярска позволяет решать сложные узловые транспортные задачи и на микроуровне. Еще одна болевая точка города - кольцевые развязки на пересечении улиц 2-ая Брянская, Брянская и Калинина.

Модель позволила адекватно оценить существующее состояние узла и предложить целую гамму двухуровневых решений - эстакаду на улице Брянская на выход из города и эстакаду на улице Калинина на 2-ую Брянскую (комбинированный вариант многоуровневой развязки).

По данным моделирования разработан проект развязки, строительство которой, приведет к полному решению проблемы брянских колец.

Созданная гидродинамическая модель улично-дорожной сети Красноярска - это не только инструмент для принятия текущих оперативных решений, но и окно в будущее города.

Этапы строительства четвертого моста в Красноярске

Русловая часть моста

Строительство четвертого моста через Енисей в Красноярске - сложнейшая инженерная задача, решение которой будет осуществляться в течение ближайших четырех лет.

В 2012 году началось сооружение мощных свайных полей из сотен буронабивных свай.

Они станут фундаментом для русловых опор моста, устройство которых будет продолжаться в течение первых трех лет строительства.

Для круглогодичной работы на незамерзающий реке будет использоваться флотилия специально оборудованных речных плавсредств.

В 2013 году на русловых опорах начнется сооружение главных пролётных строений моста.

Работы по монтажу пролётных строений на главных опорах моста а будут осуществляться в течение двух лет: со второй половины 2013 года до середины 2015 года

Развязка на улице Дубровинского

Одновременно с развитием главного руслового хода будут строиться береговые дорожные развязки. В ходе первого этапа строительства на левом берегу Енисея мост сольется с улицей Дубровинского. Сложные по форме криволинейные эстакады, обеспечивающие скоростное, комфортное и безопасное подключение к транспортной сети красноярского левобережья, будут начаты уже в 2013 году. А их полное завершение будет приурочено к вводу всего мостового перехода в 2015 году.

Развязка на улице Свердловская

Строительство двухуровневнего примыкания к улицам Свердловская и Саянская на правом берегу Енисея будет начато в 2013 году. В 2015 году правобережная развязка сольется с пойманной эстакадой моста и ее возведением будет завершен весь инженерный ансамбль нового мостового перехода.

В 2015 году будут проведены работы по полному обустройству моста и он будет полностью готов принять транспортную нагрузку. Итогом четырехлетней работы станет шестиполосное сооружение, длина магистрального хода которого, составит почти 2 километра. А суммарная протяженность транспортных развязок превысит 5 километров.

Застройка жилых районов

Градостроительный кодекс России заслуженно относит 4-ый мост через Енисей к классу уникальных инженерных сооружений. Еще большую значимость строящийся мостовой переход приобретает в свете той роли, которую он призван сыграть в развитии городской среды. Он без преувеличения станет главной транспортной осью, вокруг которой будут бурно развиваться новые инвестиционные площадки для жилищного строительства в наиболее живописной части городского ландшафта.

В числе новых жилых площадок правобережья микрорайоны Утиный плес и Пашиный. Ландшафты левого берега Енисея преобразят микрорайоны Комбайновый и Николаевский. Именно 4-ый мостовой переход позволит обеспечить их транспортную доступность, сделав проживание здесь качественным, удобным, комфортным.

Новые транспортные схемы, которые возникнут в результате ввода в действие моста позволят осуществлять развитие не только тех строительных площадок, которые непосредственно примыкают к оси сооружения, но и новых жилых зон тяготеющих к созданной трансгородской магистрали.

Общий объем жилищного строительства составит более 3-х миллионов квадратных метров жилья. Жилищные условия улучшат около 100,000 человек.

Строительство моста позволит не только принципиально изменить внутригородскую транспортную и экологическую обстановку, но и обеспечить предпосылки для эффективного формирования агломерации Красноярска, его городов-спутников и ближайших районов.

Созданная транспортная альтернатива позволит повысить позволит повысить эффективность автодорожной сети Красноярска с магистральными федеральными дорогами.

Декабрь 2012:

sdelanounas.ru

Николаевский мост (Красноярск) — WiKi

Николаевский мост — автомобильно-пешеходный мост в городе Красноярске через реку Енисей. Соединяет Октябрьский и Свердловский районы города.

Официальное название моста выбрано в 2018 году[2]. При опросе красноярцев наиболее популярным предложенным названием оказалось «Николаевский» (по названию Николаевской сопки).[2] Среди строителей мост известен как «Кошкин» — по фамилии руководителя ОАО «Сибмост» — компании, занимающейся строительством этого объекта[3]; также среди специалистов мост известен как «Волочаевский» (по названию улицы на левом берегу, соединение которой с мостом еще планируется построить)[4].

Были предложения назвать мост «Афонтовым», по расположению рядом с Афонтовой горой, исключительно ценным археологическим объектом Красноярска[5].

Мост является самым верховым мостом Красноярска по течению реки. Створ моста находится в ста семидесяти метрах выше существующих железнодорожных мостов через Енисей[6], самый первый из которых, Царский, ныне разобранный, построен в эпоху правления Николая II, второй — в эпоху правления И.В. Сталина, в тридцатые годы прошлого века, третий — в конце ХХ века. Таким образом, новый мост возведён в историческом месте, где представлены разные эпохи существования России.

  Четвертый мост и проектируемые подъездные пути к нему на генплане Красноярска.

Обоснование инвестиций строительства нового моста было разработано в 2005 году, стадия «проект» в 2010 году, рабочая документация — в 2012 году. Все работы были выполнены петербургским ОАО «Трансмост»[7].

Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта — Е. Г. Агафонов (главный инженер проекта)[8], Б. А. Кецлах (руководитель разработки проектно-изыскательной документации на строительство моста)[9] , В. А. Галахов, С.И. Балан[6].

Строительство началось 27 октября 2011 года (вынут первый ковш земли, установлена памятная доска).

Строительство важного транспортного объекта находилось на контроле у министра транспорта РФ Максима Соколова и помощника президента Игоря Левитина, которые посетили его в феврале 2015 года в ходе Красноярского экономического форума. Игорь Левитин отметил, что обычно строительство таких объектов затягивается из-за сноса жилья и переноса коммуникаций, и поблагодарил власти края и города за соблюдение сроков в данном случае[10].

Мост строили Красноярский, Абаканский, Новосибирский, Алтайский мостоотряды, десятки субподрядных организаций[11].

История красноярского мостоотряда № 7 началась в октябре 1941 года, когда решением Государственного комитета обороны был сформирован мостовосстановительный поезд № 53. В годы Великой Отечественной войны он восстанавливал разрушенные инженерные сооружения на железнодорожных линиях от Москвы до западных границ. В 1945 году мостовосстановительный поезд № 53 был реорганизован в Мостоотряд № 7, который перешёл в распоряжение Мостостроительного треста № 2. В первое послевоенное десятилетие предприятие восстанавливало и строило инженерные сооружения в европейской части России и за Уралом. В их числе — мост через реку Старый Днепр (Запорожье), первый коммунальный мост через реку Обь (Новосибирск). С 1956 года Мостоотряд № 7 дислоцируется в Красноярске. Им были построены все автомобильные мосты через Енисей, вантовый мост, мосты через Качу. Позже Красноярский мостоотряд № 7 вошёл как структурное подразделение в ОАО Сибмост, организованое в 1993 году.

Металлические пролётные строения моста изготавливались на Восточно-Сибирском заводе металлоконструкций[12] и на омском НПО «Мостовик»[13].

26 июня 2015 года произошло соединение левобережного и правобережного участков[14].

22 сентября 2015 года движение по новому (но еще не открывшемуся) мосту имитируют шестнадцать самосвалов. Все они загружены до предела, каждый весом в 25 тонн. Тяжёлые машины проезжали по сооружению с разной скоростью - от 10 до 40 километров в час[15].

29 октября 2015 года мост был торжественно открыт[16].

Для строительства подъездных путей к мосту на левом берегу планируется снести 611 жилых строений, бо́льшая часть которых к лету 2018 года снесена.[17]

Конструкция моста — комбинированная: стальные конструкции и железобетонные элементы. Покрытие моста: асфальтобетон.

Мостовой переход состоит из одного элемента. Общая длина моста с подходами и развязками — 6771,01 метра[18], в том числе 1273,35 метров в русловой части; предназначен для пропуска шести полос движения автотранспорта, пешеходов и двух теплотрасс диаметром тысяча миллиметров каждая; мостовой переход включает в себя также две многоуровневые транспортные развязки — одну на улице Дубровинского длиной 2,3 километра и вторую на Свердловской улице длиной 3,2 километра[19].

Ширина моста — тридцать один с половиной метр. Имеется два тротуара шириной по полтора метра. На мосту имеется шесть полос движения — по три полосы в каждую сторону. Установлено сто тридцать пять фонарей.

Мост состоит из руслового и правобережного эстакадного участков: русловой участок моста длиной 776,68 метров перекрыт неразрезным балочным металлическим пролётным строением с ортотропной плитой проезда по схеме 92,69+4х147,0+92,69 метров, усиленного в пролетах 147,0 метров подпругами. Правобережная эстакада длиной 496,67 метров перекрыта сталежелезобетонным неразрезным балочным пролётным строением по схеме 63,0+69,0+84,0+78,0+2х63,0+42,0+27,0 метров[6].

Опоры моста приняты со свайными фундаментами и фундаментами мелкого заложения. В пределах русла Енисея тело опоры выполнено сборно-монолитным, на береговых участках – из монолитного железобетона. Проектом предусмотрено освещение и архитектурно-художественная подсветка моста, устройство навигационной сигнализации и видеонаблюдения[6].

В состав мостового перехода также входят транспортные развязки: в двух уровнях по типу «труба» на правом берегу и в трёх уровнях на левом. Общая длина съездов развязок составляет 5 498 метров. На съездах расположено восемь путепроводов общей длиной 1580 метров с металлическими, сталежелезобетонными и железобетонными пролётными строениями, а также пять подпорных стенок полной длиной 562 метра. При устройстве развязок была выполнена реконструкция прилегающих улиц[6].

Общий вес смонтированных металлоконструкций пролётных строений мостового перехода составляет 26 177,9 тонны, объём — 328,72 кубометра железобетонных пролётных строений. Объём железобетонных плит проезжей части — 7 658 кубометров[20].

При строительстве было пробурено 9511,6 погонных метра и забетонировано 14 556 кубометров буронабивных свай. Объём уложенного бетона при сооружении шестидесяти семи опор опор составляет 32 312 кубометров. Дорожная одежда (включая тротуарную часть и разделительные полосы) выполнена на общей площади 66 549 квадратных метров[20].

На строительстве сооружения работало до полутора тысяч человек и двести пятьдесят единиц специализированной техники[20].

По данным аудита счётной палаты, проведенного в феврале 2016 года, несмотря на то, что был освоен практически весь выделенный на строительство моста бюджет, его пропускная способность составляет менее 50% проектной мощности в 3300 автомобилей в час, главным образом из-за отсутствия прямолинейного съезда в левобережную часть Красноярска. Также вызывает подозрения порядок выкупа недвижимости на территории, предназначавшейся для строительства. Счётная палата потребовала от правительства Красноярского края предоставление плана по устранению недочетов[21].

ru-wiki.org

Четвёртый автомобильный мост через Енисей в Красноярске Википедия

Николаевский мост — автомобильно-пешеходный мост в городе Красноярске через реку Енисей. Соединяет Октябрьский и Свердловский районы города.

Официальное название моста выбрано в 2018 году[2]. При опросе красноярцев наиболее популярным предложенным названием оказалось «Николаевский» (по названию Николаевской сопки).[2] Среди строителей мост известен как «Кошкин» — по фамилии руководителя ОАО «Сибмост» — компании, занимающейся строительством этого объекта[3]; также среди специалистов мост известен как «Волочаевский» (по названию улицы на левом берегу, соединение которой с мостом еще планируется построить)[4].

Были предложения назвать мост «Афонтовым», по расположению рядом с Афонтовой горой, исключительно ценным археологическим объектом Красноярска[5].

Мост является самым верховым мостом Красноярска по течению реки. Створ моста находится в ста семидесяти метрах выше существующих железнодорожных мостов через Енисей[6], самый первый из которых, Царский, ныне разобранный, построен в эпоху правления Николая II, второй — в эпоху правления И.В. Сталина, в тридцатые годы прошлого века, третий — в конце ХХ века. Таким образом, новый мост возведён в историческом месте, где представлены разные эпохи существования России.

История

Четвертый мост и проектируемые подъездные пути к нему на генплане Красноярска.

Обоснование инвестиций строительства нового моста было разработано в 2005 году, стадия «проект» в 2010 году, рабочая документация — в 2012 году. Все работы были выполнены петербургским ОАО «Трансмост»[7].

Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта — Е. Г. Агафонов (главный инженер проекта)[8], Б. А. Кецлах (руководитель разработки проектно-изыскательной документации на строительство моста)[9] , В. А. Галахов, С.И. Балан[6].

Строительство началось 27 октября 2011 года (вынут первый ковш земли, установлена памятная доска).

Строительство важного транспортного объекта находилось на контроле у министра транспорта РФ Максима Соколова и помощника президента Игоря Левитина, которые посетили его в феврале 2015 года в ходе Красноярского экономического форума. Игорь Левитин отметил, что обычно строительство таких объектов затягивается из-за сноса жилья и переноса коммуникаций, и поблагодарил власти края и города за соблюдение сроков в данном случае[10].

Мост строили Красноярский, Абаканский, Новосибирский, Алтайский мостоотряды, десятки субподрядных организаций[11].

История красноярского мостоотряда № 7 началась в октябре 1941 года, когда решением Государственного комитета обороны был сформирован мостовосстановительный поезд № 53. В годы Великой Отечественной войны он восстанавливал разрушенные инженерные сооружения на железнодорожных линиях от Москвы до западных границ. В 1945 году мостовосстановительный поезд № 53 был реорганизован в Мостоотряд № 7, который перешёл в распоряжение Мостостроительного треста № 2. В первое послевоенное десятилетие предприятие восстанавливало и строило инженерные сооружения в европейской части России и за Уралом. В их числе — мост через реку Старый Днепр (Запорожье), первый коммунальный мост через реку Обь (Новосибирск). С 1956 года Мостоотряд № 7 дислоцируется в Красноярске. Им были построены все автомобильные мосты через Енисей, вантовый мост, мосты через Качу. Позже Красноярский мостоотряд № 7 вошёл как структурное подразделение в ОАО Сибмост, организованое в 1993 году.

Металлические пролётные строения моста изготавливались на Восточно-Сибирском заводе металлоконструкций[12] и на омском НПО «Мостовик»[13].

26 июня 2015 года произошло соединение левобережного и правобережного участков[14].

22 сентября 2015 года движение по новому (но еще не открывшемуся) мосту имитируют шестнадцать самосвалов. Все они загружены до предела, каждый весом в 25 тонн. Тяжёлые машины проезжали по сооружению с разной скоростью - от 10 до 40 километров в час[15].

29 октября 2015 года мост был торжественно открыт[16].

Для строительства подъездных путей к мосту на левом берегу планируется снести 611 жилых строений, бо́льшая часть которых к лету 2018 года снесена.[17]

Технические данные

Конструкция моста — комбинированная: стальные конструкции и железобетонные элементы. Покрытие моста: асфальтобетон.

Мостовой переход состоит из одного элемента. Общая длина моста с подходами и развязками — 6771,01 метра[18], в том числе 1273,35 метров в русловой части; предназначен для пропуска шести полос движения автотранспорта, пешеходов и двух теплотрасс диаметром тысяча миллиметров каждая; мостовой переход включает в себя также две многоуровневые транспортные развязки — одну на улице Дубровинского длиной 2,3 километра и вторую на Свердловской улице длиной 3,2 километра[19].

Ширина моста — тридцать один с половиной метр. Имеется два тротуара шириной по полтора метра. На мосту имеется шесть полос движения — по три полосы в каждую сторону. Установлено сто тридцать пять фонарей.

Мост состоит из руслового и правобережного эстакадного участков: русловой участок моста длиной 776,68 метров перекрыт неразрезным балочным металлическим пролётным строением с ортотропной плитой проезда по схеме 92,69+4х147,0+92,69 метров, усиленного в пролетах 147,0 метров подпругами. Правобережная эстакада длиной 496,67 метров перекрыта сталежелезобетонным неразрезным балочным пролётным строением по схеме 63,0+69,0+84,0+78,0+2х63,0+42,0+27,0 метров[6].

Опоры моста приняты со свайными фундаментами и фундаментами мелкого заложения. В пределах русла Енисея тело опоры выполнено сборно-монолитным, на береговых участках – из монолитного железобетона. Проектом предусмотрено освещение и архитектурно-художественная подсветка моста, устройство навигационной сигнализации и видеонаблюдения[6].

В состав мостового перехода также входят транспортные развязки: в двух уровнях по типу «труба» на правом берегу и в трёх уровнях на левом. Общая длина съездов развязок составляет 5 498 метров. На съездах расположено восемь путепроводов общей длиной 1580 метров с металлическими, сталежелезобетонными и железобетонными пролётными строениями, а также пять подпорных стенок полной длиной 562 метра. При устройстве развязок была выполнена реконструкция прилегающих улиц[6].

Общий вес смонтированных металлоконструкций пролётных строений мостового перехода составляет 26 177,9 тонны, объём — 328,72 кубометра железобетонных пролётных строений. Объём железобетонных плит проезжей части — 7 658 кубометров[20].

При строительстве было пробурено 9511,6 погонных метра и забетонировано 14 556 кубометров буронабивных свай. Объём уложенного бетона при сооружении шестидесяти семи опор опор составляет 32 312 кубометров. Дорожная одежда (включая тротуарную часть и разделительные полосы) выполнена на общей площади 66 549 квадратных метров[20].

На строительстве сооружения работало до полутора тысяч человек и двести пятьдесят единиц специализированной техники[20].

Критика

По данным аудита счётной палаты, проведенного в феврале 2016 года, несмотря на то, что был освоен практически весь выделенный на строительство моста бюджет, его пропускная способность составляет менее 50% проектной мощности в 3300 автомобилей в час, главным образом из-за отсутствия прямолинейного съезда в левобережную часть Красноярска. Также вызывает подозрения порядок выкупа недвижимости на территории, предназначавшейся для строительства. Счётная палата потребовала от правительства Красноярского края предоставление плана по устранению недочетов[21].

Галерея

Процесс строительства моста

Процесс строительства моста с левого берега

Мост после церемонии открытия

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru


Погода от gismeteo

Вверх