|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Речной вокзал в Красноярске по ул. Дубровинского, 1. Речной вокзал красноярскаПо-Сибири — Речной вокзал КрасноярскаРечной вокзал Красноярска — один из символов и визитная карточка города. Его любят и туристы, и местные жители. Ведь что может быть лучше прогулки по великолепному Енисею в летние жаркие дни? История вокзала началась не так давно, в 1940 году. Но его необходимость жители города ощутили гораздо раньше. За не слишком длинную жизнь вокзал успел немало пережить. История речного вокзалаРечные пристани были в Красноярске практически с самого момента его основания. Их владельцами были богатые купцы или городские власти. В начале 20 века особой популярностью пользовались две — Гадаловская и Сибирская. В 1934 году их объединили в пароходство, которому, конечно же, требовался какой-то центр. О строительстве речного вокзала в Красноярске заговорили еще в конце 1930-х годов, когда город развивался и преображался. В 1940 году московский архитектор А.В. Курносов, предложил проект, который был принят руководством города. Он полностью был выдержан в стиле советского конструктивизма и во многом напоминал Северный речной вокзал в Москве. С началом Великой Отечественной войны все градостроительные планы изменились. Жители Красноярска, хоть город и находился далеко от тех мест, где велись кровопролитные бои, делали все для того чтобы помочь фронту и приблизить Победу. Естественно, все запланированные строительные работы пришлось отложить. Не исключение и здание речного вокзала. К идее возведения на берегах Енисея городской гавани вернулись лишь в 1948 году. В первую очередь рассмотрели старый проект, однако у власти появилось к нему немало замечаний. И место решили изменить, да и само здание вдруг перестало устраивать. Правки в проект было поручено внести местному архитектору А.М. Голубеву. Он учел все замечания и предложил, по сути, новый проект. От предыдущего остались лишь базовые моменты и слегка уловимое сходство с московским Северным речным вокзалом. В 1949 году работа А.М.Голубева была утверждена на краевом и государственном уровне. Именно он по сей день и считается автором здания Красноярского речного вокзала. После согласования проекта начались строительные работы. Из-за сложных природных условий и непростого амбициозного проекта велись они достаточно долго и были завершены лишь в 1952 году. Новое здание быстро и удачно вписалось в городской пейзаж. Местные жители полюбили его не только за красоту, но и за функциональность. Добраться до многих населенных пунктов края стало гораздо проще, и для многих поездка на дачу из головной боли превратилась в настоящий праздник. На втором этаже здания сразу же после открытия начал работу один из самых известных в Красноярске ресторанов. Заветный столик долгие годы был мечтой каждого жителя города. В 1958 году макет здания Красноярского речного вокзала представлял нашу страну на международной выставке в Брюсселе. Проект получил международное признание и был удостоен серебряной медали. Красноярский речной вокзал сегодняШли годы, Красноярский вокзал с каждым годом все больше и больше укреплял свои позиции в глазах гостей города и местных жителей. Многие без него перестали представлять свою жизнь. Казалось, ничего в городе нет стабильнее, чем жизнь этого здания. Однако время вносит свои коррективы. Менялась власть, менялась жизнь, менялись приоритеты… В начале 20 века эти перемены коснулись и Красноярского речного вокзала. В первую очередь здание было сдано в долгосрочную аренду. Естественно, с 1952 года оно несколько обветшало (в начале 90-х за вокзалом совсем перестали следить) и требовалась ели не реконструкция, то капитальный ремонт. Новые хозяева, недолго думая, решили превратить его в торгово-офисный центр. Без всякого согласования с городской администрацией начались строительные работы. Местные жители, обеспокоенный судьбой городского символа, неоднократно обращались во всевозможные органы. В итоге они были услышаны, на нового «хозяина» обратило внимание министерство внутренних дел. Возбудили уголовное дело, сделку по долгосрочной аренде аннулировали. Перестройку исторического здания в центре Красноярска запретили. В скором времени для него нашлись новые хозяева, готовые привести речной вокзал в порядок. Вновь начались строительные работы, но теперь уже без всяких нововведений. Деятельность новых хозяев регламентируются условиями государственного контракта. Он накладывает много ограничений, связанных с историческим статусом здания. Завершить реконструкцию планировалось в 2015 году, но то ли кризис, то ли бюрократические проволочки, то ли другие факторы этого сделать не позволили. Компания «Крастехснаб» ссылается на сложности оформления документов и получения разрешений. По сей день торжественная красная ленточка не перерезана, а речной вокзал «одет в леса». Местным жителям и руководству города остается только надеяться на то, что речной вокзал в Красноярске станет лучше чем раньше, но при этом сохранит свои архитектурные традиции. И здание на улице Дубровинского по-прежнему будет визитной карточкой города. Туристическая привлекательность речного вокзалаКрасноярский речной вокзал неизменно пользуется популярностью среди туристов. Само здание достаточно привлекательно с архитектурной точки зрения, фотография на фоне названия города уже давно стала своеобразной туристической традицией. Это еще одна возможность познакомиться с традициями советского градостроительства, интересными и немного противоречивыми. Со второго этажа здания открывается чудесный вид на просторы Енисея. Правда, в настоящее время он недоступен из-за ремонта. Привокзальная площадь, так же как и само здание вокзала, стала одним из самых популярных мест в Красноярске. Здесь часто назначают встречи, фотографируются и просто отдыхают гости города и местные жители. Ведь что может быть лучше, чем речная прохлада в жаркий летний день. И, конечно же, гости приходят на речной вокзал для того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по Енисею. Во время такой прогулки можно проплыть под сводами коммунального моста, насладиться природными ландшафтами, затерявшимися на берегах деревнями и поселками. Побывать в одном из таких — отличная возможность познакомиться с сибирским бытом, до которого и не добралась цивилизация, и узнать о местных традициях. Местные жители дружелюбно относятся к гостям и с удовольствием встречают туристов, которые в этих краях редкость. Куда можно уехать с красноярского речного вокзалаЕнисей традиционно привлекает туристов, а для жителей край паром порой единственный способ добраться к друзьям и родственникам, проживающих в труднодоступных метах. Навигационный сезон открывается, как правило, в марте и заканчивается в октябре. В настоящее время все рейсы, отправляющиеся с Красноярского речного вокзала, обслуживает транспортная компания «ПассажирРечТранс», монополист в области пассажирских перевозок по Енисею и Нижней Ангаре. Маршруты делятся на две группы. Первая это паромные переправы, являющиеся не просто туристическими маршрутами, а жизненно необходимым транспортом для многих жителей края. Иногда это и вовсе единственная возможность добраться на учебу или работу. По некоторым маршрутам курсирую не только пассажирские, но и грузовые суда, осуществляющие переправу личного транспорта. Длительность поездок колеблется от 15-20 минут до часа. И если для красноярцев это общественный транспорт, то гости города часто воспринимают такие поездки как возможность отправиться в коротенькое путешествие по Енисею. Еще один способ познакомиться с сибирским красавцем — отправиться в круиз. Осуществляются они на трех теплоходах — Валерий Чкалов, Александр Матросов и М.Ю. Лермонтов. Каждый из них оснащен всем необходимым для того, чтобы туристы чувствовали себя комфортно в путешествии. На палубах каждого есть ресторан, бары, библиотека, музыкальные гостиные. Теплоходы следуют по маршруту Красноярск-Дудинка. Путь в одну сторону занимает пять дней , круиз «от Красноярска до Красноярска» — десять. Такое путешествие позволяет из Сибирского мира перенестись совсем в другой — северный. Ведь Дудинка — это транспортное окно Норильска. В конечном пункте назначения, одном из самых холодных городов планеты, гостей ждут многочисленные экскурсии: в центр народного творчества, краеведческий музей и многие другие места. Для знакомства с Енисеем можно выбрать любой маршрут. Сколько бы он не длился — несколько часов или несколько дней, гости смогут оценить красоту Енисея и его берегов. Природные заповедники, скалы, уходящие в воду, сибирская тайга… все это невероятно самобытно и интересно. А отправной точкой захватывающего путешествия уже не один десяток лет служит красноярский речной вокзал. Где находится красноярский речной вокзалКрасноярский речной вокзал находится в центральной части города, на улице Дубровинского. Неподалеку от него располагаются легендарный Коммунальный мост, музей имени В.И. Сурикова, городской краеведческий музей, комплекс На стрелке и многие другие популярные достопримечательности. Его осмотр — обязательный пункт любого туристического маршрута по городу и пешеходной прогулки. Рядом с Красноярским речным вокзалом находится немало городских гостиниц, в том числе Октябрьская, Покровская, огни Енисея. Из окон последней открывается чудесный вид на пристань и Енисей. Добраться до речного вокзала не составляет никакого труда — рядом с ним находится обстановка общественного транспорта, через которую проходят многие городские маршруты. Loading...posibiri.ru Речной вокзал в Красноярске по ул. Дубровинского, 1Историческая справка:Проект Речного вокзала был разработан по программе «Большого Красноярска» в 1940 г. мастерской «Горпроект» (г. Москва). Начать строительные работы в то время помешала война (ВОВ 1941-1945). В 1948 г. по решению краевой архитектурной комиссии проект практически полностью был переработан с увеличением объема и переносом выше по течению Енисея, в створ ул. Парижской коммуны. Новый проект разрабатывался в архитектурно-проектной мастерской при Управлении главного архитектора г. Красноярска в 1948-49г.г. Затем здание было построено в течении 1950-52 г.г., автор проекта - архитектор Голубев А.Н. Были внесены некоторые изменения: вместо эксплуатируемой кровли устроена вальмовая крыша, уточнены пропорции завершающих элементов, изменена функция части залов. Современный адрес:Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского,1 Описание объекта:Речной вокзал в Красноярске является важным компонентом панорамы набережной в границах исторического центра, выходит северным фасадом на ул. Дубровинского, а южным – на набережную р. Енисей. Замыкает с юга перспективу ул. Парижской Коммуны. Здание Речного вокзала занимает доминирующее положение в городской застройке центра, отлично просматривается как с водной поверхности, так и с Коммунального моста, а так же с высот, господствующих над городом. Симметричное двухэтажное с цокольным этажом, с антресолями (3 этажом) в центральном объеме, монументальное здание в формах неоклассицизма, развито вдоль берега реки и связано с нижней террасой набережной широкой лестницей по центральной оси. Кроме того, имеет две наружных лестницы по торцам здания, связывающих верхнюю террасу набережной с нижней. Ступени – из гранитных плит, ограждения южной, западной и восточной лестниц сплошные, облицованы гранитом. Имеет четко выраженную трехчастную композицию, характерную для речных и морских вокзалов первой половины ХХ-го века — завершенный башней со шпилем, кубический центральный объем возвышается над боковыми крыльями, по флангам которых на северном фасаде сильно выступают ризалиты. Аркада из восемнадцати полуциркульных арок, по девять в каждом из крыльев здания, поддерживаемых квадратными в сечении колоннами, проходящая вдоль южного фасада, образует на обоих этажах крыльев прогулочные галереи. Мотив высокой ордерной аркады, уплощенное изображение которой украшает остальные фасады – ведущая архитектурная тема здания. К северному центральному входу со стороны площади ведет крыльцо, расчлененное постаментом портика. К южному центральному входу со стороны реки ведет лестница. Боковые входы в ризалитах со стороны ул. Дубровинского. Симметричная композиция южного фасада решена в двадцать одну ось (по девять в обоих крыльях и три в центральном объеме), северного - в пятнадцать осей (три в центральном объеме, по пять в обоих крыльях и по одному в каждом ризалите). Выступы центрального объема на южном и северном фасадах решены как одинаковые арочные портики с тремя полуциркульными аркими, поддерживаемых двумя парами восьмигранных колонн и угловыми пилонами с композитными капителями. В уровне фриза ряд декоративных прямоугольных мелких проемов и ниш, под ними объемная надпись «Речной вокзал» – с севера и объемная надпись «Красноярск» - с реки. Центральный объем завершен профилированным карнизом большого выноса, увенчанным четырьмя парапетными столбиками с ажурной металлической решеткой между ними. Под профилированным карнизом с модульонами и пояском ионического ордера – пояс сухариков. Над центральным объемом возвышается квадратная в плане башня, обнесенная по периметру миниатюрной колоннадой дорического ордера. С севера и с юга в разрыве колоннады располагаются механические часы. Восточное и западное крылья здания завершены профилированным карнизом среднего выноса, увенчанным двадцатью парапетными столбиками с балясинами между ними. Окна второго этажа завершены кирпичной перемычкой лучкового типа. Три оси в центральном ризалите в уровне второго этажа имеют ложные балкончики с балясинами. Восьмигранные колонны центрального ризалита и угловые пилоны увенчаны композитными капителями с орнаментом растительного характера. Квадратные колонны открытых галерей увенчаны композитными капителями с якорями и орнаментом растительного характера. Угловые пилоны центрального ризалита прорезаны горизонтальным рустом. Пилоны центрального ризалита украшены трехрожковыми настенными светильниками. Наружные стены центрального объема и обоих крыльев прорезаны горизонтальным рустом на высоту верха капителей. Цокольный этаж крупно рустован квадрами (ананасная грань). Ограждение открытых галерей по второму этажу ажурное металлическое, по первому – литые бетонные балясины, накрытые бетонным поручнем. Потолок галерей на обоих этажах декорирован тягами и лепными розетками со встроенными светильниками, которые расположены по осям всех проемов и арок, кроме центрального объема. На северном фасаде расположены двенадцать полуциркульных арок аркады, по шесть в каждом из крыльев здания, поддерживаемых прямоугольными в сечении пилястрами. Крыльцо расчленено каменными стилобатами портика. Все окна в уровне второго этажа имеют ложные балкончики с балясинами. Центральный объем завершен профилированным карнизом большого выноса, увенчанным четырьмя парапетными столбиками с ажурной металлической решеткой между ними. Восточное и западное крылья здания завершены профилированным карнизом среднего выноса, увенчанным парапетными столбиками с балясинами между ними. Правый и левый ризалиты в своей средней части завершены глухим парапетом, увенчанным профилированным карнизом малого выноса, с четырьмя парапетными столбиками справа и слева (по два с каждой стороны) с балясинами между ними. Окна второго этажа завершены кирпичной перемычкой лучкового типа и имеют ложные балкончики с балясинами. Профилированный карниз центрального объема северного фасада украшен модульонами с пояском ионического ордера, под ним – пояс сухариков. Восьмигранные колонны центрального ризалита и угловые пилоны увенчаны композитными капителями с орнаментом растительного характера. Пилястры прямоугольного сечения увенчаны композитными капителями с якорями и орнаментом растительного характера. Угловые пилоны центрального ризалита прорезаны горизонтальным рустом. Пилоны центрального ризалита украшены трехрожковыми настенными светильниками. Наружные стены центрального объема и обоих крыльев прорезаны горизонтальным рустом на всю высоту. Глухие парапеты правого и левого ризалитов украшены лепными барельефами в виде щита, обрамленного лавровым венком, на фоне свисающих с обеих сторон знамен. Поле стены внутри аркад правого и левого ризалитов украшено барельефами в виде пятиконечной звезды в лавровом венке, перевитом лентами. Плоскость стены прорезана горизонтальным рустом на высоту до верха капителей. Восточный фасад решен ассиметрично в пять оконных осей и торцом открытых прогулочных галерей на обоих этажах – на шестой оси - с южной стороны. Окна второго этажа завершены кирпичной перемычкой лучкового типа и имеют ложные балкончики с балясинами. Фасад завершен профилированным карнизом среднего выноса, увенчанным семью парапетными столбиками с балясинами между ними. Цокольный этаж отделен от основного объема междуэтажным карнизом простого профиля. Пилястры прямоугольного сечения увенчаны композитными капителями с якорями и орнаментом растительного характера. Плоскость стены прорезана горизонтальным рустом на высоту до верха капителей. Цокольный этаж крупно рустован квадрами (ананасная грань). Ограждение открытых галерей по второму этажу ажурное металлическое, по первому – литые бетонные балясины, накрытые бетонным поручнем. Западный фасад решен аналогично восточному. Массивный четырехгранный шпиль поднят на высокий ступенчатый пьедестал и увенчан пятиконечной звездой. Крыша основного объема здания вальмовая. Материал кровли над всеми объемами – металл. Конструктивная схема – смешанная, продольные и поперечные несущие кирпичные стены с элементами каркасной системы – колоннами квадратного и восьмигранного сечения, по которым уложены балки перекрытий. Фасады оштукатурены терразитовой штукатуркой, с прорезкой в углубленных плоскостях плоским прямоугольным рустом. Общие габариты здания в плане – 80.90 х 14.98 м, ширина восточного торца – 21.95 м, западного – 21,95 м; основные высотные отметки от уровня пола первого этажа: по свесу кровли венчающего карниза основного объема – 10.275 м, по свесу кровли венчающего карниза центрального объема – 13.800 м; отметка конька – 13.430 м; основание шпиля – 29.000 м; вершина шпиля – 38.400 м. Планировочная схема коридорно-анфиладная. Первый этаж центрального объема занят вестибюлем, имеющим связь с набережной через главную открытую лестницу (центральную) и через две внутренних лестницы с проходом через цокольный этаж. В торцах здания – выделенные ризалитами залы ожидания и кафе, связанные с вестибюлем широкими коридорами и имеющие самостоятельные выходы на галереи, а через них по главной (центральной) лестнице – на набережную. К вестибюлю примыкают большие лестницы, левая из которых сообщается с башней-надстройкой. В ризалитах расположены запасные (служебные) лестницы. Во втором этаже – административные помещения и гостиница. Пространство основных помещений расчленено колоннами, которым соответствуют пилястры на стенах. В интерьере потолки богато украшены лепными тягами с декоративными элементами, розетками, колонны и пилястры завершены капителями. Полы выполнены из метлахской плитки и паркетные. Все оконные и дверные проемы обрамлены штукатурными тягами. Проемы в стенах между смежными помещениями украшены лепными тягами с декоративными элементами. В вестибюле – кессонированый потолок, украшенный лепными тягами и розетками. Колонны и пилястры вестибюля завершены фигурными лепными кронштейнами. Потолки коридоров и административных помещений 1 этажа декорированы лепными тягами и розетками. Балки перекрытий залов 1-го этажа обрамлены лепными тягами с лепными декоративными деталями. Потолки залов 1-го этажа украшены лепными тягами и розетками. Колонны и пилястры залов 1-го этажа завершены лепными капителями с орнаментом растительного характера и ионического ордера. Особое звучание в декоративном оформлении интерьера зала ожидания западного крыла 1-го этажа имеют два овальных плафона с живописными изображениями сцены строительства красноярского коммунального моста, видов реки Енисей, роспись маслом. Пространство зала 2-го этажа в центральном объеме расчленено колоннами, которым соответствуют пилястры на стенах. Колонны и пилястры зала 2-го этажа завершены лепными капителями. Потолок зала 2-го этажа кессонирован и украшен лепными тягами и розетками. Потолки коридоров и административных помещений 2 этажа декорированы лепными тягами и розетками. Фундаменты столбчатые, бетонные, глубокого заложения. Перекрытия железобетонные сборные. Оконные и дверные заполнения: материал – дерево, окрашенное в светлый тон. Первоначальный характер расстекловки окон: первого этажа — прямоугольные, с одним горизонтальным и двумя вертикальными импостами, два горизонтальных горбылька сгруппированы у горизонтального импоста сверху и снизу, третий горизонтальный горбылек расположен в нижней четверти окна. Окна второго этажа — полуциркульного завершения, с одним горизонтальным и двумя вертикальными импостами, два дополнительных горизонтальных горбылька расположены в нижней четверти окна и над горизонтальным импостом. По цокольному этажу – трехчастные, прямоугольной формы, с одним горизонтальным импостом в верхней трети окна. Подоконные доски в части помещений (лестничные клетки, залы ожидания) – мозаичные, с профилированным краем, в кабинетах - деревянные с профилированным краем. Входные и тамбурные двери в главных входах, выходах из залов ожидания, галерей, ресторана, материал – дуб, остекленные зеркальным стеклом и с инкрустацией. Полотна межкомнатных дверных проемов из дерева, филенчатые, окрашены масляными красками с разделкой под ценные породы дерева. Внутренние лестницы состоят из железобетонных маршей (ступени – брекчия, площадки выложены метлахской плиткой), уложенных по металлическим косоурам. Восточная и западная основные лестницы имеют деревянные окрашенные ограждения с филенчатыми вставками, доходящими до уровня второго этажа, а выше – металлические решетчатые ограждения. Ограждение лестницы восточного крыла по всем этажам – металлическое решетчатое (при этом рисунок ограждений различается на разных уровнях). Описание составлено в 1989 году архитекторами Коваленко Ю.П., Гулевич, дополнено и откорректировано архитектором Разваляевым Е.О. в 2013 году. Перестройки и утраты:Произведена значительная перепланировка, частичная функциональная переориентация помещений, в западном крыле устроен мансардный этаж. Арочные проемы прогулочных галерей остеклены пластиковыми окнами со стеклопакетами, в результате чего существенно изменен первоначальный облик здания. В настоящее время здание не используется. Техническое состояние:Здание в удовлетворительном техническом состоянии. Значимость памятника:Одно из наиболее интересных зданий 1940-50-х гг. в застройке Красноярска, пример удачной интерпретации классических архитектурных форм для достижения типологически четкого облика. Важный визуальный ориентир речной панорамы и прилегающих кварталов.К востоку от здания вокзала, на нижней террасе, располагаются каменные склады, построенные в 1914 — 1915 гг. по проекту С.Г. Дриженко. Вокзал отмечает историческое место: здесь издавна был главный речной причал города. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. Одно из наиболее интересных зданий 1940-50 гг. в застройке Красноярска, пример удачной интерпретации классических архитектурных форм для достижения типологически четкого облика. naov.ru Речной вокзал (Красноярский край, городской округ Красноярск, Красноярск) - ОтзывыИстория строительства здания речного вокзала в г.Красноярске такова. В конце 1930-х годов активно разрабатывалась общая концепция планировочного развития Красноярска. По заданию Наркомхоза группой специалистов красноярского Горстройпроекта под руководством архитектора А.М.Мостакова в 1938 году была разработана детальная планировка левобережной центральной части города. Новый генеральный план Красноярска был завершен группой А.М.Мостакова в 1940 году. Утвердить его помешала война. В связи с разработкой планировки левобережья Красноярска архитекторами был выполнен ряд проектов крупных общественных зданий. Так, известным архитектором А.Д.Крячковым был выполнен проект здания крайисполкома на месте взорванного в 1936 году Рождественского собора. В 1940 году на основании задания управления Енисейского пароходства в архитектурной мастерской Управления планировки Москвы был разработан проект здания речного вокзала в Красноярске. Автором этого проекта был московский архитектор Курносов. Выбор московского архитектора для проектирования здания красноярского вокзала не был случаен. Обширный проектный и практический опыт возведения общественных зданий был получен московскими архитекторами при реализации мероприятий, намеченных новым генеральным планом столицы 1935 года. Одним из крупнейших московских градостроительных мероприятий этого времени было создание Химкинского водохранилища с сопутствующим парковым комплексом и ансамблем Химкинского речного вокзала. Здание этого вокзала было выстроено в 1937 году по проекту архитектора А.Рухлядева. Величественный образ здания был идеологически выдержан в духе постановления Совета народных комиссаров Союза СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Для отражения «величия и красоты социалистической эпохи» автор проекта Химкинского речного вокзала использовал мотив протяженных ярусных аркад и башни, завершенной высоким шпилем. В дальнейшем образ Химкинского вокзала получил роль образца при проектировании и строительстве подобного рода зданий в других городах СССР, в том числе и в Красноярске. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не позволила реализовать идею строительства вокзала. Лишь после окончания войны Енисейское пароходство смогло вернуться к теме речного вокзала. Именно в это время по всей страны было широко развернуто проектирование и строительство крупных общественных зданий, в художественном образе которых оказался запечатленным пафос победы, одержанной советским народом в войне. В сентябре 1948 года архитектурной комиссией красноярского краевого Отдела по делам архитектуры был рассмотрен проект здания речного вокзала, составленный московским архитектором Курносовым. Согласно этому проекту здание речного вокзала предполагалось разместить на пересечении улиц Парижской Коммуны и Дубровинского, с небольшим смещением от оси ул.Парижской Коммуны. Симметричный объем здания, завершавшийся железобетонной башней с металлическим флагштоком, по проекту врезался в откос береговой террасы и имел со стороны города два этажа, а со стороны реки – три этажа. По проекту здание должно было получить центральное отопление, горячее водоснабжение, местную канализацию, электрооборудование, радиофикацию. Проект архитектора Курносова был утвержден заместителем наркома Речфлота еще в 1940 году. В ходе рассмотрения проекта был высказан ряд существенных замечаний. Экспертной комиссией в частности предлагалось передвинуть проектируемое здание вверх по Енисею на 30-40 метров, для постановки его по оси улицы Парижской Коммуны, полностью переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади. Одновременно предлагалось разработать проект благоустройства набережной в пределах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега). На набережной предполагалось предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все замечания и предложения комиссии было признано необходимым, увязать со схемой проектного института «Гипроречтранс», проектирующего весь фронт причала с пригородным и грузовым движением. Для удобства связи с понтонной переправой было указано на необходимость организовать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова. Помимо замечаний по генеральному плану были высказаны замечания по самому зданию речного вокзала. Так было предложено разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д. Внутри здания предлагалось ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц. Ряд замечаний был высказан относительно архитектурно-художественного облика здания. В протоколе отмечалось: «Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом. В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым». Членами комиссии было рекомендовано переработать все фасады здания, пересмотрев башенную часть, в сторону ее повышения, пересмотрев решения ризалитов в боковых крыльях, в связи с их тяжелым характером и утерянной масштабностью, а также предусмотрев изменения боковых крыльев здания, путем введения одного арочного пролета. В результате всестороннего обсуждения проект здания речного вокзала был согласован с условием внесения в него исправлений. Ввиду значительности высказанных замечаний проект здания речного вокзала в Красноярске был полностью переработан. Его новымавтором стал архитектор Голубев А.М., работавший сотрудником архитектурно-планировочной мастерской при управлении главного архитектора г.Красноярска. В августе 1949 года этот проект был рассмотрен на заседании архитектурной комиссии отдела по делам архитектуры при Исполкоме Красноярского крайсовета депутатов трудящихся. Экспертизу проекта произвели: архитектор Брудский Ю.А., инженер Шевырногов П.А., инженер Мурашкин А.А., инженер Хоменко М.С., инженер Сидоров А.Р. На основании результатов экспертизы проект был согласован и рекомендован для рассмотрения и утверждения в Управлении по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР. Строительство здания речного вокзала завершилось в 1952 году. Удачно вписавшееся в планировочную ткань города, здание вокзала стало заметным событием в архитектурной жизни краевого центра. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. smorodina.com Красноярский речной вокзал. История создания16.08.2010 » История строительства здания Речного вокзала в КрасноярскеИстория строительства здания речного вокзала в г.Красноярске такова. В конце 1930-х годов активно разрабатывалась общая концепция планировочного развития Красноярска. По заданию Наркомхза группой специалистов красноярского Горстройпроекта под руководством архитектора А.М.Мостакова в 1938 году была разработана детальная планировка левобережной центральной части города. Новый генеральный план Красноярска был завершен группой А.М.Мостакова в 1940 году. Утвердить его помешала война. В связи с разработкой планировки левобережья Красноярска архитекторами был выполнен ряд проектов крупных общественных зданий. Так, известным архитектором А.Д.Крячковым был выполнен проект здания крайисполкома на месте взорванного в 1936 году Рождественского собора. В 1940 году на основании задания управления Енисейского пароходства в архитектурной мастерской Управления планировки Москвы был разработан проект здания речного вокзала в Красноярске. Автором этого проекта был московский архитектор Курносов. Выбор московского архитектора для проектирования здания красноярского вокзала не был случаен. Обширный проектный и практический опыт возведения общественных зданий был получен московскими архитекторами при реализации мероприятий, намеченных новым генеральным планом столицы 1935 года. Одним из крупнейших московских градостроительных мероприятий этого времени было создание Химкинского водохранилища с сопутствующим парковым комплексом и ансамблем Химкинского речного вокзала. Здание этого вокзала было выстроено в 1937 году по проекту архитектора А.Рухлядева. Величественный образ здания был идеологически выдержан в духе постановления Совета народных комиссаров Союза СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Для отражения «величия и красоты социалистической эпохи» автор проекта Химкинского речного вокзала использовал мотив протяженных ярусных аркад и башни, завершенной высоким шпилем. В дальнейшем образ Химкинского вокзала получил роль образца при проектировании и строительстве подобного рода зданий в других городах СССР, в том числе и в Красноярске. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не позволила реализовать идею строительства вокзала. Лишь после окончания войны Енисейское пароходство смогло вернуться к теме речного вокзала. Именно в это время по всей страны было широко развернуто проектирование и строительство крупных общественных зданий, в художественном образе которых оказался запечатленным пафос победы, одержанной советским народом в войне. В сентябре 1948 года архитектурной комиссией красноярского краевого Отдела по делам архитектуры был рассмотрен проект здания речного вокзала, составленный московским архитектором Курносовым. Согласно этому проекту здание речного вокзала предполагалось разместить на пересечении улиц Парижской Коммуны и Дубровинского, с небольшим смещением от оси ул.Парижской Коммуны. Симметричный объем здания, завершавшийся железобетонной башней с металлическим флагштоком, по проекту врезался в откос береговой террасы и имел со стороны города два этажа, а со стороны реки – три этажа. По проекту здание должно было получить центральное отопление, горячее водоснабжение, местную канализацию, электрооборудование, радиофикацию. Проект архитектора Курносова был утвержден заместителем наркома Речфлота еще в 1940 году. В ходе рассмотрения проекта был высказан ряд существенных замечаний. Экспертной комиссией в частности предлагалось передвинуть проектируемое здание вверх по Енисею на 30-40 метров, для постановки его по оси улицы Парижской Коммуны, полностью переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади. Одновременно предлагалось разработать проект благоустройства набережной в пределах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега). На набережной предполагалось предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все замечания и предложения комиссии было признано необходимым, увязать со схемой проектного института «Гипроречтранс», проектирующего весь фронт причала с пригородным и грузовым движением. Для удобства связи с понтонной переправой было указано на необходимость организовать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова. Помимо замечаний по генеральному плану были высказаны замечания по самому зданию речного вокзала. Так было предложено разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д. Внутри здания предлагалось ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц. Ряд замечаний был высказан относительно архитектурно-художественного облика здания. В протоколе отмечалось: «Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом. В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым». Членами комиссии было рекомендовано переработать все фасады здания, пересмотрев башенную часть, в сторону ее повышения, пересмотрев решения ризалитов в боковых крыльях, в связи с их тяжелым характером и утерянной масштабностью, а также предусмотрев изменения боковых крыльев здания, путем введения одного арочного пролета. В результате всестороннего обсуждения проект здания речного вокзала был согласован с условием внесения в него исправлений. Ввиду значительности высказанных замечаний проект здания речного вокзала в Красноярске был полностью переработан. Его новымавтором стал архитектор Голубев А.М., работавший сотрудником архитектурно-планировочной мастерской при управлении главного архитектора г.Красноярска. В августе 1949 года этот проект был рассмотрен на заседании архитектурной комиссии отдела по делам архитектуры при Исполкоме Красноярского крайсовета депутатов трудящихся. Экспертизу проекта произвели: архитектор Брудский Ю.А., инженер Шевырногов П.А., инженер Мурашкин А.А., инженер Хоменко М.С., инженер Сидоров А.Р. На основании результатов экспертизы проект был согласован и рекомендован для рассмотрения и утверждения в Управлении по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР. По рассмотренному проекту были высказаны следующие замечания и предложения:
Котельную в здании речного вокзала не предусматривать и запроектировать отдельно стоящую котельную с противоположной стороны ул.Дубровинского.
Для лучшей связи вестибюля с оперативными залами и лестницами, предусмотреть арочные проемы в боковых стенах лестничной клетки с проходом через площадку.
а) Генеральную смету составить по форме №1 с пообъектной расшифровкой и основными показателями. б) составить сметы на пропущенные работы по телефонизации вокзала и наружной электросети. в) уточнить затраты по зимнему удорожанию. г) исключить проектно-сметные работы из сметы по радиофикации переносу телефонно-кабельной сети. д) пересоставить смету по радиофикации. Пояснительную записку включить в техническую часть проекта. е) генсмету и частные сметы проверить и внести соответствующие изменения по замечаниям экспертизы заказчика. Любопытные замечания по архитектуре здания речного вокзала оставил доцент кафедры архитектуры Новосибирского инженерно-строительного института Ф.Барицкий, сделавший заключение по проекту вокзала. В частности он решительно выступил против количества предполагавшихся в здании галерей, считая их не только неуместными с точки зрения экономии и эксплуатации, но и нецелесообразными в образе вокзала. Так, Барицкий Ф. писал : «Сплошные галереи создают образ здания речного вокзала не для г.Красноярска на великой реке Енисее, а для южных рек или для Крыма или Черноморского побережья Кавказа». Как показывает развитие советского градостроительства, в послевоенное десятилетие присущее этому времени стремление советских архитекторов запечатлеть в архитектурных образах победу советского народа зачастую приводило к декоративным излишествам, в жертву которым нередко приносились функциональные удобства, а также требования технической и экономической целесообразности. Сохранившийся в фондах красноярского государственного архива проект здания речного вокзала демонстрирует именно эти обстоятельства. Сравнительный анализ сохранившегося проекта вокзала и существующего здания показывает, что архитектором А.М.Голубевым в проект был внесен ряд изменений. Наиболее значительной переработке подверглась центральная часть здания и его боковые ризалиты. Центральная часть получила более монументальный характер благодаря появлению арочного портика. Полностью была изменена композиция центральной башни. В основании шпиля, скорее напоминающего обелиск, появились с запада и востока колоннады. Композицию фасадов боковых ризалитов сделали значительно более монументальной появившиеся щипцы с барельефной атрибутикой. В соответствии с традициями советской архитектуры послевоенного времени интерьер речного вокзала был оформлен декоративными деталями, взятыми из ордерной системы. В этой связи характерными являются плоские пилястры с ионическими капителями, пояс кронштейнов, украшенных пальметтами. Особое звучание в декоративном оформлении интерьера зала ожидания имеет овальный плафон с живописными изображениями сцены строительства красноярского коммунального моста, видов реки Енисея. Строительство здания речного вокзала завершилось в 1952 году. Удачно вписавшееся в планировочную ткань города, здание вокзала стало заметным событием в архитектурной жизни краевого центра. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. О. Руссу, архитектор ~~~ Источник: naov.ru Опубликовал: admin | Дата: Авг 16 2010 | Метки: В Красноярском крае | Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.krasvremya.ru Исторические фотографии Речного вокзала, ул. Дубровинского, 1, г. КрасноярскСтроительство Речного вокзала, 1952 год. Укладка асфальта на набережной у Речного вокзала, 1954 год. Укладка асфальта на набережной у Речного вокзала, 1954 год. Вид с юго-запада, 1954 год. Западный фасад, 1956 год. Гуляние на набережной, 1956 год. Вид с юго-востока, 1954 год. Вид с юго-запада, 1954 год. Западный фасад, 1956 год. Южный фасад, 1954 год. Погрузка на пароход, 1956 год. Интерьер зала ожидания (1-й этаж, западное крыло), 1956 год. Интерьер зала ресторана (1-й этаж, восточное крыло), 1956 год. Интерьер зала ожидания (2-й этаж, центральная часть), 1956 год. Медаль Брюссельской выставки Открытие вокзала, 1952 год. 1980-е года. Набережная у Речного. Вид с юго-запада, 1953 г. "Ракета" идет на швартовку, 1970-е. 1980-е года. Набережная, вид с моста. На переднем плане - теплоход "Александр Матросов". Фрагмент южного фасада, 1954 год. Вид с воды, 1960-й год. 2000-е года. 1980-е, южный фасад. Вид с воды, 1980-е. 1970-года, у стенки - пароход "Св. Николай". Вид с воды, 1971 год. Главная лестница, 1954 год. Речной вокзал, 1970-й год. 1980-е года. 1970-е года. naov.ru Здание Речного вокзала в КрасноярскеИстория строительства здания речного вокзала в г.Красноярске такова. В конце 1930-х годов активно разрабатывалась общая концепция планировочного развития Красноярска. По заданию Наркомхза группой специалистов красноярского Горстройпроекта под руководством архитектора А.М.Мостакова в 1938 году была разработана детальная планировка левобережной центральной части города. Новый генеральный план Красноярска был завершен группой А.М.Мостакова в 1940 году. Утвердить его помешала война. В связи с разработкой планировки левобережья Красноярска архитекторами был выполнен ряд проектов крупных общественных зданий. Так, известным архитектором А.Д.Крячковым был выполнен проект здания крайисполкома на месте взорванного в 1936 году Рождественского собора. В 1940 году на основании задания управления Енисейского пароходства в архитектурной мастерской Управления планировки Москвы был разработан проект здания речного вокзала в Красноярске. Автором этого проекта был московский архитектор Курносов. Выбор московского архитектора для проектирования здания красноярского вокзала не был случаен. Обширный проектный и практический опыт возведения общественных зданий был получен московскими архитекторами при реализации мероприятий, намеченных новым генеральным планом столицы 1935 года. Одним из крупнейших московских градостроительных мероприятий этого времени было создание Химкинского водохранилища с сопутствующим парковым комплексом и ансамблем Химкинского речного вокзала. Здание этого вокзала было выстроено в 1937 году по проекту архитектора А.Рухлядева. Величественный образ здания был идеологически выдержан в духе постановления Совета народных комиссаров Союза СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Для отражения «величия и красоты социалистической эпохи» автор проекта Химкинского речного вокзала использовал мотив протяженных ярусных аркад и башни, завершенной высоким шпилем. В дальнейшем образ Химкинского вокзала получил роль образца при проектировании и строительстве подобного рода зданий в других городах СССР, в том числе и в Красноярске. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не позволила реализовать идею строительства вокзала. Лишь после окончания войны Енисейское пароходство смогло вернуться к теме речного вокзала. Именно в это время по всей страны было широко развернуто проектирование и строительство крупных общественных зданий, в художественном образе которых оказался запечатленным пафос победы, одержанной советским народом в войне. В сентябре 1948 года архитектурной комиссией красноярского краевого Отдела по делам архитектуры был рассмотрен проект здания речного вокзала, составленный московским архитектором Курносовым. Согласно этому проекту здание речного вокзала предполагалось разместить на пересечении улиц Парижской Коммуны и Дубровинского, с небольшим смещением от оси ул.Парижской Коммуны. Симметричный объем здания, завершавшийся железобетонной башней с металлическим флагштоком, по проекту врезался в откос береговой террасы и имел со стороны города два этажа, а со стороны реки – три этажа. По проекту здание должно было получить центральное отопление, горячее водоснабжение, местную канализацию, электрооборудование, радиофикацию. Проект архитектора Курносова был утвержден заместителем наркома Речфлота в 1940 году. В ходе рассмотрения проекта был высказан ряд существенных замечаний. Экспертной комиссией в частности предлагалось передвинуть проектируемое здание вверх по Енисею на 30-40 метров, для постановки его по оси улицы Парижской Коммуны, полностью переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади. Одновременно предлагалось разработать проект благоустройства набережной в пределах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега). На набережной предполагалось предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все замечания и предложения комиссии было признано необходимым, увязать со схемой проектного института «Гипроречтранс», проектирующего весь фронт причала с пригородным и грузовым движением. Для удобства связи с понтонной переправой было указано на необходимость организовать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова. Помимо замечаний по генеральному плану были высказаны замечания по самому зданию речного вокзала. Так было предложено разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д. Внутри здания предлагалось ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц. Ряд замечаний был высказан относительно архитектурно-художественного облика здания. В протоколе отмечалось: «Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом. В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым». Членами комиссии было рекомендовано переработать все фасады здания, пересмотрев башенную часть, в сторону ее повышения, пересмотрев решения ризалитов в боковых крыльях, в связи с их тяжелым характером и утерянной масштабностью, а также предусмотрев изменения боковых крыльев здания, путем введения одного арочного пролета. В результате всестороннего обсуждения проект здания речного вокзала был согласован с условием внесения в него исправлений. Ввиду значительности высказанных замечаний проект здания речного вокзала в Красноярске был полностью переработан. Его новым автором стал архитектор Голубев А.М., работавший сотрудником архитектурно-планировочной мастерской при управлении главного архитектора г.Красноярска. В августе 1949 года этот проект был рассмотрен на заседании архитектурной комиссии отдела по делам архитектуры при Исполкоме Красноярского крайсовета депутатов трудящихся. Экспертизу проекта произвели: архитектор Брудский Ю.А., инженер Шевырногов П.А., инженер Мурашкин А.А., инженер Хоменко М.С., инженер Сидоров А.Р. На основании результатов экспертизы проект был согласован и рекомендован для рассмотрения и утверждения в Управлении по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР. По рассмотренному проекту были высказаны следующие замечания и предложения: 1. В генплане доработать организацию движения пассажиров и транспорта; наметить места стоянки транспорта и ввести малые формы. Генплан дополнить необходимыми размерами. 2. В плане цокольного этажа увеличить площадь детской комнаты и предусмотреть помещения для кормления детей за счет уменьшения площади зала ожидания матери и ребенка. Помещение отправки и приема багажа исключить из плана цокольного этажа и разместить их в существующих складах, находящихся в подпорных стенках набережной. Котельную в здании речного вокзала не предусматривать и запроектировать отдельно стоящую котельную с противоположной стороны ул.Дубровинского. 3. В плане 1го этажа вместо курительной разместить сан.узел, ликвидировать коридоры перед оперативными залами /кассовый и почта/, для чего убрать перегородки. Для лучшей связи вестибюля с оперативными залами и лестницами, предусмотреть арочные проемы в боковых стенах лестничной клетки с проходом через площадку. 4. В плане 2го этажа вместо курительной разместить контору ресторана. В уровне 2го этажа в зале ожидания предусмотреть антресоли с выходом в коридор и на галерею. 5. Столбы веранд, как в нижнем сечении, так и в верхнем сечении принять одной ширины, т.е. 64 см. 6. Переработать интерьер вестибюля, придав ему большую легкость. 7. Изменить тематику росписи зала ресторана. 8. Для окончательной разработки фасад со стороны города принять по варианту №2. 9. Объем работ по вертикальной планировке и благоустройству уточнить на основе дополнительных съемочных материалов. 10. При разработке технического проекта водопровода предусмотреть двухсторонний ввод с закольцеванием внутреннего водопровода у здания вокзала. 11. Приточную вентиляцию запроектировать с установкой воздушных фильтров для очистки приточного воздуха. 12. Учитывая возможность, в дальнейшем присоединения здания речного вокзала в теплофикационной сети, рекомендовать водяное отопление вместо парового. 13. Местную канализацию /септик/ запроектировать с учетом подключения к будущей городской канализации. 14. Решить вопрос о возможности применения люминесцентного освещения /лампы дневного света/ в залах ресторана ожидания. 15. а) Генеральную смету составить по форме №1 с пообъектной расшифровкой и основными показателями. б) составить сметы на пропущенные работы по телефонизации вокзала и наружной электросети. в) уточнить затраты по зимнему удорожанию. г) исключить проектно-сметные работы из сметы по радиофикации переносу телефонно-кабельной сети. д) пересоставить смету по радиофикации. Пояснительную записку включить в техническую часть проекта. е) генсмету и частные сметы проверить и внести соответствующие изменения по замечаниям экспертизы заказчика. Любопытные замечания по архитектуре здания речного вокзала оставил доцент кафедры архитектуры Новосибирского инженерно-строительного института Ф.Барицкий, сделавший заключение по проекту вокзала. В частности он решительно выступил против количества предполагавшихся в здании галерей, считая их не только неуместными с точки зрения экономии и эксплуатации, но и нецелесообразными в образе вокзала. Так, Барицкий Ф. писал : «Сплошные галереи создают образ здания речного вокзала не для г.Красноярска на великой реке Енисее, а для южных рек или для Крыма или Черноморского побережья Кавказа». Как показывает развитие советского градостроительства, в послевоенное десятилетие присущее этому времени стремление советских архитекторов запечатлеть в архитектурных образах победу советского народа зачастую приводило к декоративным излишествам, в жертву которым нередко приносились функциональные удобства, а также требования технической и экономической целесообразности. Сохранившийся в фондах красноярского государственного архива проект здания речного вокзала демонстрирует именно эти обстоятельства. Сравнительный анализ сохранившегося проекта вокзала и существующего здания показывает, что архитектором А.М.Голубевым в проект был внесен ряд изменений. Наиболее значительной переработке подверглась центральная часть здания и его боковые ризалиты. Центральная часть получила более монументальный характер благодаря появлению арочного портика. Полностью была изменена композиция центральной башни. В основании шпиля, скорее напоминающего обелиск, появились с запада и востока колоннады. Композицию фасадов боковых ризалитов сделали значительно более монументальной появившиеся щипцы с барельефной атрибутикой. В соответствии с традициями советской архитектуры послевоенного времени интерьер речного вокзала был оформлен декоративными деталями, взятыми из ордерной системы. В этой связи характерными являются плоские пилястры с ионическими капителями, пояс кронштейнов, украшенных пальметтами. Особое звучание в декоративном оформлении интерьера зала ожидания имеет овальный плафон с живописными изображениями сцены строительства красноярского коммунального моста, видов реки Енисея. Строительство здания речного вокзала завершилось в 1952 году. Удачно вписавшееся в планировочную ткань города, здание вокзала стало заметным событием в архитектурной жизни краевого центра. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. П Р И Л О Ж Е Н И Я Ф. Р-2224, Оп.1, Д.90 «Приказы начальника отдела по архитектурной комиссии». 1949г. Л.147 Приказ №37 Начальника отдела по делам Архитектуры при Исполкоме Красноярского Крайсовета депутатов трудящихся. г.Красноярск, 6 августа 1949г. 1. В отдел по делам архитектуры на экспертизу и рассмотрение поступил технический проект здания речного вокзала на р.Енисее в гор.Красноярске, разработанный на основании протокола Архитектурной комиссии №26 и приказа отдела №34а от 6.09.48 года по проекту речного вокзала, составленного в 1940 году Архитектурной мастерской при Управлении Планировки г.Москвы /автор архитектор Курносов/ и задания Управления Енисейского пароходства. При рассмотрении проекта 1940 года 6.09.1948 года был отмечен ряд серьезных недостатков, что повлекло за собой составление совершенно нового проекта с изменением места расположения строительства. Рассмотренный проект выполнен Архитектурно-планировочной мастерской при Управлении гл.Архитектора г.Красноярска /автор архитектор тов. Голубев А.Н./ с учетом всех основных замечаний Архитектурной комиссии. 2. Краткая характеристика проекта. Площадь застройки – 1614 кв. метров Полезная площадь – 2095 кв. метров + веранда – 775 кв.м. Всего – 2870 кв. метров Строительный объем – 18946 кбм. Здание со стороны реки 3х этажное и со стороны города 2х этажное с железобетонной башней и металлическим флагштоком. Фундаменты – бетонные, марки «70» с Гидроизоляцией. Стены – наружные в 2,5 кирпича и внутренние – 1,5-2 кирпича на растворе марки «15». Перекрытия над цокольным и 1м этажами – монолитные железобетонные, чердачные перекрытия – деревянные. Над залом ожидания метало-деревянные фермы с подвесными потолками. Стропилы наслонные. Кровля железная. Центральное отопление паровое /низкого давления/ и вентиляция. Водопровод холодный, горячий и канализация. Радиофикация и телефонизация. Электроснабжение и благоустройство. Сметная стоимость объекта по Генсмете, в ценах 1949г. – 8,827.825р. 3. Экспертизу проекта произвели: 1. Архитектор Брунский Ю.А. 2. Инженер Шевырногов П.А. 3. Инженер Мурашкин А.А. 4. Инженер Хоменко М.С. 5. Инженер Сидоров А.Р. и Техническая документация рассмотрена Архитектурной комиссией согласно протокола №27 от 5 августа 1949 года. 4. На основании результатов экспертизы проекта и рассмотрения технической документации Архитектурной комиссией согласно протокола №27 от 5 августа 1949 года. Приказываю: Представленный Енисейским Управлением Речного пароходства технический проект речного вокзала на р. Енисее в гор. Красноярске, разработанный архитектурно-планировочной мастерской при Управлении Главного архитектора гор. Красноярска СОГЛАСОВАТЬ для представления на утверждение в Управление по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР с учетом следующих основных замечаний: 16. В генплане доработать организацию движения пассажиров и транспорта; наметить места стоянки транспорта и ввести малые формы. Генплан дополнить необходимыми размерами. 17. В плане цокольного этажа увеличить площадь детской комнаты и предусмотреть помещения для кормления детей за счет уменьшения площади зала ожидания матери и ребенка. Помещение отправки и приема багажа исключить из плана цокольного этажа и разместить их в существующих складах, находящихся в подпорных стенках набережной. Котельную в здании речного вокзала не предусматривать и запроектировать отдельно стоящую котельную с противоположной стороны ул.Дубровинского. 18. В плане 1го этажа вместо курительной разместить сан.узел, ликвидировать коридоры перед оперативными залами /кассовый и почта/, для чего убрать перегородки. Для лучшей связи вестибюля с оперативными залами и лестницами, предусмотреть арочные проемы в боковых стенах лестничной клетки с проходом через площадку. 19. В плане 2го этажа вместо курительной разместить контору ресторана. В уровне 2го этажа в зале ожидания предусмотреть антресоли с выходом в коридор и на галерею. 20. Столбы веранд, как в нижнем сечении, так и в верхнем сечении принять одной ширины, т.е. 64 см. 21. Переработать интерьер вестибюля, придав ему большую легкость. 22. Изменить тематику росписи зала ресторана. 23. Для окончательной разработки фасад со стороны города принять по варианту №2. 24. Объем работ по вертикальной планировке и благоустройству уточнить на основе дополнительных съемочных материалов. 25. При разработке технического проекта водопровода предусмотреть двухсторонний ввод с закольцеванием внутреннего водопровода у здания вокзала. 26. Приточную вентиляцию запроектировать с установкой воздушных фильтров для очистки приточного воздуха. 27. Учитывая возможность, в дальнейшем присоединения здания речного вокзала в теплофикационной сети, рекомендовать водяное отопление вместо парового. 28. Местную канализацию /септик/ запроектировать с учетом ……….. к будущей городской канализации. 29. Решить вопрос о возможности применения люминесцентного освещения /лампы дневного света/ в залах ресторана ожидания. 30. а) Генеральную смету составить по форме №1 с пообъектной расшифровкой и основными показателями. б) составить сметы на пропущенные работы по телефонизации вокзала и наружной электросети. в) уточнить затраты по зимнему удорожанию. г) исключить проектно-сметные работы из сметы по радиофикации переносу телефонно-кабельной сети. д) пересоставить смету по радиофикации. Пояснительную записку вычить в техническую часть проекта. е) генсмету и частные сметы проверить и внести соответствующие изменения по замечаниям экспертизы заказчика. Начальник по делам архитектуры Б.Петрусев Л.151 В дело к приказу №37 от 6.8.49г. и протоколу №27 от 5.8.49г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По проекту речного вокзала в г.Красноярске Автор-архитектор Голубев А.Н. Решение плана: 1. Принятая планировка речного вокзала возражений не встречает. В качестве недостатка следует отметить отсутствие в здании помещений для приема и отправки багажа. Эти помещения могли бы быть расположены в цокольном этаже; отсутствие их в здании является большим неудобством для пассажиров. 2. Размещение четырех опор, колонн в вестибюле и, соответственно, в ресторане /2й этаж/ почти на равных расстояниях не организует архитектурного пространства этих помещений; слишком массивные размеры колонн даже в ресторане усиливают антихудожественность принятого решения. 3. Устройство галерей в 1м и 2м этажах почти по всему главному фасаду и в торцах здания не вызывается ни технологическим требованиям, ни климатическими условиями. Пользование галереями 2го этажа затруднительно и требует устройства антресолей в залах ожидания. Необходимо сократить протяженность галерей, оставив их только в торцах и в части главного фасада у зала ожидания. Целесообразнее было бы устройство террас только в уровне 1го этажа, т.е. в уровне зала ожидания. Архитектура здания: 1. Архитектура здания недостаточно монументальна, учитывая специфическое природное окружение – величественное зеркало Енисея и суровый, мощный силуэт гор за Енисеем, а также размах и масштаб всего пространства вокруг здания. 2. Эта недостаточная монументальность отразилась и в пропорциях колонн аркад галерей – они слишком тонки. 3. Помимо нецелесообразности принятого количества галерей с технологической, планировочной, эксплуатационной и экономической сторон и с архитектурной стороны сплошные галерей создают образ здания речного вокзала не для Красноярска на великой сибирской реке Енисее, а для южных рек или для Крыма или Черноморского побережья Кавказа. 4. При принятом объеме здания башня также слишком легка и невыразительна, не «завершает» здания. 5. При принятом решении архитектуры здания – городской фасад является более приемлемым по 1му варианту, так как он обеспечивает господство ордерного приема центра под плоскостями крыльев, он органичен. Второй вариант центра не определенен и слаб по формам архитектурных членений по сравнению с четким решением плоскостей крыльев и архитектурно с последним не увязывается. 6. Учитывая вышеизложенные замечания проект речного вокзала арх. Голубева А.Н. может быть принят для осуществления при условии его доработки для устранения указанных недостатков. Доцент кафедры архитектуры Новосибирского инж.стр. Института – Кандидат технических наук Ф.Барницкий 26.8.49г. С подлинным верно В.Калугин
Л.152 В дело Экспертное заключение По техническому проекту речного вокзала в г.Красноярске на реке Енисей, разработанного архитектурной мастерской при главном городском архитекторе г.Красноярска. Архитектурно-строительная часть. Автор проекта арх. Голубев.
Л.154 Общие выводы экспертизы по проекту речного вокзала на реке Енисей, в г.Красноярске. Архитектурная часть: 1. Проект речного вокзала может быть утвержден для разработки рабочих чертежей и строительства с учетом следующих замечаний: а) Перепроектировать детскую комнату с учетом освещения последней дневным светом. б) Комнату отправки багажа перенести на речной фасад и устроить специальную дверь на посадочную площадку. г) Угольную обеспечить загрузочным люком д) Доработать решение входа в склад. /В данном решении дверь не проходит/. е) Устроить дополнительный вход в билетный зал через лестничную клетку, в связи с чем лестницу переделать. Кроме того лестницу устроить всю двухмаршевую либо трехмаршевую, открыв возможность спуска из ресторана. ж) Принять для городского фасада вариант №2. з) Прорисовать капители столбов аркады. и) Переработать интерьер главного вестибюля. к) Изменить тематику росписи зала ресторана. Архитектор ……………?
Л.161 Экспертное заключение по вертикальной планировке и благоустройству участка речного вокзала в г.Красноярске. Технический проект вертикальной планировки выполнен архитектурно-планировочной мастерской при Управлении Гл.Архитектора г.Красноярска. Вывод: 1. Представленный проект вертикальной планировки для речного вокзала в г.Красноярске утвердить, а объем работ уточнить на основе дополнительных съемочных материалов. 2. Вертикальную планировку ул.Дубровинского и набережной между улицами 9го Января и Сурикова считать основной для разработки технического проекта набережной р.Енисея на этом участке площадью в 5 Га. 26.7.49г. Эксперт-инженер Шевырногов
Ф. р-2224, Оп.1, Д.109 «Технический проект строительства речного вокзала в Г.Красноярске.»
Л.32 Протокол №26 Заседание Архитектурной комиссии Отдела по делам Архитектуры при Исполкоме Красноярского Крайсовета. 6 сентября 1948г. Постановили: 1. Гл. Ар. Крайпроекта Шаповалов Г.И. 2. Ст. Ар. Крайпроекта Леонтьев Е.А. 3. Гл. Инж. Крайкомхоза Жуков В.Е. 4. Представитель Пож. Охраны капитан Егоров И.А. 5. Представитель Санинспекции Чистяков Г.Н. 6. Представитель заказчика инж. Кокорин 7. Гл. Арх. Города Пономарев А.М. 8. Нач. проектной мастерской города Сидоров Е.Ф. 9. Арх. Проектной мастерской Аничкова Е.А. 10. Арх. Проектной мастерской Климушин В.А. 11. Гл. инж. Норильского порта Ивкин В.Г. 12. Инженер Крайпроекта Шевырногов П.А. 13. Начальник сектора отвода Кудрявцев Н.П. 14. Ст. инж. отдела Удод В.М. 15. Зам. Нач. отдела Арх. Тимофеев А.П. 16. Инж. ОКС аз-да ПРЗ Головин Председатель – Нач. отдела по делам архитектуры – архитектор Петрусев В.П. Слушали: Рассмотрение технического проекта речного вокзала г.Красноярске на реке Енисей. Проект разработан Архитектурной мастерской МОССОвета в 1940 году. Застройщик ЕНУРП. Автор проекта – арх. Курносов Эксперты: Архитектор Голубев Инженеры Шевырногов, Шалыгин, Азенберг Основные данные о проекте: 1. Строительный объем 10542 куб. м. 2. Площадь застройки 961 кв. м. 3. Полезная площадь 1714 кв.м. 4. Стоимость по генсмете 1818 т.р. 5. Конструктивная характеристика 6. Здание речного вокзала ставится по набережной Дубровинского и врезается в откос берега со стороны города имеет 2 этажа, со стороны реки 3 этажа и завершается железобетонной башенной частью с металлическим флагштоком. Здание симметричное, с центральным расположением к привокзальной площади, но смещение с оси ул.Парижской Коммуны. Проектом предусматривается центральное отопление, горячее водоснабжение, местная канализация, электрооборудование, радиофикация. 7. Проект утвержден Зам. Наркома Речного Флота и рассмотрен Экспертным Советом Наркомречфлота в 1940г. Постановили: Представленный ЕНУРПом тех.проект речного вокзала в г.Красноярске на р.Енисее для строительства на ул.Дубровинского (набережной) против существующего причала, согласовать, с предложением внести исправления в тех.проект в соответствии со следующими указаниями: 1. Здание речного вокзала передвинуть вверх по реке Енисей на 30-40 метров для постановки его по оси ул.Парижской Коммуны, в связи с чем переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади. 2. Расширить посадочную площадку за счет газона. 3. Разработать проект благоустройства набережной в приделах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега). Предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все это увязать со схемой Гипроречтранса, проектирующему весь фронт причала с пригородным и грузовым движением. 4. Запроектировать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова. 5. Разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д. 6. Ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц. 7. Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом. В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым. Необходимо переработать все фасады и главным образом со стороны города. Рекомендовать: а) пересмотр башенной части, в сторону ее повышения б) устройство плоской кровли над всем зданием, или центральной ее части в) пересмотр решения ризалитов в боковых крыльях, имеющие инертный, тяжелый характер с утерянной масштабностью г) расширение боковых крыльев, путем введения одного арочного пролета д) полную переработку фасада со стороны города 8. Проект полностью не доведен до стадии технического проекта, что главным образом относится к сантехнической и электротехнической части проекта, которая представлена в объеме проектного задания и подлежит доведению до стадии техпроекта. 9. Пересчитать сметы согласно приказа МРФ от 6.7.1944г. за №220 по районным расценкам, согласованных Промбанком СССР. п.п. Председатель Архитектурной комиссии В.Петрусев Ученый секретарь Калугин naov.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|