Пилотные регионы показали, что установление социальной нормы потребления электроэнергии не приводит к экономии. Социальная норма электропотребления в красноярске
Пилотные регионы показали, что установление социальной нормы потребления электроэнергии не приводит к экономии
12 Мая 2016 г.
Владимир Смирнов/ТАССКоллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты анализа реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъектах Российской Федерации.
Объекты проверки: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Правительство Забайкальского края, Правительство Красноярского края, Администрация Владимирской области, Правительство Нижегородской области, Правительство Орловской области, Правительство Ростовской области.
Проверяемый период: 2013-2015 гг.
С докладом выступил директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство (дорожные фонды) Олег Чернявский.
Согласно Указу «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (май 2012 г.), Правительству совместно с органами исполнительной власти регионов было поручено до осени разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет. В рамках исполнения Указа был утвержден комплекс мер, направленных на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг. Однако в ходе реализации из него были исключены меры, направленные на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг по водоснабжению, отоплению и газоснабжению. В настоящее время комплекс мер, направленный на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, в редакции от 21 апреля 2014 г. предусматривает только меры, направленные на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
По словам директора Департамента, практическая реализация пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии в регионах началась только в сентябре 2013 г., хотя Комплекс мер предусматривал проведение мониторинга и представление докладов в Правительство уже в первом квартале 2013 г. «Причины такого опоздания лежат на поверхности. Во-первых, перечень регионов, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты, был утвержден Правительством только 22 июля 2013 г. или с опозданием на 10 месяцев. Во-вторых, со значительным опозданием издан нормативный правовой акт, определяющий порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии», - пояснил Олег Чернявский.
Изначально Постановлением Правительства предусматривалось внедрение социальной нормы потребления электроэнергии на всей территории страны с 2014 г. Однако указанный срок был отложен до 1 июля 2016 г. В свою очередь в текущем году в Постановление были внесены изменения, согласно которым по решению высшего должностного лица региона социальная норма потребления электроэнергии может не устанавливаться в отношении населения. «Принятое в 2016 г. решение свидетельствует, что мероприятия, реализованные в 2013-2015 годах в рамках комплекса мер, не в полной мере учитывают имеющиеся особенности по энергоснабжению населения и, следовательно, не обеспечивают переход всех субъектов Российской Федерации к применению социальной нормы потребления электроэнергии», - заявил Олег Чернявский.
Счетная палата проанализировала итоги работы пилотных проектов. По оценкам контрольного органа, установлена низкая результативность применения регионами социальной нормы потребления электрической энергии. Так, в Красноярском крае и Орловской области в 2013-2015 гг. отмечается рост среднедушевого потребления электроэнергии. Это значит, что цель по стимулированию граждан к энергосбережению в полном объеме не достигнута. По данным ФАС России, общая величина перекрестного субсидирования в 2015 году по сравнению с 2012 годом выросла у всех участников пилотных проектов, кроме Орловской области, что не обеспечивает в полной мере достижение цели по ее снижению.
Утвержденные нормативными правовыми актами регионов, участвующих в пилотных проектах, базовые величины социальной нормы значительно различаются между собой. Так, в Забайкальском крае базовая величина социальной нормы потребления электрической энергии составляет 65 кВт.ч, а в Орловской области - 190 кВт.ч. При этом Положением предусмотрен «единый» порядок установления величины социальной нормы потребления электроэнергии.
Проверка показала, что пилотными регионами не было обеспечено формирование или актуализация единой полноценной базы данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов в связи с наличием недостатков в информационном взаимодействии между органами исполнительной власти и территориальными управлениями Федеральной миграционной службы.
Требования по установлению и применению социальной нормы потребления в полной мере выполнены не были. Так, регламенты обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти региона, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссией, созданной для оценки жилых помещений, утверждены с нарушением установленного срока (до 1 августа 2013 г.), либо вовсе не были утверждены. Такая ситуация сложилась в Красноярском и Забайкальском крае.
Органами исполнительной власти ряда регионов не обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации об утвержденной социальной норме в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений, об условиях ее применения и о порядке уточнения состава домохозяйства. «Мониторинг реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии федеральными органами исполнительной власти, которым было поручено его проведение, должным образом не осуществлялся», - резюмировал Олег Чернявский.
Коллегия приняла решение направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания.
Ключевые факты
- Практическая реализация пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии в регионах началась только в сентябре 2013 г.
- Перечень регионов, на территории которых должны реализовываться пилотные проекты, был утвержден Правительством только 22 июля 2013 г. или с опозданием на 10 месяцев
- Изначально Постановлением Правительства предусматривалось внедрение социальной нормы потребления электроэнергии на всей территории страны с 2014 г. Однако указанный срок был отложен до 1 июля 2016 г.
- Мероприятия, реализованные в 2013-2015 гг. в рамках комплекса мер, не в полной мере учитывают имеющиеся особенности по энергоснабжению населения и не обеспечивают переход всех регионов к применению социальной нормы потребления электроэнергии
- Мониторинг реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии федеральными органами исполнительной власти должным образом не осуществлялся
Материалы по теме
www.ach.gov.ru
Красноярск | Соцнорма - одна для всех - БезФормата
«У меня вот какой вопрос: может ли меняться социальная норма потребления электроэнергии? В квартире проживает четыре человека, трое прописаны в ней, один - по другому адресу. И правление ТСЖ начисляет нам плату за электричество по очень странной схеме. Если мы потребляем в месяц 300 киловатт или больше, то нам начисляют за 225 кВт (75 кВт на каждого из троих прописанных) по социальной норме, а за остальные по тарифу сверхнормы. Если же мы потребляем в месяц меньше 300 кВт, то схема расчёта другая. Например, счётчик показал 280 кВт. Сотрудники ТСЖ делят это показание на четыре (столько человек проживает в квартире) и получившийся результат - 70 кВт - считают за соцнорму. Потом получившееся значение (то есть 70 кВт) умножают на количество прописанных, и выходит, что 210 кВт мы оплачиваем по тарифу социальной нормы, а остальное по тарифу сверхнормы. Интересно было бы узнать, правомочно ли такое изменение соцнормы потребления. В ТСЖ на мой вопрос отвечают, что расчёты выполнены правильно. С уважением, Родникова Галина Петровна».
Как пояснили «Городским новостям» специалисты, социальная норма потребления электроэнергии чётко установлена постановлением краевой администрацией и является величиной постоянной.
Таким образом, расчёты представителей ТСЖ, занижающие размер социальной нормы в зависимости от количества потреблённой электроэнергии, незаконны. Если ТСЖ отказывается устранить нарушение, то горожанам необходимо обратиться в отдел ЖКХ своего района или в департамент городского хозяйства администрации Красноярска (улица Парижской коммуны, 25, телефон 265-31-93), также можно обратиться в ОАО «Красноярскэнергосбыт» (улица Дубровинского, 43, телефон 263-99-63).
krasnoyarsk.bezformata.ru
Социальная норма «ТНС энерго Нижний Новгород»
/ Социальная норма
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — это определённый объём электроэнергии, который оплачивается населением по сниженному тарифу (подробнее в ст. 3 Федерального закона РФ «Об электроэнергетике»).Размер социальной нормы
1Социальная норма в Нижегородской области составляет 50 кВт*ч в месяц на человека
50 кВт*ч в месяц
2Если в помещении прописан 1 человек, то социальная норма равна 85 кВт*ч
85 кВт*ч в месяц
3 Социальная норма равна 75 кВт*ч для домохозяйств, в которых проживают льготные категории граждан:- многодетные семьи
- инвалиды
- дети-инвалиды
- замещающие семьи или дети, оставшиеся без попечения родителей
Социальная норма потребления равна 75кВт*ч для домохозяйств, в которых проживают семьи, состоящие из получателей пенсии по старости либо инвалидности (семьи пенсионеров)
75 кВт*ч в месяц
Начисление социальной нормы
Если помещение оборудовано двух- или трёхтарифным прибором учёта, то согласно Постановлению Правительства РФ №614 от 22.07.2013 года социальная норма потребления распределяется пропорционально потребляемой по зонам суток электроэнергии.
Если в расчетном месяце потребление оказалось меньше величины социальной нормы, то неиспользованные (сэкономленные) киловатт-часы не накапливаются и не используются в следующих расчётных периодах.
Сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии для групп и типов жилых помещений содержатся в постановлении Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 г. № 310 (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 14.08.2012 г. N 546, от 11.09.2013 г. N 633, от 25.06.2014 г. N 425, с изм., внесенными решением Нижегородского областного суда от 13.02.2014 г. N 3-13/14).Социальные нормы потребления электроэнергии в Красноярске и Красноярском крае |
1 сентября 2013 года в шести регионах РФ были введены социальные нормы потребления электроэнергии.
Суть новшества, призванного стимулировать граждан экономно расходовать электроэнергию, такова: для каждого отдельного региона определяется норматив потребления кВт/ч на человека, в рамках которого оплата за потребленную энергию ведется по спецтарифу. Киловатты, потребленные свыше установленного норматива, оплачиваются гражданами по значительно более высокой стоимости. В число пилотных регионов вошли Нижегородская, Ростовская, Владимирская и Орловская области, а также Забайкальский и Красноярский края. В Забайкальском крае этот проект работал ранее.
Регион | Норматив кВт/ч на человека | Стоимость кВт/ч | |
В норме | | ||
Орловская область | 190 | 2,96 | 3,72 |
Ростовская область | 96 | 3,5 | 3,89 |
Красноярский край | 75 (110, если человек живет один) | 1,83 | 2,97 |
Забайкальский край | 65 | 1,92 | 3,19 |
Владимирская область | 50 | 2,98 | 3,76 |
Нижегородская область | 50 | 2,72 | 4,84 |
Как видно из таблицы, в разных регионах сильно отличаются не только нормативы, но и уровни повышения тарифа за сверхнормативное потребление. Например, в Забайкальском крае за лишние киловатты придется платить на 65% больше, а в Нижегородской области – на все 90%.
Введение социальных норм потребления электроэнергии по всей РФ планируется с января 2014 года.
diode-system.com
Социальный норматив потребления электроэнергии в Красноярском крае: действует уже семь лет, лишь 29% жителей региона укладываются в соцнорму, остальным приходится переплачивать - Свет - Новости
21.08.2013
Свет / Тарифы на электроэнергию
Специалисты гарантирующего поставщика электроэнергии в городе Красноярске — компании «Красноярскэнергосбыт», пообщались с красноярцами в ходе горячей линии, ответили на самые наболевшие вопросы и пояснили новшества в законодательстве. Больше всего вопросов было задано по поводу социальных нормативов на электроэнергию. За один час заместителю исполнительного директора компании Красноярскэнергосбыт Юлии Смирновой удалось дать ответы на десятки самых злободневных вопросов красноярцев.
Что изменится с введением социальных нормативов на электроэнергию?
Многие красноярцы, дозвонившиеся в ходе горячей линии до специалистов Красноярскэнергосбыта, просили объяснить, какими изменениями обернется постановление премьера Медведева по введению в России социальной нормы на потребляемую электроэнергию.
Как оказалось, именно для Красноярского края последствия введения социальной нормы не так уж значительны. Не многие знают, что в крае еще с 2005 года реализовано понятие социальной нормы потребления электроэнергии, которую многие называют «энергопайком». Региональный месячный норматив приравнен к 75 кВт*ч на человека, для одиноко проживающих он составил 110 кВт*ч.
«Во-первых, введение соцнормы совершенно не значит, что нам запретят потреблять энергию сверх норматива, — комментирует постановление правительства России №614 заместитель директора по реализации ОАО «Красноярскэнергосбыт» Юлия Смирнова. — Мы имеем право потреблять столько, сколько нам необходимо. Просто определенная часть энергии будет продаваться по тарифу социальной нормы, а остальную часть мы купим по экономически обоснованному тарифу».
Электроэнергия сверх социальной нормы в Красноярске дороже на 60%
Отметим, что тариф сверх социальной нормы выше тарифа самой соцнормы на 60%. Разница, конечно, серьезная. Но, с другой стороны, если взглянуть на ситуацию объективно, большое потребление сверх социальной нормы происходит у граждан, имеющих энергетически обеспеченную квартиру. Так, например, 29% жителей Красноярского края полностью укладываются в энергопотребление по социальной норме. Остальное население — по-разному. Более показательна другая цифра — в целом 70% объема электроэнергии, которую потребляют жители края, оплачивается именно по социальной норме.
Почему именно Красноярский край внесен в пилотный проект с социальными нормативами?
По словам Юлии Смирновой, включение в пилотный проект произведено совсем не для того, чтобы опробировать на жителях края нововведения в российском законодательстве. Задача Красноярского края в этом проекте — продемонстрировать многолетний опыт работы в рамках социальной нормы.
Будут ли граждане экономить на электроэнергии после введения социальных нормативов?
Опыт Красноярска говорит, что нет. «Мы уже прошли введение социальной нормы семь лет назад. Экономить это не заставило никого. Никакого резкого снижения энергопотребления не произошло в 2006 (год введения соцнормы в нашем регионе), почему сейчас красноярцы вдруг решат начать экономить?», — задается вопросом Юлия Смирнова. Более того, по ее словам, за последние пять лет среднее потребление электроэнергии жителями Красноярского края неуклонно растет на 3%-5% в год.
Источники: Агентство Пресс-Лайнenergovopros.ru
Сломать, чтоб сэкономить / Новости экономики Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru
Сегодня председатель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков рассказал о последствиях участия Красноярского края в пилотном проекте под кодовым названием «Энергопаек». Новые нормы энергопотребления в регионе заработают с 1 сентября. Чем это грозит жителям региона, понятно — платить за «свет» придется больше. Впрочем, как оказалось, против повышения есть вполне законное противоядие.
Новье
Премьер-министр страны Дмитрий Медведев не устает заниматься энергоэффективностью. Его новое постановление касается начала пилотного проекта, в рамках которого на территории семи регионов страны появятся новые правила оплаты электроэнергии для населения. Изменятся они главным образом в следующем — платить жители многоквартирных домов будут не только за тот «свет», которым они пользовались весь месяц в своей квартире, но и за тот, который горел в подъездах, тратился на работу лифта и прочие вещи. Причем общедомовые нужды будут пропорционально делиться на все квартиры и являться частью социальной нормы. Таковая установлена в размере 75 киловатт часов на человека при нескольких зарегистрированных и 110 киловатт на одного проживающего.
Любопытно, что любой регион мог отказаться от участия в эксперименте. Так, по словам Казакова, сделали чиновники Приморского края. Но в Красноярском крае инициативу премьера решили поддержать.
— Трудность будет заключаться в том, что для замера общедомовых нужд необходимы приборы учета. У нас же в Красноярске такими приборами оснащено лишь 30 процентов домов. Больше 4,5 тыс домов этого не имеют. Значит, люди платят по нормативу, — рассказал Казаков. — Оснастить все дома вряд ли успеют, несмотря на то, что до конца года такая задача поставлена.
По мнению общественника, регион поторопился. Участие в эксперименте, который станет обязательным для всех через год — это, конечно, хорошо. Но ведь и к нему нужно подготовиться. Особо он отметил слабую работу с населением. Ведь даже установка этих самых общедомовых приборов учета электроэнергии — особая история.
— Когда у нас устанавливаются приборы учета, возможно, было бы целесообразно предложить людям экономить. Ведь у нас в стране действует дифференциация тарифов по ставкам. Мы можем платить один и тот же тариф. Но можем днем платить больше, а ночью меньше. И если для индивидуального потребления это не столь актуально, то для общедомового наоборот. Днем в подъезде свет не горит — зачем за него платить? — логично рассуждает Казаков. — Если общедомовыми приборами учета оснащаются старые дома, то с собственниками никто не советуется.
Аналогичная история уже была — несколько лет назад в домах появились общедомовые приборы учета воды. И тогда людям пытались выставлять счета не только за воду из собственных кранов, но и, например, за ту, которая капала или лилась в подвалах. Или за перерасход общей нормы, который обеспечили два десятка мигрантов, проживающих в съемной квартире.
Риски
То, что жилой фонд пока не готов к нововведениям — это одно. Есть и другие вопросы — например, незаконное подключение к коммуникациям сторонних потребителей.
— Не нужно далеко ходить — у нас в Красноярске есть адрес Копылова, 42. Там стоит три павильона, которые подключены к инженерной инфраструктуре дома. Получается, если эти предприниматели не начнут считать свою электроэнергию и платить за весь объем, то появится новая точка напряженности — люди будут платить за себя и за того дядю, — привел пример Казаков.
Он же привел и еще один реальный пример. Допустим, в квартире есть джакузи, кондиционер и куча сложной бытовой техники, которая потребляет большой объем электроэнергии. Владельцу такой квартиры проще и выгоднее платить по нормативам. А для этого нужно избавиться от счетчика — как вариант, самостоятельно сломать его. Соответственно весь перерасход, который будет давать его квартира, ляжет на бюджеты всех жильцов.
Так или иначе, с 1 сентября новые правила заработают. Продолжится проект ровно год.
Комментарий министерства энергетики и ЖКХ края:
Социальная норма потребления электрической энергии — это минимальный, но достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объем потребления электроэнергии гражданином, обеспечивающий в том числе социальные гарантии социально незащищенным слоям населения.
Суть перехода на социальную норму состоит в том, что на определенный объем потребления электроэнергии будут устанавливаться пониженные тарифы. Этот объем (социальная норма потребления электроэнергии) устанавливается региональными властями. Постановлением предусмотрено установление социальной нормы дифференцированно в отношении различных групп домохозяйств и типов жилых помещений.
Красноярский край стал одним из семи субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы с 1 сентября 2013 года. При этом в крае с 2006 года реализовано понятие социальной нормы потребления электроэнергии. Для жителей Красноярска и края кардинальных изменений не произойдёт, так как соцнорма была введена на территории в 2005 году. Социальная норма потребления электроэнергии утверждены Региональной энергетической комиссией Красноярского края (РЭК).
Для населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, она равна 75 кВт*ч на человека, для одиноко проживающих 110 кВт*ч.
Для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками: с 15 сентября по 15 мая — 400 кВт*ч на абонента в месяц, в иные периоды — 75 кВт*ч на человека в месяц , но не менее 110 кВт*ч на абонента в месяц.
Статистика показывает, что 29% населения Красноярского края потребляют электроэнергию в пределах соцнормы.
- 17% жителей — выше соц нормы до 10%,
- 9% — выше соц нормы до 20%
- 7% — выше соц нормы до 30%
- и 22% — выше соц нормы от 30% до 90%
Если смотреть в целом объем потребления электроэнергии в пределах соцнормы, то он составляет в среднем 70% от общего объёма, а сверх соцнормы- 30%.
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru
newslab.ru
Социальная норма
/ Социальная норма
С 01.09.2013г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013г.№ 614 расчет стоимости электрической энергии для населения производится с учетом социальной нормы потребления. При этом объем электроэнергии, потребленной в пределах социальной нормы оплачивается по пониженному тарифу, а электроэнергия, потребленная сверх социальной нормы — по повышенному тарифу.
Социальная норма электропотребления зависит от многих параметров, в том числе:
- количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении — постоянно и временно;
- типа жилого помещения — от его месторасположения(в городе или сельской местности), оборудования стационарными электрическими плитами, электроотопительными и электронагревательными установками;
- от отнесения жилого помещения к аварийному или ветхому жилому фонду;
- от проживания в жилом помещении одиноко проживающих пенсионеров (инвалидов) или семей пенсионеров.
В целях верного определения величины социальной нормы потребления электроэнергии, просим граждан — потребителей уточнить имеющуюся у ОПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» информацию (с предоставлением подтверждающих документов) о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.
Величины социальной нормы потребления электроэнергии устанавливаются постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ РО) и размещаются на данном сайте в разделе: «Льготы».
С 1 июня 2014 года постановлением РСТ РО от 29.05.2014 г. № 23/2 установлены коэффициенты сезонности к величине социальной нормы потребления электрической энергии.
Информация о величинах социальной нормы для различных групп домохозяйств и типов жилых помещений приведена на рисунке:
Возможно, ответ на Ваш вопрос уже есть в разделе Часто задаваемые вопросы
rostov.tns-e.ru