Что стоит на месте снесённых храмов Красноярска? Строительство церкви в красноярске
В Красноярске началось строительство старообрядческого храма
В центре Красноярска началось строительство старообрядческого храма РПсЦ. Церковь возводят в районе участка Кирова, 47 на пересечении улиц Кирова и Республики. Сейчас на площадке идут земляные работы, ставят опоры забора, заливают фундамент для будущего строения.
Напомним, в 2015 году с просьбой построить церковь к властям города обратилась красноярская старообрядческая община РПсЦ. В октябре 2014 года появилась информация о том, что после проведения публичных слушаний по вопросу предоставления общине права на использование земельного участка в центре города под строительство церкви, верующим было выдано это разрешение. Затем, в феврале 2015 года, прошли еще одни публичные слушания по внесению изменений в проект планировки квартала, на котором планируется построить церковь. Глава города Красноярска подписал распоряжение о внесении изменений в проект планировки территории на берегу Качи в пределах квартала, ограниченного ул. Республики — ул. Кирова – ул. А. Лебедевой – ул. Грибоедова.
Община старообрядцев обратилась в мэрию города с просьбой построить на участке храм без отступа от красных линий (то есть ближе к дороге, к линиям электропередачи или трубопроводу). Местные жители открытые обсуждения проигнорировали, в слушаниях участвовали только прихожане, которые поддержали проект. По итогам слушаний старообрядцам разрешили строительство с отклонением от предельных параметров. Архитектор проекта Александр Янкевич рассказал:
Православной старообрядческой церкви выделили место в центре города, но площадка под строительство предельно маленькая. Плюс ко всему для строительства здания на этой площадке мы должны будем отступить 6 метров от красных линий. Так как территория находится на пересечении двух улиц, то отступ получается с двух сторон, то есть площадка становится еще меньше. В этом случае храм построить не получится, максимально возможно возвести часовню. Поэтому мы разместили здание в пределах отведенной территории, но оно заняло ее полностью, для чего и обратились за разрешением в управление архитектуры. Дополнительная территория нужна для проведения обрядовых мероприятий.
Церковь будет располагаться по соседству с информационным центром по атомной энергии, детским спортивным центром, общежитиями и офисами. Общая площадь территории — 2,64 га. Вокруг храма предложено создать исторический уголок, благоустроить территорию, установить декоративное ограждение, обустроить тротуары и автостоянку.
Согласно проекту, храм будет построен в новгородском стиле, который отличается монументальностью, простотой, отсутствием излишней декоративности. Готовится рабочая документация, но сказать, когда в городе станет на один храм больше, пока сложно. Поэтому строительства нового храма красноярские староверы ждут с нетерпением, а пока собираются на службы в небольшой квартире в отдаленном районе города. Ближайший старообрядческий храм находится в Минусинске, за 450 километров от Красноярска.
На набережной в Красноярске построят храм
Территория набережной на Стрелке в Красноярске может измениться до неузнаваемости.
18.01.2017 в 02:40, просмотров: 1687Скоро горожане в районе КИЦа не смогут гулять на набережной Енисея. Доступ в эту часть должны закрыть из-за масштабного строительства православного храма. О возведении большого культового сооружения в этом месте заговорили ещё в 2012 году. Во время визита в Красноярск патриарх Кирилл утвердил место будущего Богородице-Рождественского кафедрального собора. Через год место освятили и установили поклонный крест, несмотря на то, что проект вызвал неоднозначную реакцию общественности. А члены краевого Союза архитекторов вообще окрестили проект «серьёзной градостроительной ошибкой».
Между тем, в декабре 2016 года губернатор Виктор Толоконский заявил, что храмовый комплекс будет построен именно здесь и уже в 2017 году к работам приступят строители.
По замыслу проектировщиков, это будет копия красноярского Богородице-Рождественского собора, взорванного в сталинскую эпоху, на фундаменте которого сейчас находится здание краевого правительства. Сносить обитель власти как-то не по-божески, поэтому решили «восстановить» его на Енисее рядом с БКЗ и КИЦем. По мнению представителей Красноярской РПЦ, «храм будет той самой недостающей доминантой, которая завершит весь облик комплекса на Стрелке».
Судя по эскизному проекту, стройка будет грандиозной. Речь идёт даже не о соборе, а о целом храмовом комплексе со служебными помещениями, часовней, автостоянкой и спуском к реке. Несколько месяцев назад главный архитектор Красноярского края Константин Шумов уточнил, что православный комплекс на набережной построят с колокольней до 70 метров в высоту, возведут малый храм, музей духовной культуры и даже обустроят парк.
Вот только общественники и многие архитекторы города уже несколько лет пытаются обратить внимание властей на то, что место для гигантского культового комплекса выбрано неудачно. Во-первых, архитектурный облик здания рассчитан на другую местность, а во-вторых, могут возникнуть трудности с грунтом. Видимо, и этот собор может повторить историю старшего брата и тоже обрушиться при начале строительства.
Между тем, места в городе, которые градостроители XX века берегли для кафедрального собора, уже заняты. На одном из них стоит ТЦ «Июнь», на другом – два многоэтажных жилых дома (по ул. Мичурина, 2д и 2ж). Теперь для храма осталось одно достойное место – в Покровке, в районе сквера «Слобода весны».
Кстати, выбранный патриархом земельный участок на Стрелке ещё находится в долгосрочной аренде у местного предпринимателя, который намеревался выстроить здесь бизнес-центр. В пресс-службе Красноярской епархии «МК» сообщили, что процесс передачи земли начат ещё в 2016 году и сейчас проходит процедура перезаключения договора в пользу прихода.
Проживающим рядом горожанам возведение ещё одной церкви в центре кажется излишним. Ведь недалеко расположились целых два собора – Покровский и Богоявленский. К тому же новый православный комплекс перекроет вид на Енисей и значительно сократит место для прогулок красноярцев.
Интересно, а почему не построить собор где-нибудь в районе новостроек, где он нужен верующим? И насколько это этично, в условиях экономического кризиса затевать такую масштабную стройку? Может быть, стоило эти деньги потратить на реставрацию полуразрушенных храмов в разных районах Красноярского края, которые десятилетиями ждут своего часа. Да и в свете предстоящего 400-летнего юбилея Енисейска средства весьма пригодились бы на реконструкцию культовых сооружений исторического города.
Конечно, ни у кого не вызывает сомнений, что кафедральный собор нужен столице края. Но не на Стрелке, где оценить его красоту будет весьма сложно! Жалко разорять ухоженное место, в которое вложено немало денег и труда, где любят гулять и кататься горожане. Всё-таки государство у нас светское, и, наверное, стоит прислушаться к мнению жителей. А на утверждённом патриархом месте можно возвести небольшую часовню, которая украсит сквер и не помешает любоваться просторами Енисея.
Комментарии
Александр Глисков, депутат Заксобрания края:
– Если выбирать между тем, строить на набережной что-то или нет, то я за то, чтобы вообще ничего не строить. Набережная должна быть общедоступным для горожан местом. Проблема в том, что в данном случае выбор так не стоит. Администрация города достаточно давно отдала участок частным лицам, которые неоднократно заявляли о намерении построить очередной торгово-офисный центр. Поэтому, если выбирать между ТЦ и храмом, то второй вариант более предпочтителен.
Ольга Смирнова, член Союза архитекторов России:
– Кафедральный собор всегда очень красивое здание, которое может украсить город. С тем, что он нужен, даже атеист спорить не станет. Но на этом месте собор не сможет показать всю свою красоту и будет как слон в слишком тесной клетке. Думаю, могут возникнуть технические трудности с грунтами, которые не дадут строителям «вылезти из котлована» лет десять. Здесь уже сформирован ансамбль и ориентирован на открытость к воде. К тому же далеко не все красноярцы рады этому строительству: более 90% горожан уже выступали против возведения собора на Стрелке. Наверное, власти должны прислушиваться ко всем гражданам, а не только к верующим, обладающим церковной властью.
Самое корректное решение мне видится в проведении городского референдума и интернет-голосования. Тогда мы узнаем, сколько людей за то, чтобы кафедральный собор был возведён на Стрелке, а сколько – в другом месте.
И уж в любом случае не нужно начинать строительство до Универсиады – за два года такой комплекс на пожертвования не построить. Не хотелось бы, чтобы наши гости вместо красивого речного пейзажа любовались строительным забором. Мне кажется, самое мудрое решение – подождать. Хотя бы до прохождения спортивного праздника.
И ещё один аргумент. Как сейчас мы ругаем прежнюю власть за то, что она продала лучшие места под недостойные объекты, так ведь и нынешняя может оставить по себе нехорошую память ошибочными решениями. Потом трудно будет доказать, что сделано это было исключительно ради города, а не в каких-нибудь других целях. Зачем подрывать свой авторитет и вообще нагнетать неуважение к власти в народе? Надо, наоборот, всеми силами стараться добиваться этого уважения.
kras.mk.ru
Строительство храма в Красноярске
В Управлении архитектуры г. Красноярска проходят очередные публичные слушания по вопросу строительства старообрядческого храма по адресу улица Кирова, 47. Разрешение на строительство церкви в центре города старообрядцы получили весной прошлого года.
Публичные слушания проводятся для того, чтобы Красноярская старообрядческая община могла получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Слушания включают несколько этапов и продлятся до 3 августа.
В ходе открытого обсуждения с докладом выступил главный архитектор проекта Александр Янкевич. «Православной старообрядческой церкви выделили место в центре города, но площадка под строительство предельно маленькая. Плюс ко всему для строительства здания на этой площадке мы должны будем отступить 6 метров от красных линий. Так как территория находится на пересечении двух улиц, то отступ получается с двух сторон, то есть площадка становится еще меньше. В этом случае храм построить не получится», — заявил он. Чтобы на выделенном участке было достаточно места и для церкви и для проведения крестного хода вокруг нее, необходимо получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, то есть без отступа от «красной линии» (границы территорий общего пользования).
Согласно проекту, храм будет построен в новгородском стиле, который отличается монументальностью, простотой, отсутствием излишней декоративности. Место для строительства храма освятили еще год назад, сейчас там стоит крест. Сейчас готовится рабочая документация, но сказать, когда в городе станет на один храм больше, пока сложно. Поэтому строительства нового храма красноярские староверы ждут с нетерпением, а пока собираются на службы в небольшой квартире в отдаленном районе города. Ближайший старообрядческий храм находится в Минусинске, за 450 километров от Красноярска.
ruvera.ru
Старообрядческий храм во имя Владимирской Пресвятой Богородицы. Красноярск (РПСЦ)
В настоящее время в Красноярске действует домовой храм во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Планируется строительство старообрядческого храма. Градостроительная комиссия Красноярска одобрила строительство храма Русской Православной старообрядческой Церкви. По информации «Сибирского агентства новостей», храм появится на пересечении улиц Республики и Кирова. Открытое обсуждение по поводу строительства состоялось 2 сентября 2014года в рамках публичных слушаний. В мероприятии участвовало 50 человек, в том числе и глава старообрядческой общины. Помимо одобрения строительства, выраженного участниками обсуждения, в городскую администрацию поступило еще 32 предложения от граждан. Жители Красноярска высказались за возведение церкви, в связи с этим члены градостроительной комиссии приняли решение разрешить строительство храма на вышеупомянутом участке. Сроки строительства пока определяются. Во многом они будут зависеть от финансирования. Уже решено, что храм будет деревянным.
В неделю пред Рожеством 2015 года, епископ Силуян рукоположил в сан иерея Димитрия Пронина — председателя и уставщика красноярской старообрядческой общины. Огромный период времени красноярские старообрядцы окормлялись приезжими священниками. В разное время это были: о. Симон Килин (ныне еп. Силуян), о. Леонтий Скачков, о. Геннадий Коробейников, о. Павел Романюк и др. Необходимость поставления постоянного служителя продиктована не только необходимостью трудиться на духовной ниве в миллионном городе — административном центре Красноярского края. В мае этого года планируется закладка будущего храма, так что с Божией помощью развитие общины переходит на очередные рубежи.
иерей Димитрий Пронин
26 мая 2015 года в Красноярске освятили место под строительство церкви
Источник: LIVEJOURNAL, Красноярский рабочий, Религия и общество
Местоположение: Россия, г. Красноярск, пер. Медицинский, д. 21, кв. 2
navigator.starove.ru
В Красноярске появился новый храм
Еще четверть века назад на территории Кировского района Красноярска не было ни одного храма! Сейчас их четыре и все они – уникальны.
Первым стал Никольский храм-памятник жертвам политическим репрессий на берегу Енисея. Именно на этом месте был речной порт, откуда на баржах отправляли заключенных в Норильск, на строительство металлургического комбината. Здесь прошли десятки тысяч несправедливо осужденных, и именно на этом месте появился храм, символ вечной памяти о жертвах политических репрессий. И это первый храм в Красноярске, построенный после революции 1917 года.
Именно в Кировском районе – один из трех на всю Россию храм праведного Иосифа Обручника и святого семейства, открытый в 2002 году в здании бывшего детского сада. Его восстановили практически с нуля, оно было разрушено и отключено от всех коммуникаций.
В 2012 году было завершено строительство храма Рождества Христова, освящал его Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это самый большой храм за Уралом, он вмещает 1000 человек, здесь открыта православная гимназия и, самое главное, есть активная жизнь прихода.
И вот новый храм святого Феодора Тирона на берегу Енисея, освященный 12 ноября 2017 года. Строили его около четырех лет, и это очень маленький срок!
Все четыре храма объединяет один человек, Владимир Московченко, именно он стал куратором строительства, собрал для благого дела и вдохновил всех меценатов. За храм Феодора Тирона Владимир Михайлович был удостоен Патриаршей награды — ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
- В строительстве приняли участие около 70 предприятий, организаций и частных благотворителей, - рассказывает Владимир Московченко. – Я много лет работал в органах власти, почти все меценаты – мои друзья. Попросил их помочь, они откликнулись. Помогали, в основном, делом: один сделал котлован, другой – нулевой цикл, третий – привез кирпич, - и так до завершения строительства. Сигнализация, окна, кровля, отделка – это все сделали благотворители. Их имена красноярцы могут увидеть на памятной бронзовой доске на колокольне. Кстати, все 12 колоколов – это дар, на каждом – имя дарителя. У нас в планах – открыть музей строительства храма, чтобы сохранить память об этом.
- Четыре года строительства для храма - это небольшой период времени, но все получилось, потому что рядом – Никольский храм-памятник, и он за 20 лет подготовил людей, чтобы двигаться к спасению души, - добавил протоиерей Иоанн Боев, председатель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, настоятель Феодоровского храма и Никольского храма-памятника жертвам политических репрессий. - Мы много думаем о смысле жизни, читаем изречения святых и мудрецов, но только храм позволяет человеку определить точку отправления, увидеть весь жизненный путь и взять свой крест, не чужой. Но чтобы его нести, нужны силы в самом человеке. И шаг за шагом человек видит свой путь, и живет по-монашески, потому что смертью все в этой жизни определяется: умирая каждый день, проживи сто лет. В храме возникает понимание происходящего. Жизнь идет быстро, сегодня человеку 18 лет, завтра - 46, послезавтра – 72, а в душе он молод и полон духовных сил, которые дает ему Господь, ведь у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Благодарю всех, кто принимал участие в строительстве храма. Все, что совершили эти люди, позволяет создать вечность на земле.
НАША СПРАВКА
Храм Феодора Тирона
В 2012 году на месте будущего храма поставили деревянный крест, в 2013 году начали строительство. Храм построен в стиле раннехристианских базилик по проекту архитектора Владимира Терскова. Прямоугольное здание состоит из пяти неф (вытянутых помещений, разделенных арками) и рассчитано на 500 прихожан. На цокольном уровне располагаются помещения под ризную, трапезную, воскресную школу и служебные помещения.
Храм назвали в честь великомученика Феодора Тирона, в память воинов всех времен. Иконостас и стены храма будут расписаны ликами защитников веры и Отечества.
Символична дата освящения храма, ноябрь 2017 года, через сто лет после революции, уничтожившей Церковь и духовенство, отнявшей у людей право и возможность верить в Бога.
www.krsk.kp.ru
Что стоит на месте снесённых храмов Красноярска? | ОБЩЕСТВО
До революции 1917 года в Красноярском крае было 530 храмов. Всего три атеистических десятилетия - и не осталось ни одного открытого. Многие были взорваны, какие-то - переделаны в котельные, танцплощадки, киноклубы. Святыни подверглись поруганию, а священнослужители - мученической смерти.
Сейчас, спустя 25 лет после того как русскому человеку вновь официально разрешено верить в Бога, в Красноярском крае действуют уже более 200 храмов, молитвенных домов, домовых церквей, часовен и три монастыря.
Красноярцы за годы коммунистического режима лишились трёх драгоценных святынь. «АиФ на Енисее» выяснил, что теперь стоит на их месте.
Церковь во имя всех святых
С последней четверти XVIII века неподалёку от реки Кача располагалось городское кладбище, и при нём действовала деревянная церковь во имя Всех святых. Каменное одноэтажное здание здесь же появилось в 1820 году. При церкви имелась часовня и две школы. В 1930-х годах, в пятилетку безбожия, здание было разобрано. С 1941 года на этом месте действовала киноплёночная фабрика «Квант», в наши дни действует одноимённый торговый комплекс.
Теперь на мести церкви Всех святых торговый комплекс "Квант". Фото: Красноярский краевой краеведческий музейВоскресенский собор
Построен на Стрелке в 1773 году. Это было первое каменное здание Красноярска, здесь захоронен граф Николай Резанов, а также разные влиятельные люди города, в том числе П. И. Кузнецов, П. С. Смирнов, Н. К. Гудков. После революции в соборе разместили механический завод. Во второй половине 1950-х годов собор признали ценнейшим памятником архитектуры, хотели сделать музеем, но потом отношение городских властей изменилось. И в начале 1960-х собор был полностью разрушен. В 1983 году на его месте построили здание краевой филармонии.
На месте Воскресенского собора теперь Краевая филармония. Фото: Красноярский краевой краеведческий музейКафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Построен в 1845-1861 годах на Новособорной (Новобазарной) площади. Сейчас это Площадь революции. Взорван 12 июля 1936 года, на соборном фундаменте в 1956 году построено здание Дома Советов, теперь - правительства и Законодательного собрания Красноярского края. В сентябре 2012 года во время своего приезда в Красноярск Святейший патриарх московский и всея Руси Кирилл провёл таинство освящения места, где предполагается вновь возвести кафедральный Богородице-Рождественский собор - у слияния рек Кача и Енисей, на Стрелке.
На месте кафедрального собора теперь здание правительства края и Заксобрания региона. Фото: Красноярский краевой краеведческий музейwww.krsk.aif.ru
В центре Красноярска построят старообрядческую церковь
Храм появится на пересечении улиц Республики и Кирова.
КРАСНОЯРСК. Градостроительная комиссия Красноярска одобрила строительство храма Русской православной старообрядческой церкви. По информации "Сибирского агентства новостей", храм появится на пересечении улиц Республики и Кирова. На отведении этой площадки под строительство настояла Красноярская старообрядческая община,.Открытое обсуждение по поводу строительства состоялось 2 сентября в рамках публичных слушаний. В мероприятии участвовало 50 человек, в том числе и глава старообрядческой общины. Помимо одобрения строительства, выраженного участниками обсуждения, в городскую администрацию поступило еще 32 предложения от граждан. Жители Красноярска высказались за возведение церкви, в связи с этим члены градостроительной комиссии приняли решение разрешить строительство храма на вышеупомянутом участке.
Как отмечается в публикации на официальном сайте архивов Красноярского края старообрядчество в истории этого региона занимает особое место. После разгрома в первой половине XVIII века западнорусских старообрядческих центров судьба немалой части последователей старой веры теснейшим образом оказалась связана с территорией за Уральским хребтом.
Появление старообрядцев или раскольников (как их официально называли до 1905 года) в Сибири связано как с их принудительным переселением, так и добровольной миграцией целых старообрядческих общин или их отдельных представителей с целью сохранения своих религиозных взглядов и распространения своего влияния.
В XIX веке губернские власти ежегодно должны были составлять специальные ведомости "О старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект", где указывалось, сколько раскольников и сектантов проживали в данном городе или уезде, к каким сословиям относились, не относились ли они к помещичьим крестьянам.
Диапозон расселения старообрядцев на территории тогдашней Енисейской губернии был достаточно широк. Они жили на Среднем и Нижнем Енисее, Подкаменной Тунгуске, Ангаре, Ачинском и Минусинском уездах. Отдельные группы проживали в городах.
При этом в документах наиболее полно отражается деятельность именно старообрядцев юга губернии. Здесь старообрядческие общины, действуя легально или полулегально, вписались в существующие социально-экономические порядки и старались в меру своих возможностей или окончательно легализоваться, или повысить свой статус, поднимая перед властями различные вопросы.
К 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими.
Из имеющихся документов видно, что в сельской местности старообрядцы занимались хлебопашеством и различными крестьянскими работами, а в городах, в частности, городе Минусинске, - торговлей и ремеслами (так, из пяти старообрядцев, выбранных в Минусинскую городскую думу в 1882 г., трое занимались торговлей, один был кузнецом и еще один маслобойщиком).
Активно участвовали старообрядцы и в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части и, как уже говорилось выше, гласными городских дум. При этом не только в населенных пунктах, где они составляли большинство. В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников было 8, на должность кандидата в волостные старшины был избран раскольник Андрей Егорович Овчинников.
Проживающие в Енисейской губернии приверженцы старой веры относились к различным направлениям в старообрядчестве. При этом четкое понятие, кто такие старообрядцы, было законодательно установлено только в 1905 году. До этого под определение раскол попадали все религиозные группы, отколовшиеся от православия: старообрядцы, приемлющие священство, и раскольники разных согласий, не приемлющие священства, но поклоняющиеся иконам; духоборцы, молокане, иконоборцы, не приемлющие священство и не поклоняющиеся иконам; субботники или иудействующие; скопцы. В официальных документах по отношению к одним и тем же религиозным группам применялись понятия раскольники, старообрядцы и сектанты.
Сами старообрядцы к термину "раскольники" относились отрицательно, и как уже говорилось выше, протестовали против того, чтобы их так называли. Они называли себя приверженцами истинной веры и считали себя православными.
С 1905 года в Российской империи старообрядцами стали называть всех последователей толков и согласий, которые признавали основные догматы Православной церкви, но при этом не признавали некоторые из её обрядов и отправляли свое богослужение по старопечатным книгам. Были установлены различия между старообрядцами, сектантами и последователями изуверских учений, которые подлежали уголовному наказанию.
xn--80aaollp3age.xn--p1ai