Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Дивногорск и Красноярская ГЭС. В красноярске гэс


Дивногорск и Красноярская ГЭС: zabivan

Побывать в Красноярске и не выбраться в Дивногорск, чтобы полюбоваться на Красноярскую ГЭС - непростительно! Поехали?

1. Итак, как же добраться в Дивногорск? Вариант с электричкой сразу отпадает - яндекс.расписания выдают всего два рейса в день со станции Красноярск-Пассажирский - в 04.34 и 17.47 местного времени. Остается маршрутка.Главный пересадочный узел правого берега - Предмостная площадь, что перед Коммунальным мостом. Постоял минут 10 на остановке, к которой подходили только городские автобусы - где же маршрутки на Дивногорск?Помогли прохожие :) Итак, становитесь лицом к мосту, обходите кольцо площади справа, переходите широкую улицу (проспект имени газеты "Красноярский рабочий"). За киосками и будет конечная, с которой уходят маршрутки в красноярские города-спутники. Дивногорские - №106, отправляется по заполнению.

Ехать почти час. По прибытию в Дивногорск я стал расспрашивать местных, как добраться до плотины. Выяснилось, что автобус до управления ГЭС отменили год назад. О такси я как-то не подумал, пошел пешком. А путь неблизкий - почти 7 километров :(

2. Час ходьбы по малоинтересным окраинам города и лесной дороге. Наконец, увидел спуск к берегу - вот она, Плотина.

3. Наверняка существуют более интересные видовые площадки. Я встречал в интернете фотографии с левого берега - плотина сбоку смотрится по-другому. Правда, я не разобрался, как туда попасть (возможно, туда пускают только организованные группы), и воспользовался самым доступным местом обзора.Многие туристы ограничиваются осмотром сооружения с моста, расположенного в километре ниже по течению - часть трассы "Енисей" Р-257 (старый литер - М-54) Красноярск - Абакан - Кызыл. Как мне кажется, лучше пройти/проехать поближе.

4. От Енисея так и веет холодом. Берег усеян крупным красным камнем, по которому неудобно ходить. Если приедете сюда - наденьте спортивную обувь, я пожалел, что в тот день предпочел мокасины, а не кроссовки.

5. Строительство Красноярской ГЭС велось в 1956-1972 годах. Была выбрана Шумихинская площадка - она понравилась проектировщикам гранитными скалами по берегам и крепким дном Енисея. Он здесь уже широкий и полноводный - каких трудов стоило перекрыть столь мощное течение!Сегодня это десятая по действующей мощности гидроэлектростанция в мире и вторая в России (после расположенной выше по реке Саяно-Шушенской).

6. Гравитационная плотина, на возведение которой ушло 5,7 миллионов кубометров бетона, имеет длину 1065 метров и высоту 124 метра. Условно состоит из двух частей - водосливная (справа на снимке, длина - 225 метров) и станционная (360 метров). У левого берега расположено станционное здание.

7. Красноярская ГЭС интересна своим судоподъемником - подобных сооружений в России нет. Специальная платформа опускается ниже уровня воды, после захода судна она перемещается по колее шириной 9 метров, имеющей зубчатое зацепление. В верхней точке имеется поворотный круг, который передает платформу на другую колею. После спуска ниже уровня воды в верхнем бьефе судно может покинуть подъемник.

8. Рельсовый путь просматривается даже с другого берега

9. Установленная мощность Красноярской ГЭС - 6 ГВт, работают 12 гидроагрегатов. Себестоимость электроэнергии на ГЭС - самая дешевая, поэтому рядом с ними всегда размещают энергоёмкие производства, обычно это алюминиевые заводы. Основной потребитель Красноярской ГЭС (85%) - Красноярский алюминиевый завод.

10. Знаете, бывают такие достопримечательности, о которых почти сплошь восторженные отзывы в духе "каждый должен это увидеть", а приезжаешь смотреть своими глазами - и из-за завышенных ожиданий впечатления вовсе не складывается. У меня с Красноярской ГЭС получилось именно так. Не исключаю, что все дело в площадке осмотра - вблизи бы плотина смотрелась куда более внушительно. Но ГЭС - охраняемые объекты, близко к ним не подобраться. Официальной смотровой у Красноярской ГЭС, как я понимаю, нет.Меня уже начала угнетать мысль о долгой обратной дороге в город, как проходя мимо моста, заметил таксиста. Он как раз ждал туристов, значительно сэкономивших время на дорогу к ГЭС :) Как я мог не додуматься до такого же! Молодые люди уже возвращались, поэтому чтобы не ждать другую машину, подсел к ним - увы, снимками с моста пришлось пренебречь. По пути выяснилось, что они из Иркутска.

11. Ребята ехали до набережной, вышел вместе с ними. С первых минут мое внимание привлекли живописные Дивные горы на противоположном берегу

12. Просто не оторвать взгляд! Я бродил по набережной и любовался этой красотой. В моей памяти первым видом Дивногорска остались эти скалы

13. Выложенная белым камнем надпись мелковата, хотя попробуй ее составь на крутом склоне! Изначально она была "полнее" - "Дивногорску ... лет", но то ли выветрилась, то ли, чтобы постоянно не менять число, ее "урезали".К Дивным горам проложен туристический пеший маршрут - виды сверху на створ плотины, должно быть, захватывающие!

14.

15. Лодочная станция - сюда когда-то приходили "Ракеты" из Красноярска, а теперь лишь редкие прогулочные теплоходы

16.

17. Небольшой сквер, именуемый странным названием - Административная площадь.Мужик - работник коммунальных служб (с виду приличный, не алконавт какой-нибудь), завидев меня, стал кричать: "Не вздумай меня фотографировать, а то камеру разобью!". Неужто этот городок так избалован вниманием туристов, что вид фотокамеры вызывает столь неадекватную и агрессивную реакцию? А волноваться ему не стоило - людей я не снимаю, да и во избежание подобных инцидентов не решаюсь начинать.

18. Набережная аскетичная, но какое дело до ее благоустройства, если перед тобой такие панорамы?

19. Нижний уровень - прогулочный со спуском к реке, верхний - "парковый" с лавочками

20.

21. Вот здесь я завис минут на 15 :)

22. Еще и с отражением в воде!

23.

24. Как не хотелось отсюда уходить - но пора хоть мельком осмотреть город (задерживаться не стоило, так как в тот день уезжал вечерним поездом в Абакан).Набережная, кстати, носит имя В.И.Ленина.

25. Выхожу на главную площадь Дивногорска - Пионерскую. Названа так по первоначальному значению слова "пионер" - первопроходец.

26. Логично, что на ней есть и памятник строителям города и ГЭС - "Каменная палатка".

27. Пионерская площадь полого спускается к Енисею, открывая вид на горы. Очень грамотное градостроительное решение!А ведь осматривать город снизу вверх наверняка еще интереснее - представьте, картинка постепенно появляется из-за домов, и в конце она предстает целиком..

28. А я бы хотел жить в квартире с видом на Дивные горы :) Хотя, надо полагать, с работой в самом Дивногорске не очень - а тратить по два часа на дорогу в Красноярск не так уж и здорово.

29. Оригинальный памятник героям ВОВ.

30. Как же повезло дивногорцам - каждый день видят открыточный пейзаж

31.

32. И даже неброская типовая архитектура на фоне гор смотрится благородно

33. Дивногорск построен "террасами" из-за больших уклонов местности. Улицы параллельны Енисею, и "смычки" между ними есть только на окраинах города. Если надо перейти квартал-два вниз, быстрее будет пешком, к тому же система автобусных мршрутов здесь какая-то мудрёная.

34. Вокзал Дивногорск, ныне закрытый - там сегодня только административные помещения станции. Когда-то электрички на Красноярск отправлялись семь раз в день... Правда, на ней ехать дольше, чем на маршрутке - из-за особенностей путевого развития электропоезд меняет направление движения по станции Енисей, прежде чем отправиться на главный вокзал Красноярска, а это лишние 10 минут. Да и с развитием автобусного сообщения нет необходимости подстраиваться под жесткое расписание - на маршрутку можно сесть в любое время. Вот так движение по этой красивейшей линии (построенной, разумеется, изначально для строительства ГЭС) свернулось до минимума.

35. Грузовое движение здесь тоже эпизодическое. Предлагалось использовать станцию как площадку для ретро-техники, но она пробыла здесь всего один сезон - после разгрома вандалами ее угнали в ремонт и решили не возвращать.

36. Вид в сторону ГЭС.

37. ДК "Энергетик" с модным для 60-х сплошным остеклением фасада. Здесь в 1968 году выступал Владимир Высоцкий - об этом сообщает установленная на здании мемориальная табличка.

38. Сбоку смотрится не так презентабельно

39.  Наверняка почти у всех дивногорцев крепкие ноги :) Походи-ка вверх-вниз!

40. Памятник Ленину решен в виде стелы

41. Городской герб с изображенными на нем главными городскими объектами - Дивные горы, ГЭС, Енисей. Подозреваю, что еще советский - тогда была традиция делить герб на секторы и приводить в верхей части название города. Современные геральдические правила этого не допускают.

42. Администрация Дивногорска

43. Лестница здоровья и растяжка ко Дню физкультурника

44. Эта улица носит название Комсомольской

45. Сталинок в Дивногорске нет - он был заложен уже в 1956 году. Вид Комсомольской улицы формируют кирпичные "хрущёвки" с выкрашенными краской фасадами. Местами сохранились советские вывески и "родные" ограждения балконов из деревянных реек, формирующих незамысловатый узор

46. Видимо, дома после капитального ремонта - остекление подъездных окон новое, в пластике.

47. Памятник "История города Дивногорска"

48. Городская библиотека. Солидное здание для 30-тысячного города

49. А выше - старенькие деревянные двухэтажки. Город ударной комсомольской стройки местами похож на деревню :)

50. Впрочем, некоторые дома в хорошем состоянии

51. А некоторые ждут расселения

52. Табличка "дом образцового содержания" на осыпающемся фасаде выглядит издёвкой

53. Лестницы не мешало бы отремонтировать...

54. Пешеходный бульвар вдоль главной городской оси: Пионерская площадь - вокзал - ДК - площадь Строителей

55. Дом детского творчества и спортивная школа

56. Памятник А.Е.Бочкину - начальнику "КрасноярскГЭССтрой" (со спины)

57. Площадь Строителей. Отсюда в период строительства ГЭС уходили автобусы, доставлявшие рабочих к возводимой плотине. А сегодня здесь городская автостанция.

58. Дивногорск лежит на федеральной трассе, связывающей Красноярск с южными районами края, Хакасией и Тувой - часть междугородних автобусов делает здесь короткую остановку. Ну а мне пора возвращаться в Красноярск. Выше площади Строителей есть кварталы девятиэтажных домов, к которым я уже не пошел.По дороге в Дивногорск есть прекрасная смотровая площадка "Царь-рыба" с видом на Енисей - ее я решил вынести в следующий пост, дабы не перегружать этот.

zabivan.livejournal.com

Дивногорск и Красноярская ГЭС - Города и веси России

Побывать в Красноярске и не выбраться в Дивногорск, чтобы полюбоваться на Красноярскую ГЭС - непростительно! Поехали?

1. Итак, как же добраться в Дивногорск? Вариант с электричкой сразу отпадает - яндекс.расписания выдают всего два рейса в день со станции Красноярск-Пассажирский - в 04.34 и 17.47 местного времени. Остается маршрутка.Главный пересадочный узел правого берега - Предмостная площадь, что перед Коммунальным мостом. Постоял минут 10 на остановке, к которой подходили только городские автобусы - где же маршрутки на Дивногорск?Помогли прохожие :) Итак, становитесь лицом к мосту, обходите кольцо площади справа, переходите широкую улицу (проспект имени газеты "Красноярский рабочий"). За киосками и будет конечная, с которой уходят маршрутки в красноярские города-спутники. Дивногорские - №106, отправляется по заполнению.Ехать почти час. По прибытию в Дивногорск я стал расспрашивать местных, как добраться до плотины. Выяснилось, что автобус до управления ГЭС отменили год назад. О такси я как-то не подумал, пошел пешком. А путь неблизкий - почти 7 километров :(

2. Час ходьбы по малоинтересным окраинам города и лесной дороге. Наконец, увидел спуск к берегу - вот она, Плотина.

3. Наверняка существуют более интересные видовые площадки. Я встречал в интернете фотографии с левого берега - плотина сбоку смотрится по-другому. Правда, я не разобрался, как туда попасть (возможно, туда пускают только организованные группы), и воспользовался самым доступным местом обзора.Многие туристы ограничиваются осмотром сооружения с моста, расположенного в километре ниже по течению - часть трассы "Енисей" Р-257 (старый литер - М-54) Красноярск - Абакан - Кызыл. Как мне кажется, лучше пройти/проехать поближе.

4. От Енисея так и веет холодом. Берег усеян крупным красным камнем, по которому неудобно ходить. Если приедете сюда - наденьте спортивную обувь, я пожалел, что в тот день предпочел мокасины, а не кроссовки.

5. Строительство Красноярской ГЭС велось в 1956-1972 годах. Была выбрана Шумихинская площадка - она понравилась проектировщикам гранитными скалами по берегам и крепким дном Енисея. Он здесь уже широкий и полноводный - каких трудов стоило перекрыть столь мощное течение!Сегодня это десятая по действующей мощности гидроэлектростанция в мире и вторая в России (после расположенной выше по реке Саяно-Шушенской).

6. Гравитационная плотина, на возведение которой ушло 5,7 миллионов кубометров бетона, имеет длину 1065 метров и высоту 124 метра. Условно состоит из двух частей - водосливная (справа на снимке, длина - 225 метров) и станционная (360 метров). У левого берега расположено станционное здание.

7. Красноярская ГЭС интересна своим судоподъемником - подобных сооружений в России нет. Специальная платформа опускается ниже уровня воды, после захода судна она перемещается по колее шириной 9 метров, имеющей зубчатое зацепление. В верхней точке имеется поворотный круг, который передает платформу на другую колею. После спуска ниже уровня воды в верхнем бьефе судно может покинуть подъемник.

8. Рельсовый путь просматривается даже с другого берега

9. Установленная мощность Красноярской ГЭС - 6 ГВт, работают 12 гидроагрегатов. Себестоимость электроэнергии на ГЭС - самая дешевая, поэтому рядом с ними всегда размещают энергоёмкие производства, обычно это алюминиевые заводы. Основной потребитель Красноярской ГЭС (85%) - Красноярский алюминиевый завод.

10. Знаете, бывают такие достопримечательности, о которых почти сплошь восторженные отзывы в духе "каждый должен это увидеть", а приезжаешь смотреть своими глазами - и из-за завышенных ожиданий впечатления вовсе не складывается. У меня с Красноярской ГЭС получилось именно так. Не исключаю, что все дело в площадке осмотра - вблизи бы плотина смотрелась куда более внушительно. Но ГЭС - охраняемые объекты, близко к ним не подобраться. Официальной смотровой у Красноярской ГЭС, как я понимаю, нет.Меня уже начала угнетать мысль о долгой обратной дороге в город, как проходя мимо моста, заметил таксиста. Он как раз ждал туристов, значительно сэкономивших время на дорогу к ГЭС :) Как я мог не додуматься до такого же! Молодые люди уже возвращались, поэтому чтобы не ждать другую машину, подсел к ним - увы, снимками с моста пришлось пренебречь. По пути выяснилось, что они из Иркутска.

11. Ребята ехали до набережной, вышел вместе с ними. С первых минут мое внимание привлекли живописные Дивные горы на противоположном берегу

12. Просто не оторвать взгляд! Я бродил по набережной и любовался этой красотой. В моей памяти первым видом Дивногорска остались эти скалы

13. Выложенная белым камнем надпись мелковата, хотя попробуй ее составь на крутом склоне! Изначально она была "полнее" - "Дивногорску ... лет", но то ли выветрилась, то ли, чтобы постоянно не менять число, ее "урезали".К Дивным горам проложен туристический пеший маршрут - виды сверху на створ плотины, должно быть, захватывающие!

14.

15. Лодочная станция - сюда когда-то приходили "Ракеты" из Красноярска, а теперь лишь редкие прогулочные теплоходы

16.

17. Небольшой сквер, именуемый странным названием - Административная площадь.Мужик - работник коммунальных служб (с виду приличный, не алконавт какой-нибудь), завидев меня, стал кричать: "Не вздумай меня фотографировать, а то камеру разобью!". Неужто этот городок так избалован вниманием туристов, что вид фотокамеры вызывает столь неадекватную и агрессивную реакцию? А волноваться ему не стоило - людей я не снимаю, да и во избежание подобных инцидентов не решаюсь начинать.

18. Набережная аскетичная, но какое дело до ее благоустройства, если перед тобой такие панорамы?

19. Нижний уровень - прогулочный со спуском к реке, верхний - "парковый" с лавочками

20.

21. Вот здесь я завис минут на 15 :)

22. Еще и с отражением в воде!

23.

24. Как не хотелось отсюда уходить - но пора хоть мельком осмотреть город (задерживаться не стоило, так как в тот день уезжал вечерним поездом в Абакан).Набережная, кстати, носит имя В.И.Ленина.

25. Выхожу на главную площадь Дивногорска - Пионерскую. Названа так по первоначальному значению слова "пионер" - первопроходец.

26. Логично, что на ней есть и памятник строителям города и ГЭС - "Каменная палатка".

27. Пионерская площадь полого спускается к Енисею, открывая вид на горы. Очень грамотное градостроительное решение!А ведь осматривать город снизу вверх наверняка еще интереснее - представьте, картинка постепенно появляется из-за домов, и в конце она предстает целиком..

28. А я бы хотел жить в квартире с видом на Дивные горы :) Хотя, надо полагать, с работой в самом Дивногорске не очень - а тратить по два часа на дорогу в Красноярск не так уж и здорово.

29. Оригинальный памятник героям ВОВ.

30. Как же повезло дивногорцам - каждый день видят открыточный пейзаж

31.

32. И даже неброская типовая архитектура на фоне гор смотрится благородно

33. Дивногорск построен "террасами" из-за больших уклонов местности. Улицы параллельны Енисею, и "смычки" между ними есть только на окраинах города. Если надо перейти квартал-два вниз, быстрее будет пешком, к тому же система автобусных мршрутов здесь какая-то мудрёная.

34. Вокзал Дивногорск, ныне закрытый - там сегодня только административные помещения станции. Когда-то электрички на Красноярск отправлялись семь раз в день... Правда, на ней ехать дольше, чем на маршрутке - из-за особенностей путевого развития электропоезд меняет направление движения по станции Енисей, прежде чем отправиться на главный вокзал Красноярска, а это лишние 10 минут. Да и с развитием автобусного сообщения нет необходимости подстраиваться под жесткое расписание - на маршрутку можно сесть в любое время. Вот так движение по этой красивейшей линии (построенной, разумеется, изначально для строительства ГЭС) свернулось до минимума.

35. Грузовое движение здесь тоже эпизодическое. Предлагалось использовать станцию как площадку для ретро-техники, но она пробыла здесь всего один сезон - после разгрома вандалами ее угнали в ремонт и решили не возвращать.

36. Вид в сторону ГЭС.

37. ДК "Энергетик" с модным для 60-х сплошным остеклением фасада. Здесь в 1968 году выступал Владимир Высоцкий - об этом сообщает установленная на здании мемориальная табличка.

38. Сбоку смотрится не так презентабельно

39.  Наверняка почти у всех дивногорцев крепкие ноги :) Походи-ка вверх-вниз!

40. Памятник Ленину решен в виде стелы

41. Городской герб с изображенными на нем главными городскими объектами - Дивные горы, ГЭС, Енисей. Подозреваю, что еще советский - тогда была традиция делить герб на секторы и приводить в верхей части название города. Современные геральдические правила этого не допускают.

42. Администрация Дивногорска

43. Лестница здоровья и растяжка ко Дню физкультурника

44. Эта улица носит название Комсомольской

45. Сталинок в Дивногорске нет - он был заложен уже в 1956 году. Вид Комсомольской улицы формируют кирпичные "хрущёвки" с выкрашенными краской фасадами. Местами сохранились советские вывески и "родные" ограждения балконов из деревянных реек, формирующих незамысловатый узор

46. Видимо, дома после капитального ремонта - остекление подъездных окон новое, в пластике.

47. Памятник "История города Дивногорска"

48. Городская библиотека. Солидное здание для 30-тысячного города

49. А выше - старенькие деревянные двухэтажки. Город ударной комсомольской стройки местами похож на деревню :)

50. Впрочем, некоторые дома в хорошем состоянии

51. А некоторые ждут расселения

52. Табличка "дом образцового содержания" на осыпающемся фасаде выглядит издёвкой

53. Лестницы не мешало бы отремонтировать...

54. Пешеходный бульвар вдоль главной городской оси: Пионерская площадь - вокзал - ДК - площадь Строителей

55. Дом детского творчества и спортивная школа

56. Памятник А.Е.Бочкину - начальнику "КрасноярскГЭССтрой" (со спины)

57. Площадь Строителей. Отсюда в период строительства ГЭС уходили автобусы, доставлявшие рабочих к возводимой плотине. А сегодня здесь городская автостанция.

58. Дивногорск лежит на федеральной трассе, связывающей Красноярск с южными районами края, Хакасией и Тувой - часть междугородних автобусов делает здесь короткую остановку. Ну а мне пора возвращаться в Красноярск. Выше площади Строителей есть кварталы девятиэтажных домов, к которым я уже не пошел.По дороге в Дивногорск есть прекрасная смотровая площадка "Царь-рыба" с видом на Енисей - ее я решил вынести в следующий пост, дабы не перегружать этот.

russiantowns.livejournal.com

Красноярская ГЭС - Энерго-24! Новости энергетики

Красноярская ГЭС — гидроэлектростанция на Енисее в 40 километрах от Красноярска, вблизи города Дивногорска Красноярского края. В настоящее время является 8-й по мощности среди ныне действующих гидроэлектростанций в мире и 2-й по мощности среди действующих российских гидроэлектростанций. Входит в Енисейский каскад ГЭС. В комплекс ГЭС входит, в частности, единственный в России судоподъёмник.

 

Общие сведения

Красноярская ГЭС спроектирована институтом Ленгидропроект.

Строительство ГЭС началось в 1956 году, закончилось в 1972 году. Первый блок Красноярской ГЭС был пущен 3 ноября 1967 года.

Состав сооружений ГЭС:

гравитационная бетонная плотина длиной 1065 м и высотой 124 м, состоит из левобережной глухой плотины длиной 187,5 м, водосливной — 225 м, глухой русловой — 60 м, станционной — 360 м и правобережной глухой — 232,5 м.

приплотинное здание ГЭС длиной 360 м и шириной 31 м.

Установки приёма и распределения электроэнергии — 220 кВ и 500 кВ.

Судоподъёмник с подходным каналом в нижнем бьефе.

Всего при строительстве тела плотины было уложено 5,7 млн м³ бетона. Высота верхнего бьефа при НПУ составляет 243 м над уровнем моря, нижнего — от 141,7 до 152,5 м. Допустимая высота сработки водохранилища от НПУ составляет 10 метров. Максимальная пропускная способность водосброса при паводке составляет 14 тыс. м³/сек, суммарная максимальная пропуская способность гидроузла — 20 600 м³/сек. Расположение створа плотины соответствует площади водосбора 288 200 км², среднегодовой приток составляет 88 км³, что соответствует среднему расходу воды 2800 м³/сек.

Мощность ГЭС — 6000 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии — 19,6−20,4 млрд кВт·ч, из-за неравномерности притока (до 40 км³) может изменяться на 30 %. В здании ГЭС установлено 12 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 500 МВт, работающих при расчётном напоре 93 м. Гидротурбины расположены на отметке 139,5±1 м НУМ, имеют наружный диаметр рабочего колеса 8,65 м и массу 240 т каждая.

Плотина ГЭС образует крупное Красноярское водохранилище. Площадь водохранилища около 2000 км², полный и полезный объём 73,3 и 30,4 км³ соответственно. Водохранилищем было затоплено 120 тыс. га сельскохозяйственных земель, в ходе строительства было перенесено 13750 строений.

Для пропуска судов сооружён единственный на 2010 год в России судоподъёмник. Тоннаж пропускаемыхсудоподъёмником Красноярской ГЭС судов может достигать 1500 т. На станции работает 500 человек.

Хронология строительства

85 % электроэнергии Красноярской ГЭС потребляет Красноярский алюминиевый завод (Русал). Оставшаяся часть электроэнергии поступает в энергосистему Сибири.Себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии Красноярской ГЭС в 2001 годусоставляла 2,2 коп. Рентабельность ГЭС более чем в 2 раза выше рентабельности тепловых электростанций и на 2012 год превосходит рентабельность практически всех гидроэлектростанций на территории России, за исключением Братской ГЭС.Экономическое значение14 июля 1955 года — приказом № 152 Министерства строительства электростанций для сооружения Красноярской ГЭС на Енисее создано специализированное строительно-монтажное управление строительства «Красноярскгэсстрой».

23 сентября 1955 года — Государственная комиссия утвердила Шумихинский створ строительства Красноярской ГЭС.

1956 год — на месте бывшего Знаменского скита начал строитьсяДивногорск.

8 августа 1959 года — в перемычки котлована первой очереди отсыпаны первые кубометры скальной породы.

10 августа 1961 года — уложен первый кубометр бетона в водосливную часть плотины Красноярской ГЭС.

25 марта 1963 года — на строительстве Красноярской ГЭС перекрыт Енисей.

В 1965 году теплоход «Красноярский рабочий» привёл в Красноярск из Дудинки морской лихтер «Лодьма» с первой турбиной для Красноярской ГЭС.

3 и 4 ноября 1967 года — в эксплуатацию введены первый и второй гидроагрегаты Красноярской ГЭС.

1968 год — в эксплуатацию введено три агрегата Красноярской ГЭС.

1969 год — в эксплуатацию досрочно введены четыре гидроагрегата Красноярской ГЭС.

1970 год — в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина на сто дней раньше срока введён в эксплуатацию 10-й агрегат Красноярской ГЭС.

13 сентября 1970 года — Красноярское водохранилище достигло своей проектной отметки.

1971 год — в эксплуатацию введены два последних — 11-й и 12-й гидроагрегаты Красноярской ГЭС.

26 июля 1972 года — Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию с оценкой «отлично» Красноярскую ГЭС.

1982 год — сдан в постоянную эксплуатацию судоподъёмник.

K 1995 году степень износа гидроагрегатов Красноярской ГЭС приблизилась к уровню 50%, поэтому было принято решение о реконструкции гидроагрегатов и модернизации оборудования станции. Программа реконструкции разработана на основе технико-экономических расчетов института «Ленгидропроект». Рассчитана она до 2013 года. На сегодняшний день свое второе рождение получили 9 гидрогенераторов из 12, установленный срок эксплуатации каждой машины после модернизации увеличивается от первоначального в два раза и составляет 40 лет.

 

 

energo-24.ru

Красноярская ГЭС: снаружи и изнутри

Вы думаете, побывав в Красноярске, мы смогли обойти стороной Красноярскую ГЭС? Как бы не так! Мы даже проникли внутрь! :))Если у вас нет машины, то добраться до Красноярской ГЭС довольно-таки сложно. Сначала надо из Красноярска доехать до Дивногорска на автобусе или на маршрутке. А это 40 километров или почти полтора часа езды общественным транспортом. Затем взять такси и проехать еще три километра к югу. Их, конечно, можно пройти и пешком, но шоссе к ГЭС идет по холмам, спускается и поднимается с горки на горку, и такая прогулка вряд ли покажется легкой и увеселительной. Можно, конечно, попробовать "вписаться" в служебный ПАЗик, которые регулярно возят на станцию работников, но и это сложно, так как их водители обычно знают своих в лицо и не берут посторонних. Но мы так хотели увидеть вторую по величине в России ГЭС, что не испугались трудностей, и однажды утром, на второй день после нашего приезда в Красноярский край, отправились в Дивногорск. Да-да, на маршрутке...

И вот, 40 километров пути преодолены, и мы оказались в центре небольшого городка, на площади с автобусной станцией, маленьким и не очень аккуратным рынком, парой магазинчиков и кафешкой, которая, судя по объявлению на ее дверях, начинала работать только в пять часов вечера. Кстати, кроме нее, других заведений общепита мы в Дивногорске не встретили.

...

Сейчас Дивногорск довольно-таки крупный по местным меркам городок. В нем живет около 30 тысяч человек, многие из них работают в Красноярске и лишь небольшая доля - на гидроэлектростанции и в сфере обслуживания в городе. Дивногорск появился на свет не так давно, а именно в 1957 году - сразу после начала строительства ГЭС и был поселком, в коем жили ее строители и их семьи. Впрочем, это место не пустовало и раньше. В конце 1880-х годов иеромонах Филарет основал здесь Знаменский скит, который с приходом в эти края коммунистов был "переквалифицирован".

А теперь в том здании, которое от него осталось, на мой взгляд, признать скит стало вообще малореально - внешне оно представляет собой деревянную барако-образную избушку из бревен, без куполов, где разместилось несколько каких-то контор. Впрочем, восстанавливать скит из этого "безобразия", наверное, было бы очень сложно, и местные власти совместно с церковью решили возвести в Дивногорске новый деревянный храм и уже к этому приступили. Так что, возможно, через пару лет он уже украсит этот милый городок.

А Дивногорск - городок, действительно, милый. Или, может, это мне такие нравятся? Строили его с коммунистическим размахом, как было принято в те годы. Широкие зеленые террасы, заросшие соснами, спускаются к набережной Енисея.

...

Дома на набережной.

...

А его противоположный берег украшают высоченные, зеленые отроги Саян с выступающими скалами. Кстати, об одной из этих скал дивногорцы передают из уст в уста легенду, которую и нам рассказали. Один из монахов скита был человеком верующим, но в то же время и не оторванным от жизни. И очень хотел встретить девушку, которая его полюбит. Но шли годы, а подходящая девушка все не попадалась. "Раз так, - решил монах, - то взойду я на скалу над Енисеем и брошусь с нее. И если есть бог на свете, то пусть он мне поможет!". Забрался на скалу, прыгнул и... разбился. А помог ему бог или нет, каждый теперь считает по-своему, но истинные верующие говорят, что, конечно, помог - забрал таким образом его в свое Царствие Небесное.Сейчас скала, с которой прыгнул монах, выкрашена в белый цвет. А рядом с ней стоят другие скалы, и у дивногорцев есть давняя традиция водружать на некоторые из них флаги.

Так, мы даже познакомились с целой династией людей, которые это делают. Раз в несколько лет или тогда, когда флаг поистреплется, на одну из скал поднимается молодой человек по имени Ярослав со своими друзьями и устанавливает там российский триколор. До него это делал его отец, а до отца - дед: тогда он поднимал на скалу еще красное советское знамя. Кстати, в советские годы горы рядом с флагом украшала еще и выложенная из камней огромная надпись, которую можно было прочитать чуть ли не из любой точки Дивногорска: "Слава КПСС". Теперь надпись тоже изменилась, стала: "Дивногорску - 96", а количество лет, которое исполняется родному городу, ежегодно исправляет Ярослав. Правда, почему ему 96, и с какого момента ведет отчет молодой человек, мы так и не поняли.

А, вот самым красивым и живописным местом в городе, конечно, как была прежде, так и осталось по сей день набережная. Здесь, даже несмотря на то, что за последние годы она заметно истрепалась, так и хочется остановиться, остановить мгновенье, и любоваться и любоваться красотой Енисея и Саян... Ух! Просто дух от них захватывает!

Впрочем, в Дивногорске мы побывали не только на набережной. Перед тем, как ехать на ГЭС, мы решили погулять по этому городку, чтобы погрузиться в его атмосферу и понять, чем он вообще живет и дышит. И, как нам показалось, что, хоть и дышит он необыкновенно чистым сосновым воздухом (Дивногорск считается одним из самых экологически чистых населенных пунктов Красноярского края), но живет все-таки прошлым.Стела на одной из главных улиц города.

Лишь на нескольких улицах города мы заметили хоть какой-то недавний ремонт, далеко не везде шоссе украшал новый асфальт.

Новостроек да и просто какого-то значимого строительства мы не заметили здесь вообще, а выложенные плиткой дорожки одной из главных городских площадей - той самой, где находятся памятник жителям Дивногорска, погибшим в Великую Отечественную войну, и бетонная палатка - памятник первопроходцам-строителям, этакий символ города, заросли травой... Памятник погибшим в войну.

...

Бетонная палатка.

Площадь перед памятниками.

Хотя, с другой стороны, Дивногорск показался нам очень чистым городком, мы не встретили здесь ни одной помойки или кучи мусора, в людных местах везде стояли опрятные урны, а фасады домов были симпатично покрашены и в большинстве своем выглядели очень достойно и привлекательно.

...

...

Кстати, именно деревянные двухэтажные дома, кои еще сохранились на некоторых улицах по сей день, первыми появились в Дивногорске, именно они пришли на смену палаточному городку, где жили первые гидростроители. И выросли они здесь меньше, чем за год - уже в конце 1957 года из палаток переселились в них последние жители.

...

...

...

А еще в Дивногорске мы побывали в городском музее. Он хоть и был маленьким, но люди, которые им занимались, чувствовалось, что делали это с душой, очень трепетно и любовно относились к своим экспонатам, и даже провели нам небольшую экскурсию по залам, где мы осмотрели множество фотографий, рассказывающих о строительстве Красноярской ГЭС и Дивногорска.

Диораму станции, работу которой можно было увидеть здесь и днем, и ночью (когда "наступала" ночь, на диорамной ГЭС зажигались фонари).

Модель гидроагрегата станции.

Личные вещи начальник строительства Красноярской ГЭС Андрея Ефимовича Бочкина - очень достойного человека, кроме Красноярской, построившего еще Саяно-Шушенскую и Иркутскую станции, а также принимавшего участие в строительстве многих других важных объектов страны.

Кресло, лампа и телефон Бочкина.

В честь него в Дивногорске названа одна из центральных улиц, и на ней стоит памятник.

В музее мы видели бетонные тетраэдры, которыми перекрывалось русло Енисея во время возведения ГЭС.

Оригинальный инструмент под названием вибратор, коим пользовались только женщины. :)) Правда, весил вибратор 16 килограммов, и они им в процессе строительства всего лишь утрамбовывали грунт. :) А еще здесь была лопата Юрия Гагарина. Да-да, оказывается, в начале 1960-х наш первый космонавт тоже побывал на будущей ГЭС, и ему даже давали лопату, чтобы он копал какой-то нужный котлован. Вот такая была мегастройка!Вибратор и лопата Гагарина.

Ну, а мы, наконец, тоже отправились на Красноярскую ГЭС - конечно, не строить и не копать, а просто увидеть это грандиозное сооружение своими глазами.

Строительство Красноярской ГЭС началось в 1956 году. Именно это место на Енисее, в трех километрах к югу от Знаменского скита, было выбрано не случайно. Здесь русло реки немного сужается, а гранитные скалы подступают чуть ли не к самым берегам. Это было удобно, так как, во-первых, гранит гораздо более крепкий материал, чем, к примеру, какой-нибудь песчаник, и стратегически важный объект лучше всего строить именно на крепких горных породах, а, во-вторых, он же использовался при строительстве самой плотины, и ездить за другими стройматериалами, которые могли бы его заменить, было уже не нужно.Диорама на ГЭС.

В общем, в 1961 году в водосливную часть плотины уложили первый кубометр бетона, через полгода перекрыли Енисей, а еще через три года теплоход "Красноярский рабочий" привел из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой турбиной для гидроэлектростанции.Примерно в километре от Красноярской ГЭС теперь стоит мемориальный комплекс "Слава труду". Он посвящен автомобилистам, принимавшим участие в строительстве ГЭС. В пиковый период в 1967 году в работе участвовали 1120 водителей и 842 автомобиля.

К сожалению, сейчас мемориал не в лучшем состоянии. Многие буквы на постаменте уже отвалились, а вокруг пасутся лошади.

...

Но, в целом, ГЭС строили довольно-таки долго. Так, своей проектной отметки Красноярское водохранилище достигло лишь в 1970 году, а в 1972 году государственная комиссия приняла ГЭС в постоянную эксплуатацию. Приняла с отметкой "отлично", даже несмотря на то, что при строительстве станции были допущены просчеты, повлиявшие на экологию Красноярского края. Так изначально инженеры и строители станции думали, что сооружение плотины и водохранилище приведет к тому, что в районе Красноярска появится не замерзающая зимой полынья длиной в 20 километров. На деле же длина полыньи получилась 200 километров. А из-за этого изменился климат, который стал более влажным и теплым, что отразилось на животном и растительном мире.Правда, если уж сравнивать вред экологии, которые приносят гидроэлектростанции, с тем, который дают тепловые, то больше его, конечно же, от вторых. А вот, рентабельности - от первых, причем примерно в два раза.Сейчас для того, чтобы увидеть гидроэлектростанцию во всей красе, можно подняться на мост примерно в 500 метрах от нее вниз по Енисею, что мы, собственно и сделали. Этот мост оказался автомобильным, охраняемым с обеих сторон специально обученными дядечками, но заходить на него и фотографировать с него плотину они нам разрешили - точнее, мы не спрашивали, но и они ничего против не имели.Кстати, именно с этого моста мы увидели единственный в нашей стране судоподъемник - сооружение, способное поднимать и опускать корабли на платину и с нее.

Он строился для того, чтобы суда могли подвозить грузы для строительства уже другой - Саяно-Шушенской ГЭС, которое велось позже и гораздо выше по Енисею. Собой судоподъемник представляет огромное металлическое корыто на железнодорожных колесах. Судно прямо с воды загружается в него, а затем по рельсам с шириной колеи аж девять метров спускается или поднимается на плотину. Внизу у плотины есть специальная бухточка с небольшим причалом, где оно покидает корыто и плывет дальше, куда ему нужно.

Но вернемся к гидроэлектростанции. Конечно, посмотреть на нее только с моста нам показалось мало, и мы отправились осматривать ее изнутри.

...

Ленин у проходной.

Аккуратно подстриженные кустики крыжовника прямо у входа. Хотя местные его называют почему-то смородиной.

Если же вернуться к ее техническим характеристикам, то Красноярская ГЭС не только вторая по величине в России, но и седьмая в мире. На ней работают 12 гидроагрегатов мощностью шесть тысяч мегаватт. 85 процентов электроэнергии, выработанной Краснояркой ГЭС потребляет Красноярский алюминиевый завод, а все остальное идет на нужды граждан. Всего на станции сейчас работает около 500 человек и больше 50 процентов из них - это мастера и инженеры с высшим образованием. Конечно, в советские годы персонала на станции было задействовано гораздо больше. Но это связано не с тем, что сегодня пришлось сокращать рабочие места по материальным соображениям (персонал на Красноярской ГЭС, кстати сказать, получает неплохие зарплаты), а с тем, что и сюда пришел технический прогресс: если раньше все замеры и их обработка проводились на ГЭС вручную и для этого требовалось много специалистов, то теперь этим занимается автоматика, а специалисты лишь фиксируют показатели - температуры, вибрации, уровня масла, испытания теплоизоляции и прочего.Доска с фотографиями лучших работников ГЭС - ветеранов и участников Великой Отечественной войны.

Мы с Антоном попали в машинное отделение станции и увидели это собственными глазами. В огромной зале слышался небольшой гул, пол немного подрагивал, но на этом ощущение того, что мы находимся в самом, что ни наесть сердце гидроэлектростанции, где, казалось бы, все должно шуметь, вращаться и быть залитым машинным маслом, заканчивалось. В зале было светло и чисто, на всем его протяжении в ряд стояли круглые красные механизмы - так выглядели верхушки гидроагрегатов, а вдоль стен были установлены компьютеры и приборные панели, за которыми сидели оперативные работники и фиксировали показания приборов. Вот, собственно, и всё.

...

...

...

А если заглянуть в "окошко" гидроагрегата?

...

...

Меж тем, оперативный персонал, к которому относятся мастера и инженеры станции, считается одним из самых главных. Без них точно бы не получилось никакой работы. А ведь Красноярская ГЭС функционирует круглосуточно, и именно эти сотрудники, трудясь здесь в две смены по 12 часов, не позволяют ей остановиться ни на минуту.Приборы и люди.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Еще нам рассказали, что, конечно, самая интересная и интенсивная работа начинается на станции во время весеннего паводка. В эти дни вода в Енисее обильно прибывает и сотрудники ГЭС должны особенно четко следить за тем, чтобы вся аппаратура и оборудование было в рабочем состоянии, а, к примеру, не находилось на каком-нибудь плановом или профилактическом ремонте.

...

И хотя на самой станции решение о том, открывать дополнительные затворы для пуска воды или нет, самостоятельно не принимается, а делается в согласовании с вышестоящей организацией, все оборудование должно быть наготове, чтобы в случае необходимости это сразу же сделать. Кстати, что касается гидроагрегатов, то с 1995 года уже девять из них заменили на новые, осенью этого года заменят десятый, а в течение еще двух лет - два последних: одиннадцатый и двенадцатый. Так что, катастрофы, которая несколько лет назад случилось на Саяно-Шушенской ГЭС, на Красноярской ГЭС, как нас заверили, произойти не может.

...

Ну, а мы еще немного прогулялись вдоль нижнего бьефа станции, посмотрели на 24 водостока - огромные бетонные трубы, внутри которых вода свободно падает вниз, тем самым, в принципе, и вырабатывая энергию.

...А затем отправились в обратный путь - в сторону Красноярска.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Мои другие рассказы из этого путешествия:2011 год, июль: Красноярск. Бобровый лог Красноярск. Места столь отдаленные Красноярск. Город с 10-рублевой купюры Фотообзор: В Сибирь "по этапу"

annataliya.livejournal.com

Красноярская ГЭС

Текущая деятельность

В основе текущей деятельности ПАО «Красноярская ГЭС» стоит задача обеспечить надежное энергоснабжение различных групп потребителей. Помимо этого руководство и коллектив предприятия в своей производственной деятельности постоянно стремится к неуклонному повышению стоимости активов и развитию конкурентных преимуществ компании, а также соблюдению всех необходимых экологических требований и норм. В этой связи программа реконструкции ГЭС, проект которой был подготовлен к середине 90-годов, была чрезвычайна важна и актуальна.

Технико-экономические расчеты всех необходимых работ провели специалисты института «Ленгидропроект». В процессе реконструкции срок службы 12 гидрогенераторов был увеличен от первоначальных в два раза, и теперь он составляет 40 лет. Произведенная на Красноярской ГЭС модернизация стала для России первым столь масштабным проектом комплексного переоснащения гидроэлектростанции. В рамках этой работы энергетики провели техническое перевооружение 12 гидроагрегатов и ОРУ на 220 и 500 кВ, а также заменили практически все основное и вспомогательное оборудование и механизмы станции.

Последние работы по комплексной модернизации Красноярской ГЭС велись в 2014-2015 году. Так, в апреле 2014 года на станции завершилась реконструкция цепей и устройств автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) гидроагрегата № 6. Но окончание комплексной реконструкции ГЭС не означает, что об оборудовании и механизмах можно забыть на долгие годы, работы продолжаются постоянно согласно ремонтных графиков. Например, в феврале 2015 года начался капитальный ремонт гидроагрегата №8, который включает в себя ремонт генератора, турбины, системы возбуждения, шлифовку контактных колец.

Производственные показатели и статистика

Красноярская ГЭС производит 2.8% от всей вырабатываемой в России электроэнергии. Причем, в производстве электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями страны, ее доля доходит до 13.5%. На станции эксплуатируются 12 гидроагрегатов, установленная мощность которых составляет 6 млн кВт. Среднегодовая выработка Красноярской ГЭС — 18,3 млрд кВтч. Объем водохранилища Красноярской ГЭС — 73,3 км³, длина — 334 км.

На станции трудится 550 сотрудников. Предприятие сертифицировано по С ISO 9001 И 14001.

Начало строительства в 1956 году на реке Енисей крупной гидроэлектростанции было продиктовано необходимостью придать новый энергетический импульс развитию Сибири. Благодаря вводу в эксплуатацию этой ГЭС появились десятки новых металлургических заводов, химических и деревообрабатывающих комбинатов, выросли новые города и поселки.

Место под строительство новой сибирской гидроэлектростанции выбрали вблизи города Красноярск, на 40 километров выше по течению реки Енисей. В этом районе долина реки принимает форму каньона с крутыми берегами, состоящими из гранитных пород. Дно реки также выстилают скальные породы, они являются надежным фундаментом для высокой плотины. Ширина Енисея в этом месте достигает 750 метров. Средний расход воды в створе — 2800м³/с, при этом в зимний период он может снижаться до 300-500 м³/с, а во время весеннего паводка снова вырастает.

Проект Красноярской ГЭС подготовило Ленинградское отделение института «Гидроэнергопроект», которое сегодня называется ОАО «Инженерный центр ЕЭС институт Ленгидропроект». Первые работы, связанные со строительством будущей ГЭС, начались в 1956 году. На начальном этапе шло формирование строительных бригад и обустройство временного жилья, комплектация строительной техникой, строительство дорог, складских помещений, ЛЭП и другой необходимой инфраструктуры. Подготовительный этап строительства продлился до 1961 года, в этот период была создана производственная база будущего грандиозного строительства.

Первые работы по укладке бетона начались в конце лета 1961 года. Первоначально строительство велось под прикрытием земляных перемычек. В этот период возводилась плотина водосброса, и лишь с 25 марта 1963 года, после перекрытия Енисея, строители смогли начать основную работу в правобережном котловане, где по проекту и должна была располагаться гидростанция.

По прошествии четырех лет — в ноябре 1967 года был произведен пуск первых гидроагрегатов. С этого момента начался завершающий этап строительства, который длился до 1972 года. К этому времени все работы были завершены, а в машинном зале Красноярской ГЭС появились 12 гидроагрегатов, установленная мощность которых составила 6 миллионов кВт.

За годы строительства Красноярского гидроузла был выполнен огромный о объем работ: переработано 9450 тыс. кубометров мягкого грунта и 6400 тыс. кубометров твердых скальных пород, смонтировано около 118 тысяч тонн металлоконструкций, оборудования и механизмов. При этом в итоге общий вес плотины составил 15 миллионов тонн.

В течение последующих нескольких десятков лет Красноярская ГЭС исправно и безаварийно работала, и к 1995 году износ ее гидроагрегатов достиг уровня в 50%. В этой связи принимается решение провести реконструкцию гидроагрегатов и одновременно модернизировать станцию.

energybase.ru

Красота и мощь Сибири: фотоэкскурсия по Красноярской ГЭС

Образовательный проект "Энергия будущего", запущенный компанией En+ Group и корпоративным университетом "Евросибэнерго" организовал для журналистов Лайфа экскурсию по самым живописным и потайным местам жемчужины энергетики России — Красноярской ГЭС.

Красноярская ГЭС имени 50-летия СССР расположена на реке Енисей, в двадцати трёх километрах от Красноярска, вблизи города Дивногорска. Это вторая по мощности гидроэлектростанция в России. Она входит в десятку крупнейших в мире — установленная мощность её 12 гидроагрегатов — 6000 мегаватт. В год станция вырабатывает 20 миллиардов киловатт-часов — каждый пятидесятый киловатт в России.

Строительство ГЭС началось в 1956 году по проекту Ленинградского отделения института "Гидроэнергопроект". В 1967 году был запущен первый гидроагрегат, а окончательно строительство закончилось только в 1972. Как свидетельство тех времён в холле посетителей встречает советский барельеф, который изображает битву человека за энергию. 

Помимо барельефа посетители могут посмотреть и прекрасную диораму, изображающую крупным планом Красноярскую ГЭС, живописные окрестности Енисея, предгорья Саян и даже вдалеке в те годы ещё находящуюся лишь в проекте будущую Саяно-Шушенскую ГЭС. Город Дивногорск, разросшийся на месте посёлка Скит, принял строителей новой гидроэлектростанции. Начальник строительства, легендарный Андрей Ефимович Бочкин, категорически воспротивился использовать при возведении ГЭС труд заключённых. На Енисей съехалось более 20 000 молодых людей с Советского Союза, чей средний возраст не превышал 28 лет.

На лифте можно подняться на гребень плотины. А уже там взобраться на самую высокую точку — радиорубку. Вид оттуда открывается просто волшебный. Высота плотины ГЭС 124 метра, длина более километра. Красноярская ГЭС появилась на Енисее первой. Несмотря на уже накопившийся в тому времени богатый опыт советских инженеров, столь масштабный проект реализовывался впервые.

Андрей Ефимович Бочкин, который перед приездом на Енисей уже успел сдать Иркутскую ГЭС, принял ряд важных технологических решений, например, отказ от облегчённого арочного типа построения плотины и принятие тяжёлого — гравитационно-монолитного — типа, что позволило повысить надёжность сооружения. Бочкин хотел сделать всё максимально эффективно и качественно, и за это даже спустя 60 лет после начала строительства гидроэнергетики до сих пор выражают ему благодарность. 

После возведения плотины образовалось Красноярское водохранилище, которое местные жители называют морем. Оно распростёрлось более чем на 400 километров на юг до самого Абакана. Зимой, когда море в основном замерзает, на льду возле ГЭС красноярцы занимаются кайтингом. Незамерзающая полынья у ГЭС сделала местный климат чуть более мягким, а воздух — более влажным. Летом Красноярское море одно из популярнейших мест отдыха — здесь немало живописных заливов с теплой по сибирским меркам водой и песчаными пляжами. 

На гребне плотины стоит козловой кран. Такие краны нужны для того, чтобы открывать и закрывать шлюзы водосброса, перемешать различные грузы по плотине, а также поднимать и опускать защитные решетки водоводов. 

В комплекс ГЭС входит единственный в России судоподъёмник. Из-за большой высоты плотины и горного рельефа, строительство шлюзов оказалось весьма затруднительно. Однако перемещаться судам вверх по Енисею всё-таки было нужно, основной стратегической задачей была доставка гидроагрегатов на строящуюся Саяно-Шушенскую ГЭС, которая находится выше по течению. Судна перемещаются на платформе, которая способна поднимать вес до 1500 тонн.

Энергия, полученная на ГЭС идёт на два открытых распределительных устройства (ОРУ) с рабочим напряжением 220 и 500 кВ. Они предназначены для приёма и распределения электрической энергии. Далее она используется потребителями Красноярска, основным из которых является Красноярский алюминиевый завод, а также поступает в общую энергосистему Сибири. 

Прогресс не стоит на месте, оборудование по мере необходимости модернизируется. Так, на ОРУ недавно были установлены новые трансформаторы производства Toshiba (сделаны в Санкт-Петербурге). 

Внутри плотины на нескольких уровнях есть продольные горизонтальные галереи, которые нужны для сбора и отвода воды, а также установки различного измерительного оборудования, которое даёт представление о состоянии плотины, например, на всех швах стоят сейсмодатчики, а рядом с ними реперные точки, к которым прикладываются нивелиры.

Вода поступает сверху через 24 водовода, по два на каждый гидроагрегат. Расчётный напор (перепад уровня воды) — 93 метра. 

А это машинный зал. Здесь установлено 12 гидроагрегатов мощностью 500 МВт. Как правило, один из них обычно проходит плановый ремонт. 

Из машинного зала видно лишь небольшую часть устройства, его "макушку".

Однако, если спустится ниже, глазам открывается настоящая мощь — вращающаяся гидротурбина. Вода, стекая по водоводам, раскручивает турбину, вращение которой преобразуется гидрогенератором в электрический ток.

По словам сотрудников ГЭС, старое аналоговое табло со стрелками гораздо лучше и полезнее современных цифровых, так как значения различных чисел ещё требуется понять и интерпретировать, а мимолётное колебание стрелок сразу говорит намётанному глазу профессионала о каком-либо изменении в функционировании оборудования электростанции.

Старожилы ГЭС утверждают — и в шутку, и вполне всерьёз: "Наша работа — это целый день возбуждать генератор".

А чтобы лучше понять процесс функционирования гидротурбин и генерации тока, можно посмотреть небольшую анимацию. 

Технические помещения под машинным залом. Их мало кто видел из журналистов или обычных экскурсантов.

А вот этого не видел уже никто. Сейчас гидроагрегат № 2 находится на реконструкции, поэтому журналистам Лайфа позволили взглянуть на его устройство изнутри. К сожалению, фотография не передаёт всего того ощущения величия техники и благоговения перед человеческим разумом, охватывающее внутри столь мощной и впечатляющей машины.

Но Красноярская ГЭС — это не только циклопические сооружения и гигантские механизмы. Прямо внутри машинного зала работники Красноярской ГЭС выращивают настоящие лимоны!

Впрочем, строительство ГЭС обернулось не только полезными экономическими и техническими результатами. Из-за электростанции перестал покрываться льдом Енисей. И теперь, когда на улице температура держится от –27 градусов по Цельсию и ниже, все жители и гости Красноярского края могут наблюдать уникальное зрелище — источающую пар и словно бы готовую вот-вот закипеть реку. На фоне вечернего заката Енисей напоминает лучшие образцы описания красочных фантазийных миров, но разница лишь в том, что все могут увидеть это чудо своими глазами.

life.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..