Субъект Федерации Муниципальный район Сельское поселение Координаты Основан Высота центра Население Национальный состав Конфессиональный состав Часовой пояс Почтовый индекс Код ОКАТО Код ОКТМО

Хайдак — деревня в Партизанском районе Красноярского края Входит в Имбежский сельсовет2

Содержание

Географическое положениеправить | править код

Деревня расположена в предгорье Восточного Саяна, в 10 км к югу от центра сельсовета — посёлка Запасной Имбеж, на левом берегу реки Хайдак

Историяправить | править код

Деревня Хайдак была образована в 1900 г как переселенческий участок для переселенцев из Прибалтики — сету Название деревни старожилы переводят как «ходок»: перед приездом в новые места представитель должен был разведать участок земли для основания деревни на новом месте3 Согласно «Списку населенных пунктов Енисейской губернии и края» в 1921 г в деревне Хайдак числилось 86 дворов4

В 1915 г в Хайдаке была построена Троицкая православная церковь и школа В 1938 г церковь превратили в склад, а преподавание в школе на родном языке запретили Во время Великой Отечественной войны в деревне размещали эвакуированных из Ленинграда детей

Населениеправить | править код

 

Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Серпентарий. Деревня хайдак красноярский край фото


Партизанщина. Через нехочу – к здоровью!

Добрались до деревни Хайдак. Казалось бы, что мешало сделать это раньше? Наверно то, что Хайдак находится в стороне не только от основных туристических троп, но и в принципе в стороне от больших дорог. Каждый раз, продумывая короткие маршруты, я хотела завести их ниточку в эту крохотную деревню на Партизанщине, но клубок катился мимо – туда, где горы и тайга, где все привычно красиво и несказанно сурово. А что тут? Лесостепь, да бесконечные поля. Но оказалось, что даже такой ландшафт способен выпустить заряд красоты и жестких приключений на пятую точку. Причем, в прямом смысле.

Что такого интересного есть в Хайдаке? Эта деревня – самое большое поселение народа сету (или сето) за пределами исторической родины. Одна улица, 200 человек, среди которых не так уж и часто нынче встречаются люди с эстонскими фамилиями. По словам смотрителя местного музея Галины Евсеевой, сето «считают себя самостоятельным финно-угорским народом, эстонцы же полагают, что сето – это группа эстонцев, бежавших некогда с родных земель от Тевтонского ордена на Псковщину (ныне Печерский район Псковской области), где и поселившихся по-соседству с русскими. До 14 века сето были язычниками, их окрестил в православие монах Корнелий из Псково-Печерского монастыря. Поэтому сето часто называют «православными эстонцами». У нас в языке, действительно, много общих и похожих слов с эстонскими, но лично мне трудно понимать их на слух, читать проще», - поделилась с нами Галина Арнольдовна.

Мое первое знакомство с культурой сибирских сету состоялось случайно 8 лет назад на Красноярской музейной бьеннале, где гран-при получила совместная работа детей из Хайдака и художника Виктора Сачивко. Называлась она «Сетомаа – возвращение мечты».

Мечты, естественно, о земле – жирной, плодородной, той, которой так остро не хватало на исторической родине сету. Сегодня «Сетомаа» - основа экспозиции музея в Хайдаке, посвященного истории сибирских сету. А две горсти земли – песочной с камушками с Псковщины и черной – с Партизанщины, хранятся в музее на отдельном стенде под присмотром старого сетусского бога плодородия Пекко.

Через несколько лет я познакомилась с руководителем эстонской автономии в крае – Верой Ойнетс. Наше знакомство вылилось в интервью после которого, стало очевидно, надо ехать в Хайдак, пока он еще есть, ведь судьба крохотных таежных деревень в России всем известна. А тут и Первомай подоспел.

Этой весной погода преподнесла нам сюрприз, а может, просто мы давно не ездили в начале мая по Партизанщине. Привыкли, понимаешь, к солнечной Хакасии и теплу Курагинских пердей. А тут, нате, получите. Весь первый день похода был отмечен зачотным мордодуем со снегом и дождем, местами подкисшей дорогой и холодом, пробирающим до костей.

утро в Уяре

"Внимание, вы въезжаете в Припять"

первое правило байкера: кушай часто, но помногу!

еще чистенькие

Но это не мешало любоваться красотами и знакомиться с местными жителями. Не избалованные обилием туристов насельники Сухоноя, Сушиновки, Уяра, обоих Имбежей и на сладкое – Хайдака, оказывали нам самый теплый прием, пытаясь скрасить негостеприимность погоды. Грели кипяток дома и привозили в термосе – прямо к перекусу, угощали конфетами, пирожки и березовый сок подавали прямо к трассе! Пускали на ночлег. Предлагали подвезти и интересовались чем помочь. Педалим в гору, догоняет авто, парень спрашивает: «Ребята, что за велопробег?» А Миша ему: «Через нехочу – к здоровью!»

В общем, дорога до Хайдака делилась на аэродинамическую трубу и пожирание еды, дабы были силы в этой трубе путешествовать. Зато теперь смысл слова «ухайдакаться» стал совершенно очевидным. Дороги Партизанщины явно строили эстеты, ненавидевшие велотуристов

Были и достопримечательности, например гигантское металлическое дерево с металлическими же скворечниками за околицей Запасного Имбежа - его видно на фотках ниже.

Говорят, бывший глава сельсовета отличался некоторой креативностью, и данную инсталляцию вместе с живыми верблюдами привезли в деревню, чтобы жить стало лучше, жить стало веселее. Судьба верблюдов неизвестна, а дерево скрипит на ветру уже не первый год.

Солнышко радовало редко, зато белая крупа присыпала часто.

Имбежские лошади в ужосе разбегались

Уже смеркалось, когда на горизонте показалась полоска огоньков – фонарей Хайдака. В клубе нас уже ждала Галина Арнольдовна и две замечательные дамы – директор клуба и ее помощница. К стыду своему, я забыла их имена, но слова благодарности в их адрес посылаю до сих пор. Бодрые местные мужики затащили наши велики в фойе, сами мы затащились уже из последних сил.

На улке стоял собачий холод, зато в клубе были теплые батареи, теплая техническая вода, чистая ледяная – в колодце во дворе и веселые шарики над сценой. Панели расписаны национальным орнаментом, везде фотографии с мероприятий, в красном уголке – рассказы о культуре сету. Я успела между готовкой ужина, разговорами и приведением себя в порядок после грязевых ванн прочитать все, что там было написано. Экскурсию в музей отложили наутро, на свежую голову. Директор клуба заперла нас на амбарный замок, и сцену до самого утра оскверняли запах котиков, храп и горестные всхрюкивания. У каждого что-то болело: колено, лодыжка, поясница, горло, душа… Просто поход инвалидов какой-то. Ночью в зале стояла непроглядная тьма, больше всего я боялась промахнуться мимо ступенек, ну, или что кто-нибудь запнется за меня и полетит со сцены. Зато небо над Хайдаком было зачотно-звездным, ради такого можно было и покувыркаться, да...

"Давайте так: что в пакете, тем и поужинаем!"

"Ээээ, да ну нафик..."

труппа выступила столь блистательно, что зал просто лежал!

2 мая на дворе не было и следа вчерашнего ненастья. Яркое солнце, легкий ветерок, подсохшая дорога. Прикольно было проснуться в клубе в полутьме, среди других таких же коконов, выйти на улицу и обнаружить там отличный день и прихваченную морозцем седую траву. И качельку.

Попили чаю и вместе с Галиной Арнольдовной отправились в музей. Дальше слово ей.

- Музей появился в Хайдаке в 2009 году. Он был и остается главной точкой притяжения всех сету, живущих здесь, в Партизанском, Рыбинском и Манском районах. Первое, что бросается в глаза в музее – это «Сетомаа – возвращение мечты». В 2007-м темой красноярской музейной бьеннале был «Чертеж Сибири». Всем, участвовавшим в ней художникам, предложили выбрать региональный музей и придумать проект. И вот, под руководством Виктора Сачивко, дети из Хайдака и Булатновки, занимавшиеся в пришкольном кружке, сделали из фольги сюжеты на тему жизни в Сибири их предков-крестьян, приехавших с Псковщины за своей мечтой о земле. Так на черноземе появились покосы, пахота, стада, сценки охоты и рыбалки, праздники и повседневные занятия жителей подтаежных хуторов. И композиция получила гран-при!

Над нашими головами работы самой Галины Евсеевой, придуманный ею фотопроект «Круговорот вечности». Колесо от телеги на поле, где земля смыкается с небом. Времена года и весь цикл крестьянских работ. То, ради чего предки Галины Арнольдовны некогда приехали сюда и то, на чем они приехали. Закольцованное время, которое будто остановилось здесь, за тысячи километров от той, первой родины. Столько символов в каждом снимке, что дух захватывает.

- Сету переселялись в Сибирь с 1900 по 1914 год, особенно много приехало народу по Столыпинской реформе – на свободные земли их гнало малоземелье на родине. Порядка 3000 сету перебрались на новые места из южной части Псковской губернии. Сегодня на Псковщине осталось не более трех сотен сету, остальные в 90-е годы по приглашению правительства Эстонии перебрались туда, сегодня около 10 тысяч представителей нашего народа живут в Эстонии. Им сразу давали паспорта и гражданство. К нам тоже тогда приезжали этнографы, думали агитировать, но передумали. Одна женщина, помню, стояла на дороге, прощалась с нами и говорила: «Нет, вы отсюда никогда не уедете. Как можно уехать от такой красоты?» Мы и правда, не ощущаем себя эстонцами. Мы сибиряки. И по характеру уже ближе к русским, медлительность ту, что из анекдотов, мы давно растеряли. Даже национальный инструмент канелле (типа гуслей, красный на фото) давно сменили на гармонь – она и веселее, и громче!

В советское время все сету Сибири по паспорту считались эстонцами, а в 90-е все поголовно стали записываться как сету. Поэтому понять сейчас, кто есть кто и подсчитать количество народа сложно. В Хайдаке живет 200 человек, в соседней Булатновке (откуда родом сама Галина) – 30. Есть еще Новая Печора, Крестьянск, Кияй, Нарва… Везде по чуть-чуть, так около 1000 человек и набралось. Самое большое сетусское сообщество за Уралом.

Первые поколения переселенцев жили хуторами возле речек, места, где были дома и надворные постройки легко угадываются и сейчас по скоплению черемухи у воды и почерневшим остаткам домов и сараев. Сето прошли через лихолетье 20-го века с теми же потерями, что и их русские соседи: войны – Мировые и Гражданская, колхозы, репрессии, трудодни, надежды и разочарования. Пережили запрет на изучение родного языка в школе, но смогли сохранить его в семьях. Правда, поколение пятидесятилетних – последнее, которое свободно говорит и читает на сетусском. Сегодня повсеместно господствует русский язык.

Раньше в хайдакской школе, где Галина Арнольдовна работала учителем, был факультатив по изучению родного языка и культуры. Теперь, когда 9-летняя школа закрыта, знакомство с культурой полностью переместилось в музей. Галина Арнольдовна привезла из Эстонии учебник сетусского языка, по нему с детьми читает. А куда детям еще тут идти – музей, клуб да лес.

В деревне есть женский музыкальный коллектив, а раньше был еще и детский. Послушать песни сету нам не удалось – на праздники к бабушкам приехала родня, и им было не до ухайдакавшихся велотуристов из Красноярска и Омска. Но если у вас есть желание услышать живое пение сибирских сету и узнать о них побольше, рекомендую замечательный сайт

В музее много фотографий, на одной из них – уже несуществующая школа, дети – почти все светловолосые, даже в Эстонии таких «беленьких» уже не встретишь. Сету в Сибири с одной стороны – обрусели, а с другой – законсервировались. Старшее поколение говорит на том чистом сетусском, который был в ходу 100 лет назад, правда, с вкраплениями русских слов, а вот эстонские сето, у которых побывали в гостях наши в прошлом году, родной язык разбавили эстонским и сильно осовременили. Наверно, это и хорошо, ведь любой язык должен развиваться, а не умирать вместе с носителями. «Развитие видно даже по костюму – у нас до сих пор красные вставки, а у них – самых разных оттенков, вплоть до бордового, - рассказывает Галина, - Да и одежды у нас почти не осталось. Наши женщины умирая, завещали хоронить себя в национальной одежде. Умирают люди, умирает язык, исчезает народ»

В 1915-м в Хайдаке открылась Троицкая церковь. Но простояла недолго, в 37-м ее разрушили. В большой комнате музея в Красном углу хранится икона – одна из припрятанных тогда сельчанами. Тут же висят «боговы полотенца», только по орнаментам можно понять, что это реликвии хоть и православные, но не русские. В малой комнате, в аккурат напротив иконы сидит себе фигурка бога Пекко. Когда посевная заканчивалась, его обносили вокруг поля, а потом мужчины деревни понарошку дрались за почетное право приютить у себя бога плодородия до следующей весны. У кого первая кровь – тот и хозяин Пекко.

С традиционными рукавичками сету тоже произошла интересная история. На родине их украшали четкими геометрическими узорами скромных цветов, а в Сибири неожиданно проявились под спицами мастериц яркие цветочные рисунки. «Это потому что у нас краски ярче и природа богаче!» – хором заголосили мы с Надей.

Зато геометрические узоры по-прежнему украшают сетусские полотенца и дорожки. Здесь все схематично: солнышки, земля, растения, утки. Напомнило мне спецкурс по истории славянского костюма, который я посещала в университете.

Все предметы, собранные в музее по сусекам сельчан, активно используются во время летних праздников. Народ поет, пляшет, готовит национальные блюда, принимает гостей, наряжается в то, что осталось в бабушкиных сундуках. Любит в такие дни с делегациями приезжать начальство из Партизанского. Привозит с собой прессу, хвастается, мол, вот какой у нас замечательный музей, вот какие общественники прекрасные. А денег на содержание очага культуры выделять не торопится. Как и на клуб.

- Есть у нас и «техника в рабочем состоянии». Льночесалка, например. Правда лен, как и пшеницу в Хайдаке давно не выращивают. Чем занимаются? Натуральным хозяйством живут. Есть пара фермеров из молодых, а так молодежи и нет совсем. Уезжают в Красноярск после школы и обратно не возвращаются. А так хотелось бы увидеть девушек за ткацким станком. Бабушка рассказывала, что работали на нем ночами при лучине или лунном свете, днем-то некогда было. Почти в каждом доме такие стояли, тонкие льняные нити сами мотали, сами чесали лен. И ткань получалась – загляденье! Мужчины работали обычно далеко от дома – на лесозаготовках, приисках, извозе, женщины со всеми делами сами справлялись. Даже «по религиозной части» трудились, вон на стене висит грамота, ее выдали одной из девушек местных, мол, прошла обучение «божьему делу» и может обряды проводить.

- Я иногда задумываюсь, кому все это передавать? Еще десять-пятнадцать лет, и не останется ничего от нашей деревни. Музей действует на общественных началах. Я здесь все в одном лице: хранитель, экскурсовод, уборщица, кружки веду, гранты пишу. Страшно думать, что все это исчезнет вместе со мной. Я понимаю, что мы поздно начали «собирать» музей, все, кто помнил еще переселение и становление сибирских сету к тому времени уже умерли. Хорошо хоть что-то мы успели застать. И хорошо, что вы успели приехать и все это увидеть.

Уезжала я из Хайдака с харчо в животе и с грустью в сердце, с чувством, что еще какая-то часть истории нашего края скоро канет в небытие. Зато каждый из нас увез на память кусочек Сетомаа - Галина подарила нам самодельные фотооткрытки. На рождество она украсили музейными артефактами лес и поле, еще раз посадив сетусский росток в сибирскую землю. Мне досталась рукавичка.

Посидели на дорожку

Наташа-растеряша. Наде приятно...

Полями, лугами и перелесками добрались мы по грунтовке до Имбежа, теперь уклон был в нужную сторону и даже ветер в спину, так что 18 км пролетели, как и не было. А потом наступила вообще сказка – 20 км по отличному асфальту до райцентра мимо придорожных деревень и пасущихся стад, под бегущими облаками и при таком низком автотраффике, что так бы всю жизнь катать. Запомнилась рощица на спуске, солнце пробивало ее насквозь, и это было очень красиво: белые деревья, перед ними ярко-желтая полоса старой травы, и еще ближе к дороге – черная полоса оттаявшей земли. Ну, и свежая зелень, пробивающаяся вдоль обочины. Ехали, болтали, махали редким автолюбителям, слушали похвалы пешеходов в свой адрес, мол, какие молодцы, правильно отдыхаете! Предвкушали обещанный Маусом самодельный лимончелло.

уже показалось Синегорье и снежные шапки Восточного Саяна

Было солнечно, но холодно, гисметео обещало к ночи шторм с ливнем и снегом, поэтому решили поискать укрытие. Обидно, ждешь-ждешь Первомай, хочется посидеть у костра, с утра вылезти из палатки с всклокоченной головой, сварить на горелке кофе, умыться на ручье. Походный быт – он такой, затягивает, пары дней в пути достаточно, чтобы казалось, что ты уже не один месяц едешь по прекрасным пердям, а то, что где-то есть большой город, уже и вспоминается с трудом. У тебя три самые простые заботы: кушать часто, но помногу, ставить палатку до того, как начнется апокалипсис и отслеживать передвижения клещей.

В общем, в Партизанском у наглухо закрытого пункта милиции был взят «язык», который охотно развязался на предмет мотеля «Уют», открытого в бывшем Доме колхозника, что возле церкви – такой вот парадокс легендарного краснопартизанского села Перовское.

Кстати, родом отсюда - из Перовского-Партизанского - наш знаменитый земляк, писатель Петр Поликарпович Петров, заведовавший в гражданскую политотделом партизанской армии Щетинкина-Кравченко. В честь него названа одна из здешних школ, а его книгами о Саянах я зачитывалась еще сама будучи школьницей. На этом остановлюсь, так как Гражданская война в Енисейской губернии может увлечь меня далеко в сторону от рассказа о Первомае.

«Уют» был не так уютен, как обещало название, потому что в этой части села отключили в честь праздника свет. Горячей воды тоже не наблюдалось. В связи с этим удалось сбить цену и въехать в нумера с ощущением некоего удовлетворения. Холл на первом этаже приютил наши велики, пусть и не так вольготно, как в клубе Хайдака, но под присмотром вахтера. Я пообещала заведующей всячески рекламировать «Уют», вот, выполняю обещание: два номера (5 и 3 места), чистое белье, в каждом номере туалет и умывальник, а в большом еще и мини-кухня. И все это за 600 р с носа. Партизанское приглашает!

Набег на супермаркет, уха на горелке, салатики, лимончелло, провалившаяся попытка поиграть в шляпу. Ночью за окнами бушевал такой ветер, швыряя в стекла градины, что даже сквозь сон я радовалась, что сплю под крышей. Перед трудным третьим днем (а в том, что он станет выматывающим, я была уверена) надо хорошо высыпаться.

Итого, за первый день проехали около 57 км, омраченных мордодуем и холодом, за второй – порядка 38, омраченных моим натертым задом. Цифры приблизительные, потому как вымерялись по карте, а не по велокомпу.

Фото: Вадик и МишаОкончание на следующей неделе

vikarasik.livejournal.com

Эстонцы, эстонцы-сету — Интернет-энциклопедии Красноярского края

В Сибири эстонцы появляются в числе ссыльных поселенцев начиная с 1820-х гг. В Минусинском уезде Енисейской губернии создаются первые места компактного проживания эстонцев: лютеранские колонии Верхний Суэтук и Верхняя Буланка.

С середины XIX в. из-за массового обезземеливания крестьянства усиливается переселение эстонцев из Прибалтики во внутренние области России и в города. По-настоящему массовой миграция за Урал становится после завершения строительства Транссиба и проведения столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период возникло большинство эстонских поселений в Приенисейском крае, в т. ч. с национальной топонимикой: Нарва, Ряпина, Эстония, Новая Печора, Хайдак. Последние два поселка были образованы эстонцами-сету.

Быстро увеличивается и численность эстонской диаспоры. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало 1,4 тыс. эстонцев. Из них на долю женщин приходилось всего 37,5%, а горожане составляли менее 4%. К 1920 г. количество эстонцев в губернии превышало 9,3 тыс. человек, из них на долю сету приходилось около 5 тыс. человек.

К 1926 г. на территории Красноярского края насчитывалось 660 эстонских населенных пунктов, в абсолютной массе своей (97,4%) представленных хуторами. По этому показателю они уступали только латышам с латгальцами — 997 селений, в т. ч. 98,1% хуторов. В селе Верхняя Буланка к этому времени проживало 640 человек, в селе Верхний Суэтук — 980 человек плюс около 200 человек в прилегающих эстонских заимках. В Хайдакский сельсовет помимо самого села (430 чел.) входили одна деревня и 79 хуторов, в которых проживало почти 500 эстонцев-сету.

В первые десятилетия советской власти активизировалась общественно-политическая и культурная жизнь сибирских эстонцев. В Енисейской губернии к 1925 г. функционировало 11 эстонских школ с родным языком обучения. Педагоги для них готовились в Ленинградском институте и Новосибирском педтехникуме.

В эстонских селениях работало 11 библиотек, 7 изб-читален, несколько десятков различных кружков (спортивные, драматические, музыкальные, хорового пения). На места поступали сотни экземпляров литературы и газет на родном языке. Однако к концу 1930-х гг. обучение в школах было переведено на русский язык, прекратилось издание эстонской периодики. Все это постепенно стало негативно сказываться на владении родным языком среди молодежи.

В советский период рост численности диаспоры сибирских эстонцев затормозили такие процессы, как оптация колонистов и беженцев в первой половине 1920-х гг. после заключения Тартуского мирного договора между Россией и Эстонией, а также коллективизация, в ходе которой сотни эстонских хуторов Красноярского края были сведены в 57 деревень. В дальнейшем их число продолжало уменьшаться, особенно в 1960—70-е гг. в связи с практикой ликвидации неперспективных деревень.

После присоединения Эстонии к России в 1940 г. в Сибирь было депортировано около 30 тыс. эстонцев. К концу 1950-х гг. большинство из выживших вернулось на родину. С этого периода начинается неуклонное снижение численности эстонцев на берегах Енисея из-за уменьшения миграционного притока выходцев из Эстонии и снижения демографического прироста. Но главная причина крылась в прогрессировавшей ассимиляции.

К 2010 г. численность эстонцев в Красноярском крае составила 4104 человека. Характерно, что эстонцы оказались единственным в крае некоренным народом с преобладанием сельского населения. Сибирские эстонцы проживают в Манском, Каратузском, Партизанском и Рыбинском районах, в Красноярске и Зеленогорске.

Культура сибирских эстонцев несколько отличается от культуры эстонцев на исторической родине. Одним из традиционных центров эстонской культуры в Сибири является деревня Верхний Суэтук Каратузского района, большинство жителей которой говорят на эстонском литературном языке.

Здесь в 1990 г. был восстановлен лютеранский приход, действует церковь, построенная в 1888 г. и отреставрированная в 2003 г. Местный духовой оркестр отметил в 2000 г. свое столетие. В Верхнем Суэтуке работает единственная в Сибири эстонская сельская школа.

Сибирским центром земли сету является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь вплоть до сегодняшнего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сету, значительно отличающихся от аналогичных групп сету Эстонии и Псковской области.

Местные сету считают себя православными. В 1915 г. здесь была построена Троицкая церковь, впоследствии разрушенная. Летом 2000 г. в селе Хайдак в честь 100-летия со дня его основания состоялось торжественное богослужение и укладка камня в основание будущего православного храма.

my.krskstate.ru

Хайдак

РоссияРоссия

Красноярский край

Партизанский

Имбежский сельсовет

55°27′56″ с ш 94°05′17″ в дHGЯO

1900

421 м

1921 человека 2010

русские, сету

православие

UTC+7

663544

04 243 810 006

04 643 410 121

Показать/скрыть карты Хайдак Москва
Красноярск Хайдак
Численность населения 20101
192
Гендерный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в гендерной структуре населения мужчины составляли 46,4 %, женщины — 53,6 %

Национальный состав

В деревне Хайдак проживает этнографическая группа православных сету Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения эстонцы составляли 58 %5

Культураправить | править код

Хайдак является сибирским центром «земли сету»: здесь сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сету, значительно отличающихся от аналогичных групп в Эстонии и Псковской области

В 2001 был основан музей культуры и быта народа сету В 2005 году образовалась детская фольклорная группа «Куллерь Кук» При Хайдакском сельском Доме культуры работает женская фольклорная группа «Лиль»6

С 2005 года отмечается ежегодный праздник «День королевства сету»

Примечанияправить | править код

  1. ↑ 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года Итоги по Красноярскому краю 110 Численность населения горокругов, мунрайонов, гор и сел поселений и населенных пунктов Проверено 25 октября 2015 Архивировано 25 октября 2015 года
  2. ↑ Закон Красноярского края № 13-3046
  3. ↑ Деревня Хайдак
  4. ↑ История Партизанского района
  5. ↑ Коряков Ю Б База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России»
  6. ↑ С юбилеем, Хайдак!
Населённые пункты Партизанского района

Районный центр: ПартизанскоеАлдарак  Аргаза  Асафьевка  Богуславка  Булатновка  Вершино-Рыбное  Запасной Имбеж  Ивановка  Ивановка  Ивашиха  Имени Кравченко  Имени Лукашевича  Иннокентьевка  Калиновка  Кожелак  Кой  Конок  Конок  Крестьянское  Кутурчин  Малый Имбеж  Мана  Мина  Новомихайловка  Новопокровка  Новосёлово  Ной  Солонечно-Талое  Стойба  Хабайдак  Хайдак

Хайдак Информация о

ХайдакХайдак Хайдак Просмотр темы.

Хайдак что, Хайдак кто, Хайдак объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..