|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Города Красноярского края. Игарка красноярского краяГород Игарка — Интернет-энциклопедии Красноярского краяНекоторые географы считают, что город получил свое имя от впадавшей в Енисей реки Большая Игарка и ее притока Игорки. Впервые Игарскую глубоководную протоку, на берегу которой расположен город, нанесли на карту в середине XVIII в. участники Великой Северной экспедиции Ф. Минин и Х. Лаптев. Согласно исследованиям краеведа А. В. Вахмистова, топоним Игаркино зимовье относится к тому же типу, что и Хантайское, Хетское, Туруханское зимовья, и происходит от имени реки, на которой оно стоит. По одной из легенд, поселок был назван Игоркой, а потом городом Игаркой по имени местного рыбака и охотника Егора Ширяева, чьи угодья находились в этом месте и которого местные жители превратили из Егорки в Игарку. Однако документальных свидетельств этому факту нет. Имя острову Игарскому, на котором расположен аэропорт и небольшой жилой поселок, было дано уже после начала строительства города. На карте А. И. Вилькицкого в 1897 г. остров был отмечен как Самоедский, а протока носила название Осетровой. Зимовье Игарское было описано Харитоном Лаптевым, участником Великой Северной экспедиции 1735—1741 гг. В «Атласе Российской империи», изданном в 1745 г. директором Географического департамента Гензиусом, есть река Игарка, на которой стоит зимовье Игарское. Этот атлас из 19 карт по своей точности и полноте превосходил все имевшиеся до того времени в Европе. Игаркино зимовье (ныне станок Старая Игарка) было расположено на левом берегу реки Енисей, напротив современной Игарки. В книге «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» Ивана Семеновича Пестова, статского советника и председателя Енисейской казенной палаты, отмечается, что в зимовье Игарском (между станками Сушково и Носовское) — один дом, живут крестьяне, имеют коров. Этнограф, член-сотрудник Сибирского отдела Русского географического общества Александр Мордвинов, предпринявший служебную поездку на север губернии, описывал в журнале «Современник» в 1860 г. увиденное на игарской почтовой станции: «Икарская станция оказалась еще хуже Шушковской (речь идет о станке Сушково). Это была единственная, тесная, буквально набитая людьми и столь сырая изба, что по стенкам текла вода. Некогда в Икарках, говорят, жили отлично, были большие дома и всего в избыток. Семейство крестьян Шадриных, существовавшее здесь, все переселились, дома развалились, и лишь осталось обедневшим наследникам скудное наследство». В «Списке населенных пунктов Енисейской губернии», изданном в Красноярске Енисейским районным переселенческим управлением в 1911 г. по данным 1903 г., есть станок Игарка Дудинского участка Туруханского края, состоящий из двух дворов, с девятью душами мужского пола и семерыми женского. В приполярной переписи 1926—1927 гг. в станке Игарка Дудинской волости уже отмечено 22 человека: зафиксированы фамилии Анциферовых, Мельковых, Поповых, Давыдовых, Султановых, Андреевых, Пальциных. Именно эти семьи помогали вначале капитану парохода «Тобол» Енисейского пароходства Петру Филипповичу Очеретько в 1927 г. выбрать место для строительства удобного морского порта. 26 мая 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет о включении в программу государственного строительства сооружения Усть-Порта на Енисее. В 1924 г. открылась лесная экспортная навигация на Енисее. Но здесь выяснилось, что Усть-Порт для лесоперевалочных работ выбран неудачно: его акватория не вмещала прибывающие суда и не спасала их от штормов. В 1927 г. на XV съезде ВКП(б) комитету «Севморпуть» было поручено найти место для строительства на Енисее морского порта, максимально приближенного к местам лесозаготовок. Такое место было найдено на Игарской протоке шириной до 0,5 км и длиной около 10 км. 15 июня 1928 г. Совет труда и обороны принял решение начать строительство Игарского порта для производства погрузо-разгрузочных операций между речными и морскими судами. В ту первую навигацию успешно прошла опытная отгрузка 9,4 тыс. куб. м круглого леса на три морских судна, пришедшие по Северному морскому пути, — «Гунгнер», «Гронтхейм» и «Сен-Жозеф». 13 июня 1929 г. считается днем основания города Игарки. В этот день на берегу Игарской протоки сошли с парохода «Туруханец» 100 строителей-первопроходцев. Начальником строительства был назначен Н. И. Щукин. Осенью этого же года на Игарскую протоку приводнился первый самолет. Наряду со строительством жилья к 7 ноября 1929 г. был построен лесозавод, в 1930—1931 гг. — еще два лесозавода. К лету 1930 г. были построены поселок на улице Портовой (ныне имени Смидовича), здравпункт, интерклуб, а в навигацию в Игарку прибыли женщины, семьи с детьми. С приездом женщин были организованы курсы ликбеза, коллектив художественной самодеятельности, открыты детский сад и ясли. 30 сентября 1931 г. постановлением ВЦИК город Игарка выделялся из Туруханского района в самостоятельную административно-территориальную единицу. Был создан Игарский район, включающий в себя 17 населенных пунктов от Курейки до Дудинки. К Игарскому району были отнесены селения и станки: Старо-Плахинское из Усть-Енисейского района, Денежкино, Ермаково, Игарка (станок), Карасино, Курейка, Погорельское, Полой, Сушково, Усть-Курейка и Шайтанское. my.krskstate.ru Игарка - Gapeenko.netИгарка – удивительный город в Туруханском районе Красноярского края России, расположен на берегу Игарской протоки реки Енисей в 163 километрах севернее Полярного Круга. Расстояние от Красноярска до Игарки воздушным транспортом 1360 километров. По Енисею расстояние от устья реки до Игарки 685 километров, от Красноярска 1740 километров. Географические координаты Игарки 67,33 градуса северной широты, 86,38 градуса восточной долготы. Что такое Игарка?До недавнего времени существовала версия, что свое название Игарка получила по имени протоки, на которой расположен город. Протока же, в свою очередь, якобы была названа по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку». Однако, реально существовавшего человека с подобным именем ни один из исторических документов не зафиксировал. Вымышленный герой чрезвычайно популярного романа 30-х годов прошлого столетия «Брат океана» Алексея Кожевникова написанном о первостроителях города, многие годы «считался» чуть ли не первым жителем этих мест не только у обывателей. Эту версию ассоциировали с историческим фактом и отдельные ученые, краеведы. Нам более симпатичен вариант, что название Игарка впервые было дано реке Игарка, левому притоку реки Енисей. Как и Москва, получившая свое название от реки, так и Игарское зимовье было названо по реке, на котором оно стояло. Впервые эту версию высказал краевед Адольф Васильевич Вахмистров (Очерк о нем «Енисеем навек покоренный»). Судя по материалам его исследований, река Игарка была занесена впервые на карту Петром Чичаговым в 1725 году. А топоним Игаркино зимовье относится к тому же типу, что и Хантайское, Хетское, Туруханское зимовья и происходит от имени реки, на которой оно стоит. Наличие глубоководной, защищенной от ветров, удобной для расстановки большегрузных морских судов протоки послужило главным аргументом для обоснования здесь уникального морского города — порта, стоящего на реке. Город Игарка расположен на правом берегу реки Енисей напротив бывшего станка Старая Игарка. Аэропорт и небольшой жилой поселок, относившийся ранее к совхозу «Игарский», расположены на острове. Город построен на вечной мерзлоте. Климат – резко континентальный. Среднегодовая температура воздуха в районе Игарки – 10,5 градусов С. В течение июня – июля царит полярный день, когда Солнце практически не заходит за горизонт, а в декабре-январе тянутся сумерки и полярная ночь. Территория города Игарка представляет собой типичную северную тайгу елово-лиственного типа с некоторыми элементами лесотундры. Фауна района достаточно разнообразна. Промысловый интерес представляют соболь, песец, белка, ондатра, горностай; встречаются лисица, глухарь, тетерев, рябчик и водоплавающие. Территория изобилует озерами и реками, многие из них используются как рыбные водоемы, насчитывающие 43 вида рыб, промысловое значение имеют стерлядь, осетр, нельма, сиг, омуль, хариус, корюшка, пелядь, щука, налим, окунь и другие. В регионе разведано множество месторождений полезных ископаемых: бурого угля, меди, титана, глины для производства керамических кирпичей и камней, песчано-гравийных материалов, минеральных подземных вод, относящихся к типу лечебно-столовых. Но наибольшее промышленное значение имеют сегодня открытые игарскими геологами Лодочное, Тагульское и Ванкорское газоконденсатные нефтяные месторождения, расположенные к западу от Игарки. С началом промышленного освоения Ванкорского месторождения у города Игарки появился шанс на новый виток социально-экономического развития региона. А вот как все начиналось… Игарские насельникиВ исторических описаниях термин «насельник» относится к жителю какой-либо местности, населенного пункта. Впервые об игарчанах упоминает статский советник, председатель Енисейской Казенной Палаты Иван Семенович Пестов. В изданной им в Санкт-Петербурге книге «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» в главе «Путь к Северному Ледовитому океану от Туруханска», сказано, что в зимовье Игарское (между Сушково и Носовское) — 1 дом, живут крестьяне, имеют коров. Точное количество жителей уже не в зимовье, а станке, указано в следующем известном нам документе. В «Списке населенных пунктов Российской империи», изданном также в Санкт-Петербурге в 1864 году по сведениям 1859 года в разделе II «Туруханский край Енисейского округа» на 2 (Дудинском) участке под номером 568 указан казенный станок Игарский с положением при реке Енисей на расстоянии 1374 верст от окружного города (Енисейска), 259 верст от участка квартального (видимо, Туруханска), с числом домов 1, числом жителей 11 мужского пола и 9 женского. Еще один царский чиновник высокого ранга, енисейский окружной начальник, этнограф, член-сотрудник Сибирского отдела Русского географического общества Александр Мордвинов, предпринявший служебную поездку на Север губернии, так описывал в журнале «Современник» в 1860 году увиденное на Игарской почтовой станции: «Икарская станция оказалась еще хуже Шушковской (речь идет о станке Сушково). Это была единственная, тесная, буквально набитая людьми, и столь сырая изба, что по стенкам текла вода. Некогда в Икарках, говорят, жили отлично, были большие дома и всего в избыток. Семейство крестьян Шадриных, существовавшее здесь, все переселились, дома развалились, и лишь осталось обедневшим наследникам скудное наследство». Две семьи – Шадриных и Гнездиловых в качестве постоянно проживавших в Игарке в 1864 году называют и другие историки. Врач, этнограф и фольклорист Михаил Фомич Кривошапкин выпустил в Санкт-Петербурге книгу «Енисейский округ и его жизнь», где пишет, что в Игарке проживает 20 человек (больше, чем в Дудинке, но меньше, чем в Карасино). Появление русских столь далеко на Севере, вероятно, связано с решением Государственного Совета России о заселении берегов Енисея до Туруханска и далее. Известен факт, когда рабочим Боготольского и Краснореченского заводов было предложено переселиться в Туруханский край: на двух больших судах с барками они были отправлены на Север. На каждом из станков оставалось по 3-4 семьи. 1812 год считается началом массового заселения Приенисейского Севера и основания большинства станков, хотя численно они росли очень и очень медленно. Так в «Списке населенных пунктов Енисейской губернии», изданном в Красноярске Енисейским районным переселенческим управлением в 1911 году, (по данным 1903 года) есть станок Игарка Дудинского участка Туруханского края, состоящий из двух дворов, с девятью душами мужского пола и семерыми женского. П.Ф.Очеретько В приполярной переписи 1926-27 годов в станке Игарка Дудинской волости 22 человека. Зафиксированы фамилии Анциферовых, Мельковых, Поповых, Давыдовых, Султановых, Андреевых, Пальциных. Именно эти семьи помогали вначале капитану парохода «Тобол» Енисейского пароходства Петру Филипповичу Очеретько в 1927 выбрать место для строительства удобного морского порта. Летом 1928 года в Осетровую протоку прибыла первая партия грузчиков, которые жили на лихтере и обживали берег за год до прибытия десанта строителей. В ту первую навигацию была сделана и успешная опытная отгрузка 9,4 тысяч кубометров круглого леса на три морских судна, пришедшие по Северному морскому пути, – «Гунгнер», «Гронтхейм» и «Сен-Жозеф». Естественно, что старожилы тех мест с радостью, как говорили их потомки, восприняли начало новой жизни на суровом, стылом месте. История ИгаркиТрадиционно годом основания города считается 1929, когда первый десант строителей высадился на берег Игарской протоки, правда, историки расходятся во мнениях, было это 13, либо 20 июня. Пароходы «Полярный» (капитан Михаил Ильич Смирнов) и «Ян Рудзутак» привели караван барж с людьми, стройматериалами и оборудованием для лесозаводов. На берег протоки высадились первые строители. История сохранила их фамилии: начальник строительства Щукин, главный инженер Рыбин, инженеры Ильин и Колесов, секретарь парткома стройки Козлов, первый секретарь горкома партии Шпырнов. Масштабы сделанного за первые полгода впечатляют и сегодняшнего читателя. Портовики Игарки приняли первые плотокараваны экспортного леса с Ангары и перегрузили их в трюмы 26 иностранных морских лесовозов. К 7 ноября был пущен в строй двухрамный лесозавод, распилено 1,5 тыс. кубометров леса, построены электростанция, овощехранилище, пекарня, производственные склады. Вместе с первой группой рабочих в Игарку прибыл врач, организовавший во временном поселении приемный покой на 2 койки и маленькую амбулаторию. Первый Новый год встречало 300 жителей, их называли игарцами, а все, что имело отношение к городу — Игаркинское. В следующую навигацию Игарка приняла уже более 50 судов Карской экспедиции, проведенных ледоколами Северным морским путем. Было отправлено на экспорт 9500 куб.метров собственных пиломатериалов. Сданы в эксплуатацию два лесозавода с двумя и тремя лесопильными рамами, снятыми с других заводов Сибири. Грузооборот порта достиг 32 тысячи тонн. Были введены в разряд действующих биржа пиломатериалов, сырьевая биржа, на улице Портовой (впоследствии Смидовича) появился целый жилой поселок, здравпункт, аптека, интерклуб. С первых дней в Игарке все самое передовое, на порядок выше, цивилизованнее, технологичнее существовавшего на других территориях. В Игарке создается постоянно действующая научная служба мерзлотоведения (вначале научная лаборатория при тресте «Северстрой», а с августа станция по изучению вечной мерзлоты). Организатор лаборатории инженер стройки Н.И.Быков. В тот же 1930 год создан Опорный пункт северного земледелия Всесоюзного института растениеводства (г.Ленинград), его возглавила научный сотрудник Ленинградского института Мария Митрофановна Хренникова, в штате кроме нее, еще два научных сотрудника Михаил Дмитриевич Горлевский и Виктор Иванович Копылов. Начинает выходить газета «Северная стройка», издание политотдела «Комсевморпути», с периодичностью выпуска один раз в неделю. Вначале она печатается в Туруханске, но вскоре и в Игарке открыта типография, в ней станок «американка», неполный набор шрифтов. Тем не менее, отдельные ее выпуски, приуроченные к морской лесоэкспорной навигации, носящей название «Карской», выходят на английском языке. Начинает работу городской трансляционный узел, рассчитанный на 25 радиоточек. Появился первый телефон, установлено 15 телефонных номеров. Создана художественная самодеятельность и подготовлен первый спектакль «Марат», главные роли исполняли чернорабочий Н.Андреев, слесарь В.Смирнов, пилостав К.Иванов. Шмидт О.Ю. Образована городская пионерская организация. На 980 пионеров приходится один барабан, зато гостям игарских пионеров можно позавидовать. Почетным пионером был Отто Юльевич Шмидт — профессор математики Московского государственного университета, выдающийся советский исследователь Арктики, главный редактор Большой Советской Энциклопедии. Современными игарчанами отмечается и еще одна историческая дата. 30 сентября 1931 года рабочий поселок Игарка Туруханского района Восточно-Сибирского края был преобразован в город с выделением в самостоятельную административно-территориальную единицу с сохранением прежнего названия и непосредственным подчинением Игарского горсовета Восточно-Сибирскому крайисполкому (г.Иркутск). Растущему городу-порту с населением свыше двадцати тысяч человек было тесно в рамках экономически отсталого Туруханского района, да и реализация глобальных планов его строительства требовала оперативного решения вопросов не в масштабах района, а в крае, в Москве. Так на семьдесят с лишним лет Игарка становится городом краевого подчинения. В 1931 году городу Игарке были отнесены экономически и территориально тяготеющие к нему русские селения и станки: Старо-Плахинское из Усть-Енисейского района, Денежкино, Ермаково, Игарка (станок), Карасино, Курейка, Погорельское, Полой, Сушково, Усть-Курейка и Шайтанское. На графитовых рудниках на реке Курейка был образован поселковый Совет, подчиненный Игарскому горсовету. Границы территории, подчиненной Игарскому горсовету, определены в порядке проведения первоначального земельно-водного устройства согласно Положения, утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР 10.09.1930, и площадь подведомственная Игарскому городскому Совету депутатов трудящихся составляла 14 тысяч квадратных километров. Для сравнения, территория города Москвы на 2010 год составляет 1081 квадратный километр. В связи с преобразованием рабочего поселка в город, было создано оргбюро, в первых протоколах оргбюро город назывался Игарск. С 31.10.1931 город называется Игаркой. 8 декабря 1931 года прошли первые выборы депутатов в Игарке. Председателем исполкома городского Совета депутатов трудящихся избран Мартынов Иван Николаевич, член ВКП (б) с 1917 года, первостроитель Игарки. Но первым лицом города вплоть до 1991 года считаются первые секретари городского комитета КПСС 10-12 декабря 1931 в Игарке прошла первая городская конференция ВКП (б) – впоследствии КПСС. На учете было 117 коммунистов, дата окончания конференции – 12 декабря — считается датой рождения Игарской городской партийной организации. Первый состав ГК ВКП (б): Шпырнов, Мартынов, Березин, Никольский, Шорохов, Пестов, Баринов, Прокофьев, Третьяков, Вигалок, Федоров, Скворцов, Бутузов, Объедалкин, Полосухин. Кандидаты в члены ГК ВКП (б): Боданина, Рыбкин, Пятых, Демидов, Антипов. 1 пленум горкома ВКП (б) избрал бюро в составе: Шпырнов Яков Давидович– секретарь ГК ВКП (б), до этого председатель Туруханского райисполкома, Мартынов, Никольский, Шорохов, Березин. Город Игарка с момента его образования (официально 31.09.1931) и вплоть до 2004 года считался городом краевого подчинения – Иркутску, как центру Восточно-Сибирского края и Красноярску, центру Красноярского края. Но, исходя из структуры территориального устройства государства, в подчинении Игарке имелась значительная территория и поселки на ней находящиеся (12 в 1931 году и 2 в 2004). Поэтому она должна была считаться центром района. Однако, во всех справочниках территориального устройства она именовалась как «город краевого подчинения» и поселения входили в «территорию, подведомственную Игарскому горсовету», а впоследствии – «администрации города Игарки». Входил в состав «территории» и «графитовый рудник на реке Курейке», где в 1931 году был образован поселковый Совет, подведомственный Игарскому горсовету. Летом 1975 года на реке Курейка начинается строительство Курейской гидроэлектростанции, строится поселок и формируются органы власти. Местом строительства обозначается территория бывшего графитового рудника. Однако, ни одна из структур власти не обращает внимания на этот исторический факт. В результате власти Туруханского района на совместном заседании бюро ГК КПСС и исполкома горсовета отказываются от строительства гидроэлектростанции и «передают» территорию будущего строительства, уже давно относящуюся, — Игарке. Численность населения Игарки В экономический кризис в стране в начале 90-х годов, когда приходит в упадок градообразующее предприятие города – лесопильно-перевалочный комбинат, на стабильно работающую и регулярно платящую налоги в городской бюджет Курейскую ГЭС обращает внимание Туруханская районная администрация. В 1995 году игарчанами была предпринята попытка легитимного разрешения коллизии и администрацией города вынесен вопрос на городской референдум. Он должен был одновременно пройти в Игарке, Светлогорске и Курейке и подтвердить, что территория, подведомственная администрации города Игарке» — едина. Однако, буквально за несколько дней до референдума администрация края в телефонном режиме вынуждает администрацию города снять вопрос с голосования на референдуме. Принятый 16 сентября 2003 года федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вводит иные принципы территориального образования. Вводятся новые понятия муниципальных образований: городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения. Ни под один из них «территория, подведомственная администрации города Игарки» никак не подпадает. Игарка и Светлогорск оба получают статус городского поселения, Курейка – сельского подчинения, и все трое должны войти в состав муниципального района. Так, спустя 74 года «самостоятельного плавания» Игарка вновь возвращается в состав Туруханского района. Об этом гласит принятый 28 января 2005 года Законодательным собранием Красноярского края Закон края № 13-2925 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований». С утверждением 31.03. 2003 года Игарка имеет свой герб и флаг города. Описание герба: «В лазоревом поле два золотых якоря, положенные в перевязи и соединенные ушками: справа – двухконечный, слева – четырехконечный. Номер в Геральдическом регистре РФ 1187. Описание флага: «Прямоугольное синее полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее в центре желтые, переплетенные кольцами, морской и речной якоря в стропило». Номер в Геральдическом регистре РФ 1188. Сохранить Сохранить gapeenko.net Игарка - это... Что такое Игарка?Ига́рка — город (с 1931) районного подчинения в Туруханском районе Красноярского края России. Население — 5,9 тыс. чел. (2011).Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, в 1330 км к северу от Красноярска по прямой (расстояние по Енисею около 1800 км). Находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город получил название по протоке, на которой находился, а та, в свою очередь, — по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку».[источник не указан 16 дней] Сейчас это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива, есть также Аэропорт Игарка, используемый для перевозки грузов и рабочих вахт на нефтяные месторождения. Игарка как морской порт работает с 1928 года. Причалы и пр. построены до 1930-35 годов, потом усовершенствовались, расширялись, бетонировались и т. д. До развала СССР в Игарке за летнюю короткую навигацию обрабатывались до 120—140 морских судов. В 2012 году Игарка стоит в списке Левитина на удаление из регистра морских портов.[источник не указан 16 дней] Почта в Игарку из Москвы идёт в Норильск, оттуда в Красноярск, и только потом прилетает в Игарку. Часовой поясГород Игарка находится в часовом поясе Красноярское время. Смещение относительно UTC составляет +8:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +4 часа и обозначается в России как MSK+4. ЭнергетикаВ 130 километрах на северо-запад от Игарки находится активно разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение. В августе 2009 года месторождение дало промышленную нефть. В 80 км на северо-восток от Игарки расположена Усть-Хантайская ГЭС, в 90 км на юго-восток — Курейская ГЭС. Планируется строительство Нижне-Курейской ГЭС. Исторический очеркГерб (1977)Впервые Игарскую протоку описали и нанесли на карту в ходе Великой северной экспедиции Фёдор Минин и Харитон Лаптев. В 1929 году здесь начали строить порт по вывозу леса. До 1950-х годов сюда ссылали политических, военных и других заключённых. Их руками, а также усилиями энтузиастов и контрактников и строился город. Были построены рыбопромышленный комбинат, судоремонтная верфь, на месте современного кинотеатра «Север» в Игарке осуждённой В. И. Пашенной был организован заполярный театр. Отсюда также строилась железнодорожная магистраль до Салехарда — «дорога на костях», часть недостроенной Трансполярной магистрали, унесшая тысячи жизней заключенных и впоследствии заброшенная. Город развивался и как лесопромышленный центр. После крупного пожара в 1962 город был практически заново отстроен. С начала 1960-х годов в Игарке начался бурный рост экспортно-ориентированной деревообрабатывающей промышленности. Здесь находился Лесопильноперевалочный комбинат, в котором работали 4 деревообрабатывающих цеха. В 1970—80-е годы на комбинате перерабатывали и отгружали экспортного пиломатериала более 1 млн 250 тыс. кубометров в год, большей частью пакетированного, кроме того отгружались на экспорт более 300 тыс. кубометров продукции глубокой переработки древесины, производившейся на местном ЛПК. За продукцией комбината в порт приходило до сотни морских судов за навигацию, а мощности морского порта позволяли обслуживать сразу 25 крупнотоннажных кораблей. По объёму поставок древесины Игарский морской порт занимал второе место в стране после Архангельского. Лесоматериал доставлялся плотами сплавом по Енисею. В настоящий момент производство практически свернуто. С этим так же связано значительное сокращение численности населения города, с 18 тыс. в 1989 г. до нынешнего уровня. НаселениеАэропортАэропорт Игарка (UOII) в настоящее время оборудуется и сертифицируется в качестве вспомогательного, в том числе и для использования в качестве аварийного, так как над ним проходят много международных трансполярных трасс. В будущем так же возможно восстановление нормальной работы самого авиапредприятия. В настоящий момент пассажирские перевозки аэропорта Игарка составляют 98 тыс. человек в год, грузовые — порядка 1,5 тыс. тонн в год. Главный пассажиропоток составляют 4,5 тысячи человек ежемесячной вахтовой смены, по большей части перевозимых рейсами из Красноярска. Аварии3 августа 2010 года при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы в районе аэропорта города Игарки разбился самолет Ан-24 авиакомпании «Катэкавиа», выполнявший рейс из Красноярска в Игарку. На борту самолета было 15 человек — 4 члена экипажа и 11 пассажиров. В катастрофе погибли 12 человек. ДостопримечательностиИзвестные жители и уроженцыС 1929 по 1940 год в Игарке жил писатель Георгий Антипов. Примечания
ЛитератураСсылкиdic.academic.ru Город Игарка Красноярского краяГород Игарка Красноярского края:Город Игарка -город районного подчинения в Туруханском районе Красноярского края России. Население 6,7 тыс. чел. (2011). Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, в 1330 км к северу от Красноярска. Находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город получил название по протоке, на которой находился, а та, в свою очередь, - по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку». Сейчас это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива, есть также Аэропорт Игарка, используемый для перевозки грузов и рабочих вахт на нефтяные месторождения. Город Игарка находится в часовой зоне, обозначаемой по международному стандарту как Krasnoyarsk Time Zone (KRAT). Смещение относительно UTC составляет +8:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +4 часа и обозначается в России соответственно как MSK+4. Красноярское время отличается от поясного времени на два часа. Образование в городе Игарка В городе имеются ряд среднеспециальных, общеобразовательных и дошкольных учреждений. Учреждений высшего профессионального образования в городе нет, поэтому будущие студенты едут поступать в другие города. Экономика города Игарка В 130 километрах на северо-запад от Игарки находится активно разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение. В августе 2009 года месторождение дало промышленную нефть. В 80 км на северо-восток от Игарки расположена Усть-Хантайская ГЭС, в 90 км на юго-восток — Курейская ГЭС. Планируется строительство Нижне-Курейской ГЭС. Аэропорт Игарка (UOII) в настоящее время оборудуется и сертифицируется в качестве вспомогательного, в том числе и для использования в качестве аварийного, так как над ним проходят много международных трансполярных трасс. В будущем так же возможно восстановление нормальной работы самого авиапредприятия. В настоящий момент пассажирские перевозки аэропорта Игарка составляют 98 тыс. человек в год, грузовые — порядка 1,5 тыс. тонн в год. Главный пассажиропоток составляют 4,5 тысячи человек ежемесячной вахтовой смены, по большей части перевозимых рейсами из Москвы. История Игарки:Впервые Игарскую протоку описали и нанесли на карту в ходе Великой северной экспедиции Фёдор Минин и Харитон Лаптев. В 1929 году здесь начали строить порт по вывозу леса. До 1950-х годов сюда ссылали политических, военных и других заключённых. Их руками, а также усилиями энтузиастов и контрактников и строился город. Были построены рыбопромышленный комбинат, судоремонтная верфь, на месте современного кинотеатра «Север» в Игарке осуждённой В. И. Пашенной был организован заполярный театр. Отсюда также строилась железнодорожная магистраль до Салехарда — «дорога на костях», часть недостроенной Трансполярной магистрали, унесшая тысячи жизней заключенных и впоследствии заброшенная. Город развивался и как лесопромышленный центр. После крупного пожара в 1962 город был практически заново отстроен. С начала 1960-х годов в Игарке начался бурный рост экспортно-ориентированной деревообрабатывающей промышленности. Здесь находился Лесопильноперевалочный комбинат, в котором работали 4 деревообрабатывающих цеха. В 1970—80-е годы на комбинате перерабатывали и отгружали экспортного пиломатериала более 1 млн 250 тыс. кубометров в год, большей частью пакетированного, кроме того отгружались на экспорт более 300 тыс. кубометров продукции глубокой переработки древесины, производившейся на местном ЛПК. За продукцией комбината в порт приходило до сотни морских судов за навигацию, а мощности морского порта позволяли обслуживать сразу 25 крупнотоннажных кораблей. По объему поставок древесины Игарский морской порт занимал второе место в стране после Архангельского. Лесоматериал доставлялся плотами сплавом по Енисею. В настоящий момент производство практически свернуто. С этим так же связано значительное сокращение численности населения города, с 18 тыс. в 1989 г. до нынешнего уровня. Игарка на карте России:Карта Игарки с улицами и домами:Видео обзоры Игарки:1. Игарка город моего детства. 2. Игарка город-порт. 3. "Мертвая дорога". Документальный фильм об истории строительства железной дороги Салехард - Игарка. Герб и флаг Игарки:Герб города Игарка - В лазоревом поле два золотых якоря, положенные в перевязи и cоединенные ушками: справа - двухконечный, слева - четырехконечный. Авторская группа: К. Мочёнов, Ю. Коржик, Ю. Мочёнов, Г. Туник. Утвержден решением городского совета от 31.03.2003 (#19-135). Флаг города Игарка - Прямоугольное синее полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее в центре желтые, переплетенные кольцами, морской и речной якоря в стропило. Утверждён Решением Игарского городского Совета (#19-136) от 31 марта 2003 года. Источники: К.Моченов, Ю.Коржик, В.Дюков "Официальные символы муниципальных образований Красноярского края" Москва, 2011. www.krasnoyarsk-edu.ru Игарка, Россия — подробная информация о городе с фотоГород ИгаркаИгарка — город в Туруханском районе Красноярского края.Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, в 1330 км к северу от Красноярска. Находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты.Сейчас это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива, есть также аэропорт. ИсторияВпервые место Игарской протоки реки Енисей было описано русскими первопроходцами в XVIII веке, в результате деятельности Великих Северных экспедиций. В 1920-е годы здесь началось строительство порта для вывоза леса. Название Игарка город получил от первого жившего здесь русского охотника и промысловика Егора Ширяева. Местные жители переделали его имя на свой лад, в результате чего «Егорка» превратился в «Игарку». В ХХ веке Игарка очень активно развивается. Порт все время расширялся и укрупнялся, в самые активные годы за короткую навигацию принимая более 120 судов. Игарка также была местом ссылки многочисленных заключенных с 1930-х по 1953 год. Во многом благодаря их труду, а также труду тысяч вольнонаемных энтузиастов были созданы лесопромышленные предприятия Игарки. Кроме леса в этом городе обрабатывается рыба, добываемая в богатых реках и морях, расположенных рядом с Игаркой. Большое значение имело строительство аэропорта, благодаря которому связь с «большой землей» стала еще более крепкой. ДостопримечательностиВ Игарке имеется несколько уникальных достопримечательностей. В городе находится единственный в мире Музей Вечной мерзлоты, созданный на базе подразделения Академии Наук. В этом комплексном учреждении представлено несколько выставок, посвященных истории Игарки и все, что связано с городом. Самым интересным является зал, посвященный вечной мерзлоте. Представляет собой этот зал расположенное под землей помещение, где при температуре – 5 градусов по Цельсию экспонируется почва, лед и остатки деревьев, возраст которых несколько тысяч лет. Рядом с Игаркой располагается очень интересный объект, так называемая «мертвая дорога». В 1947-1953 годах в этих местах шла прокладка железной дороги, которая должна была соединить всю страну на Севере, и должна она была пройти от Архангельска и Салехарда до Чукотки. Однако после смерти И.В. Сталина строительство было заморожено, а после начался демонтаж части путей. Работы велись силами заключенных. Под Игаркой до сих пор сохранилось полотно дороги, насыпи, а так же целые барачные поселки, в которых жили строители, остовы брошенных паровозов, вагонов и прочей техники. Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Другие города России Тверь Тверь — старинный российский город, сохранивший свой исторический облик и потому особо... Керчь Керчь находится на востоке Крыма в прибрежной части Керченского пролива, между Черным и Азовским... Киров Киров – город и областной центр на реке Вятке, известный, как родина традиционного народного...Смотрите также: Фото Национального парка "Башкирия", Города Сен-Мартена, Гвинея, Эрдэнэт, Аксум, Волюбилис, Елисейские Поля wikiway.com ИгаркаИгарка [12+] 04.06.2017 Игарка – город в Туруханском районе Красноярского края. Расположен на берегу Игарской протоки реки Енисей в 163 километрах севернее Полярного Круга. Расстояние от Красноярска до Игарки воздушным транспортом 1360 километров. По Енисею расстояние от устья реки до Игарки 685 километров, от Красноярска 1740 километров. Географические координаты Игарки 67,33 градуса северной широты, 86,38 градуса восточной долготы. Находится за Полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город построен на вечной мерзлоте. Климат – резко континентальный. Среднегодовая температура воздуха в районе Игарки – 10,5 градусов С. Абсолютный минимум температуры в Игарке составляет −63 градуса (в Норильске −64,3 градусов). Население — 4975 чел. (2016). С 2009 года жизнь в Игарке сосредоточена в двух микрорайонах с пяти - и девятиэтажными зданиями и в оставшихся двухэтажных деревянных зданиях на территории «Нового города». Годом основания города считается 1929, когда первый десант строителей высадился на берег Игарской протоки. Строился в основном политзаключенными. Пароходы «Полярный» и «Ян Рудзутак» привели караван барж с людьми, стройматериалами и оборудованием для лесозаводов. На берег протоки высадились первые строители. С начала 60-х годов центр деревообрабатывающей промышленности и крупный порт на Енисее. Сданы в эксплуатацию два лесозавода с двумя и тремя лесопильными рамами, снятыми с других заводов Сибири. Грузооборот порта достиг 32 тысячи тонн. Были введены в разряд действующих биржа пиломатериалов, сырьевая биржа. С первых дней в Игарке все самое передовое, на порядок выше, цивилизованнее, технологичнее существовавшего на других территориях. В Игарке создается постоянно действующая научная служба мерзлотоведения (вначале научная лаборатория при тресте «Северстрой», а с августа станция по изучению вечной мерзлоты). В регионе разведано множество месторождений полезных ископаемых: бурого угля, меди, титана, глины для производства керамических кирпичей и камней, песчано-гравийных материалов, минеральных подземных вод, относящихся к типу лечебно-столовых. Но наибольшее промышленное значение имеют сегодня, открытые игарскими геологами Лодочное, Тагульское и Ванкорское газоконденсатные нефтяные месторождения, расположенные к западу от Игарки. В 130 километрах на северо-запад от Игарки находится активно разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение. С началом промышленного освоения месторождения у города Игарки появился шанс на новый виток социально-экономического развития региона. В августе 2009 года месторождение дало промышленную нефть. В 80 км на северо-восток от Игарки расположена Усть-Хантайская ГЭС, в 90 км на юго-восток —Курейская ГЭС. Сейчас это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива, есть также Аэропорт Игарка, используемый для перевозки грузов и рабочих вахт на нефтяные месторождения. Игарка как морской порт работает с 1928 года. Причалы построены до 1930-35 годов, потом усовершенствовались, расширялись, бетонировались. До распада СССР в Игарке за летнюю короткую навигацию обрабатывались до 120—140 морских судов. В городе действует Музей вечной мерзлоты и Музей истории освоения Енисейского Севера. Библиографический список 1. Арктика - зона диалога [Текст] : тематические страницы// Российская Федерация сегодня. - 2016.-дек.-№12.-С.1,36-63. - ил 2. Бирюков, Л. Город на обочине. (О проблемах г.Игарки) // Красноярский рабочий. - 2004.-24нояб.-№177.-С.2. 3. Бирюков, Л. Ко дню рождения великого земляка. (В день рождения В.П.Астафьева игарской школе №1 будет присвоено имя писателя) // Красноярский рабочий. - 2003.-30апр.-№62.-С.5. 4. Галин, В. Пристанище для Деда Мороза. (Игарский Музей вечной мерзлоты) // Наш край. - 2005.-март.-№8.-С.13. 5. Горчаков, Ростислав. Новеллы об Игарке: Быль // День и ночь. - 2001.-июль.-сен.-№5-6.-С.269-278 6. Егоров, А. И в Игарке сады цвели: О г.Игарке Красноярского края / А. Егоров // Красноярский рабочий. - 1998.-№179-180 (19.09).-С.13. 7. Заступенко, Н. Край без окраин. (Образование городов Красноярского края): Дудинка, Норильск, Туруханск, Игарка, Енисейск, Лесосибирск, Ачинск, Канск, Бородино, Железногорск) // Красноярский рабочий XXI век. - 2005.-4апр.-№5.-С.16 8. Захарова, М. Самые древние и загадочные [Текст] : Уникальные туристические маршруты Красноярья // АиФ. На Енисее. - 2012.-8-14авг.-№32.-С.28. - Илл., карта 9. Козлова, Н. Через призму ледяного реликта: Музей вечной мерзлоты в Игарке / Н. Козлова// Наш край. - 2000.-N33.-С.16. 10. Красноярский край [Текст] : Штрихи к портрету нашего региона. - Красноярск : Курсив, 2014. - 136 с. : ил. - 0-01. 11. Культурно-историческая среда и предпринимательство Сибири [Текст] : Материалы III Межрегионал. науч.-практ. конф., посвящ. Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск 17 апр. 2008 г. - Красноярск : Б. и., 2008. - 218 с. - 70-00. 12. Марясов, Р. Хрусталь среди снегов [Текст] : История основания музея вечной мерзлоты в Игарке // Наш край. - 2012.-23авг.-№32.-С.13 13. Мы из Игарки [Текст] / сост. А. М. Климов. - Красноярск : Книжное издательство, 1979. - 160 с. - 0-35. 14. Новиков, В.Ф. Игарка // Красноярск : Кн. изд - во, 1979. - 120с : илл. - (Города Красноярского края). - 0-20. 15. Павлова, А. На краю света, в глубине [Текст] : музей вечной мерзлоты //Наш Красноярский край. - 2014.-25июля.-№55.-С.24. - Илл. 16. Памятники истории и культуры Красноярского края [Текст]. Вып.3 / Сост. Быконя Г.Ф. - Красноярск : Кн.изд-во, 1995. - 432 с : ил 17. Рак, Л. Долгое прощание. (Точка на карте края: Игарка) // Красноярский рабочий. - 2005.-8апр.-№14.-С.12-13. 18. Рефас, В. В оттепели отказано: (Музей вечной мерзлоты в г.Игарка) [Текст] // Страна Сибирь. - 2008.-№5-6.-С.48-53. – фото 19. Усольцева, А. Музей вечной мерзлоты (Игарка) [Текст] / // Живописная Россия. - 2015.-№1.-С.10-15. - фото. 20. Шполянская, Н.А. Глобальное изменение климата и вечная мерзлота // Экология и промышленность России. ЭКИП. - 2000.-Август.-С.29-32. 21. Ярославцев, В. Фасад России // Вечерний Красноярск. - 1996-19 июня-С.2. - Из истории Красноярского флота. Морские порты: Диксон, Хатанга, Дудинка, Игарка. Подготовила по материалам прессы Письменная В.П. Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии! www.zelenlib.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|