|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Народы Красноярского края: история, традиции, особенности. Интересные традиции народов красноярского краяКоренные народы Красноярского края и их традицииРоссия – удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в Сибирском Федеральном округе РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие. СтатистикаВо времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность. Красноярский край, увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений. Кто здесь?Какие народы населяют Красноярский край? В ответ на данный вопрос читатель, скорее всего, хочет услышать именно о коренном населении, которое проживало на этой территории испокон веков. Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края. К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой. Мама всему головаВсе народы, населяющие Красноярский край, невероятно интересные, и у каждого из них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях. Так, главой семьи принято считать самую старшую женщину в доме, хранительницу очага, кормилицу. Слово женщины – закон, его не имеет права ослушаться никто. Выбирали в качестве главы наиболее мудрую представительницу, видавшую всякое в жизни. Коренные народы Красноярского края добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями. Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов. Поклонение ВселеннойНароды Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев. Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения. Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства. Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц. Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью. Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами. Есть чему поучитьсяНароды Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее. Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей. Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет». Вольность или оправданная свобода?Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее удивительных – это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа. Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного. Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины. Роль властей в жизни коренного населенияВо все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край, и это проявлялось по-разному. Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить. Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности. Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка. загрузка...
Голос предков. Малые народы живут в районах с экстремальным климатом | ОБЩЕСТВОКоренные народы на территории Красноярского края живут более 500 лет. У каждого есть свои обычаи и традиции. Почему исчезают целые народы, а уникальные культуры растворяются в общей массе, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнавал у культуролога Натальи Копцевой. Право на поддержкуМария Захарова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Наталья Петровна, мы общаемся с вами накануне Международного дня коренных народов, который отмечают во всём мире 9 августа. Давайте для начала разберёмся, сколько же их осталось на территории многонационального Красноярского края? Наталья Копцева: Существует чёткое определение Организации Объединённых Наций, кого можно отнести к этой категории, - народ, который проживает на данной территории более 500 лет. В Красноярском крае таких народов 11. Из них 8 - малочисленные. Те, чья численность составляет менее 50 тыс. человек: кеты, селькупы, энцы, ненцы, эвенки, нганасаны, долганы и чулымцы. Из них больше всего ненцев, самый малочисленный народ - чулымцы. Нганасаны и энцы уникальны ещё и тем, что проживают только на территории нашего региона. Больше их нет нигде. Численность хакасов, бурят и тувинцев превышает 50 тыс. - А где на планете есть их ближайшие родственники? - Чулымцы проживают в маленьком посёлке Пасечное Тюхтетского района. Это небольшая часть чулымцев, которые проживают в Томской области. Река Томь разделяет их. Эвенки есть практически везде, где обитают северные олени. Есть эвенки байкальские, забайкальские, якутские. Представители этого народа живут в Китае и Монголии. Причём наши и китайские эвенки при встрече понимают друг друга, потому что сохранился язык. Селькупы проживают в деревне Фарково Туруханского района. Перекочевали они к нам тоже из Томской области. Но пришли сюда не по добру, там были какие-то внутриклановые войны. Мало того, в начале XX века произошла какая-то битва между кланами. На её месте был найден один из артефактов - селькупский меч. С тех пор наши селькупы отделяют себя от томских. Белый олень у эвенков считается символом благополучия. Фото: taimyr24.ru - Как считаете, почему исчезают целые народы, а уникальные культуры растворяются в общей массе? - Ничего подобного. Согласно последним данным Всероссийской переписи 2010 г., численность коренных народов стабильна, а количество ненцев и долганов даже растёт. Это связано прежде всего с тем, что по отношению к этим народам на разных уровнях власти предполагаются очень большие меры поддержки. Люди, у которых отец или мать иной национальности, при своём определении пишут «коренной народ». Это даёт им внутреннее самоуважение и позволяет иметь право на поддержку. - И всё же поддержка нужна? - Коренные народы, как правило, проживают в локальных посёлках с экстремальным климатом и очень сложным ландшафтом. Например, ненцы или нганасаны сконцентрированы в самых северных территориях в условиях тундры и лесотундры, в посёлках Караул, Носок. Они веками формировались для проживания в этом климате. Никто другой постоянно жить там не может. Эти народы позволяют в нашем государстве населять территорию, где, кроме них, никто не живёт. Малые народы веками формировались для проживания в экстремальном климате. Фото: taimyr24.ru Олень, кумалан и дом для предков- Уникальными этих людей делает не только территория проживания, но и особая культура, традиции, сохранившиеся от предков до наших дней. Какие из них лично вам кажутся наиболее удивительными и интересными? - Мы не можем утверждать, что до наших дней сохранились те же самые традиции, какие были 400 лет назад. И в этом нет ничего особенного. Учёные пришли к выводу, что народы делают себя сами, сами создают себе культурные традиции. Самосоздание народа питает его самосознание. Сегодня обращает на себя внимание беспрецедентное отношение к оленям у эвенков. Это единственный народ в мире, который оседлал это животное. Оно для них - целая вселенная: одежда, питание, религиозные обряды, материальный достаток, социальный статус, особое экологическое мышление и т. д. А вот в таких люльках спят дети эвенков. Фото: taimyr24.ru Обязательной принадлежностью эвенкийского дома является кумалан. В русском языке нет аналога этому слову. Что-то вроде удивительного ковра. Вещь, которая шьётся из шкуры ног и головы оленя . Когда к вам приходят гости и видят ваш кумалан, понимают, какой достаток в вашем хозяйстве. Девушка, которая живёт в этом доме, умеет с ним обращаться, знает традиции и т. д. Если всё будет сделано правильно, будет соответствующая оценка девушке - она хорошая хозяйка. А бытовое назначение кумалана вторично - это может быть подстилка вместо седла. Ритуал захоронения на севере края отличается от привычного нам. Но надо понимать, что здесь большую роль играет ландшафт. Невозможно в тундре, в условиях вечной мерзлоты, вырыть могилу и похоронить человека. Для этого делается деревянный ящик, и тело человека оставляют над землёй. Обязательно здесь же оставляют какой-то атрибут умершего, например, нарты, которыми он пользовался, оружие или одежду. В посёлке Ессей обособилась и сохранила свои обычаи группа якутов. И сегодня идёт речь о том, чтобы выделить их в отдельный малочисленный народ. По их поверьям, нельзя уничтожать дом, в котором жили родители, бабушки и дедушки. Такие дома ветшают, выглядят неприглядно на фоне современных построек, но их сохраняют, потому что считается, что бывшие хозяева дома продолжают обитать в нём, только в другой форме. Конфликт прогресса и традиций- Как примирить этот традиционный образ жизни с развитием промышленности, которая с каждым годом идёт всё дальше на север? - Северные земли занимают 70% территории нашей страны. С одной стороны, здесь тяжёлый климат, богатые полезными ископаемыми земли. В то же время именно здесь проживают коренные народы. Это не вахтовики, они здесь не случайно. Они здесь рождаются, создают семьи и умирают. Вечный конфликт между недропользователями и людьми, которым эта земля принадлежит по праву их рода. Конфликты такие в разных странах разрешаются по-разному. Все мы являемся представителями каких-то малых групп. Фото: Официальный портал Красноярского края В Канаде, где такие народы называют первой нацией, существуют такие договорённости: весь обслуживающий персонал этих предприятий нужно набирать из числа местных жителей, чтобы таким образом обеспечить их рабочими местами, коренные также входят в состав держателей акций этих предприятий. Мы к этому ещё только идём. У нас планируется создать территории традиционного природопользования (ТТП), где будут чётко определены права коренных народов. Федеральный закон ещё дорабатывается. В то же время в крае уже всё готово для того, чтобы принять региональный закон, и в истории коренных народов начнётся новый этап. Законодательно будут прописаны границы этой территории и правила пользования ею. - Но если человек будет инженером, он уже не сможет пасти оленей… - И сегодня далеко не все представители коренных народов ведут традиционный образ жизни. Среди них много образованных людей, которые работают. Большинство из них научились существовать в этом современном мире. Ассимиляция идёт большими темпами. Традиционная одежда, кухня, образ жизни постепенно обновляются. Но вместе с тем у представителей этих народов есть невероятная воля к жизни. Каждый из них обладает чувством собственной значимости, они используют все механизмы, которые только существуют, чтобы заявить о себе. Создают общественные организации, проводят конференции, люди с активной жизненной позицией отстаивают своё право на коренное образование и образ жизни. В нашем крае голос 16 тыс. коренных жителей звучит гораздо громче, чем многих других этнических групп, которые более многочисленны, но не так активны. - А может, пора смириться с глобализацией мира, мы ведь всё равно единый народ? - Это от нас не зависит. Решают сами народы, а они хотят сохранить свою культуру, быть особенными внутри большого общества. Впрочем, если мы посмотрим на наше общество, то увидим, что сегодня это не однородная социальная субстанция. Все мы являемся представителями каких-то малых групп. Это разноцветие, многообразие, признание права малой группы на громкий голос - признак нашего времени. Черта третьего тысячелетия - большой мир, где у каждого может быть своя улица. И только от нас зависит, хотим мы её построить и зафиксировать себя на ней или нет. Наталья Копцева родилась в 1963 году в городе Сысерть Свердловской области. Окончила философский факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького. Российский философ, культуролог, общественный деятель. Заведующая кафедрой культурологии СФУ, доктор философских наук, профессор.www.krsk.aif.ru история, традиции, особенности :: unit-line.ruОдин из самых удивительных уголков необъятной нашей Родины – Красноярский край, раскинувшийся от берегов Карского моря практически до границы с Монголией. Мало того что он занимает вторую по площади территорию в России и является крупным ресурсом по добыче важнейших природных ископаемых, так его еще и населяет множество удивительных этносов. Каковы они, коренные народы Красноярского края? История заселения Красноярского краяПо сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Красноярского края). Если, отвечая на вопрос о том, какие народы населяют Красноярский край сейчас, говорить именно о коренных жителях, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы. ДолганыДолганы, образовавшиеся из северных якутов и тунгусов, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет порядка шести тысяч человек. Обитают они в основном на востоке Таймыра, возле Хатанги и Хетты. Их народность появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Долгое время их называли «саха» и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы – известные оленеводы, рыбаки и охотники. Есть у народа и свои известные личности – например, поэтесса Огдо Аксенова, благодаря которой родилась долганская литература. У долган имеются свои характерные обычаи и традиции. Например, глава семьи у них не мужчина, а самая старшая женщина, она же кормит семью и обустраивает дом. Ослушаться ее непозволительно. НганасаныТак же как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, правда, в северной и центральной его частях. Их значительно меньше – приблизительно 850 человек (всего!). Народность эта возникла в восемнадцатом веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы. Сами себя нганасаны называют очень забавно и емко – «ня», что в переводе на русский означает «товарищ». Данные «товарищи» считаются самым северным евразийским народом. Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Их традиционные занятия – пушная охота, рыболовство и домашнее оленеводство. Женщины выделывают шкуры, шьют национальные костюмы (как раз из оленьих шкур и собачьего меха) и обувь. Впрочем, если раньше было принято носить только национальную одежду, сейчас нганасаны могут надевать и европейскую. Очень распространен местный фольклор – частушки, предания, сказки и так далее. Среди нганасанских традиций самая сильная – святость семьи и верности. При этом нганасане являются, пожалуй, одним из немногих малых народов, где не возбраняются совместная жизнь до свадьбы и даже внебрачные дети. Таких малышей воспитывают как родных родители девушки. Есть у нганасан и обычай хоронить усопших не в земле, а на дереве либо на специальном помосте. Вместе с ним «хоронят» и все его имущество – как личное, так и произведенное им для других. ЧулымцыК малочисленным народам Красноярского края относятся чулымцы, ближайшие «родственники» хакасов, живущие возле реки Чулым – на северо-западе края. Этот этнос на грани вымирания – чулымцев насчитывается всего лишь около ста с небольшим человек. Еще некоторое количество их проживает в Томской области. Произошли в результате смешения тюрков, селькупов и кетов после пятнадцатого века. У чулымцев и хакасов схож язык, поэтому до 2002 года первых записывали как вторых. При этом из сотни принадлежащих к этому этносу на родном наречии говорит едва ли половина. Чулымцы занимаются рыболовством и охотой, земледелием, разводят скот. При этом основным видом деятельности всегда была и остается рыбная ловля. Именно поэтому чулымцы, как правило, живут и жили на берегах рек. КетыОколо девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности – кетам (иногда их называют кето). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки. Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов, появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы. У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском – из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода. В отличие от, например, чулымцев, чье обычное жилище – чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями. Народы Красноярского края и их традиции крайне интересны, и кеты тому лишнее подтверждение. Например, у них существовал очень оригинальный способ сватовства. Родня со стороны жениха должна была наполнить медный котел разнообразными подарками и поднести его родне со стороны невесты. Если котел переворачивали вверх «ногами», это символизировало отказ, если принимали – значит, свадьбе быть. У кетов были и свои традиции захоронения. Так, в земле хоронили всех, кроме детей и шаманов – для этих двух категорий населения имелся воздушный обряд погребения – в срубленном дереве или на специальном помосте. ЭвенкиНетрудно догадаться по названию, что именно в Эвенкии проживает следующая группа малочисленных народов Красноярья – эвенки. Впрочем, их место обитания не ограничивается одним только районом – встречаются эвенки и на Таймыре, и в Туруханском и Енисейском районах. Также много эвенков проживает на других площадях – даже в Китае. Эвенки – потомки тунгусов, раньше (до тридцатых годов прошлого столетия) носили это же имя. На территории Красноярского края их осталось нынче чуть более четырех тысяч человек. Родной язык эвенков – тунгусский, но носителей его, так же как и в других племенах, совсем немного. Произошел этот этнос от смешения восточно-сибирских аборигенов и пришлых тунгусов. Эвенки – следопыты и охотники. Причем охотятся они, как правило, в одиночку – группами выходят только на очень уж крупного зверя, которого надо гнать. Издавна эвенки также занимались и разведением овец с лошадьми, и оленеводством; олени – их вид транспорта. Кроме того, распространены у народа рыбная ловля, изготовление лодок, различных вещей из дерева, обработка бересты (последнее характерно для женской части населения). У эвенков много интереснейших обычаев. Как и для некоторых других народов Красноярского края, для них характерен был обряд воздушного погребения. Очень распространен был левират, богатые семьи практиковали и многоженство. Существует у эвенков национальный праздник, когда они собираются всей общиной, разделывают медведя и поедают его все вместе. Все праздники, как правило, сопровождаются обязательным хороводом. Среди эвенков немало известных личностей – например, писатель и поэт Николай Оегир, писатель Алитет Немтушкин, участник ВОВ Иван Кульбертинов. ЮгиЮги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек – все, что осталось от племени югов по данным семилетней давности. Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов. НенцыНа северо-западе Таймыра проживает еще один коренной народ Красноярья – ненцы. Прежнее их название – самоеды. Ненцев насчитывается не более трех тысяч. У них есть свой язык, а также устный эпос. Занимаются оленеводством, охота и рыболовство – лишь в качестве хобби. Самым святым и дорогим для ненцев являются олени. Отмечая Новый год, они приносят этих животных в жертву. Это является одним из ритуальных обрядов задабривания богов. Также принято большое внимание уделять детям – по поверьям ненцев, если обидеть ребенка, добрые духи покинут дом. ЭнцыБлижайшая родня нганасан и ненцев – энцы, которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности. Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев – пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище. Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик – именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов – нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных – допустимо только лишь ради добычи пропитания. СелькупыЕще один народ, произошедший от самодийских племен. Расселены на юго-западе от Таймыра. Помимо Красноярского края, обитают еще в Томской и Тюменской областях, всего в России насчитывается их чуть более четырех тысяч. В Красноярье их проживает около трехсот. Раньше селькупов называли остяко-самоедами, термин «селькуп» вошел в обиход лишь в тридцатых годах минувшего века. Занимаются селькупы охотой и рыболовством. Нынче они обращены в православие, а в древности практиковали шаманизм и анимизм. Распространены были воздушные захоронения. У этого народа существует один очень необычный праздник – День лося, который с жертвоприношениями традиционно отмечается в августе. Этот день делит год на теплый и холодный периоды. ХакасыКак следует из названия, хакасы живут в основном в Республике Хакасия, соседствующей с Красноярским краем. Однако в Красноярье они тоже имеются – около четырех тысяч человек, населяют в основном граничащие с Хакасией районы. Раньше их называли минусинскими татарами. Произошли от тюрков. Интересные факты
В каком бы краю, большом или маленьком, мы ни жили, в нем непременно найдется что-то удивительное и необычное – вещи ли, люди ли, история ли. Впрочем, все это тесно связано между собой. И, без сомнения, заслуживает того, чтобы быть известным как можно большему количеству человек. unit-line.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|