|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Экономика Иркутской области: общие сведения. Какая особенность хозяйства красноярского края и иркутской областисубъекты, климат, основные ресурсы, населениеЭкономический район Восточно-Сибирский - один из самых крупных и важных из 12 аналогичных территориальных единиц Российской Федерации. Обладая огромными ресурсами и экономическим потенциалом, он имеет существенное значение для развития инфраструктуры всей страны. Что же представляет собой экономический район Восточно-Сибирский, где он расположен, какими ресурсами обладает и каковы его особенности? Давайте подробно разберемся в данных вопросах. Географическое расположениеОсобенности географического положения – первое, чему следует уделить внимание. Это существенный фактор, который влияет как на климат региона, так и на его экономику. Экономический район Восточно-Сибирский расположен в азиатской части Российской Федерации. Он занимает большую территорию географического региона Сибирь. Следует заметить, что данный экономический район территориально почти полностью совпадает с Сибирским федеральным округом. В состав района не входит только ряд западных регионов федерального округа. Восточно-Сибирский район на западе граничит с Западно-Сибирским экономическим районом, на востоке - с Дальневосточным, на юге проходит граница России с Китаем и Монголией. Север района омывают воды Ледовитого океана. Экономический район Восточно-Сибирский имеет площадь, равную 4,123 млн км2. Этот показатель превышает только размер Дальневосточного экономического района. Таковы особенности географического положения данной территориальной единицы России. Административное делениеТеперь установим субъекты Восточно-Сибирского экономического района. Он делится на шесть административных регионов:
Каждый регион, в свою очередь, делится на административные районы. Крупнейший регион - Красноярский край. Его площадь составляет 2366,797 тыс. кв. км, что является вторым показателем после Якутии среди всех субъектов федерации. Затем по размерам территории следует Забайкальский край, Иркутская область и Бурятия. На карте можно визуально увидеть соотношения площади различных субъектов федерации данного экономического района. Наименьший размер территории имеет Хакасия (61 600 км2.). Административные центры субъектов федерации района:
Каждый из данных населенных пунктов имеет для региона особое значение. Это те города, которыми может гордиться Сибирь. Красноярск - крупнейший город данного экономического района. Численность жителей в нем превышает миллион человек. К тому же он считается центром экономического района. КлиматНа островах Ледовитого океана расположены арктические пустыни с одним из самых низких температурных режимов на Земле. Снежный покров тут лежит круглый год. Вблизи побережья океана расположена зона тундры. Средняя температура в январе тут составляет -36 °C. На протяжении года имеется менее сорока дней, в течение которых температура превышает 10 °C. Этот отрезок времени считается летом. Немного южнее расположена лесотундра с невысокой растительностью, прохладным летом и холодной зимой. Далее на юг следует тайга. Данная зона занимает большую часть экономического района. Её отличительной чертой является густая растительность, представленная главным образом высокими деревьями. Лето тут жаркое, а зима суровая. Южнее расположены поочередно зоны лесостепи и степи. Они выделяются жарким летом и сравнительно прохладной зимой. В степи летом выпадает очень маленькое количество осадков, и растительность представлена низкорастущими растениями. Но, следует сказать, что зона лесостепей и степей занимает довольно маленькую территорию. Также в горных местностях есть области высотной поясности, которые имеют специфические климатические характеристики. Нужно отметить, что данный экономический район отмечен резко континентальным типом климата. Это объясняется значительной отдаленностью от теплых океанов. Поэтому суточное и годовое колебание температур на территории района довольно существенное. Природные ресурсыПриродные ресурсы Восточно-Сибирского экономического района отмечаются довольно большим разнообразием и объемом запасов. В регионе имеются крупные месторождения бурого и каменного угля, золота, нефти, железных, полиметаллических и медно-никелевых руд. Имеются также запасы асбеста, графита, поваренной соли, талька и слюды. Но основные ресурсы экономического района – огромные объемы леса. По этому показателю он удерживает лидерство среди аналогичных территориальных структур в России. ВодоемыК природным ресурсам можно отнести многочисленные реки и озера. В народном хозяйстве они используются не только для вылова и разведения рыбы, но и как транспортные артерии, а также источник электроэнергии. Среди основных водоемов следует выделить озеро Байкал. Оно является наиболее глубоким озером в мире. Максимальная глубина составляет 1642 м. Кроме того, следует сказать о том, что запасы пресной воды в этом водоеме составляют 19% от мировых объемов. Среди рек нужно выделить самую длинную реку России Лену (4400 км), Енисей и Амур. Кроме того, крупными водными источниками являются такие реки, как Нижняя Тунгуска, Хатанга, Селенга, Подкаменная Тунгуска. Очень важной рекой в экономике страны является Ангара, которая связывает Байкал и Енисей. На этой реке расположен ряд гидроэлектростанций, в том числе и Братская ГЭС, вырабатывающих огромное количество электроэнергии. Население районаЧисленность населения в изучаемом экономическом районе составляет 8,4 млн. чел. Плотность населения тут одна из самых низких в России, и составляет около 2 чел. на 1 кв. км. Ниже показатель только в Дальневосточном экономическом районе. При этом следует заметить, что южная часть имеет гораздо больший уровень заселенности, чем весь Восточно-Сибирский район в целом. Тут плотность населения достигает уровня в 30 чел. на кв. км. По этническому признаку среди жителей экономического района численно преобладают русские. Их удельный вес превышает 80% от всего населения данного региона. Все остальные этнические группы значительно уступают им по количеству представителей. За русскими по численности идут буряты и тувинцы – коренные народы, населяющие Восточно-Сибирский экономический район. Население этого региона также представлено украинцами и татарами, занимающими, соответственно, четвертое и пятое место по численности. Среди коренных народов следует выделить также шорцев, эвенков и долган. Но количество представителей данных этнических групп сравнительно небольшое. Так, представителей народа долган насчитывается всего чуть более 5,5 тыс. человек. Нужно отметить, что численность населения района, начиная с 2012 года, неизменно растет, хотя с 1992 года происходило демографическое падение с сокращением количества жителей. ПромышленностьЭкономическая характеристика района отмечается развитием как промышленности, так и сельского хозяйства. Основной отраслью экономики является горнодобывающая промышленность. Существует ярко выраженная специализация Восточно-Сибирского экономического района на добыче полезных ископаемых. В частности, важное место занимает добыча угля, нефти, а также руд различных металлов, о которых уже говорилось выше. Высоким промышленным потенциалом обладает Восточная Сибирь. Красноярск славится развитым тяжелым машиностроением и металлургической промышленностью. Кроме того, в городе имеется завод по производству медикаментов, а также предприятие, выпускающее телевизоры. В Иркутске имеется завод, ориентированный на тяжелое машиностроение, предприятие по производству самолетов, а также самая крупная в России энергетическая компания «Иркутскэнерго». Это и неудивительно, ведь энергетические мощности обеспечивает крупнейший ангарский каскад. В городе развита также пищевая промышленность, в частности производство мясной, молочной и хлебобулочной продукции. Довольно высокий промышленный потенциал имеет Абакан. Хакасия может гордиться таким центром. В нем имеется крупный вагоностроительный завод, целый ряд предприятий пищевой и легкой промышленности, крупная тепловая электростанция. Из последних достижений нужно назвать открытие самой крупной в Сибири электрической станции на солнечной энергии. Центр Забайкальского края - город Чита - славится своим машиностроительным заводом и домостроительным комбинатом. Кроме того, совсем недавно был запущен автомобилестроительный завод. Но главным направлением развития инфраструктуры Читы является энергетическая промышленность. На территории города расположены сразу две тепловые электрические станции, которые снабжают электроэнергетикой весь регион. Крупным промышленным регионом страны является Бурятия. На карте, которая представлена выше, хорошо видно, как данная республика огибает озеро Байкал. Развитая промышленность является значимой экологической проблемой для водоема. В столице Бурятии Улан-Удэ значительно развит целый ряд отраслей. Тут имеются машиностроительные, энергетические, горнодобывающие, строительные, деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, имеются организации, занимающиеся производством в сфере пищевой и легкой промышленности. Особое внимание следует уделить предприятию «Бурятзолото», занимающемуся разработкой золотоносных приисков. Наиболее слабо развитым регионом экономического района является Республика Тыва. Здесь значительных масштабов достигло только развитие горнодобывающей промышленности. Таким образом, основными направлениями промышленности в экономическом районе является горнодобывающая отрасль, металлургия, машиностроение, деревообработка, электроэнергетика, строительство, а также пищевая и текстильная сферы хозяйствования. Сельское хозяйствоИз-за особенностей географического положения и нахождения северных регионов за чертой полярного круга в зоне вечной мерзлоты эффективное производство в отрасли растениеводства возможно только в южной части экономического района. Тут главным образом выращивают зерновые культуры. Основной культурой является яровая пшеница. Также распространение получило выращивание овса и ячменя. Среди технических культур следует выделить сахарную свеклу, которую выращивают в южной части Краснодарского края и в Республике Бурятия. Бахчу в промышленных масштабах выращивают только в Минусинской котловине. Животноводство достаточно хорошо развито на всей территории экономического района. Но специализация животноводческой отрасли зависит от конкретного региона. Так, в северных районах Красноярского края в условиях тундры хорошо развито оленеводство. На юге, в лесостепных и степных районах, сельскохозяйственные предприятия занимаются овцеводством. В частности, специализируются на тонко- и полутонкорунном направлении, а также мясошерстном и шерстном. В тайге развито разведение и промысел пушных зверей, а также другие направления звероводства. Кроме того, в центральных и южных регионах экономического района распространено пчеловодство. Рыболовство имеется практически повсеместно. В целом, нужно отметить большую развитость в экономическом районе животноводства в сравнении с растениеводством. Продукции растениеводства, производимой тут, населению не хватает, поэтому её приходится довозить из других экономических районов России и из-за рубежа. Особенно это ярко выражено в отношении овощей и фруктов. Транспортные путиТранспортное сообщение является очень важным фактором для обеспечения экономической целостности района, территория которого раскинулась на многие тысячи километров. Южные регионы экономического района с административным центром России и Дальним Востоком связывают железнодорожные пути. В частности, важную роль играет Транссибирская магистраль, строительство которой было начато ещё в 1891 году, и Байкало-Амурская магистраль, строившаяся с 1938 по 1984 годы. На больших расстояниях для перевозки пассажиров и грузов именно железнодорожный транспорт зарекомендовал себя как максимально эффективный. Кроме того, в южной части экономического района проложен ряд важных автомобильных магистралей федерального значения. Наиболее значимые из них трассы Р255 Новосибирск – Иркутск (магистраль «Сибирь»), Р257 Красноярск – Монголия («Енисей»), Р258 Иркутск – Чита («Байкал»), Р297 Чита – Хабаровск («Амур»), А340 Улан-Удэ – Монголия, А350 Чита – Китай. Намного хуже дело обстоит с транспортным сообщением в центральной и северной частях экономического района, расположенных в Красноярском крае. Железнодорожное сообщение тут вообще отсутствует. Имеются автомобильные дороги местного значения. Крупных магистралей в данной местности нет. Правда, имеются две трассы федерального значения, но они довольно короткие, так как связывают населенные пункты с аэропортами. Их важность как раз и состоит в обеспечении подъезда к коммуникациям стратегического значения. Это трасса А382, соединяющая Дудинку с аэропортом Алыкель, и дорога А383, которая обеспечивает подъезд из города Тура к аэропорту Горный. Как мы видим, наземное сообщение в центральных и северных частях района развито довольно слабо. Особое значение приобрел речной транспорт. Реки Лена, Енисей, Хатанга, Подкаменная Тунгуска являются естественными магистралями, которые обеспечивают движение транспорта с юга на север и в обратном направлении. Учитывая значительные расстояния, довольно важное место занимает также авиационное сообщение. На побережье Ледовитого океана находятся морские порты Дудинка, Диксон, Игарка, Нордвик. Они являются важными узлами не только для российского судоходства, но и для обеспечения международных сообщений. Значение экономического районаКак видим, трудно переоценить значение Восточно-Сибирский района для страны. Он является источником значительного количества полезных ископаемых, таких как уголь, нефть, металлические руды, золото и др. Промышленный потенциал района тоже очень велик. Главные направления: металлургия, машиностроение, горнодобывающая отрасль. Отдельно следует отметить уникальную природу региона с различными климатическими поясами: тут имеются арктические пустыни и тундры, тайга и степи. Тайга обладает огромными запасами древесины, тут развито звероводство, обеспечивающее страну ценными мехами. В Восточной Сибири имеются огромные водные запасы, а глубочайшее в мире озеро Байкал – настоящая жемчужина региона. В тоже время следует сказать, что Восточно-Сибирский экономический район нуждается в улучшении инфраструктуры транспортного сообщения, а также в повышении благоустройства населения, проживающего здесь. Эти проблемы невозможно решить в краткосрочной перспективе. Их решение требует наличия стратегического плана развития на перспективу. Но важно не только иметь этот план, но и максимально точно придерживаться его реализации. А все необходимые ресурсы для воплощения его в жизнь в Восточной Сибири имеются. fb.ru Экономика Иркутской области - это... Что такое Экономика Иркутской области?Иркутская область имеет важное экономическое значение, основными отраслями специализации области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность, машиностроение и др. По ВВП на душу населения Иркутская область занимает 20-е место среди 83 субъектов Федерации, по показателю среднедушевых доходов — 21-е место[1]. Сельское и лесное хозяйствоСельское и лесное хозяйство составляет 8 % ВРП. По стоимости аграрной продукции регион занимает 28-е место в РФ. Доля сельскохозяйственных угодий составляет 2,7% площади региона, из них 1,3 % приходится на пашню (в основном в УОБО). В структуре посевных площадей на 2007 год преобладали зерновые (58%), затем шли кормовые (31%) и картофель и овощи (11%). Животноводство представлено молочно-мясным скотоводством в УОБО и Усольском и Черемховском районах, а также овцеводством, птицеводством, в районах компактного проживания тофаларов и северных районах области - оленеводство. Несмотря на это, область - аграрно-дефицитный регион.Лесистость области - 82%; в области сосредоточено 11% всех запасов древесины страны и заготавливается 10-15% российской деловой древесины[1]. ПромышленностьПромышленность составляет 28% ВРП. По стоимости продукции добывающей промышленности - 22 место в РФ, обрабатывающей - 21 место. Отраслевая структура промышленности - металлургия (28%), транспортное машиностроение(15%), целлюлозно-бумажная и полиграфическая промышленность(12%), химическая промышленность(10%), деревообрабатывающая промышленность(8%), пищевая промышленность(7%), нефтепереработка(5%). Область лидирует в стране по производству деловой древесины и пиломатериалов, занимает второе место (после Архангельской области) по производству целлюлозы и (после ХМАО-Югра) по производству электроэнергии. Крупные и известные предприятия: ТранспортВ области относительно развитая транспортная система, в ней присутствуют все виды транспорта:
Основным транспортом в грузообороте является железнодорожный, который за год перевозит почти 70 млн тонн грузов. Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток до станции Кунерма, протянулся западный участок БАМа. В Слюдянском районе области продолжает функционировать Кругобайкальская железная дорога - памятник истории и архитектуры начала XX века. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км. Основная статья: Воздушный транспорт в Иркутской области В области функционируют 9 аэропортов: Иркутский, Братский, Усть-Кутский, Казачинский, Бодайбинский, Мамский, Ербогаченский, Нижнеудинский и Киренский. Среди них доминируют два аэропорта: Иркутска и Братска, которые имеют статус международных и осуществляют рейсы в Китай, Монголию, Таджикистан, Таиланд, Турцию, Узбекистан, Южную Корею, а также регулярные рейсы в Германию. Основная статья: Автомобильный транспорт в Иркутской области Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12655 км.[2] По протяжённости автомобильных дорог область занимает второе место в Сибирском федеральном округе после Красноярского края. Главная автомобильная артерия региона - трасса М-53 «Байкал», которая проходит через Тайшет, Черемхово, Иркутск и Слюдянку и уходит далее на восток. Проектируется федеральная трасса «Вилюй», участок которой до Усть-Кута уже построен. Основная статья: Водный транспорт в Иркутской области По территории области протекают крупнейшие судоходные реки — Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10 % общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена — Киренск и Осетрово, через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия). Судоходство на Лене начинается от города Качуг, Ангара судоходна полностью, а суда по Нижней Тунгуске ходят в пределах области от Подволошино до Инаригды[3]. Основная статья: Трубопроводный транспорт в Иркутской области Действуют нефтепроводы Омск-Ангарск и западная часть ВСТО: Тайшет-Витим. Примечания
dic.academic.ru Экономика Иркутской области: общие сведения | ИРКИПЕДИЯИркутская область имеет важное экономическое значение. Основными отраслями специализации области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность, машиностроение и др. По ВВП на душу населения Иркутская область занимает 20-е место среди 83 субъектов Федерации, по показателю среднедушевых доходов — 21-е место. Территориально-промышленные комплексыИркутская область разделена на 6 территориально-промышленных комплексов (ТПК):
ПромышленностьИркутская область — крупный промышленный район. В общероссийском производстве обеспечивает 6,5 % производства электроэнергии, 15 % вывоза деловой древесины, 6 % добычи угля, почти 20 % общероссийского производства целлюлозы, более 10 % картона, перерабатывается около 9 % нефти. В промышленности региона наибольшее развитие приобрела лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, горнодобывающая, топливная, цветная металлургия, электроэнергетическая промышленность, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая и черная металлургия. Важным фактором развития промышленности являются минерально-сырьевые ресурсы области. Промышленность сконцентрирована в Иркутске и ряде районных центров. Крупные промышленные предприятия области:
Сельское хозяйствоТерритория сельскохозяйственных угодий составляет 2,69 млн. га, пашни — 1,88 млн. га. Область относится к поясу рискованного земледелия. В сельском хозяйстве области занимаются выращиванием зерновых, а также животноводством, оленеводством, звероводством, пушным промыслом и рыболовством. Почти половина (46 %) объёма сельхозпродукции вырабатывает животноводство. Сельскохозяйственной продукцией регион обеспечивается наполовину, продукты питания завозятся из других регионов. В области действует 207 сельхозорганизаций, 3238 крестьянских (фермерских) хозяйств и 176,6 тысяч личных подсобных хозяйств населени. На долю Иркутской области приходится 1,5 % объема сельскохозяйственной продукции России и 8,9 % сельхозпродукции Сибирского федерального округа. ЭнергетикаУровень развития экономики Иркутской области в значительной степени определяет состояние электроэнергетики. На территории региона действуют 4 гидроэлектростанции, составляющие основу энергетики области:
В 2008 в области было выработано 61,4 млрд кВт/ч энергии. Большую часть производства электроэнергии в области контролирует Иркутскэнерго. Газификация региона В феврале 2004 между ОАО «Газпром» и администрацией Иркутской области было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее разработку «Газпромом» Генеральной схемы газификации и газоснабжения Иркутской области. 16 декабря 2005 года «Газпром» и Иркутская область подписали договор о газификации региона. Предполагается газифицировать 899 населённых пунктов региона и довести уровень газификации области природным газом до 82 %. Это превысит нынешний общероссийский уровень (64 %). ТранспортВ области достаточно развитая транспортная система, в ней присутствуют все виды транспорта:
Основным транспортом является железнодорожный. За год по рельсам перевозится почти 70 млн тонн грузов. Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км. Воздушные перевозки производятся через два аэропорта: Иркутска и Братска, которые имеют статус международных и осуществляют рейсы на Китай, Монголию, Таджикистан, Таиланд, Турцию, Узбекистан, Южную Корею, а также регулярные рейсы в Германию. Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12655 км. По протяжённости автомобильных дорог область занимает второе место в Сибирском федеральном округе. По территории области протекают крупнейшие судоходные реки — Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10 % общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена — Киренск и Осетрово, через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси. МедицинаКрупнейшими медицинскими учреждением области являются:
Ссылки
irkipedia.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|