|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пороги терпимости. Комаровские пороги красноярский крайСПЛАВная команда - НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙВ последние дни лета редакция «КВ» решилась на второй в этом году поход - сплав по реке Кан. Проект «Край, в котором мы живём» сделал из нас настоящих туристов. Рекорды летаНа Комаровских порогах мы привыкали переносить трудности, пытаясь развести костёр под проливным дождём. А на сплаве нам пришлось приспособиться друг к другу, чтобы управлять большим катамараном. И мы поняли, что можем есть макароны с тушёнкой на завтрак и гречку с тушёнкой на обед, а мокрый хлеб сушить на костре. Думается, что любые испытания нам теперь по плечу. Кто знает, что нас ждёт в следующем году? Нынче мне довелось стать, как сказали друзья, рекордсменом. «Хоть бы в один сплав выбраться летом, а ты побывала уже в трёх», - высказался сразу за всех мой товарищ. Видимо, мне действительно повезло. Впрочем, как и всем остальным, кто побывал в сплаве по реке Кан - от Ирбея до Бражного. И в этот раз редакцию «КВ» сопровождал славный проводник и турист со стажем Дмитрий Лукьянов. Вместе с собой он взял верную спутницу - супругу Тамару. В качестве помощников и большей частью «за компанию» с нами отправились старые знакомые Егор и Всеволод, а к ним присоединились Максим и Женя. Не побоялись взять на воду и детей: Марк и Артём восседали на площадке катамарана «четвёрки» и всё время ловили рыбу. Хотя ещё в начале похода Дмитрий Иванович серьёзно заявил: «В Кану рыбы нет!», но продолжал раз за разом закидывать спиннинг. Кан от Ирбея до Бражного очень спокойный, в некоторых местах вода, можно сказать, стоячая. По берегам реки полно топляка и так называемых расчёсок - берёз и сосен, почти упавших в воду, но ещё держащихся за берег крепкими корнями. Под такими расчёсками очень весело проплывать на катамаране. К слову, четвёркой управлять было нелегко. Мы никак не могли приноровиться к правильному темпу гребли, и наш корабль всё время заносило налево. Однажды мы даже попали на мель, и катамаран пришлось тащить вручную. По острым камням, босиком, мы перебрались на большую воду. К слову, у катамарана «четвёрки» грузоподъёмность две тонны, но в собранном виде его могут утащить четверо человек. Вообще, сплав - довольно тягучее мероприятие. Туристу, привыкшему к активному отдыху, может показаться, что в плывучем путешествии скучно. Но это не так. Горожанину всегда полезно отдохнуть от шумного города, а на реке - невообразимая тишина. Время от времени в водорослях у берегов плещется рыба (которую так никто из нас не поймал), пролетают дикие утки и цапли, а в небе парят ястребы. Мы даже и не знали, что на Кану, в Сибири, обитают столь колоритные птички. Вдоль одного из берегов нас сопровождала пташка с ярко-синим оперением. Такое увидишь разве что у волнистых попугайчиков. Непривычно жаркая для августа погода стала настоящей компенсацией после Комаровских порогов, где на нас два дня лил дождь. Вода в Кану, так привычно ледяная, была в эти дни необычайно тёплой. Купались все! И, конечно, только на природе, далеко от города, ночью можно увидеть такое количество звёзд! Когда в костре трещат дрова и запекается картошка, а в кружке дымится чай, кажется, что кроме всего этого тебе ничего и не нужно. Вот так бы и сидел ночь у костра, считал звёзды и перекидывал с ладошки в ладошку дымящиеся картофелины. В конопле и крапивеСплав по реке - это не экстрим порогов, а медленный, неторопливый отдых. Когда на берегу неспешно ставится палатка и разжигается костёр. Наши две остановки были чётко продуманы проводником Дмитрием Ивановичем. Мы остановились на так называемой Стрелке - месте знаковом и особенном. Здесь соединяются две реки - Агул и Кан. Берег высотой с двухэтажное здание, подъём резкий и опасный. По берегам Кана стоит несколько деревень, где почти у каждого жителя есть лодка. Однажды мы видели, как 12-летний мальчишка прыгнул в лодку и стал отталкиваться длинной жердью, наверное, поплыл проверять сети. Видимо, здесь дети рождаются сразу в лодках и с вёслами. В деревнях Ирбейского района много ухоженных, богатых усадеб. Плывёшь по реке, а по берегам стоят этакие теремки. И у каждого двора устроены небольшие причалы. Первая деревня Канского района, которая встречается по пути сплава, Подъянда, заросшая крапивой и коноплёй в человеческий рост. Берега здесь в водорослях и тине, много заброшенных домов. К слову, эту деревню облюбовали состоятельные люди Канска и понастроили коттеджей. И рядом с этими теремами притулились покосившиеся, заброшенные дома, без окон, дверей и даже крыш. На заборах на длинных шестах висят скворечники, в которых вряд ли станут выводить потомство птицы: домики для пернатых почти отвалились. Конечно, всё это невероятно грустно. Подъянда - будто вымершая деревня. Впрочем, она похожа на большинство сельских поселений нашей страны. Окна домов заколочены, усадьбы брошены. Пока мы шли по деревне, не встретили ни единой живой души. Разве что парочку собак, которые любопытно смотрели на нас. Деревня под горойКак говорят сторожилы, раньше эта деревня звалась Береж, по названию реки, которая протекает в пяти километрах от поселения. Теперь название изменилось. Недалеко от поселения есть гора Янда. Вот и прозвали Подъяндой: за то, что стоит под горой. Название горы - татарское. Говорят, раньше это поселение было завоевано татарами и здесь шло большое сражение на берегу кровавой реки. Сквозь высокие заросли конопли редко торчат маленькие почерневшие от старости домики: из них жилых - всего 25. Остальные смотрят на нас пустыми окнами. Подъянда незаметно коротает свое время, которое, кажется, попросту замерло. Сейчас там проживают 54 взрослых человека. В школе - всего 15 учеников. Правда, эта школа начальных классов. Старшие дети ездят на учебу за 20 километров в село Степняки - ежедневно ребят возит специальный автобус. Ближайшее пополнение в школу ожидают только через шесть лет. Молодежи совсем нет, поэтому нет и детей. У кого получается - уезжают, поэтому большинство жителей - пенсионеры. «Живем как-то, выращиваем овощи», - говорит встретившая нас депутат сельсовета Вера Букина. Она посетовала, что бывают излишки собранного урожая, но сбыть их некуда - в итоге все сгнивает. Каждый подрабатывает, где может. Многие собирают грибы и ягоды, а потом продают на трассе. На заработки не поедешь - не на чем. Не так давно это место облюбовали дачники - приезжают, заселяются в пустые дома. Местные принимают горожан с радостью - для них это единственный способ заработать. Они помогают приезжим сажать картофель, косить траву, следить за их дачным участком, зимой - убирать снег. К тому же за счёт горожан в деревне есть более-менее нормальная дорога, свет. Живут, как могутРаньше деревня была немаленькой - больше 50 домов. Но со временем что-то развалилось, что-то сгорело. Тогда были и работа, и большое хозяйство. Неподалеку стоял скотный двор, неплохая пасека, конный завод. До 1991 года деревня относилась к Ирбейскому району - туда на бега отправляли подъяндинских рысаков, которые считались одними из лучших в районе. Теперь единственное развлечение в деревне - клуб. На праздники там устраиваются концерты: номера готовят малыши-школьники, иногда приезжают коллективы из других, более населенных деревень. Кирилл, местный маленький житель, решил рассказать нам о том, как участвовал в постановке военных действий. «Мы легли, там крикнули: «Рота, подъем!», все подскочили, я Дениса пригнал - это токарь - карту дали, а я ему конфетку!» - выпалил на одном дыхании ребенок, пересказав всё выступление несколькими фразами. В клубе хранятся журналы, книги - многие приходят туда, чтобы просто посидеть и почитать. В деревне есть свой медпункт, раз в неделю привозят почту из Нижнего Амонаша. «Тихонечко так существуем. Живем, как коты - сами по себе. Каждый выживает, как может: с надеждой - а вдруг завтра будет хорошо. Мы ко всему готовы, стараемся приноровиться к жизни», - сказала на прощание Вера Степановна. Последний рывокКогда осмотр окрестностей Подъянды закончился, через крапиву мы пробирались на причал, где нас ждали катамараны. До нужного места добрались очень быстро - нас подгонял рой пчёл. Но вот катамаранов там уже не было - инструкторы стояли на другом берегу и махали нам в ответ на наши вопли. Пчелы искусали ноги, забрались в волосы. Недолго думая, мы прыгнули в воду, в самое болото - до этого не рисковали туда ступить. Ноги увязли в склизком иле. Зато пчелы отстали. После, когда уже искупались в чистой воде и сидели на катамаранах, ребята сказали, что решили: мы просто радуемся своему возвращению вот и кричим. Оставалась ещё одна походная ночь. Разбили лагерь на берегу между Тараем и Ашкаулом. Рядом протекал родник с вкуснейшей водой и раскинулись заросли дикой малины. После всех испытаний погода решила нас порадовать: было очень тепло и ясно. Поэтому мы все купались до самого вечера. У нас даже лица сгорели. А утром разбудил дождь. Скорые сборы проходили в молчании. Все мечтали поскорее оказаться дома, сходить в баню и выспаться. Ещё несколько часов «на веслах» - и вдалеке заблестели купола церкви села Бражное. Там, возле паромной переправы, нас встречал автобус, чтобы вернуть промокших, голодных, уставших туристов домой. За помощь в организации похода «КВ» благодарят восточный центр спортивной подготовки (спорткомплекс «Дельфин») и директора Андрея Адамцева, Михаила Шушакова, директора центра детского и юношеского туризма и экскурсий, а также Сергея Руленко, директора центра технического творчества. Если в следующем году вы соберётесь в сплав по реке Кан, то советуем пройти его полностью. В верхнем течении Кан - это настоящая горная река! Течение здесь быстрое, русло порожистое, берега крутые и скалистые. Все сложные и самые интересные в спортивном отношении препятствия с элементами 3-4-й категории трудности можно найти на участке между притоками Янга и Тукша. Как рассказал Дмитрий Лукьянов, водным туристам-профессионалам даже присваивают разряды. Для этого в Красноярске есть специальная комиссия, где нужно сообщить маршрут похода. За 10 дней пути и 160 километров на воде можно получить третий, самый простой разряд. В устье реки Янга долина Кана сужается, и река входит в каньон протяжённостью около 25 км. Весь этот участок насыщен порогами, шиверами, прижимами. После выхода из каньона река успокаивается, встречаются перекаты, отдельные камни и завалы. Река быстро набирает силу: уже в районе села Ирбейское ширина реки 180 метров. После устья реки Кирели Кан выходит на просторы Канской лесостепи. Река течёт спокойно. В русле много островов. После города Канска долина Кана поворачивает на запад. В 75 километрах западнее Канска река подходит к Енисейскому кряжу и на протяжении 140 километров прорывается через горы в узкой долине по порожистому руслу. Характер реки опять меняется на горный. Она течёт в глубоком ущелье, которое иногда сужается до 30-40 м. Здесь часты шиверы, каменистые перекаты, пороги, среди которых наиболее известны Комаровские. Лишь на самом нижнем участке, после Большого порога, река опять становится равнинной (по материалам путеводителя по Красноярскому краю). В сплав по реке Кан могут поехать и не очень опытные туристы. Главное, чтобы с вами был проводник. Конечно, учитывая отсутствие развитого туристического бизнеса на нашей территории, всё придётся организовывать самостоятельно. Для сплава подойдут и обычные надувные лодки, куда можно положить палатку, комплект запасной одежды, провизию и костровые принадлежности. В Подъянде живет Геннадий Вохмянин, художник-самоучка. В молодости он был механиком и выкраивал время для творчества. Сейчас на пенсии Вохмянин целиком посвятил себя своему увлечению. У многих жителей в деревне есть подаренные автором картины. Рисует Геннадий Григорьевич исключительно природу: река, лес, озёра. Оказывается, этот талантливый человек не только создает картины, но еще и пишет стихи, и даже мемуары. Тема всегда одна - деревня: ее боль, ее жители, их надежды. gnkk.ru Мы идём на Комароги - Красноярский краевой порталРедакция «КВ» вновь побывала на своем любимом месте. Нельзя просто так взять и уехать на Комаровские пороги: по дороге на место у редакционной машины пробило колесо. Пришлось выгружать рюкзаки из багажника и менять его среди пшеничных полей. Но на этом трудности не закончились. Дорога, которая ведет к кромке леса, откуда до порогов можно пройти только пешком, была размыта дождями. Машину водило из стороны в сторону, пару раз заносило, но до леса мы все же добрались. Там нас встретила мошка, комары (куда без них?) и грязь. Ходу до тропы было около сорока минут. К счастью, маршрут знали «от» и «до», в отличие от нашего прошлогоднего вояжа, когда мы заплутали и ходили по лесу шесть часов, практически без воды и надежды, что когда-нибудь выберемся к Комаровским порогам. На этот раз до тропы мы добрались без приключений, и спуск был тоже спокойным, хоть и не простым. Кое-кто даже проехал часть пути на мягком месте — после дождей тропа скользкая. В этом году воды в Кану прибыло, и те камни, по которым мы запросто гуляли в прошлом, нынче были глубоко под водой. Но до Большого порога все же добрались, по дороге набрав листочков лесной смородины — для чая. Вообще на природе, вдали от цивилизации (хотя она все время о себе напоминала — на противоположном берегу стоял лагерь, где все время слушали музыку; на природе нужно слушать лес и реку!) пища, приготовленная на костре кажется сытнее, а чай и кофе — вкуснее. И совсем не хочется никаких бутербродов с колбасой, если есть гречка с тушёнкой и сушки. К слову, ребятишки — Артем и Марк — научились готовить на костре очень вкусный (для них по крайней мере) десерт: размачивали маленькие сушки в кофе, обмакивали в сахар, надевали на палочку и грели на углях. Получались хрустящие сушки в карамели. Ох, таким образом они извели почти все сушки. Потому что готовить их было, видимо, интереснее, чем есть.В этом году с нами на Комарогах побывал Кирилл Скоробогатов, капитан команды КВН «Гримаса» гимназии № 4, наш хороший друг. У нас сложилось впечатление, что вся мошка, комары и оводы кусали только Кирилла, нам же досталось совсем немного от этих лесных насекомых. В общем, новичкам везет! В прошлом году мы заложили еще одну традицию: оставлять на Комарогах номер газеты «Канские ведомости». Для этого мы придумали некий схрон: первую полосу газеты спрятали в пластиковую бутылку, а ее закопали под деревом. В этом году коллекция пополнилась номером от 6 июля. Через год мы добавим в тайник еще один выпуск и посмотрим, какие новости были главными в недавнем прошлом. По-прежнему Комаровские пороги остаются излюбленным местом туристов (за двое суток видели как минимум четыре команды на лодках и катамаранах). Только иногда хочется, чтобы их «любили» немножечко меньше: мусора и битого стекла на стоянке множество. Но природа мастерски восстанавливается — сосна, которая в прошлом году, кажется, была мертва, нынче вновь зелена, а бурундуки воруют сухари и ночью забираются на крыши палаток. И если ты пришел на Комароги по воде, то мусор можно увезти с собой, в лодке всегда найдется место для пакета с отходами. Ведь, как правильно заметил Александр Наумов, главный турист нашей редакции: «Мы здесь только гости». А в гостях, как известно, ноги на стол не кладут и салфетки на пол не бросают. Давайте беречь нашу уникальную природу, которой так восхищаются инострацы, а местные, простите, гадят в самых красивых местах своей малой родины. Кирилл Скоробогатов, новичок на Комаровских порогах: — За эти два дня Комаровские пороги успели полюбиться мне, как то самое место, куда хочется возвращаться снова и снова. Даже воистину адский гнус, ливень, проблемы с палаткой не смогли испортить хорошего впечатления о походе. По-моему, каждый человек должен время от времени выбираться из повседневной рутины и отдыхать от всего в подобных местах. И не нужно далеко ехать — наш чудный край богат не только ресурсами, но и живописной природой, которую нам стоит беречь. К сожалению, вездесущие пластиковые бутылки и биток стекло показывают истинное лицо сибиряка. krskplus.ru Пороги терпимостиМы уже публиковали целую серию материалов о путешествии на Комаровские пороги, одно из самых притягательных для туристов мест на востоке Красноярского края и, тем более, в окрестностях Канска. На этот раз история будет необычной - это рассказ-путевые заметки о сухопутном путешествии на «Комары», которое окончились не очень весело. Но всё же хорошо, поэтому и текст получился весёлый, а не грустный. Это произошло со мной и моими друзьями пять лет назад. Уже долгое время я и двое моих товарищей, компаньонов по велосипедным прогулкам, мечтали поехать до Комаровских порогов. На дворе стояла середина жаркого и сухого лета с очень короткой ночью. Дороги - сухие, выезжать можно очень рано. Поэтому в один прекрасный день мы решились: надо ехать! Сообразить на троих Мы - это я, Андрей и Иван. Путь нам предстоит не близкий (для велосипедистов), десятки километров. Наша цель - доехать уже до этих пресловутых водных шумных перекатах, потусить там немного и обратно в путь, до города. Кроме меня в тех местах никто не бывал. Да я-то только классе в шестом. Что главное для велосипедиста? Чтобы был повод куда-нибудь поехать. На этот раз повод у нас более чем достойный. Взрослый, скажем! Готовились несколько дней. Покупали подробные карты Канского района, скачивали их в интернете, проверяли велосипеды. Выехать решено было в субботу, в половине шестого утра. До ночи нам нужно вернуться, в воскресенье отлежаться явно без ног, а в понедельник всем нам на работу. Воскресенье также рассматривался как аварийный день. На всякий случай. Вдруг что случится во время заезда? В пять часов утра уже почти светло, пиликают летние птички, в городе - тишина. Созвонились - всё в силе, никто не проспал и не «слился». Я понаделал в дорогу больших сэндвичей с майонезом, планируя, что они будут здорово подзаряжать энергией, а майонез - чтобы всё это лезло в глотку. Он-то меня и подведёт, этот майонез! По городу проехали, как короли - светло, а машин нет ни одной. Едем по проезжей части, всегда бы так! Купили воды в павильоне - они тогда все работали по ночам. Еще прохладно, мы одеты потеплее, но уже сейчас ясно, что день будет знойный. Настроение - отличное, сил у нас в избытке. По дороге до Филимоново вообще кружим, играем в догоняшки, снимаем друг друга на видеокамеру, передавая её один - другому, свобода неописуемая, нас захлестывает эйфория. Городские пижоны Счастье постепенно начало покидать нас уже после Красного маяка, когда асфальт закончился. Теперь мы колотимся в непрерывной вибрации, стало больше пыли, приходится много внимания уделять управлению великом, чтобы объезжать неровности и булыжники. Проехали деревню Михайловка, значит, мы отъехали от города уже на 28 километров, а до Комарово еще 22. Любуемся местным магазинчиком под названием «Пятачек». Наверное, филиал «Пятерочки». Местные жители, особенно молодежь, при нашем появлении останавливаются и потом провожают взглядом. Так же на иностранных путешественников на джипах или мотоциклах смотрят в Канске. Это, конечно, не может не поднимать самооценку. Шутка. Тем более, в какой-то момент сзади нас нагнала «Волга», из нее торчало лице мужчины в камуфляже, который нас активно и дерзко обматерил. По его мнение, мы заняли слишком большое пространство проезжей части. Ну конечно, здесь люди по делам ездят, а мы, какие-то городские хлыщи, тут на модных великах развлекаемся. Между тем уже давно установилась жара. Мы всё больше раздеваемся на каждом очередном привале, которых стараемся, к слову, не делать много. Потому что путь у нас большой, времени мало, а еще хочется пороги посмотреть. Более того, их нужно найти. Потому что точной дороги, кроме как доехать до деревни Комарово, никто их нас не знает. Надежда на компас, карты и автомобильный навигатор, который без прикуривателя проработает не больше четырех часов. Очередной привал - приваливаемся в зеленую тень, где прохладно. На ветках кустов все начинают интересоваться весьма представительным майским жуком. Перекусываем. Настроение, впрочем, у нас хорошее. Но мне уж начинает казаться, что времени отдыха не хватает. Дорога стала прямой, сухой, песчаной, в мелкую гальку. На вид она прямая, а педали на пониженных передачах крутить очень трудно. Сначала я думаю, что со мной одним такая чертовщина. Спекся что ли? Но потом один за другим Андрюха и Ванька говорят, что трудно стало, хотя горки вверх нет... Иван сразу и сообщил разгадку - «по правде» наклон есть, а в заблуждение нас ввели холмы слева, вдалеке, которые создали иллюзию, что мы на горизонтальной плоскости. Холмы же наклонялись в другую сторону и визуально «выравнивали» нашу траекторию. Вот и Терск, деревня, ферма №1 ОАО «Племзавод «Красный Маяк». Дорога раздваивается, нам нужно по «южной ветке». Отдыхаем возле симпатичного «арт-объекта», как шутили тогда. Очень читабельно нарисован фирменный бык, написано «Ферма», «ф» и «1». F1, конечно, всем приглянулось. Вело-зомби Неподалеку стоял серьезный мужик, чинивший «Москвич». Нас он не замечал, как бесполезных дневных мотыльков. Ремарка к тому, что в этой поездке мы казались себе праздными повесами посреди большого трудового мира. Мы фотографируемся подле еще одного плаката, гласившего, что тут «сенгородок». Городок из сена пока пуст. Мог бы сгодиться для съемок фильма про военнопленных. Тронулись. Следующий пункт - Комарово. А это значит, будет нам победа. Я уже упомянул, как мы собираемся искать заветные пороги. У нас две одинаковые карты с масштабом 1 см : 500 м, общая административная карта Канского района, принтерная фотка подозреваемого месторасположения порогов с «Гугла» и автомобильный GPS-навигатор. Плюс обрывочные данные от бывалых и наши три светлых головы. С таким арсеналом мы рассчитываем найти Комаровские пороги без особенных проблем. Сразу от Терска нас обогнал трактор, везущий бочку с водой. Повез питьё бычкам, наверное. С бочки немного текло, за трактором оставался тонкий след, как бычок пописал. Я еду уже многие часы и превращаюсь в зомби, который умер, но продолжает крутить педали под палящим солнцем. Наблюдаю за этой кривой от воды в бочке, пока она постепенно не исчезает. Жарко. Нас теперь чаще обгоняют трактора, чем машины. А вот, правда, и «Волга». Смотрю, не тот ли это крепкий хозяин в камуфляже. Нет, один усатенький мужичок, похожий на умеренного анархиста. Дальше будет хуже Чаще мы едем вниз, чем вверх. Весело съезжаем с горок. Значит обратно, когда сил будет мало, нам наоборот придется взбираться, а иногда и идти пешком. На основе этого мы с Андреем развиваем теорию, что в данный момент мы берем кредиты, которые придется отдавать позже, когда у нас будет еще меньше того, с чего отдавать, чем сейчас. По законам логики, впереди дефолт. Сейчас, правда, был подъем. И я уже без зазрения совести веду свой велосипед рядом, а не штурмую горку на велосипеде. Я не хочу никому ничего доказывать. После подъема мы попадаем на такой хороший поворотик, после которого дорога рыжей змеёй падает вниз так круто, что видно лишь начало ее и конец. Так же, как вы не видите стену дома, с крыши которого собираетесь спрыгнуть. Мы фотографируемся, поражаемся красотой местных видов и съезжаем вниз. Сначала Андрей, за ним я. Велосипед развивает огромную скорость. Моя двойная шапочка «Fox 686» раскладывается, как медуза и бьется на ветру об мою макушку. Я даже не посмотрел на спидометр, так был поглощен управлением велосипедом. Потом Иван скажет, что было за около 54 км в час. Рекорд за недолгую историю наблюдений. Едем дальше. Нас трое на этой жаркой планете, не считая проезжающих аборигенов. Мы привыкли ехать, и нам очень скучно, мы съезжаемся друг с другом, о чем-то говорим, а когда хочется побыть одному - можно немного отстать или уехать вперед. Снова средний спуск, снова залазим в долги перед будущим. Перед нами простирается, если так можно сказать про несколько десятков деревянных сооружений, селение, которое должно быть Комарово. А значит мы на пороге порогов. Видны синие указатели, сначала речка - Тырбыл, белым на синем. Потом я узнаю у знакомых татар, что Тыр - как им кажется, жизнь, а был - Пока. Живи пока? Вряд ли. Поживи? Или Поживиха, Живучка... В плену у Лешего Проезжаем еще немного - нужна остановка, чтобы свериться с картами и спутниками. Заодно посещаем местный магазин, который шокирует нас высокими ценами и скудностью. Начинаем опрашивать местных, как добраться до порогов. Женщина говорит, что она не была там ни разу, две девушки кивают в одну сторону, мужик с похмелья - в другую. А вот ответ дедушки нам понравился, он совпадает с нашим пониманием вещей. Дальше следует бесконечная череда неудач. Раз за разом нам кажется, что мы находим нужную тропу, которая через смешанный лес приведет нас к обрыву, и пол ногами нашими будет громко шуметь вода Комаровских порогов. Но один раз мы выезжаем на какую-то лесосеку, с которой, судя по всему, совсем недавно ушли лесорубы и техника, другой раз дорожка всё худеет, мельчает, пока совсем предательски не растворяется в дикой растительности, оставляя нас один на один с тайгой. Так повторялось снова и снова. Словно нас водил Леший. Несколько раз, клянусь, слышали грохот Кана на порогах. Мы чувствовали себя в идиотском положении - проделать путь более 50 километров, быть в нескольких шаг, но так и уехать несолоно хлебавши. Навигатор и карты говорили о том, что мы совсем у цели. И вот он, миг победы, вы выбрались на открытую террасу, увидели внизу под нами линии реки. Вот в общем-то и пороги... К этому времени каждый из нас снял с себя по паре-тройке клещей, началось роптание. Пора сваливать. Времени уже третий час. Во время очередного переезда через эти «джунгли» я понял, что велосипед не хочет ехать. Приехали: на заднем колесе, на камере, вылезла грыжа. Она распёрла камеру, и этот бугор мешает колесу проворачиваться. Пришлось отстегнуть задние тормоза: так я могу ехать. Замотали грыжу изолентой, на всякий случай. Ну всё, прощай, пороги! Мы сваливаем. Дорога домой Описание пути назад можно укладывать в одно слово - мучение. Когда мы выбрались из леса, то решили срезать обратный путь, поехав через вспаханное поле. Это была плохая идея. Едва мы переехали через Тырбыл, звонким хлопком лопнула камера. Пробрались в тенек, сняли колесо, начали клеить. Примерно в это время я понял, что отравился. Вернее, мои сэндвичи с майонезом сделали свое дело, в животе я чувствовал тяжелую гирю, как в рекламе. Скоро камера опять бабахнула, и я поставил запасную. Правда, покрышка уже была дырявая, и камера стремилась вылезти пузырем через эту щель. Нас снова спасла изолента. Начались подъемы, которые мы, в основном, преодолевали на своих двоих. Во время таких подъемов с грустью вспоминалось, как несколько часов назад мы с ветерком летели вниз с этих самых горках. А вот она, самая крутая горка, где был поставлен рекорд скорости... Навстречу нам, в сторону Комарово, проехал рейсовых автобус. Скоро он поедет обратно, мне уже откровенно плохо, и может быть попроситься сесть в него, когда он поедет обратно? Через полчаса «пазик» действительно показался за спиной. Пусть себе едет, я пройду этот путь сам! В Канске мы были уже затемно. По городу велосипед мне уже пришлось вести «под уздцы», так как колесо окончательно заклинило. Это было адское, но прекрасное путешествие. И нужно его будет обязательно повторить! kvgazeta.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|