|
|||||||||||||||||||||
|
Маршрут Тайшет - Красноярск. Красноярский край тайшетТайшет (Иркутская область)До появления в этих местах железной дороги по территории, где сегодня расположен Тайшет, проходил Московский тракт, а в ближайшей округе находились заимки крестьян деревни Байроновки. Во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали вблизи строительной площадки и будущей железнодорожной станции стали возникать жилища строителей. Как считают некоторые тайшетские краеведы, первым свою избу поставил Василий Трофимович Конюков, тем самым положив начало будущей улице – 1-й Зеленой (ныне улица Ленина), который позднее вспоминал: «Весной 1897 года приехал землемер и отрезал нам участок, назвав его по протекающей невдалеке речке Тайшетом...». На железной дороге в конце весны 1897 г. была открыта станция, на которую осенью пришел первый поезд. При станции стал развиваться небольшой пристанционный поселок, получивший название Тайшет – по своему расположению на одноименной реке, правом притоке Бирюсы. В свою очередь, название реки является гидронимом от кетского «та», означающего «холодный» и «шет» – «река». Тайшет в начале XX века Рядом с домом Василия Конюкова свои избы срубили Григорий Грязнов, Сергей Ульянов, Демид Лотак и Василий Евсеев, положив начало будущей улице Юго-Восточной (ныне улица Матросова). В Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге за 1900 г. указано, что станция Тайшет была 3-го класса, на ней работал буфет. При станции действовал врачебно-питательный переселенческий пункт, на котором переселенцы регистрировались и направлялись на участки. Тот же путеводитель, но за 1901–1902 гг. сообщает, что при станции было одноклассное училище, работал врачебный приемный пункт. В 1904 г. было построено паровозное депо. Недалеко от Тайшета возникли разъезды Суетиха и Юрты, где предпринимателем Жоголевым были построены лесопилки и бараки для рабочих. Удобное расположение пристанционного поселка в долине судоходной в те времена реки Бирюсы, а также наличие железнодорожного сообщения способствовали активному развитию поселения. Сюда прибывали крестьяне-переселенцы, которые начинали успешно осваивать близлежащие земли. Вскоре началась отправка со станции сельскохозяйственных и лесных грузов. В начале XX века в поселке появились небольшие предприятия – были построены кирпичный завод и лесозавод. В 1906 г. была построена церковь (в советское время на ее месте стоял кинотеатр «Победа»), Тайшет становится селом в составе Алзамайской волости, а с 1910 г. – центром Тайшетской волости Канского округа (Красноярский уезд Енисейской губернии). В селе по данным 1911 г. было 400 дворов и 1 500 жителей. Среди занятий местного населения были земледелие, ремесленные промыслы, работа на железнодорожной станции, на лесозаводе, в паровозном депо. В 1914 г. в селе действовали сельская и железнодорожная школы, публичная библиотека, больница на 10 коек с одним врачом, кинематограф. В числе самых крупных торговцев Тайшета был переселенец И. К. Супрун, владевший несколькими домами, торговой лавкой, харчевней, квасным производством, игорным домом, гостиницей, кинематографом. После февральской революции в Тайшете появилась земская управа, председателем которой избрали Н. К. Мункина, работавшего на станции старшим телеграфистом, а секретарем – И. П. Лосинского. Фактически с самого начала Тайшет являлся местом уголовной и политической ссылки. В период 1913–1917 гг. здесь на поселении проживал известный революционер Иван Адольфович Теодорович с женой Глафирой Ивановной Теодорович (Окуловой). Всего, по некоторым данным, перед революцией в селе находились на поселении около 30 политических ссыльных. К 1917 году здесь насчитывалось около 1 500 дворов, в которых проживали 2,5 тысячи человек. 2 марта 1917 г. власть в Тайшете перешла в руки Временного исполнительного комитета Тайшетской волости, с августа того же года была передана волостному земскому правлению. В декабре 1917 г. состоялось избрание волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1918–1919 гг. в районе Тайшета проходил Шиткинский партизанский фронт. В ночь с 7 на 8 мая 1919 г. около тысячи шиткинских партизан совершили нападение на станцию Тайшет, разгромив вокзал. Партизаны 2 часа сражались с прибывшими на станцию белыми, успели разобрать участок пути на перегоне Тайшет – Байроновка, а также повредить железную дорогу на участке Тайшет – Суетиха. В итоге на две недели было прервано движение поездов. В течение 1919 г. партизаны неоднократно пускали под откос железнодорожные составы. 25 января 1920 г. у станции Тайшет части Красной Армии вступили в бой с белочешскими войсками. Последние отступили, взорвав при этом мост через реку Бирюсу, а также водокачку и некоторые другие объекты. Тайшет был занят передовыми частями Красной Армии, в селе была окончательно установлена советская власть. С 1924 г. село становится центром вновь образованного Тайшетского района. Во время коллективизации Тайшет являлся местом ссылки кулаков. В его окрестностях были созданы спецпоселки для раскулаченных. Поток ссыльных начал увеличиваться после выхода в 1932 г. постановления Совнаркома о строительстве БАМа. В статусе города В 1935 г. в селе начал работу шпалопропиточный завод, перевезенный из Красноярского края. 1 октября 1935 г. Тайшету был присвоен статус рабочего поселка. В 1937 г. поселок становится районным центром в составе вновь образованной Иркутской области. С 2 марта 1938 г. Тайшет – в статусе города районного подчинения. В тот период кроме шпалопропиточного завода, паровозного депо и вагоноремонтных мастерских, в городе работали 2 крупных лесопильных предприятия, машинно-тракторная мастерская, кирпичный завод, 2 хлебопекарни, паровая мельница. Лагерное прошлое города С 1938 г. в городе были размещены несколько подразделений ГУЛАГа, Тайшет становится своеобразной «лагерной столицей» Иркутской области. Отсюда начинался западный участок Байкало-Амурской магистрали. Вдоль будущей железной дороги началось размещение лагерных пунктов и колонн исправительно-трудовых лагерей. До 1960-х гг. продолжался мрачный период в истории Тайшета, в течение которого в городе дислоцировались: Тайшетлаг, Южлаг, Озерлаг (создан в 1948–1949 годах на базе Южлага). С использованием дарового труда заключенных власти планировали построить магистраль в короткие сроки. Уже в 1940 г. планировалось открыть движение составов на почти 350-километровом участке Тайшет – Падун, а в 1941 г. на линии – Падун – Лена. Однако эти планы реализованы не были, среди причин были низкая организация работ, их слабая инженерная подготовка, высокая затратность, но главной причиной был крайне неэффективный труд заключенных. С началом войны строительство БАМа было остановлено, уже уложенные железнодорожные пути были разобраны, а рельсы отправлены для целей обороны в Европейскую часть Советского Союза. Основной контингент Южлага и авторемонтные мастерские были переведены в прифронтовые районы и использованы для ремонта техники. Часть заключенных отправили в штрафбаты, а оставшиеся в Тайшете были задействованы в сельхозработах и лесозаготовках. После окончания войны Наркомат путей сообщения выдвинул предложение возобновить строительство магистрали с использованием не только труда заключенных, но также военнопленных. Осенью 1945 года в дополнение к уже существовавшим Южлагу и Тайшетлагу был организован Ангарлаг (для ведения работ на участке Братск – Усть-Кут. Высокая смертность вынуждала постоянно пополнять лагеря новыми партиями военнопленных и заключенных (в конце 1945 г. только японских военнопленных прибыло 39 тысяч человек). Но работы все равно шли медленно, поэтому осенью 1948 г. было принято решение о ликвидации Тайшетского ИТЛ и создании на его базе особого лагеря № 7 – Озерлага с ужесточенным режимом. Одновременно увеличивалось количество заключенных. К концу 1940-х в двух исправительно-трудовых лагерях было собрано для строительных работ около 100 тысяч человек (60 тысяч в Ангарлаге и 40 тысяч в Озерлаге), это почти вдвое превышало количество рабочих, задействованных в конце XIX века при строительстве Транссиба. Но лишь в январе 1959 года в постоянную эксплуатацию был сдан весь участок железной дороги Тайшет – Лена. В городе силами заключенных построены многие объекты: ряд жилых домов по улицам Пушкина, Кооперативной, Фрунзе, Кирова и др., многие социально-культурные объекты, среди которых больница, столовая, баня, гостиница, несколько детсадов, магазины. Многие построенные в тот период здания эксплуатируется и сегодня. На рубеже тысячелетий Накануне кризиса 1990-х в городе Тайшете успешно работали фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, шпалопропиточный и авторемонтный заводы, мясокомбинат, пищекомбинат, хлебозавод, маслодельный завод и другие. Из них сохранились немногие. В последующие годы прекратили существование фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, хлебозавод, мясокомбинат и некоторые другие предприятия. www.bankgorodov.ru Проложить маршрут Тайшет - Красноярск. Расстояние между Тайшетом и Красноярском | ||||||||||||||||||||
Начало маршрута | |||||||||||||||||||||
↓ | |||||||||||||||||||||
поселок городского типа Нижняя Пойма, Нижнеингашский район, Красноярский край, Россия | 1 часов, 20 минут | 83.3 км | |||||||||||||||||||
↓ | 20 минут — 22.8 км | ||||||||||||||||||||
поселок Догадаево, Нижнеингашский район, Красноярский край, Россия | 1 часов, 41 минут | 106.1 км | |||||||||||||||||||
↓ | 7 минут — 7.4 км | ||||||||||||||||||||
поселок городского типа Тинской, Нижнеингашский район, Красноярский край, Россия | 1 часов, 48 минут | 113.4 км | |||||||||||||||||||
↓ | 3 минут — 3.4 км | ||||||||||||||||||||
село Тины, Нижнеингашский район, Красноярский край, Россия | 1 часов, 52 минут | 116.8 км | |||||||||||||||||||
↓ | 38 минут — 42.9 км | ||||||||||||||||||||
заимка Воробьева, Нижнеингашский район, Красноярский край, Россия | 2 часов, 30 минут | 159.8 км | |||||||||||||||||||
↓ | |||||||||||||||||||||
деревня Касьяново, Нижнеингашский район, Красноярский край, Россия | 2 часов, 33 минут | 162.7 км | |||||||||||||||||||
↓ | 3 минут — 1.8 км | ||||||||||||||||||||
село Бражное, Канский район, Красноярский край, Россия | 2 часов, 36 минут | 164.5 км | |||||||||||||||||||
↓ | 4 минут — 2.3 км | ||||||||||||||||||||
деревня Завировка, Рыбинский район, Красноярский край, Россия | 2 часов, 41 минут | 166.8 км | |||||||||||||||||||
↓ | 5 минут — 3.7 км | ||||||||||||||||||||
село Новокамала, Рыбинский район, Красноярский край, Россия | 2 часов, 46 минут | 170.4 км | |||||||||||||||||||
↓ | 1 минут — 0.9 км | ||||||||||||||||||||
поселок Ирша, Рыбинский район, Красноярский край, Россия | 2 часов, 48 минут | 171.3 км | |||||||||||||||||||
↓ | 1 часов, 16 минут — 85.3 км | ||||||||||||||||||||
деревня Налобино, Рыбинский район, Красноярский край, Россия | 4 часов, 4 минут | 256.6 км | |||||||||||||||||||
↓ | 1 часов, 36 минут — 109.7 км | ||||||||||||||||||||
поселок Илиган, Рыбинский район, Красноярский край, Россия | 5 часов, 40 минут | 366.4 км | |||||||||||||||||||
↓ | 7 минут — 7.2 км | ||||||||||||||||||||
поселок Сибиряк, Рыбинский район, Красноярский край, Россия | 5 часов, 48 минут | 373.5 км | |||||||||||||||||||
↓ | 2 минут — 2 км | ||||||||||||||||||||
поселок Громадск, Уярский район, Красноярский край, Россия | 5 часов, 50 минут | 375.5 км | |||||||||||||||||||
↓ | 1 минут — 1.9 км | ||||||||||||||||||||
деревня Каменно-Горновка, Уярский район, Красноярский край, Россия | 5 часов, 52 минут | 377.4 км | |||||||||||||||||||
↓ | 3 минут — 3.3 км | ||||||||||||||||||||
село Никольское, Уярский район, Красноярский край, Россия | 5 часов, 55 минут | 380.7 км | |||||||||||||||||||
↓ | 1 минут — 0.5 км | ||||||||||||||||||||
поселок Ручейки, Манский район, Красноярский край, Россия | 5 часов, 57 минут | 381.2 км | |||||||||||||||||||
↓ | 9 минут — 9.6 км | ||||||||||||||||||||
поселок Первоманск, Манский район, Красноярский край, Россия | 6 часов, 6 минут | 390.7 км | |||||||||||||||||||
↓ | 9 минут — 5.1 км | ||||||||||||||||||||
поселок Березовский, Березовский район, Красноярский край, Россия | 6 часов, 16 минут | 395.8 км | |||||||||||||||||||
ТайшетИркутская область | 00:00 | 00:00 | 0 | 0 | |||||||||||||||||
ЮртыИркутская область | 00:23 | 00:23 | 31 | 31 | |||||||||||||||||
Нижняя ПоймаКрасноярский край | 00:23 | 00:46 | 30 | 61 | |||||||||||||||||
ТинскойКрасноярский край | 00:19 | 01:05 | 25 | 86 | |||||||||||||||||
Нижний ИнгашКрасноярский край | 00:19 | 01:23 | 25 | 111 | |||||||||||||||||
ИланскийКрасноярский край | 00:21 | 01:44 | 28 | 139 | |||||||||||||||||
КанскКрасноярский край | 00:17 | 02:01 | 22 | 161 | |||||||||||||||||
Большие КлючиКрасноярский край | 00:37 | 02:38 | 49 | 210 | |||||||||||||||||
БалайКрасноярский край | 01:11 | 03:49 | 95 | 305 | |||||||||||||||||
КускунКрасноярский край | 00:23 | 04:11 | 30 | 335 | |||||||||||||||||
КрасноярскКрасноярский край | 00:42 | 04:53 | 56 | 391 |
|
||||||||||||||||
|
|