|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Живые лыжи куренгов и другие легенды Красноярского края. Легенды красноярского краяЛегенды края. Красноярск - Мы родом ...Красноярск. За Черной горойSmartNews собрал легенды Красноярского края Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. © Легенды Сибири — и древние, и современные — по большей части связаны с удивительной природой здешних мест. Причудливые скалы, в которых видятся живые существа со своим характером и настроением, любвеобильный молодец Енисей, сопки, в которых скрыты тайные озера, — их все ищут, да мало кто находит.Красноярские СтолбыДревние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы. Скала ДедЕсть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли.Как бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — место особое, влияющее на людей, вступающее с ними в некие отношения, принимающее или не принимающее их. Рассказывают, например, что в конце XIX века собиравшиеся здесь участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона так и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть (хотя и революционеры, конечно, не были профессиональными альпинистами). А вот современные энтузиасты надпись время от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают. — Мне приходилось слышать, как некоторые столбисты говорят: «Скала его к себе не взяла, погубила». Касалось это опытнейшего человека, который все скалы не по разу прошел. И вдруг на одной, далеко не самой сложной, разбился. И в то же время знаю множество новичков, которые наобум лезли в самые опасные места, казалось бы, на верную гибель, а им всё как с гуся вода.Леонид Аверкин, краевед Черная сопкаЧерная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом. Говорят, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез знатной девушки, родственники которой убили ее жениха — простого пастуха. Говорят еще, что девушка эта до сих пор скрывается там, в горах, да только мало кому дано ее увидеть. А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным. Поисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. — По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, анализировавшего рукописи, в которых упоминались различные географические названия, примерные описания координат подземной страны, Агарти находится как раз на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Позже его гипотезу поддержал и развил итальянец Туэло.Василий Месхиев, историк Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать.А это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда. — У нас говорят, что было несколько охотников, которые в те места ненарочно забредали и видели эту чашу. Так вот, после этого кто заболел и умер, кто с ума сошел, кто в аварию попал, кто запил… Причем последний случай недавно был, тот мужчина до сих пор вроде в реанимации лежит — так усох. В общем, лучше никому эту чашу и не видеть.Ирина Хомушку, жительница Тувы Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители. Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали.Куренги и живые лыжи В Хакасии в стародавние времена жил народ куренги, они же «лыжный народ». Их секретом были самоходные лыжи, которые сами рождались в тайге. Обладали эти лыжи невероятной скоростью и сообразительностью — от них не мог убежать ни один зверь. Говорят, хакасский охотник решил разведать секрет куренгов. Выведал у хозяина живых лыж, какую команду он им дает, чтобы они быстрее бежали, а ночью лыжи украл. Вот только забыл охотник узнать, что нужно сказать, чтобы лыжи остановились, — так и несся на них до самого утра. А потом не выдержал, вонзил в лыжи нож, пошла из них кровь… Так погибли и самоходные лыжи, а затем и куренги куда-то исчезли. На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость. Саянская диагональ. Река Мана___ Река Мана — еще одно удивительное место, с которым связано множество легенд. А для тех, кто от подобных вещей далек, сплавы по Мане — любимый вид отдыхаЮлия Лобанова, Анастасия Савельева, Александр ИстратовSmartNews, 28 февраля 2014 yarodom.livejournal.com Живые лыжи куренгов и другие легенды Красноярского краяКуренги и живые лыжи В горах Хонгорая когда-то обитали сказочные таежные охотники куренги (букв, коричневые), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Иногда они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, но только очень смуглые, с красными глазами и волосатые. Куренги были прекрасными охотниками. Они имели живые лыжи, подбитые лосиными камусами, которые сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтобы опередить такие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками. Однажды один охотник из Арбатов пошел в тайгу. Утром он обнаружил по дороге уставшую дикую козу. Она еле двигалась. Наш охотник подстрелил ее. Немного погодя, к его балагану на лыжах подошел куренг. «Я утомил этого зверя», - сказал он. Тогда по закону тайги наш охотник отдал добычу. Куренг забрал, разделал козу и в один присест съел ее. «Давай вместе охотиться, — говорит куренг. - Ты будешь охотиться днем, а я ночью». «Ну хорошо», - согласился охотник. Стали они вместе охотиться. Построили новый балаган, где у огня греются. Наш охотник увидел самоходные живые лыжи. «Как ты даешь команду для езды?» - спрашивает он куренга. «Как скажу «ююк», то они отправляются, - ответил тот. - А твои лыжи сами бегают?» - также спросил куренг. «Да, если свистнуть, то побегут, - схитрил наш охотник. - А чего ты боишься?» - спрашивает он куренга. «Я боюсь колючих кустарников - шиповника и боярышника, - ответил тот. - А у тебя есть вещи, которых ты боишься?». «Да, - хитрит охотник, - я боюсь масла с сыром». «А как понять, что ты спишь глубоким сном?» - спрашивает куренг. «Когда я храплю, то значит я крепко сплю, - отвечает охотник. - А ты как крепко спишь?». «Когда у меня глаза закатываются и видны одни белки, то значит я в глубоком сне». Ночью охотник увидел, что у куренга глаза закатились, видны одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг проснулся и не обнаружил ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, но сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места.Наш охотник на самоходных живых лыжах быстро добрался до дома. Но он забыл у куренга спросить - каким образом надо останавливать лыжи. Уже проезжая мимо своего аала и не сумев остановить лыжи, охотник вытащил нож и вонзил в подбитые лосиным камусом лыжи. Те остановились, и из порезов потекла кровь. Живые лыжи погибли, потеряв кровь. Если бы охотник узнал у куренга, как останавливать лыжи, то живые снасти (живой транспорт) оказались бы в наших руках. Куренгов сейчас нет в тайге, ибо их замуровал в Саянских горах Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае служат теперь цветы жарки, красный цвет которых одинаков с цветом глаз куренгов. На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость. Красноярские Столбы Уже само происхождение огромных скал причудливой формы, невесть откуда появившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А дальше — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с людьми, животными, птицами. Отсюда и названия — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд. Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы. Есть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли. Леонид Аверкин, краевед Черная сопкаЧерная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом.А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным. Подземная страна Поисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. Василий Месхиев, историк Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать.Бронзовая чаша А это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда. Ирина Хомушку, жительница Тувы Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители.Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали. Говорят еще, что подобных чаш, только меньшего размера, в Туве было несколько. Но две из них ушли под землю, не выдержав соседства с современной цивилизацией. paranormal-news.ru Мой Красноярск — народная энциклопедияДедушка Енисейсибирская легенда "Дедушка Енисей" - называли его туземцы и уделяли ему много места в своих красивых сказаниях: - Давно когда-то люди жили в верховьях Енисея, хорошо жили, и славилась страна их богатством и миром. Но вот с далекого юга пришло племя невиданных, страшных богатырей-людоедов и напало на мирный народ. Тогда люди построили лодки и вручили судьбу свою Енисею. Быстро понес их великий дедушка, а богатыри-людоеды бросились догонять, но они боялись воды и не умели плавать и потому ничего не могли сделать. Рассердились богатыри и стали бросать горы на пути Енисея: где набросают гор, там теснины и пороги, но могучий дедушка разбивал все препоны и благополучно уносил людей. Долго бежали богатыри-людоеды, добежали до самого Туруханского края и здесь, собрав все силы, устроили самую крепкую преграду. Подошел Енисей к горам, попытался пробиться и не смог. Стал накапливать воды: большое озеро получилось, но горы и его удержали. Морем разлился Енисей - горы стоят. Высоко поднявшиеся воды стали стекать в долину чужой реки Оби. Заплакали люди. Тогда великий богатырь и шаман Альба взял свой топор и рассек скалы. Енисей кинулся в эту щель и прорвался в Туруханский край: Здесь и поселились люди и до сих пор боятся уходить далеко от Енисея: Вечный скиталецсибирская легенда ...Давно, вишь, дело-то было, очень давно, - и жил тогда на свете человек именем Баджей. Жил он в горах, между двух рек: одна по широкой долине струилась, а другая глухой трущобой дорогу себе проложила. Богат был дом старого Баджея, много у него всякого добра: серебра и золота, и мехов, и камней самоцветных, много слуг добрых, а скотины и счету нет! Только завидно стало Баджею, что у бедного соседа Джиркина олени очень уж добрые родятся, рога - как старый кедр, густые; ноги словно из стали кованы, и бежать пойдут - и-и! ветер отстает. Пришел однажды Баджей к соседу и говорит: - Будь здоров, брат Джиркин, дому твоему мир! - Садись, Баджей, - гость будешь. Чем ласкать прикажешь? - Прими привет, - ничего не хочу, говорить пришел! - Скажи, брат мой. - Продай оленей! И темная тучка легла на лбу Джиркина, и он сказал: - Прощай, Баджей! - Не обессудь, Джиркин! - сказал Баджей и ушел. Было лето, была осень, и зима белым саваном горы покрыла, когда надел Баджей лыжи и снова пришел ко двору соседа. - Тепло в избу, добрый сосед! - сказал он. - Спасибо. Заходи. - Зайду, коль об оленях говорить будем. - Нет, Баджей! Дай умереть, тогда приходи. И разгневался старый Баджей и сказал: - Покаешься еще, несчастный нищий, да поздно будет! Так от матери-зависти родилась дочь-вражда, и стала вражда расти. И возненавидел Баджей Джиркина, и стали люди враги. Была ночь, темная осенняя ночь. По горам гудит злой северный ветер и гонит черные мокрые тучи, а они не хотят лететь, цепляются за высокие утесы и плачут дробными слезами; шумит и стонет темная тайга, скрипят старые сосны, и не слышно было, как две тени подкрались из лесу к хижине Джиркина. Была страшная буря той ночью. Великий гром бегал по горам и метал огненные стрелы на землю, и не знали люди, за что наказан Джиркин, когда увидали его хижину, объятую пламенем. Плакали черные тучи той ночью, плакали старые березы - заплакал тогда и Джиркин. И снова пришел Баджей к соседу и сказал: - Вот ты теперь беден, Джиркин, - продай мне твоих оленей и ты будешь богат! - Владей своим богатством, а я буду пасти моих оленей! - ответил Джиркин и ушел. Долго бродил он. Старые сосны укрывали его в непогоду, холодные скалы защищали от злых ветров, но никто не мог укрыть и защитить его маленького сына, и одна только темная ночь знала, почему Джиркин стал бездетным, да хищные вороны три дня и три ночи каркали в трущобе, веселясь за сытным обедом. И проклял то место Джиркин и, проливая слезы, пошел еще дальше. Пошел он туда, где горы громоздятся к небу вечноснежными вершинами, где родятся тучи и реки; пошел Джиркин и забыл, что олени оставляют след, а старая старуха-горе, бродя по свету, увидала те следы, пошла по ним, настигла Джиркина и не стало у него оленей. И был теперь Джиркин нищий и сирота, но слезы не потекли из его глаз. Лютая злоба разожгла его сердце, и оно поглотило слезы; только глубокие морщины еще резче залегли на его высоком лбу, да в глазах заиграли зарницы от той грозы, что бушевала в его сердце. И не приходил теперь Баджей к своему соседу. Шли годы. Вершины снежных гор все также курились тучами, все те же речки шумели по долинам, те же скалы стояли по краям темных ущелий, но там, где были молодые рощи, теперь стояли тенистые леса, там, где дымился очаг Джиркина, теперь шумели молодые березки, и там, где лежал когда-то отец богатого Баджея, теперь возлег он сам, и смерть стояла у порога. И сказал Баджей: - Хочу умереть и не могу! Пусть придет Джиркин и скажет доброе слово - тогда умру! И пришел Джиркин. - Прости меня, - шепчет Баджей, - прости, брат мой! Молчит Джиркин. - Разве огонь любви потух в сердце твоем? - Давно! - И ты не можешь прощать? - Я проклял мать свою и отца. - Но посмотри - может быть, в сердце твоем еще осталось хоть немного жалости, и тогда прости меня, дай мне увидать жилище отцов. - Что тебе в моем прощении? И задрожал всем телом Баджей и тихо прошептал: - Прости меня, брат мой, - это я сжег твою хижину! - Ты? - Да! - хрипел Баджей. - И это я же: это я убил сына твоего! - Это ты убил его? - закричал Джиркин, и в глазах его блеснули огни ярости, а правая рука потянулась и кинжалу. - Нет! Не убивай меня! - стонал Баджей, - видишь, смерть стоит у моего изголовья! Прости сына родины твоей, брат мой! Душа моя полна смолы кипящей: Добрые духи давно оставили меня, а злые внушили мне зависть и толкнули меня на путь преступлений! Ты видишь, душа моя вся покрылась язвами и сочит зловонным гноем, - не погружай в нее своего светлого кинжала, и пусть он останется чистым! И стоял Джиркин перед ложем страшной смерти, на котором, как таежная осина, трепетало греховное тело Баджея, - и долго длилось молчание. - Ты еще не убил меня? - сказал Баджей. - Значит, в сердце твоем еще живет жалость. Прости же меня еще раз: это я: да! это я украл твоих оленей! И страшные черные тени, как тучи, покрыли лицо Джиркина, засверкали в глазах его молнии ярости и простер он руки над смертным одром Баджея и сказал: - От века и до века не будет тебе моего прощения, трижды проклятый, за то, что ты трижды убил брата своего! Будешь ты умирать и не умрешь! И пусть черные вороны вечно прилетают к тебе и терзают твое гнойное тело, и не будет у тебя близких, чтобы пролить масло на язвы твои! Люди будут убегать от смрада тела твоего, и станешь ты стонать, и не услышат тебя! Пусть будет все это! И вдруг нависли над домом Баджея грозные тучи; грянул и раскатился эхом в горах страшный гром; брызнули на землю тысячи молний: и стихло. Замолк в ущелье ветер, не шумели могучие леса, притаила дыхание вся природа, - и вот среди темных туч воссиял яркий свет, и тучи оделись в багряницу, и снежные вершины гор стали кровавыми, и зазвучал из туч громкий голос и сказал он: - Пусть будет по слову сказавшего проклятье, но и тебе, Джиркин, от века и до века не будет моего прощения за то, что ты проклял просившего милости твоей! И захочешь ты умереть и не умрешь, но будешь вечно скитаться по горам и лесам, не зная сна и отдыха! И будут черные думы прилетать к тебе и неустанно терзать твое жестокое сердце, и не будет у тебя близких, чтобы утешить тебя. Убегут люди от страха, увидев лицо твое, и будешь ты стонать, и не пожалеют тебя! Да будет все это! И снова ударил страшный гром, и весь мир озарился светом молний. Давно это было, так давно, что люди забыли то место, где лежит, вечно умирая, старый Баджей. Говорят только, что где-то далеко на полдне есть высокая гора, и на той горе стоит ложе Баджея. Люди, звери и птицы оставили страну ту; от смрада высохли деревья и трава, и на много-много верст кругом той горы раскинулась безжизненная пустыня. Только черные вороны прилетают туда и долбят гнойное тело Баджея, и правят старому вечную тризну, да буйный ветер, носясь над миром, бывает там и, возвращаясь, приносит страшные болезни, от которых умирает множество людей. А бедный Джиркин доныне бродит по дебрям Сибири. Весь в черном, с бледно-зеленым лицом, он неустанно идет по тайге; всходит на горы, опускается в темные долины, взбирается на высокие утесы, а черные думы рвут его сердце, и он стонет от боли. И нет у него крова, нет утешения, нет ему смерти! Только узнали люди, что если услышишь в тайге его стон, то нужно сказать: - Ступай, спи себе, бедный Джиркин, мирно спи! - и тогда он на всю будущую ночь уходит в глубокую пещеру и сидит там не двигаясь, и хорошо ему. Когда же над миром сбирается буря, когда в страхе замрут звери и птицы и перестает шуметь великая тайга; когда перед первым ударом грома притаит дыхание все живущее и настает великое затишье, - тогда с высоких гор раздаются тяжелые вздохи, и слышат их люди, и знают, что это Джиркин, чуя бурю, вспоминает страшный день проклятья, и черные думы терзают и рвут его сердце, и больно ему! Умыкание невестыхакасская легенда Как вспоминают старики, народ стыдливым раньше был, и девушки с парнями открыто не ходили, даже на празднике сидеть им рядом было как бы неприлично. Но что не сделает любовь?! Когда-то посреди степи, что называлась Сарыг-чазы, жила красавица одна. Та девушка, как водится, влюбилась и юноше доверилась во всем. Ее возлюбленного звали Песерей. По молодости лет, по страсти случилось между ними то, что до сих пор случается с влюбленными нередко. И девушка, сгорая со стыда, уговорила Песерея украсть ее и увезти к себе домой - то, что случилось между ними, лишь свадьбой можно было бы прикрыть. Вот в юрте Песерея собралась родня - готовятся к свадьбе и косы расплетают красавице, чтоб в женскую прическу - в две косы - переплести девические шестьдесят косичек. А в это время в юрту Песерея ворвалась неумолимая погоня - родня красавицы набросилась на тех, кто там собрался, и стала избивать плетьми всех, начиная с жениха. Когда досталось крепко Песерею, тот закричал: "Довольно! Не бейте родичей моих! Берите девушку обратно, уж если так хотите! Я, может, на другой теперь женюсь:" Все нападавшие оторопели от немужского поведенья, а девушка с косой недоплетенной стала петь: "Я новую шубейку, Песерей, чтобы с тобою встретиться, надела. Два парня стали мне припевки петь, а я на них тогда не посмотрела". Но Песерей не отозвался, хоть полагалось на песню песней отвечать. Тогда она решилась на откровенность: "Хвост моего солового коня не ты ли закрутил, о Песерей? Подол шубейки праздничной моей не ты ли расстелил, о Песерей? Хвост моего гнедого скакуна не ты ли завязал, о Песерей? Подол шубейки праздничной моей не ты ли разостлал, о Песерей?" Но отмолчался Песерей, взгляд в землю опустив. Тогда красавица открыла людям правду: "Ты не стеснялся на воротнике застежку расстегнуть, о Песерей? Когда нас догнала моя родня, чего ж ты застеснялся, Песерей? Ты, не боясь, под мышкой у меня застежку расстегнул, о Песерей! Когда ж настигла нас моя родня, чего ж ты испугался, Песерей?" Услышав песни девушки, погоня поняла, в чем дело. И, оставив Песерею его жену, умчалась в свой аал. Как вспоминают старики, народ в былые времена не только был стыдливым, но и гордым. Пусть имя девушки молва не сохранила - спасибо, что хоть песни донесла до нас. region.krasu.ru Живые лыжи куренгов и другие легенды Красноярского краяКуренги и живые лыжи В горах Хонгорая когда-то обитали сказочные таежные охотники куренги (букв, коричневые), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Иногда они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, но только очень смуглые, с красными глазами и волосатые. Куренги были прекрасными охотниками. Они имели живые лыжи, подбитые лосиными камусами, которые сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтобы опередить такие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками. Однажды один охотник из Арбатов пошел в тайгу. Утром он обнаружил по дороге уставшую дикую козу. Она еле двигалась. Наш охотник подстрелил ее. Немного погодя, к его балагану на лыжах подошел куренг. «Я утомил этого зверя», - сказал он. Тогда по закону тайги наш охотник отдал добычу. Куренг забрал, разделал козу и в один присест съел ее. «Давай вместе охотиться, — говорит куренг. - Ты будешь охотиться днем, а я ночью». «Ну хорошо», - согласился охотник. Стали они вместе охотиться. Построили новый балаган, где у огня греются. Наш охотник увидел самоходные живые лыжи. «Как ты даешь команду для езды?» - спрашивает он куренга. «Как скажу «ююк», то они отправляются, - ответил тот. - А твои лыжи сами бегают?» - также спросил куренг. «Да, если свистнуть, то побегут, - схитрил наш охотник. - А чего ты боишься?» - спрашивает он куренга. «Я боюсь колючих кустарников - шиповника и боярышника, - ответил тот. - А у тебя есть вещи, которых ты боишься?». «Да, - хитрит охотник, - я боюсь масла с сыром». «А как понять, что ты спишь глубоким сном?» - спрашивает куренг. «Когда я храплю, то значит я крепко сплю, - отвечает охотник. - А ты как крепко спишь?». «Когда у меня глаза закатываются и видны одни белки, то значит я в глубоком сне». Ночью охотник увидел, что у куренга глаза закатились, видны одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг проснулся и не обнаружил ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, но сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места.Наш охотник на самоходных живых лыжах быстро добрался до дома. Но он забыл у куренга спросить - каким образом надо останавливать лыжи. Уже проезжая мимо своего аала и не сумев остановить лыжи, охотник вытащил нож и вонзил в подбитые лосиным камусом лыжи. Те остановились, и из порезов потекла кровь. Живые лыжи погибли, потеряв кровь. Если бы охотник узнал у куренга, как останавливать лыжи, то живые снасти (живой транспорт) оказались бы в наших руках. Куренгов сейчас нет в тайге, ибо их замуровал в Саянских горах Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае служат теперь цветы жарки, красный цвет которых одинаков с цветом глаз куренгов. На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость. Красноярские Столбы Уже само происхождение огромных скал причудливой формы, невесть откуда появившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А дальше — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с людьми, животными, птицами. Отсюда и названия — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд. Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы. Есть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли. Как бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — место особое, влияющее на людей, вступающее с ними в некие отношения, принимающее или не принимающее их. Рассказывают, например, что в конце XIX века собиравшиеся здесь участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона так и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть (хотя и революционеры, конечно, не были профессиональными альпинистами). А вот современные энтузиасты надпись время от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают.- Мне приходилось слышать, как некоторые столбисты говорят: «Скала его к себе не взяла, погубила». Касалось это опытнейшего человека, который все скалы не по разу прошел. И вдруг на одной, далеко не самой сложной, разбился. И в то же время знаю множество новичков, которые наобум лезли в самые опасные места, казалось бы, на верную гибель, а им всё как с гуся вода.Леонид Аверкин, краевед Черная сопкаЧерная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом. Говорят, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез знатной девушки, родственники которой убили ее жениха — простого пастуха. Говорят еще, что девушка эта до сих пор скрывается там, в горах, да только мало кому дано ее увидеть.А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным. Подземная страна Поисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. - По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, анализировавшего рукописи, в которых упоминались различные географические названия, примерные описания координат подземной страны, Агарти находится как раз на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Позже его гипотезу поддержал и развил итальянец Туэло.Василий Месхиев, историк Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать.Бронзовая чаша А это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда. - У нас говорят, что было несколько охотников, которые в те места ненарочно забредали и видели эту чашу. Так вот, после этого кто заболел и умер, кто с ума сошел, кто в аварию попал, кто запил… Причем последний случай недавно был, тот мужчина до сих пор вроде в реанимации лежит — так усох. В общем, лучше никому эту чашу и не видеть.Ирина Хомушку, жительница Тувы Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители.Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали. Говорят еще, что подобных чаш, только меньшего размера, в Туве было несколько. Но две из них ушли под землю, не выдержав соседства с современной цивилизацией. anomalno.ru Живые лыжи куренгов и другие легенды Красноярского края (6 фото)Легенды Сибири — и древние, и современные — по большей части связаны с удивительной природой здешних мест. Причудливые скалы, в которых видятся живые существа со своим характером и настроением, любвеобильный молодец Енисей, сопки, в которых скрыты тайные озера, — их все ищут, да мало кто находит. Куренги и живые лыжиВ горах Хонгорая когда-то обитали сказочные таежные охотники куренги (букв, коричневые), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Иногда они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, но только очень смуглые, с красными глазами и волосатые. Куренги были прекрасными охотниками. Они имели живые лыжи, подбитые лосиными камусами, которые сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтобы опередить такие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками. Однажды один охотник из Арбатов пошел в тайгу. Утром он обнаружил по дороге уставшую дикую козу. Она еле двигалась. Наш охотник подстрелил ее. Немного погодя, к его балагану на лыжах подошел куренг. «Я утомил этого зверя», - сказал он. Тогда по закону тайги наш охотник отдал добычу. Куренг забрал, разделал козу и в один присест съел ее. «Давай вместе охотиться, — говорит куренг. - Ты будешь охотиться днем, а я ночью». «Ну хорошо», - согласился охотник. Стали они вместе охотиться. Построили новый балаган, где у огня греются. Наш охотник увидел самоходные живые лыжи. «Как ты даешь команду для езды?» - спрашивает он куренга. «Как скажу «ююк», то они отправляются, - ответил тот. - А твои лыжи сами бегают?» - также спросил куренг. «Да, если свистнуть, то побегут, - схитрил наш охотник. - А чего ты боишься?» - спрашивает он куренга. «Я боюсь колючих кустарников - шиповника и боярышника, - ответил тот. - А у тебя есть вещи, которых ты боишься?». «Да, - хитрит охотник, - я боюсь масла с сыром». «А как понять, что ты спишь глубоким сном?» - спрашивает куренг. «Когда я храплю, то значит я крепко сплю, - отвечает охотник. - А ты как крепко спишь?». «Когда у меня глаза закатываются и видны одни белки, то значит я в глубоком сне». Ночью охотник увидел, что у куренга глаза закатились, видны одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг проснулся и не обнаружил ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, но сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места. Наш охотник на самоходных живых лыжах быстро добрался до дома. Но он забыл у куренга спросить - каким образом надо останавливать лыжи. Уже проезжая мимо своего аала и не сумев остановить лыжи, охотник вытащил нож и вонзил в подбитые лосиным камусом лыжи. Те остановились, и из порезов потекла кровь. Живые лыжи погибли, потеряв кровь. Если бы охотник узнал у куренга, как останавливать лыжи, то живые снасти (живой транспорт) оказались бы в наших руках. Куренгов сейчас нет в тайге, ибо их замуровал в Саянских горах Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае служат теперь цветы жарки, красный цвет которых одинаков с цветом глаз куренгов. На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость. Красноярские СтолбыУже само происхождение огромных скал причудливой формы, невесть откуда появившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А дальше — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с людьми, животными, птицами. Отсюда и названия — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд. Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы. Есть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли. Как бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — место особое, влияющее на людей, вступающее с ними в некие отношения, принимающее или не принимающее их. Рассказывают, например, что в конце XIX века собиравшиеся здесь участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона так и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть (хотя и революционеры, конечно, не были профессиональными альпинистами). А вот современные энтузиасты надпись время от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают. - Мне приходилось слышать, как некоторые столбисты говорят: «Скала его к себе не взяла, погубила». Касалось это опытнейшего человека, который все скалы не по разу прошел. И вдруг на одной, далеко не самой сложной, разбился. И в то же время знаю множество новичков, которые наобум лезли в самые опасные места, казалось бы, на верную гибель, а им всё как с гуся вода.Леонид Аверкин, краевед Черная сопкаЧерная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом. Говорят, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез знатной девушки, родственники которой убили ее жениха — простого пастуха. Говорят еще, что девушка эта до сих пор скрывается там, в горах, да только мало кому дано ее увидеть. А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным. Подземная странаПоисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. - По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, анализировавшего рукописи, в которых упоминались различные географические названия, примерные описания координат подземной страны, Агарти находится как раз на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Позже его гипотезу поддержал и развил итальянец Туэло.Василий Месхиев, историк Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать. Бронзовая чашаА это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда. - У нас говорят, что было несколько охотников, которые в те места ненарочно забредали и видели эту чашу. Так вот, после этого кто заболел и умер, кто с ума сошел, кто в аварию попал, кто запил… Причем последний случай недавно был, тот мужчина до сих пор вроде в реанимации лежит — так усох. В общем, лучше никому эту чашу и не видеть.Ирина Хомушку, жительница Тувы Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители. Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали. Говорят еще, что подобных чаш, только меньшего размера, в Туве было несколько. Но две из них ушли под землю, не выдержав соседства с современной цивилизацией. Интересные материалы: На рынке в Индонезии продают обугленных собак, крыс и обезьян (11 фото) Сейды Южного Урала - новая археологическая сенсация? (10 фото)nlo-mir.ru Живые лыжи куренгов и другие легенды Красноярского края — Альтернативный взгляд Salik.bizЛегенды Сибири — и древние, и современные — по большей части связаны с удивительной природой здешних мест. Причудливые скалы, в которых видятся живые существа со своим характером и настроением, любвеобильный молодец Енисей, сопки, в которых скрыты тайные озера, — их все ищут, да мало кто находит. Куренги и живые лыжи В горах Хонгорая когда-то обитали сказочные таежные охотники куренги (букв, коричневые), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Иногда они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, но только очень смуглые, с красными глазами и волосатые. Куренги были прекрасными охотниками. Они имели живые лыжи, подбитые лосиными камусами, которые сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтобы опередить такие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками. Однажды один охотник из Арбатов пошел в тайгу. Утром он обнаружил по дороге уставшую дикую козу. Она еле двигалась. Наш охотник подстрелил ее. Немного погодя, к его балагану на лыжах подошел куренг. «Я утомил этого зверя», — сказал он. Тогда по закону тайги наш охотник отдал добычу. Куренг забрал, разделал козу и в один присест съел ее. «Давай вместе охотиться, — говорит куренг. — Ты будешь охотиться днем, а я ночью». «Ну хорошо», — согласился охотник. Стали они вместе охотиться. Построили новый балаган, где у огня греются. Наш охотник увидел самоходные живые лыжи. «Как ты даешь команду для езды?» — спрашивает он куренга. «Как скажу «ююк», то они отправляются, — ответил тот. — А твои лыжи сами бегают?» — также спросил куренг. «Да, если свистнуть, то побегут, — схитрил наш охотник. — А чего ты боишься?» — спрашивает он куренга. «Я боюсь колючих кустарников — шиповника и боярышника, — ответил тот. — А у тебя есть вещи, которых ты боишься?». «Да, — хитрит охотник, — я боюсь масла с сыром». «А как понять, что ты спишь глубоким сном?» — спрашивает куренг. «Когда я храплю, то значит я крепко сплю, — отвечает охотник. — А ты как крепко спишь?». «Когда у меня глаза закатываются и видны одни белки, то значит я в глубоком сне». Ночью охотник увидел, что у куренга глаза закатились, видны одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг проснулся и не обнаружил ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, но сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места. Наш охотник на самоходных живых лыжах быстро добрался до дома. Но он забыл у куренга спросить — каким образом надо останавливать лыжи. Уже проезжая мимо своего аала и не сумев остановить лыжи, охотник вытащил нож и вонзил в подбитые лосиным камусом лыжи. Те остановились, и из порезов потекла кровь. Живые лыжи погибли, потеряв кровь. Если бы охотник узнал у куренга, как останавливать лыжи, то живые снасти (живой транспорт) оказались бы в наших руках. Куренгов сейчас нет в тайге, ибо их замуровал в Саянских горах Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае служат теперь цветы жарки, красный цвет которых одинаков с цветом глаз куренгов. На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость. Красноярские Столбы Уже само происхождение огромных скал причудливой формы, невесть откуда появившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А дальше — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с людьми, животными, птицами. Отсюда и названия — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд. Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы. Есть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли. Как бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — место особое, влияющее на людей, вступающее с ними в некие отношения, принимающее или не принимающее их. Рассказывают, например, что в конце XIX века собиравшиеся здесь участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона так и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть (хотя и революционеры, конечно, не были профессиональными альпинистами). А вот современные энтузиасты надпись время от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают. — Мне приходилось слышать, как некоторые столбисты говорят: «Скала его к себе не взяла, погубила». Касалось это опытнейшего человека, который все скалы не по разу прошел. И вдруг на одной, далеко не самой сложной, разбился. И в то же время знаю множество новичков, которые наобум лезли в самые опасные места, казалось бы, на верную гибель, а им всё как с гуся вода. Леонид Аверкин, краевед Черная сопка Черная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом. Говорят, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез знатной девушки, родственники которой убили ее жениха — простого пастуха. Говорят еще, что девушка эта до сих пор скрывается там, в горах, да только мало кому дано ее увидеть. А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным. Подземная страна Поисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. — По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, анализировавшего рукописи, в которых упоминались различные географические названия, примерные описания координат подземной страны, Агарти находится как раз на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Позже его гипотезу поддержал и развил итальянец Туэло. Василий Месхиев, историк Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать. Бронзовая чаша А это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда. — У нас говорят, что было несколько охотников, которые в те места ненарочно забредали и видели эту чашу. Так вот, после этого кто заболел и умер, кто с ума сошел, кто в аварию попал, кто запил… Причем последний случай недавно был, тот мужчина до сих пор вроде в реанимации лежит — так усох. В общем, лучше никому эту чашу и не видеть. Ирина Хомушку, жительница Тувы Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители. Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали. Говорят еще, что подобных чаш, только меньшего размера, в Туве было несколько. Но две из них ушли под землю, не выдержав соседства с современной цивилизацией. salik.biz ЖИВЫЕ ЛЫЖИ КУРЕНГОВ И ДРУГИЕ ЛЕГЕНДЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯВ горах Хонгорая когда-то обитали сказочные таежные охотники куренги (букв, коричневые), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Иногда они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, но только очень смуглые, с красными глазами и волосатые. Куренги были прекрасными охотниками. Они имели живые лыжи, подбитые лосиными камусами, которые сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтобы опередить такие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками. Однажды один охотник из Арбатов пошел в тайгу. Утром он обнаружил по дороге уставшую дикую козу. Она еле двигалась. Наш охотник подстрелил ее. Немного погодя, к его балагану на лыжах подошел куренг. «Я утомил этого зверя», - сказал он. Тогда по закону тайги наш охотник отдал добычу. Куренг забрал, разделал козу и в один присест съел ее. «Давай вместе охотиться, — говорит куренг. - Ты будешь охотиться днем, а я ночью». «Ну хорошо», - согласился охотник. Стали они вместе охотиться. Построили новый балаган, где у огня греются. Наш охотник увидел самоходные живые лыжи. «Как ты даешь команду для езды?» - спрашивает он куренга. «Как скажу «ююк», то они отправляются, - ответил тот. - А твои лыжи сами бегают?» - также спросил куренг. «Да, если свистнуть, то побегут, - схитрил наш охотник. - А чего ты боишься?» - спрашивает он куренга. «Я боюсь колючих кустарников - шиповника и боярышника, - ответил тот. - А у тебя есть вещи, которых ты боишься?». «Да, - хитрит охотник, - я боюсь масла с сыром». «А как понять, что ты спишь глубоким сном?» - спрашивает куренг. «Когда я храплю, то значит я крепко сплю, - отвечает охотник. - А ты как крепко спишь?». «Когда у меня глаза закатываются и видны одни белки, то значит я в глубоком сне». Ночью охотник увидел, что у куренга глаза закатились, видны одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг проснулся и не обнаружил ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, но сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места.Наш охотник на самоходных живых лыжах быстро добрался до дома. Но он забыл у куренга спросить - каким образом надо останавливать лыжи. Уже проезжая мимо своего аала и не сумев остановить лыжи, охотник вытащил нож и вонзил в подбитые лосиным камусом лыжи. Те остановились, и из порезов потекла кровь. Живые лыжи погибли, потеряв кровь. Если бы охотник узнал у куренга, как останавливать лыжи, то живые снасти (живой транспорт) оказались бы в наших руках. Куренгов сейчас нет в тайге, ибо их замуровал в Саянских горах Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае служат теперь цветы жарки, красный цвет которых одинаков с цветом глаз куренгов. На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость. Красноярские Столбы Уже само происхождение огромных скал причудливой формы, невесть откуда появившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А дальше — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с людьми, животными, птицами. Отсюда и названия — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд. Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы. Есть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли. Как бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — место особое, влияющее на людей, вступающее с ними в некие отношения, принимающее или не принимающее их. Рассказывают, например, что в конце XIX века собиравшиеся здесь участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона так и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть (хотя и революционеры, конечно, не были профессиональными альпинистами). А вот современные энтузиасты надпись время от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают.- Мне приходилось слышать, как некоторые столбисты говорят: «Скала его к себе не взяла, погубила». Касалось это опытнейшего человека, который все скалы не по разу прошел. И вдруг на одной, далеко не самой сложной, разбился. И в то же время знаю множество новичков, которые наобум лезли в самые опасные места, казалось бы, на верную гибель, а им всё как с гуся вода.Леонид Аверкин, краевед Черная сопкаЧерная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом. Говорят, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез знатной девушки, родственники которой убили ее жениха — простого пастуха. Говорят еще, что девушка эта до сих пор скрывается там, в горах, да только мало кому дано ее увидеть.А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным. Подземная страна Поисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. - По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, анализировавшего рукописи, в которых упоминались различные географические названия, примерные описания координат подземной страны, Агарти находится как раз на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Позже его гипотезу поддержал и развил итальянец Туэло.Василий Месхиев, историк Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать.Бронзовая чаша А это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда. - У нас говорят, что было несколько охотников, которые в те места ненарочно забредали и видели эту чашу. Так вот, после этого кто заболел и умер, кто с ума сошел, кто в аварию попал, кто запил… Причем последний случай недавно был, тот мужчина до сих пор вроде в реанимации лежит — так усох. В общем, лучше никому эту чашу и не видеть.Ирина Хомушку, жительница Тувы Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители.Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали. Говорят еще, что подобных чаш, только меньшего размера, в Туве было несколько. Но две из них ушли под землю, не выдержав соседства с современной цивилизацией. tainyvselennoi.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|