|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кеты, народ Сибири: история и происхождение. Народы красноярского края и их национальные костюмыНароды и народности, населяющие Красноярский край. Лакцы.Лакцы (самоназв.: лак, лаки, лаккучу, вулгуни) — народ в Республике Дагестан (139,7 тыс. чел., 2002). Всего в Российской Федерации проживает 156,5 тысячи лакцев, в т. ч. в Ставропольском крае (2,6 тысячи человек), Москве и Кабардино-Балкарии (по 1,8). Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Имеется семь диалектов, на основе одного из них (кумухского) создан литературный язык. Письменность первоначально существовала на основе арабской вязи, с 1928 г. — на латинице, с 1938 г. — на кириллице. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Лакцы являются коренным населением Дагестана. Их самоназвание предположительно связывают с племенем легов, упомянутых в античных и арабских источниках. В период раннего средневековья формируется Казикумухское шам хальство (с XVIII в. — ханство), ставшее в XV—XVII вв. одним из сильнейших политических образований Дагестана. Присоединенное в 1820 году к России ханство было в 1859 г. преобразовано в Казикухумский округ Дагестанской области, с 1922 г. — Лакский округ, затем район (районы) в составе Дагестанской АССР. В 1944 г. часть лакцев была переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев. Основные занятия лакцев — животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади) и пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца XIX в. — кукуруза, картофель). В XX веке развивается садоводство и огородничество. Традиционные домашние ремесла — сукноделие, из¬готовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды, ювелирное ремесло, гончарство, золотое и серебряное шитье, шорное и сапожное дело, обработка камня. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины, чаши, кружки, с 1960-х гг. глиняные фигурки, игрушки). Национальные поселения лакцев располагались по склонам гор, современные — на более ровных местах. Для XIX в. характерны двухэтажные дома из тесаного камня с внутренними двориками, открытыми верандами, плоской глинобитной крышей. Нижний этаж предназначался для скота и хозяйственных помещений. На верхнем рас¬полагались жилые комнаты. В комнате с очагом готовили пищу и спали. Парадная комната с камином, украшенная паласами, коврами и ору¬жием, служила для приема гостей. В отдельной комнате хранилось приданое хозяйки (утварь, посуда, сундуки с одеждой). Мужской костюм лакцев относится к традиционному для Северного Кавказа типу — рубаха, бешмет, черкеска, штаны, папаха. В холодное время надевали широкую длинную овчинную шубу-накидку с ложными рукавами, бурку. Женская одежда — платья, штаны, овчинные шубы; головной убор — наволосник с платком поверх него, длинное покрывало. Характерно большое разнообразие женских украшений. Обувь мужчин и женщин — кожаные калоши и сапоги, сафьяновые чувяки, войлочные сапоги. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин — традиционные головные уборы, длинные штаны. Традиционная пища лакцев — свежая, вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи (лук, чеснок, морковь, тыква). Сохраняются основные национальные блюда — хинкал, крупяные и мучные каши, пироги и пельмени с начинкой из творога, зелени и мяса с приправами. Хлеб выпекался во дворе, в специальной глиняной печи в форме купола. Овощные и картофельные блюда распространились с середины XX века. Основной напиток — буза (род пива из ячменя). Сохранился лакский фольклор: героический и исторический эпос («Парту Патима», «Батыр Хучилов», «Кайдар» и другие), лирические, обрядовые и бытовые песни, предания, легенды, сказки, нартовский эпос, пословицы и поговорки, загадки. Развито музыкальное искусство. Наиболее распространенный танец — лезгинка. Музыкальные инструменты — чунгура, балабантту (двойная камышовая свирель), кеманча (мандолина), тара, зюннав (зурна), бубен, барабан. Лакцы в Красноярском крае Первые лакцы (6 чел.) на территории Красноярского края были зафиксированы переписью 1939 года. В послевоенный период их количество оставалось незначительным, вплоть до конца 1970-х годов. В последующую четверть века численность лакцев увеличилась с 64 человек в 1979 г. до 360 человек (с Хакасией) в 2002 г., т. е. в 5,5 раза. Большинство лакцев предпочитают жить и трудиться в заполярном Норильске (60 %), Красноярске (9 %) и Шарыпово (9 %). В целом удельный вес горожан среди лакцев (97 %) оказался одним из самых высоких в крае. Диаспору также отличает достаточно высокий уровень знания родного языка (66 %) и полуторакратное преобладание мужской части (6 8 %). Лакцы, проживающие в Красноярске, участвуют в работе краевой национально-культурной общественной организации «Страна гор — Дагестан», образованной в мае 2003 года. Источник: http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/131 www.obzor-smi.ru Культура24 - Коренные народы. КетыКеты (кет — «человек», кето, денг, остяки) — коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. К концу XIX в. в Енисейской губернии кеты насчитывали 993 человека при преобладании мужчин (54,2 %). Советская перепись 1926 г. зафиксировала их максимальную численность в 1402 человека. Во второй половине XX в. количественный состав кетов стабилизировался на уровне 1000 человек.По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживает 957 кетов. В Красноярском крае имеется шесть территориально компактных групп проживания кетов: елогуйская (поселок Келлог на реке Елогуй), сургутихинская (поселок Сургутиха на одноименной речке), пакулихинская (поселок Бакланиха на Енисее), курейская (поселок Серково на реке Курейке и поселок Мадуйка на озере Мадуйском) — все в Туруханском районе; сымская (поселок Сым на реке Сым) в Енисейском районе; подкаменнотунгусская (поселок Суломай на реке Подкаменной Тунгуске). Всего в Красноярском крае имеется девять поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими. Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом. Это единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. — на основе русской графики. Верующие кеты — православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.В 1980-х гг. для кетов была разработана письменность, и в ряде поселков началось преподавание родного языка в начальных классах. К 2004 г. кетский этнокомпонент (родной язык как предмет, история и обычаи, традиционное природопользование) применялся в восьми школах Красноярского края и Эвенкии. Помимо этого, в национальных факториях Туруханского района работало шесть дошкольных учреждений, девять библиотек и восемь клубов. Однако в целом перед кетами стоит реальная угроза утери родного языка. На сегодня лишь 35,6 % из них признают кетский язык родным, свободно им владеют 22,2 % (а среди детей — менее 10 %). Термин «кет» был введен в обиход в 1920-х гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калым) за невесту. Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности.У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился. Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-х гг. Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки. Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари. Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус — земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках. С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказываются от землянок. Чумы еще используются, но только в качестве временного жилья на промысле.Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов. Традиционная пища — вареная и жаренная на рожне рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказались от землянок. Чумы еще использовались, но только в качестве временного жилья на промысле. Хотя кеты официально считались обращенными в православие еще в XVIII в., у них сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор и болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов — семейных охранителей, духов — хозяев отдельных мест и промысловых животных. Особое место занимал ритуал по случаю добычи медведя (медвежий праздник), в образе которого, считалось, в гости к живым является умерший родственник. Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.Фольклор кетов включал в себя космогонические сказания и мифы: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея, о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей. Были популярны также загадки и песни-импровизации.В качестве музыкальных инструментов использовались варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня. Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация.
Кеты, народ Сибири: история и происхождениеБольшинству россиян кажется естественным, что Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные народы Сибири (кеты, ненцы, эвенки и прочие), живущие рыболовством и охотой. К сожалению, многие из них в настоящий момент находятся на грани исчезновения и уже давно утратили свои культурные традиции, язык и историю. Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Поэтому данному народу посвящена наша статья, проливающая свет на его жизнь и происхождение. Кеты: кто они такие?Кеты - народ, который проживал на территории современной Сибири еще в первом тысячелетии нашей эры. Появились они, по предположениям ученых, в результате смешения европеоидной и монголоидной рас. Антропологи долго относили их к уральскому типу, но в последнее время склоняются к версии о том, что кеты могут считаться самостоятельным енисейским типом. Как возникло название "кеты"?Народ Севера кеты не всегда носил это название. Изначально русские называли этот народ остяками и лишь уточняли места их проживания, чтобы не путать племена между собой. Так как большинство кетов традиционно селились на берегах Енисея, то их именовали енисейскими остяками. Однако спустя некоторое время подобная терминология стала запутывать ученых, так как к остякам фактически было отнесено три разных народности. Приблизительно в двадцатые годы прошлого века был придуман термин "кеты", который переводился как "человек" или "люди". Со временем большая часть этого северного народа стала именовать себя кетами, и лишь менее двадцати процентов (среди них в основном старики) продолжают использовать уже устаревшее слово остыган. Кеты (народ): происхождение и историяУченые предполагают, что изначально кеты проживали на территории Южной Сибири. Они селились небольшими группами и общались с большинством своих соседей: аринами, асанами и так далее. Приблизительно в первом тысячелетии они начали мигрировать и достигли берегов Енисея, где и осели, расселившись по всем притокам. Вплоть до тринадцатого века кеты активно заселяли Енисей, их следы были обнаружены практически на всей данной территории. Именно этот факт объяснил ученым наличие различных диалектов кетского языка, возникших как следствие оторванности одних племен от других. Стоит отметить, что культура кетов формировалась под воздействием многих сибирских народов. Она сумела вобрать в себя традиции энцев, хантов и селькупов. Со временем все они трансформировались в самобытные кетские обычаи. К приходу в Сибирь русских народ продолжал жить родо-племенным строем. Но все же все кеты имели представление о металлургии и изготавливали простейшие предметы из металла. К сожалению, первооткрывателей сибирских просторов не слишком интересовали кеты. Народ, фото представителей которого сейчас довольно сложно отыскать, начал довольно быстро исчезать под натиском русских переселенцев и сейчас носит статус малочисленного. Где проживает народ?Издревле кеты - народ, который селился в низовьях и верховьях Енисея. Здесь всегда было достаточно пушного зверя и рыбы, которая активно употреблялась в пищу. В настоящее время практически все кеты живут на территории Красноярского края. Наиболее плотно ими заселен Туруханский район, небольшие группы располагаются у притоков Енисея:
Стоит отметить, что этническими группами живут далеко не все кеты. Народ отличается некоторой замкнутостью и обособленностью, поэтому еще до прихода в Сибирь русских первооткрывателей представители племени могли жить семьями, находясь на тысячи километров от основных поселений своего народа. В настоящее время незначительная часть кетов проживает в русских деревнях Туруханского района. Обычно кеты избегают крупных городов, но известно, что несколько групп обосновались в Красноярске. Кеты (народ): численностьК сожалению, у ученых нет достоверных данных о том, какова была численность кетов в семнадцатом веке. Поэтому сейчас довольно сложно отследить динамику их развития. Перепись населения, проводящаяся один раз в несколько лет, позволяет делать выводы о том, насколько пагубно влияют современные условия жизни на сохранение численности этого этноса. По данным на 2010 год кеты - народ, численность которого не превышает 1200 человек. Хотя еще в 2002 году перепись населения показывала на 300 человек, относящих себя к этой национальности, больше. Ученые связывают этот факт с тем, что большинство кетов отходят от традиций предков, постепенно теряя себя. Ведь даже язык этого сибирского народа уже является умирающим. Язык кетовВ данный момент кетский язык - последний из богатой енисейской языковой семьи. Кеты - единственные его носители, другие народы, разговаривающие на схожих наречиях, окончательно лишились своего родного языка еще в 18-19 вв. Уже пятнадцать лет назад ученые утверждали, что только 30 процентов кетов могут говорить на своем языке, а остальная часть народа (преимущественно молодежь) предпочитает общаться на русском. Лингвисты с огромным удовольствием изучают кетский язык, хотя он и отличается сложностью и имеет три диалекта. Однако разница между ними не является слишком заметной. К сожалению, прогнозы ученых неутешительны - уже через несколько лет на Земле не останется ни одного человека, который сможет произнести хотя бы одно слово на кетском. Национальный костюм кетовКеты еще в конце 18 века выделялись тем, что шили одежду из покупных материалов. Но также часто использовались шкуры диких и домашних животных. С этой целью идеально подходили олени, зайцы и белки. Из сукна кеты шили плотные и удобные халаты с запахом и широкие штаны. Обязательным атрибутом костюма были шерстяные чулки, они доходили до колена и плотно облегали голень. Обувь преимущественно шилась из кожи и окрашивалась в разные оттенки красного. Зимой костюм дополнялся верхней одеждой из шкур и обязательными охотничьими лыжами. Их всегда проклеивали камусом и смазывали животным жиром. Религия исчезающего сибирского народаРелигиозные верования кетов относились к весьма примитивным. Основой религии служил анимализм, который характерен для всех народов, занимающихся охотой и рыболовством. Параллельно у кетов были некоторые представления о загробной жизни, они делили весь мир на три составляющие. Верхними пределами правило доброе божество в мужском облике, средний мир был населен людьми, а нижнее подземное царство находилось во власти злой и жестокой богини. Быт кетовТак как народ практически всегда обитал в тайге, то и быт его был предельно прост и удобен для охотников. Самыми распространенными были два вида жилища: 1. Чум Он выстраивался из длинных жердей и накрывался берестой. В случае, когда необходимо было срочно поменять место жительства, чум можно было легко разобрать и перевезти. 2. Землянка Такие сооружения редко переносились, ведь обустраивать новое жилище было весьма затратно по времени. Землянка обычно была небольшой и выстилалась берестой со свежими пихтовыми ветками. Внутри кеты устанавливали несколько столиков из березы, за которыми питались члены семьи. Практически вся домашняя утварь изготавливалась из березы или рога, в основном это были чашки, поварешки и некое подобие пиал для бульона. На рыбалку кеты отправлялись на легких лодках, изготовленных из выдолбленного дерева. Иногда использовались большие суда, которые могли принять на борт до четырех тонн груза. Для зимы охотники изготавливали волокуши и нарты, в ход шло дерево и шкуры оленей. Такой способ позволял доставить до поселка иногда до пяти туш животных одновременно. В настоящее время историки и лингвисты активно изучают кетов, но даже старики не могут открыть ученым многие из своих традиций по причине незнания. Уже много лет назад народ фактически потерял свои корни и в ближайшем будущем может полностью исчезнуть как отдельная этнографическая группа. fb.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|