|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кеты, народ Сибири: история и происхождение. Народы красноярского края и их национальные костюмыНароды и народности, населяющие Красноярский край. Лакцы.Лакцы (самоназв.: лак, лаки, лаккучу, вулгуни) — народ в Республике Дагестан (139,7 тыс. чел., 2002). Всего в Российской Федерации проживает 156,5 тысячи лакцев, в т. ч. в Ставропольском крае (2,6 тысячи человек), Москве и Кабардино-Балкарии (по 1,8). Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Имеется семь диалектов, на основе одного из них (кумухского) создан литературный язык. Письменность первоначально существовала на основе арабской вязи, с 1928 г. — на латинице, с 1938 г. — на кириллице. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Лакцы являются коренным населением Дагестана. Их самоназвание предположительно связывают с племенем легов, упомянутых в античных и арабских источниках. В период раннего средневековья формируется Казикумухское шам хальство (с XVIII в. — ханство), ставшее в XV—XVII вв. одним из сильнейших политических образований Дагестана. Присоединенное в 1820 году к России ханство было в 1859 г. преобразовано в Казикухумский округ Дагестанской области, с 1922 г. — Лакский округ, затем район (районы) в составе Дагестанской АССР. В 1944 г. часть лакцев была переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев. Основные занятия лакцев — животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади) и пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца XIX в. — кукуруза, картофель). В XX веке развивается садоводство и огородничество. Традиционные домашние ремесла — сукноделие, из¬готовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды, ювелирное ремесло, гончарство, золотое и серебряное шитье, шорное и сапожное дело, обработка камня. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины, чаши, кружки, с 1960-х гг. глиняные фигурки, игрушки). Национальные поселения лакцев располагались по склонам гор, современные — на более ровных местах. Для XIX в. характерны двухэтажные дома из тесаного камня с внутренними двориками, открытыми верандами, плоской глинобитной крышей. Нижний этаж предназначался для скота и хозяйственных помещений. На верхнем рас¬полагались жилые комнаты. В комнате с очагом готовили пищу и спали. Парадная комната с камином, украшенная паласами, коврами и ору¬жием, служила для приема гостей. В отдельной комнате хранилось приданое хозяйки (утварь, посуда, сундуки с одеждой). Мужской костюм лакцев относится к традиционному для Северного Кавказа типу — рубаха, бешмет, черкеска, штаны, папаха. В холодное время надевали широкую длинную овчинную шубу-накидку с ложными рукавами, бурку. Женская одежда — платья, штаны, овчинные шубы; головной убор — наволосник с платком поверх него, длинное покрывало. Характерно большое разнообразие женских украшений. Обувь мужчин и женщин — кожаные калоши и сапоги, сафьяновые чувяки, войлочные сапоги. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин — традиционные головные уборы, длинные штаны. Традиционная пища лакцев — свежая, вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи (лук, чеснок, морковь, тыква). Сохраняются основные национальные блюда — хинкал, крупяные и мучные каши, пироги и пельмени с начинкой из творога, зелени и мяса с приправами. Хлеб выпекался во дворе, в специальной глиняной печи в форме купола. Овощные и картофельные блюда распространились с середины XX века. Основной напиток — буза (род пива из ячменя). Сохранился лакский фольклор: героический и исторический эпос («Парту Патима», «Батыр Хучилов», «Кайдар» и другие), лирические, обрядовые и бытовые песни, предания, легенды, сказки, нартовский эпос, пословицы и поговорки, загадки. Развито музыкальное искусство. Наиболее распространенный танец — лезгинка. Музыкальные инструменты — чунгура, балабантту (двойная камышовая свирель), кеманча (мандолина), тара, зюннав (зурна), бубен, барабан. Лакцы в Красноярском крае Первые лакцы (6 чел.) на территории Красноярского края были зафиксированы переписью 1939 года. В послевоенный период их количество оставалось незначительным, вплоть до конца 1970-х годов. В последующую четверть века численность лакцев увеличилась с 64 человек в 1979 г. до 360 человек (с Хакасией) в 2002 г., т. е. в 5,5 раза. Большинство лакцев предпочитают жить и трудиться в заполярном Норильске (60 %), Красноярске (9 %) и Шарыпово (9 %). В целом удельный вес горожан среди лакцев (97 %) оказался одним из самых высоких в крае. Диаспору также отличает достаточно высокий уровень знания родного языка (66 %) и полуторакратное преобладание мужской части (6 8 %). Лакцы, проживающие в Красноярске, участвуют в работе краевой национально-культурной общественной организации «Страна гор — Дагестан», образованной в мае 2003 года. Источник: http://www.krskstate.ru/society/nations/etnoatlas/0/etno_id/131 www.obzor-smi.ru Культура24 - Коренные народы. КетыКеты (кет — «человек», кето, денг, остяки) — коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. К концу XIX в. в Енисейской губернии кеты насчитывали 993 человека при преобладании мужчин (54,2 %). Советская перепись 1926 г. зафиксировала их максимальную численность в 1402 человека. Во второй половине XX в. количественный состав кетов стабилизировался на уровне 1000 человек.По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживает 957 кетов. В Красноярском крае имеется шесть территориально компактных групп проживания кетов: елогуйская (поселок Келлог на реке Елогуй), сургутихинская (поселок Сургутиха на одноименной речке), пакулихинская (поселок Бакланиха на Енисее), курейская (поселок Серково на реке Курейке и поселок Мадуйка на озере Мадуйском) — все в Туруханском районе; сымская (поселок Сым на реке Сым) в Енисейском районе; подкаменнотунгусская (поселок Суломай на реке Подкаменной Тунгуске). Всего в Красноярском крае имеется девять поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими.
Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом. Это единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. — на основе русской графики. Верующие кеты — православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.В 1980-х гг. для кетов была разработана письменность, и в ряде поселков началось преподавание родного языка в начальных классах. К 2004 г. кетский этнокомпонент (родной язык как предмет, история и обычаи, традиционное природопользование) применялся в восьми школах Красноярского края и Эвенкии. Помимо этого, в национальных факториях Туруханского района работало шесть дошкольных учреждений, девять библиотек и восемь клубов. Однако в целом перед кетами стоит реальная угроза утери родного языка. На сегодня лишь 35,6 % из них признают кетский язык родным, свободно им владеют 22,2 % (а среди детей — менее 10 %). Термин «кет» был введен в обиход в 1920-х гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калым) за невесту. Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности.У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился. Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-х гг. Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки. Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари. Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус — земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках. С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказываются от землянок. Чумы еще используются, но только в качестве временного жилья на промысле.Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов. Традиционная пища — вареная и жаренная на рожне рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказались от землянок. Чумы еще использовались, но только в качестве временного жилья на промысле. Хотя кеты официально считались обращенными в православие еще в XVIII в., у них сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор и болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов — семейных охранителей, духов — хозяев отдельных мест и промысловых животных. Особое место занимал ритуал по случаю добычи медведя (медвежий праздник), в образе которого, считалось, в гости к живым является умерший родственник. Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.Фольклор кетов включал в себя космогонические сказания и мифы: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея, о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей. Были популярны также загадки и песни-импровизации.В качестве музыкальных инструментов использовались варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня. Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация.
Кеты, народ Сибири: история и происхождениеБольшинству россиян кажется естественным, что Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные народы Сибири (кеты, ненцы, эвенки и прочие), живущие рыболовством и охотой. К сожалению, многие из них в настоящий момент находятся на грани исчезновения и уже давно утратили свои культурные традиции, язык и историю. Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Поэтому данному народу посвящена наша статья, проливающая свет на его жизнь и происхождение. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||