|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Церковь Последнего Завета ("секта Виссариона - Христа Минусинского"). Отец виссарион красноярский крайЦерковь Последнего Завета ("секта Виссариона - Христа Минусинского") | HumaneИсточник: Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета ("секта Виссариона - Христа Минусинского"). // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. /Отв. ред. М.Н. Геншина. Москва, 22-23 февраля 1999 года. - М.: Рудомино, 1999. - С. 75-88. Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) совместно с Центром религиозной литературы Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино организовал проведение конференции "Религиозные объединения и государство: перспективы взаимодействия", которая проходила в Москве 22-23 февраля 1999 г.
Среди новейших нетрадиционных религиозных объединений, возникших в России после 1990 года, особое место занимает движение последователей так называемого Виссариона - Христа Минусинского, существующее сегодня на юге Красноярского края. Церковь Последнего завета (далее ЦПЗ) в средствах массовой информации не только России, но и зарубежных стран нередко квалифицируется как "тоталитарная секта". Ее обвиняют в "кодировании", "зомбировании" своих жертв посредством гипноза, "агрессивной" диеты, подрывающей физическое и психическое здоровье верующих, в отказе от обучения детей верующих в государственных школах, присвоении лидером движения крупных сумм, передаваемых ему оболваненными жертвами, обмане легковерных людей, переселяющихся из цивилизованных условий жизни в крупных городах в тяжелые, антисанитарные условия жизни в таежных деревнях, разрушении семей и т.д. В администрацию и прокуратуру края, Минусинского и Курагинского районов регулярно поступают жалобы от родственников людей, уехавших к Виссариону, зачастую от престарелых родителей, чьи взрослые дети и внуки вопреки их воле поменяли место жительства. В связи с растущей обеспокоенностью указанной ситуацией в крае, местные правоохранительные органы, органы исполнительной власти неоднократно проводили проверки всех сторон жизни и деятельности данной организации. На сегодняшний день Администрация края располагает достаточным объемом информации, позволяющим дать объективную характеристику рассматриваемому явлению, выявить специфику его содержания и направленность внутренней эволюции. 75 Основатель движения Тороп Сергей Анатольевич 1961 г. рождения, уроженец города Краснодара, с 1967 года проживал в г. Минусинске Красноярского края. Он имеет среднее образование, последнее место работы - участковый инспектор милиции. Женат, четверо детей. В 1991 году провозгласил себя Иисусом Христом во втором пришествии. С целью саморекламы проделал турне по 40 городам России. В своих выступлениях вещал о близкогрядущем конце света, критиковал существующее положение вещей, и, наконец, призвал к спасению от общемирового катаклизма в "земле обетованной" - в Сибири, на юге Красноярского края. Он предложил построить здесь "Новый Иерусалим" - "Город Солнца"- на берегу озера Тиберкуль в тайге. Этот город мыслился как некий оазис "новых людей"- находящихся в гармонии с собой, обществом, природой, как поселение "мастеров", базирующееся на натуральном хозяйстве и самообеспечении, как идеальное поселение "избранных" с перспективой роста из этой "ячейки" нового человечества. В итоге на этот призыв откликнулось значительное количество граждан с территорий всего бывшего Советского Союза. На сегодняшний день движение является крупнейшим среди однотипных отечественных неорелигиозных образований. Только на постоянное место жительства на юг края за последние 6 лет переехало около двух тысяч человек. Кроме того, официально зарегистрированы филиалы объединения в Казахстане, Риге, Краснодаре, не получили регистрации — в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Хабаровске. Еще в целом ряде городов действуют своеобразные клубы поддержки Виссариона, насчитывающие по разным сведениям от двух до пяти тысяч человек. Рассматривая истекший период существования движения, сегодня можно выделить три основных этапа его эволюции в Красноярском крае. 1) Минусинский (1991 -1993) "коммунистический" - Община Единой Веры; 2) Черемшанский (1994-1995) "социалистический" - Церковь Последнего Завета; 3) Тиберкульский (1995 - по настоящее время) - "коммерческий" - АО "Табрат", филиал Социально-Экологического Союза. Каждый из обозначенных периодов характеризуется изменением как акцентов вероучения, так и, что особенно важно, теории и практики социальной доктрины движения. 76 Второй номер первой виссарионовской газеты "Путь любви" так определил суть новой веры: "18 августа 1991 года в г. Минусинске Виссарионом была провозглашена Единая Религия Земли. В основу жизни положен "Последний Завет" - "Завет Любви". Идее Единой мировой религии - столь характерной для большинства новейших нетрадиционных объединений, соответствовало и предельно эклектичное вероучение. Здесь сделана очередная попытка собрать "под одну крышу" самые разнородные элементы. Так, творцом вселенной объявляется "Единый", он же "Абсолют" - безличное и бездуховное начало. Его творение космос и многочисленные миры заселены холодными рационально-рассудочными существами. Наша же планета является уникальным исключением, так как она имеет Отца Небесного воплотившегося в Сыне ( в данном случае - в Виссарионе ). Он - создатель души, добра, всего того, что отличает человека от прочих существ. Еще одним божеством считается Земля-матушка (здесь явно просматриваются элементы неоязычества) — с ней разговаривают, ее ублажают хорошим уходом, ей поклоняются. В вероучении присутствует идея реинкарнации - человек может рождаться в теле до 10 раз, после чего определяется его окончательная участь - попадет ли он в ад или в рай. Виссарион заявляет, что мысль человека материальна, а значит загрязнение планеты в большой степени зависит от того, насколько грязны наши мысли. Следовательно, хорошие помыслы и тем более молитвы, особенно коллективные, способны очищать планету, отодвигая ее окончательную гибель. Однако сегодня заблуждения людей привели Землю на грань уничтожения. Уже начавшийся конец света, выражающийся прежде всего в раскручивающейся экологической катастрофе, вскоре приведет к гибели всех, кроме, естественно тех, кто пойдет за Виссарионом на благословенный ко спасению оазис, находящийся в "энергетическом сердце Земли-матушки", на озере Тиберкуль, тех, кто будет жить по заповедям нового "мессии". Заповеди Виссариона, которых насчитывается 61, достаточно либеральны и зачастую не носят категоричной формы. Так, например, прелюбодеяние всячески осуждается, однако поясняется, что это касается только людей, состоящих в браке. Убийства быть не должно, но если речь идет об убийстве животного, то оно позволительно в случае необходимости. Лгать нельзя, но в том случае, когда ложь может принести больше добра, чем зла, она допускается и т.д. 77 Таким образом, можно сделать вывод о том, что учение Виссариона является типичным нью-эйджевским учением - с харизматическим лидером, эсхатологическими пророчествами, экуменическими лозунгами и призывами к самосовершенствованию и вселенской любви. В это же время в среде верующих начали формироваться элементы культа. Обрядовая сторона культовой практики выражена достаточно слабо. Это, прежде всего так называемые "Священные круги", напоминающие популярные в свое время "артековские" и "орлятские" круги. Верующие, взявшись за руки становятся в круг, в центре которого помещается зажженная свеча. Затем произносятся слова молитвы, после чего поются песни собственного сочинения, напоминающие партийно-комсомольские гимны - "люди, дайте руки друг другу, а Богу ваши сердца!". Зажженную свечу полагается ставить также на стол во время еды, для "очищения пространства от темных энергий". Помимо коллективных обрядов существуют индивидуальные и семейные моления. Верующие произносят молитву перед едой и в любое время (переделанный вариант "Отче наш"). Отмечаются в общине и праздники -14 января день рождения Виссариона (от которого его последователи ведут новое летоисчисление) и праздник Обновления - 14 апреля. Кроме того, дважды в год проходят массовые венчания верующих. К особенностям культа можно отнести также и оригинальную одежду общинников, выполненную в народном стиле - для женщин длинные юбки и сарафаны, для мужчин длинные же хитоны (с позиций веры это объясняется тем, что юбка-колокол как бы вбирает энергию земли и способствует оздоровлению носящего). Наряды украшаются вышивкой, плетением, кружевом. Символом движения стал крест в круге, что означало единство четырех религий, признанных Виссарионом главными - даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же были посвящены четыре годовых поста. В домах его последователей цветные фотографии Торопа, собранные в своеобразные иконостасы, являются объектом религиозного поклонения. Перед ними возжигают свечи и совершаются молитвы. Среди тех, кто поддержал, в том числе финансово, и вывел на российскую орбиту нового "пророка", особую роль сыграли Вадим Редькин и Мария Карпинская. Первый - музыкант, играл в ансамбле "Ласковый май" у Жени Белоусова. Мария, внучка академика Карпинского, была известна в кругах московской интеллигенции, искавших альтернативные пути возрождения России на основе духовности и гуманизма. Имела она связи и за рубежом. Став на пер- 78 вых порах горячей последовательницей Торопа, она, продав трехкомнатную квартиру в Москве, организовала первое международное турне новоявленного "мессии". Впоследствии, разочаровавшись, Карпинская вышла из движения, подвергнув его резкой критике, и даже сумела вернуть некоторую часть потраченных денег. Образовательный ценз: лица с высшим образованием, в том числе имеющие научную степень, составили 65,22 % опрошенных, 20,65 % имеют среднеспециальное образование и лишь 14,13% - среднее. Эти показатели значительно отличаются от типичных по религиозным объединением в целом (так, например, в большинстве конфессий процент женщин в составе колеблется от 60 до 90%, средний возраст членов нетрадиционных религиозных объединений обычно составляет 18-30 лет, а процент лиц с высшим образованием зачастую не превышает 12-15 в традиционных и 40-50 в нетрадиционных объединениях). Таким образом, что подтверждается и наблюдениями, ядро общины составили люди зрелого, активного возраста и прежде всего интеллигенция. Вторым нетипичным моментом является семейное положение виссарионовцев. Среди них 68,09% состоит в браке, причем для 45,4% брак является первым и единственным, 15,96% разведены, 2,15% вдовы. 12,77% в браке еще не состояли. Таким образом платформу движения составили семьи, и одна из характерных причин ухода людей в религиозную группу в силу несостоявшейся личной жизни в данном случае не может быть названа особо значимой. Среди обследованных верующих встречаются семьи, переехавшие сюда в составе трех поколений, численностью от 5 до 14 человек (Хромовы из Хабаровска, Старостенко из Санкт-Петербурга и другие). Опрос выявил, что в массе своей виссарионовцы являлись городскими жителями. Они зачастую относились к стабильной и благополучной части населения. До переезда в общину были удовлетворены своей работой 56,38 % опрошенных, и лишь 23,4% - нет. Доходы, получаемые семьей устраивали 43,62 % и не устраивали 26,6%. Среди приезжих оказалось много людей творческих профессий - художников, музыкантов, мо- 79 дельеров. Старостой образованной Общины Единой Веры стал отставной полковник ракетных войск, в недавнем прошлом преподаватель Московской Высшей Военной академии им. Дзержинского кандидат технических наук Сергей Борисович Чевалков, продавший трехкомнатную квартиру в Москве и переехавший в Минусинск с женой и сыном (последние два года проживающий с семьей в палатке на горе Сухой над озером Тиберкуль). Большую помощь в становлении и организации внутренней жизни общины оказала бывшая работница горисполкома Минусинска, ныне активистка движения - Татьяна Фау. Что же заставило этих людей так кардинально поменять прежний образ жизни, порвав с привычным миром уехать в сибирскую тайгу навстречу неизвестности? Среди типичных причин, названных ими, можно назвать в порядке значимости - потерю смысложизненных ориентиров в прежней жизни, бездуховность, растущие разобщенность и индивидуализм современного общества, насаждаемые сегодня культ потребительства и насилия, рост преступности в городах, социальную незащищенность. Исходя из рассмотренных фактов, феномен виссарионовского движения можно квалифицировать как квазирелигиозное массовое движение пассивного социального протеста постсоветской интеллигенции. Судя по наблюдениям и опросам верующих можно предположить, что сила притягательности новой веры заключалась, вероятно, не в особенностях личности вождя или специальных способах воздействия на психику жертв (так как в общине за истекший период не удалось выявить специальных психотехник, используемых в некоторых других неорелигиозных объединениях), а в причинах более прозаических. Лидеры движения (Тороп и его ближайшее окружение) сумели сформулировать и озвучить наиболее актуальные, наболевшие проблемы сегодняшних "лишних" людей (и в первую очередь именно интеллигенции). Но главное - Виссарион оказался едва ли не единственным в современной России неорелигиозным лидером, предложившим ответ на традиционно-острый вопрос "что делать". Именно он сумел дать практический вдохновляющий проект выхода из сегодняшнего тупика. Другой вопрос, что этот проект оказался, как то было понятно сторонним наблюдателям с самого начала, еще одной исторической утопией. Несомненно лишь то, что Виссарион сумел направить невостребованную сегодня социальную творческую активность патриотически настроенной интеллигенции в псевдорелигиозное русло и использовать ее в собственных интересах. 80 Приезжающие на первых порах размещались в так называемых "общинных домах" в Минусинске, позднее в деревнях Курагино, Журавлево, Черемшанка и других. Этими общежитиями становились купленные в складчину квартиры и дома. Привезенные деньги, полученные за проданные в крупных городах квартиры, частично вкладывались в общину, частично тратились на покупку индивидуального жилья. Для общинных домов централизованно закупались крупы, предметы первой необходимости и т.д. На тот момент достаточное количество еще не истраченных денег и избыток энтузиазма не ставили на повестку дня вопрос об экономическом и физическом выживании неофитов. Строились радужные планы о воссоздании и развитии народных промыслов, тем более, что среди приезжих появились художники, резчики по дереву, гончары, портнихи, вышивальщицы. Силами верующих в Минусинске стали проводиться концерты классической музыки, в Курагино был создан хореографический ансамбль. На этом розовом фоне настороженность вызывали несколько положений вероучения ЦПЗ. Во-первых, система питания, практиковавшаяся в общине. В основу ее были положены идеи Брегга, Шелтона, Шаталовой. Панацеей от всех болезней и путем к духовному очищению провозглашался отказ от всех продуктов животного происхождения, жиров, включая растительные, ограничение сахара, (он заменяется медом), соли, специй. Не рекомендовалось употребление дрожжевого хлеба, и предлагалось ограничить количество выпиваемой жидкости, заменяя воду соками и отварами трав. Наиболее рьяные по "постным" дням - в среду 81 и пятницу вообще старались обходиться без пищи. Питание виссарионовцев составляют каши на воде, овощи, грибы, орехи, мед, ягоды, травы, пресные лепешки. Второй проблемой стал декларируемый отказ от услуг государственной медицины и традиционных методов лечения. В Последнем Завете было сказано "Отныне плоть должна сама себя излечивать. Болезнь, в большинстве случаев, есть наказание за неспособность удержать плоть свою в гармонии с Природой. И неразумно в сем случае искать помощь на стороне". Практическая реализация верующими этих установок вылилась в отказ от детских прививок, на первом этапе развития общины - в необращении к врачам в случае необходимости. Одним из печальных итогов этой позиции стала смерть в результате неоказания медицинской помощи четырехлетнего Эдика. Вскрытие показало двустороннее крупозное воспаление легких. И, наконец, третьей проблемой стал вопрос о способах воспитания и образования детей виссарионовцев. Переезды, устройство, увлеченность новой жизнью нередко приводили к тому, что в некоторых семьях дети переставали посещать школу. Вскоре же это стало принципиальной позицией. В своем "Письме о новой школе" Виссарион заявил, что детям достаточно овладеть только начальным образованием и основами ремесла, все остальное не нужно. Воспитывать детей должна сказка, а не жестокая реальность. Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. Их периодика того времени - газеты "Путь любви" и "Земля обетованная" писали о намерениях создать швейный цех, об открытии столярного цеха и покупке пилорамы, о работе в доме инвалидов и закупке шерсти для прядения. Однако большинство из этих начинаний, просуществовав небольшое время, заканчивались ничем. Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году был связан с переездом в Черемшанку, ставшую организационным центром общины, Станислава Михайловича Казакова. СМ. Казаков, в прошлом сотрудник Министерства мелиорации и водного хозяйства, кандидат технических наук, стал новым светским лидером организации. Им были проведены три акции, в большой мере изменившие принципы существования и внутренний дух организации. Община Единой Веры была преобразована в Церковь Последнего Завета и прошла перерегистрацию в управлении юстиции Красноярского края 5 октября 1995 года. Произошедшее изменение коснулось не только названия, но прежде всего Устава организации. Отны- 82 не определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам, коммунистические лозунги были упразднены. Это соответствовало изменившейся ситуации, когда привезенные средства у многих стали подходить к концу, а проблемы трудоустройства в глухих деревнях оказались трудноразрешимыми. В этот момент руководство общины предпочло дистанцироваться от проблем рядовых верующих. Однако, наплыв желающих строить "новый мир" в этот период был еще велик. Новое положение определяло, что теперь только по личному решению Торопа тот или иной желающий мог получить разрешение на переселение в поселки "зоны". Зоной стали называться деревни, ближайшие от Тиберкуля. Предпочтение отдавалось тем, кто был в состоянии обеспечить себе покупку жилья и средства существования, кто имел подходящие профессии - строителя, механика, сапожника и т.п. При этом отношения между верующими должны были оставаться братскими, а безвозмездный труд на благо Торопа и на строительстве "города Солнца" всемерно морально поощрялся. Вторым достижением Казакова стало создание документальной основы для и обеспечения правовых гарантий деятельности ЦПЗ. Он сумел заключить договор на аренду 250 га земли в районе озера Ти-беркуль, получить лицензию на проведение строительных работ и оформить иную необходимую документацию. Все вопросы собственности замыкались на созданном им АО "Табрат", которое он представлял в единственном лице. Увлекательные игры в "простой русский народ" постепенно стали заменяться изнурительным трудом на собственных огородах и общинных полях, а так же на постоянных "субботниках" на горе Сухой. Третьим изменением стала привнесенная Казаковым идея о рекламе "Нового Иерусалима" в качестве "эко-ноосферного поселения". Такое изменение вывески давало возможность надеяться на привлечение внимания к строительству международных экологических организаций, а может быть и дополнительных источников финансирования. Проектируемое и уже строящееся поселение рассчитано на сто двадцать семей и состоит из нижнего поселка, радиально-кольцевого типа площадью 21 га, расположенного в седловине горы Сухой и верхнего поселения хуторского типа, расположенного на ее хребте, площадью 3 га. Остальная территория, площадью 226 га предполагалась как адаптационная зона. Здесь планировался лесопарк, питомник редких деревьев, и плодово-ягодных культур, сенокосы и пастбища для лошадей. 83 Именно в этот период летом 1996 года Администрацией края была проведена самая большая комплексная проверка ЦПЗ. Неоднократно проводившиеся предыдущие проверки сводились к посещению домов верующих и фиксировали внешнюю пристойность их жизни. На этот раз была организована комиссия из 36 человек. В ее состав вошли три бригады медиков, бригада педагогов, методистов, психологов, юристы, социологи, религиоведы. Комиссией были сделаны следующие выводы: В общине отсутствует характерный для так называемых "тоталитарных сект" жесткий общеобязательный режим жизни. Здесь наблюдается скорее обратное - бесконтрольность и значительная самостоятельность верующих, в большинстве своем люди живут в собственных, купленных или построенных домах семьями. "Общинные дома" постепенно сворачиваются. В ЦПЗ нет ограничения сна, отдыха, общения. Во всех домах большие библиотеки светской литературы, периодики, радио, телевизоры, компьютеры, которые активно используются. Во многих семьях музыкальные инструменты. Уровень материальной обеспеченности различный. Определяется это различие во-первых, запасами привезенных и пока не израсходованных средств и имущества, во-вторых источниками доходов на данный момент. Таковыми являлись получаемые пенсии, пособия на детей и по безработице, заработная плата тех немногих, которым удалось устроиться на работу. Основная масса верующих на момент проверки жила очень скромно, наблюдалось постепенное обнищание приехавших семей. В связи с тем, что в последние годы выплаты пособий практически прекратились, для многих семей единственным источником денежных средств становится помощь родных и близких, оставшихся в городах. На этом фоне контрастом выглядела жизнь Виссариона, ежегодно совершавшего заграничные турне, и ни в чем себе не отказывавшего. Было установлено, что значительную материальную поддержку единоверцам присылают филиалы, которые регулярно отправляют сюда контейнеры с вещами и продуктами, собранными добровольцами. Кроме того большую финансовую помощь оказывали и появившиеся спонсоры из числа предпринимателей, которые смогли адаптироваться к произошедшим в стране переменам материально, но не смогли духовно (Сергей Селезнев из Санкт-Петербурга, Сергей Рыжов из Москвы, Анатолий Пшенай из Минска и другие) Так, они закупили для строящегося в Черемшанке столярного цеха импортное оборудование и оборудование для кирпичного завода. 84 Обследование условий жизни виссарионовцев выявило постепенное ослабление жесткости требований к диете. Если в 1993-95 годах доходило до того, что матери не хотели кормить детей грудным молоком, то на указанный момент было рекомендовано кормить детей грудью до трех лет. Для детей, беременных и кормящих женщин были сняты ограничения на все продукты, кроме мяса, рыбы, яиц. Было замечено, что низкая калорийность потребляемой общинниками пищи отчасти компенсировалась очень большими объемами ее потребления. Всестороннее медицинское обследование членов общины и контрольной группы из числа местных жителей позволило сделать ряд выводов. В целом здоровье приезжих несколько лучше, чем местных жителей. Однако надежды на кардинальное оздоровление, связанное с изменением режима жизни питания, не оправдались. Уровень здоровья верующих стандартно низок и соответствует среднестатистическому. В среднем на одного человека приходится от одного до девяти заболеваний. Это как правило хронические заболевания, такие, как остеохондроз, заболевания почек, желудочно-кишечного тракта, желчевыводящей системы. Неприятным сюрпризом оказалось большое количество недавно возникших желчно- и почечно-каменных болезней, как у приезжих, так и у местных жителей. Это объясняется высоким уровнем содержания кальция и железа в местной воде. Обследование детей верующих педиатрами (25 детей) привело к выводу, что физическое состояние и развитие всех осмотренных детей соответствует возрасту. Каких-либо выраженных в острой форме патологий, предполагавшихся при подготовке к обследованию (истощения, дистрофии, туберкулеза, массовых кожных заболеваний) не обнаружено. Психиатрическая экспертиза не подтвердила наличия в общине массовых психических расстройств. Декларативный отказ верующих от обращения к официальной медицине на практике, по крайней мере в 1995-96 г. не был подтвержден данными районной больницы. За истекший период в районную больницу обратилось 17 верующих, из которых 6 были пролечены стационарно. Одной из проблем, беспокоящих медиков, стали массовые роды на дому, практикующиеся в общине. Следуя методу Чарковского, рожают в воду в натопленных банях. Роды должен принять отец. В основном роды заканчивались благополучно. На момент проверки был известен один неблагополучный случай, но роженицу с сильным кровотечением (ею была популярная певица Светлана Владимирская) успели доставить в районную больницу и спасти. 85 За все годы существования данного неорелигиозного объединения в крае не было зафиксировано фактов массовых заболеваний верующих. Среди виссарионовцев много квалифицированных медиков, которые в случае необходимости оказывают медицинскую помощь единоверцам. Проверка соблюдения Закона об образовании показала, что в общине он нарушался. Из 226 детей школьного возраста 23 ребенка не обучались. Интересно то, что после проверки и сделанного предупреждения Виссарион дал указание, противоречащее его прежним выступлениям. Он обязал всех детей общинников посещать школу в обязательном порядке. По итогам 1996-97 года все дети верующих сдали экзамены, в том числе и находящиеся на семейном обучении, оформленном в соответствии с законом. Только 8 детей были оставлены на второй год. Некоторое затишье зимы 1997 года сменилось ростом деловой активности общинников летом этого же года. В центральных деревнях и на горе было развернуто масштабное строительство. Его возглавили новые лидеры общины — переехавшие сюда на постоянное жительство полковник в отставке из Санкт-Петербурга Валерий Иванович Старостенко и в недавнем прошлом руководитель одного из ведомств белорусской железной дороги Анатолий Пшенай. С собой они привезли значительные средства и новое оборудование. Бесплатной рабочей силой стали неимущие рядовые общинники. Имущественное расслоение в общине начало нарастать опережающими темпами. Резко упал энтузиазм. Разноцветные фольклорные наряды сменились простой рабочей одеждой, все меньше стало проводиться концертов и праздников, усилилась разобщенность единоверцев, стало появляться брожение. Весной 1997 года в поселения виссарионовцев неизвестно откуда прибыли накачанные парни. Виссарион, собрав своих "овец" сказал: "скоро к нам приедут "крутые", но вы их не бойтесь, это наши". Рядовые верующие между собой окрестили их "жлобами". Эти люди стали следить за порядком в построенном в Черемшанке общинном храме. Тропу, ведущую на Сухую гору, охраняли от любых незапланированных посетителей с помощью стационарных раций. Летом 1997 года Казаков зарегистрировал еще одну организацию - филиал всероссийского Социально-Экологического Союза. Это, в преддверии принятия нового закона и грядущей перерегистрации, давало возможность сохранения статуса юридического лица без риска не пройти религиоведческую экспертизу. Все эти, вызывавшие ряд но- 86 вых вопросов, факты послужили основанием для проведения очередной проверки деятельности ЦПЗ Администрацией края в ноябре 1997 года. Но теперь в состав рабочей группы были введены специалисты правового управления, УВД, налоговой инспекции, краевого комитета по лесу, краевого земельного комитета. Итогом проверки стало расторжение с АО "Табрат" договора аренды земли. Однако, интересы рядовых верующих при этом были соблюдены. Им было предложено, в соответствии с законом, оформить в собственность по двадцать соток земли, в том числе и в районе горы Сухой. Краевому УВД было рекомендовано срочно решить вопрос о выделении единицы участкового милиционера в Черемшанку и усилении визовопаспортного контроля приезжих. Была установлена незаконность использования руководством общины раций. Дальнейшая их эксплуатация была запрещена. За истекший год приток верующих в общину продолжался, хотя и стал значительно ниже по сравнению с 1993-96 годами. Новый Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в статье 14 предусматривает возможность запрещения деятельности религиозного объединения в случае установления его деструктивности. В последние три месяца 1998 года вновь усилился поток жалоб и обращений, в том числе из Генеральной прокуратуры, Государственной Думы, министерства юстиции, касающихся деятельности ЦПЗ. Последняя прокурорская проверка, проведенная по адресным жалобам в январе 1998 года, выявила несколько тревожных фактов - две смерти в родах проводившихся на дому (в одном случае роженицы, во втором новорожденного), и рахита у полуторагодовалого ребенка семьи Минеевых. Это стало основанием для подготовки очередной комплексной проверки, прежде всего, состояния здоровья детей и соблюдения их права на образование. Проверка планируется на июнь 1998 года с привлечением не только районных и краевых специалистов, но и заинтересованных светских специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. До сих пор многочисленные регулярные проверки не могли выявить оснований для запрещения деятельности рассматриваемой организации. Но даже если такие основания будут найдены и вынесено соответствующее решение, то его реализация на территории края в полном объеме не сможет быть осуществлена. Это связано с тем, что на сегодняшний день тысячи людей уже переехали сюда на постоянное жительство и многие не имеют возможности вернуться обратно. В этой ситуации наиболее действенными мерами видится организация широкой пропаганды по развенчанию неорелигиозных мифов и профилактика возможной криминализации руководства ЦПЗ. Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, следует отметить, что наиболее вероятными видятся: 1) последовательная дальнейшая либерализация вероучительных установок с постепенной адаптацией приезжих к местным условиям и ассимиляция виссарионовцев с местным населением; 2) постепенное угасание активности движения вследствие экономической и социальной несостоятельности идеалистических вероучительных установок и постепенная реэмиграция в города. При рассмотрении ситуации необходимо понимать, что масса рядовых верующих является жертвой не только и не столько Виссариона-Торопа, сколько всей драматической переломной ситуации в стране в последние годы. Не захотев тихо вымирать поодиночке, они бросили вызов обществу. Даже сквозь первоначальную эйфорию хорошо просматривались отчаяние, безысходность и абсолютное неприятие той жизни, которая возникла в России в последние годы. Попытка применения карательно-запретительных санкций по отношению к ним может вылиться в непредсказуемые формы вплоть до массовых самоубийств. Это обусловлено тем, что активно-агрессивное сопротивление со стороны общинников маловероятно, как вследствие специфики контингента, так и в связи с их вероучительными установками. Не следование социальным мифам, а глубокое всестороннее объективное изучение ситуации должно лечь в основу оценок и характеристик нового и непонятного в религиозной сфере. Только такой подход может гарантировать соблюдение прав граждан на свободу совести и строгое соблюдение Закона. 88 humane.net.ru Информационно-консультационный центр Св. Иринея ЛионскогоБабр не ставит перед собой цели заклеймить религиозный культ «Церковь Последнего Завета» яркой красной табличкой «тоталитарная секта» и не пытается преподнести ее деятельность исключительно в негативном ключе. А лишь доводит до сведения читателей общеизвестные и не очень факты из биографии ее лидера Виссариона, известного в миру под именем Сергей Тороп. Более того, автор этого текста отдает должное работе этого человека, поскольку во многом благодаря его деятельности удалось уберечь под лавиной деревенской нищеты, депрессии и алкоголизма Курагинский район в Красноярском крае. Тем не менее, Бабр обязан рассказать о том, какими средствами и жертвами это благополучие было достигнуто. ДетствоВиссарион родился 14 января 1961 года в Краснодарском крае в семье строителей Анатолия и Надежды Тороп. Когда мальчику исполнилось два года, его родители развелись, и до шести лет он прожил со своей бабушкой Тиной, ярой приверженницей баптистской церкви. Далее мать забрала Сергея в Красноярский край в село Шушенское к сестре, где вновь вышла замуж и завела второго ребенка. Из Шушенского новоиспеченная семья на четыре года перебралась в соседнее село Ильичево. После Сергей покинул ненавистную ему тогда Сибирь и вернулся к бабушке на Кубань. Но через год его путь снова будет лежать в Красноярский край – в Ужур и Минусинск. В Минусинске Тороп был предоставлен самому себе и большую часть времени провел на улице, вращаясь далеко не в самых благонадежных кругах. Обучение в школе для него отошло на задний план, в приоритете были шалости подростковой жизни. Взрослая жизньДемобилизовавшись из стройбата в 1982 году, Сергей поехал по известному маршруту на запад в гости к бабушке. В Краснодарском крае вместе с двоюродным братом Валерием вступил в ряды местной дворовой группировки. Но спустя полгода, в попытке залечь на дно, вернулся в Минусинск к матери на иждивение. В 1983 году Тороп женился, но по-прежнему не утруждал себя поиском постоянного вида заработка. Живя уже за счет жены Любы, Сергей оправдывал свое дармоедство тем, что современники не способны по достоинству оценить его художественный талант. На помощь к Торопу пришел одноклассник по минусинской школе и по блату устроил его на работу в ГАИ. Но и там Сергей надолго не задержался, будучи уволенным под предлогом сокращения. Однако, связавшись с двумя его бывшими коллегами по ведомству, Бабр выяснил, что реальной причиной увольнения Сергея Торопа из органов было «крысятничество». Тогда Тороп попытался вступить в Союз художников, но, в силу отсутствия у него хотя бы средне специального образования, о членстве в организации ему пришлось позабыть. Уйдя в длительный запой и плавно переместившись в палату местной психиатрической больницы, экс-гаишник открыл для себя мир буддизма, йоги и восточных единоборств, коротая свободное время за изучением «Агни-йоги» Рериха, «Розы Мира» и «Тайной доктрины» Блаватской. В это же время Тороп увлекается уфологией и посещает клуб «Гипотеза», существовавший в то время на деньги Томского национального исследовательского политехнического университета. В 1989 году состоялся звездный час Торопа – на областной студии телевидения в передаче «Добрый вечер» в эфир вышел материал о его творчестве. После репортажа Сергею предложили провести персональную выставку картин в галерее Минусинска. Также с Торопом связался отец Олимпий и попросил написать несколько икон для храма святого Николая в Абакане. Впрочем, из-за творческих разногласий в ходе работ от сотрудничества было принято решение отказаться. Религиозный бизнесСергей Тороп совместно со своим другом по уфологическому клубу Владимиром Плесиным начал обдумывать грандиозную аферу – Плесин должен был сыграть роль пророка, с которым произвел контакт Иисус Христос из космоса. Позже, однако, данная роль перешла к Сергею и претерпела значительные изменения. Если вначале Тороп, как и предполагалось, позиционировал себя пророком, то потом он эволюционировал в третью реинкарнацию Христа и назвался Виссарионом. Вскоре на минусинском телеканале «Резонанс» в рамках пиар-кампании секты покажут проповедь Виссариона, где он провозгласит о начале эры «Единой Религии Земли». Что же до Владимира Плесина, то парень откровенно просчитался, понадеявшись на честность Торопа. Разругавшись позже с подельником, Владимир оказался на обочине жизни, потеряв все деньги и влияние. Сегодня Плесин живет в селе Имисское, работает охранником на железной дороге, и имеет в распоряжении один автомобиль «Волга». Сергей Тороп умело воспользовался нестабильностью в стране после августовского путча, активно вербуя морально сломленных людей, которые по вине власти выпали из своей привычной среды, оказавшись неспособными адаптироваться к новым реалиям. Люди бросили вызов обществу, и этот вызов выражался в своеобразном пассивном социальном протесте против той жизни, что теперь именовалась демократическим капиталистическим миром. Из-за отчаяния и безысходности верующие пытались воссоздать атмосферу единства. И та эйфория, что вновь охватила их разум, возникнув на почве ностальгических воспоминаний и собственных иллюзий, стала ловушкой, которая ввела их в капкан, заранее расставленный различными религиозными деятелями. Тороп и другие аферисты на основе социальных противоречий, смогли сформулировать основные проблемы современных «лишних» людей, подарив им надежду на будущее, таким образом, вернув их в мир с понятными идеалами и идеями о справедливости. Между тем в секту шли и реалисты, видящие в общине Виссариона возможность заработать или скрыться от правосудия. Сергей Тороп ездил в гастрольные туры с проповедями по России, Европе, США и странам бывшего СССР. Помогали ему в поездках внучка первого выборного президента Российской академии наук Александра Карпинского Мария и Вадим Редькин, музыкант группы «Интеграл» Бари Алибасова. Знакомство Торопа и Редькина состоялось в Луганске после концерта Жени Белоусова. Вадим тогда подрался со зрителями, и те выбили музыканту зуб. На своих концертах Виссарион призывал народ переезжать в общину в Минусинске, где впоследствии они были вынуждены ютиться в коммуналках и бараках. Понимая, что секте требуется расширение, по одной из версий, Виссарион отправил свое доверенное лицо Станислава Казакова занести «подарок» чиновникам. Которые затем передали подконтрольной Торопу фирме ЗАО «Табрат» 250 гектаров земли на горе Сухая близ озера Тиберкуль. В будущем на этой горе построили Город Солнца, также именуемый эконоосферным поселением Тиберкуль. Город разделен на три яруса – поселение, Небесная Обитель и Храмовая Вершина. По бумагам Город Солнца является микрорайоном поселка Жаровск, однако, по факту все совсем иначе. Расстояние между населёнными пунктами составляет 18 километров и единственной причиной объединить их стало желание чиновников краевой администрации сэкономить на строительстве дороги и прокладке электросетей. В ответ на это, на дороге, построенной уже силами и финансами самих сектантов, нарушая законодательство РФ, возникло КПП с натянутой цепью. Постоянно проживать в поселении имеют право лишь избранные, зовущие себя «семьей». Все остальные последователи культа селятся в окрестных деревнях Курагинского района по личному разрешению Торопа и его бизнес-партнеров. Семья – это привилегированная каста, попасть в которую могут лишь верующие, одобренные на совете. Однако нахождение в семье в Городе Солнца далеко не означает обеспеченную жизнь – некоторые из «избранных» перебиваются с гроша на копейку. А вот кто живет в свое удовольствие, так это сам Тороп. И если раньше он проживал в особняке на вершине горы в «Небесной Обители», то сейчас, в силу серьезных проблем со здоровьем, ему пришлось спуститься в поселение, где для него построил коттедж болгарский архитектор. Заметим, что приближаться к дому Виссариона категорически запрещено. В 90-е, несмотря даже на то, что все вопросы с хакасскими и красноярскими положенцами были «урегулированы», Тороп, опасаясь за свою жизнь, нанял телохранителей. Журналист Бабра вынужденно познакомился с ними, когда был пойман при попытке пробраться к коттеджу «Христа». Секьюрити недвусмысленно предложили ему показать отснятые кадры. Отказывать в «просьбе» журналист не стал, поскольку, заранее успел спрятать рабочую карту памяти, незаметно заменив ее на запасную. Свое новое жилище Виссарион делит с женой Софией, женившись на ней, когда той было всего 19 лет. С первой женой Любовью он развёлся. Сергей Тороп имеет семерых детей от трех женщин. Из своего поместья Сергей не выходил с ноября прошлого года, что для него вполне характерно. Обычно в подобные «периоды затворничества» Тороп втайне от своих последователей отправлялся в поездки по престижным курортам. Стоит понимать, что в подобных местах выносить сор из избы не принято. Большая часть преступлений, например, когда Тороп с Вадимом Редькиным пытались изнасиловать несовершеннолетнюю болгарскую девочку, просто замалчивались. Тем более, что представители местных силовых структур не внушали доверия, а многие из них и вовсе находились на короткой ноге с Виссарионом. Также Торопу в короткие сроки удалось наладить тесные связи с местными и краевыми властями, для которых сотрудничество с ним было чрезвычайно выгодно. Виссарион мог гарантировать успех на выборах в Курагинском районе заранее обговоренному политику или партии, благодаря подвластному только ему электорату. По подсчетам, количество приверженцев Торопа в районе составляет более 10 тысяч человек. А с учетом, что с каждым годом исконных местных жителей становится все меньше – его власть от этого лишь крепнет. Тороп на глазах превратился из заштатного художника-неудачника в крупного религиозного бизнесмена-феодала. Со временем Виссариону позволили даже провести своих людей на все уровни местной власти. Однако теплые отношения Торопа с силовиками и властью не имели никакого отношения к безопасности простых последователей – известны многочисленные случаи нападений на адептов культа со стороны криминальных группировок. Тут, пожалуй, особняком стоит история с расстрелом семьи верующих хакасскими бандитами. По сведениям, которые предоставил местный источник, Тороп и его товарищи не раз встречались с высокопоставленными лицами в антураже далеком от официального. Имена этих людей Бабр предаст гласности в отдельном материале. Незадолго до начала Всероссийской конференции по тоталитарным сектам в Петербурге 9 декабря 1995 года в автокатастрофе погиб депутат Госдумы РФ Виталий Савицкий. Причиной аварии явилось столкновение волги Савицкого с мерседесом, принадлежащего охранной фирме «Балтик-эскорт»… Водитель мерседеса не пострадал. Многие высказывали мнение, что смерть депутата могла быть связана с его проверкой и публичной критикой общины Торопа. По утверждениям ближайшего окружения депутата, на конференции он должен был назвать фамилии лиц из правительства, которые содействовали развитию сект в стране и брали плату за покровительство, в частности от Торопа. Иван Лебедев Продолжение Бабр опубликует 6 марта в 20:00 по московскому времени, а пока предлагает посмотреть фоторепортаж из Города Солнца 08:55 27.02.2017 © NewsBabr.com http://newsbabr.com/irk/?IDE=156141
Первая часть снимков, сделанных Бабром, во время пребывания внутри секты Виссариона. «Город Солнца» – прибежище бывшего гаишника Сергея Торопа, основавшего в 90-е годы Церковь Последнего Завета. Город построен силами его последователей на горе Сухая посреди тайги в Красноярском крае. Населенный пункт разделен на три яруса – поселение, «Небесная Обитель» и «Храмовая Вершина». Количество жителей городка примерно 450 человек. Нижний ярус спроектирован в радиально-кольцевом стиле из 14 улиц. Улицы носят названия – Млечный путь, Алмазные росы, Хрустальные врата, Детские грёзы, Лунные цветы, Ласковые сны, Вечные искания, Солнечные ветра, Лесные духи, Озорные дожди, Мерцающие тайны, Серебряные родники, Поющие горы и Звездные поля. P.S. Про "оргии и жертвоприношения" сектантов можно прочитать в основном материале по ссылке: «Православный клуб Виссариона. Расследование Бабра. Часть 1»
«Прими надежду всяк сюда входящий» Каток Внешняя улица Внутренняя кольцевая дорога Иван Лебедев 08:55 27.02.2017 © NewsBabr.com http://newsbabr.com/?IDE=156142 iriney.ru Виссарион | Блогер Ksundell86 на сайте SPLETNIK.RU 6 декабря 2012Виссарион (настоящее имя Сергей Анатольевич Тороп; 14 января 1961, пгт Пашковский, Краснодарский край) — основатель и глава нового религиозного движения «Церковь последнего завета». Считает себя основателем «учения Единой веры», «Словом Божьим», «Христом". Последователи Виссариона убеждены, что он — «Второе пришествие Христа». Многие христианские церкви считают, что Виссарион шарлатан, лжехристос и лжепророк, его община и учение (так называемый «Последний завет») — тоталитарная и деструктивная секта, а его последователи — несчастные люди. Родился в Краснодаре в семье строителей, когда Сергею исполнилось два года, его родители разошлись. Мать с сыном уехала к своей сестре в Шушенское, а отец остался в Краснодаре. К 1975 году мать Сергея уже жила в гражданском браке с другим мужчиной, от которого у них родилась дочь, после чего, переменив несколько мест жительства, новая семья Сергея переехала в Минусинск (Красноярский край). В Минусинске окончил среднюю школу и в 1979 году был призван на срочную службу в армию. Проходил срочную службу в Монголии, в стройбате. После демобилизации пробовал себя в разных профессиях (был слесарем, преподавателем физической культуры, художником-мистиком, сержантом патрульно-постовой службы и др. По словам сторонников учения, в 1990 году у С. А. Торопа происходит «духовное пробуждение». До этого Тороп вплоть до 1989 года работал в ГАИ города Минусинск Красноярского края. По некоторым сведениям Сергей Тороп лечился от алкоголизма методом эриксоновского гипноза и содержался в психиатрической больнице. Первоначально на роль Виссариона пробовался Владимир Плесин, но позднее уступил Сергею Торопу. Согласно своему учению, Виссарион считает себя евреем, потомком Рахеля, сына Иессея. В секте введены летоисчисление и календарь, согласно которым Новая эпоха Рассвета началась с момента зачатия Виссариона, то есть с 1960 г. Празднуются три праздника: 14 апреля — официально День Земли (неофициально — день зачатия Виссариона), 18 августа — день падения Царства Силы и добрых плодов (неофициально — день путча), и 14 января — Рождество Виссариона «Христа» (неофициально — день рождения Сергея Торопа). В 1992 году Вадим Редькин (бывший барабанщик ансамбля «Ласковый май») последовал за Виссарионом и начал вести «летопись нового Свершения». Вскоре начинают издаваться брошюры с заповедями «Единой Веры», а затем и книги «Священного Писания» — «Последний Завет». Появились и первые факты фальсификации, так первой проповедью Виссариона стали считать 18 августа 1991 года, подтасовывая под эту дату — начало путча в Москве. В «Последнем Завете» Виссарион формулирует учение «Единой веры» как путь духовного становления для всего человечества. Поселения В деревнях Курагинского (Петропавловка, Черемшанка …) и Каратузского районов к 2006 году было около 3-4 тысяч человек (в 2009 году называлась цифра в 5 тысяч человек.), принявших „Истину Последнего Завета“ и стремящихся построить „новое общество на основе духовной любви“. Сколько сейчас проживает в тайге Красноярского края последователей секты Виссариона, — сказать трудно, большая часть последователей покинула Сибирь. В реализации этого эксперимента по созданию „нового общества“ — в различной степени участвуют ещё несколько десятков последователей Виссариона, живущих в России, Белоруссии, Казахстане, Украине, в Прибалтике, в Молдавии, в Болгарии, Германии и США. Особенности В секте Виссариона поощряется безвозмездный сбор денежных средств в особо крупных размерах на содержание Виссариона и „Церковного совета последнего завета“, людям предлагается продавать свои квартиры, отдавать материальные средства в секту, не требуя взамен ничего. На любой протест и попытку вернуть свои средства, Виссарион говорит: „забудьте про них“. Также в секте Виссариона введена „десятина“ с каждого последователя Виссариона изымается десятая часть их доходов на счёт секты, на содержание Церковного совета секты и самого Виссариона. В общине разрешены любовные треугольники, Виссарион ввёл для своих последователей тяжёлый физический труд, строгую вегетарианскую диету, доктрину на принятие Виссариона в качестве второй реинкарнации Иисуса Христа и запрет последователям на самостоятельное принятие решений по духовным вопросам. Последователям секты предлагается полный отказ от материальных средств. При этом сам Виссарион не отказывает себе в алкоголе, деньгах, построил себе за счёт последователей несколько домов. В секте Виссариона есть сведения о случаях дистрофии, без вести пропавших, получивших инвалидность и покончивших жизнь самоубийством последователей его секты. Многие последователи продав своё имущество в секту, вынуждены сами проживать в нищенских условиях, без дохода и средств к существованию. В секте Виссариона процветает доносительство последователей друг на друга, в лучшем случае неугодные последователи — становятся изгоями секты. По утверждениям сектантов, в их общине придерживаются, исходя из "этических и мировоззренческих принципов", строгого вегетарианства, а рацион питания составляют исключительно продукты растительного происхождения. В реальности практикуется "агрессивная" диета, при которой беременные женщины и дети лишены необходимых питательных веществ, а кормящим матерям даже запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей, имеется несколько случаев истощения фанатичных последователей Виссариона. Практикуются роды в воде (в обыкновенной бочке), не разрешается делать детям прививки, прибегать к медикаментам в случае болезни. От чрезмерного пристрастия к веганству последователей Виссариона в Тиберкуле, у них прослеживается недостаток кальция, а также животных белков, что отрицательно сказывается на здоровье поселенцев: инфекционные заболевания почек, опущение почек и повышенная кислотность мочи. Основатель секты С. Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей, что, впрочем, с его точки зрения, вполне приемлемый способ ухода из жизни. По мнению специалистов, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения членов секты к прежним местам жительства, могут произойти массовые самоубийства последователей культа. Предпосылки к такой развязке создают и некоторые "заповеди" Виссариона ("не осуждай уходящего"), оправдывающие самоубийство. По данным руководства "церкви", у нее около 50 тыс. последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов около 10 тыс. человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах России. P.S. Когда я всё это услышала, то просто не поверила сразу своим ушам и полезла в интернет. Нашла кучу статей и сайтов. Материал для этого поста брала на Википедии и сайте сектовед.ру Они не от кого не скрываются, в Красноярском крае несколько деревень последователей этого Виссариона живёт, на территории общей площадью с небольшой Европейский город. Там даже в местных сельсоветах висят на стенах портреты Виссариона, т.е. фактически государство в государстве. Все это знают и никто ничего не делает, наверное там все чиновники просто на взятках сидят, раз такое позволяют. и уж извините, что опять заикаюсь про эту наадоевшую тему, но за танец в церкви сажают в тюрьму (это задеват чувства верующих), а за такой беспредел даже не трогают... Вот вам и массоны с сайентологами... Тут один Виссарион местного разлива чего стоит.... www.spletnik.ru Информ-Религия | Бывший алкоголик-уфолог считает себя вторым воплощением Христа... "Церковь Последнего Завета" - это новое религиозное движение "отечественного" происхождения. Другие названия. "Община Единой Веры", секта Виссариона. C 2002 году при культе создано ответвление "Шаманы последнего завета" РуководствоОснователь, Глава Церкви Последнего Завета и ее высшее духовное лицо - Сергей Анатольевич Тороп, бывший сотрудник милиции города Минусинска Красноярского края, больше известный под культовым именем Виссарион. Он избирает Устроителя Церкви (отвечает за административно-управленческую часть) и Церковный Совет (решает материально-финансовые вопросы). Виссарион называет себя вторым воплощением Христа на Земле, пришедшим дать миру Последний Завет от Бога, и проповедует о необходимости слияния всех существующих религий и создании единой объединяющей веры. Для воссоединения с Богом, согласно учению секты, необходимо принять Откровение, полученное Виссарионом и являющееся "единственно подлинным". Источник вероучения - Священное писание и Последний Завет, написанный Виссарионом и содержащий 61 заповедь и множество наставлений. Наиболее почитаемый обряд - "священный круг". Главным праздником является так называемое "Рождество Христово", отмечаемое 14 января - в день рождения Виссариона. Местонахождение общиныОсновное местонахождение общины - Курагинский район, Красноярский край. "Земля обетованная" - деревня Черемшанка - является центром паломничества для каждого последователя учения Виссариона. Здесь проходят обряды "крещения" и приобщение к жизни общины. В настоящее время общины последователей Виссариона существуют как в России (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Липецк, Белгород, Пермь, Челябинск и др.), так и в других странах (Белоруссия, Латвия, Болгария, Австралия и др.). Численность Церкви Последнего Завета в России составляет, по разным данным, от 10 до 50 тыс. человек. Фактически филиалы секты присутствуют во всех городах-миллионниках РФ. ДоктринаС. Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял "крещение от небесного Отца", получив новое имя - Виссарион: "Май месяц 1990 года, город Минусинск. Повязка покинула глаза и память. Прекрасен и скорбен миг Пробуждения. Начало возгорелось". Якобы имея благословение на создание Единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий, Виссарион составил "Последний завет", данный ему якобы Богом, состоящий из 61 заповеди. Виссарион утверждает, что развитие человечества протекает на пяти основах: Земля, Единый Дух жизни, Бог всех и Святой Дух (под пятой основой он подразумевает, по-видимому, себя). Без объединения всех религий и до появления Виссариона воссоединение с Богом невозможно. Главная молитва проповеди Виссариона: "Будьте, как дети, живите сердцем, а не разумом. Всякий искренний, идущий от сердца поступок - благо. Ошибетесь - не беда, ошибку можно исправить". У Виссариона на все есть универсальный ответ: "Прислушайтесь к голосу своего сердца". Своим последователям он не запрещает посещать любые церкви, но говорит, что подлинное Откровение - только у него, Виссариона. Виссарион выдвигает пять основных постулатов:
Человек воплощается на Земле до десяти раз, и каждый раз получает возможность для духовного роста. Есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть диавол. Диавола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов. Виссарион говорит, что в ближайшем будущем нас ждет апокалипсис. Земля покроется песком. Минусинск уйдет под воду, а г. Москва вообще провалится под землю. И за этот короткий срок он, "призван" объединить многие духовные ручейки в единую реку общей веры, "сформировать" человека новой эпохи, "заложить" основу духовного и культурного единения всего человечества. Якобы он пришел дать последний завет Бога с человеком: явил собой Последний завет, чтобы совершить великое Священное Воссоединение всех существующих религий. Виссарион утверждает, что мысли людей творят новую реальность: "Если два человека или тем более большее число людей сосредоточат мысли свои на одном и том же образе и будут верить в него, - учит Виссарион, - токи, идущие от каждого человека, благодаря однородности своей, сольются в одной точке. Эта точка становится источником бытия нового этапа, которое будет обладать суммой тех сил, которые были направлены к нему каждым человеком". Религиозная доктрина Виссариона эклектически и поверхностно соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, космизмом Циолковского (Виссарио основал культ на базе кружка уфологов), аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева. Христианству Виссарион отводит центральную роль, при этом фактически извращая его. Из индуизма взято учение о переходе души, причем Виссарион, в отличие от индуистов, признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному. Адепты редко читают газеты и слушают радио, из происходящих на земле событий их особенно интересуют землетрясения и прочие катаклизмы, так как это "подтверждает близкий конец света". У адептов есть специальные ритуалы единства - "священные круги", а также чтение "Молитвы единой веры". Характеристика"Церковь Последнего Завета" (последователи Виссариона) была классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ). БиографияСергей Тороп родился 14 января 1961 г. в семье строителей в пригороде г.Краснодара. В семилетнем возрасте вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства в г.Минусинск на юге Красноярского края. Школу в Минусинске будущий "бог" закончил с трудом. Затем - стройбат в армии, профессия слесаря-электрика, по некоторым данным - алкоголизм, безцельные занятия то одним, то другим: от живописи до восточных единоборств. Конфликты с сослуживцами привели к тому, что Сергея уволили из милиции. "От нечего делать" он занялся уфологией. Тогда-то и появился Владимир Плесин, заводской электрик, который ссылался на прямой контакт с космосом и утверждал, что недавно получил свыше указание объявить себя Сыном Божиим. Однако, когда Владимир встретил Сергея, "космос изменил решение и честь стать Виссарионом была дарована" Сергею Торопу. В 29 лет, по словам адептов, в мае 1990 г., Виссарион якобы "прозрел". Первую проповедь с выездом за пределы города совершил 18 августа 1991 г. Началось шествие по России Виссариона-"спасителя". Первые свои проповеди Виссарион читал робко. Но уже тогда появились первые последователи, которые и развернули агитационную деятельность, тиражировали проповеди Виссариона. Красноярский край был объявлен "землей обетованной". Стремясь к "истине и сказочному будущему" в Сибирь стали съезжаться первые ученики. На собранные с последователей деньги Виссарион начал путешествовать по России, но размаха еще не было. Лишь когда Виссарион завел себе помощника - шоу-бизнесмена, бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, "миссионерская" деятельность закипела с удвоенной силой. Виссарион объездил почти все СНГ, общины его последователей регистрировались во многих городах. "Мессия" уже мог говорить часами, не останавливаясь, его жесты стали энергичными, а тембр голоса обрел уверенность и немалую убедительную силу. Шоу-навыки Редькина сделали свое дело. В Москве и Санкт-Петербурге помощники Виссариона развернули сеть квартир, на которых шли собрания и проводились ритуальные "круги". Пик деятельности Виссариона наступил, когда появилась Мария Карпинская, ставшая в окружении Виссариона Марией Магдалиной. Журналистка, известная во многих странах мира, член Европарламента, она в числе первых поселенцев приехала в Сибирь, профинансировав деньгами от продажи своей квартиры первое заграничное турне Виссариона. Впоследствии выход Марии Карпинской из секты Виссариона произвел очень большое впечатление на его последователей. Община продолжала расти. По призыву Виссариона, уверовав в его учение, несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные и др.) продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и переселились в Красноярский край. В негласную службу безопасности Виссариона вошли специалисты - бывшие офицеры правоохранительных органов. В июне 1994 г. адепты секты, проживающие в г. Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение "Община единой веры". В октябре 1995 г. религиозное объединение последователей Виссариона официально перерегистрировалось в "Церковь последнего завета", которая объединила представителей различных вероисповеданий, не нашедших себя в традиционных религиях. В телерепортаже о деятельности общины последователей Виссариона, показанном в передаче "Чрезвычайный канал" (РТР) летом 1996 года, говорилось: "Постоянно напоминая о грядущем конце света, Виссарион говорил, что организм человека должен перестроиться, чтобы выжить, теперь ему уже больше не нужна белковая пища. Стремясь заслужить будущее райское существование, люди самоотверженно отказались не только от мяса, но и от соли, сахара, чая, кофе. Поначалу были запрещены даже вода и пшеничный хлеб. Хозяйкам, выпекающим лепешки из отрубей, учение Виссариона рекомендовало мысленно добавлять в тесто яйца, сметану, лепестки роз и космический свет. Вскоре постоянное недоедание и тяжелые условия жизни стали сказываться на членах общины. Подступала нищета. Особенно в безвыходном положении оказались те, кто продали свои квартиры и сдали в общину все свои средства. Так или иначе, но с 1994 года в общине возникли первые очаги неповиновения. В местные органы власти посыпались жалобы от родителей. Тогда Виссарион смягчил режим питания, разрешив детям кисломолочные продукты, а беременным женщинам - рыбу, был снят ранее существовавший запрет на чтение книг, не относящихся к учению общины. Но дисциплина среди адептов пошатнулась, некоторые вслух выражали свою разочарованность, другие стали требовать возвращения вложенных денег. Положение дел требовало присутствия лидера - продолжать прежнюю деятельность в духе шумных манифестаций и загранпоездок было небезопасно. Виссарион вернулся в Сибирь, надеясь поправить положение дел. Тогда-то и родился проект строительства "Города Солнца" на горе Сухой, что близ озера Тибер-куль, где прекратятся все несчастья". Некоторые культисты готовы бежать из культа, но: квартиры проданы, имущество - в общине, ехать некуда. Для такой категории недовольных Виссарион предусматривает особый ход - он заявляет, что у проекта нет религиозной окраски и дает квазинаучное обоснование, говоря, что речь идет о выживании человека в экологически чистых условиях, об очищении души и тела. По его словам "земля относится к вредному человечеству, как к насморку, и готовится принять самые радикальные меры. Спасутся немногие, причем только те, кто окажется в решающий момент на Тиберкуле". Итак, либо мы пропадем, либо сможем достичь некоего нового единства души и тела. "Помните! Когда внешнее станет внутренним и когда внутреннее станет внешним, душа ваша обретет праведный путь", которое переживет экологическую катастрофу, выживет в ядерной войне (поселки Малой Минусы - это и будет земля обетованная, где люди, подготовившись диетой и всем остальным, выживут), и тогда начнется новая жизнь. Согласно Виссариону, сейчас идут последние года земного существования, которые сопровождаются эпидемиями, войнами, болезнями, придет конец нашему биологическому виду. Только у "Общины единой веры" есть шанс выжить в течение предстоящих последних лет. В эти годы они могут получить код для генетического преобразования в следующий вид, то есть в новую расу людей. И поселяться нужно в Сибири, где сектанты (общее их число в этом регионе приближается к 5 тысячам) строят новый город, который называется Слово, или Город Солнца (он же Город Мастеров), или, как виссарионовцы называют его для "внешних", "Экспериментальное экологическое поселение экополис "Тиберкуль"". Город планируется на арендованном Виссарионом участке в 250 гектаров в Курагинском районе Красноярского края. В центре участка - гора Сухая (более 700 м высоты), на ней и строится город. Подъем на гору - несколько километров по узенькой тропинке. В соответствии с экологическим уклоном все там построено из дерева. По проекту город запланирован вокруг храма и дворца Виссариона; другой массивный трехэтажный дворец Виссариона сооружен в селе Петропавловское, теперь он называется “гостевой дом”. Высота храма для деревянного строения довольно впечатляюща. Рядом - дворец, в котором Виссарион живет со всей своей семьей. Поблизости - беседка с деревянными пухленькими ангелочками, которая именуется "Символом": "Учитель вошел под свод Символа, погладил ангелов, опустился на ступеньку и, оперевшись спиной на строение, закрыл глаза - Символ в единстве со Христом... " Все эти строения находятся на плато почти на самой вершине горы. Рядом - дома ближайших сподвижников Виссариона: Вадима Редькина, Сергея Чевалкова и др. Верхнее плато называется "Небесной обителью" (считается, что она стоит прямо над "камнем, являющимся Сердцем Земли-Матери"), и, не считая непосредственно живущих, туда, кроме изредка проводящихся под строгим надзором "паломничеств", не допускается никто: за соблюдением этого запрета следит личная гвария Виссариона, которую называют "ангелы Господни". Зато можно снизу подойти к крутому краю верхнего плато: Виссарион иногда выходит туда и произносит "нагорные проповеди", а все почтительно внимают ему, задравши головы. Группа "особо избранных" виссарионовцев (первоначально их было 47 семей) живет на плато пониже в нескольких срубах, а по большей части - в утепленных армейских палатках и дощатых типовых дачных времянках. Морозы зимой там доходят до 55 градусов, условия жизни ужасающие, место глухое, отдаленное - до ближайшего поселения 20 км. Начиная с 2000 г. в Городе Солнца был введен особо строгий пропускной режим. Все посетители должны проходить паспортную регистрацию и допускаются в пределы Города по списку. Жители Города прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню. Теперь на плато живут крепкие молодые люди с семьями. Они называются "рать Виссариона". "Ратники" освобождены от основных работ: они более не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. Работы по возведению жилищ для них ведутся виссарионовцами, обитающими в деревнях, работающими на строительстве вахтовым методом. Они доставляют продукты питания для "ратников". Нужно сказать, что, в отличие от членов секты более низкого уровня, "ратники" производят вполне упитанное впечатление. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты. По некоторым сообщениям, во дворце "у бога" есть солнечные батареи, рации, радиотелефоны и спутниковая связь, при помощи которой Виссарион подключается к Интернету. Говорят, что верхушка секты, включая Виссариона, когда их не видят, пользуется личными автомобилями. Правда, сам он предпочитает появляться на публике верхом на подаренном ему белом коне. Несмотря на столь подчеркнутую экологическую направленность, красноярские специалисты рассказывают о варварских методах вырубки леса и захламлении лесной территории сектантами. За прошлые несколько лет, как отмечают красноярцы, виссарионовцы стали причиной нескольких лесных пожаров. Близлежащие деревни - Черемшанка, Гуляевка, Петропавловка, Жаровск - заселены сторонниками Виссариона. Приезжие скупают дома и практически вытеснили местных. Многие сектанты стремятся попасть жить "на гору", но это нужно еще заслужить. Основной массе виссарионовцев дозволяется лишь работать там и совершать туда паломничества. Питание у сектантов строго вегетарианское (и не чаще двух раз в день), животная пища исключена, как и дрожжевые продукты, сахар, мед. Перец и приправы тоже запрещены. Соль позволяется лишь в минимальном количестве. Поскольку грибы также не рекомендуются, то рацион питания значительно сужается. Они считают, что большинство продуктов отравлено из-за загрязнения окружающей среды, поэтому можно есть только то, что, по мнению Сергея Анатольевича, защищено от загрязнения - крупы, овощи, фрукты. Сам Виссарион, дорожа своим здоровьем, никогда не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов, которые ему туда доставляются. По слухам, он также вполне приемлет мясо и вино, во всяком случае, бывшие члены об этом сообщают. В Сибири фруктов для выжимания сока на всех не напасешься, поэтому, по сообщениям бывших членов секты, Виссарион изобрел хороший способ нейтрализовать вредоносное действие воды - с утра выпить стакан собственной мочи. После этого организм очищается, и воду в течение дня пить можно. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать. Самым "продвинутым" предлагается отдать все, что они имеют, и войти в общежитийную "семью", элиту секты; причем это обставляется как особая привилегия, то есть люди мечтают, чтобы у них отобрали последнее. Очень опасно, что виссарионовцы постепенно все более удаляются в тайгу и все более разрывают контакты с миром. Виссарион активно поощряет их к этому. По словам руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, "Виссарион - не более чем российское воплощение киноверсии итальянского кинорежиссера Дзефирелли "Иисус из Назарета" ". Отец Олег при личном общении с Виссарионом обратил внимание, что Сергей Тороп не только похож на актера, который играет роль Христа, но и явно ему подражает. Каждый последователь Виссариона хоть один раз должен побывать в "земле обетованной", в г. Минусинске. Здесь происходят "крещения", вновь обращенным вручаются пояс и специальная лента, "освящаются" Виссарионом крестики. Главным же ритуалом является так называемый магический круг, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Сила воздействия такого ритуала на психику культистов настолько велика, что иные падают без чувств и их относят в сторону. По словам последователей Виссариона, в их общине придерживаются, исходя из этических и мировоззренческих принципов, строгого вегетарианства. В реальности же, по данным экс-культистов, в общине Виссариона практикуется "агрессивная" диета по примеру концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей районной больницы п. Курагино Красноярского края, имеется несколько смертельных случаев от истощения фанатичных последователей Виссариона, детям в секте не оказывается медицинская помощь. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей. Причинами наступления возможных негативных последствий могут явиться следующие факторы:
По словам депутата Виталия Савицкого, ездившего в г. Минусинск и Курагинский район, в общине Виссариона собрались люди, ищущие для себя "духовных опор" в оккультных направлениях, имеющие слабый тип нервной системы. По материалам сайтов "Православная беседа", "Православие и современность" |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|