Год культуры: воспитание историей
05/05/2014 13:23
Душа рождается на родной земле
Патриотизм, интернационализм, терпимость - что лежит на основе этих простых понятий? Как эти качества рождаются в душе человека и в ответственный момент делают из него героя или труса? Задумывались ли вы над этим? Безусловно, внутренним миром любого разумного существа руководит комплекс личностных мер, но, мне кажется, что в нём главенствующую роль в тот или иной момент играет чувство защиты родины, то есть той земли, где он родился, сделал первые шаги, начал познавать мир и понял смысл родительских слов. Её следует назвать любовью к родине. Эта сила присутствует в каждом из нас, только нужно призвать её: одни молятся Богу, другие обращаются к духам предков… Значит, наша опора – земля предков, её природа! К чему я пишу?
Земля, по которой мы ходим, хранит следы наших отцов и дедов, даже далеких предков. Только вот знаем ли мы историю своего родного уголка: села, района, области? Как часто мы оглядываемся назад, изучаем прошлое? Вот именно тут лежит одно из слагаемых понятия «Культура». Многим из нас сегодня не хватает культуры в душе. Итак, поговорим о малой родине. Жаль, конечно, что исчезают временами с территории отдельные населенные пункты. Скажем, только в Красноярском районе за последние сто лет стёрты с карты несколько десятков деревень. На глазах
нынешего поколения переселены семьи с территории Куянлы, Ланчуга, Айсапая, Степного, Приозерного, Кигача, части Сеитовки. Жители этих селений вынуждены были покинуть родные места из-за сложившейся социально-экономической ситуации, но душевная боль от разлуки остается. Известно, в начале прошлого века чуть ли не на каждом бугре, на берегах рек находились населённые пункты. Многие из них назвались именем или фамилиями отдельных людей, оставивших, естественно, след в истории данной местности. Другие сохраняли далекие исторические названия. Жаль, что сегодня мало кто знает этимологию слов, интересуется историей возникновения того или иного поселения. Во все времена селяне занимались личным хозяйством. Так люди добывали хлеб насущный на родной земле. Всем хватало работы не только для добычи пропитания, но и для извлечения немалых доходов от реализации натуральных продуктов. Не раз я слышал от умудрённых жизненным опытом стариков, что подавляющее большинство населения и речных полос, и степной зоны жили зажиточно по тем меркам, а бедняки были везде, потому что их одолевала лень. Ведь в то время государство не платило людям различные пособия. Процесс влияния на внутренние устои селян начался в советское время. Чтобы удобно было руководить населением, власть придумала различные ухищрения: товарищество по обработке земли, коллективизация, раскулачивание, перевод кочевых народов на оседлый образ жизни. Большие укрупнения населенных пунктов начались в 50-60 годы прошлого века, когда колхозы и совхозы стали набирать экономическую мощь, да и взгляды политического руководства страны изменились в сторону глобализации. В 60-70 годы люди вынуждены были оставить насиженные места, так как власти поделили населенные пункты на перспективные и неперспективные. Чтобы не было пересудов, провели укрупнение сельсоветов, колхозов, промышленных предприятий. Сёла, ставшие по воле судьбы центральными усадьбами, получили материальную поддержку власти – в них стали строить жильё, производственные и социальные объекты. А в неперспективных, наоборот, закрывались школы, медпункты, магазины. Помню, лет пятнадцать назад ко мне пришел старый знакомый Казихан Калиев, тогда он уже перешагнул семидесятилетний возраст (к сожалению, он ныне покойный), показал тетрадь, в которой он ровным почерком вывел историю родного села Алгара и своей жизни. Материал был интересен. Читая рукопись, я видел, как неокрепший паренёк работал среди таких же детей и стариков, женщин в годы войны, долгие годы трудился честно на благо родины и достиг с возрастом уважения односельчан. Им прежде всего двигало чувство любви к малой родине. В его повествовании главным действующим лицом являлся не он сам, а родное село, которое располагалось на двух берегах одноимённой реки. В то время в селе проживало примерно 1000 человек. На левом берегу находились рыбозавод, больница, магазин, казармы рыбообработчиков, ведомственные дома, на правом же – правление колхоза, сельсовет, рыбкооп, семилетняя школа, клуб, магазин. Сюда ежедневно из Астрахани заходил пароход с товарами для местного рыбкоопа, увозил продукцию рыбозавода. Также он служил и транспортным средством для людей. По весне отсюда уходили караваны с рыбой. А люди в Алгаре жили дружно, поддерживая друг друга в радости и беде. В конце 70-х годов Алгара исчезла с лица земли. Такая участь постигла в Красноярском районе не одну Алгару. Только в 50 – 70-е годы ушли в небытие примерно 25 больших и малых деревень. Среди них была Теплинка. Для сравнения. В те времена в Красноярском районе имелось всего три средних школы, одна из них – в названном селе. Или взять Хожетай. Одно из крупных сёл Астраханской губернии конца 18 – начала 19 веков. Только одна примечательность: здесь имелось несколько мечетей. По нему проходил Великий шелковый путь. Хожетай был известен далеко за пределами России. О его существовании, думаю, записано в архивах Каира, Багдада, Бухары. В этих и других городах Востока постигал мудрость, изучал медицину во второй половине 18 века житель этого села Кулвай бин сеид Гали, в народе известен Сейд-Баба. Вернувшись домой, он занялся врачеванием. Да так искусно, что его возвели в ранг аулие (святого). К его могиле, хотя после его смерти прошло почти 200 лет, находящейся возле села Малый Арал, до сих пор ходят паломники. Его прах источает целебную ауру… Мало кто из нынешнего поколения людей не знает, что в начале 20 века Аксарайская степь тоже была прилично заселенной территорией. Там по аулам жили казахи-кочевники. Основным занятием их было животноводство. На необъятных просторах ходили тучные стада. В 1925 году, когда проходила «советизация», здесь организовали шесть сельских Советов. Значит, численность степняков соответствовала определенным меркам создания властных образований. Через пять-шесть лет свободных скотоводов загнали в колхозы. Зажиточные степняки, не пожелавшие подчиниться, были раскулачены и сосланы в дальние края. А ещё через некоторое время власти приняли более жесткое решение – переселить казахов-степняков на пойменные земли. Немногие знают, что недалеко от Красного Яра в 30-е годы властями было образовано поселение для раскулаченных. Люди здесь жили и работали под присмотром комендатуры. Они обрабатывали землю, разводили скот. Предприятие было прибыльным. В 1936 году в трудпоселке был создан закрытый колхоз «Заря». Осенью 1941 года, когда фронт приближался к Сталинграду, колхоз расформировали, а население отправили на Северный Казахстан. Оставшиеся дома и имущество кулаков-крестьян передали колхозу «Вторая пятилетка», который перевёл сюда центральную усадьбу из села Самохваловка. В 50-е годы хозяйство присоединили к красноярскому колхозу, а люди перебрались в окрестность райцентра. Остались в памяти взрослого населения района такие названия, как Александрия, Сурковка, Бершик, Картуба, Вятский… Да, жизнь не стоит на одном месте: одни населенные пункты исчезают с географической карты, появляются – другие. Так было всегда. Но те, что стёрты с лица земли, не должны бесследно кануть в Лету. Память о них должна быть жива: старики пусть рассказывают потомкам о тех местах, где они родились, работали, добивались успехов, создавали семьи… Немаловажно и другое: там остались погосты, где покоится прах предков. Считаю, будет правильно, если нынешние власти поставят памятники населённым пунктам. Их можно установить и на основных дорогах с соответствующими указателями. Возможно, кто-то захочет посетить землю отцов и дедов, вспомнив рассказы близких людей. Или этой местностью заинтересуются краеведы, писатели. Так или иначе эти знаки послужат добрую службу тем, кому небезразлична судьба родной земли. И в школах необходимо проводить открытые уроки по истории родного села, активизировать работу поисковиков и публиковать в средствах массовой информации добытые сведения о сёлах и выдающихся людях. В данном патриотическом начинании непосредственное участие должны принимать депутаты и администрации муниципалитетов, которые могли бы присвоить безымянным урочищам, участкам имена известных земляков, создавать музеи, патриотические клубы. Ведь именно в таких действиях рождаются элементы воспитания молодёжи.
Комментарии (0)