|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Железногорск. Красноярский край город железногорскЖелезногорск (Красноярский край)История города Железногорска неразрывно связана с атомной промышленностью. В конце 1940-х г. руководство СССР уделяло большое значение производству компонентов для ядерного оружия, ускоренными темпами строились предприятия атомной отрасли. В соответствии с решением 1-го Главного управления при Совнаркоме СССР, одно из секретных предприятий по наработке оружейного плутония должно было удовлетворять следующим условиям: располагаться вблизи озера или реки (на охлаждение реакторов требовалось большое количество воды), находиться далеко от государственной границы, но рядом с крупным промышленным центром, в несейсмоопасном районе, и обязательное условие – под землей. Ученые рассчитали, что основной объект в случае ракетно-бомбового удара мог уцелеть под 200-метровой толщей земли. Было поддержано предложение заместителя начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР Авраамия Павловича Завенягина – использовать для строительства площадку с горным массивом, находящуюся в среднем течении реки Енисей. По распоряжению И. Сталина в мае 1949 г. в Красноярский край была направлена изыскательская экспедиция института ГСПИ-11 (Ленинградского союзного проектного института) с целью окончательного подтверждения места строительства. Десантом изыскателей были исследованы окрестные деревни Додоново, Атаманово, Куваршино, Балчуг, Шивера и Белорусская, была выбрана деревня Додоново. В этом месте Атамановский хребет приближался вплотную к реке Енисей, ограждая с востока широкую долину, на территории которой можно было построить жилой поселок. Важными были и другие факторы: в 64 км располагался Красноярск, крупный промышленный центр, и Транссибирская железнодорожная магистраль. 20 августа 1949 г. у деревни Додоново на берег Енисея высадился отдельный строительный военный батальон, прибывший на пароходе «Мария Ульянова» из г. Глазова для проведения подготовительных работ перед строительством будущего рабочего поселка. Стройбатом в составе 800 человек командовал подполковник Курносых. Уже к октябрю 1949 г. сформировали первый строительный район. Работа велась в суровых условиях – ранние холода, бездорожье, жизнь в палатках, отсутствие каких-либо механизмов. Но бойцами строительного батальона в кратчайшие сроки были построены причалы для разгрузки стройматериалов с барж и первые склады, было проложено 6 километров гравийной дороги, началось строительство бараков. В конце октября было приказано законсервировать стойку, а строителей передислоцировать в район г. Томска. Для охраны складов было оставлено 100 человек. 26 февраля 1950 г. вышло постановление Совета министров СССР за подписью И. В. Сталина о строительстве комбината № 815, предписывающее надежно укрыть комбинат № 815 от нападения с воздуха и обеспечить его бесперебойную работу. С этой целью необходимо было комбинат по производству теллура-120 построить в скальных породах под землей, с заглублением 200–230 м. Для строительства комбината утверждалась площадка на правом берегу Енисея, в 50 км ниже Красноярска. На поверхности земли предписывалось разместить жилой поселок со следующими сроками ввода в эксплуатацию: 1950 г. – 10 тыс. кв. м, 1951 г. – 30 тыс. кв. м, 1952 г. – 40 тыс. кв. м. К августу 1950 г. предстояло построить железнодорожную ветку от площадки комбината № 815 до станции «Базаиха» Красноярской железной дороги и открыть на ней рабочее движение. В марте 1950 г. на территорию будущей стройки прибыли проектировщики и изыскатели «Ленгипростроя», всего 22 человека. Со строительства секретного объекта в Челябинске-40 под Красноярск был командирован начальник Главпромстроя МВД СССР генерал-майор Михаил Михайлович Царевский, прибывший в деревню Первомайскую 15 апреля 1950 г. В распоряжение строителей было передано 30 грузовых автомобилей ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны (в условиях бездорожья грузовики передвигались в сопровождении трактора), а также 50 лошадей, доставленных из Челябинска-40. Распоряжением МВД СССР в мае 1950 г. был создан исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) «Гранитный». С мая по октябрь заключенные строили железнодорожную ветку от станции «Базаиха» до Соцгорода протяженностью 51 км. С введением в эксплуатацию железной дороги была решена задача оперативной доставки грузов на строительные площадки комбината и рабочего поселка. Первый пассажирский поезд, курсировавший между Соцгородом и Базаихой-II, строители прозвали «Тарзаном» за издаваемый им пронзительный свисток, его составляли маленькие немецкие трофейные вагончики, отапливаемые «буржуйками». Основание города, 1950-е годы В июне 1950 г. была организована «Восточная контора Главстроя СССР» – дирекция комбината. Первопроходцы работали в тяжелейших условиях – не хватало транспорта, механизмов и стройматериалов, люди ютились в деревянных бараках и землянках. Но уже 15 августа 1950 г. строители забили первый колышек, обозначивший начало строительства жилых кварталов будущего секретного города. Тогда же, летом 1950 г., началась подготовка к горнопроходческим работам в скальном массиве для размещения здесь комбината № 815. В первые годы строительства промышленные объекты и будущий город создавались, главным образом, заключенными и военными строителями, гражданских специалистов было немного. По данным на 1 января 1953 г., в лагере «Гранитный» содержались 27 314 заключенных. После амнистии 1953 г. 17 тыс. человек были освобождены досрочно. С 1950 по 1964 гг., за все время существования Полянского исправительно-трудового лагеря (такое название «Гранитный» получил с 1954 г.), через него прошли 80 тысяч 483 заключенных. К 1953 г. были пущены в эксплуатацию деревообрабатывающий комбинат, бетонный и кирпичный заводы, началась разработка песчано-гравийных карьеров. В жилом массиве уже было 234 жилых дома, из них 18 каменных, построен кинотеатр «Спартак», больничный городок, три столовых, три школы и детский сад. В самом начале строительства были созданы новые предприятия: Горное управление, Монтажная контора № 17 Главпромстроя МВД СССР (трест «Сибхиммонтаж»), Монтажно-строительное управление № 73. Специалисты этих предприятий работали на строительных площадках. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1954 г. рабочему поселку комбината № 815 был присвоен статус города. Новый город получил два имени: в открытой переписке использовалось название Красноярск-26, в закрытой переписке советских и партийных органов – Железногорск. К этому времени объем жилья, введенного в эксплуатацию в Красноярске-26, превысил 40 тыс. кв. м, в городе было 5 школ на 1 760 учащихся, работала сеть объектов соцкультбыта, действовали три внутриквартальных котельных. В июне 1954 г. в городе состоялись первые выборы в Совет депутатов трудящихся, в который вошли 139 депутатов. По призыву Хрущёва и ЦК ВЛКСМ в 1956 г. на секретную стройку прибыло 2 252 добровольца из Москвы и Ленинграда, из которых 948 были комсомольцами – строители, инженеры, монтажники, учителя. 1958 год стал знаменательным для молодого города. 19 августа 1958 г. был пущен первый реактор Горно-химического комбината – АД. Уже 28 августа состоялось подписание акта о его готовности к эксплуатации и Горно-химический комбинат пополнил строй действующих предприятий СССР. 27 июня 1961 г., спустя всего три года, был пущен второй реактор, АДЭ-1, для наработки плутония-239. В 1958 г. Центральным Комитетом КПСС и Советом министров было принято решение перевести Красноярский машиностроительный завод на изготовление ракетной техники. Постановление предписывало построить специальный объект – испытательную станцию жидкостных ракетных двигателей, которой было присвоено условное название «Химзавод». Площадку Химзавода разместили недалеко от города, а в создании спецобъектов участвовали инженеры и строители Красноярска-26. 31 декабря 1961 г., через три года после начала строительства, испытательный стенд был построен и сдан эксплуатацию. 4 июня 1959 г. в соответствии с приказом Госкомитета оборонной техники в Красноярске-26 был образован филиал ОКБ-1, руководителем которого был назначен 34-летний заместитель С. П. Королёва Михаил Фёдорович Решетнёв. 1 ноября 1959 г. в штат предприятия было зачислено 137 сотрудников. 23 мая 1960 г. были образованы первые 11 отделов. 2 июня 1960 г. в Красноярск-26 прибыл С. Королёв, после визита которого строительство цехов пошло ускоренными темпами. Уже к концу года была собрана первая партия гироприборов и 31 декабря 1960 г. сдана заказчику, а в январе 1962 г. первая ракета, собранная в Конструкторском бюро прикладной механики, была запущена с космодрома Капустин Яр. Красноярск-26 в 1960–1980-х годах Секретный город Красноярск-26, не отмеченный на картах СССР, являлся объектом пристального внимания со стороны высшего руководства страны. 9 октября 1959 г. город посетил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, он спустился в шахту, где в то время был пущен первый реактор, ознакомился с щитом управления АД. Никита Сергеевич повторно был с визитом в Красноярске-26 в начале 1963 г., осмотрев цеха 2-й площадки «Красмаша» – так называли тогда НПО Прикладной Механики. В январе 1964 г. был пущен реактор АДЭ-2 на Горно-химическом комбинате. В августе того же года были выведены на орбиту три спутника «Космос» разработки НПО ПМ. В то же время специалисты ГХК и ВНИПИЭТ разработали и внедрили первую в мире схему использования тепла, выделяемого реактором АДЭ-2 для горячего водоснабжения и теплоснабжения Красноярска-26. Это позволило ликвидировать чадящие угольные внутриквартальные котельные. Строились не только промышленные объекты, полным ходом шло строительство жилых кварталов. В 1958 г. появилось искусственное озеро, созданное силами жителей города, вокруг водоема планировалось строительство жилых кварталов. Согласно Генплану, первыми в 1960-х гг. начали строить так называемые «хрущевки» – панельные 5-этажные дома серии 1-335. К середине 1960-х гг. были застроены центральная и северная части Красноярска-26. Преобладающими были крупнопанельные дома эпохи «советского классицизма», спроектированные ленинградскими архитекторами. В 1974 г. в городе началось возведение домов улучшенной планировки. К этому времени Красноярск-26 имел развитую инфраструктуру, включающую в себя детские сады и школы, больничный комплекс, продуктовые и промтоварные магазины, предприятия бытового обслуживания, спортивные и культурные учреждения. В числе прочих объектов в городе действовали: Театр кукол, Театр оперетты, 3 кинотеатра, музыкальная школа, 8 библиотек. В августе 1979 г. город Красноярск-26 отпраздновал 25-летний юбилей. К юбилейной дате Горсоветом было утверждено звание «Почетный гражданин Красноярска-26», и первыми звания Почетного гражданина города были удостоены: Ефим Павлович Славский (министр среднего машиностроения), Виталий Петрович Амелин (бригадир столяров «Сибхимстроя»), Рудольф Александрович Балюкин (токарь-расточник НПО ПМ), Владилен Владимирович Бормашев (бригадир слесарей монтажников МСУ-53), Александр Васильевич Лёзин (начальник цеха ГХК), Тамара Васильевна Стороженко (главный педиатр ЦМСЧ-51). В 1979 г. было начато строительство микрорайона № 3 – первого многоэтажного микрорайона. По замыслу архитекторов и строителей, он должен был раскинуться на южном берегу озера и включать в себя только дома улучшенной планировки. Главной улице нового микрорайона дали название в честь архитекторов из Ленинграда, спроектировавших неповторимый облик города – Ленинградский проспект. В 1980-х гг. в городе продолжилось активное строительство – строились 3-й и 4-й микрорайоны, был создан архитектурно-художественный комплекс площади Победы с мемориалом, открыт памятник С. П. Королеву. 27 августа 1988 г. в Красноярске-26 открылся городской музей, основу первых экспозиций которого составили страницы истории предприятий города. 1990-е годы С началом в стране экономического кризиса 1990-х гг. наступил сложный период в истории города. В условиях инфляции и нестабильности трудные времена наступили для предприятий, на градообразующих предприятиях значительно сократился оборонный заказ, а по некоторым видам продукции он был приостановлен. Вынужденно простаивали рабочие коллективы, задерживалась заработная плата, люди участвовали в митингах протеста. Но даже в тяжелейших условиях того времени Красноярск-26 сохранил основные производства и градообеспечивающие предприятия. Социальная обеспеченность жителей города оставалась на уровне самых высоких в Красноярском крае. В соответствии с Законом о закрытых административно-территориальных образованиях от 14 июля 1992 г., Красноярск-26 был отнесен к категории ЗАТО. 4 января 1994 г. Красноярску-26 было официально присвоено имя Железногорск, впервые обозначенное еще в 1954 г. в Указе Президиума Верховного Совета. 28 июля 1994 г. в Железногорске пребывал с визитом Президент России Б. Ельцин. 22 декабря 1996 г. в городе был сформирован представительный орган местного самоуправления – городской Совет, в состав которого вошли 13 депутатов. 23 октября 1997 г. принят Устав ЗАТО г. Железногорск. К концу 90-х гг. XX века социально-экономическая ситуация в Железногорске начинает стабилизироваться, на продукцию градообразующих предприятий частично возобновляется госзаказ. Современный Железногорск В 1999 г. город активно включился в международное сотрудничество, началась реализация ряда программ: «Города-побратимы», «Инициатива атомных городов» и др. В июле 2000 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Железногорском и городами Мэривилл и Алкоа (штат Теннеси, США). В ноябре 2002 г. началась разработка Стратегического плана развития города на период до 2010 г. При планировании своего будущего Железногорск, как и прежде, связывает его со своими градообразующими предприятиями. Стратегически важными остаются объекты Горно-химического комбината, на котором планируется создание новых мощностей для временного хранения отработавшего ядерного топлива и комплексного производства полупроводникового кремния. Одним из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли РФ остается ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва», создавшее свыше тысячи космических аппаратов в областях связи, навигации, телекоммуникации, геодезии. Управление строительства № 9 стало одним из подразделений федерального агентства «Спецстрой России». www.bankgorodov.ru ЗАТО город Железногорск — Интернет-энциклопедии Красноярского краяИстория Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х гг. в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. Один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли. Была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 г. для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института. 26 февраля 1950 г. вышло Постановление Совета министров СССР за подписью И. В. Сталина о строительстве комбината № 815. И уже в марте 1950 г. на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей Ленгипростроя. В октябре 1950 г. силами заключенных исправительно-трудового лагеря была построена железнодорожная ветка протяженностью 51 км по маршруту станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород. Летом 1950 г. начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве для размещения будущего комбината № 815. В первые годы строительства комбината гражданских специалистов на стройке было немного, город и промышленные объекты создавались в основном силами военных строителей и заключенных. К 1953 г. стройка приобрела глобальный масштаб. Начали работать деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, песчано-гравийные карьеры. В городской черте появилось 234 жилых дома, в том числе 18 каменных, кинотеатр «Спартак», три школы, три столовых, детский сад, больничный городок. 17 марта 1954 г. рабочий поселок комбината № 815 получает статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. Одним из самых знаменательных в истории молодого города стал 1958 г. 19 августа 1958 г. был пущен первый реактор горно-химического комбината — АД. Второй реактор для наработки плутония-239, АДЭ-1, был введен в строй всего через три года, 27 июня 1961 г. В начале 1958 г. руководство СССР принимает решение о необходимости массового производства ракет, способных выводить спутник на орбиту и при необходимости доставлять атомную бомбу в любую точку земного шара. Ракеты разрабатывали специалисты Особого конструкторского бюро № 1 под руководством С. П. Королева. 4 июня 1959 г. выходит приказ об образовании в Красноярске-26 филиала Особого конструкторского бюро № 1 — ныне это ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва. 31 декабря 1960 г. предприятие выпускает первую партию гироприборов. В январе 1962 г. с космодрома Капустин Яр была запущена первая ракета, собранная и испытанная специалистами конструкторского бюро прикладной механики. 1964 г. стал особым в истории города. В январе был осуществлен пуск реактора АДЭ-2 на ГХК, а в августе на орбиту были выведены три спутника «Космос», разработанные в НПО ПМ. В это же время специалистами ГХК и ВНИПИЭТ была разработана и внедрена первая в мире схема использования тепла от реактора АДЭ-2 для теплоснабжения и горячего водоснабжения Красноярска-26. Наряду с промышленными объектами строились и жилые кварталы. К 1980 г. были застроены северная и центральная части города, преимущественно крупнопанельными домами, которые были частью архитектурного стиля «советского классицизма», привнесенного в закрытый город ленинградскими архитекторами. В городе сформировалась развитая инфраструктура, включающая в себя школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. Действовали театр оперетты, театр кукол, восемь библиотек, музыкальная школа и три кинотеатра. Период 1990-х гг. стал одним из самых сложных в истории города и его основных предприятий. Тем не менее городу удалось сохранить основные производства и систему муниципальных градообеспечивающих предприятий. Одной из самых высоких в Красноярском крае оставалась и социальная обеспеченность жителей Красноярска-26. 14 июля 1992 г. Красноярск-26 был официально отнесен к числу закрытых территориально-административных образований с расположенными на них военно-промышленными объектами. Городу было присвоено имя Железногорск. К концу 1990-х гг. социально-экономическая ситуация в городе начинает понемногу стабилизироваться. Город активно включается в международное сотрудничество. Создается фонд «Международный центр развития — Железногорск», реализуется ряд программ: «Инициатива атомных городов», «Города-побратимы», программа студенческого обмена TIPS. В 2000 г. Железногорск заключает соглашение о сотрудничестве с городами Алкоа и Мэривилл, округ Блаунт, штат Теннеси, США. Сохраняют стратегическую важность объекты горно-химического комбината, перспективы развития которого сегодня соотносятся с созданием новых мощностей по временному хранению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и комплексным производством полупроводникового кремния. Ведущим предприятием ракетно-космической отрасли страны по-прежнему остается Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнёва, за 46 лет деятельности создавшее более тысячи космических аппаратов в области связи, телекоммуникации, навигации и геодезии. my.krskstate.ru История Железногорска | ЗАТО РоссииИстория Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х годов в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. По решению 1 Главного управления при Совете народных комиссаров СССР один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно - под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли. По предложению заместителя начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР А.П. Завенягина была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 года по распоряжению И.В. Сталина для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института ГСПИ-11. 20 августа 1949 года на берег Енисея у деревни Додоново на пароходе "Мария Ульянова" прибыл отдельный строительный батальон в составе 800 человек под командованием подполковника Курносых. Военных передислоцировали из города Глазова для развертывания подготовительных работ по строительству будущего рабочего поселка. Уже в октябре 1949 года был сформирован первый строительный район. Несмотря на суровые условия - ранние холода, жизнь в палатках, бездорожье и отсутствие механизмов, бойцы стройбата в короткий срок построили причалы для разгрузки барж со стройматериалами и первые склады, проложили 6 км гравийной дороги и начали строительство бараков. В конце октября поступил приказ стройку законсервировать, а личный состав передислоцировать в район Томска, оставив для охраны складов сто человек. В марте 1950 года на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей "Ленгипростроя", 15 апреля 1950 года в деревню Первомайскую прибыл начальник Управления строительства генерал-майор М.М. Царевский. В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь "Гранитный". Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту "станция Базаиха Красноярской железной дороги - Соцгород". Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината. А уже 15 августа 1950 года на перекрестке двух будущих улиц секретного города был забит первый колышек, давший начало строительству жилых кварталов. Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения комбината № 815. К 1953 году стройка приобрела глобальный масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, в том числе 18 каменных, кинотеатр "Спартак", три школы, три столовых, детский сад, больничный городок. 17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск - для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 - для открытой переписки. К этому времени в Красноярске-26 построено и введено в эксплуатацию более 40 000 кв. м жилья, 5 школ на 1760 учащихся, объекты соцкультбыта и три внутриквартальных котельных. В 1956 году город встречал десант добровольцев из Москвы и Ленинграда, прибывший на секретную стройку по призыву Н.С. Хрущева и ЦК ВЛКСМ. Из 2252 прибывших 948 человек были комсомольцами, пополнившими ряды строителей, монтажников, инженеров, учителей. Одним из самых знаменательных в истории молодого города стал 1958 год. 19 августа 1958 года, всего через восемь лет после начала строительства, был пущен первый реактор Горно-химического комбината - АД. Второй реактор для наработки плутония-239 - АДЭ-1 был введен в строй всего через три года. В 1958 году ЦК КПСС и Совет министров приняли Постановление о переводе Красноярского машиностроительного завода на изготовление ракетной техники. В Постановлении говорилось о строительстве специального объекта - испытательной станции жидкостных ракетных двигателей с условным названием "Химзавод". Площадка Химзавода разместилась неподалеку от города, и в создании спецобъектов принимали участие строители и инженеры Красноярска-26. Испытательный стенд был построен за три года и сдан в эксплуатацию 31 декабря 1961 года. В начале 1958 года руководство СССР принимает решение о необходимости массового производства ракет, способных выводить спутник на орбиту и при необходимости доставлять атомную бомбу в любую точку земного шара. Ракеты разрабатывали специалисты Особого конструкторского бюро № 1 под руководством С.П. Королева. 4 июня 1959 года выходит приказ Государственного комитета по оборонной технике об образовании в Красноярске-26 филиала ОКБ-1 под руководством 34-летнего заместителя Королева М.Ф. Решетнева. 1 ноября 1959 года на предприятие зачисляются 137 человек, 23 мая 1960 года образуются первые 11 отделов, а 2 июня 1960 года в Красноярск-26 приезжает С.П. Королев. После визита Королева строительство цехов ускоряется, и 31 декабря 1960 года первая партия гироприборов, собранных на предприятии, сдается заказчику. Через год, в январе 1962-го, с космодрома Капустин Яр была запущена первая ракета, собранная и испытанная специалистами Конструкторского бюро прикладной механики. Это было время развития и побед. Неслучайно именно в этот период город стал объектом внимания первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. 9 октября 1959 года он побывал в шахте, где к тому времени был запущен первый реактор, и посетил щит управления АД. В начале 1963 года Хрущев вновь приехал в Красноярск-26. На этот раз он осмотрел цеха "площадки-2" Красмаша, как тогда называли НПО ПМ. В январе 1964 года осуществлен пуск реактора АДЭ-2 на ГХК, а в августе на орбиту выведены три спутника "Космос", разработанные в НПО ПМ. В это же время специалистами ГХК и ВНИПИЭТ разработана и внедрена первая в мире схема использования тепла от реактора АДЭ-2 для теплоснабжения и горячего водоснабжения Красноярска-26. Чадящие внутриквартальные угольные котельные ликвидировали. Наряду с промышленными объектами строились и хорошели жилые кварталы. В 1958 году силами жителей города было создано искусственное озеро, вокруг которого и началось строительство жилья. Первыми появились панельные дома серии 1-335, так называемые "хрущевки". А в 1974-м в Красноярске-26 началось строительство домов улучшенной планировки. К этому времени в городе сформировалась развитая инфраструктура, включающая в себя школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. В городе действовали Театр оперетты, Театр кукол, 8 библиотек, музыкальная школа, и три кинотеатра. К середине 1980-х секретный город пришел к необходимости воссоздания своей истории, и 27 августа 1988 года в Красноярске-26 был открыт городской музей. Основой первых экспозиций были страницы истории городских предприятий, но по прошествии лет благодаря сотрудникам музея были раскрыты многие неизвестные страницы жизни одного из городов "зеро". Период 1990-х годов стал одним из самых сложных в истории города и его основных предприятий. В стране начался экономический кризис. Оборонный заказ на градообразующих предприятиях был сокращен, а по отдельным видам продукции приостановлен. Рабочие коллективы целых подразделений были отправлены в вынужденный простой, началась задержка заработной платы. В городе стали проходить митинги протеста. Тем не менее городу удалось сохранить основные производства и систему муниципальных градообеспечивающих предприятий. Одной из самых высоких в Красноярском крае оставалась и социальная обеспеченность жителей Красноярска-26. 14 июля 1992 года вышел Закон РФ о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), юридически закрепивших существование территорий с расположенными на них военно-промышленными объектами. К числу ЗАТО был отнесен и Красноярск-26. 4 января 1994 года Постановлением правительства "Об официальном названии населенных пунктов ЗАТО" Красноярску-26 было присвоено имя Железногорск, обозначенное еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1954 года. В этом же году 28 июля Железногорск посетил Президент России Б.Н. Ельцин. К концу 1990-х годов социально-экономическая ситуация в городе, как и в целом по стране, начинает понемногу стабилизироваться. Частично возобновляется государственный заказ на продукцию градообразующих предприятий, минимизируются задержки платежей по заработной плате. В 1999 году город активно включается в международное сотрудничество. Создается Фонд "Международный центр развития - Железногорск", реализуются ряд программ: "Инициатива атомных городов", "Города-побратимы", программа студенческого обмена TIPS. В июле 2000 года Железногорск заключает соглашение о сотрудничестве с городами Алкоа и Мэривилл, округ Блаунт, штат Теннеси, США. В июле 2004 года сессией городского Совета был утвержден Стратегический план развития города. Стратегически важными направлениями были признаны энергообеспечение, кадровое обеспечение, совершенствование инвестиционной привлекательности, улучшение взаимодействия с федеральными и региональными органами власти и формирование здорового образа жизни. Планируя свое будущее,Железногорск по-прежнему связывает его с градообразующими предприятиями. В настоящее время в Железногорске развиваются ядерные технологии, здесь выпускается 70% российских спутников гражданского назначения, создана мощная производственная база для промышленного и гражданского строительства. zato.tv |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|