6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Свежий выпуск:

№ 68 от 12.09.2017

Одной строкой

Свежие комментарии

Птицы Красноярского края. Какие птицы зимуют в красноярском крае


Сайт детского сада - Проект «Зимующие и перелётные птицы» Ткаченко

Экологический проект

  I. ТЕМА: «Зимующие и перелётные птицы»

 II. Организация- исполнитель: МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка» гр.«Буратино»

 III. Руководство проекта: Ткаченко О.Н.

 IV. Сроки выполнения:  проект краткосрочный  с 16.11.15.-10.12.15г.

  V. Участники проекта: дети, воспитатели.

   Актуальность проекта: осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух.  Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает  перелетные птицы снова возвращаются  в родные края.

  В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

1. Цель:  расширение и обогащение знаний детей  о перелетных и зимующих птицах .

2. Задачи:

1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.

2. Обогатить словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие.

3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

3. Подготовительный этап:

- определение уровня знаний детей о птицах;

- подбор необходимой литературы, иллюстраций  по данной теме.

4. Основной этап.

 Мероприятия по реализации проекта.

  Рассмотреть иллюстрации  с изображением зимующих и перелётных птиц.

  Вопросы:

• Какие из птиц Вам знакомы?

• Каких из птиц Вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой (синичка, воробей, голуби, снегири)

• Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму (зимующие)

• Каких птиц не видно в последнее время (ласточки, грачи, вороны)

• Куда исчезли эти птицы (улетели в тёплые края)

• Как называются птицы, которые улетают? (перелётные) Как Вы думаете, почему перелётные птицы улетают (ответы детей)

Игра «Доскажи словечко»

1. На полях гуляет вскачь

За червями чёрный … грач

2. Резко в воздухе летает

Словно небо разрезает

Крыльев острых парочка

Ловит мошек… ласточка

3. Заселяется он в домик,

Что построил мальчик Вовик

Рано слышен наш певец,

Заливается. скворец.

4. Верещунья белобока,

А зовут ее. (сорока)

5. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири)

       Беседа о зимующих и перелётных птицах

  Птицы улетают к югу, чтобы найти такие места, где они смогут находить для себя вдоволь пищи. Такие перелеты совершают ласточки, стрижи, скворцы и другие птицы. Птицы очень быстро расходуют энергию, которую они получают вместе с пищей, а это означает, что есть им нужно часто. Поэтому, когда земля замерзает и пищу (особенно насекомых) найти трудно, многие птицы отправляются на юг. Птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер (утки, гуси, лебеди, улетают еще и потому, что водоемы замерзают. Для того, чтобы выжить, перелетные птицы совершают долгие путешествия к югу и возвращаются к нам, когда наступает весна.

  Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.

  Откуда птицы знают, как находить дорогу в «теплые края» и потом возвращаться домой? птицы способны чувствовать магнитное поле земли и ориентироваться по нему. Умение птиц чувствовать магнитные поля зависит от света.

   Зимующие птицы живут у нас круглый год. Эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. И всё-таки очень тяжело птицам зимой. И мы с Вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять от них деревья.

Игра «Один — много» (с мячом) 

— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –соловьи-много соловьёв

Кукушка –кукушки-много кукушек

Скворец –скворцы-много скворцов

Грач –грачи-много грачей

Синица – синицы-много синиц

Воробей-воробьи-много воробьёв

Снегирь-снегири-много снегирей

Игра «Думаем и отвечаем»

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)

2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)

3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)

4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)

6. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

7. Как называется птичий дом? (гнездо)

8. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)

9. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)

10. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)

11. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)

12. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)

13. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)

   Чтение художественной литературы:

  1. Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
  2. Ю. Никонова «Зимние гости».                                          
  3. В.Бианки «Птичий календарь»,«Что увидела сорока»,«Птичьи разговоры»;
  4. И. Токмакова «Десять птичек стайка»,                     
  5. Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,
  6. Н. Сладков «Скворцы- молодцы»,
  7. В. Флинт «Птицы в нашем лесу», 
  8. О. Дриз «Птичий праздник».

5. Заключительный этап.

Игра - викторина «Знатоки природы»

Оформление стенгазеты «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Ожидаемый результат:

- у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц;

- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

 

 

                 Игра – викторина «Знатоки природы»   Программное содержание: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Закрепить названия птиц, их повадки, внешний вид. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им.      Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы.                                                    Ход досуга. Ведущий: Ребята, мы собрались, чтобы провести «Птичью почемучку». Посмотрите, сколько разных рисунков с птицами – зимующими, перелётными, водоплавающими (рассматривание рисунков, плакатов). Назовите птиц, которых вы узнали? (ответы детей) Ведущий: сейчас вы разделитесь на две команды. А поскольку разговор у нас о птицах, и названия команд должно быть связано с птицами. Как бы вы хотели назвать свою команду. Дети выбирают названия. Ведущий: Поприветствуем команду «Смышленый воробей» и команду «Мудрая сова». Для начала предлагаю вам отгадать загадки. Отвечает тот кто первый поднимет руку. Чья команда больше наберёт правильных ответов та и победит. Чик-чирик! Полюбуйтесь, детки, Как легко я прыг да прыг С веточки на ветку. Чик-чирик! Я на ветке жить привык. Я не чиж, не соловей, всем известный…(воробей) У неё глаза большие, Хищный клюв всегда крючком, По полям она летает, Спит на дереве лишь днём. (сова) 

Всё время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (дятел)кар-кар! Я влечу на старый пень, Буду каркать целый день. У меня опять беда – птенчик выпал из гнезда» (ворона)Что за хищница: Болтлива, воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут её…(сорока) Эту птицу всякий знает: На шесте его дворец.                                                                                                       червячков птенцам таскает, Да трещит весь день…(скворец) Кто сидит на суку И кричит: «КУ-КУ! КУ-КУ!» Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперёд по пашне ходит вскачь, А зовётся птица…(грач) Подведение итогов разминки. Задание № 2 1. На доске расставлены картинки, изображающие домашних и диких птиц. Вопросы: - Покажите и назовите домашних птиц? - Покажите и назовите диких птиц? 2. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних птиц. Вопросы: - Как называются птенцы этих птиц?(цыплята, утята, гусята) 3. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних птиц и их детёнышей. Вопрос: - Найди каждой маме её птенца и назови его.(курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусыня - гусёнок) 4. На доске расставлены сюжетные картинки различного содержания: дети оказывают помощь животным, развлекаются на природе. Вопрос: - Найди картинку на которой изображены дети, оказывающие помощь животным.(мальчик кормит птиц, девочка перевязывает собаке лапу и т.д.) Задание № 3 Вопросы - ответы по теме «Птицы»                                                                               Чем птицы отличаются от других животных?                                                     Каких птиц зимующих у нас вы знаете? Каких вы знаете перелётных птиц? Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? Что можно дать птицам на обед? Назови домашних птиц, которые умеют плавать? Какая птица зимой выводит птенцов? Какая птица к зиме белеет? Почему сороку в народе называют «сорокой-воровкой»? Что строят птицы когда собираются заводить птенцов? Назовите птиц не умеющих летать? Назовите птиц занесённых в Красную книгу, объясните, почему они туда занесены?(розовый фламинго, черный журавль, стерх, сокол, беркут, розовая чайка) Подведение итогов. Словесная игра: «Прилетели птицы». По желанию подвижные игры «Воробьи и вороны», «Совушка-сова»

doy-kalinka.ucoz.ru

Птицы Красноярского края

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА МОРСКИХ ПТИЦ
ИГРА « БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»
Ориентировка в пространстве&quot
Учитель начальных классов
Материал 18
Сочинение "Грачи прилетели"
1 ожденные полз ть и лет ть зв ние этой пичуги
Сложение и вычитание вида ±1, ±2
Викторина о птицах
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БОРОДАТОЙ НЕЯСЫТИ
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Перелетные и зимующие пртицы: информация для школьного проекта

Здравствуйте, дорогие ребята! Рубрика «Проекты» продолжает свою работу для детей и родителей, помогая в поиске необходимой для уроков информации. Сегодняшняя тема – перелётные и зимующие птицы. Будем говорить, зачем, куда и какие пернатые улетают от нас, а также почему некоторые из них не спешат покидать дом.

Виды птиц

Всех пернатых подразделяют на три вида:

  • осёдлые – такие птахи проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, обычно это представители тропиков и субтропиков; в северных краях и центральной части России это те городские птицы, которые привыкли жить поблизости с человеком,
  • кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти побольше корма,
  • перелётные – эти при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно, к ним относится большинство проживающих в северном и умеренном поясах.

Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.

Кто и зачем улетает со своей родины?

Среди перелётных птиц – ласточки, дикие гуси, скворцы, грачи и многие другие. При наступлении холодов они улетают туда, где тепло, возвращаясь обратно на свои родные места, которые оставили осенью.

Зачем птицы покидают родные края?

Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны,чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.

Чем питаются птицы летом?

В основном насекомыми. Вся их живая добыча – жучки да червячки — с холодами либо умирают, либо ложатся спать, прячась глубоко в землю. Потому те, у кого в меню нет зерна или корешков от растений, вынуждены лететь в тёплые страны, где много насекомых.

Среди жителей лесов и населённых пунктов половина пернатых – перелётные. Почти все, что живут на болотах и водоёмах, улетают туда, где потеплее. Так, аисты и цапли собираются в долгую дорогу, когда замерзают пруды и речки. Из-подо льда трудно достать лягушек и рыбок, а мелкие грызуны давно попрятались по своим норкам.

Знаете ли вы?! Самым последним из всех улетает грач. Но он в числе первых, кто возвращается с зимовки в родные края, где-то в промежутке между 4 и 23 марта. Поэтому есть выражение: «Грачи весну открыли». После них следом прилетают домой скворцы и жаворонки.

Откуда птицам знать, когда и куда лететь?

При наступлении осени перелётные птицы собираются стаями, устраивая тренировки, чтобы потом на протяжении нескольких часов лететь, преодолевая громадные расстояния, при этом не сбиваясь с курса. Как они это делают?

Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Учёные доказали, что они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.

  • Орнитологи считают, что ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.
  • Некоторые специалисты уверены, что для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.
  • Ещё существует версия, что птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.

Как бы то ни было, уже было проведено много экспериментов, когда птиц увозили на большие расстояния, а они раз за разом возвращались в свои родные гнёзда.

Многие готовятся к перелёту заранее, когда ещё тепло. Заложенный природой инстинкт как колокольчик даёт им приказ лететь на юг, чтобы пережить зиму и вернуться обратно для вывода птенцов. Учёные называют это миграционным импульсом, который служит стартом для перелёта. Также пусковым механизмом, призывающим к полёту, является изменившаяся долгота дня. К началу осени световой день становится короче.

Некоторые виды при перелёте развивают скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелёт. Птицы способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полёт, чтобы набраться сил и покормиться, поэтому дальние перелёты могут длиться до трёх месяцев.

Знаете ли вы?! Перелётная птица кукушка улетает в Африку. Но в отличие от других пернатых, в стаях этих птиц никто ещё не наблюдал. Они странным образом исчезают по осени, причём старшие раньше, нежели молодые поколения. А летят они обычно ночами и, наверное, в одиночку.

В какие страны летят перелётные птицы?

Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.

Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.

Знаете ли вы?! Некоторые виды уток под названием «кряква» по пути к месту зимовки пересекают не одну страну. Они пролетают над Белоруссией, Украиной, через Германию и Голландию, по территории Дании и Великобритании, а также по северу Италии и, в конце концов, останавливаются на западе Европы.

Кто остаётся с нами?

Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.

Зимой в лесу можно услышать, как настойчиво стучит по стволу дятел. Он не боится холодов, а еду в виде личинок и вредных для дерева насекомых добывает из-под коры. Помимо того, что это санитар леса, он ещё делает доброе дело для других птиц и мелких зверушек, выдалбливая дупла — домики, в которых потом селятся новые жильцы.

Не покидает свой край и глухарь, ведь у него в зимнем лесу полно еды – он питается сосновой хвоёй.

Не останутся голодными тетерева и рябчики, для которых пищей служат ягоды и почки можжевельника, а также ольховые серёжки.

Знаете ли вы?! Клёст не только хорошо чувствует себя зимой, питаясь еловыми орешками из шишек. Он умудряется ещё в холода вить себе гнёзда и заводить потомство.

Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.

Есть даже специальный день в году, когда когда кормушку или скворечник нужно повесить обязательно. Ведь в этот день все птицы отмечают свой праздник. Когда именно он отмечается? Узнайте об этом здесь.

Вот так вот кратко и интересно можно рассказать про пернатых друзей. А закончить проект предлагаю стихотворением в тему:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

На этом прощаюсь с пожеланиями новых открытий.

Успехов вам в учебе!

Евгения Климкович.

shkolala.ru

Зимующие птицы. Картинки, стихи и вопросы к мероприятию Зимующие птицы и зимние кормушки.

Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. В январе и феврале в школах и садах проходят конкурсы и разнообразные мероприятия, посвященные защите птиц зимой. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе: «Какие птицы зимуют в наших лесах?» Вы можете скачать картинки, подобрать вопросы о зимующих у нас птицах, а также использовать специально собранные загадки и стихи о птицах на своих мероприятиях и уроках.

Какие птицы зимуют у нас

А ваши дети знают, что не все птицы остаются зимовать с нами рядом - в наших лесах и садах? Давайте разберемся какие же есть птицы. Итак можно разделить всех известных нам пернатых на

  • перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Нужно показать детям картинки с этими видами птиц и обязательно попросить их назвать знакомых им птичек. Не просто называйте изображенную на картинке птицу, но и расскажите чем они друг от друга отличаются. Спросите у детей,  видели ли они этих птиц в лесу или в своем саду. Может быть эти птички лакомятся из школьной кормушки?

Рассматривая картинки с зимующими и перелетными птицами, спросите у учеников, смогут ли они отличить дятла от синицы, воробья от вороны? Часто на такой вопрос дети со смехом отвечают, что это очень легко. Что дятел крупный с красной шапочкой на голове, а синички маленькие, желтенькие и тинькают. Дятел же только стучит.

Тогда попробуйте поиграть в игру «Угадай птицу». Вы будете описывать оперение и повадки птиц, а дети ее угадают. Например:

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть. - Снегирь! - ответят ребята.

Если птица угадана, то вы показываете ее фотографию. Детям такие игры очень нравятся.

Подведите учеников к пониманию того, что зимой мы не видим некоторых птиц (соловья, иволгу, мухоловок, нет рядом и ласточек). Куда же они делись? Оказывается не все птицы зимуют вместе с нами.

К зимующим птицам относятся:

  • галка
  • поползень,
  • свиристель.
  • синица,
  • сизый голубь,
  • ворона,
  • глухарь,
  • сорока,
  • чиж,
  • дятел.

А теперь покажите ребятам другую картинку. Скажите, что это за птички, видели ли они их, слышали ли как они поют. Спросите когда ребята видели этих птиц. Большинство детей ответят, что видели или слышали их голоса летом. Объясните малышам, что эти птички не остаются с нами на зиму, они улетают в теплые края. Они летят туда, где тепло и есть их основной корм - насекомые.

К перелетным птицам относятся:

  • стриж,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • иволга,
  • соловей,
  • зарянка,
  • пеночки,
  • мухоловки,
  • зяблик.

А ведь дети могут вам задать вопрос: А почему мы не видим летом снегиря? На этот вопрос нужно ответить так: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой и поклевать семечки в нашей зимней столовой.

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

Расскажите детям какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки (можно показать ребятам коллекцию перьев разных птиц). Хорошо, если у вас есть возможность дать ребятишкам послушать как поют разные птички. Поставьте запись голосов птиц и попросите ребят угадать какая это птица, чей голос.

Затем следует рассказать, что зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края. Теперь пора спросить у деток холодно ли им в мороз на улице? Ребята ответят, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки. Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

Как помогать птицам зимой? 

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.

Как сделать кормушку для птиц

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками.  В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм. Спросите у детей почему так? 

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Как сделать кормушку и чем подкармливать птиц

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта.

Наблюдаем за птицами в зимней столовой

 

Чтобы у ребят не пропадало желание кормить птичек, не угасал интерес к кормушкам, предложите им вести «Дневник орнитолога».

Орнитолог - человек, изучающий птиц. Пусть ребята попробуют вести наблюдение за зимующими птицами. А где легче всего за ними наблюдать? Ну конечно не бегать в лесу! Проще всего наблюдать за птицами возле кормушки. Тут и воробьи, и синицы, и снегири, и другие гости прилетают на обед.

Расскажите ребятам как вести дневник орнитолога. Какие записывать туда наблюдения. Что отмечать. Например, 

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

Такие наблюдения и дневники не просто позволят ребенку узнать ближе птиц, но и научат его различать их, любить живую природу, беречь ее. Детям интересно самим быть участниками процесса, быть «маленькими учеными». Поддерживайте в них интерес к изучению птиц.

Если ребенок не может узнать какую-то птицу, то помогите ему - покажите как пользоваться определителем птиц. Откройте рисунки или фотографии птиц в интернете. Можно предложить ребенку зарисовать прилетающих в кормушку птиц или распечатать нужную картинку и вклеить ее в дневник орнитолога.

Карточки с изображением птиц можно брать с собой на прогулки или экскурсии в зимний лес или в парк. Пусть малыш (ученик) попробует сам определить увиденную птицу.

Пословицы и поговорки о птицах

Предложите детям проверить истинность пословиц, сложенных народом о птицах.

  • Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о птицах

Если вы проводите с детьми занятия на природе или делаете творческий проект на тему Зимующие птицы, воспользуйтесь собранными стихами о разных птицах.

Стихи про Ворону

Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хрипловатая Известная персона.  Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: - Киньте крошек воробью - Я вам песенку спою, Чик-чирик! Киньте просо и ячмень - Буду петь вам целый день, Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока Белогруда, белобока, Потрещала, поскакала, Грядку рыхлую примяла, Клювом кое-где порыла, Хвостик в луже помочила, Потом пёрышки встряхнула, Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы По заснеженным ветвям – Желтогрудые синицы Прилетели в гости к нам. «Тинь-тень, Тили-тень, Всё короче зимний день – Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика,ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели, Но случается порой - Прилетают свиристели Ягод поклевать весной. Куст боярышника гнётся От напора птичьих стай. Звон серебряный несётся, Славя стылый урожай. На рябину пересели, Алых ягод напились, И в морозный воздух трели Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица, Зиму вовсе не боится, В зиму в гости прилетает, Холодов не замечает. Эта с красной грудкой птица, Леса зимнего певица. Лес ей в зиму славный дом, Снегири там ищут корм. Птица малая размером, Может многим стать примером: Как в лесу холодном жить, Жить и вовсе не тужить. Стайкой снегири летают, Дары леса собирают: Сухие семена цветов, И ягодки лесных кустов. Их стайки красногрудых в ряд, Для леса будто бы парад. Частенько стайки снегирей, Влетают в города людей. Рябину зимнюю съедают, Весну все вместе поджидают.

Заканчивая занятие или урок о зимующих птицах, обязательно проговорите с детьми о том, как важны для людей наши пернатые друзья. Пусть ребенок знает тех птиц, которые живут рядом с нами.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

gamejulia.ru

Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей  природы растут наши детки. 

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

Мухоловка картинка для детей

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

Садовая камышовка картинка для детей

  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

Скворец картинка для детей

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

Ласточка картинка для детей

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

Зарянка картинка для детей

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

Жулан картинка для детей

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

Жаворонок картинка для детей

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимородок картинка для детей

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

Дятел картинка для детей

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

Снегирь картинка для детей

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

Щур картинка для детей

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

Воробей картинка для детей

  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

Синица картинка для детей

  • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

Ворона картинка для детей

  • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

Свиристель картинка для детей

  • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

Голубь картинка для детей

  • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

Поползень картинка для детей

Обратите внимание малыша на то, что городские птички зависят от людей, и им нужно помогать, подкармливая зерном.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Птицы в творчестве (рисунок «Снегирь»):

Рисунок «Снегирь» карандашом

Рисунок «Снегирь» красками

Познавательный фильм про птиц:

montessoriself.ru

Зимующие птицы

Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия  будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по  теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в  «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?»  по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный  и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

 

 

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и  клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам. 

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель)  На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома  на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала : «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные  приметы о зимующих птицах 

  • Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • Синички с утра пищат – значит будет мороз.

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для  детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

 Птицы зимой. Часть 2. Познавательные рассказы, игры, стихи, логические задачи, сказки для детей о дятле.

Воробей: детям о природе. Народные игры, познавательные сказки, стихи, мульлтфильмы и многое другое.

Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки  про клеста и других лесных обитателей  для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел». Мультфильм для малышей.

Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, логические задачи и загадки для детей о зимующих птицах

Кто как к зиме готовится. Познавательное видео   для детей по диафильму Г. Скребицкого

О том, как другие животные к зиме готовятся и зимуют, читайте в статьях сайта:

Кто как зимует: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей, загадки, диалоги.

Как рыбы зимуют.

Как звери готовятся к зиме. Часть 1.

Как животные готовятся к зиме. Часть 2.

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете скачать бесплатно здесь по этой ссылке, а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Знакомство с видовым составом перелётных птиц Красноярского края

Подобный материал:
  • Постановления Правительства Красноярского края от 29. 12. 2009 n 674-п Об утверждении, 205.07kb.
  • О реализации закона красноярского края о награждении, 169.76kb.
  • Gutter=47> Законодательное Собрание Красноярского края Правительство Красноярского, 275.67kb.
  • Краевой бюджет трехлетнее планирование 16 Доходы и расходы консолидированного бюджета, 168.54kb.
  • Администрация бирилюсского района красноярского края постановление, 171.82kb.
  • Примерная программа по учебному предмету «история красноярского края», 157.63kb.
  • Правительство красноярского края постановление от 12 июля 2011 г. N 419-п о внесении, 3137.67kb.
  • Администрации Губернатора Красноярского края Настоящая Методика проведения конкурс, 70.82kb.
  • Постановлений Правительства Красноярского края от 15. 07. 2010 n 393-п, от 21. 09., 835.7kb.
  • Пояснительная записка, 185.22kb.
Наши пернатые соседи по планете.

Бордачева Нина Голайдова Дана

Цель:

  1. Знакомство с видовым составом перелётных птиц Красноярского края.
  2. Выявить виды перелётных птиц Боготольского района.
  3. Выявить причины, приводящие к численному уменьшению некоторых видов птиц.
  4. Изучить проблемы связанные с перелётами птиц (птичий грипп).

Птицы….. Пожалуй, нет человека,

который хотя бы раз, не заслушивался их пением,

не наблюдал их весенние хлопоты,

не провожал их полет восхищенным взглядом.

Видимо, и летать люди стали во многом потому,

что захотелось однажды взмыть в небо как птица.

Здравствуйте. Разрешите представиться. Я, Бордачева Нина, ученица 11 го класса, Критовской средней школы.

Мой рассказ сегодня пойдет о птицах, это очень обширная тема, на которую можно говорить бесконечно. Всего насчитывается 9 000 видов птиц. Я живу в Красноярском крае и поэтому мой рассказ о птицах Красноярского края.

Увлечение птицами началось у меня с раннего детства. Оно мне передалось от моего родного дяди Белозерова Сергей Ивановича, который профессионально занимается птицами на протяжении 30 лет.

Бывая часто у него в гостях, я имею возможность наблюдать за щеглами, зябликами, вьюрками, зеленушками, канарейками, амадинами, голубями, цесарками, индюками, фазанами. И другими птицами, которых у него более 50 –ти видов, разных размеров, расцветок. Я помогаю ему ухаживать за птицами, раскладываю корм, чищу в вольерах, в клетках. Всегда присутствую при закладке яиц в инкубатор.

Мы отбираем яйца, пригодные для инкубации: свежие, плодоспособные, чистые ( немытые), средней величины, поверхность скорлупы должна быть гладкой, матовой и однородной. Срок годности яиц не более 10 дней, температура хранения не ниже 10 градусов Цельсия. И мы на своем опыте убедились, что всевозможные отклонения снижают инкубационные качества яиц. Очень важно поддерживать оптимальную влажность в инкубаторе, это увеличивает вывод здоровых птенцов. Рекомендуемая влажность для куриных яиц 50 – 55 %, а за два дня до вывода 65 – 70 %.А если выводятся утята или гусята, то влажность нужно увеличить до 70 – 80 %.

Богата и разнообразна природа Красноярского края. В нашем крае обитает большое количество птиц.

По характеру приспособлений к переживанию зимы птиц подразделяют на 3 категории:

оседлых, круглый год живущих в одной местности.

Например : домовый воробей, рябчик, глухарь и др.

кочующих, в поисках корма совершающих в осеннее – зимнее время кочевки в разных направлениях в пределах тех же широт.

( Синицы, снегири, поползни, клесты, щеглы, свиристели и др)

перелетных

( Ласточки, скворцы, стрижи, мухоловки, иволги, многие виды уток, журавли, грачи, дрозды)

Сейчас, благодаря многолетним наблюдениям, уже относительно точно установлены средние и крайние сроки прилета и отлета птиц.

Известно, что птицы летят волнами или «эшелонами». В нашем крае таких волн семь.

Первая волна – грачи.

Вторая волна - скворцы, жаворонки, зяблики.

Третья волна – дрозды, водоплавающие и многие другие птицы.

Четвертая волна - В это время прилетает большинство мелких птиц.

Пятая волна: кукушки, вертишейки, ласточки.

Шестая волна : стрижи, соловьи, серые мухоловки. И наконец , последняя

Седьмая волна - иволга.

Конечно, сроки могут быть сдвинуты – иногда птицы прилетают раньше обычного, иногда позже. Но никогда один эшелон не обгоняет другой – задерживается первый, соответственно отстает второй, третий и остальные.

Осенью птицы улетают, весной прилетают. Это люди знали давно. Может быть, это заметил еще наш отдаленный предок. Обращали на это явление и охотники и земледельцы. Но впервые задумался над этой перелетами птиц Аристотель. Он приводил существовавшие легенды о том, что некоторые птицы прячутся на зиму в воду и там, зарывшись в ил, переживают неблагоприятное время. Но великий ученый не мог довольствоваться только тем, что говорили другие. В его трудах мы находим мысли, к которым люди пришли через тысячелетие. « После осеннего равноденствия из Понта и более холодных стран прилетают птицы желающие избежать приближающейся зимы. Часть из них откочевывает в соседние страны, другие же направляются в более отдаленные. После весеннего равноденствия птицы возвращаются обратно из боязни жары. Журавли, например, летят из скифских степей в болота, которые образует Нил выше Египта. Пеликаны тянут с реки Струмы на Дунай, где гнездятся. Одни птицы совершают перелеты раньше, другие позже. Все птицы, летящие из болот холодных стран, жирнее, чем те, которые возвращаются из теплых»

Тут не только сообщения о перелетах как таковых, тут и сведения о местах зимовок, и указания на время перелетов.

Много веков после Аристотеля птичьими перелетами никто не занимался. А если и говорили об этом, то повторяли, как правило, легенды: ласточки мол, проводят зиму в воде, а скворцы улетают на Луну. Лишь в 13 веке император – натуралист Фридрих 2 в своем трактате о птицах заявил, что зимуют они в теплых краях, а не под водой.

Карл Линней первый предложил регистрировать сроки прилета и отлета птиц с помощью наблюдений и явился, по сути дела, основателем современных фенологических исследований, родоначальником орнитологии.

Ещё хочу рассказать вам про некий метод в орнитологии. О кольцевании птиц. В 1890 году, когда датский учитель Х. Мартенсен придумал способ метить птиц – надевать им на лапки лёгкие колечки с выбитым на них адресом, это было великим открытием в орнитологии.

Сам метод кольцевания очень удобен и прост. На лапку пойманной птицы надевают колечко из алюминия или другого материала, и выпускают птицу на свободу. На кольце выбиты серия, номер и город, где находится центр кольцевания страны и куда следует отсылать кольцо.

Для наблюдения за летающими птицами применяются такие совершенные и сложные приборы, как радиолокаторы. И применяются на столько активно, что появился даже термин – «радарная орнитология»

Очень схематичен принцип их действия: приборы направляют в пространство радиоволны, которые, встретив на пути препятствие, возвращаются обратно и на экранах появляются контуры предметов, от которых отразились эти волны.

Я сегодня расскажу вам о самых распространенных и знакомых вам перелетных птицах.

Речь пойдет о журавлях, ласточках скворцах, утках и гусях.

Итак, начну я свой небольшой парад с журавлей.

Журавль - птица знаменитая. В сказках и баснях, в песнях и пословицах упоминается журавль. Да и вообще нет, пожалуй ,человека, который бы не знал эту птицу. Журавлей насчитывают 15 видов, и входят они в семейство Журавлиные. Хорошо изучена жизнь серых журавлей. Это довольно крупная птица. Весит пять – семь килограммов, размах крыльев более двух метров. Распространена достаточно широко – живет в Европе, в Азии, зимует в Африке и в некоторых районах Азии. Возвращаются с зимовки журавли, как и многие птицы на свои постоянные места гнездования. Обычно это болотистые места, поросшие кустарником, камышом, тростником. Само гнездо птица устраивает на открытом месте, ей необходим обзор. Когда птицы подрастают, вся семья начинает вылетать на кормежку в другие места.

Питаются журавли ягодами, молодыми побегами растений семенами, не брезгают и насекомыми. После кормежки птицы обязательно возвращаются в родные заросли.

В августе журавли собираются на зимовку. Летят они знаменитым

« журавлиным клином », издавая при этом не менее знаменитое « журавлиное курлыканье». Их красивые и немного грустные голоса не похожи на те которыми они переговариваются в другое время. Журавли отличные родители. Появление птенца встречают радостными, громкими криками, очень возбуждаются, суетятся, попеременно согревают птенчиков и носят им еду.

Известно о журавлях и многое другое. Не известно лишь, сохранятся ли эти птицы на Земле? Очень уж их мало. Очень нуждаются они в защите человека. И если люди не предпримут решительных шагов, эта птица исчезнет с лица Земли.

Семейство Скворцовые насчитывает более 100 видов.

Обыкновенный скворец, широко распространенный в Европе, Азии, Африке.

Обыкновенного скворца знают и издавна любят в природе. Это веселая птица, постоянный спутник человека, селится рядом бок о бок с людьми. Оперение скворца весною и летом черное, с прекрасным металлическим, переливающим цветами радуги, осенью и зимой также черное сплошь усыпанное серовато – белыми треугольными крапинками.

Вероятно, нет ни одного человека, который не знал бы скворцов, который не относился бы к ним с любовью и « ласковостью» . Любят скворцов в народе за их « веселый нрав», - хоть и нет у них своих песен, часто поют они «попурри», из чужих( иногда приносят к нам даже « африканские мелодии », заимствованные у птиц на зимовке), и очень хорошо все это у них получается.

В наших широтах появление скворцов знаменует собой наступление весны, и выражение « скворцы прилетели! Синоним « наступает весна! »

У многих людей скворец обычно ассоциируется со скворечниками – кажется, только там они и живут. А ведь это лесные птицы, гнезда устраивают в дуплах. Человек, вывешивая скворечники, привлекает этих птиц поближе к своему жилью и помогает скворцам. Кроме того, эти птицы очень полезны. Весной вместе с грачами ходят по полям, собирая насекомых и их личинки; летом расхаживая по земле, отыскивая жуков, гусениц. Во время выкармливания птенцов по 300 раз в день прилетают к гнезду, каждый раз принося по несколько насекомых.

Семейство Ласточковые

Относится к отряду воробьинообразных.

Это самый крупный отряд наших пернатых соседей по планете. В него входит 63 % всех птиц, известных сейчас ученым. Семейство ласточковые большое – в нем 79 видов. Птицы все принципиально похожи. У всех схожий образ жизни. Все они насекомоядные, ловят летающих насекомых, точнее, тех,кого ветер и токи теплого воздуха, поднимающегося с земли, уносят высоко вверх.И ласточки поедают их в большом количестве. Только за время выкармливания птенцов ласточки прилетают к гнезду сотни раз. И в каждый раз приносят по несколько насекомых.

Ласточки – дети воздуха. В воздухе они демонстрируют сложнейшие фигуры высшего пилотажа: пикируют, делают мертвые петли, планируют и кувыркаются. Ласточки, пролетая над водой, могут напиться или на мгновение окунуться.

Гнезда ласточки устраивают в таких местах, откуда можно сразу « броситься « в воздух: на обрывах, на стенах или под карнизами домов. Некоторые роют норы. Это береговые ласточки, или, как их часто называют, береговушки.

Одни вопросы уже решены, другие только решаются. Но кто знает, какие ещё могут возникнуть проблемы связанные с перелетами птиц. Перелёты птиц всегда интересовали медиков ,Предпологают, что птицы переносят возбудителей по крайней мере шестидесяти опасных заболеваний людей и животных. Особенно это касается птиц, зимующих в Африке. Сегодня с птицами связаны эпидемии гриппа

все знают, что на сегоднишний день перед человечеством стоит огромная проблема,называемая себя «птичий грипп»иМЕННО С миграцией пернатых ассоциируется коварная болезнь – птичий грипп.Вначале я остановлюсь коротко на том, что за напасть такая « птичий грипп»? Чем он вызывается, кем переносится и для кого опасен.

- Это вирусное заболевание поражает в первую очередь птиц - отсюда и название. Передается от птицы к птице в основном через помет: в одном грамме сухого помета больной птицы содержится полтора миллиона смертельно опасных доз – именно столько голов домашних кур, например, теоретически может умереть. Помет высыхает, распыляется в воздухе, растворяется в воде и уже оттуда попадает к другим пернатым. Коими большей частью могут оказаться водоплавающие из отряда гусеобразных или домашние птицы.

geum.ru


Вверх