6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Свежий выпуск:

№ 68 от 12.09.2017

Одной строкой

Свежие комментарии

Кафедральный собор Покрова Божией Матери в г. Красноярске. Самая старая церковь в красноярске


Покровская церковь (Красноярск) - это... Что такое Покровская церковь (Красноярск)?

Свято-Покровский кафедральный собор — памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко.

До строительства каменного здания церковь трижды в разных местах Красноярска строилась из дерева. Первая деревянная Покровская церковь была построена в середине XVII века в юго-западной части посада — примерно в район пересечения современных проспекта Мира и улицы 9 января. Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город. Уцелело всего несколько зданий.

По плану строительства города Покровская церковь должна была быть построена из камня. Но прихожане просили Тобольского архиепископа Варлаама построить маленькую деревянную церковь, а позднее рядом с ней начать строительство каменной.

Новая деревянная церковь Покрова начала строиться осенью 1774 года примерно на месте нынешней Благовещенской церкви. Каменная церковь была заложена западнее деревянной — в настоящее время пересечение проспекта Мира и улицы Сурикова.

В 1784 году церковный староста Даниил Черкасов получил разрешение Тобольской консистории на строительство каменного храма. Церковным строителем избрали отставного дворянина Михаила Юшкова. Из Енисейска пригласили мастеров: Степана Лещёва, Василия Гатилова, Ивана Помаскина, Алексея Казаретина, братьев Ивана и Савву Фёдоровых.

Строительство шло с 1785 года по 1795 год. Вначале предполагалось назвать церковь Богоявленской, но прихожане 2 апреля 1785 года проголосовали назвать церковь Покровской. Строилась церковь на деньги прихожан.

В середине 1789 года церковь была почти построена. Из деревянной церкви перенесли часть внутреннего убранства и икон. Иконостас для новой церкви резал мещанин Фёдор Ушаков. Иконостас простоял в церкви до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На колокольню перенесли три колокола, а в окна вставили слюдяные оконницы деревянной церкви. Боковые теплые приделы были освящены в январе и августе 1790 года. В 1790 году старая деревянная церковь была переименована в Благовещенскую.

Холодный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящён 30 июня 1795 года, и церковь стала считаться полностью действующей.

В 1840-е годы Покровская церковь была существенно перестроена. Было разобрано крытое каменное крыльцо, удлинены приделы, перестроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоское перекрытие. С тех пор облик церкви существенно не менялся.

В настоящее время храму возвращён первоначальный вид, утраченный после прекращения служб в шестидесятые годы прошлого века: интенсивно-розово-коричневый цвет стен заменён на исторический белый, кровля перекрашена в небесно-голубой.

См. также

Литература

  • Царев В. И., Крушлинский В. И. Красноярск: история и развитие градостроительства.- Красноярск: Кларетианум, 2001
  • Буконина Г. Ф., Гринберг Ю. И., Шумов К. Ю. Покровская церковь в Красноярске — Памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры красноярского края / ред. Г. Л. Рукша.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989.

Ссылки

dic.academic.ru

Кафедральный собор Покрова Божией Матери в г. Красноярске

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — старейшее из всех дошедших до наших дней каменное сооружение города Красноярска — был заложен в 1785 г. на пересечении главной магистрали города, Воскресенской улицы, с будущим Покровским переулком, проходящим по линии бывшей городской стены. В XVIII в. на Стрелке, в черте старого острога, стояла деревянная Покровская церковь, при большом пожаре 1773 г. сгоревшая. Храм Покрова приобрел и важное градообразующее значение.

Разрешение на строительство храма было получено прихожанами во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским. Строительство велось под руководством специально для этой цели избранного человека — отставного дворянина Михаила Юшкова. Строителями были мастера из Енисейска: Степан Лещев, Василий Гатилов, Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Федоровы. Расходы по возведению церкви и, впоследствии, содержание причта взяли на себя прихожане. Пожертвования на строящуюся церковь были собраны как в г. Красноярске, так и в селах и деревнях Красноярского уезда.

Храм был построен в традициях сибирской ветви русского барокко, с применением фигурного и тесаного кирпича, с богатым декором и лепниной, в один этаж, с пятиглавым четвериком и многоярусной колокольней. Длилась основная очередь строительства 10 лет. 30 июня / 12 июля 1795 г. был освящен главный престол храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; южный, во имя свв. апп. Петра и Павла, на пять лет раньше — 8 / 21 января 1790 г.; северный во имя свт. Николая Чудотворца — 30 сентября 1790 г.

В храме имелось несколько особо чтимых реликвий, в том числе серебряный напрестольный крест с частицами свв. мощей многих угодников Божиих. В приходе имелись храмовая библиотека, насчитывавшая более 700 томов, одноклассная церковно-приходская школа, 4 министерских одноклассных училища, школа мещанского общества. Во время большого пожара в 1881 г. огонь уничтожил фресковую живопись на наружных стенах высокого четверика самого храма.

В 30-е годы XX в. с началом сталинских репрессий собор постигла судьба большинства российских храмов — он был закрыт и позднее передан воинской части. После начала изменения отношений власти и Церкви 8 мая 1945 г. был подписан договор о передаче церкви верующим, фактически действовать она начала с октября 1944 г. В 1945 г. будущий настоятель храма священник Николай Попов добился разрешения уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК приобрести для Покровской и Николаевской церквей г. Красноярска «колокола и наружный колокольный звон».

Внутреннее убранство Покровского собора в 50-х годах XX в. претерпело изменения — во время ремонта более века украшавшие храм росписи были закрыты штукатуркой, а стены украшены лепным орнаментом, барельефными изображениями херувимов на фасадах, в полуглавиях храмового четверика.

В 1962 г. в разгар хрущевских гонений на Церковь собор был снова закрыт, в здании его разместились скульптурная мастерская, затем в августе 1978 г. — городской выставочный зал. Тогда же был разработан проект реставрации здания как памятника культуры, территорию частично привели в порядок, а темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зеленой кровлей и куполами.

С началом перестройки 22 марта 1989 г. подписан долгожданный акт о передаче Церкви Покровского храма г. Красноярска — третьего на тот момент православного храма в городе. Освящение собора 19 июня того же года совершил митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Летом 1990 г. во вновь открытом Покровском соборе была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином. После воссоздания Красноярской епархии храму был присвоен статус кафедрального собора.

Осенью 2006 г. начался капитальный ремонт, и храму был возвращен белый цвет, а купола и кровля обрели небесно-голубой (с лета 2012 г. — зеленый). Изменился и внутренний облик храма, ныне выполненный в белых и голубых тонах с использованием позолоты, с росписью стен фресками.

В марте 2008 г. в Покровском соборе под арочным сводом притвора напротив входа в центральную часть храма была найдена чудом уцелевшая фреска конца XVIII — начала XIX вв. с изображением иконы престольного праздника, которая позднее была реставрирована.

Приход храма — один из самых крупный в Красноярской епархии. За архиерейскими богослужениями, совершаемыми митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, часто присутствуют прихожане других приходов Красноярска и благочиннических округов епархии.

По информации www.patriarchia.ru

kerpc.ru

Покровская церковь (Красноярск): описание, история, фото, адрес

Духовное развитие 13 июля 2016

Возвышающаяся в старой части Красноярска, недалеко от берега величайшей сибирской реки Енисея церковь, построенная и освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы, является самым старым и самым известным зданием города. Возвращённая после долгих десятилетий поругания православной общине, в наши дни она заняла подобающее место в ряду ведущих духовных центров Сибири.

Бедствие, постигшее город

Расположенный в Центральной Сибири, Красноярск испокон века строился почти исключительно из дерева – благо этого материала окружавшая его тайга поставляла в избытке. Но у дешёвого и лёгкого в обработке материала был существенный недостаток – он загорался при первой же неосторожности с огнём. Это его природное свойство на протяжении веков становилось причиной пожаров, уничтожавших на Руси целые города.

Не был исключением и Красноярск. Страшный пожар, случившийся в нём в конце мая 1773 года, уничтожил большинство городских построек, в том числе и ряд административных зданий (тоже деревянных), церквей и жилищ горожан. В груду пепла были обращены дом воеводы, винные и пороховые погреба. Погибла в огне и построенная здесь ещё в середине XVII века небольшая Покровская церковь.

Красноярск, едва оправившись от постигшего его несчастья, стал отстраиваться заново, и, во избежание повторения случившегося, из столицы поступило строжайшее указание: впредь административные здания возводить исключительно из камня. Что же касается церквей Божьих, то и их возбранялось строить из дерева – об этом особым циркуляром уведомил красноярцев Святейший Синод.

Отчёт городского воеводы

Указывать и запрещать, как известно, легко, а вот что делать, если на весь город нет ни одного каменщика, да и кирпичи здесь от века не производили? На столичную директиву оперативно, но весьма своеобразно отреагировал лишь городской воевода Семён Полымский. За казённый счёт он нанял в Енисейске мастеров, оттуда же выписал весь необходимый материал и построил себе каменный особняк, хоть и одноэтажный, но просторный и вместительный. Закончив дело, воевода отрапортовал в столицу о выполнении всех предписаний, чем несказанно порадовал петербургских чиновников.

Видео по теме

Несчастливое начинание

Однако его почин не был подхвачен земляками. Привозной кирпич стоил дорого, да и пришлые каменщики цены заламывали втридорога. Вот и отстраивался город по старинке – стучали везде топоры, и запах свежей сосновой смолы вытеснял потихоньку гарь недавнего пожарища. Восстанавливалась и Покровская церковь.

Красноярск, как известно, отстоит от столицы на тысячи вёрст, потому и дерзнули прихожане обратиться к тобольскому владыке архиепископу Варлааму с просьбой снизойти к их убогости и дозволить вновь срубить деревянную церковь. Строить же они обещали с таким расчётом, чтобы впоследствии, если будет на то Божья Воля (и деньги), заложить рядом с ней и каменный храм.

Тобольский владыка вошёл в их положение и в сентябре 1774 года дал своё разрешение. Новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена в том же году, но судьба её сложилась печально. По завершении строительства её дважды переименовывали, трижды переносили с места на место, пока, наконец, в 1792 году она не сгорела, разделив участь своей предшественницы.

Каменный храм – всем миром

Но ещё до того, как случилось это прискорбное событие, благочестивые красноярцы озаботились возведением той самой каменной постройки, о которой писали в своё время архиепископу Варлааму. Новая, на этот раз каменная Покровская церковь (Красноярск) строилась так, как это было заведено исстари – всем миром.

Из дошедших до нас архивных материалов видно, что добровольными жертвователями стали жители трёхсот двадцати двух дворов, расположенных как в самом городе, так и в его окрестностях. Должность же «церковного строителя», то есть руководителя всеми работами, доверили отставному чиновнику, дворянину Михаилу Степановичу Юшкову, происходившему из древнего казачьего рода.

И снова енисейские мастера

Приступив к исполнению своих обязанностей, Михаил Степанович столкнулся с традиционными для Красноярска проблемами – отсутствием в городе специалистов-каменщиков и необходимого для их работы материала. Снова, как и в недалёком прошлом, были приглашены енисейские мастера, и снова потянулись в Красноярск обозы с кирпичами. Прибыв на место, умельцы привезли с собой и готовый план постройки, образцом которому послужила возведенная в Енисейске в 1726 году Троицкая церковь.

Строительство каменной церкви началось с того, что в том месте, где прежде помещалась канцелярия воеводы (сегодня угол проспекта Мира и улицы Сурикова) в феврале 1785 года воинской командой была расчищена необходимая территория, на которой и приступили к рытью котлована под фундамент.

Истинно народная демократия

Далее, из тех же архивных источников вырисовывается довольно интересная картина полномочий, которыми обладал по тем временам приходской мир, то есть простые люди, на средства которых строилась церковь. Оказывается, именно они большинством голосов утверждали проект будущей постройки, все производители работ обязаны были отчитываться перед ними за каждую потраченную копейку и предоставлять им смету расходов. Через своих доверенных прихожане имели возможность контролировать общий ход работ и вносить в него изменения. То есть всё было предельно прозрачно.

Любопытно, что ещё в начале строительства епархиальное начальство пожелало, чтобы Покровская церковь (Красноярск), вопреки первоначальному замыслу, была переименована в Богоявленскую. Этот вопрос вынесли на всеобщее голосование (референдум), и, после того как приходской мир большинством голосов настоял на прежнем названии, тобольские архиереи ничего не смогли поделать. Объяснение простое – строительство идёт на народные деньги, и только народ вправе решать, как и на что они будут потрачены.

Всенародная стройка

Но роль горожан не ограничивалась лишь внесением пожертвований и участием в приходских собраниях. Каждый помогал, чем мог. Те, кто имел свой гужевой транспорт, доставляли кирпич и песок, подвозили бочки с водой. У кого лошадей не было, выполняли посильные подсобные работы или охраняли стройматериалы. В те годы ещё не было выражения «всенародная стройка», но строил Покровскую церковь действительно весь народ.

Строительство завершилось в 1795 году, тогда же состоялось торжественное освящение церкви. Простояла она полвека, прежде чем были произведены дополнительные работы, в результате которых Покровская церковь в Красноярске (описание здания тех лет сохранилось в архиве) приняла свой настоящий вид.

Результат общих трудов

Сегодня, как и в те годы, основу композиции церкви составляет продольная ось восток – запад, в начале которой расположен полукруглый алтарь, а далее – непосредственно четверик здания, трапезная и колокольня. Такая планировка является традиционной для храмовых построек Центральной России и Урала, возводимых в XVII-XVIII веках, и носит название «кораблик». Оригинальными в конструкции Покровской церкви являются лишь тёплые, отапливаемые боковые приделы.

Трёхоконное, или, как принято говорить, «трёхсветное» здание храма увенчано восьмигранной многоярусной башней, несущей на себе дополнительный барабан, завершённый луковичной четырёхгранной главкой. По углам храма высятся такие же, но несколько уменьшенные барабаны, что характерно для московского стиля пятиглавия. С западной стороны находится восьмигранная двухъярусная колокольня, завершающаяся небольшой главкой. Несомненным украшением храма является декоративное оформление фасадов, всегда цельное и необыкновенно насыщенное.

Мытарства советской эпохи

Сегодня Покровская церковь в Красноярске, история которой насчитывает уже более двух столетий, вновь открыта после длительного перерыва. В двадцатые годы, несмотря на всю сложность обстановки в стране, церковь оставалась действующей до начала тридцатых годов, когда, наконец, была закрыта и передана в распоряжение одной из воинских частей. Но в октябре 1945 года службы в ней возобновились и продолжались вплоть до хрущёвской антирелигиозной кампании начала шестидесятых.

На волне перестройки

Как известно, в девяностые годы, в результате наступившей в стране перестройки, пошёл активный процесс возврата храмовых зданий их прежним приходским общинам. В числе прочих оказалась и Покровская церковь. Храмы Красноярска нуждались в неотлагательном ремонте и реставрации. Как и в прежние годы, средства на выполнение этих работ собирались всем миром. После их завершения и торжественного освящения церковь получила статус городского кафедрального собора.

Покровская церковь в Красноярске: адрес и телефон

Постепенно насильственно прерванная религиозная жизнь в ней вошла в своё прежнее русло. Сегодня Покровская церковь (Красноярск), адрес которой: ул. Сурикова, д. 26, объединила вокруг себя самое большое количество прихожан в епархии. В ней нередко совершаются архиерейские богослужения, на которые собираются жители не только других районов, но и многочисленных пригородных посёлков. Заранее о них можно узнать, позвонив по телефону: +7(391) 212 33 95. Для желающих воспользоваться услугами почты, указываем и почтовый индекс: 660049.

Всеобщим почитанием пользуется случайно обнаруженная в 2008 году во время восстановления арочного свода старинная фреска, датируемая, по мнению специалистов, концом XVIII века и содержащая изображение одного из престольных праздников. Она была отреставрирована и в настоящее время встала в ряд прочих достопримечательностей, которыми славится Покровская церковь (Красноярск).

Отзывы многочисленных туристов, побывавших в ней, весьма красноречиво свидетельствуют о том, что никого не оставил равнодушным этот восставший из забвения храм. Многие отмечают, что именно под его сводами к ним пришло чувство соединения с Богом, являющееся главной целью религии. Важно лишь направить свои помыслы в нужное русло. В этом поможет всем приехавшим в Красноярск Покровская церковь. Адрес, телефон и почтовый индекс указаны в статье.

Источник: fb.ru Духовное развитие Покровский храм в Ясеневе: история, фото, адрес

В 2001 году общественностью Москвы и православными активистами было принято решение создать в Ясенево – одном из районов столицы – большой и вместительный храм. Причины такого решения были следующие: необх...

Новости и общество Литературный музей, Красноярск: описание, история, экспозиции, адрес и отзывы

Музеи имеют огромную культурную и историческую ценность для каждого гражданина. Чтить традиции очень важно, чтобы строить культурное будущее.ЗданиеЛитературный музей (Красноярск) располагается в шикарн...

Духовное развитие Церковь Симеона Столпника. Описание, история, фото

Церковь Симеона Столпника на Поварской имеет необычную историю. Можно назвать особым благословением уже то, что этот храм не пострадал во время прокладки Нового Арбата. Более того, архитекторы решили сделать именно на...

Новости и общество Орел, Музей изобразительных искусств: адрес, выставки, описание, история, фото

Музей изобразительных искусств Орла официально состоялся немногим более 60 лет назад, но работа по собиранию коллекций ведется с конца 19 века. Сегодня музей располагает небольшой постоянной выставкой, где представлен...

Путешествия Башня "Биг Бен" в Красноярске: описание, история и фото

"Биг Бен" является самой известной часовой башней в мире и главным символом Лондона. Многие наши соотечественники мечтают увидеть это чудо света собственными глазами хотя бы однажды в жизни. Не всем известно, что подо...

Духовное развитие Покровско-Татианинский собор: описание и фото

В Чувашии не так много духовных мест, где можно обратиться к Богу с благодарностью или просьбой. Покровско-Татианинский собор в Чебоксарах одно из них. Он очень молодой, но уже любимый и востребованный прихожанами.

Духовное развитие Протестантская церковь в Москве: история, виды, адреса

Первые представители протестантских течений появились на территории России практически одновременно с началом этого движения в Европе, а именно в 16 веке. Со временем в России укоренились многие иностранные гости, а в...

Духовное развитие Собор Петра и Павла в Москве: описание, история, фото. Как добраться?

Москва славится многочисленными соборами и церквями. Часть из них, благодаря своей уникальной архитектуре и внутреннему убранству, известна на весь мир, другие - скромные, но от этого не менее любимые москвичами. В ни...

Духовное развитие Покровский собор, Севастополь: описание, история, интересные факты

Севастополь многие считают только летним курортом. Но это далеко не так. На его территории есть много мест, которые стоит посмотреть туристам. Здесь сохранились и руины древнего Херсонеса - города, являющегося колыбел...

Духовное развитие Главная Московская мечеть. Московская Соборная мечеть: описание, история и адрес

Старая Московская Соборная мечеть на проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы п...

monateka.com

Покровская церковь (Красноярск) в городе Красноярск

Свято-Покровский кафедральный собор — памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко.

До строительства каменного здания церковь трижды в разных местах Красноярска строилась из дерева. Первая деревянная Покровская церковь была построена в середине XVII века в юго-западной части посада — примерно в район пересечения современных проспекта Мира и улицы 9 января. Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город. Уцелело всего несколько зданий.

По плану строительства города Покровская церковь должна была быть построена из камня. Но прихожане просили Тобольского архиепископа Варлаама построить маленькую деревянную церковь, а позднее рядом с ней начать строительство каменной.

Новая деревянная церковь Покрова начала строиться осенью 1774 года примерно на месте нынешней Благовещенской церкви. Каменная церковь была заложена западнее деревянной — в настоящее время пересечение проспекта Мира и улицы Сурикова.

В 1784 году церковный староста Даниил Черкасов получил разрешение Тобольской консистории на строительство каменного храма. Церковным строителем избрали отставного дворянина Михаила Юшкова. Из Енисейска пригласили мастеров: Степана Лещёва, Василия Гатилова, Ивана Помаскина, Алексея Казаретина, братьев Ивана и Савву Фёдоровых.

Строительство шло с 1785 года по 1795 год. Вначале предполагалось назвать церковь Богоявленской, но прихожане 2 апреля 1785 года проголосовали назвать церковь Покровской. Строилась церковь на деньги прихожан.

В середине 1789 года церковь была почти построена. Из деревянной церкви перенесли часть внутреннего убранства и икон. Иконостас для новой церкви резал мещанин Фёдор Ушаков. Иконостас простоял в церкви до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На колокольню перенесли три колокола, а в окна вставили слюдяные оконницы деревянной церкви. Боковые теплые приделы были освящены в январе и августе 1790 года. В 1790 году старая деревянная церковь была переименована в Благовещенскую.

Холодный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящён 30 июня 1795 года, и церковь стала считаться полностью действующей.

В 1840-е годы Покровская церковь была существенно перестроена. Было разобрано крытое каменное крыльцо, удлинены приделы, перестроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоское перекрытие. С тех пор облик церкви существенно не менялся.

В настоящее время храму возвращён первоначальный вид, утраченный после прекращения служб в шестидесятые годы прошлого века: интенсивно-розово-коричневый цвет стен заменён на исторический белый, кровля перекрашена в небесно-голубой (в 2012 году — в зелёный).

См. также

  • Архитектура Красноярска
  • История Красноярска

Литература

  • Царев В. И., Крушлинский В. И. Красноярск: история и развитие градостроительства.- Красноярск: Кларетианум, 2001
  • Буконина Г. Ф., Гринберг Ю. И., Шумов К. Ю. Покровская церковь в Красноярске — Памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры красноярского края / ред. Г. Л. Рукша.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989.

Ссылки

ru.advisor.travel

Декор Покровской церкви в Красноярске

 

Автор статьи: Старцева Екатерина Андреевна

Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна, МБОУ СШ №64, учитель истории

Научный руководитель: Шумов Константин Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей истории человек всегда стремился к красоте. Об этом нам говорят даже жилища первобытного человека – пещеры, которые наш далёкий предок украшал рисунками в меру своих возможностей.

Развиваясь, человечество придумывало всё более сложные формы украшений. Сегодня мы любуемся памятниками архитектуры прошлого, которые поражают нас пышным декором или, наоборот, строгой аскетичностью. Это происходило в силу того, как понимали на определённом историческом отрезке времени красоту наши предки.

Многое разрушило время, социальные потрясения и потребности современного города. То, что уцелело, часто находится в плачевном состоянии, и мы проходим мимо равнодушно, не задерживая свой взгляд на том или ином памятнике архитектуры, которым по праву может гордиться Красноярск.

Наш город, к сожалению, не может похвастаться обилием произведений архитектуры прошлого, которые могли бы поразить воображение современного красноярца. Но даже то немногое, что сохранено сегодня, при пристальном изучении даёт возможность говорить о том, что наши предки были неравнодушны к красоте и понимали в ней толк.

Наше внимание привлекло самое старинное строение Красноярска – Покровская кафедральная церковь, находящаяся ныне в историческом центре города на улице, носящей имя великого русского художника В.И. Сурикова. И не только потому, что это памятник конца ХVIII века, не только потому, что оно относится к стилю барокко, который редко встретишь на улицах нашего города. Нас заинтересовало удивительно обильное декоративное убранство фасадов церкви, в котором, к своему удивлению, мы нашли элементы декора разных эпох и разных художественно-стилевых направлений.

Таким образом, мы поставили перед собой цель – проанализировать внешнее декоративное убранство Покровской церкви, набор образующих его элементов с отнесением их к конкретным арсеналам художественно-стилевых форм.

Для достижения этой цели, мы поставили следующие задачи:

  1. Познакомиться с литературой, в которой даётся характеристика языческого, православного декора, а так же декора Юго-Восточной Азии. Так как мы предположили, что в убранстве Покровской церкви можно встретить элементы этих декоров;

  2. Провести натурное обследование Покровской церкви, для того, чтобы выявить, какие элементы декора сегодня украшают её;

  3. Сопоставить примеры декора, взятые из литературы с теми, которые мы обнаружили сегодня на стенах Покровского собора.

При написании работы мы использовали следующие методы:

  1. Систематизация и анализ материала;

  2. Сравнительный анализ;

  3. Натурное обследование.

Проблема нашего исследования заключается в том, что за время своего существования церковь не раз меняла свой облик. Мы решили остановиться на том варианте, в каком она выглядит в настоящий период.

Мы выдвинули гипотезу, что зодчие Покровской церкви, которые, как известно, не были академически обученными архитекторами, а принадлежали к низам посадского населения сибирских городов, сознательно использовали для украшения церкви декоративные элементы, имеющие символическое значение, не только разных эпох, но и разных культур. В частности, это были элементы декора восточных стран, а именно Китая, с которым Сибирь в XVII-XVIII веках имела устойчивые торговые и культурные связи.

Корпус источников составили в нашем исследовании работы красноярских краеведов, архитекторов, искусствоведов, которые писали о Покровской церкви. К сожалению, мы не нашли работ, которые были бы посвящены изучению внешнего убранства церкви. Поэтому мы считаем, что наша работа носит актуальный характер.

Среди современных культовых зданий, которые сохранились на сегодняшний день в нашем городе, Покровская церковь, пожалуй, единственная, которая отличается своим пышным убранством, так гармонично совмещающем в себе различные представления о красоте. Внешнее убранство храма часто дает нам возможность судить о тех уникальных навыках, которыми владели наши предки. Как писал известный русский художник И. Э. Грабарь: «Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах по истине изумительна». Эти слова можно смело отнести и к Покровскому кафедральному собору в Красноярске.

А знания, более глубокие о том или ином памятнике нашего культурного наследия, сделают нас только богаче. Это стало серьёзной мотивацией для нашей работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие «декор»

Слово декор происходит от латинского слова «decoro», что означает «украшаю», и означает совокупность элементов, которые составляют внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. (Рис.1) Большая Советская энциклопедия даёт нам определение, что «декором называют систему украшений сооружения (фасада, интерьера или изделия). Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, декор, как простой (например, одноцветная покраска), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись), становится её элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует её, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор – одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов». [6]

Для украшений существует много общепринятых способов и приёмов, и декор может быть живописным, скульптурным и архитектурным. Так же он подразделяется на активный и пассивный.

Активный декор соответствует конструкции постройки и непосредственно связан с её функцией и формой. Пассивный же декор необходим только для украшения здания или отдельного изделия.

Декор необходим для того, чтобы украсить, придать определённую законченность архитектурному сооружению, или какой-либо определённой его части.

Как известно, декор на культовых зданиях, помимо вышеперечисленного, был необходим для привлечения в собор «темных», то есть неграмотных людей и являлся для них, своего рода, книгой. Этому способствовали многочисленные скульптурные изображения, барельефы, мозаичные картины, которые нередко украшали храмы в различных частях света.

Орнамент, которым часто украшены соборы, играет важную роль в их восприятии. Как пишет руководитель творческой мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов: «Орнамент – почерк эпохи, в нём наиболее сжато и отчётливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчинённую роль в художественном произведении. Но, как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы ни мала была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм приобретает свои смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме украшения храма.» [3;1]

Нам кажется, что эти слова очень точно подходят к рассмотрению декоративного убранства Покровского кафедрального собора в нашем городе. При ближайшем изучении мы пришли к выводу, что на стенах Покровского собора прекрасно сочетаются элементы не только традиционно присущие декору христианских построек. На фасадах храма мы обнаружили элементы украшений, которые берут своё начало в языческой дохристианской культуре, а также имеют явное восточное происхождение. При чем, скорее всего, это элементы украшений стран Юго-Восточной Азии.

Прежде чем мы будем разбирать декоративное убранство Покровской церкви, скажем несколько слов об орнаменте Юго-востока и язычества.

Языческий орнамент

Искусство декорирования появилось одновременно с развитием культуры древних людей, но постепенно приобретало особые черты, характерные для населения различных культур и исторических эпох. (Рис. 2)

Важное место в искусстве декора занимает орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании соответствующих его элементов. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент акцентирует архитектонику предмета, на которую он нанесён. Используя отвлеченные, геометрические формы, орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность, торжественность, внутреннее напряжение или спокойствие и многое другое.

Орнамент язычества наделялся особым смыслом и значением и должен был оградить человека от всего дурного. Древнейшие мотивы, изображавшие подобие пиктограммы (квадрат, ромб, куб), являлись условными символами солнца и считались священными изображениями.

Пожалуй, самая главная роль отводилась солярным символам – то есть символам солнечной стихии, и была связана с приобретением как материальных, так и духовных благ, их преумножением. Знак солнца обозначает благо и справедливость, который несёт в себе огромный заряд светлой магической энергии. Этот знак можно увидеть на шлемах и доспехах воинов, в орнаменте русских прялок. На избах его вырезали на кокошнике в качестве магического громоотвода. Среди солярных знаков нет ни одного, приносящего вред. Солнце – это и всевидящее око. Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность.

Ромб – символ плодородия, засеянного поля. Квадрат – идея земного материального мира. Часто круг и квадрат встречаются в древней символике, объединёнными в единый рисунок. Если квадрат символизирует земное пространство, то круг – небесный купол. Недаром в архитектурной символике православного крестово-купольного храма мы видим, что квадрат положен в основание плана и переходит в круглый барабан купола.

Так же, часто в языческом орнаменте встречается использование декоративного письма, вписанного в горизонтальную полосу.

Декор Юго-Восточной Азии

Рассматривая вопрос о декоративном убранстве храма, мы часто сталкивались с упоминанием о том, что и в древней славянской культуре, и более поздней европейской культуре, а так же русской культуре встречаются мотивы, которые пришли к нам с Древнего Востока. Общеизвестно, что страны Индокитая отличаются богатой и разнообразной архитектурой. (Рис. 3)

Многие исследователи отмечают, что элементы пышного декора в Бирме, Таиланде, Камбодже своими корнями уходят в культуру Древней Индии. Их истоки в таких религиозно-философских течениях, как индуизм и буддизм. Конечно, каждая страна привносила свои индивидуальные особенности, но высокоразвитая индийская цивилизация длительное время объединяла и способствовала постепенному формированию национально-специфических стран Юго-Восточной Азии.

Восточный орнамент отличается стройностью ритма, четкостью изображения декоративных элементов, гибкостью контурных очертаний, лаконичностью форм.

В обильном пластическом декоре Востока преобладает растительный орнамент. Конструкция завершается конусообразными шпилями, напоминающими язычок пламени. Такой элемент называется «тхи».

Излюбленным элементом восточного декора является цветок лотоса. Так, в Таиланде можно увидеть статуи Будды, глаза которого представляют собой бутоны лотоса.

Часто используется разнообразный геометрический орнамент.

Покровский кафедральный собор в Красноярске

Мы не стали долго останавливаться на подробном исследовании языческого и восточного декора. Это было нам необходимо для того, чтобы преступить к основной теме нашей работы - декоративном убранстве Покровской церкви в Красноярске. (Рис. 4)

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов — основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг — это символ вечности; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению в жизни будущего. Были распространены так же корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов, где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.

Покровская церковь - самое старинное культовое здание в нашем городе. Многие исследователи относят её к стилю «сибирского барокко». По этому вопросу мнения резко разделились, так как часть авторитетных исследователей считает, что никакого особого «сибирского барокко» не существует. [4;84]

Церковь действительно построена в стиле «барокко», но имеет, как и многие архитектурные памятники этого периода в Сибири, некоторые особенности, например, вытянутые вверх купола. Но это относят за счёт того, что в данный период времени во главе епархии стояли епископы, прибывшие из Украины, а также шло активное массовое переселение с Русского Севера. Они приносили с собой своё видение архитектурных построек. Вероятно, активная торговля с Восточной Азией тоже способствовала заимствованиям в архитектуре. Это касалось в первую очередь декоративных мотивов.

Таким образом, получился удивительный сплав русско-украинской и восточной церковной культуры, проявлявшейся в склонности к детальному орнаменту. Особенно это касалось фасадов. Вот и получилось совершенно уникальное архитектурное явление, которое некоторые исследователи поспешили назвать «сибирское барокко». Но, безусловно, в основе определения стиля, в котором построена Покровская церковь, лежит стиль «барокко».

Барокко переводится как «причудливый», «странный». Этот архитектурный стиль появился в к. XVI – середине XVIII века. Его характеризует пышность, грандиозность, динамика, сильные контрасты масштабов и ритмов. Церкви, построенные в этом стиле, отличает роскошная причудливая пластика фасадов. Вместо ясной упорядоченности, свойственной классике, формы в «барокко» стали подвижными, текучими. Приобрели сложные, криволинейные очертания.

История строительства Покровской церкви

Каменное строительство появилось в Центральной Сибири в середине XVIII в. В Красноярск оно пришло из старейшего города региона — Енисейска, где сравнительно быстро наладилось производство кирпича и появились свои мастера каменщики.

После опустошительного пожара, случившегося 25 мая 1773 года, начался новый этап в градостроительстве Красноярска. Полностью сгорели не только казённые здания, но и всё жильё. Последовали строгие предписания о возведении казенных зданий только в камне, однако выполнение этих предписаний надолго затянулось из-за отсутствия своих мастеров. В целом город продолжал застраиваться деревянными домами.

Встал вопрос о возведении новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по «высочайше утвержденному» плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь «невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную».

Новую деревянную церковь Покрова заложили 8 ноября 1774 года. Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной, где размещалась старая «народная съезжая изба».

Согласно архивным материалам, возведение Покровской церкви шло по исстари заведённому порядку. Прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским при поддержке протопопа Алексея Михайловского, обратились в 1784 году в «Тобольскую духовную консисторию» за разрешением построить вместо деревянной каменную церковь, уверяя, что средств и материалов для этого будет достаточно.

Получив «благословенную грамоту», жители города выбрали «церковным строителем» отставного дворянина Михаила Юшкова, происходившего, судя по исповедным росписям, из старинного рода красноярского казачества. На плечи Юшкова легли немалые заботы: в Красноярске ещё не было мастеров «каменного дела». Несомненно, сооружение второго каменного храма Красноярска было поручено енисейцам. Список ремесленников называет «по цеху каменному» 27 человек, в том числе — 6 мастеров, 12 подмастерьев и 9 учеников. [7]

Первоначально наружные стены церкви были покрыты фресками. На каменной колокольне подвесили колокола с бывшей деревянной церкви. На отделку и украшение храма красноярские жители не жалели денег. Так, например, значительные средства были выделены известным красноярским купцом И. Г. Щёголевым. В 1895 году церковь торжественно праздновала своё столетие. [2;502]

За время своего существования церковь перетерпела многочисленные изменения. В дневниках протоирея Василия Касьянова от 28 сентября 1879 года мы читаем, что «в церкви Покровской вновь хорошо окрашены под мрамор…» [2;617]

Декор Покровской церкви

Мы провели натурное обследование Покровской церкви с целью выявления элементов, формирующих декоративное убранство здания. В итоге мы пришли к выводу, что элементы декора фасадов храма можно разделить на следующие группы: вертикальные, горизонтальные, заполняющие поверхности стен и обрамляющие различные проемы в стенах. (Рис. 5)

Кроме того, мы сделали вывод, что среди элементов декора мы встречаем элементы православного, языческого и восточного убранства.

Но прежде чем мы будем говорить обо всех этих элементах, мы хотели бы обратить своё внимание на кресты, которыми украшены купола Покровской церкви. Знак креста относится к языческим символам. В христианстве он используется со времен императора Константина Великого. Крест является универсальным символом, так как его можно найти и в культуре Востока, и в христианских храмах Европы, и в древней символике разных народов и разных верований.

Мы считаем, что на крестах Покровской церкви использованы многочисленные символы, берущие своё начало в далекой древности. Три креста на малых барабанах объединены с четырьмя солнечными лучами, которые расходятся от средокрестия. Кроме того, центр креста и его концы украшены круглыми деталями, очень напоминающими солнечный диск. А сами лучи креста – ажурными ромбами. От каждого солнцеобразного диска на кресте расходятся мелкие лучики в виде крошечных шариков. Центральный купол, который украшен световым барабаном, имеет восьмиконечный крест. На нем кроме перечисленных металлических дисков мы видим кованый узор в виде растительного орнамента, а вершина креста украшена четырьмя завитками, над которым высится крест, обрамлённый деталью в виде короны. (Рис. 6)

Элементами «горизонтального» декора мы считаем карнизы, которыми украшены барабаны, причём они являются многоярусными и различной величины. На центральном световом барабане элементом горизонтального декора является полоса - фриз, составленный из последовательно расположенных русских букв «Ж». Кроме этого к элементам горизонтального декора можно отнести расположенные под карнизом ступенчатые пирамидки, которые идут по всему периметру здания.

К элементам «вертикального» декора мы относим столбики из имеющих оригинальную форму сдвоенных «триконхов», расположенные по обеим сторонам портала. (Рис. 7) Лопатки, которыми украшено здание сверху донизу, отличаются тем, что делятся горизонтальной полосой с вертикальным узором на части. «Триконхи», как элементы вертикального декора, расположены на барабанах. Такими же «триконхами» украшена ниша, в которой расположено мозаичное изображение Богоматери. Этот же вертикальный узор украшает окна первого света. С южной и северной стороны храма входные двери украшены вертикальным декором в виде витых столбиков.

К элементам группы «заполнения поверхностей» мы отнесли ниши, которыми украшены барабаны, на которых расположены купола. (Рис. 8) Картуши, которыми украшен нижний ярус колокольни. Прямоугольники, картуши и волюты, которыми украшена лопатка с северной стороны храма. Волюты так же украшают входы в церковь с северной и южной стороны. «Шеи» куполов украшены арками, в центре которых находятся цветочные бутоны.

К элементам «обрамляющего» декора мы отнесли арки, украшенные зубчатыми выступами, которые обрамляют окна светового барабана, а также ниши на барабанах других куполов. Окна первого света украшены простыми арками в несколько ярусов, над которыми помещена ещё одна арка со стрельчатым завершением. Такая же арка украшает собою портал. Такие же необычные арки с завершением в виде острого кончика пламени помещены над входами в церковь с северной и южной стороны, а также над нишей, в которой находится мозаичное изображение богоматери. Окна первого света с северной и южной стороны украшают арки из соединённых «триконхов».(Рис. 9)

Гармония разных культур

Осматривая Покровскую церковь, мы были сразу же поражены тем, как отличаются друг от друга разные элементы декора, которые на ней представлены.

Не было никакого сомнения, что такие элементы как: арки, картуши, карнизы, волюты являются элементами не только «барочного» стиля, но и пришли к нам из христианской архитектуры. Мы видим хорошо знакомые нам лопатки (плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания), которые мы часто встречаем в архитектуре православного христианского храма.

Декоративная полоса, в которую вписана буква «Ж», расположенная на световом барабане, является элементом языческого декора, как указывают исследователи. Также сюда можно отнести квадраты, которые мы встречаем в языческих орнаментах.

Но больше всего нас удивили элементы декора, которые имеют явное восточное происхождение. Цветочный орнамент является украшением и христианских храмов. Растительный орнамент мы часто видим в языческих узорах. Но, как нам кажется, бутоны, размещённые на барабанах Покровской церкви, очень напоминают собой восточный лотос.

Стрельчатые арки, которые обрамляют оконные проёмы, прямо указывают на своё восточное происхождение. О таком остроконечном «пламени» завершения окна, которое можно увидеть в орнаменте Юго-Восточной Азии, мы прочитали у американского исследователя Брумфилда Уильяма Крафта, который посвятил отдельное исследование использованию восточного декора при строительстве сибирских церквей в XVIII веке.

Необычный карниз, представляющий собой ступенчатую пирамидку, очень напоминает восточный храм – ступу. Если включить воображение и перевернуть такую пирамидку основанием вниз, получается ступенчатое пирамидальное строение, которое так широко распространено на Востоке. (Рис. 10,11)

Но наше особое внимание привлек элемент, расположенный на лопатке храма с северной стороны. Его называют «лирой» и он напоминает собой и бутон цветка, и причудливое растение, которое не встретишь в растительном орнаменте православного храма. [5]

Также мы полагаем, что к восточному орнаменту нужно отнести такой элемент, как «триконх» или «трилистник». В статье профессора Брумфилда мы прочитали однозначное утверждение о том, что Покровская церковь в Красноярске в своём орнаменте имеет элементы в виде ступы и лотоса. А красноярские архитекторы Ю. И. Гринберг и К. Ю. Шумов ещё в статье за 1989 г. о Покровской церкви писали о «триконхах», которые были явно нехристианскими украшениями храма. [1;316]

Мы попытались систематизировать наш материал и получили следующие таблицы, которые помогли нам упорядочить изученное:

Декор

Вертикальный - триконх, волюта, кронштейн, поребрик.Горизонтальный - фриз с поребриком, карнизы, фриз с буквой "Ж", картуши.Обрамляющий - цепь из волют, цепь из триконхов, наличники, картуши, пламенеющие наличники.Заполняющий пространство - ромбы, квадраты, фигурная филёнка, зеркала, рамы, ниши.

Орнаменты

Восточные - триконх, кронштейны, пламенеющие наличники, ступы в виде пирамид.Языческие - фриз с буквой "Ж", ромбы, квадраты.Христианские - карнизы, волюты, нишы, полуарки, витые колонны, фигурная филенка, лопатки.

ВЫВОДЫ

Подводя итог нашего исследования, мы считаем, что поставленная нами цель достигнута. Изучение декоративного убранства Покровского кафедрального собора привело нас к следующим выводам.

Покровская церковь в Красноярске – типичное произведение народного искусства, свободного от какого-либо диктата государственных или религиозных архитектурно-художественных догм. Именно эстетическими предпочтениями заказчиков и зодчих – выходцев из самых демократических слоёв населения Красноярска следует объяснять необычный набор и сочетание разнообразных по символическому наполнению элементов декоративного убранства фасадов Покровской церкви.

Издавна присущая народным творцам исключительная любовь к изукрашенности Божьих Храмов в полной мере проявила свою силу в облике красноярской церкви.

Специфические же черты богатого убранства Покровской церкви, с его явным восточным привкусом и пережитками языческого искусства, были обусловлены особенностями местных условий сложения народных идеалов красоты.

Работа может быть использована на уроках, посвященных мировой художественной культуре. Так же её можно использовать в таких дисциплинах как «Культура Красноярского края», «История Красноярского края».

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Литература:

  1. Быконя Г.Ф., Гринберг Ю.И., Шумов К.Ю. Покровская церковь в Красноярске - Памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры красноярского края / ред. Г.Л.Рукша.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989, с.314-321.

  2. Касьянов Василий Дмитриевич, протоирей. Из дневников 1870-1897 гг.: в 2 кн./Автор-составитель А.В. Броднева – Красноярск: ООО Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012. – (Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом») 624с.:ил.

  3. Трофимов Д., Русский орнамент – Журнал №09, 2014.

  4. Царев В.И., Крушлинский В.И. Красноярск: история и развитие градостроительства.- Красноярск: Кларетианум, 2001, с. 157.

Интернет-ресурсы:

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978 - http://enc-dic.com/enc_sovet/Dekor-12818.html

  2. Брамфилд Уильям Крафт, Восточные мотивы в церковной архитектуре Сибири - http://cultinfo.ru/brumfield/siberia/

  3. Шумов К.Ю., Покровская церковь в Красноярске — история строительства и архитектурные особенности – http://naov.ru/

 

naov.ru

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Свято-Покровский кафедральный собор – старейшее каменное сооружение города Красноярска, является архитектурным достоянием енисейской школы барокко в Сибири. Наделен статусом архитектурного памятника 18-ого столетия.

Еще до каменного воплощения церковь строили трижды, в трех разных точках Красноярска, и всегда из дерева.

Первая Покровская церковь возведена была в середине 17-ого века на юго-западе посада, сегодня здесь пересекаются проспект Мира и улица 9 января. В 1773 году сгорела не только церковь, но и большая часть городских строений. Уже тогда власти задумались о строительстве каменной церкви, но горожане попросили Тобольского архиепископа поскорее возвести небольшую деревянную церквушку, а потом уже рядом строить каменную.

Новую деревянную Покровскую церковь начали возводить осенью 1774 года, практически на том месте, где сегодня строит Благовещенская церковь. Каменный вариант заложили к западу от нее, сегодня – это место пересечения проспекта Мира и улицы Сурикова.

Спустя 10 лет получено было разрешение от Тобольской консистории на стройку каменной церкви. Строителем избрали Юшкова Михаила, дворянского происхождения; мастеров заказали из Енисейска. Работы велись на протяжении десятка лет, а деньги на строительство дали сами прихожане, они же настояли на прежнем наименовании церкви, когда ту хотели наречь Богоявленской.

К середине 1989 года церковь была практически завершена, в нее перенесли какую-то часть убранства и икон из меньшей деревянной «сестры». Иконостас для каменного храма вырезал Федор Ушаков, его работа простояла внутри до 1845 года, тогда его продали церкви села Кекурского.

На колокольню перенесли 3 колокола, окна облагородили слюдяными оконницами из прежней церкви. Утепленные боковые пределы освятили зимой и летом 1790 года и в том же году прежнюю деревянную церковь переименовали в Благовещенскую. Новый храм освятили в июне 1975 года и того времени он считался всецело действующим.

В 40-х годах 19-ого века церковь основательно перестроили – разобрали каменное крыльцо, удлинили приделы, переделали притвор, просвирню и ризницу, получив в итоге перекрытие плоского типа. С того времени облик Покровской церкви практически не менялся.

В наши дни храм выглядит априорно, ему вернули облик, утерянный с приостановкой служб в 60-х годах прошлого столетия. Т.е. розово-коричневый цвет перекрашен в белый, кровля вернулась свой лазурный оттенок, но в 2012 ее перекрасили в зеленый цвет.

38 просмотров за ноябрь, 47 за октябрь, 3536 всего

turizm.ngs24.ru


Вверх