Содержание
автомобильная история Красноярска / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru
Ровно 134 года назад — 29 января 1886 года легендарный немецкий инженер и изобретатель Карл Фридрих Бенц получил патент на свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Сегодня, в день рождения автомобиля, Newslab вспоминает историю автотранспорта в Красноярске, в которой нашлось место удивительным фактам и событиям.
29.01.2020
«Водители кобыл»
В конце 19 века красноярцы активно пользовались традиционным — гужевым транспортом. Так, в 1897 году в городе насчитывалось 205 извозчиков, а в 1912 году на дороги Красноярска выезжало уже 335 «легковых» извозчиков, 242 «ломовых» (для перевозки тяжелого груза) и 112 «водовозных». Всего в то время 60 тысяч жителей города обслуживали 700 экипажей, пролеток и телег.
Чтобы стать извозчиком, для начала нужно было обзавестись лошадью, а затем предоставить в городскую управу заявление, ручательную записку (рекомендательное письмо) и паспорт. После успешного приема на работу «водителю кобылы» вручались два номера и кожаная сумка с «таксой». Рабочий день длился с 8 утра до 11 вечера, на ночь также назначалось несколько извозчиков, которые ездили по городу до 6 утра. Плата за их услуги увеличивалась в 1,5 раза, но это официально, а на деле цены задирали гораздо выше (почти как современные таксисты в часы пик и праздники).
Материалы по теме
Жрицы веселья, войны кланов и «уросящие» кобылы: кто мешал жить красноярцам 100 лет назад
Газетные жалобы вековой выдержки
Обязательное постановление самого губернатора требовало, чтобы каждый извозчик имел опрятную одежду, следил за чистотой своего экипажа, а с седоками был предупредителен и вежлив: «Извозчики должны быть трезвы, драки и брань с другими извозчиками не затевать. .. с седоками грубого обращения не позволять и бранных и непристойных слов не употреблять…».
Однако не всегда эти предписания исполнялись должным образом. Вот, например, критическая заметка в газете «Енисей» от 1894 года:
«Мы не раз уже указывали не необходимость принять серьезные меры для прекращения бешеной езды по городу… Так, несколько времени тому назад некий К., мчась по улице на паре белых, не только сшиб с ног какого-то мальчугана, но даже рассек ему кожу на голове. На днях поднят на улице какой-то мужчина, по словам его, тоже смятый лошадьми».
Точь-в-точь как гонки нынешних «маршруток»…
Иномарки в Сибири
Вживую красноярцы увидели автомобиль, причем не один, а целую партию, в 1905 году. Главнокомандующий русской армией генерал Забелин телеграммой приказал приобрести для нужд армии 10 автомобилей и выслать детали для мастерской, которую предполагалось открыть в Харбине. Фирма «Варнеке» (Германия), которая являлась по сути дилером французской фирмы «Тюрка-Мери», поставила 8 машин военному министерству. В августе 1905 года машины через Сибирь и, соответственно, Красноярск, прибыли на Дальний Восток.
Автомобиль фирмы «Тюрка-Мери»
Источник: turcat-mery.com
Материалы по теме
Фоторепортаж: Красноярск глазами иностранцев
Зачем европейцы ехали к нам 100 лет назад
В 1907 году через Красноярск проходил маршрут гонки «Париж-Пекин», организованной французской газетой «Маттен». Участники, среди которых были итальянские гонщики Луиджи Барзини и князь Сципион Боргезе (они, кстати, затем и выиграли гонку) столкнулись с множеством трудностей на маршруте, включая и сибирское бездорожье, и непрочные мосты. Гонщики также познакомились с Андреем Даниловым, владельцем Знаменского стекольного завода. Были даже выпущены серии открыток, посвященные соревнованиям, а по итогам путешествия Барзини написал книгу «Пекин — Париж», оставив отзыв и о Сибири.
«Болид» итальянцев, застрявший в сибирской грязи. «Лето 1907 года выдалось холодным и дождливым, но не так страшна сибирская дорога во время дождя, как после дождя: под дождем грязь жидкая и колеса хоть как-то движутся, но после него грязь твердеет и становится как клей», — сетовал водитель.
Автомобиль Барзини в одном из итальянских музеев. Указывая на пьянство, гонщик одновременно писал, что «Сибирь — передовая часть России, земля инициативных, умных, смелых людей, которые внедряют современные механизмы и идеи».
Источник: skitalets.livejournal.com/83211.html
Таксисты и олигархи
Первые владельцы частных автомобилей в Красноярске появились только в 1909 году. По крайней мере два человек подавали прошение разрешить движение на автомобилях и организовать частный извоз. Однако свидетельств, каких марок были эти автомобили, в архивах не обнаружено. Зато сохранились подробности об одном из предполагаемых владельцев автопарка.
Так, некий Степан Иванович Зубов собирался на автомобиле мощностью 10 лошадиных сил заниматься перевозкой пассажиров. В машине их могло поместиться четверо, плата за проезд была умеренной, а маршрут — самый востребованный: от железнодорожного вокзала до базара. Такое расстояние машина Зубова могла преодолеть за день 15 раз. Но почему-то не преодолела. В документах полицейского управления в графе «Как долго осуществлялось движение» — прочерк.
В том же году в городской управе выносится на утверждение приказ № 208 «Проект обязательного постановления об езде на автомобилях». Среди пунктов данного приказа были такие:
- назначить места стоянок на Старобазарной площади, около Покровского собора, Новобазарной площади, Плац-Парадной площади и у вокзала;
- общий вес авто с пассажирами не должен превышать 200 пудов;
- скорость движения не должна превышать 10-12 верст в час;
- автомобили должны следовать по правой стороне улицы, не выпускать ни дыма, ни пара; не пугать извозчиков и экипажей;
- к управлению допускаются лица не моложе 18 лет, не страдающие такими заболеваниями как глухота, близорукость и т. д.
Материалы по теме
«Порванные чулки и разбитые носы»: как работал общественный транспорт Красноярска при СССР
Истории про нахальных старушек и безбилетников
Каждый автомобиль подвергался осмотру и испытанию комиссией с депутатом от полиции не менее одного раза в год. В случае удовлетворительного результата выдавалось свидетельство на право управления, сроком на один год.
В 1910 году личные автомобили (французский Hotchkiss 17CV) имели уже упомянутый Андрей Данилов и купец 1 гильдии А. Гадалов.
Автомобиль Hotchkiss 17CV
Источник: drive2.ru
Топливный вопрос
7 декабря 1934 года постановлением Президиума ВЦИК вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краёв от был образован Красноярский край. В этот же день для обеспечения топливом всего края создано было управление «Красноярскнефтеторг», которое подчинялось Госнефтеснабу РСФСР. Предприятие должно было снабжать топливом совхозы и стройки региона. В управление первоначально вошли 14 небольших нефтебаз.
Материалы по теме
«Разрушим всё на всякий случай»: страшное и смешное из жизни Красноярска 20-х годов
Полеты на Луну, роботы в «Красрабе» и драка за пряники
В 30-е годы товарооборот предприятия составлял 110 тысяч тонн нефтепродуктов в год. В составе управления не было ни одной автозаправочной станции. Заправка техники осуществлялась ведрами из бочек. Доставлялось топливо на лошадях. На предприятии трудилось 120 человек.
В 1946 в Красноярске появились первые четыре АЗС.
Параллельно с совершенствованием автомобильных двигателей менялось и топливо. Многие помнят, как на излете прошлого века на АЗС встречался не только 92-й бензин, но и 80-й, и даже 76-й. Привычный сегодня АИ-95 тогда считался уделом обладателей особо требовательных к топливу автомобилей, а 98-й и вовсе воспринимался элитарным.
О топливе с октановым числом 100 (да, есть и такое!) в то время никто даже и не мечтал. Сегодня ситуация изменилась — благодаря развитию технологий на АЗС крупных сетей появились бензины и дизель с улучшенными характеристиками. В такое топливо добавляются специальные присадки и моющие компоненты, которые удаляют отложения и препятствуют образованию нагара.
Фото: «Газпромнефть»
«Повышенный „октан“ не только полнее раскрывает потенциал современных моторов, но и предохраняет их от детонации при езде с повышенной нагрузкой — во время подъема, разгона, резкого маневрирования или в экстремальную жару. Производители считают, что в перспективе традиционная автомобильная отрасль будет все больше ориентироваться именно на высокооктановое топливо, которое также будет все более технологичным», — рассказал руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Красноярском крае Юлиан Хаданович.
А какие автомобили на улицах Красноярска, и не только, помните вы? Расскажите об этом в комментариях!
При подготовке статьи использовались материалы из архивов Красноярского краеведческого музея, журнала «Грейдер», сайтов kraskompas. ru, krasplace.ru.
Ссылки по теме:
-
Город нищих миллиардеров: страшное и смешное из жизни Красноярска 20-х годов
Поделиться
30
6
Обсудить на форуме
История Красноярска и края
Авто
«Как уберечь авто – советы МЧС»: в Красноярском крае сгорели 12 автомобилей с начала года
Происшествия
687
Поделиться
В Красноярском крае с начала года сгорели 12 автомобилей. О статистике рассказали в ГУ МЧС России по краю. Специалисты также дали рекомендации по уходу за автомобилем, чтобы не допустить возгорания.
ФОТО UNSPLASH.COM
С начала года в Красноярском крае пожару подверглись уже 12 автомобилей. Стало известно, что причинами возгораний стали нарушения техники безопасности, а также поджоги. Так, например, 8 января в Норильске сгорел автомобиль из-за неисправности систем и механизмов. В Ачинске же машина загорелась из-за замыкания проводки.
Сотрудники МЧС дали рекомендации, позволяющие предотвратить возникновения пожаров. Во-первых, важно регулярно проходить техобслуживание. Во-вторых, установка оборудования в автомобиле (магнитола, подогреватель двигателя) должна происходить только в специализированных центрах. Особый контроль должен быть при пользовании газовым оборудованием: при наличии запаха важно обращаться к специалистам, а также регулярно проходить техосмотры. Автомобилистам стоит не забывать и об огнетушителе, который должен находиться в салоне.
Напомним, что пожарный спас котика из горящего дома на Новый год в Красноярском крае.
Подписаться
Авторы:
- org/Person»>
Влада Настенко Журналист
МЧС
Красноярск
Россия
Что еще почитать
Электричество или газ: как в Красноярском крае будут избавляться от «чёрного неба»
310
Владислав Пирогов
Красноярск
«Появится молодая элита»: экс-депутат Владимиров предрёк изменения в Красноярском крае после ареста Егорова
1321
Владислав Пирогов
Красноярск
Генерал Ретунский рассказал, как Россия должна ответить на поставки Киеву F-16
26208
Ольга Божьева
Полковник Хатылев рассказал о разрушении ЗРК Patriot после удара «Кинжала»
13044
Ольга Божьева
Передача «Троицы» Рублева РПЦ может стать началом глобального «передела»
Фото
11305
Мария Москвичева
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
ЧВК «Вагнер» наведались в евпаторийский клуб, где участник СВО не смог исполнить гимн РФ
32137
Крым
фото: МК в Крыму
В Симферополе подросток погиб на детской площадке: пытался удивить подругу
20432
Крым
фото: МК в Крыму
Вымысел или руководство к действию: стоит ли дачникам доверять лунному календарю
Фото
17503
Псков
СКВЕРный вопрос: кто разорвал отношения с Псковом за последний год
Фото
9627
Псков
Екатерина Мазепина
Три могилы рядового Загорулько в Симферополе: как это стало возможным
Фото
6045
Крым
Олеся Гончарова, фото автора и Виктора Гавриша.
Построят ли метро в Красноярске: история знаменитого и дорогого недостроя
Фото
4045
Красноярск
Владислав Пирогов
В регионах:Ещё материалы
«Независимая газета»: «Левшам возвращаются»
Премьер-министр Владимир Путин уверен, что у автопрома на Дальнем Востоке есть будущее.
Дальневосточным регионам не стоит ожидать от правительства снижения запретительных пошлин на ввоз новых и подержанных автомобилей. Выступая вчера на региональном съезде «Единой России» в Хабаровске, премьер-министр Владимир Путин подтвердил приверженность правительства поддержке отечественного автомобилестроения, уделяя особое внимание строительству новых автомобильных заводов в дальневосточных регионах. Хотя аналитики говорят, что рынок перспективный, его дальнейший рост будет зависеть от того, захотят ли местные жители покупать автомобили российского производства.
Благодаря вмешательству государства российскому автопрому удалось вернуться к докризисному уровню производства, заявил Владимир Путин на конференции «Единой России». «Благодаря комплексу предпринятых нами мер автомобильное производство по всей России вернулось к докризисному уровню. Если в 2009 году производство сократилось на 64%, то в январе-октябре 2010 года оно выросло на 100%», — сказал премьер.
Путину пришлось упомянуть об успешном вмешательстве государства в отечественный автопром из-за введения запретительных пошлин на ввоз подержанных автомобилей в январе 2009 года. В первую очередь это решение коснулось жителей Дальнего Востока, большинство из которых на протяжении последних 20 лет ездит на доступных автомобилях японского и южнокорейского производства. С 1990 года в Приморском крае, Сахалинской области, Хабаровском крае и вплоть до Иркутска и Красноярска сложилась полноценная автомобильная сервисно-ремонтная цепочка, включающая поставки автокомпонентов на заказ. Между тем на Дальнем Востоке и в Забайкальском крае труднообслуживаемые автомобили «Лада» и «Волга» встречаются довольно редко.
Правительство использовало мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов как предлог для поддержки российских автопроизводителей. Путин также подчеркнул роль патриотизма в принятом вчера решении. «Никто не хотел закрывать ничей бизнес. Но кому мы должны были помогать в кризис: южнокорейским и японским автопроизводителям или российскому автопрому? Смотрите, в российском автопроме работает 600 тысяч человек, плюс еще два-три миллиона на смежных предприятиях. .Это в общей сложности шесть миллионов человек, включая их семьи, по всей стране. У нас не было абсолютно никакого выбора. Мы могли бы стимулировать импорт подержанных автомобилей, убивая российский автопром и увольняя миллионы рабочих. Я хочу, чтобы это было ясно всем. «У нас не было другого выбора, кроме как сделать это. В целом меры, которые мы предприняли для поддержки автопрома, дают свои плоды», — сказал Путин.
Правительство решило закрыть российский рынок для импорта подержанных автомобилей и вместо этого способствовать строительству автомобильных заводов на Дальнем Востоке России, первым из которых стал автосборочный завод «Соллерс», действующий во Владивостоке. Завод, который был открыт этой весной и будет производить 13 000 автомобилей в 2010 году и 25 000 автомобилей в 2011 году, собирает пикапы Ssang Yong Actyon Sports, а также внедорожники Kyron и Actyon. Пикапы Ssang Yong Actyon Sports оснащены двухлитровыми дизельными двигателями и пятиступенчатой механической коробкой передач и стоят от 620 000 рублей за штуку. На сегодняшний день это самый доступный автомобиль Ssang Yong, в том числе благодаря тому, что приморцам предоставляется скидка в размере 21 000 рублей.
Путин считает, что у дальневосточного автопрома есть будущее. «Это довольно скромное достижение. Мы делаем первые шаги. Но у нас никогда ничего не будет, если мы не сделаем эти первые шаги. Нам придется все покупать за границей», — подчеркнул Путин. В настоящее время правительство ведет переговоры с другими иностранными автомобильными гигантами, предлагая им перенести производство автомобильных компонентов на Дальний Восток России. Аналитики говорят, что инвесторы наверняка заинтересованы в этих предложениях. Игорь Коровкин, исполнительный директор Ассоциации автопроизводителей России, оценивает ежегодные продажи автомобилей в регионе в 200-300 тысяч штук.
Проблема в том, что дальневосточники любят ездить на дешевых, а не на новых машинах. В 1990-х пятилетний японский автомобиль стоил 200 долларов. Но с тех пор цены резко выросли из-за стабильного спроса. Запретительные пошлины мало повлияли на продажи. Подержанные японские и южнокорейские автомобили в настоящее время разбираются и вывозятся в Россию, где их затем собирают, присваивают номера ранее ввезенных автомобилей и продают.
Коровкин не согласился с заявлением Путина о том, что промышленность вернулась к докризисному объему производства. В 2008 году по всей России было продано 2,8 млн автомобилей. Прогнозируемый объем продаж в этом году составляет 1,7 миллиона автомобилей, что все еще является скромным достижением. Коровкин считает, что отечественный авторынок полностью восстановится только в 2012-2013 годах.
Дмитрий Баранов, ведущий аналитик инвестиционной компании «Финам Менеджмент», согласен с тем, что российский автопром еще не вышел на докризисный уровень. «Однако статистика иллюстрирует положительную конъюнктуру рынка», — отметил он. Государственное вмешательство, включая программу утилизации подержанных автомобилей и льготные кредиты на покупку новых автомобилей, дало толчок развитию отрасли и помогло ей справиться с кризисом. Продажи обычных автомобилей начали расти в конце весны и начале лета 2010 года, поэтому рынок продолжал расти.
Игорь Наумов
С 2022 года Россия предоставит электромобилям статус бесплатного звонка
Обновлено:
Проект правительственного плана предполагает, что ежегодные продажи электромобилей в России достигнут 25 000 к 2024 году и составят 10% продаж автомобилей в России к 2030 году.
Артем Житенев / ТАСС
российских водителя электромобилей смогут бесплатно пользоваться платными дорогами начиная с 2022 года в рамках нового пробного эксперимента, сообщил в понедельник новостной сайт РБК со ссылкой на недавно опубликованный проект правительственного плана.
Инициатива, являющаяся частью новой Концепции развития производства и использования электроавтомобилей, подписанной премьер-министром Михаилом Мишустиным 23 августа, направлена на стимулирование внедрения электромобилей населением.
Согласно проекту плана правительства, ежегодные продажи электромобилей в России достигнут 25 000 к 2024 году и составят 10% продаж автомобилей в России к 2030 году по сравнению с текущей долей в 0,05%.
Чтобы увеличить эту долю в 20 раз за 10 лет, правительство планирует разработать систему субсидируемых кредитов и лизинга для стимулирования покупки электромобилей. Согласно плану, производители, в свою очередь, получат субсидии на строительство новых заводов по производству электромобилей и аккумуляторов.
Из 1 553 700 километров России около 50 000 километров приходится на федеральные трассы. По данным государственного информационного агентства ТАСС, всего 1950 километров, или примерно 0,02% дорожного покрытия страны, являются платными.
Правительство предполагает, что к 2024 году по всей стране будет 9 000 зарядных станций для электромобилей, и, как надеются официальные лица, к концу десятилетия их число может достичь 72 000. Правительство также планирует ввести в эксплуатацию 1000 водородных станций к 2030 году. Ожидается, что в совокупности эти усилия создадут 39000 новых рабочих мест в электронике и других высокотехнологичных секторах.
Правительство планирует инвестировать 10,5 млрд долларов в электромобили и водородный транспорт к 2030 году, сообщила деловая газета «Ведомости» в июне.
Пока что Россия сосредоточила свои инвестиции в электромобили на общественный транспорт.