Биеннале в красноярске 2017: Красноярская биеннале идеально вписалась в бывший Музей Ленина

Красноярская биеннале идеально вписалась в бывший Музей Ленина

Работа Ани Желудь – одна из лучших на выставке / Ольга Кабанова / Ведомости

Красноярский музейный центр «Площадь мира» – место уникальное. Бывший Музей Ленина, открытый уже в годы перестройки, представляет собой оптимальную адаптацию идеологического учреждения к современным интеллектуальным и художественным потребностям. Старая советская экспозиция частично сохранена, но преображена с помощью современного искусства, так что сегодня она рассказывает об истории края и его людях по-человечески, интересно, иногда смешно, когда необходимо, с пафосом – раздел про афганскую войну, возможно, лучший музейный рассказ о ее жертвах. В других городах такого бывшего музея вождя мирового пролетариата нет, и в скором времени не будет.

Своя публика

На вопрос, есть ли в Красноярске публика, которой интересна биеннале, ее комиссар и автор постоянной экспозиции музея Сергей Ковалевский сказал, что верные зрители у музейного центра есть, хотя их не так много, как в столице. Но если считать в процентах к населению, то, возможно, и столько же.

Неудивительно, что музейная биеннале современного искусства здесь прижилась и проходит уже в 12-й раз. В этом году она состоялась в сотрудничестве с различными австрийскими институциями, и один из ее кураторов и автор идеи основного проекта – Симон Мраз, атташе по культуре посольства Австрии. Он и назвал главную выставку биеннале «Мир и мiръ. Художественное открытие российской деревни», посвящена она, естественно, столетию русской революции. Название соединяет слово, написанное в современной орфографии, с определением крестьянской общины в написании дореволюционном. Название красивое, но, по правде говоря, мало отражающее содержание выставки, исторического там мало.

Три десятка художников, в основном российских и австрийских, показали прежде всего не художественные произведения, а собственное восприятие современной деревенской жизни, полученное опытным путем. Например, группу Hanakam & Schuller потрясла якутская народная певица – и они сняли о ней прекрасный фильм. Студенты университета в Линце исследовали жизнь белорусского колхоза, но выразились о ней в наборе предметов как-то не слишком внятно – или сами не все поняли. Елене Чернышевой удалось сделать хорошие фотографии жителей деревни староверов, но издалека, вблизи не разрешили. Зато отчаянно, днем и ночью, позировали деревенские жители Оле Ивановой, и как-то получилось, что жаль их, этих жителей.

Но, как всегда, лучшее впечатление произвели произведения не исследовательские, а образные. Вырезанные на длинном заборе слова «скупой русский пейзаж», сквозь буквы которого видны мутные картины, – образ родной и любимый, за что, не знаю (Борис Матросов и Александра Паперно). Шестиметровая стена, покрытая подтеками карамели и сгущенки, созданная австрийской группой «Фортуна», очень нравилась публике, потому что пахучая. Модель современной русской деревни из гнутых стальных прутьев Ани Желудь была честна до неприятности, поскольку деревню из пустых домов и кладбища каждый встречал на своем пути по родной стране.

Но ударным, энергичным и жестким стало выступление художника Виктора Сочивко, автора лучших инсталляций в постоянной экспозиции музея. Его серия почти примитивистских картин «А хочешь жни, а хочешь куй» начинается с фигуры крестьянина, а кончается изображением поднятого Литейного моста с рисунком группы «Война». Как-то трудно честному русскому художнику высказываться сегодня о русской деревне раздумчиво и нормативно.

Красноярск

До 28 февраля

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

В Красноярске открылась XII Биеннале музейного искусства

Тема нынешней биеннале «Мир и мiръ: художественное открытие русской деревни» предложена одним из кураторов основного проекта Симоном Мразом, директором Австрийского культурного форума, атташе по культуре посольства Австрии в России и фанатом русского искусства. Слово мiръ означало не только мир крестьянской общины и сельского схода (отсюда — «решать всеми миром» или «идти по миру»), но и вселенную и род человеческий (поэтому заботы — «мирские» и «пир на весь мир»). В сущности, эта тема — блестящая находка, золотая жила, что тянет на масштабную многолетнюю разработку, а не на одну выставку. Если в Екатеринбурге придумали и создали Уральскую индустриальную биеннале, то Красноярск вполне мог бы выстроить биеннале вокруг «мира и мiра». Благо тут есть сильный музейный потенциал (дюжину биеннале в Сибири провести — не шутка). Есть и традиции. Кроме Шушенского и бывшего музея Ленина здесь есть, например, музей-усадьба Геннадия Васильевича Юдина (1840-1912), заводчика, купца, страстного библиофила, собравшего одну из крупнейших библиотек своего времени (под нее был отдан большой деревянный дом, в котором сейчас расположился музей). Финансовые трудности и болезнь вынудили его продать библиотеку в 1906 году: он не нашел покупателя в России, и его книжное собрание приобрела Библиотека Конгресса США. Но за следующие шесть лет, отпущенные Геннадию Васильевичу судьбой, он собрал еще 10 тысяч томов, большая часть которых осталась в городе. Музей Г.В.Юдина стал одной из площадок биеннале, открыв двери для молодых художников. Другой вопрос, что финансирование под «крестьянскую» тему найти сложнее, чем под «индустриальную»: крупные агропромышленные комплексы не замечены в интересе к культурным проектам, не говоря уж о поддержке современного искусства.

Именно благодаря «широте» темы «Мир и мiръ», трудно рассчитывать на ее раскрытие в одном проекте. Но нельзя не заметить, что кураторы фактически аккуратно обошли узловой момент сюжета — встречу крестьянского мира не только с революцией, например, промышленной или советской, но и с капитализмом. Меж тем 27-летний Владимир Ульянов над самой основательной своей книгой «Развитие капитализма в России» работал в том числе и в частной библиотеке Юдина. Собранная им сухая статистика доказывала — «в цифре» — начавшийся процесс расслоения крестьянской общины. Могу ошибаться, но, похоже, аналогичного экономического труда на отечественном материале на конец ХХ века у нас нет.

Показательно, что тема истории практически не интересует художников, представленных на биеннале. Едва ли не единственная работа, затрагивающая тему истории, — замечательно остроумный проект «Индекс трансцендентности» группы «Куда бегут собаки». На открытии художники сварили борщ по двум рецептам, где количество свеклы, картошки, капусты и других ингредиентов традиционного борща высчитывали автоматически два компьютера — в зависимости от этого самого индекса трансцендентности с 1900 по 1917 и с 2000 по 2017. За основу индекса брался математический анализ текстов этих двух периодов. С мясом соотносились философские тексты, с картошкой — проза, с капустой — публицистика, со свеклой — газетные новости, с приправами и солью — личная переписка и объявления. В качество маркеров использовали слова, соотносимые с абстрактными понятиями, содержание которых не подвергается сомнению (от обозначений сакральных понятий до слов «быть» и «свой»). Если коротко, то суп «до 1917 года» получился круче — индекс трансцендентности у текстов был выше.

Кураторы основного проекта «плясали» не столько от истории, сколько от восприятия художниками мiра и взаимодействия с ним. С одной стороны — это ностальгический идеальный образ отчего дома, со стареньким домотканным полотнищем вместо флага малой родины, как в работе Леонида Тишкова. Это домашний космос — в условной музейной избушке, но с окнами света в раме подлинных деревянных наличников из села Николаевка под Красноярском. С другой стороны, это экзистенциальный «Ландшафт» Ани Желудь, где нет границы между селением и кладбищем, миром живых и предков, чертежом будущего и остовом руин. Строгая прозрачность геометрии у Ани Желудь уживается с тяжестью металлического прута, ставшего «линией». Узнаваемая манера художницы отсылает к трагическому опыту русской деревни не менее, чем к минимализму. С этой работой перекликается концептуальная работа Бориса Матросова и Александра Паперно: их «Скупой русский пейзаж» — буквы, вырезанные в деревянном заборе, что открывают вид на «гороховое поле». Надо полагать, то, что зеленеет со времен царя Гороха.

Между этими пределами, мерцающими на границах памяти и небытия, скульптуры и инсталляции, пространства и времени (группа «Куда бегут собаки» тут обнаружила бы высокий индекс Т), есть проекты, ставшие плодом взаимодействия художников с незнакомым сельским мiром. От прекрасных рисунков австрийской художницы Катарины Кафф, которая увидела белорусский колхоз через призму «Крестьянского цикла» Малевича, до Международного сельского магазина в калужской деревне Звизжи (спасибо Архстоянию!). И вплоть — до очень деликатной интервенции Елены Чернышевой в мир старообрядческих поселений. Ее фотопроект «Унесенные верой» стал лирическим исследованием традиций жизни в гармонии с природой, с собой и своей верой.

Иногда, впрочем, художникам не удается «найти деревню», и тогда маркером исчезнувших поселений становятся растения. Графика Ильи Долгова, рисующего портреты трав и полевых цветов для своего поэтического гербария «Легко дичают» предлагает увидеть мир крестьянский как первый эшелон мира культур. Собственно, латинское слово «культура» изначально означало «обработку, возделывание» — и прежде всего земли.

Латинское слово «культура» изначально означало «обработку, возделывание» — и прежде всего земли

Если Долгов совмещает оптику ботаника и взгляд крестьянина, то для Сергея Кищенко это соединение художественного, научного и исторического исследования становится главным приемом в его многолетнем проекте «Журнал наблюдений». Через историю коллекции семян, собранных академиком, селекционером, генетиком Николаем Ивановичем Вавиловым, умершим от голода в саратовской тюрьме в январе 1943, художник дает возможность увидеть трагическую судьбу генетики и ученых, представить опыт блокадников. Рядом с гербарием зерновых он дает засушенные неокультуренные растения, тут же — рецепты блокадной поры, как сделать голубцы из лопухов, щавеля и борщевика… Проект интересен тем, что «естественные» отношения человека и природы предстают как пласт разнообразных культурных, научных, сельских практик. Границы традиционной культуры возделывания земли и использования растений оказываются далеко не безусловными. Рецепт голубцов из лопухов — тому пример.

Многоголосие и неочевидность знакомого вроде бы мира демонстрирует замечательный видеоперформанс Олега Ивановича Пономарева, который объединился со своими коллегами-художниками Василием Слоновым, Александром Суриковым в чтении русского алфавита. Имена всех трех друзей, каждый из которых читает нараспев азбуку, складываются в трехчастное же знаковое имя: «Василий. Иванович. Суриков». Надо ли говорить, что эта «Азбука» от сибирских художников вступает в диалог не только с азбуками Бенуа, Бакста, Добужинского начала ХХ века, но и с ленинградским андеграундом 1980-х, который именовал город на Неве — городом «Петра, Ильича, Чайковского»? Впрочем, сам Олег Пономарев уверяет, что он имел в виду диалог с «Алфавитом» французского философа Жака Делёза. Но в этом и есть прелесть проекта «Мир и мiръ»: его границы устанавливают сами художники.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

2017 год станет одним из самых насыщенных для искусства

2017 год наконец-то наступил. Беглый взгляд на основные художественные события по всему миру в этом году — линейка, которая вдохновила название «Арт-Магеддон 2017» в офисе новостей artnet — показывает, что маршрут глобальных художественных выставок вот-вот выйдет на новый уровень. занятый.

Во-первых, Венецианская биеннале, Documenta (которая проводится раз в пять лет) и Skulptur Projekte Münster (раз в 10 лет) редко совпадают. А Documenta, куратором которой является Адам Шимчик, пройдет в двух разных странах.

В этом году также будет запущено множество биеннале и триеннале, в том числе триеннале «Гараж» в Москве, триеннале ARoS в Орхусе, Дания, биеннале в Лахоре в Пакистане и триеннале в Катманду в Непале, и это лишь некоторые из них.

От самого жаркого события в мире (в буквальном смысле) до самого холодного, 2017 год принесет нам одни из самых захватывающих и долгожданных художественных выставок десятилетия.

Вот наш список самых ярких событий года со всего мира:

Долина Коачелла, Калифорния, США, поистине драматическая обстановка. Фото предоставлено: blmcalifornia через Flickr.

Desert X Desert Art Exhibition, Coachella Valley, California
25 февраля — 20 апреля 2014 и с художником Эдом Руша на его борту — будет проходить в долине Коачелла в Калифорнии в течение трех месяцев.

В пустынной долине, популярной благодаря музыкальному фестивалю Коачелла, пройдет ряд инсталляций и мероприятий, куратором которых является Невилл Уэйкфилд.

Цель биеннале – привлечь внимание к экстремальным погодным условиям и обсудить изменение климата. Биеннале также стремится предоставить художникам пустыню как источник вдохновения и основное влияние на их работу. «Пустыня уже давно очаровывает умы художников, архитекторов, музыкантов, писателей и других исследователей ландшафта и души», — говорится в заявлении куратора.

Yayoi Kusama, Footprints of Life (2016), совместно представленный Фондом биеннале Гонолулу, корпорацией Howard Hughes и Ward Village. Предоставлено AJ Feducia.

Биеннале в Гонолулу, Гонолулу, Гавайи
8 марта – 8 мая
Забронируйте билет после Армори Шоу из Нью-Йорка на Гавайи на первое издание Биеннале в Гонолулу, организованное Фондом биеннале в Гонолулу, которое проводится на площадках по всему городу. Согласно заявлению, в нем будет освещена мультикультурная история Гавайев с участием художников, проживающих в 50-м штате, и уроженцев, а также продемонстрируется «разнообразие идей, искусства и культуры людей, которые живут сегодня в местах, соединенных Тихим океаном». .

Под названием «Середина настоящего | Здесь», руководит выставкой Фумио Нанджо из Токийского художественного музея Мори и курирует Нгахирака Мейсон, бывший давний куратор искусства коренных народов и маори в Оклендской художественной галерее Той о Тамаки. Он изображает бывшее островное государство оживленным перекрестком между островами Тихого океана, Азией, Северной Америкой, Австралией и Новой Зеландией, мостом между востоком и западом, а скорее глушью, как может показаться некоторым на первый взгляд. . Ожидайте смесь местных художников и знаменитостей, а Яёи Кусама получит самый высокий счет.

Музей современного искусства «Гараж», Москва. Фото предоставлено: Музей «Гараж».

Триеннале русского искусства Музея «Гараж» , Москва, Россия
10 марта – 14 мая
К столетию русской революции в 2017 году московский музей «Гараж» запускает первую в России триеннале современного искусства.

Коллектив триеннале возглавляет главный куратор «Гаража» Кейт Фаул, а художники-участники будут представлять девять регионов страны: Юг, Центральный, Северо-Запад, Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Северный Кавказ и — в сознательное решение решить спорную аннексию Россией территории — Крымского федерального округа. «Подобно тому, как революция подстегнула первый российский авангард, «Гараж» надеется подстегнуть следующий», — говорится в сообщении музея.

Картирование этапов SB13 Нэнси Насер Олдин. Фото предоставлено Художественным фондом Шарджи.

Биеннале в Шардже, Шарджа, Объединенные Арабские Эмираты
12 марта – 12 июня
Биеннале, изначально организованная Департаментом культуры и информации Шарджи, с тех пор стала крупной инициативой Художественного фонда Шарджи. Несмотря на международное признание, он по-прежнему сохраняет региональную и традиционную направленность, демонстрируя в зданиях и дворах объекты искусства и культурного наследия по всему городу.

В этом году Фонд выпустил обширный пятиэтапный план для двухгодичного периода, включая постоянную платформу онлайн-публикаций; годовая образовательная программа в Шардже; а также проекты в Дакаре, Рамалле, Стамбуле и Бейруте. Названный «Tamawuj», куратор Кристин Том.

Музей американского искусства Уитни. Фото Эда Ледермана, любезно предоставлено музеем Уитни.

Биеннале Уитни 2017, Нью-Йорк
17 марта – 11 июня
Кураторами биеннале Уитни в этом году являются Кристофер Ю. Лью и Миа Локс. место человека в бурно развивающемся обществе. Лью и Локс рыскали по стране в поисках художников, и биеннале, как обычно, будет включать в себя смесь новых и известных имен, работающих во всех видах медиа, от GCC, Samara Golden и Jordan Wolfson до Occupy Museums, Puppies Puppies и Сердечный пейзаж благотворительности Porpentine.

Александр Пономарев, комиссар 1-й Антарктической биеннале, на сайте в начале этого года. Фото предоставлено: Антарктическая биеннале.

Антарктическая биеннале, Антарктический полуостров a
27 марта – 6 апреля

Первая в своем роде антарктическая биеннале пройдет на борту научно-исследовательских кораблей «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов». Таким образом, биеннале продлится примерно 15 дней, и в пути будут происходить все события и мероприятия, включая несколько запланированных «приземлений». Это историческое путешествие начнется в порту Ушуая, самом южном городе мира, и завершится в заливе Маргерито на западной стороне Антарктического полуострова.

Список художников, подтвержденных на данный момент, включает: Хани Рашид; Мэтью Ричи; Томас Сарацено; Джулиан Шарьер; Пол Росеро Контрерас; Джулиана Серкейра Лейте; Чжан Энли; Шо Хасэгава; Густав Дусинг; Юлий фон Бисмарк; Ито Баррада; и Лара Фаваретто. Окончательный полный список будет опубликован в феврале (хотя ключевой куратор уже отказался). Затем работы экспедиции будут выставлены в Антарктическом павильоне на 57-й Венецианской биеннале позже в этом году.

Андреас Ангелидакис, монтажный вид 68 кварталов руин. Предоставлено Documenta 14.

Documenta 14, Афины, Греция и Кассель, Германия
8 апреля — 16 июля в Афинах; 10 июня – 17 сентября в Касселе
Выставка современного искусства Documenta, раз в пять лет, возвращается в этом году с масштабным изданием, разделяя себя между двумя направлениями, проходя не только в Касселе, Германия, как это принято, но и в «нескольких отличительные места» в Афинах, Греция. Шоу будет называться «Документа 14: Учимся у Афин».

Руководствуясь смелым видением куратора и художественного руководителя Адама Шимчика, этот шаг является намеком на изменения, происходящие в Европе сегодня, и на то, как они отражают те изменения, которые произошли в 1965 году, когда была основана выставка.

Кристин Масел. Предоставлено Венецианской биеннале

57-я Венецианская биеннале,  Венеция, Италия
13 мая — 26 ноября

Название Венецианской биеннале 2017 года — «Viva Arte Viva», куратор — Кристин Масель. Ее кураторское видение направлено на то, чтобы сосредоточиться на роли художника в обществе, особенно в смутные времена. Основная выставка будет посвящена формам, которые они предлагают, и практикам, которые они разрабатывают, и изменит пространство, чтобы полностью соответствовать объектам, которые будут размещены внутри.

Выбрав Масель, Паоло Баратта, президент биеннале, заявил, что она является «куратором, стремящимся подчеркнуть важную роль, которую художники играют в изобретении своей собственной вселенной и привнесении щедрой жизненной силы в мир, в котором мы живем».

Kaspar König является художественным руководителем 5 -го Skulptur Projekte Münster в 2017 году

Skulptur Projekte Münster, Münster, Германия
10 июня — 17 сентября. Мюнстера, где представлены работы самых разных художников со всего мира. Его особое очарование заключается в том, что он полностью использует общественное пространство, поскольку он заказывает работы для конкретных мест, отвечающие городскому контексту, что также поощряет участие общественности.

Каспер Кёниг основал выставку в 1977 году и с тех пор курирует все ее выпуски. Пятое издание, которое откроется в июне, будет посвящено растущей оцифровке городской среды и будет включать работы Ребекки Хорн, Класа Ольденбурга, Брюса Наумана, Розмари Трокель, Айше Эркмен, Эй Аракава и Катарины Стевер, а также нескольких других авторов. известные имена. В этом году впервые выставка расширится до близлежащего города Марл.

Художественный музей Йокогамы. Предоставлено Викискладом.

Триеннале в Йокогаме, Йокогама, Япония
4 августа – 5 ноября
В преддверии шестого выпуска «Острова, созвездия и Галапагосы» Триеннале в Йокогаме со своей базы в японском Музее искусств Йокогамы и Иокогамы Red Brick Warehouse стремится «пересмотреть состояние глобальной связи и изоляции с разных сторон», решая «такие вопросы, как изоляция и связь, воображение и руководство, отличие и разнообразие».

В преддверии августовского открытия триеннале проводит Yokohama Round, серию публичных форумов, которые начнутся в январе 2017 года. Художники-участники еще не объявлены, но в последних выпусках выставки, основанной в 2001 году, приняли участие около 70 художников. .

Элмгрин и Драгсет. Фото Эльмара Вестнера, предоставлено IKSV.

15-я Стамбульская биеннале, Стамбул, Турция
16 сентября – 12 ноября
15-я Стамбульская биеннале в этом году проводится художниками-кураторами Elmgreen & Dragset, которые недавно объявили выбранную ими тему: «Хороший сосед». ” Биеннале будет исследовать понятия дома, района и частных сфер в традиционном смысле, а также исследовать, как эти идеи изменились в недавнем прошлом.

Они зададут вопрос: «Что значит быть хорошим соседом?» by, как они объяснили в недавнем Artforum Q&A, «говорить [говорить] о сосуществовании в более широком смысле» и «курировать биеннале почти так, как если бы это был район сам по себе», позволяя художникам вступать в диалог друг с другом.

Эмма Лавин. Фото © Мануэль Браун, предоставлено Лионской биеннале

14-я Лионская биеннале, регион Рона-Альпы, Франция
20 сентября – 31 декабря
Эмма Лавин, директор Центра Помпиду-Мец, была назначена куратором 14-й Лионской биеннале и будет курировать вторую подряд итерацию биеннале, чтобы сосредоточиться на ключевом слове «модерн, » и решать проблемы относящийся к модернизму и модерну.

Предыдущее издание 2015 года, курируемое директором галереи Hayward Ральфом Ругоффом, называлось «Современная жизнь» и было первым из трилогии, посвященной тому же слову. Подробности предстоящего издания пока не разглашаются, но Лавин, которая была куратором французского павильона на Венецианской биеннале 2015 года с проектом Селесты Бурсье-Мужено rêvolutions умеет ставить спектакли, посвященные сложным взаимосвязанным системам.

Фото предоставлено: Биеннале в Карачи, 2017 г. тому свидетельство.   В год своего дебюта — и с момента объявления Карачи космополитическим представителем остальной части Пакистана — биеннале в Карачи обращается к работающим художникам, кураторам и писателям города. Карачи действительно имеет богатую историю привлекательного модернизма, и биеннале, удачно названная «Свидетель», надеется пролить свет на культурное и историческое значение города.

Работы художников будут проходить по всему городу, чтобы привлечь внимание зрителей всех возрастов, национальностей и профессий и представить город как открытое пространство.

Ати-Патра Руга выступает на гала-концерте Performa 2016: Любимая страна. Предоставлено БФА.

Performa 17, Нью-Йорк
1–19 ноября
Живые выступления занимают центральное место в Performa, основанном в 2004 году Роузли Голдберг. Уроженец Южной Африки, Голдберг смотрит на свою родину, а также в Кению, Сенегал и Марокко для предстоящего выпуска. Первоначальный список заказов биеннале на 2017 год включает проекты Ито Баррады и Джули Мехрету в сотрудничестве с Джейсоном Мораном, Занеле Мухоли и Кеманг Ва Лехулере.

Этюд для Tank (2014) Проект Гленна Каино в Центре современного искусства в Новом Орлеане, часть третьей биеннале Prospect.3, которая открывается 25 октября. Предоставлено автором.

Prospect.4 New Orleans, New Orleans, Louisiana
11 ноября 2017 г. – 25 февраля 2018 г. Орлеан, призванный помочь городу оправиться от стихийного бедствия, не является исключением. Первый забег 2008 года, получивший признание критиков, закончился долгами. Второй уход на второй круг в 2012 г. вызвал меньше одобрения, а третий выпуск был отложен до 2014 г.

Теперь, когда Тревор Шунмейкер из Художественного музея Нашера в Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина, назначен художественным руководителем в 2017 году, был собран впечатляющий список для совета художественных директоров, который придаст триеннале более широкий глобальный масштаб. : художники Уильям Кордова, Вангечи Муту и ​​Эбони Г. Паттерсон; Миранда Лэш из Музея искусства скорости в Луисвилле, Кентукки; Омар Лопес-Шахуд из художественной ярмарки Untitled в Майами; Филипа Оливейра из Форума Эуджениу де Алмейда, Лиссабон; и Зои Уитли из Тейт, Лондон.

Следите за новостями Artnet на Facebook:

Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.

выставок — Леонид Тишков

Персональные и групповые выставки

2020
Ichihara ArtMix Triennale, Япония, 20 марта — 17 мая,
3 января, 9 января, 9 градусов2, Австрия, minchau200018 Стены. Галерея Urban Spree, Берлин.

2019
Сила мечты. Музей на берегу озера Итихара, Япония, 4 августа — 27 октября
Пропавшая планета. Museo Pecci, Прато, Италия, 8 ноября – 3 мая 2020 г.
Murs. Галерея Huberty & Breyne, Брюссель, 9 ноября — 14 декабря
Россия. вне времени. ДОКС. Прага. 4 ноября – 2 декабря
FjordOslo Light Fest, Осло, 1 ноября – 3 ноября
Космизм Леонида Тишкова. Персональная выставка. ГЦСИ Владикавказ
Триеннале Сеуточи, Япония
Луна. Королевский морской музей, Гринвич, Лондон, 22 июля – 5 января 2020 г.
Ла Лун. Гран-Пале, Париж, 1 апреля — 22 июля
Билет на Луну. Krems Kunsthalle, Австрия, 14 июля — 3 ноября
Аланика Симпозиум, ГЦСИ Владикавказ

6

23

23 0018 Частная Луна. Персональная выставка. Музей современного искусства Савина, Сеул, 1 ноября — 31 января 2019
Космизм Леонида Тишкова. Персональная выставка. Галерея Беляево, Москва
Состояние человека. Поиск места. Иудейский музей, Москва, 12 июня — 19 августа
Предчувствия космоса. ГЦСИ, Москва
LightOnRomania, Клуж, Румыния, 16 ноября — 31 декабря
No Man’s Library/La Biblioteca di Tutti, Сассари, Италия, 11 мая — 30 июня

2017
Состояние человека. Дом с привидениями, Фонд Екатерина, Москва, 1 декабря 2017 — 25 января 2018
Private Moon. Персональная выставка, Липецкий музей прикладного искусства, 11 июля — 5 сентября 2017
Арт-Овраг, Выкса
Инновация 2017. Государственный Архитектурный Музей, Москва. 25 мая 2017 г. — 25 июня 2017 г.
Человек как птица. Палаццо Соранцо, Венеция, 10 мая 2017 г. — 10 сентября 2017 г.
Частная Луна. Персональная выставка, Астраханский государственный художественный музей, 27 апреля — 25 июня 2017
Взгляд домой. Персональная выставка, Арсенал. ГЦСИ. Нижний Новгород. 21 декабря 2016 г. — 12 февраля 2017 г.
Свет вокруг. Персональная выставка. Историко-архитектурный музей Тулы, Россия. 12 ноября — 11 декабря 2016 г.
Private Moon. Персональная выставка, Городская галерея Левоча. Словакия. 5 августа — 30 сентября 2016 г.
Время кино. Галерея Розизо, Москва. 20 октября — 29 января 2017 г.
Русский Космос. Московский Мультимедиа Арт Музей
Птицы и Фигурки. Астраханский художественный музей.
Бажов фест. ГЦСИ Урал, Екатеринбург. 13 июля — 28 августа 2016 г.
Взгляд домой. Персональная выставка, Пермская государственная художественная галерея. 28 апреля 2016 г. — 14 августа 2016 г.
DADA Fest. ГЦСИ. 9 июня — 25 июня 2016
И даже в очках. Галерея Ковчег. 10 марта — 1 мая 2016 г.
Взгляни домой. Персональная выставка, Красноярский музейный центр. 30 октября 2016 г. — 20 марта 2016 г.
Вокруг площади. Ярославский музей современного искусства. 29 декабря — 20 февраля 2016
Рабочий и колхозница. Личное дело. Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Москва. 14 декабря — 28 февраля 2016 г.0016

2015
Путешествие Частной Луны в Румынии. Персональная выставка. Национальный музей румынского крестьянина, Бухарест. 7 декабря — 11 декабря 2015 г.
Балаган!!! Нордвинд фест. Кульхаус, Берлин. 14 ноября — 23 декабря 2015 г.
Осколки войны. ГЦСИ, Балтийский филиал, Калининград, 20 ноября — 5 декабря 2015 г.
Интертекст. Музей Эрарта, Санкт-Петербург, 13 ноября — 18 января 2016 г.
Птицы и фигурки. Московский музей современного искусства, 12 ноября — 18 января 2016 г.
Настоящее в нереальном. Музей современного искусства Уян, Кёнджу, Корея, 25 июля – 11 октября 2015 г.
Большой Урал. Галерея Ural Vision, Екатеринбург. 5 сентября — 5 ноября 2015 г.
Взгляни домой. Персональная выставка, Нижнетагильский музей изобразительных искусств. 16 мая — 19 июля 2015 г.
Смотри домой. Персональная выставка, Екатеринбургский музей изобразительных искусств. 26 февраля — 3 мая 2015 г.
Мультфильм как искусство. Максим Боксер аукцион. Лондон. галереи Эрарта. 29 мая — 6 июня 2015 г.
Победа как новый эпос. Галерея Искусств Российской Академии Художеств и Крокин галерея. 26 мая — 12 июля 2015 г.
Частная Луна. Галереи Эрарта, Лондон. 29 мая — 6 июня 2015 г.
Ленин: новый взгляд на ледокол. Австрийский культурный форум, Нью-Йорк, 11 декабря 2014 г. – 9 марта 2015 г.
Корабль. Путешествие сквозь время и образ. Музейно-выставочные залы Российской академии художеств, Москва, 30 января — 31 марта 2015
Кафка. Государственный музей А. С. Пушкина, Москва. 16 февраля — 22 марта 2015 г.
Способность к полету. ГЦСИ, Москва. 6 февраля — 15 марта 2015 г.
Обещание ландшафта. Музей современного искусства Пермь. 10 февраля — 31 марта 2015 г.
Private Moon в Милане. Порта Романа, Милан. 27 января 2015
Координаты звука. 9Радиоартмобиль 0016 RAM, Рим, Италия. December 2014 — 31 January 2015

2014
Private Moon. Персональная выставка. Арт-центр СМЕНА, Казань
Ода еде. Галерея Проун, Винзавод, Москва
Итихара Арт-Микс, Фестиваль современного искусства, Япония
Настоящий чертеж. Русский музей, Санкт-Петербург
Сны наяву. Нанкин, Китай
Готовы к полету? ММОМА, Москва
Жизнь, Смерть и Воскрешение Крафт Аптекарь. Тульский историко-архитектурный музей
Ленин: ледокол. Музей Лентос, Линц.
Ленин: ледокол. Музей «Ледокол Ленин», Мурманск.
Метафизика в русском искусстве. Галерея Эрарта, Лондон
Фестиваль Тоди, Италия

2013
Дайвер-Маяк, Персональная выставка. Крокин галерея
Возвращение домой, Персональная выставка. Галерея HKLAM, Воронеж
Путешествие Частной Луны на Формозу, Персональная выставка. Галерея Печерский, Москва
Россия XXI, современная скульптура из России, Музей Бельден-ан-Зее, Гаага
Фестиваль Art Watou Бельгия
Республика Луны, Bargehouse, Лондон
Площадка LUCIDA, ГЦСИ, Москва
Горизонт, Планетарий, Москва
Площадка LUCIDA, Галерея Беляево, Москва
Private Moon, Персональная выставка. Галерея Тенгри Умай, Алматы, Казахстан

2012
Путешествие Частной Луны на Формозу, Персональная выставка. Гаосюнский музей изобразительных искусств, Тайвань
Куб Вечности, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Заброшенные утопии, Персональная выставка. Галерея Иржи Свестки, Прага
Вторая индустриальная биеннале, Екатеринбург
Жизнь с конца, Выставочный зал Тульского художественного музея, Тула

2011
Заброшенные утопии16 Персональная выставка, 90. Jiri Svestka Galley, Berlin
Arctic Diary, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Леонид Тишков, Персональная выставка. Галерея Нины Люмер, Милан
Русский Космос, Museo d’Arte Contemporanea — Castello di Rivoli, Турин, Италия
Paper Time, ГЦСИ, Москва
Иллюзия, Арсенал, ГЦСИ, Нижний Новгород
На Звук, ГЦСИ, Москва Земля.900Cos .Гагарин. Крокин галерея, Москва
Пасха в доме Чехова, Галерея ПЛ, Москва
Комиксы как…, музей «Тульский некрополь», Тула
Новинки из коллекции, Мультимедиа Арт Музей, Москва
Красноярск Музей-биеннале «В глубину», Красноярск

2010
В поисках чудесного, Персональная выставка. Московский музей современного искусства, Москва
Существа, Персональная выставка. Галерея ОкНО, Челябинск
LICHTFLACHE, Персональная выставка. Barbarian Art Gallery, Цюрих
Ballade lumineuse, Персональная выставка. Галерея Taiss, Париж
Playing the City II, Ширн Кунстхалле, Франкфурт
Небеса в искусстве, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
История российского видеоарта. Том 3, Московский музей современного искусства
Фотография новой России. 1991 — 2010, Европейский Дом фотографии, Париж
Маленький принц в Москве, Галерея Полины Лобачевской, Москва
То, что мы слышим, что смотрит на нас, Центр искусств Ангиен-ле-Бен, Франция
Первая биеннале промышленного искусства, Екатеринбург
Первая Южно-Российская Биеннале Искусств, Ростов-на-Дону
После Катастрофы, Красноярский Музейный Центр, Красноярск
Искусство — Дубай, ОАЭ
Москва 10016 Точка Сборки 15 NC18 Фотобиеннале — 2010, Московский Дом фотографии
Summa Summarum, ГЦСИ, Москва
Фестиваль перформансов и медиа, Балаклавская Одиссея, Крым
Искусство, правящее миром, Мытищинская картинная галерея, Московская область
КомМиссия 2010, Центр современного искусства МАРС

2009
Свет вокруг, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Происхождение видов, Персональная выставка. Галерея Ravenscourt, Москва
3-я Московская биеннале современного искусства, Москва
Красноярск Музейная биеннале «Дальня», Красноярск
Арт-Завод, ГЦСИ, Екатеринбург
Отражение: мир через искусство, Биеннале реки Додзима 2009, Осака, Япония
Внутренний Урал, Екатеринбургский филиал ГЦСИ, Екатеринбург
Кудымкор – двигатель будущего, Пермская художественная галерея, Пермь 18 I Была ли Россия, Художественный музей Данидина, Новая Зеландия
Страх высоты, Центр современного искусства OK, Линц, Австрия
Этот смутный предмет искусства, Музей Ка’Реццонико, Венеция
Ремесла, Галерея Proun, Москва
Past Future Perfect, Calvert22, Лондон, Великобритания
Другая мифология, ГЦСИ, Москва
Russian Dreams…, Bass Museum, Miami, USA
ARCO, Madrid , Испания
Алиса в стране чудес, Галерея Полины Лобачевской, Москва
История российского видеоарта, Том 2, ММОМА, Москва
Тонкая линия. Видеоарт из России, Monkey Town, Нью-Йорк, США
SCOPE, Музей искусств Университета Колорадо, Нью-Йорк, США
Сказки братьев Юнг, Галерея Лаборатория, Москва

2008
Дом Художника, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Deep Sea Divers, Персональная выставка. Центр современной культуры Екатеринбургского университета
Сингапурская биеннале: «Чудо», Сингапур
Ткань мифа, Музей Комптона Верни, Великобритания
Искусство России индекс, Латвийский Национальный Художественный Музей, Арсенал, Рига, Латвия
Арт-Париж, Париж, Франция
Посреди Вселенной, ГЦСИ Москва

2007
Взгляд домой, Персональная выставка. Центр современного искусства Уяздовский замок, Варшава
Домашнее задание, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Сольвейг, Персональная выставка. Центр культуры и искусства Ван Хо, Ханой, Вьетнам
Ныряльщики с небес, Персональная выставка. ЦДХ, Москва
Прогрессивная ностальгия, Центр современного искусства Луиджи Печчи, Прато, Италия
Возвращение памяти, Музей Куму, Таллинн, Эстония
Время рассказчика, Музей Киасма, Хельсинки
Слово и изображение «, ГЦСИ, Москва
Приключения Черного квадрата, Русский музей, Санкт-Петербург
Архитектура Ад Маргинем, Russian Museum, St. Petersburg
Krasnoyarsk Museum Biennale «Sketch of Siberia», Krasnoyarsk
Photo Biennale, The Branly Museum, Paris
Baroque, Moscow Museum of Modern Art, Moscow

2006
Ладомир.Утопические объекты, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Взгляд на Европу, МоМА, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Инновации, NACCA, Москва
Фотобиенале, Московский Дом фотографии, Москва
Видеоарт семи континентов. ArteBA 2006, Видеопространство «Черный ящик/белый куб», созданное The Project Room NY, Буэнос-Айрес, Аргентина
Message, Культурный центр Нанто, Япония
Automatic Letters. Персональная выставка. Журнал Пинакотека, Москва

2005
Существа. Персональная выставка. Государственная галерея Ижевска, Россия
Картины 80-х гг. Персональная выставка. Архивация современности, Крокин галерея, Москва
Существа. Персональная выставка. Галерея Ясная Поляна, Тула, Россия
Улица, Искусство и Мода Европалия, Антверпен, Бельгия
Русское искусство 1904-2005, Bibliotheca Wittokiana, Брюссель, Бельгия
Семь грехов, Музей современного искусства, Любляна18, Словения
За красным горизонтом, ГЦСИ, Москва
Международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии», Москва
Международный мультимедийный фестиваль «Осень», Центр современного искусства, Санкт-Петербург
Москва Прорыв, Современное русское искусство, Bargehouse, Лондон, Великобритания

2004
Deepsea Divers. Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Апокрифос, Персональная выставка. Национальный центр современного искусства. Москва
За красным горизонтом: Москва-Варшава, Центр современного искусства Уясвятский замок, Варшава
Между текстом и изображением, ГЦСИ, Москва
Москва-Берлин 1950-2000, Государственный исторический музей, Москва
Рецепты счастья, Муромский художественный музей, ГЦСИ
I Международная выставка современного искусства, Бишкек Художественный музей, Киргизия
География, Ижевск Выставочный центр «Галерея», Ижевск
Направление: Юг-Север, Манез, галерея КИНО, Москва
Российская фотография 1920-2000, Городской музей, Инсбрук, Австрия

2003
Леонид Тишков и Игорь Макаревич: Мастера современной мифологии России. Галерея К, Вашингтон, США
Москва-Берлин 1950-2000, Martin Gropius Bau, Берлин, Германия
Paracrafts, Чебоксарский художественный музей, Музей науки, Нижний Новгород
АртКлязьма: Фестиваль современного искусства, Москва Направление: Запад, Галерея КИНО, Новый Манеж, Москва
Графика XX века, Третьяковская галерея, Москва
Detende: Russian Contemporary Art Video Format, Slought Foundation, Филадельфия, США
Невидимые города, Королевский университет, Белфаст, Северная Ирландия
Bibliocosmos, Художественная галерея Coolley , США
IX Арт Форум, Новый Манез, Москва

2002
Коммунал Палп, Галерея MuHA, Москва
Студия Арт Москва, Москва VIII Арт Форум, Новый Манеж, Москва

2001
Прощание с Елкой. Персональная выставка. Телегалерея, Москва
Существа мягкого мира. Российский государственный музей прикладного искусства, Москва
Водолазы. Персональная выставка. Центр искусств округа Колумбия, Вашингтон, США
«ЖЗЛ». ». Персональная выставка. Галерея MuHA, Москва
Взгляд отсюда. Центр современного искусства Вирджинии, Вирджиния, США
Студия Арт Москва, Москва VII Арт Форум, Новый Манез, Москва
Направление: Восток, Галерея КИНО, Новый Манез, Москва

2000
«Тишков фестиваль». Персональная выставка. Культурный центр ДОМ, Москва
Даблоиды и другие существа. Персональная выставка. Немузей, Санкт-Петербург, Россия
Вид отсюда. Третьяковская галерея, Москва
Память тела. Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, Россия
Сериалы, Манез, ГЦСИ, Москва

1999
Хрустальный Желудок Ангела. Персональная выставка. Галерея Дзига, Львов, Украина
Существа. Персональная выставка. Центр современного искусства Нижний Новгород, Россия
Существа. Персональная выставка. Ярославский художественный музей, Россия
Русский и немецкий видеоарт, Кунцхалле Фауст, Ганновер, Германия
Русский Самиздат и Книги Художника, Галерея Grafeion, Прага, Музей современного искусства Энди Уорхола, Словакия
Книги русского искусства 70-90-х гг. Музей искусств имени Пушкина, Москва

1998
Театр Даблоид. Персональная выставка. Центр современного искусства Fargfabriken, Стокгольм, Швеция
Прапринтиум. Государственная берлинская библиотека, музей Бохума, Германия
Мебель мастерской Свена Лунда. Fargfabriken, Центр современного искусства, Стокгольм, Швеция
Испытательная станция чувств. Международный форум искусств, Новый Манез, Москва
Москва Художественная книга 90-х. Центр искусств Монпелье, США

1997
Протодаблоиды. Персональная выставка. АртМедиа Центр, ТВ-галерея, Москва
Портфолио для портфолио Кунст, Музей Альбертины
Русские шелкографии из Москвы Студия, Галерея искусств Коркоран, США
Dablus & Do press. Университетская библиотека UFSA, Антверпен, Бельгия
САМИЗДАТ Восточная Европа. Мемориальная художественная галерея Дугласа Ф. Кули, Колледж Рид, США

1996
Существа. Персональная выставка. Центр современного искусства «Монолит», Челябинск, Россия
Существа. Персональная выставка. Государственная художественная галерея, Новосибирск
Анатомия России. Персональная выставка. Галерея Spider & Mouse, Москва
Москва Архитекторы-концептуалисты, Музей искусств Университета Дьюка
Книги современных русских художников. Центр искусств Аберистуита, Бойсе, Айдахо, США
Суонси. GB Библиотека Университета Джона Райленда, Художественная галерея Глина Вивиана, Манчестер, Великобритания
Nordgrafia 96. Музей Готланд Конст, Висбю, Швеция

1995
Даблоиды и слоны. Персональная выставка. Музей Мэри и Ли Блок, Эванстон III. США
Существа. Персональная выставка. Музей искусств, Екатеринбург, Россия
TVBeast (ТВарь). Персональная выставка. ТВ-галерея, Москва
Книги современных русских художников. Stormont Rooms, Rye, Соединенное Королевство
Avanguarde Russian Books. Библиотека Британского музея. Лондон. Соединенное Королевство
SAGA 96. Alain Buyse Editeur, Paris, France
Russian Comics Strip. Centre Belge de la Bande Dessine, Брюссель, Бельгия

1994
Существа. Персональная выставка. Музей современного искусства Софии Имбер де Каракас, Венесуэла
La Route du Coeur. Персональная выставка. Галерея Epreuve d’Artiste, Лилль, Франция
Стомаки. Персональная выставка. L-галерея, Москва
Репродукция. Персональная выставка. Центр Дом Художника Москва, Москва
Памяти Каширки. Галерея Spider & Mouse, Москва
Книги Художников. Екатеринбургский художественный музей, Россия
Бумажный театр. Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия
САГА 95. Alain Buyse Editeur, Париж, Франция

1993
Существа. . Персональная выставка. Музей искусств Университета Дьюка, Дурам, Северная Каролина, США
Время перемен. Городской музей и картинная галерея, Бристоль, GB Художественная галерея Ferens, Халл, Великобритания
Новая территория искусства. Арт-центр Красноярска, Россия
Livres d’artistes Russes et Sovietiques. Художественный центр Userch, Франция

1992
Жесткий и мягкий. Персональная выставка. Галерея Велта, Москва
Международная выставка визуальной поэзии. Галерея Панков, Берлин, Германия
Книги русских художников. Lyric-Cabinette, Мюнхен, Германия

1991
Не только Даблоиды».