Буддийская ступа в красноярске: Яндекс Карты — подробная карта мира

В Красноярском крае до сих пор не восстановили буддийскую ступу


Буддийская ступа в Красноярском крае так и не восстановлена до конца. Весной жителей Бурятии возмутило это видео. Местная жительница разбила кувалдой духовное строение. Ее быстро нашли, женщина принесла извинения. Косметический ремонт сделали тувинские борцы, но ступа до сих пор сломана. А теперь на первый план выходит другая проблема. Местные власти ставят вопрос о законности сооружения и задают вопросы по земле. Какие именно, расскажет наш корреспондент.

Любовь Прушенова, владелец буддийской ступы: Многие даже, вот я знаю, из Ачинска люди приходили, они очень уважительно к этой ступе относились, хотя они, казалось бы, не буддисты. Снимали обувь, прежде чем зайти на территорию огороженного участка вокруг ступы. С молитвами, с мантрами, кто как умел. Кто-то говорил мне, очень хорошие исполнялись желания, кто-то и детей родил.


Инициатор закладки Любовь Прушенова — кандидат медицинских наук и врач-тибетолог. Говорит, это ступа долголетия и исполнения желаний. Стоит в 40 километрах от Красноярска возле федеральной трассы. Появилась ещё 13 лет назад. Но известностной на всю страну стала не из-за притяжения паломников, а после нападения вандала.

— На самом деле мы не хотели, ну, как-то наказывать эту женщину и так далее. Мы хотели тихо-мирно сами восстановить субурган. Так получилось, что вот этот мужчина Игорь — строитель с соседнего участка, который защитил, он выставил в интернет. И, конечно, это все приобрело немножко такую окраску.


Любовь и не думала просить помощи в восстановлении, резонанс в сети вызвал буддийских регионов и районной администрации Красноярского края. С чьей стороны поступило неожиданное предложение.

Наталья Ганина, глава Емельяновского района Красноярского края: Мы разговаривали, что она в добровольном порядке, как раз я с ней разговаривала  о том, что могла ли она в добровольном, в безвозмездном порядке уступить тот земельный участок, на котором находится ступа. Для того, чтобы оформить это как памятник, поставить его на учет, иметь возможность его содержать и обслуживать.


Но удастся ли придать буддийскому объекту статус памятника? И возможна ли передача без согласия собственника земли? Любовь Прушенова возвела ступу на своей территории, документы на участок есть. Но передавать его в дар женщина не готова.

Константин Бадеев, юрист: Добровольная передача земельного участка без согласия самого собственника данного земельного участка — она не законна. Для того, чтобы выделять бюджетные деньги на какой-то объект, необходимо сначала запланировать бюджет. И это уже явно не в 2021 году. Кроме того данный объект должен входить в перечень каких-либо охраняемых законом объектов, либо администрация по своей инициативе должна включить. Но это в любом случае делается не одним днем. И не начиная с требования передать земельный участок в собственность данной администрации безвозмездно.


Администрацию Емельяновского района беспокоит другой вопрос — законность объекта. По их словам, религиозные объекты могут возводить только религиозные организации. Поддерживает мнение и правительство Бурятии.

Михаил Харитонов, заместитель руководителя администрации главы Республики Бурятия по развитию гражданских инициатив: Мы готовы сотрудничать, да, с религиозной организацией, которая примет на себя этот объект. Естественно, что мы считаем, что этот объект должен относиться к религиозной организации, так как это строительство велось, в том числе и бурятским землячеством под эгидой Буддийской традиционной Сангхи России. Если такое решение будет принято собственниками этой ступы, то будем искать формы поддержки, в том числе и финансовые. Глава республики об этом говорил, что в принципе готовы поддержать.


Как говорит Любовь Прушенова, она уже была руководителем общественной организации 15 лет. Снова организовать общину не в состоянии, но готова продолжить содержать ступу. Между тем, как отмечает юрист Константин Бадеев, строительство буддийских ступ на собственной земле закон на сегодня не запрещает.


Читать по теме:


Женщину, повредившую буддийскую ступу, задержали под Красноярском


Жительница Красноярского края разгромила буддийскую ступу

как в городе открыли первую буддийскую ступу — Новости 7 канала, Красноярск


Залп из тысячи лепестков роз, гости из десятка городов и стран мира и визит лам из Дании и Непала. В Красноярске появилась первая в регионе буддийская ступа Просветления. На открытии побывала и наша съемочная группа.


Запах благовоний и звон колоколов разносятся на десятки метров, лама читает древние мантры на санскрите, а по узким улицам тянутся толпы горожан. Утро нетипичное для Покровки. Официальный центр этой религии в Красноярске создали еще в 90-х, в 2012 году начали работу над ступой.


— В переводе с санскрита ступа значит «вершина». Поэтому и место для ее постройки в Красноярске выбрали соответствующее. Мы находимся практически на вершине Покровской горы, и вид отсюда открывается на весь город.


Еще несколько лет назад здесь был заброшенный пустырь — теперь же это священное место для паломничества буддистов со всего мира. Монумент возвели за 1 год. Творение без преувеличения мирового масштаба. Гранит для ступы привезли из Польши, металлическую основу сделали в Железногорске, а внутри ступы находится так называемое древо жизни — его срубили в лесах Европы, после чего дерево пересекло границы трёх государств и четыре моря.


На освящение ступы приехали лама Ринпоче из Непала и датский лама Оле Нидал. Он в Красноярске уже не первый раз, был здесь в 90-х. Говорит: за это время город стал больше похож на каменные джунгли, но люди остались прежними.


«Я очень люблю работать с русскими. Это настоящая радость. У нас 700 центров во всем мире, но с вашими людьми я особенно люблю работать, потому что во все, что вы делаете, вы вкладываете сердце.


На западе мы становимся слишком цивилизованными, даже чересчур. А иметь возможность встретиться с людьми так, как здесь, и стоять в таком месте — это наслаждение», — говорит лама Оле Нидал.


Церемония освещения длилась 3 часа. Поучаствовали в ней около 1000 человек, многие приходили с детьми. Посмотреть на ступу Просветления — а это самая важная из 8 форм тибетских ступ — приехали гости из Латинской Америки, Германии, Польши, Испании и десятка городов страны.


Всего же в России буддизм исповедуют более миллиона человек. В Красноярске — около 100 тысяч. Основная идея философии этой древнейшей религии, что смысл жизни человека — в счастье. Поэтому появление монумента в Красноярске буддисты считают хорошим знаком для людей всех конфессий.


«Если ступа есть, меняется климат: идут дожди, растет трава, овцы толстеют, экономика работает, люди счастливы, они сыты и довольны и думают о духовном», — рассказывает президент Российской ассоциации буддистов алмазного пути Александр Койбагаров.


Совпадение или нет, но вместо прогнозируемых синоптиками ливня и града в день освящения ступы светило яркое солнце. Достопримечательность могут посещать все, даже не буддисты. По преданию, пожелания, сделанные рядом со святыней, обязательно сбудутся. 

Красноярск Буддийский центр «Алмазный путь»

Наш центр основан в 1991 году. Функционирует под духовным руководством Ламы Оле Нидала. Главой традиции Карма Кагью тибетского буддизма является Его Святейшество 17-й Гьялва Кармапа Тринле Тхайе Дордже. Центр является членом ЦРО «Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью». Центры, группы и сообщества практиков существуют в населенных пунктах России и функционируют на общественных началах. Поддерживая дружеские отношения с другими буддийскими организациями, Ассоциация участвует в совместных религиозных мероприятиях, торжествах, торжествах, посвященных религиозным и национальным праздникам.

Традиция Карма Кагью тибетского буддизма принадлежит к уровню Алмазного Пути (санскр. Ваджраяна). Она сложилась в 11-12 вв. в Индии и Тибете. Среди ранних мастеров этой традиции наиболее известны Сараха, Тилопа, Наропа, Майтрипа (Индия, VIII-XI вв.), Марпа, Миларепа, Гампопа (Тибет, XI-XII вв.). Задача буддийских центров Алмазного пути – развивать потенциал разума с помощью методов Будды и сохранять богатейшее наследие тибетского буддизма.

Целью Учения Будды является достижение Просветления, или состояния Будды, то есть полного развития изначального потенциала тела, речи и ума на благо всех существ. Будда учил о реальности как об абсолютной и обусловленной. Благодаря методам, которые он передал, буддизм является инструментом для изменения качества повседневной жизни человека. Учение открывает практикующему возможность испытать постоянное счастье.

Методы, с помощью которых достигается цель, основаны на изучении буддийской философии, объясняющей, как устроен мир, как устроен человеческий разум, в чем причина страданий и как их устранить; медитация, т. е. практические упражнения, посредством которых теория превращается в непосредственный опыт; и образ жизни, или способ поддержания достигнутого уровня развития психики.

В июле 2017 года завершено строительство Ступы Просветления перед буддийским центром. Строительством Ступы руководил Шераб Гьялцен Ринпоче. Ступа была открыта 9 июля 2017 года ламой Оле Нидалом и ламой Шерабом Гьялценом Ринпоче.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Медитация Шестнадцатого Кармапы 20:00 20:00 20:00 20:00 20:00 18:00 18:00
Медитация Шестнадцатого Кармапы Пн 20:00
Вт 20:00
Ср 20:00
Чт 20:00
Пт 20:00
Сб 18:00
Вс 18:00

Золотой треугольник буддизма России

Золотой треугольник буддизма России

Ступа Будды Шакьямуни, символизирующая его сошествие с небес Тушита. Построен Шивалхой Ринпоче в Бурган Изи (След Будды), между селами Целинное и Шамбалыг в Туве. Изображение предоставлено автором

Буддизм впервые пришел в Россию в XVII веке и утвердился в основном в трех российских республиках — Бурятии, Калмыкии и Туве, где оказал огромное влияние на культурное развитие. С тех пор Дхарма Будды получила широкое распространение, и ее можно найти во многих уголках России.

Мне посчастливилось побывать во всех трех буддийских республиках, участвуя в трех международных буддийских конференциях: «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» в г. Улан-Удэ, Бурятия (25–26 июля 2013 г.), «Буддизм в диалоге». между культурами Востока и Запада» в Элисте, Калмыкия (20–23 сентября 2015 г.), и «Буддизм в третьем тысячелетии: тенденции и перспективы развития» в Кызыле, Тува (8–9 сентября 2016 г.).

Автор стоит перед входом в недавно отстроенный буддийский храм Устуу-Хурээ в Чадане, Тува. Изображение предоставлено автором

Бурятия, Калмыкия и Тува образуют своего рода священный треугольник в России, где хорошо сохранилось драгоценное наследие буддизма. Как болгарин, выросший при коммунистическом режиме, мое общее впечатление от посещения этих регионов заключалось в том, что я чувствовал себя как дома, наблюдая следы нашей общей коммунистической истории, в сочетании с гостеприимством и теплотой людей, с которыми я столкнулся, и священный дух Буддадхармы, который пронизывает эти земли.

Бурятия расположена к югу от Сибири, вдоль восточного побережья озера Байкал. Буряты являются подгруппой монголов и представляют собой крупнейшую коренную группу в Сибири. Калмыкия расположена на юго-западе России. Калмыки являются потомками самой западной группы монголов, известных как ойраты, и единственным народом Европы, национальной религией которого является буддизм. Тува находится на юге Сибири, и многие тувинцы считают ее столицу географическим центром Азии. Тувинцы — одна из двух тюркских этнических групп, исповедующих тибетский буддизм (вторая — уйгуры, проживающие в основном в Сунан-Уйгурском автономном округе в китайской провинции Ганьсу).

Крупнейший буддийский храм Европы — Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте, Калмыкия. Изображение предоставлено автором

В начале XVII века буддизм распространился на север от Монголии до Бурятии. В том же столетии калмыки мигрировали в регион между Волгой и Доном и на север к Каспийскому морю, принося с собой свою буддийскую традицию. Буддизм пришел в Туву в 18 веке, снова придя из Монголии (хотя некоторые считают, что он пришел туда вместе с уйгурами в 9 веке).го века). Принято считать, что Россия официально признала буддизм в 1741 году, когда один из самых популярных монархов страны, императрица Елизавета Петровна (годы правления 1741–1762), официально признала буддийскую традицию в Бурятии. Другая выдающаяся женщина-лидер России, императрица Екатерина II (годы правления 1762–1796), также известная как Екатерина Великая, разрешила буддистам в России выбирать своего собственного духовного лидера. До этого все буддисты в регионе обращались за духовным руководством к старшим монахам Тибета или Монголии.

Лопсан Чамзы, хамбы лама Республики Тыва. Изображение
любезно предоставлено автором

Титул, присваиваемый лидерам монастырей и старшим учителям в Монголии и России, называется кхамбо лама , происходящим от тибетского академического титула кхенпо . Нынешним духовным лидером буддистов Российской Федерации и старейшим ламой Бурятии является Пандито Хамбо Лама 24 Дамба Бадмаевич Аюшеев (1962 г.р., с. Бурсомон  в Забайкальском крае). Самый старший лама Тувы ( хамбы лама , на местном языке) — Лопсан Чамзы (1976 г.р., г. Кунгуртуг, юго-восток Тувы). Главный лама калмыцкого народа, или шаджин-лама , — Тэло Тулку Ринпоче (родился в 1972 году в Филадельфии, Пенсильвания), который также является почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах Содружества. независимых государств (СНГ).

Ступа Просветления в Лаганском районе Калмыкии. Изображение предоставлено автором

Наиболее популярной формой буддизма в России является эзотерическая Ваджраяна, в основном тибетский буддизм. Гелуг, основанная Дже Цонкапой (1357–1419), новейшей из четырех основных школ тибетского буддизма, является наиболее широко практикуемой, но здесь также ощущается сильное влияние древнейшей традиции ньингма и, в значительно меньшей степени, , школы Кагью и Сакья.

Российские буддисты почитают в основном Будду Шакьямуни, а также Дже Цонкапу (1357–1419) и других учителей гелуг. Монашеские практики в регионе происходят из сердца буддизма Ваджраяны, тогда как философские и этические аспекты местных буддийских традиций не отличаются существенно от фундаментальных аспектов буддизма Махаяны.

Буддийский храм Цеченлинг в Кызыле, Тува. Изображение предоставлено автором

Будучи последователями тибетского буддизма, российские буддисты считают Далай-ламу своим главным духовным лидером. Его Святейшество совершил свой первый визит в Советский Союз в 1979 году и посетил Бурятию в 1991 и 1992 годах; Калмыкия в 1991, 1992 и 2004 годах; и Туву в 1992 году. После его последнего визита в регион в 2004 году российское правительство отклонило последующие заявления Далай-ламы о выдаче визы.

Во время недавней конференции в Туве у меня была возможность обсудить с Лопсан Чамзы различия в буддийских практиках трех республик. Урожденный Байыр-оол Серенович Шыырап, он начал свое буддийское обучение в 1994 года, когда он переехал со своей родины Кунгуртуг в Дхарма-центр в столице Тувы Кызыле. После двух лет обучения он завершил свое образование в монастыре Дрепунг Гоманг на юге Индии. В 2014 году, после смерти Пятого Хамби-ламы Сулдум Башки, Лобсан Чамзы стал шестым старшим ламой Тувы и посвятил свою деятельность возрождению буддизма в республике.

Дацан Ринпоче Багша в Улан-Удэ, Бурятия. Изображение предоставлено автором

Согласно хамби лама Тувы, различий между буддизмом в трех республиках немного. Однако он отметил, что в Бурятии и Калмыкии религия развивается гораздо быстрее, чем в Туве, в результате отсутствия духовных лидеров в Туве после падения коммунистического режима: «Коммунистический режим существовал по всей России, включая Калмыкию и Бурятию. , но после краха коммунизма у этих двух республик были сильные духовные лидеры, и по этой причине буддизм смог выжить, чтобы достичь периода возрождения, который мы наблюдаем сейчас», — сказал он. — Между тем в Туве у буддийских учителей всегда были очень тесные отношения с ламами Калмыкии и Бурятии».

Лобсан Чамзи также отметил, что в Туве по сравнению с Бурятией и Калмыкией хорошо сохранились традиционная культура и язык: «Мы до сих пор знаем наш язык на очень хорошем уровне и делаем все возможное, чтобы сохранить нашу культуру. Это одна из причин сильного развития буддизма в Туве. Если говорить о бурятах и ​​калмыках, то мы видим, что большинство из них плохо знают свой [традиционный] язык и редко говорят на нем».

Золотая ступа в Дацане Ринпоче Багша в Улан-Удэ, Бурятия. Изображение предоставлено автором

Буддизм обладает универсальными ценностями, общими не только для буддийских республик России, но и в глобальном контексте. Лобсан Чамзи выразил некоторые из них: «Буддизм учит нас, как быть хорошими людьми и жить жизнью, приносящей пользу другим.