Содержание
Дом дружбы народов Красноярского края
Современная таджикская диаспора Красноярского края сформировалась преимущественно в 90-е годы XX века. Однако, по данным переписи 1989 года в крае уже проживало 1221 таджиков
В 90-е ситуация резко меняется. Гражданская война, охватившая Таджикистан в 1991-1996 гг. стала главной причиной, по которой жители республики, опасаясь за свою жизнь, вынуждены были искать новое безопасное место жительства. Окончание войны снизило поток мигрантов, но не остановило его. Теперь в качестве основной причины выступает военный конфликт, а его последствия: глубокий экономический кризис и экологическая катастрофа.
Главная цель миграции – поиск работы. Однако из-за своей многочисленности возникают сложности с трудоустройством, не только у сезонных рабочих, но и многих других, имеющих официальный статус беженца. Несмотря на высшее образование,
Наиболее доступной сферой занятости для граждан Таджикистана является строительство и розничная торговля.
Опыт показывает, что, попадая в совершенно иные культурные отношения, тем более, если это проходит под давлением внешних обстоятельств, человек испытывает глубокий психологический шок, проявляющийся в социальных отношениях. Поэтому вдали от родины люди всегда стараются поддерживать общение с теми, кто лучше всех их поймёт и поможет в трудной ситуации – с земляками. Это один из способов облегчить привыкание к новым людям с отличным менталитетом, мировоззрением, культурой.
Не менее важен и другой путь – сохранение своей культуры и религии на чужбине – главного духовного стержня человека, который не позволяет разочароваться в жизни, сломаться, ожесточиться.
Очень серьёзный и глубокий подход диаспоры к вопросу взаимоотношения народов и культур привёл к необходимости создания в 1999 году таджикского национально-культурного общества «Пайванд» а в 2013 году ему на смену пришла таджикская национально-культурная автономия (НКА) «Ватан».
Сохранение и развитие национально-культурных традиций, способствование развитию толерантных отношений между народами Красноярского края – основная цель общества.
Общество выступает инициатором проведения социально-значимых для города мероприятий. К таким относится спортивная акция «Мы за здоровый образ жизни. Мы против наркотиков», ежегодно проводимая в рамках празднования Навруза.
Участие школьной и студенческой молодёжи независимо от национальности в таком необычном для города событии говорит, прежде всего, о взаимопонимании и желании общаться друг с другом.
Ещё древние говорили: «Знание – сила». Знание культурных особенностей становиться силой, которая формирует взаимное уважение народов друг к другу, влияет на разрушение предвзятого отношения между народами. Через массовые мероприятия, телепередачи красноярцы и жители края знакомятся с таджикскими обычаями.
Высокий количественный показатель таджикской диаспоры в Красноярском крае и активная деятельность НКА заставили обратить на себя внимание консульства и правительства Республики Таджикистан.
По инициативе НКА Администрация края систематически доводит до сведения правительства и посольства Республики информацию о состоянии дел в таджикской диаспоре. Для более детального ознакомления с проблемами дипломатические представители сами посещают Красноярск.
Один из наиболее ярких примеров сотрудничества за последнее время – заказ ПИК «Офсет» на издание книги И. Рахмонова, «Внешняя политика президента И. Рахмонова» и комплекта школьных учебников на таджикском языке. При участии представителей с обеих сторон в НКА состоялась презентация этих изданий.
До недавнего времени единственной транспортной связью не только между Красноярским краем и Республикой Таджикистан. Оно также старается наладить тесные контакты с другими регионами Сибири. В 2003 году таджики оформились в межрегиональную Ассоциацию таджиков Сибири, в это объединение вошли таджикские организации Иркутской и Новосибирской областей, Республика Хакасии.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что на лицо устойчивая тенденция возрастающей роли НКА «Ватан» в жизни многочисленной таджикской диаспоры. Она выполняет координационную функцию в отношениях между диаспорой и органами власти.
Автономия во многом помогает таджикам не только сохранять свою культуру, но также адаптироваться в новых обстоятельствах с последующей интеграцией в социально-экономическую сферу жизни региона.
В последнее время заметен устойчивый познавательный интерес со стороны местного населения и средств массовой информации к национальным традициям народов и, в частности, к таджикам. Большая заслуга в этом национально-культурной автономии «Ватан».
Но самое главное – своей деятельностью НКА способствует развитию толерантных отношений с местным многонациональным сообществом.
Текст: Альфир Фахразиев
Фото: архив Дома дружбы народов; abunawaf.com; tourister.ru
Дружим семьями / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru
Конфликты на почве межнациональной розни — для Красноярска редкость. Во всяком случае, до открытых и массовых проявлений межэтнической неприязни у нас дело не доходило. Как считают руководители местных национальных общин, залог добрососедских отношений — в тесном сотрудничестве, которое установили между собой национально-культурные организации города и края.
Диаспора и община — не одно и то же
По словам заместителя начальника управления общественных связей Совета администрации Красноярского края Рашида Рафикова, на сегодня в крае зарегистрировано более 70 национально-культурных организаций, общин и автономий. В это число входят не только объединения этнических иноземцев — свои землячества и общины есть у казачества и других этнокультурных групп русского населения, коренных народов Севера, сибирских татар.
Сразу оговоримся, что понятия «диаспора» и «национально-культурное объединение» — не одно и то же. Под диаспорой подразумевается все население определенной национальности, проживающее на территории. В том числе, и нелегальные мигранты. Общины, автономии и национально-культурные объединения — это официально зарегистрированные организации, представляющие интересы той или иной национальности. Членство в них не обязательно, к тому же оно предполагает легальное проживание на территории. Соответственно, если какая-то национальная община включает в себя человек 150-200, то численность всей диаспоры может доходить до нескольких десятков тысяч.
— Скажем, официально на территории Красноярского края проживает около 14 тысяч армян. Членами общины являются около 200 из них. Если же говорить обо всей армянской диаспоре в крае, то ее численность составляет около 45 тысяч человек. То есть, каждый третий проживает нелегально, — поясняет председатель армянского национального культурного общества «Ехпайрутюн» Вардан Вартанян.
Самая многочисленная национальная диаспора в крае — азербайджанская — насчитывает около 60 тыс. человек. Кыргызская — 30-35 тыс. В числе других многочисленных диаспор — таджикская, узбекская, татарская. Как признаются руководители общин, ситуация у всех примерно одинакова: число нелегально проживающих соотечественников многократно превышает количество официально зарегистрированных.
Общие праздники…
Главная задача общин — объединение соотечественников с целью сохранения на чужбине национальной культуры, языка, традиций. — Наша автономия в свое время начиналась с того, что мы собирали земляков просто пообщаться, попеть свои песни, отметить национальные праздники. Потом мы стали целенаправленно разыскивать соотечественников, вести учет тех, кто только что приехал в Красноярск, вовлекать их в деятельность общины. Сейчас на наши мероприятия собирается около 300-400 человек. Это самые активные члены общины, — говорит председатель правления «Бурятской национально-культурной автономии «Алтан Гэрэл» Анатолий Базаров.
Однако национальные автономии — это не закрытые «касты». Напротив, они активно участвуют в общественной жизни города и края, культурных и спортивных мероприятиях, ярмарках, выставках, городских праздниках. Некоторые из них организуют сами. — Мы регулярно проводим свои национальные праздники, например, «День урожая». Конечно, на них собираются, в основном, соотечественники, но это не значит, что мероприятие закрыто для представителей других национальностей. Наоборот, мы стремимся к открытости и публичности и всех рады видеть на своих праздниках. Ведь наша задача не только в том, чтобы сохранить свою культуру, но и в том, чтобы познакомить с ней всех, с кем мы проживаем бок о бок, — говорит председатель «Кыргызской национально-культурной автономии» Назгуль Батаева.
Между национальными общинами давно сложились дружественные отношения. Многие мероприятия они проводят общими усилиями, и некоторые из них даже имеют статус общегородских. Например, конкурс красоты «Мисс Азия». Много лет также проводится «Интерземлячество» — культурно-спортивный праздник, который изначально объединял народы Бурятии, Хакасии и Тувы, а в последние годы, с привлечением других общин, стал по-настоящему многонациональным. Этот же праздник положил начало Совету национальных молодежных объединений, в который на сегодня входят более десяти организаций: таджикская, кыргызская, узбекская, татарская, корейская, немецкая, латышская, польская, латвийская, казахская и др.
Молодежь — наиболее активные члены общин, которые очень плотно сотрудничают друг с другом, регулярно организуя различные мероприятия — «Брейн-ринг», межнациональный «КВН», спортивные соревнования. Одним из наиболее крупных проектов Совета стал культурный фестиваль, который собрал молодых представителей десяти национальных автономий Красноярска. — Мероприятие проходило в течение нескольких дней на базе отдыха «Бузим». Представители каждой нации рассказывали о своих традициях, культуре, религии. Задача была пообщаться, ближе познакомиться друг с другом, — поясняет куратор Совета национальных молодежных объединений Анатолий Базаров.
Общие вопросы межнациональных отношений решаются в Палате национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края, куда на сегодня входят около 30 общин. Ее председатель, президент «Красноярской региональной чувашской национально-культурной автономии» Геннадий Храмов утверждает, что именно благодаря работе Палаты в Красноярске практически нет конфликтов на межэтнической почве. — В этом отношении у нас гораздо более благоприятная ситуация, чем в других городах и регионах. Между членами Палаты установлено взаимопонимание, сотрудничество и просто дружеские отношения, которые распространяются в целом на общины и автономии, — говорит Храмов.
… общие проблемы
Помимо сохранения национальной культуры и проведения праздников, задача общин в том, чтобы поддерживать земляков в решении каких-либо проблем и адаптации их на чужбине. — Мы ведем учет соотечественников, которые приезжают в Красноярск учиться. В СФУ, медакадемии, технологическом университете есть активисты нашей общины, которые помогают новичкам освоиться. Мы снабжаем всех вновь приехавших земляков нужными контактами, привлекаем в общину. Короче говоря, берем под крыло, — рассказывает Базаров.
Общая для многих национальных объединений проблема — незаконные мигранты. Руководители общин говорят, что им ежедневно приходится решать проблемы земляков, не имеющих российского паспорта и с просроченной временной регистрацией. — С одной стороны, будучи официальной организацией, мы не имеем законного права помогать нелегалам. Но с другой стороны, это наши земляки, и автономия для того и нужна, чтобы оказывать им поддержку. Ко мне каждый день приходят, минимум, 10-15 человек с просьбой решить вопрос регистрации. Мы просто вынуждены ими заниматься, потому что больше им пойти некуда, — говорит Назгуль Батаева.
Схожая ситуация и в армянской автономии. По словам Вардана Вартаняна, община регулярно призывает соотечественников сообщать о приехавших к ним друзьях, родственниках. — Мы стараемся по возможности регистрировать приезжающих земляков, следить, чем они занимаются, как живут. Потому что бывает, человек приехал, никому об этом не сообщил, прожил тут год непонятно, где и как, а потом является: «Земляки, помогите. Денег нет, документов нет». Особенно неприятно, когда соотечественники оказываются замешанными в криминале. Конечно, община всем должна помогать, но, честное слово, иногда желания никакого нет, — признается Вартанян.
Проблему незаконных мигрантов автономии также решают сообща, невзирая на национальную принадлежность. — Я адвокат, и для всех мигрантов у меня бесплатная консультация по регистрационным вопросам. Независимо, азербайджанец ты, таджик или узбек, — утверждает заместитель председателя «Азербайджанской национально-культурной автономии» Алекпер Караев. Подобные бесплатные консультации организованы и в других национальных общинах.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru
Проблема прав человека: пример таджикских иммигрантов в России
На недавнем выступлении в Институте Кеннана Давлат Худоназаров, президент Гуманитарного фонда «ФОКУС», Москва, и Галина Старовойтова, научный сотрудник по правам человека и разрешению конфликтов, Институт Кеннана , обсудили причины и последствия трудовой миграции из Таджикистана в Россию. Он утверждал, что после окончания гражданской войны, бушевавшей в Таджикистане на протяжении большей части 1990-х годов, эмиграция стала самой серьезной проблемой страны. По словам Худоназарова, таджики исторически являются оседлым народом и не склонны к миграции. 1989 Советская перепись показала, что 36 000 таджиков проживали за пределами своей исторической родины Таджикистана и Узбекистана. Сегодня официальная статистика говорит о том, что в России проживает 126 тысяч таджиков, а Худоназаров считает, что реальное число достигает 600 тысяч. Он отметил, что это означает, что от 20 до 25 процентов взрослых таджиков живут за пределами Таджикистана.
Таджики мигрируют в Россию, по словам Худоназарова, потому что экономика Таджикистана не оправилась от гражданской войны, закончившейся в 1997 — высокий уровень безработицы и низкие зарплаты. В то же время многие таджики не смирились с распадом Советского Союза и не видят Россию как отдельную страну. Однако Худоназаров утверждал, что, хотя миграция кажется многим таджикам желательной, она может быть очень трудной и опасной. Таджики могут легально въезжать в Россию без визы, но российская система разрешений на проживание (система прописки) фактически делает невозможным легальное проживание и работу таджиков в России, утверждает он. Слабое положение таджикских иммигрантов отдает их в зависимость от своих работодателей и преступных групп: они много работают на опасных работах за небольшую плату, у них удерживают или крадут зарплату, и они, как и другие мигранты неславянского происхождения, подвергаются нападениям со стороны ультранационалистических банд.
Таджикские мигранты отправляют своим семьям значительные суммы денег, сказал Худоназаров. Общая сумма денежных переводов равна государственному бюджету, и многие семьи не могут без них прожить. Но трудовая миграция пагубно сказывается и на Таджикистане, считает Худоназаров. К негативным последствиям миграции относятся: меньшее количество браков, низкая рождаемость, распад традиционной семейной структуры, более низкий статус женщины, распространение инфекционных заболеваний.
Худоназаров считает, что можно было бы организовать миграцию так, чтобы это было выгодно и России, и Таджикистану. России нужны иммигранты, чтобы компенсировать демографический спад и поддерживать экономический рост, а Таджикистану нужны связи с более сильной российской экономикой, чтобы поддержать свое население. Худоназаров выступает за то, чтобы Россия либерализовала свой миграционный режим и чтобы таджики мигрировали в Россию как семейные единицы и стремились стать законными и постоянными жителями России.