6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

В Красноярске отметили таджикский национальный праздник тюльпанов - Сайри Лола. Диаспора таджикская в красноярске


Красноярские диаспоры презентовали сразу несколько новых межкультурных проектов

Встать на учет, пройти медицинское обследование, подготовиться к экзаменов для получения гражданства или просто найти работу. Каждый день в красноярский Центр адаптации иностранных граждан приходят десятки человек. Его появление — результат совместной работы сразу нескольких диаспор, входящих в Совет по национальным вопросам созданный по инициативе главы Красноярска.

НАЗГУЛЬ БАТАЕВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА КРАСНОЯРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "КЫРГЫЗСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ": "Проект рассчитана на то, чтобы это была абсолютно бесплатная консультация наших соотечественников - проект охватывает три национальности: кыргызская, узбекская и таджикская, - и их представителями она реализуется. Он не только мигрантов, он охватывает несколько категорий. Это дети, студенты и граждане, приезжающие и проживающие в городе в Красноярске".

Поляки, латыши, казахи, узбеки, армяне — всего 17 национальных объединений входят в Общественный совет. У каждого из них свои традиции, образ жизни и праздники. Которые теперь с размахом отмечают на острове Татышев. Его восточная часть стала площадкой для проведения больших культурных фестивалей, вроде Сабантуя, Дня дыни или этнических спортивных состязаний.

ХАЙДАР АЛИМОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА КРАСНОЯРСКОЙ ТАДЖИКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ: "Есть Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, крупные города, где есть посольства наших исторических родин. А в Красноярском крае единственная дверь, в которую наши соотечественники могут постучаться, - это диаспоры. И без поддержки администрации города и края все эти вопросы трудно решать. И во всех направлениях мы работаем и находим поддержку".

Один из последних межэтнических проектов — XIII красноярский форум "Город и дети". Сразу на нескольких площадках школьники разных национальностей выполняли творческие задания, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Одна из целей мероприятия — укрепление дружбы народов.

ЭДХАМ АКБУЛАТОВ, ГЛАВА КРАСНОЯРСКА: "То, что эти идеи вырабатывались в рамках этого Совета, они перерастают в другие форматы, и это очень важно. И представители автономий, которые работают в крае, объединений, которые представляют культуру, они стали участниками или членами большой семьи инициативных красноярцев".

В разработке Совета еще несколько проектов. Один из них — это спортивные соревнования между представителями разных народностей. Другой — фестиваль о моде, музыке и фильмах Юго-Восточной Азии. Площадкой для этих инициатив снова станет остров Татышев.

Сергей Сеславин

www.enisey.tv

В Красноярске отметили таджикский национальный праздник тюльпанов

Под звуки таджикских музыкальных инструментов — дойры и таблака — на сцене танцует тюльпан. Именно этот цветок — главный символ праздника Сайри Лола, что в переводе означает «прогулка за тюльпанами». Ритмы настолько зажигательные, что некоторые зрители даже не выдерживают и пускаются в пляс.

В Таджикистане Сайри Лола празднуют в начале весны, когда распускаются тюльпаны. В Сибири, конечно, переносят гуляния на лето. Кстати, Красноярский край — один из немногих регионов, где уже больше 15 лет проводят праздник тюльпанов. И приходят на него не только таджики и русские, но и азербайджанцы, татары, украинцы, узбеки и представители других диаспор.

ХАЗАР АСЛАМОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВАТАН»: «Мы этот праздник проводим на красноярской земле в июне, в этом году у нас совпало с мусульманским постом — Рамазаном, поэтому мы перенесли на июль месяц. Хотим показать свою культуру красноярцам. Как вы видите, на этом празднике очень много жителей из других регионов приехали, гостей. Этот праздник Сайри Лола стал брендом для других регионов Российской Федерации».

Здесь можно в буквальном смысле распробовать таджикскую культуру. Самса с курицей и говядиной, лепешки и, конечно, плов — главное блюдо национальной кухни. На восточном базаре не только кормят проголодавшихся гостей, но и рассказывают, как правильно приготовить. Для детей на празднике работали аттракционы, а взрослые на спортивных площадках могли попробовать свои силы в древней восточной игре — нардах.

ОЛЬГА ТИШЕНИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ: «А это древняя национальная таджикская борьба — гуштингири. Без нее в Таджикистане не обходится ни один большой праздник. Спортсмены одеты в халаты с мягким поясом. Победителем объявляется тот, кто сможет бросить соперника спиной вниз».

От криков нескольких сотен болельщиков, кажется, не слышишь себя. Так горячо поддерживают они спортсменов. Гуштингири — это кульминация Сайри Лола. Большинство поединков длятся всего несколько секунд, но знатоки говорят — некоторые схватки проходят и по полчаса. Борьба жесткая, без травм не обходится.

САФАРАЛИ ШАРИПОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТАДЖИКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ: «Элементы захвата национальной борьбы гуштингири могут быть за любое место. Будь то пояс, рукав или отвороты халата. Захват ниже пояса запрещается, однако разрешается броски через ноги. Здесь и любительские есть и профессиональные. Даже борцы из Екатеринбурга приехали, с Республики Узбекистан, с Кыргызстана, с Хакасии».

Поздравить таджиков с праздником приехал первый заместитель губернатора края, руководитель администрации губернатора Сергей Пономаренко. На Сайри Лола он побывал впервые. Осмотрел площадки и изделия таджикских мастеров, а представители диспоры подарили ему национальный халат. Сергей Пономаренко говорит, в Красноярском крае проживают представители более сотни различных национальностей, а такие большие праздники объединяют народы разных стран.

СЕРГЕЙ ПОНОМАРЕНКО, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: «Чем больше мы будем знать о культуре, о традициях, об обычаях народов, которые населяют наш край, тем меньше будет поводов для возникновения ксенофобии более толерантными мы будем, большой дружной семьей жить. Мы очень плотно взаимодействуем с нашими национальными культурными автономиями. В прошлом году по поручению губернатора мы открыли Дом дружбы народов Красноярского края, где собираются представители наших национальных автономий. Сохраняют свои традиции».

Кстати, уже в эту субботу 16 июля на острове Татышев пройдет еще один национальный праздник. На этот раз познакомиться со своей культурой красноярцев приглашают узбеки. Начало в 11 часов.

Ольга Тишенина

www.enisey.tv

Лысенко И.С. (Красноярск) Социо-культурная адаптация таджикской диаспоры

 

И. С. Лысенко

Красноярский культурно-исторический музейный комплекс

Межнациональный культурный центр Красноярского края

 

Социо – культурная адаптация таджикской диаспоры в

 современном многонациональном сообществе

Красноярского края

 

Распад СССР, и последовавшие за этим политико – экономические изменения в бывших республиках Советского Союза, превратили Россию в активного участника международного миграционного обмена.

В результате территория Красноярского края с начала 1990 – х годов регулярно принимает мигрантов из государств Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан) и стран Юго – Восточной Азии (Китай, Корея). Таджикская диаспора является одной из многочисленных среди диаспор, сформированных мигрантами из этих  республик.

В статье предпринята попытка проанализировать деятельность таджикского национально – культурного общества «Пайванд» с тем, чтобы выявить факторы, влияющие на процесс социо – культурной адаптации таджиков в современном многонациональном сообществе Красноярского края.

Современная таджикская диаспора Красноярского края сформировалась преимущественно в 1990-е годы 20 века. Однако по данным переписи 1989 года к этому времени в крае уже проживал 1,221 таджик (1; с.4). 

В 1990- е годы ситуация резко меняется. По данным паспортно-визового отдела  Управления внутренних дел города Красноярска, с 01.07.92 года по 31.12.02 года зарегистрировано 20 тысяч вынужденных мигрантов, в числе которых 12,5% граждан Таджикистана (2; с.46).  

Гражданская война, охватившая Таджикистан в 1991-1996 годах стала главной причиной, по которой жители республики вынуждены были искать новое безопасное место жительства. Вместе с таджиками республику оставили и многие русские семьи, прожившие там не один десяток лет. Окончание войны снизило поток мигрантов, но не остановило его. Теперь в качестве основной причины миграции выступает не военный конфликт, а его последствие: экономический кризис (падение производства, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата). 

В настоящее время главная цель приезда мигрантов в край – поиск работы. За 2002 год было временно зарегистрировано почти 37 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе граждан Таджикистана 25%. (3;с.47).  Наиболее доступными сферами занятости в крае для таджиков являются строительство, торговля и земледелие.

Опыт показывает, что, попадая в совершенно иную культурную среду, тем более, если это происходит под давлением внешних обстоятельств, человек испытывает психологический стресс, проявляющийся в социальных отношениях (4;с.96).  Поэтому вдали от родины люди всегда стараются поддерживать общение с теми, кто лучше их поймёт  и поможет в трудной ситуации – со своими земляками.

Серьёзный подход диаспоры к вопросам миграции,  взаимоотношения народов и культур привёл к необходимости создания в 1999 году Красноярского таджикского  национально-культурного общества «Пайванд».

 Сохранение и развитие национально - культурных  традиций, укрепление дружественных связей с общественными организациями других национальностей -  цель общества «Пайванд», зафиксированная в Уставе (5;с.4 ).

Создание такой организации представляет собой один из механизмов социо – культурной адаптации граждан Таджикистана в новых обстоятельствах. Выстраивать гармоничные взаимоотношения с местным населением, отличающимся менталитетом и мировоззрением помогает сохранение своей культуры как стержня духовного развития Человека, стержня, который не позволяет разочароваться в жизни, сломаться, ожесточиться.

У руководства таджикского общества сложились деловые, конструктивные отношения с органами государственной власти: с администрациями Красноярского края и города  Красноярска. В лице председателя общество входит в Совет мусульман, который с 2002 года функционирует при Комитете администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений (в Совете представлены все национально-культурные общества, объединяющие этнических мусульман). По своей сути Совет мусульман  представляет собой переговорную площадку между национальными диаспорами и органами власти в вопросах религии с целью подержания в Красноярском крае этнической религиозной стабильности, предупреждения возможных на этой почве конфликтных ситуаций ( 6;с.27).

  Со дня своего образования «Пайванд» входит в Совет  председателей, действующий при Межнациональном культурном центре Красноярского края. В отличие от Совета мусульман, Совет председателей объединяет все национально-культурные общества, входящие в состав Межнационального центра. На сегодняшний день их 27.

Деятельность таджикского общества развивается в нескольких направлениях: правовое, социально-экономическое, включающее благотворительность, и культурное.

В значительной степени на социо – культурную адаптацию влияет правовая сторона пребывания мигрантов из Таджикистана в Красноярском крае, заключающаяся  в незаконной трудовой миграции с последующим нарушением правил проживания и  устройства на работу.

 В решении этих и других вопросов руководство общества при участии Совета мусульман находится в постоянном контакте с правоохранительными органами города и края (Паспортно – визовый отдел  Управления  внутренних дел города Красноярска, Управление по делам миграции ГУВД Красноярского края). К другим вопросам относится участие в решении проблемы недопущения  экстремистских настроений на территорию  края, воспитательная работа среди осужденных таджиков  (7 ). В перечне методов используемых для решения проблем, в которые попадают таджики – мигранты, интересным представляется  проведение обществом «Пайванд» культурно - спортивной акции «Мы за здоровый образ жизни. Мы против наркотиков» в рамках «Навруза». Участие школьной и студенческой молодёжи в таком необычном для Красноярска событии говорит, о взаимопонимании   и готовности горожан объединить усилия в преодолении трудностей.  

Первые месяцы пребывания  мигрантов сопряжены с поиском жилья и работы.  Для них – это проблема номер один. Следовательно, экономическое положение можно отнести к важнейшему фактору социо – культурной адаптации мигрантов из Таджикистана в Красноярске.  В этой связи многим семьям по решению Совета общества предоставляется  поддержка в виде единовременной денежной суммы, оказывается помощь в поиске жилья, работы. Таджикское общество сотрудничает с Департаментом службы занятости населения Красноярского края.

Психологи утверждают, что чужую боль человек чувствует острее, чем свою собственную, особенно если она исходит от детей. Обществом проводятся благотворительные акции. Хорошие отношения сложились с Детским домом № 59 города Красноярска. Ребята принимали участие в спортивных эстафетах на празднике Сайри – лола. Между руководством Детского дома и обществом «Пайванд» достигнута договорённость о регулярном проведении   совместных спортивных акций. Например, обеими сторонами принята идея организовать серию детских дружеских матчей по волейболу и  футболу.   

Таджикское общество в своей работе стремиться  выйти за рамки проблем своей диаспоры. За трудностями нельзя забывать  свою культуру, а вместе с тем, и проявлять интерес к духовным традициям других народов. Работа общества во многом направлена на укрепление толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае. 

По сложившейся традиции Межнационального культурного центра красноярские таджики, участвуя в культурных мероприятиях  городского и краевого масштаба, формируют условия для адаптации таджиков – мигрантов в культурное пространство многонационального сообщества Красноярского края.

Каждый год на краевом Фестивале национальных культур «Сроднила нас Сибирь», а так же на праздновании Дня города бывает представлено таджикское подворье с традиционной кухней, танцами, музыкой (при обществе действует ансамбль «Пайванд») (8). Активисты общества в национальных костюмах знакомят жителей города с самобытными обычаями, знатоки восточной поэзии читают Рудаки.

Местные таджики, так же как и  представители других диаспор, не замыкаются на соблюдении исконно- национальных традиций.  Они открыты для всех, кому интересна культура Востока.  Они готовы к общению и культурному диалогу со всеми народностями, проживающими в Красноярском крае. Вот почему общество «Пайванд» можно увидеть на праздниках других национально – культурных объединений.  В свою очередь гости их других диаспор, а так же коллеги по общественной работе в национально – культурных обществах посещают  культурные мероприятия таджикского общества.  

К наиболее значимым и массовым таджикским праздникам относится уже упомянутый «Навруз», «Сайри – лола», «Иди - Курбон» («Курбан - Байрам»). Каждое мероприятие посещают от 500 до 2000 человек. Обязательно приезжают гости из других регионов Сибири  и России. 

Традиционным для города стало проведение «Сайри - лола». Жители Красноярска знакомятся с национальными традициями, но больше всего их привлекает спортивная составляющая праздника – «Гуштингири». Этот национальный вид спорта – очень похожий на самбо – по составу участников превратился в интернациональный. В соревнованиях участвуют  спортсмены независимо от национальности из разных регионов России, приезжают даже из Таджикистана. Год от года растёт интерес к «Гуштингири»  и со стороны спортивных юношеских школ города Красноярска. Из – за того, что спорт по традиции является главным элемент праздника, в  подготовке и организации «Сайри - лола» таджикское общество сотрудничает с Комитетом по спорту администрации города Красноярска.     

Чтобы лучше понять особенности духовной жизни диаспоры стоит обратиться к празднованию «Курбан - Байрам». Мусульмане в эти дни наносят визиты к друзьям, прощают друг другу обиды, раздают подарки, готовят благотворительные обеды.

Пять лет назад на ежегодную праздничную молитву «Курбан – Байрам» собиралось не более 20 человек. Сейчас же спортивный комплекс на 2000 человек едва вмещает всех желающих. Самый почётный человек на молитве – тот, кто знает Коран наизусть. Как отмечают таджики, его изучение – невероятно трудное занятие, отнимающее много времени, сил и требующее железной воли. Такие люди пользуются уважением и доверием в диаспоре. За время существования «Пайванда» знающих священное писание становится с каждым годом всё больше. В настоящее время таких  людей в крае больше 20 (9 ).

Общество стремится совершенствовать опыт своей социо – культурной деятельности путём установления культурных связей с подобными организациями из других регионов России. В 2003 году взаимоотношения оформились в создание межрегиональной ассоциации национально – культурных объединений «Ассоциация  таджиков Сибири», куда вошли таджикские организации из Иркутской и  Новосибирской областей, а так же из  Республики Хакасия. 

Первым результатом работы Ассоциации стали Дни таджикской культуры в Красноярском крае, проходившие с 17 по 22 июня 2004 года.

О значимости Дней таджикской культуры и подобных ему проектов в развитии толерантных межнациональных отношений в Красноярском крае свидетельствует состав  соорганизаторов проекта. С российской стороны - это Управление культуры администрации Красноярского края, Комитет администрации края по делам национальностей, религий и общественных объединений, Красноярский музейный центр, Межнациональный культурный центр Красноярского края. Республику Таджикистан в проекте представляла делегация во главе с советником президента, председателем президиума Общества дружбы и культурных связей Республики с зарубежными странами. Город посетил и  пресс – секретарь посольства республики Таджикистан в Российской Федерации и на Украине (10).   

Открылись Дни таджикской культуры праздником Сайри - лола, который в пятый раз праздновался на острове Татышева. В Красноярском музейном центре была  представлена фотовыставка «Знакомьтесь – Таджикистан!». Автор работ - заслуженный деятель культуры Республики Таджикистан Заур Дахте. Здесь же в кинолекционном зале прошёл вечер таджикского кино.

К главным итогом Дней таджикской культуры в Красноярске можно отнести договорённость о продолжении сотрудничества в сфере культуры между Красноярским краем и Таджикистаном, и в частности, между Музеем истории Республики Таджикистан и Красноярским музейным центром (11). 

 Состав организаторов Дней культуры  прекрасно иллюстрирует необходимость участия разных государств, регионов, структур власти, учреждений культуры,  музеев, национально-культурных обществ в одном проекте, объединение усилий которых в достижении единой для всех цели – развитие толерантных межнациональных отношений -  служит гарантией успеха.     

 Дни культуры закончились, но работа по их итогам продолжается. В связи с тем, что  фотовыставка и коллекция фильмов подарены таджикскому обществу, в совместных планах Межнационального центра и «Пайванда» сделать этот проект передвижным.

Иногда на таджикских праздниках можно встретить русские семьи, уехавшие из Таджикистана  в 1990-е годы. Несмотря на войну, которую пережила республика, экономический кризис и миграционные проблемы, русские, так же, как и таджики, когда – то жившие по соседству в одной стране, испытывают ностальгию по прошлому.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Первостепенную важность в социо – культурной адаптации таджикской диаспоры в местных условиях имеет экономический и правовой факторы. В решении возникающих на административной почве нарушений национально – культурное общество «Пайванд» выполняет роль координатора в отношениях между администрацией и таджикской  диаспорой. 

В значительной степени на социо – культурную адаптацию таджиков в Красноярске влияет соблюдение национальных культурных традиций с параллельным включением диаспоры в культурную жизнь края.

Активная деятельность иллюстрирует  возрастающую роль  общества «Пайванд» в жизни таджикской диаспоры города Красноярска. Косвенным доказательством этого вывода может служить устойчивый познавательный интерес к  культурной жизни диаспоры со стороны местного населения и средств массовой информации.  Подтверждает этот факт и посещения таджикских праздников местными жителями.

Знания, приобретаемые во время знакомства с культурой других народов, становятся той силой, которая формирует взаимное уважение народов друг к другу, влияет на разрушение предвзятого отношения между ними. 

Своей деятельность общество способствует развитию толерантных взаимоотношений с местным многонациональным сообществом.

 

Примечания

1 Национальные отношения и миграционная ситуация в Красноярском крае (Информационный бюллетень № 1).  Красноярск, 2001, с.4

2 Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. Красноярск, Август 2003, с. 46

3 Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. Красноярск, Август 2003, с. 47

4 Левин З. И. Менталитет диаспоры.  Москва, 2001, с. 96

5 Устав местной общественной организации Красноярского таджикского национально – культурного центра «Пайванд», с. 4

6  Информационный бюллетень Совета мусульман Красноярского края № 2. Красноярск, 2003, с. 27 

7  Информатор – главный специалист Комитета администрации Красноярского края по делам национальностей, религий и общественных объединений Рафиков Рашит Гиззатович

8 Информатор – директор Межнационального культурного центра Красноярского края Нина Михайловна Слесарева

9 Информатор – председатель таджикского национально – культурного центра «Пайванд» Хайдар Курбонович  Алимов

10 Информатор – директор Межнационального культурного центра Красноярского края Нина Михайловна Слесарева

11  Информатор – директор Красноярского  культурно – исторического музейного комплекса Михаил Павлович Шубский

 

 

 

       

    

 

Главная страница

sib-subethnos.narod.ru

Дом дружбы народов Красноярского края

Эстонская национально-культурная автономия "ЭЭСТИ"

      

  • Наименование: Красноярская эстонская национально-культурная автономия «ЭЭСТИ» (Эстония)
  • Год образования: 1991г, 2010г (перерегистрация)
  • Председатель: Ойнец Вера Алексеевна
  • Ключевые мероприятия:

 

        "Янов день"

"Янов день", или "Лиго" - древний эстонский и латышский праздник летнего солнцестояния, главный рубеж лета в рабочем календаре землевладельцев. Когда-то этому празднику придавали важное ритуальное значение, а в наше время это просто песни, танцы, шутки.

У многих народов есть аналогичные праздники: Иванов день, Иван Купала, Ярило и Иван-травник у православных народов, у немцев - Tittel Sommer, у итальянцев - Sabatina, у поляков - Саботки, в Литве отмечают праздник Росы "Йоннинес". Эстонцы и латыши Красноярского края ежегодно проводят "Янов день".

 

 

     Фестиваль финно-угорских народов Красноярского края

Впервые финно-угорский фестиваль в Красноярске был организован по инициативе местной эстонской национально-культурной автономии "ЭЭСТИ" и Сибирского финского общества "Ингрия" в 1995 году. С 2010 года это мероприятие стало ежегодным, демонстрирующим дружеские отношения и интерес к культуре и языкам родственных народов. Активными участниками фестиваля являются: эстонцы, венгры, карелы, марийцы,удмурты, сету,эрзяне, финны, а также представители малочисленных народов Севера самодийской языковой группы: ненцы, нганасаны, селькупы и энцы.

  

 

     

ddn24.ru

В Красноярске отпраздновали таджикский праздник тюльпанов

В эту субботу на острове Татышев собрались не только таджики, но и русские, татары, чеченцы, узбеки, белорусы. Как говорят сами организаторы, праздник тюльпанов — это еще и день дружбы народов.

Уже почти 20 лет мы в Красноярске отмечаем наш праздник. Нашим гостям мы представили национальную кухню. Фишкой нашего праздника является национальная борьба гуштингири.

Сурбол Хакимов, председатель таджикского молодежного объединения Красноярска

Национальный праздник это всегда интересно, говорят горожане. Прекрасная возможность узнать, как и чем живут самые разные народы. Их обычаи, кухню. Для самих же таджиков сегодняшний Сайри Лола превратил Красноярск в маленький островок исторической родины.

Эту одежду мы надеваем по праздникам – Сайри Лола, Навруз. Вообще, это считается нашей традиционной одеждой. То, что она цветная, узоры — наша страна богата растениями, цветами, вот эта вот символика. А тюбетейка у нас белого цвета, она считается тоже для мероприятий, она надевается тоже на праздники.

Нилюфар Холмуродова, жительница Красноярска

Традиционно на праздник Сайри Лола собираются очень много красноярцев, кончено же, люди приходят не только послушать музыку или посмотреть на спортивные состязания, но и для того чтобы попробовать традиционную национальную таджикскую кухню.

Национальной едой сегодня потчевали всех желающих. Гуль Кинжаевич живет в Красноярске уже 22 года, у него шестеро сыновей, и все они помогают в семейном деле. Диаспора Хасановых много лет кормит красноярцев блюдами своей кухни. А на импровизированном восточном базаре сегодня не только угощали, но и делились секретами приготовления.

Вот это самый старинный рецепт у нас. Называется он казан кебаб из баранины. Он только на масле готовится, там нет приправ, ничего, только соль. Он может храниться в этом масле год-полтора.

Гуль Хасанов, житель Красноярска

Вкусные ароматы национальной кухни и звуки таджикских музыкальных инструментов дойры и таблака на острове Татышев не заканчивались практически до самого вечера. Сегодня здесь собрались несколько тысяч человек.

Дина Володина

www.enisey.tv

Дружим семьями / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru

Конфликты на почве межнациональной розни — для Красноярска редкость. Во всяком случае, до открытых и массовых проявлений межэтнической неприязни у нас дело не доходило. Как считают руководители местных национальных общин, залог добрососедских отношений — в тесном сотрудничестве, которое установили между собой национально-культурные организации города и края.

Диаспора и община — не одно и то же

По словам заместителя начальника управления общественных связей Совета администрации Красноярского края Рашида Рафикова, на сегодня в крае зарегистрировано более 70 национально-культурных организаций, общин и автономий. В это число входят не только объединения этнических иноземцев — свои землячества и общины есть у казачества и других этнокультурных групп русского населения, коренных народов Севера, сибирских татар.

Сразу оговоримся, что понятия «диаспора» и «национально-культурное объединение» — не одно и то же. Под диаспорой подразумевается все население определенной национальности, проживающее на территории. В том числе, и нелегальные мигранты. Общины, автономии и национально-культурные объединения — это официально зарегистрированные организации, представляющие интересы той или иной национальности. Членство в них не обязательно, к тому же оно предполагает легальное проживание на территории. Соответственно, если какая-то национальная община включает в себя человек 150-200, то численность всей диаспоры может доходить до нескольких десятков тысяч.

— Скажем, официально на территории Красноярского края проживает около 14 тысяч армян. Членами общины являются около 200 из них. Если же говорить обо всей армянской диаспоре в крае, то ее численность составляет около 45 тысяч человек. То есть, каждый третий проживает нелегально, — поясняет председатель армянского национального культурного общества «Ехпайрутюн» Вардан Вартанян.

Самая многочисленная национальная диаспора в крае — азербайджанская — насчитывает около 60 тыс. человек. Кыргызская — 30-35 тыс. В числе других многочисленных диаспор — таджикская, узбекская, татарская. Как признаются руководители общин, ситуация у всех примерно одинакова: число нелегально проживающих соотечественников многократно превышает количество официально зарегистрированных.

Общие праздники...

Главная задача общин — объединение соотечественников с целью сохранения на чужбине национальной культуры, языка, традиций. — Наша автономия в свое время начиналась с того, что мы собирали земляков просто пообщаться, попеть свои песни, отметить национальные праздники. Потом мы стали целенаправленно разыскивать соотечественников, вести учет тех, кто только что приехал в Красноярск, вовлекать их в деятельность общины. Сейчас на наши мероприятия собирается около 300-400 человек. Это самые активные члены общины, — говорит председатель правления «Бурятской национально-культурной автономии «Алтан Гэрэл» Анатолий Базаров.

Однако национальные автономии — это не закрытые «касты». Напротив, они активно участвуют в общественной жизни города и края, культурных и спортивных мероприятиях, ярмарках, выставках, городских праздниках. Некоторые из них организуют сами. — Мы регулярно проводим свои национальные праздники, например, «День урожая». Конечно, на них собираются, в основном, соотечественники, но это не значит, что мероприятие закрыто для представителей других национальностей. Наоборот, мы стремимся к открытости и публичности и всех рады видеть на своих праздниках. Ведь наша задача не только в том, чтобы сохранить свою культуру, но и в том, чтобы познакомить с ней всех, с кем мы проживаем бок о бок, — говорит председатель «Кыргызской национально-культурной автономии» Назгуль Батаева.

Между национальными общинами давно сложились дружественные отношения. Многие мероприятия они проводят общими усилиями, и некоторые из них даже имеют статус общегородских. Например, конкурс красоты «Мисс Азия». Много лет также проводится «Интерземлячество» — культурно-спортивный праздник, который изначально объединял народы Бурятии, Хакасии и Тувы, а в последние годы, с привлечением других общин, стал по-настоящему многонациональным. Этот же праздник положил начало Совету национальных молодежных объединений, в который на сегодня входят более десяти организаций: таджикская, кыргызская, узбекская, татарская, корейская, немецкая, латышская, польская, латвийская, казахская и др.

Молодежь — наиболее активные члены общин, которые очень плотно сотрудничают друг с другом, регулярно организуя различные мероприятия — «Брейн-ринг», межнациональный «КВН», спортивные соревнования. Одним из наиболее крупных проектов Совета стал культурный фестиваль, который собрал молодых представителей десяти национальных автономий Красноярска. — Мероприятие проходило в течение нескольких дней на базе отдыха «Бузим». Представители каждой нации рассказывали о своих традициях, культуре, религии. Задача была пообщаться, ближе познакомиться друг с другом, — поясняет куратор Совета национальных молодежных объединений Анатолий Базаров.

Общие вопросы межнациональных отношений решаются в Палате национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края, куда на сегодня входят около 30 общин. Ее председатель, президент «Красноярской региональной чувашской национально-культурной автономии» Геннадий Храмов утверждает, что именно благодаря работе Палаты в Красноярске практически нет конфликтов на межэтнической почве. — В этом отношении у нас гораздо более благоприятная ситуация, чем в других городах и регионах. Между членами Палаты установлено взаимопонимание, сотрудничество и просто дружеские отношения, которые распространяются в целом на общины и автономии, — говорит Храмов.

... общие проблемы

Помимо сохранения национальной культуры и проведения праздников, задача общин в том, чтобы поддерживать земляков в решении каких-либо проблем и адаптации их на чужбине. — Мы ведем учет соотечественников, которые приезжают в Красноярск учиться. В СФУ, медакадемии, технологическом университете есть активисты нашей общины, которые помогают новичкам освоиться. Мы снабжаем всех вновь приехавших земляков нужными контактами, привлекаем в общину. Короче говоря, берем под крыло, — рассказывает Базаров.

Общая для многих национальных объединений проблема — незаконные мигранты. Руководители общин говорят, что им ежедневно приходится решать проблемы земляков, не имеющих российского паспорта и с просроченной временной регистрацией. — С одной стороны, будучи официальной организацией, мы не имеем законного права помогать нелегалам. Но с другой стороны, это наши земляки, и автономия для того и нужна, чтобы оказывать им поддержку. Ко мне каждый день приходят, минимум, 10-15 человек с просьбой решить вопрос регистрации. Мы просто вынуждены ими заниматься, потому что больше им пойти некуда, — говорит Назгуль Батаева.

Схожая ситуация и в армянской автономии. По словам Вардана Вартаняна, община регулярно призывает соотечественников сообщать о приехавших к ним друзьях, родственниках. — Мы стараемся по возможности регистрировать приезжающих земляков, следить, чем они занимаются, как живут. Потому что бывает, человек приехал, никому об этом не сообщил, прожил тут год непонятно, где и как, а потом является: «Земляки, помогите. Денег нет, документов нет». Особенно неприятно, когда соотечественники оказываются замешанными в криминале. Конечно, община всем должна помогать, но, честное слово, иногда желания никакого нет, — признается Вартанян.

Проблему незаконных мигрантов автономии также решают сообща, невзирая на национальную принадлежность. — Я адвокат, и для всех мигрантов у меня бесплатная консультация по регистрационным вопросам. Независимо, азербайджанец ты, таджик или узбек, — утверждает заместитель председателя «Азербайджанской национально-культурной автономии» Алекпер Караев. Подобные бесплатные консультации организованы и в других национальных общинах.

Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru

newslab.ru

Дом дружбы народов Красноярского края

Епархии Армянской Апостольской церкви – 300 лет

Армяне на территории нынешнего Красноярского края появились в XIX веке – по итогам Всероссийской переписи 1897 г. зафиксировано 44 человека.

Вплоть до середины XX в. численность армян в Красноярском крае оставалась незначительной. И только в послевоенный период в связи с индустриальным развитием региона начался устойчивый прирост армянского населения.

На сегодняшний день в Красноярском крае проживает более 10 тыс. армян. И надо заметить, что для армянского сообщества характерен высокий уровень этничности и национального самосознания – родным языком владеют более 90 % армян. В то же время у них хорошие адаптационные возможности – русским языком владеют почти 100% армян.

Армяне отдают предпочтение моноэтническим бракам, так как возможность самосохранения нации они видят в сохранении традиций каждым в отдельности и особенно в семье.

Большой всплеск активности армянской диаспоры г. Красноярска произошёл в связи с трагическими событиями в Спитаке, разрушенном сильнейшим землетрясением. В Красноярске одним из первых в стране было создано общество армянской культуры, которое занялось сбором и отправкой гуманитарных грузов в пострадавший район.

На базе этого общества в декабре 1988 года было создано Красноярское общество армянской культуры «Ехпайрутюн» («Братство»).

2017 год для общества оказался богатым на события. В мае армяне России отметили 300-летие создания первой в России епархии Армянской Апостольской церкви.

Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсесян провёл чин освящения двух поклонных крестов-хачкаров (дословно хачкар переводится с армянского как «крест-камень» – этот древнейший вид памятников армянской культуры, представляет собой каменную плиту с искусно вырезанным на ее поверхности крестом). Они установлены в астраханском парке «Армения», на том самом месте, где в начале XVII века начала формироваться армянская слобода, в 1630-е годы возник армянский гостиный двор, а затем был построен армянский Успенский собор.

До революции в Астрахани было 5 армянских, или армяно-григорианских церквей и 1 часовня. Среди них: Успенский собор (построен в 1706-1709 гг. на месте прежней деревянной церкви, разрушен в 1935 г.), церковь Петра и Павла (построена в 1763-1771 гг., разрушена в 1936 г.) и др. Ни одна из старых армянских церквей не сохранилась.

В это же время в Москве Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II принял участие в открытии художественной выставки, приуроченной к 300-летию создания первой в России епархии Армянской апостольской церкви.

Среди экспонатов - бесценные реликвии раннехристианского периода: пояс Урарту – реликвии эпохи Урарту, монета Тиграна II, Тиграна Великого - в его царствование Армения была от моря до моря.

Патриарху также показали работы самых известных армянских художников, среди которых Иван Айвазовский, 200-летие со дня рождения которого также праздновали в этом году.

Замечу от себя – это один из любимейших моих художников. Я много читал о нём, но недавно, с удивлением узнал, что его настоящее имя Ованнес Айвазян.

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился он в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

В сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Так в 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу.

Посетив Венецию, Флоренцию и Рим, Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Собственно, такими и остаются армяне по сей день. На любое мероприятие они приходят семьями и обязательно с детьми.

Армяне работают в самых разных сферах. Среди них можно отметить почетного гражданина г. Красноярска, заслуженного архитектора России Арэга Демирханова, мецената Саркиса Мурадяна, заслуженного работника культуры России Германа Шахраманяна, видных зодчих, творивших в Норильске, Геворга Кочара и Микаэла Мазманяна, основателя красноярской научной школы лесной микробиологии, профессора Азата Гукасяна, заслуженного врача Российской Федерации, главного врача Института медицинских проблем Севера Минздрава РФ Эдуарда Каспарова, скрипача-виртуоза Вардана Маркосяна, заслуженного тренера СССР Сергея Хачикяна, чемпиона мира по вольной борьбе Владимира Модосяна и др.

Армяне (самоназвание «хай») – один из древнейших народов мира, пронёсший свой язык и культуру на протяжении трёх тысячелетий. И достойно несут в наше время. Не будь этого народа наш мир был бы беднее.

 

ddn24.ru


Погода от gismeteo

Вверх