Дом советов в красноярске: Дом Советов в Красноярске по пр. Мира, 110

как и зачем ремонтируют фасад здания правительства Красноярского края / Новости политики Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru


В Красноярске начался капитальный ремонт фасада здания краевого правительства на проспекте Мира, 110. Многие горожане удивляются, так ли необходим этот ремонт — ведь здание выглядит достаточно хорошо и с виду никаких экстренных мер не требует. Newslab пообщался со специалистами, которые курируют этот ремонт, и задал им вопросы.



07.07.2020


Фасад здания на Мира, 110 уже затянут баннером на время ремонта

Сталинский ампир на месте храма

Площадь Революции в том ее виде, который знает сейчас любой красноярец, появилась в 1956 году. До этого она была Новобазарной, или Новособорной. Ранее на ней стоял кафедральный собор Рождества Богородицы, проект которого разработал знаменитый архитектор Константин Тон.

В 1936 году храм взорвали. В те же годы было решено сформировать на этом месте административный центр Красноярска. Так началась разработка проекта в стиле, который позднее назвали сталинским ампиром. В Новосибирске (своего архитектурного института в Красноярске тогда не было) закипела работа над проектом ансамбля для красноярской площади Революции из нескольких зданий.

«Архитектор Крячков разработал проект площади с новым административным зданием. Интересно, что этот проект получил диплом Гран-при и Золотую медаль на Всемирной выставке искусства и техники в Париже в 1937 год», — рассказывает главный архитектор Красноярского края Константин Шумов.

Проект успели доработать, но к его реализации не удалось приступить. Началась Великая Отечественная война. К вопросу вернулись в конце 40-х — начале 50-х. До этого момента на площади рядом с местом стройки возвели столовую и общежитие на 300 человек.

Окончательной доработкой проекта занимался выдающийся советский архитектор Мирон Мержанов. Он известен как автор награды «Золотая звезда героя СССР» и проекта дачи Сталина. В 1943 году его репрессировали, а в 1953 году он попал в Красноярск, где и получил задание доработать проект.

Закончили стройку здания нового здания в 1956 году и с тех пор «Дом Советов» на проспекте Мира, 110 является одной из архитектурных доминант Красноярска.

Вылезли все «болячки»

Срок жизни любого дома можно посчитать по нормативам. Например, неотапливаемое здание может легко простоять 100 лет, а вот здание, где есть тепло, есть люди, через половину этого срока уже надо проверять и ремонтировать.

С далекого 1956-го прошло уже 64 года, внутри «Дом Советов» регулярно ремонтировали. Но снаружи здание на Мира, 110 ни разу не обновляли. В 2012-2013 годах была разработана научно-проектная документация, в том числе и на проведение инженерного обследования уличного фасада. Сначала эксперты признали состояние штукатурного слоя «ограниченно работоспособным» и предложили вариант «лечения» — на 70 % фасада провести инъекции современных материалов. Но более тщательное обследование показало, что ситуация сложнее. Институт «Гражданпроект» посчитал, что надо менять штукатурку на 100 % поверхности здания.

Материалы по теме

«Удивительно, что не падало на головы»: красноярам объяснили необходимость ремонта здания правительства на Мира

«Когда реставраторы заходят на объект и начинают вскрышные работы, вылезают все „болячки“ этого здания. Какие-то сформировались в период эксплуатации, а что-то было допущено при строительстве. Соответственно, при вскрытии штукатурных слоев, выяснилось, что колонны, которые украшают здание, на самом деле не такие надежные, как выглядят на первый взгляд. Они были сделаны с нарушением технологии. ⅔ ее высоты возведены из кирпича, а верх сделан из шлакобетонных растворов без армирования. Удивительно, что до сих пор конструкция находилась в достаточно надежном эксплуатационном состоянии и не падала на головы членам правительства и гражданам. Это снова потребовало корректировки проектных решений», — рассказал Константин Шумов.

Следующий «сюрприз» ожидал под штукатуркой рядом с окнами. Оконные перемычки, как оказалось, сделали с нарушением технологии.

Историческая точность

Константин Шумов

Константин Шумов признает — куда проще было бы использовать современные материалы. Но здание «Дома Советов» в центре Красноярска — объект культурного наследия регионального значения, поэтому на него распространяются правила реставрации, которые предполагают восстановление технологии и штукатурных слоев, присущих объекту. Разбирались в «секретах истории» сразу две организации — красноярский институт «ПромСтройНИИПроект» и компания из Санкт-Петербурга, которая занимается штукатурными растворами.

Ученые и практики изучали образцы штукатурки, чтобы точно выяснить, какие минералы в нее входят и какой именно фракции. Помогает в работе и старая книга, которая хранится в личной коллекции Константина Шумова — это издание 1948 года о декоративной штукатурке. Из нее, говорит архитектор, можно почерпнуть много нужных сведений, которые помогут восстановить привычный всем облик здания правительства Красноярского края.

«Сейчас наши питерские коллеги подобрали состав, полностью идентичный тому, который использовали в 50-х годах», — заверяет Константин Шумов.

Единственное отличие нового фасада от старого, которое должны заметить красноярцы, после того, как снимут баннер — он станет светлее. Не потому, что колористы ошиблись в расчетах, а потому, что штукатурка избавится от патины.

Государственный контракт на ремонтно-реставрационные работы на фасаде дома № 110 на проспекте Мира заключили в 2019 году. Специалисты должны не только обновить штукатурный слой, но и смонтировать современную архитектурную подсветку здания.

На восточном фасаде уже выполнены все демонтажные работы штукатурного слоя и нанесена санирующая штукатурка. Сейчас там идет подготовка к электромонтажным работам для архитектурной подсветки фасада и дальнейшему устройству каменной и терразитовой штукатурки. А подрядчик приступил к работе на части южного фасада. Там тоже проведен демонтаж штукатурки и идет подготовка к проведению санирующей штукатурки, рассказала начальник управления строительства и ремонта управления делами губернатора и правительства Красноярского края Елена Бакурова.

Архитектурный ансамбль в стиле «сталинского ампира» на площади Революции — единственный в своем роде в Красноярске. Он простоял в неизменном виде больше 60 лет и сейчас скроется под баннером. Каким будет лицо одной из главных архитектурных доминант города, мы увидим уже в конце года.

Анна Кравченко специально для Newslab.ru

Шумов Константин Юрьевич

Руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края











Ссылки по теме:


Поделиться
8


9
Обсудить на форуме







Социально-экономическое развитие Красноярского края

Недвижимость и строительство

История Красноярска и края








Повторить точь-в-точь.

На фасаде Дома советов идёт капитальный ремонт | ОБЩЕСТВО

Татьяна Анверова

Примерное время чтения: 4 минуты

287

«АиФ на Енисее» №28 (2069) 08/07/2020

Здание не ремонтировалось более 60 лет. Правительство Красноярского края

В Красноярске полным ходом идёт капитальный ремонт фасада здания правительства края. Обновлённый объект культурного наследия регио­нального значения мы должны увидеть уже в конце года.

Что скрывала штукатурка?

Фасад здания Дома советов не ремонтировали больше шестидесяти лет, при том что эксплуатационный срок без ремонта таких зданий не больше полувека. По проекту на фасаде должны обновить штукатурку и сделать архитектурную подсветку.

«Первый этап начался в прошлом году: на восточном фасаде выполнены все демонтажные работы штукатурного слоя, сделана санирующая штукатурка. Сейчас ведётся подготовка к электромонтажным работам для архитектурной подсветки фасада и по дальнейшему устройству каменной и терразитовой штукатурки. В 2020 году подрядчик приступил к работе на части южного фасада. Там также идёт подготовка к проведению санирующей штукатурки», – рассказала начальник отдела строительства и ремонта управления делами губернатора и правительства края Елена Бакурова.

Изначально планировалось, что заменят около 30% штукатурных слоёв. Но когда приступили к реставрационным работам, выяснилось, что менять их нужно полностью. Обнажились и другие серьёзные проблемы.

«Когда реставраторы заходят на объект, начинаются вскрышные работы, тогда и вылезают все «болячки» здания, которые сформировались и в период его строительства, и за период его эксплуатации, – говорит главный архитектор Красноярского края Константин Шумов. – В данном случае выяснилось, что колонны, на первый взгляд, довольно надёжные, в своё время были сделаны с нарушением технологии. На две трети высоты колонны возведены из кирпича, а их верхняя часть – там, где капители, сделана из шлакобетонных растворов, да ещё и без армирования. Эта проблема потребовала корректировки проектных решений. При вскрытии окон специалистов тоже ждали сюрпризы. Выяснилось, что там очень ненадёжные перемычки и кирпич положен просто на арматуру, что недопустимо. Соответственно, в очередной раз потребовалось новое технологическое решение. Но сейчас есть полное представление о том, какие противоаварийные мероприятия необходимы».

Когда упадёт строительный тент

Серьёзно пришлось поработать и с составом терразитовой штукатурки. Сейчас это редкий элемент отделки современных зданий. Как говорит Шумов, методика реставрации предполагает восстановление технологии штукатурных слоёв, которые присущи памятнику архитектуры.

Специалистам было необходимо повторить её точный состав. В итоге в красноярском Пром­стройНИИпроекте провели исследования и выяснили, из каких минералов и фракций она состоит. Затем выводы были отправлены в Санкт-Петербург, и там специалисты подобрали состав раствора, который полностью соответствует штукатурке 50-х годов.

В итоге в конце этого года, когда со здания упадёт строительный тент, красноярцы должны увидеть точно такой же, каким он и был, но только посвежевший фасад с красивой архитектурной подсветкой.

Когда-то на месте здания Дома советов был Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. А площадь называлась Новособорной. Причём была она в два раза больше, чем сейчас: 400 на 400 метров. Сам собор считался одним из самых крупных в России.

Собор считался одним из самых крупных в России. Фото: Правительство Красноярского края

Весь ансамбль был утверждён в генеральном плане города 1828 года, после того как Красноярск стал столицей Енисейской губернии. Он изначально задумывался как центр города. Площадь была довольно пустынной, но на ней помимо храма возникли торговые ряды и обустроили городской сад.

В 1921 году, когда к власти пришли коммунисты, площадь получила новое название – Площадь Революции. А в 1936 году храм снесли. И в том же году был создан проект нового архитектурного ансамбля площади в жанре неоклассического ампира – тогда имперский стиль набирал обороты, он подчёркивал могущество государства.

Примечательно, что это была дипломная работа, выполненная в новосибирском институте. В 1937 году на выставке искусств и техники в Париже проект получил золотую медаль – столь высоко он был оценён. Затем его дорабатывали, и в начале 40-х годов прошлого века должны были начаться строительные работы. Уже обстроили инфраструктуру для рабочих, поставили столовую, бытовки. Грянула Великая Отечественная война. Стало не до граж­данских строек.

Позже к окончательному проекту привлекли целую плеяду советских архитекторов сталинской эпохи. Ключевую роль в ней занимал легендарный Мирон Мержанов. Именно он сделал эскиз золотой звезды Героя Советского Союза. Как и многие выдающиеся люди того времени, он был репрессирован – так и оказался в Красноярске.

Здание, которое мы сегодня знаем как объект культурного наследия регионального значения Дом советов, было возведено в 1956 году.

ремонт фасадаздание правительстваобъект культурного наследия

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • После капитального ремонта в Красноярске открывается детская поликлиника

  • В Красноярске дополнительно отремонтируют еще 9 дорог

  • В Красноярске продолжается ремонт Глазного центра

  • Все подпорные стены в Красноярске взяли под контроль

  • До конца года в Красноярске капитально отремонтируют почти 500 домов

Новости smi2. ru

Редкий вид советской архитектуры Сибири

Редкий вид советской архитектуры Сибири

Микрорайон Оганьер в моногороде Норильске. Изображение © Zupagrafika

  • Автор: Андреа Кутьеру

интерес. Недавно вышедшая фотокнига Бетон Сибирь. «Советские пейзажи Крайнего Севера » Zupagrafika проливает новый свет на эту относительно неизведанную главу истории архитектуры, демонстрируя советскую архитектуру крупных городов Сибири и позволяя заглянуть в малоизвестный ландшафт. Книга представляет архитектуру и городскую среду шести сибирских городов: Новосибирска, Омска, Красноярска, Норильска, Иркутска и Якутска через призму российского фотографа Александра Веревкина, открывая новый взгляд на послевоенную архитектуру.

+ 12

Норильск — моногород советских времен в 300 км за полярным кругом. Image © Zupagrafika

Фотопроект является детищем Zupagrafika, расположенного в Польше независимого издательства и дизайн-студии, работа которой сосредоточена вокруг европейской послевоенной модернистской и бруталистской архитектуры, прежде всего бывшего Восточного блока. Компания Zupagrafika, основанная в 2012 году Дэвидом Наварро и Мартиной Собеккой, задокументировала это архитектурное наследие с помощью обширной работы, включающей «Брутальную Британию», «Восточные кварталы» и «Панельки».

В этом последнем проекте дуэт хотел поближе взглянуть на то, как советский период повлиял на архитектуру и городское развитие Сибири:

Через Бетон Сибирь мы делимся архитектурой, которая нас восхищает и которую мы документировали. во многих отношениях (будь то через иллюстрацию или фотографию) за последнее десятилетие. Многие из зданий, сфотографированных в книге, ранее нигде не публиковались. Мы считаем, что эта книга может стать инструментом для изучения неизвестных мест и сооружений, сформировавших городские пейзажи Сибири, а также, возможно, для того, чтобы оценить их такими, какие они есть.

Новосибирский театр «Глобус». Архитекторы: М. Стародубов, А. Сабиров (Построен в 1984 г.). Image © Zupagrafika

Сибирские города, изображенные в книге, изначально проектировались вокруг одной отрасли, в которой работало большинство жителей. Типизация, одна из самых узнаваемых черт советской архитектуры, распространилась от жилых массивов до общественных зданий, поскольку проекты космических цирков, бетонных театров и оперных театров разрабатывались централизованно в Москве, а затем реализовывались на Крайнем Севере. Тем не менее, этот отдаленный район не был лишен архитектурных изобретений, так как несколько местных архитекторов разработали собственную интерпретацию модернистской архитектуры, адаптированную к ландшафту и климату. Среди них Владимир Павлов, разработавший собственный архитектурный стиль в Иркутске, и Виталий Орехов с его творческим подходом к брутализму Центрального стадиона в Красноярске.

Красноярский государственный цирк (Построен в 1971 году). Image © Zupagrafika

С другой стороны, книга также служит описанием архитектуры в экстремальных условиях. Работа над альбомом сама по себе была вызовом для фотографа Александра Веревкина, так как в книге представлены два самых холодных города на Земле, Якутск и Норильск, где температура часто достигает -30 градусов по Цельсию. Ряды бетонных панельных блоков, защищающие центральную часть Норильска от резких ветров, являются ярким напоминанием об экстремальных климатических условиях городской среды.

Въезд в микрорайон Оганер в Норильске.. Изображение © Zupagrafika

С момента основания Zupagrafika Давид и Мартына путешествуют и документируют послевоенную модернистскую и бруталистскую архитектуру, ссылаясь на реальный опыт этих мест и зданий как на главное вдохновение их книги. Дуэт стремится нарисовать более полную картину этого архитектурного наследия, до сих пор широко не понятого и решительно отвергнутого широкой публикой. Работа Zupagrafika помогает распространять сложную красоту послевоенной архитектуры с ее идеалами и недостатками, тем самым создавая предпосылки для нового понимания этого периода в истории архитектуры.

Мемориальный комплекс «Сибирский каторжный путь» в Красноярске (построен в 1978 г.). Image © Zupagrafika

Мы воспринимаем здания и комплексы, представленные в наших книгах, как антигероев современной архитектуры.