Экологическая ситуация в красноярске: самый грязный город на Земле? – спецрепортаж Дины Володиной — Специальные репортажи «7 канала» — Новости 7 канала, Красноярск

как изменилась экологическая обстановка в Красноярском крае к 2020 году / Новости экономики Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru


Проблема экологии в Красноярске давно известна — на нее в разное время обращали внимание и журналист Алексей Пивоваров, и эко-активистка Грета Тунберг. С приходом коронавирусной инфекции проблема загрязнения воздуха никуда не исчезла — просто о ней стали меньше говорить. Newslab воспользовался официальными данными, чтобы выяснить — как изменилась экологическая ситуация в Красноярском крае, и какие города страдают от загрязнения больше всего?



30.10.2020


«Черное небо» летом 2018 года

Там, где первым быть не нужно

Осенью 2020 года Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края опубликовало государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2019 год, позволяющий в комплексе оценить экологическую обстановку в регионе. Данный доклад уже заслушали и обсудили депутаты Заксобрания края. Мы же воспользуемся информацией из доклада, чтобы понять — как именно изменилась экологическая обстановка к концу прошлого года?

По сравнению с 2018 годом в атмосфере всех 7 городов края, где проводилось наблюдение, отмечалось снижение среднегодовых концентраций взвешенных веществ. При этом в Лесосибирске концентрация превысила гигиенический норматив и составила 1,56 предельно допустимой среднесуточной концентрации (ПДК с.с.)

Именно Лесосибирск занимает непочетное первое место в рейтинге концентрации взвешенных веществ. Красноярск по этому показателю — на 4-ом месте, после Лесосибирска, Норильска и Канска. Лучше всего ситуация в Назарово, следом идет Ачинск.

В докладе также представлены показатели загрязнений отдельными вредными веществами. Например, бензапиреном — напомним, это токсичное соединение, которое образуется при сгорании углеводородного жидкого, твёрдого и газообразного топлива. По степени воздействия на организм относится к первому — высшему — классу опасности.

«Черное небо» летом 2019 года

Согласно докладу, наблюдения за загрязнением воздуха бензапиреном проводились в 7 городах края. Наибольшая среднегодовая (14,3 ПДК с.с.) и среднемесячная (82,5 ПДК с.с.) концентрация этого вещества в 2019 году наблюдалась в Минусинске. Одна из возможных причин, которую называют эксперты — ландшафт. Минусинск, как и Красноярск, находится в котловине, что способствует накоплению вредных выбросов. Наиболее высокие значения концентраций бензапирена фиксировались в атмосфере всех семи городов в зимние месяцы.

Стоит отметить что  в 4 районах Красноярска также фиксировали превышение гигиенического норматива по бензапирену — это Северный, Солнечный, Черемушки и Покровка. В Покровке зафиксирована наибольшая среднегодовая концентрация — 2,8 ПДК и наибольшая среднесуточная концентрация — 59 ПДК.

В итоге, Красноярск по загрязненности бензапиреном оказался на третьем месте — после Лесосибирска и Минусинска.

«Черное небо» над Взлеткой в 2018 году

Не отмечалось превышения среднегодовых концентраций гидрофторида, гидрохлорида, аммиака, бензола и хлорбензола. Основной же «вклад» в загрязнение воздуха в Красноярске внесли взвешенные вещества, диоксид азота, аммиак, формальдегид и бензапирен.

По общему итогу, по сравнению с 2018 годом, в Красноярске уровень загрязнения изменился с «очень высокого» на «высокий». Но при этом, в Лесосибирске, Минусинске и Норильске уровень загрязнения воздуха по-прежнему остается «очень высоким».

И если экологические проблемы Норильска в последнее время регулярно обсуждают, то в отношении Лесосибирска и Минусинска таких обсуждений гораздо меньше. Депутат Горсовета, эколог Сергей Шахматов рассказал Newslab, что проблемы этих городов долгое время просто ускользали от внимания:

«Проблема Лесосибирска и Минусинска в том, что сейчас начали учитывать выбросы от автономных источников теплоснабжения — как от коммерческих, так и от частных. Я говорю сейчас о печном отоплении. В Минусинске это большая беда, поскольку 3/4 жилого фонда Минусинска — это частный сектор. Конечно же, самый большой „вклад“ в загрязнение атмосферного воздуха — именно от этого типа источников загрязнения, потому что как таковой промышленности в Минусинске нет, или почти нет. Минусинск находится в самом низком месте Минусинской котловины, где рассеивание выбросов от низких источников, таких как печное отопление — достаточно затруднено. Если брать общие метеопараметры, способствующие рассеиванию загрязнений — они в 2019 году были намного хуже, чем в 2018 году. Соответственно и рассеивание загрязняющих веществ было намного хуже. Что касается Лесосибирска — там ситуация похожа на Минусинск, ведь это не многоэтажный город. И хоть он и стоит вдоль Енисея, там также было зафиксировано снижение метеорологических условий, которые способствовали рассеиванию загрязнений от низких источников. К тому же, в Минусинске работают три комбината, которые постоянно повышают объем производства. Поэтому с точки зрения Госдоклада, Лесосибирск и Минусинск долгие годы были недооценены и только сейчас начинают обращать внимание на те проблемы, которые исторически были там,» — считает Шахматов.

Сергей Шахматов дополнительно пояснил, что вокруг Минусинска и Абакана в последние годы бурными темпами развивается добыча угля — в том числе, появляются перевалочные угольные терминалы, которые вносят свой «вклад» в загрязнение приземного слоя атмосферы. К тому же, отмечает Шахматов, в таких городах как Назарово и Канск тоже не все так хорошо, как может показаться — они по уровню загрязнения догоняют исторически промышленные центры: общественные датчики, установленные в Назарово и Канске, показывают, что для них 2019 год был намного хуже, чем 2018-ый. И если в промышленных центрах — Красноярске и Норильске — экологическая ситуация в 2019 году улучшилась, то про малые города все просто забыли, считает Шахматов.

Уменьшение количества не-экологичного транспорта на дорогах должно поспособствовать снижению концентраций вредных веществ в воздухе, считают депутаты Заксобрания

Что было сделано?

В начале октября на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Красноярского края, депутаты, заслушав доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2019 год, обсудили меры, которые позволили снизить уровень загрязнения:

  • Краевые перевозчики приобрели 269 автобусов экологического класса евро-4 и евро-5; в ближайшее время планируется приобрести еще 200.
  • Появились автоматизированные посты наблюдения
  • Начато переселение собственников 109 аварийных домов с печным отоплением
  • Запущено мобильное приложение для информирования населения об экологической ситуации
  • Утверждены границы лесопаркового пояса вокруг Красноярска (246 тыс. га), высажено около 13 тысяч лесов
  • Утверждены границы и статус особо охраняемого объекта Торгашинского хребта

В октябре 2020 года Заксобрание отменило транспортный налог для электрокаров — для стимулирования развития электротранспорта в Красноярском крае, что должно поспособствовать снижению загрязнения атмосферного воздуха.

Как изменилась экологическая обстановка в 2020 году, и насколько вышеуказанные меры оказались эффективными — станет ясно, когда соответствующие статистические данные соберут, проанализируют и опубликуют.

Интернет-газета Newslab, фото Алины Ковригиной











Ссылки по теме:


Поделиться
7


4
Обсудить на форуме







Природа и экология








Город как кризис (на примере Красноярска)

Учёные Сибирского федерального университета изучили экологические последствия развития крупных промышленных городов в ресурсных регионах Сибири и Дальнего Востока на примере г.  Красноярска.

Выделив основные проблемы, ставшие «оборотной стороной» ускоренного промышленного развития восточных территорий страны, исследователи предложили ряд первостепенных мер, которые повысят привлекательность востока России для молодого работоспособного населения. Основные выводы опубликованы в российском экономическом журнале ЭКО.

Многолетний отток населения, в первую очередь молодёжи, из регионов Сибири и Дальнего Востока остается серьёзной политической проблемой, препятствующей развитию восточных территорий страны. В результате реализации ресурсных мегапроектов в XX в. г. Красноярске стал одним из важнейших экономических центров Сибири. К сожалению, платой за успех оказались экологические проблемы, прежде всего — загрязнение атмосферного воздуха, ставшее одним из главных элементов региональной общественной повестки последних лет.

«Экономическое развитие России на протяжении всего XX в. базировалось на крупных промышленных проектах. Государство экстенсивно наращивало добычу разнообразных природных ресурсов и стимулировало их переработку. Это помогло вывести Россию из тяжёлой социально-экономической ситуации после Великой Отечественной войны, однако одновременно накопились серьёзные экологические проблемы, решать которые придётся как нам с вами, так и будущим поколениям», — рассказал соавтор исследования, заведующий научно-учебной лабораторией экономики природных ресурсов и окружающей среды Антон Пыжев.

Учёный уточнил, что до недавнего времени национальная экологическая политика в Российской Федерации фактически не проводилась, несмотря на наличие разнообразных государственных программ. Ситуация начала меняться в связи с февральским Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина, согласно которому разрабатывается Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития и климатических изменений, которая поддержит действующий национальный проект «Экология».

«На сегодняшний день Красноярск — один из самых компактных городов-миллионников России. На небольшой площади, на дне чаши котловины, находится пять крупных, несколько десятков средних и мелких промышленных предприятий, более 17 тыс. автономных источников теплоснабжения, в основном отапливаемых углем. Здесь же проживает более миллиона человек, ежедневно сжигающих несколько литров моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания 430 тыс. автомобилей. Из 12 крупнейших российских городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха два — Красноярск и Норильск — находятся именно на территории нашего края, — отметил директор Института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов. — Все наслышаны о режиме неблагоприятных метеоусловий. Интересно, что проблема «чёрного неба» актуализируется в СМИ именно сейчас, хотя с 1990 г. промышленные выбросы сократились более чем вдвое, а индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5) снизился с 53 ед. в 1993 г. до менее 13 ед. в 2019 г. Перестали работать такие гиганты, как Красноярский завод телевизоров, Шелковый комбинат ОАО «Шелен», Красноярский шинный завод. И даже самое крупное и грязное производство Красноярска – алюминиевый завод, ответственный почти за половину выбросов того же бенз(а)пирена в городе, в результате внедрения наилучших доступных технологий сократило валовые выбросы на 40 % за последние 15 лет. Почему „чёрное небо“ никак не становится чистым? Потому что есть другие факторы, влияющие на атмосферное загрязнение, и их значение неуклонно растёт».

К таким факторам учёный отнёс незамерзающую в районе Красноярска реку Енисей и деятельность трёх крупнейших красноярских ТЭЦ, снабжающих город теплом и электроэнергией и имеющих стабильные объёмы выбросов в течение многих лет. Кроме того, в Красноярске растет доля автономных источников теплоснабжения на угле, пеллетах и дровах — это гаражи, небольшие автосервисы, мастерские, склады, жилые дома. Самый, пожалуй, впечатляющий вклад в «чёрное небо» вносит увеличивающийся парк автомобильного транспорта в Красноярске.

«В СССР люди массово пользовались общественным городским транспортом, и сложно было предсказать такую всеобщую автомобилизацию, которую мы наблюдаем сейчас. С начала 90–х годов всего за 10 лет количество личных легковых автомобилей в городе возросло в 4,5 раза, увеличился и объём выбросов загрязняющих веществ. И даже усовершенствование выхлопных систем автомобилей не может компенсировать такой прирост автопарка, особенно на фоне его внушительного среднего возраста, превышающего, на сегодняшний день, 15 лет. Ошибочно думать, что выбросы от автотранспорта менее вредны, чем от предприятий. Автомобилям мы обязаны высоким уровнем газообразных соединений в воздухе — это оксиды углерода и азота, диоксид серы, углеводороды, сажа, тяжёлые металлы, бенз(а)пирен», — уточнила заведующий кафедрой социально-экономического планирования СФУ Евгения Зандер.

Важным фактором ухудшения качества атмосферного воздуха эксперты назвали снижающуюся скорость ветра, уменьшающую возможности самоочищения атмосферы. Такая ситуация характерна не только для Красноярска или Сибири — падение скоростей ветра фиксируется несколько десятилетий практически на всей территории Евразии.

Меры для улучшения сложившейся ситуации в Красноярске и городах с похожей экологической ситуацией промышленного загрязнения, по мнению экспертов, достаточно очевидны. В первую очередь, это совершенствование дорожно–транспортной сети с целью сокращения перепробега автомобилей и времени нахождения в заторах, а также ужесточение правил прохождения технического осмотра автомобилей, чтобы обеспечить оценку реального состояния транспорта, в частности — наличия каталитического нейтрализатора.

«Мы полагаем, что следует ограничить проезд транспортных средств низкого экологического класса на отдельных проблемных участках города, продолжить организацию платных автопарковок в наиболее загруженных частях города (прежде всего, в Центральном районе и микрорайоне „Взлётка“). Также необходимо обратить внимание на газификацию неблагоустроенного жилья с печным отоплением. Очень желательно ограничить выдачу строительным компаниям разрешений на строительство жилых зданий за пределами зон, занятых частным сектором. Это принудительная мера, но она стимулирует застройщиков выкупать землю у жителей частного сектора под строительство многоквартирных домов, использующих действующую инфраструктуру централизованных источников отопления. Для газификации Красноярска было бы разумно транспортировать сжиженный природный газ из Богучанского района — в случае ввода в эксплуатацию скважин на Имбинском лицензионном участке ПАО „Газпром“ газ из Богучан можно будет транспортировать в Красноярск по уже существующей железнодорожной ветке Карабула — Тайшет. Мы намеренно не рассматриваем сложные и дорогостоящие проекты, реализацию которых необходимо начинать „с нуля“, а выделяем лишь те условные мероприятия, которые можно реализовать в обозримой перспективе. Эти и другие меры, предложенные нами в исследовании, уже в ближайшее десятилетие помогут очистить „чёрное небо“ и уменьшат нагрузку на здоровье красноярцев», — отметили соавторы статьи.

Исследователи также отметили, что запрос на повышение качества жизни, в том числе на улучшение экологической ситуации в городах, будет звучать активнее год от года. Это значит, что на фоне устойчивого оттока населения из азиатской части страны особое значение приобретёт разворот социально–экономической политики в сторону создания новых бонусов для населения Сибири и Дальнего Востока. «Пряником» для молодёжи этих регионов станет создание условий для достойной жизни в домашних регионах, чтобы уменьшить отток в Москву и за рубеж, как это происходит сейчас. И первую скрипку в процессе «укоренения» сыграет, как это ни банально, чистая окружающая среда.

Общественному совету при Министерстве экологии и природопользования Красноярского края требуются активные ученые

Основной задачей членов Общественного совета является осуществление общественного контроля за органами государственной власти в сфере экологии. 22 марта — крайний срок подачи заявок в новый совет. Надежда Кудряшева, доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, член Общественного совета при Министерстве экологии и природопользования Красноярского края и президент русскоязычного отделения SETAC , рассказала о своей работе в совете, чем она интересна и зачем нужны ученые в совете.

Как давно вы в Совете?

Я в совете уже три года. О возможности и даже необходимости работы в совете я услышал от своего хорошего друга. Ее мотивацией была необходимость влиять на решения органов управления и доносить до них мнение граждан, что мне показалось очень убедительным. Сейчас мы также пытаемся донести эту позицию до наших коллег и приглашаем их стать членами совета. В ближайшее время будет сформирован новый состав совета, и нам бы хотелось, чтобы в него пришло как можно больше молодых, активных и неравнодушных людей.

Честно говоря, долгое время не интересовался общественными организациями и не представлял, что существует такая форма взаимодействия гражданского общества и власти. Это характерно для большинства нашего народа и, к сожалению, свидетельствует о неразвитости гражданского общества. В России федеральные законы, касающиеся общественного контроля, очень правильные и их нужно использовать. Но мы видим, что люди не пользуются своими законными правами и привязаны к мысли, что от нас ничего не зависит. На самом деле, это зависит. Да, решения общественных советов носят рекомендательный характер, но министерства учитывают мнение общества. Если члены совета выступают против каких-то действий правительства, то это повод для беспокойства у наших менеджеров — почему народ против?

Кто может стать членом Общественного Совета?

Люди приезжают из разных областей. Очень хорошо, когда в совете есть представители разных профессий — экономисты, юристы, экологи и другие. Особенно важно вовлекать в такие советы ученых, поскольку именно ученые способны оценивать экологические проблемы в глобальном масштабе. Ученые общаются с коллегами из разных стран и имеют представление об этих проблемах в глобальном контексте. Например, я также являюсь членом Общества экологической токсикологии и химии (SETAC) и президентом его русскоязычного отделения. Это всемирная некоммерческая организация профессионалов-экологов. С 1979, SETAC организует форумы, на которых ученые и специалисты из разных областей обмениваются информацией и идеями для изучения, анализа и решения экологических проблем. Раз в месяц я посещаю встречи SETAC Europe, теперь уже онлайн. Мне как члену нашего регионального общественного совета это очень полезно, так как есть возможность сравнить нормы, подходы и отношение к экологическим проблемам на глобальном и региональном уровнях.

Ну, конечно, нашему совету нужны активные молодые люди, желающие влиять на экологическую ситуацию в городе и районе. Я вижу, что сейчас молодежь стала более активной, и это здорово.

Требует ли эта деятельность интенсивных сил?

Здесь нет тяжелых обязанностей, так как это общественные работы и люди делают это добровольно. При этом нередко у наших коллег происходит «эмоциональное выгорание»: человек напрягает силы, борется, устает… и уходит. Я слышал термин «политический дух», и он мне понравился. Я думаю, мы можем говорить и об «экологическом духе». Мне кажется, что это у человека с самого начала, но проявиться эта черта может только с возрастом. Особенно в определенном возрасте становится жизненно необходимо заниматься теми вещами, в которых у вас есть внутренняя потребность. Если вы не делаете то, что вам действительно хочется, это превращается в мощный пресс, который подталкивает вас все больше и больше.

За что отвечает член совета?

Член совета должен посещать собрания, которые проходят примерно раз в месяц. Последний год они проводятся онлайн. На встречах мы рассматриваем вопросы, предложенные министерством, также предлагаем свои инициативы. Работа ведется по нескольким направлениям (разделам). Самый большой раздел, включающий воздух, воду и радиоактивность, охватывает 90% всех проблем. Наша основная задача – общественный контроль за деятельностью министерства; мы должны доводить мнение граждан до чиновников и информировать граждан о деятельности чиновников.
Что, кроме внутреннего удовлетворения, дает участие в совете?

Статус члена Общественного Совета — это определенный уровень. Одно дело писать обращения в различные органы (Президенту, правительству, Госдуме, органам местного самоуправления и т.д.) от своего имени, а другое дело делать это в качестве члена совета. По мере работы мы узнаем больше о законах и реальном леверидже. Вместо того, чтобы сидеть перед телевизором, сетуя на то, что здесь все плохо и «все равно ничего не сделаешь», лучше занять активную позицию и попытаться что-то изменить. Мне кажется, в последнее время настроения граждан стали меняться в сторону большей активности. Нам нужно постоянно говорить о наших экологических проблемах, освещать их в прессе и на различных форумах. И при этом есть шанс внести свой вклад в улучшение нашей окружающей среды.

Знаете ли вы, что Красноярск первым в России ввел термин «режим черного неба»? Первоначально американский термин, он появился в штатах в прошлом веке. Почему же тогда по истечении срока мы не принимаем американские экологические стандарты? Также можно было бы перенять их открытость и уважение к избирателям, а также гражданскую активность избирателей. Государственные органы деньгами компенсируют риски граждан, проживающих в неблагополучных районах. У нас много острых проблем, связанных с размещением вредных или опасных производств и их влиянием на окружающую среду и здоровье человека, но даже ее обсуждение практически запрещено.

Экология — достаточно острая тема. Есть ли конфликты? Как вы справляетесь с ними?

Бывает, что мы волнуемся на заседаниях совета, и это нормально, что люди спорят и ведут себя эмоционально в залах парламента. Гораздо полезнее обсуждать проблемы в формате совета, чем держать «болезнь» внутри. Последнее приводит к тому, что проблемы «перезревают», а реакция населения принимает экстремистские формы. Да, процесс взаимодействия сложный и долгий, но мы видим, что власти нас слушают.

Деятельность Общественных советов регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Ждем всех, кто хочет влиять на экологическая политика в регионе. Информация размещена на сайте Министерства экологии и природопользования Красноярского края. (http://www.mpr.krskstate.ru/presscentr/news/0/news/99157)

Крайний срок подачи заявления в совет — 22 марта.

РОССИЯ Загрязнение удушает Сибирь. Но ученые молчат

Сибирское отделение Российской академии наук приняло решение не обнародовать данные о загрязнении региона. Водные пути загрязнены на 80%; дети, уже рожденные с лейкемией; раковые заболевания широко распространены среди населения. Обоснование молчания: «Избегать алармизма» и «избегать разжигания клеветнических кампаний против России». Население бунтует.

Москва (AsiaNews) — «Красноярск — самый загрязненный город в мире, ха-ха-ха»: академик Валентин Пармон рассмеялся бы, может быть, иронично, а может, смущенно, во время четырехчасового совещания в Новосибирске о загрязнении окружающей среды Сибирь.

На заседании, состоявшемся 29 марта, собрался президиум Сибирского отделения Российской академии наук. Шокирует тот факт, что в итоге ученые решили сохранить в тайне появившиеся данные, указывающие на известную трагедию: водные пути загрязнены до 80%; дети, которые уже родились с лейкемией; раковые заболевания широко распространены среди населения.

Новость о митинге появилась благодаря корреспонденту «Новой газеты» , которому удалось просмотреть видеозапись митинга. Новость провоцирует масштабный и глубокий скандал.

Дискуссия о борьбе с загрязнителями в России не утихает годами; но и постсоветский режим Владимира Путина долгое время игнорировал его. Страна, которая основывает свою экономику на эксплуатации традиционных источников энергии, сегодня сталкивается с глобальной конкуренцией со стороны альтернативных источников, не будучи должным образом подготовленной.

В Красноярске, городе, расположенном в самом сердце Сибири на берегу Енисея, ситуация поистине драматичная, вплоть до того, что многие дети рождаются уже больными лейкемией. Цифры экологической катастрофы в Сибири вряд ли являются секретом и регулярно публикуются в отчетах Федерального министерства охраны природы и других государственных органов.

В опубликованном в СМИ видеоролике академик Пармон высмеивает документ ООН, в котором упоминаются проблемы Краснодара. Но, по словам академика, «мы прекрасно знаем, что там хорошо, по крайней мере, когда погода хорошая, без ветра и дождя возникают некоторые проблемы».

Другой эксперт, директор Института оптики атмосферы в Томске, профессор Игорь Пташник, опубликовал подготовленный совместно с другими учреждениями отчет, в котором приведены результаты исследований за 2017-2019 гг.подвергаются. Подчеркивается, что во многих частях Сибири уровень загрязнения воздуха очень высок, в процентах 78%, что намного выше, чем в городах европейской части России.

В более чем 15 городах Сибири выявлено высокое содержание в воздухе бензапирена, одного из самых канцерогенных элементов, образующихся при сгорании органических веществ при высоких температурах. Уровень этого вещества превышает пороги тревоги более чем в 10 раз; более 100 раз в некоторых районах, таких как Кызыл, Зима, Минусинск, Норильск и в самом Красноярске.

В отчете Пташника оценивается «необходимость закупать сельхозпродукцию из Китая вместо местной, так как она намного безопаснее с экологической точки зрения». Китайцы уже давно принимают более эффективные меры в этой области, запретив несколько опасных пестицидов, которые до сих пор используются в России.

 

Особо опасны водоносные горизонты, расположенные вблизи великих сибирских рек и бассейнов, таких как Тува, Хахасия, Алтай, все с уровнем загрязнения более 70%. Даже в Новосибирске, столице центральной Сибири, загрязнено более 80% водоносных горизонтов. В Томске, одном из крупнейших городов юго-западной Сибири, ситуация аналогичная. В Красноярске, Кемерово и в Горно-Алтайском крае, на границе Китая, Монголии и Казахстана, широко распространены онкологические и детские заболевания из-за загрязнения окружающей среды.

Ситуация усугубляется эффектом глобального потепления, которое вызывает дальнейшее ухудшение качества воздуха даже в традиционно очень холодных районах, таких как Братская и Норильская области.

Удивительно, что ученые решили не подтверждать данные официальными отчетами. Причина такова: «Чтобы не слишком пугать население преувеличенным алармизмом, тем более, что невозможно быстро вмешаться», как сказал Пармон, но также и для того, чтобы «избежать разжигания клеветнических кампаний против России, уже столь широко распространенных по всему миру».