Содержание
как изменилась экологическая обстановка в Красноярском крае к 2020 году / Новости экономики Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru
Проблема экологии в Красноярске давно известна — на нее в разное время обращали внимание и журналист Алексей Пивоваров, и эко-активистка Грета Тунберг. С приходом коронавирусной инфекции проблема загрязнения воздуха никуда не исчезла — просто о ней стали меньше говорить. Newslab воспользовался официальными данными, чтобы выяснить — как изменилась экологическая ситуация в Красноярском крае, и какие города страдают от загрязнения больше всего?
30.10.2020
«Черное небо» летом 2018 года
Там, где первым быть не нужно
Осенью 2020 года Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края опубликовало государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2019 год, позволяющий в комплексе оценить экологическую обстановку в регионе. Данный доклад уже заслушали и обсудили депутаты Заксобрания края. Мы же воспользуемся информацией из доклада, чтобы понять — как именно изменилась экологическая обстановка к концу прошлого года?
По сравнению с 2018 годом в атмосфере всех 7 городов края, где проводилось наблюдение, отмечалось снижение среднегодовых концентраций взвешенных веществ. При этом в Лесосибирске концентрация превысила гигиенический норматив и составила 1,56 предельно допустимой среднесуточной концентрации (ПДК с.с.)
Именно Лесосибирск занимает непочетное первое место в рейтинге концентрации взвешенных веществ. Красноярск по этому показателю — на 4-ом месте, после Лесосибирска, Норильска и Канска. Лучше всего ситуация в Назарово, следом идет Ачинск.
В докладе также представлены показатели загрязнений отдельными вредными веществами. Например, бензапиреном — напомним, это токсичное соединение, которое образуется при сгорании углеводородного жидкого, твёрдого и газообразного топлива. По степени воздействия на организм относится к первому — высшему — классу опасности.
«Черное небо» летом 2019 года
Согласно докладу, наблюдения за загрязнением воздуха бензапиреном проводились в 7 городах края. Наибольшая среднегодовая (14,3 ПДК с.с.) и среднемесячная (82,5 ПДК с.с.) концентрация этого вещества в 2019 году наблюдалась в Минусинске. Одна из возможных причин, которую называют эксперты — ландшафт. Минусинск, как и Красноярск, находится в котловине, что способствует накоплению вредных выбросов. Наиболее высокие значения концентраций бензапирена фиксировались в атмосфере всех семи городов в зимние месяцы.
Стоит отметить что в 4 районах Красноярска также фиксировали превышение гигиенического норматива по бензапирену — это Северный, Солнечный, Черемушки и Покровка. В Покровке зафиксирована наибольшая среднегодовая концентрация — 2,8 ПДК и наибольшая среднесуточная концентрация — 59 ПДК.
В итоге, Красноярск по загрязненности бензапиреном оказался на третьем месте — после Лесосибирска и Минусинска.
«Черное небо» над Взлеткой в 2018 году
Не отмечалось превышения среднегодовых концентраций гидрофторида, гидрохлорида, аммиака, бензола и хлорбензола. Основной же «вклад» в загрязнение воздуха в Красноярске внесли взвешенные вещества, диоксид азота, аммиак, формальдегид и бензапирен.
По общему итогу, по сравнению с 2018 годом, в Красноярске уровень загрязнения изменился с «очень высокого» на «высокий». Но при этом, в Лесосибирске, Минусинске и Норильске уровень загрязнения воздуха по-прежнему остается «очень высоким».
И если экологические проблемы Норильска в последнее время регулярно обсуждают, то в отношении Лесосибирска и Минусинска таких обсуждений гораздо меньше. Депутат Горсовета, эколог Сергей Шахматов рассказал Newslab, что проблемы этих городов долгое время просто ускользали от внимания:
«Проблема Лесосибирска и Минусинска в том, что сейчас начали учитывать выбросы от автономных источников теплоснабжения — как от коммерческих, так и от частных. Я говорю сейчас о печном отоплении. В Минусинске это большая беда, поскольку 3/4 жилого фонда Минусинска — это частный сектор. Конечно же, самый большой „вклад“ в загрязнение атмосферного воздуха — именно от этого типа источников загрязнения, потому что как таковой промышленности в Минусинске нет, или почти нет. Минусинск находится в самом низком месте Минусинской котловины, где рассеивание выбросов от низких источников, таких как печное отопление — достаточно затруднено. Если брать общие метеопараметры, способствующие рассеиванию загрязнений — они в 2019 году были намного хуже, чем в 2018 году. Соответственно и рассеивание загрязняющих веществ было намного хуже. Что касается Лесосибирска — там ситуация похожа на Минусинск, ведь это не многоэтажный город. И хоть он и стоит вдоль Енисея, там также было зафиксировано снижение метеорологических условий, которые способствовали рассеиванию загрязнений от низких источников. К тому же, в Минусинске работают три комбината, которые постоянно повышают объем производства. Поэтому с точки зрения Госдоклада, Лесосибирск и Минусинск долгие годы были недооценены и только сейчас начинают обращать внимание на те проблемы, которые исторически были там,» — считает Шахматов.
Сергей Шахматов дополнительно пояснил, что вокруг Минусинска и Абакана в последние годы бурными темпами развивается добыча угля — в том числе, появляются перевалочные угольные терминалы, которые вносят свой «вклад» в загрязнение приземного слоя атмосферы. К тому же, отмечает Шахматов, в таких городах как Назарово и Канск тоже не все так хорошо, как может показаться — они по уровню загрязнения догоняют исторически промышленные центры: общественные датчики, установленные в Назарово и Канске, показывают, что для них 2019 год был намного хуже, чем 2018-ый. И если в промышленных центрах — Красноярске и Норильске — экологическая ситуация в 2019 году улучшилась, то про малые города все просто забыли, считает Шахматов.
Уменьшение количества не-экологичного транспорта на дорогах должно поспособствовать снижению концентраций вредных веществ в воздухе, считают депутаты Заксобрания
Что было сделано?
В начале октября на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Красноярского края, депутаты, заслушав доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае» за 2019 год, обсудили меры, которые позволили снизить уровень загрязнения:
- Краевые перевозчики приобрели 269 автобусов экологического класса евро-4 и евро-5; в ближайшее время планируется приобрести еще 200.
- Появились автоматизированные посты наблюдения
- Начато переселение собственников 109 аварийных домов с печным отоплением
- Запущено мобильное приложение для информирования населения об экологической ситуации
- Утверждены границы лесопаркового пояса вокруг Красноярска (246 тыс. га), высажено около 13 тысяч лесов
- Утверждены границы и статус особо охраняемого объекта Торгашинского хребта
В октябре 2020 года Заксобрание отменило транспортный налог для электрокаров — для стимулирования развития электротранспорта в Красноярском крае, что должно поспособствовать снижению загрязнения атмосферного воздуха.
Как изменилась экологическая обстановка в 2020 году, и насколько вышеуказанные меры оказались эффективными — станет ясно, когда соответствующие статистические данные соберут, проанализируют и опубликуют.
Интернет-газета Newslab, фото Алины Ковригиной
Ссылки по теме:
Поделиться
10
4
Обсудить на форуме
Природа и экология
Город как кризис (на примере Красноярска)
Учёные Сибирского федерального университета изучили экологические последствия развития крупных промышленных городов в ресурсных регионах Сибири и Дальнего Востока на примере г. Красноярска.
Выделив основные проблемы, ставшие «оборотной стороной» ускоренного промышленного развития восточных территорий страны, исследователи предложили ряд первостепенных мер, которые повысят привлекательность востока России для молодого работоспособного населения. Основные выводы опубликованы в российском экономическом журнале ЭКО.
Многолетний отток населения, в первую очередь молодёжи, из регионов Сибири и Дальнего Востока остается серьёзной политической проблемой, препятствующей развитию восточных территорий страны. В результате реализации ресурсных мегапроектов в XX в. г. Красноярске стал одним из важнейших экономических центров Сибири. К сожалению, платой за успех оказались экологические проблемы, прежде всего — загрязнение атмосферного воздуха, ставшее одним из главных элементов региональной общественной повестки последних лет.
«Экономическое развитие России на протяжении всего XX в. базировалось на крупных промышленных проектах. Государство экстенсивно наращивало добычу разнообразных природных ресурсов и стимулировало их переработку. Это помогло вывести Россию из тяжёлой социально-экономической ситуации после Великой Отечественной войны, однако одновременно накопились серьёзные экологические проблемы, решать которые придётся как нам с вами, так и будущим поколениям»,— рассказал соавтор исследования, заведующий научно-учебной лабораторией экономики природных ресурсов и окружающей среды Антон Пыжев.
Учёный уточнил, что до недавнего времени национальная экологическая политика в Российской Федерации фактически не проводилась, несмотря на наличие разнообразных государственных программ. Ситуация начала меняться в связи с февральским Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина, согласно которому разрабатывается Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития и климатических изменений, которая поддержит действующий национальный проект «Экология».
«На сегодняшний день Красноярск — один из самых компактных городов-миллионников России. На небольшой площади, на дне чаши котловины, находится пять крупных, несколько десятков средних и мелких промышленных предприятий, более 17 тыс. автономных источников теплоснабжения, в основном отапливаемых углем. Здесь же проживает более миллиона человек, ежедневно сжигающих несколько литров моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания 430 тыс. автомобилей. Из 12 крупнейших российских городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха два — Красноярск и Норильск — находятся именно на территории нашего края,— отметил директор Института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов.— Все наслышаны о режиме неблагоприятных метеоусловий. Интересно, что проблема «чёрного неба» актуализируется в СМИ именно сейчас, хотя с 1990 г. промышленные выбросы сократились более чем вдвое, а индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5) снизился с 53 ед. в 1993 г. до менее 13 ед. в 2019 г. Перестали работать такие гиганты, как Красноярский завод телевизоров, Шелковый комбинат ОАО «Шелен», Красноярский шинный завод. И даже самое крупное и грязное производство Красноярска – алюминиевый завод, ответственный почти за половину выбросов того же бенз(а)пирена в городе, в результате внедрения наилучших доступных технологий сократило валовые выбросы на 40 % за последние 15 лет. Почему „чёрное небо“ никак не становится чистым? Потому что есть другие факторы, влияющие на атмосферное загрязнение, и их значение неуклонно растёт».
К таким факторам учёный отнёс незамерзающую в районе Красноярска реку Енисей и деятельность трёх крупнейших красноярских ТЭЦ, снабжающих город теплом и электроэнергией и имеющих стабильные объёмы выбросов в течение многих лет. Кроме того, в Красноярске растет доля автономных источников теплоснабжения на угле, пеллетах и дровах — это гаражи, небольшие автосервисы, мастерские, склады, жилые дома. Самый, пожалуй, впечатляющий вклад в «чёрное небо» вносит увеличивающийся парк автомобильного транспорта в Красноярске.
«В СССР люди массово пользовались общественным городским транспортом, и сложно было предсказать такую всеобщую автомобилизацию, которую мы наблюдаем сейчас. С начала 90–х годов всего за 10 лет количество личных легковых автомобилей в городе возросло в 4,5 раза, увеличился и объём выбросов загрязняющих веществ. И даже усовершенствование выхлопных систем автомобилей не может компенсировать такой прирост автопарка, особенно на фоне его внушительного среднего возраста, превышающего, на сегодняшний день, 15 лет. Ошибочно думать, что выбросы от автотранспорта менее вредны, чем от предприятий. Автомобилям мы обязаны высоким уровнем газообразных соединений в воздухе — это оксиды углерода и азота, диоксид серы, углеводороды, сажа, тяжёлые металлы, бенз(а)пирен»,— уточнила заведующий кафедрой социально-экономического планирования СФУ Евгения Зандер.
Важным фактором ухудшения качества атмосферного воздуха эксперты назвали снижающуюся скорость ветра, уменьшающую возможности самоочищения атмосферы. Такая ситуация характерна не только для Красноярска или Сибири — падение скоростей ветра фиксируется несколько десятилетий практически на всей территории Евразии.
Меры для улучшения сложившейся ситуации в Красноярске и городах с похожей экологической ситуацией промышленного загрязнения, по мнению экспертов, достаточно очевидны. В первую очередь, это совершенствование дорожно–транспортной сети с целью сокращения перепробега автомобилей и времени нахождения в заторах, а также ужесточение правил прохождения технического осмотра автомобилей, чтобы обеспечить оценку реального состояния транспорта, в частности — наличия каталитического нейтрализатора.
«Мы полагаем, что следует ограничить проезд транспортных средств низкого экологического класса на отдельных проблемных участках города, продолжить организацию платных автопарковок в наиболее загруженных частях города (прежде всего, в Центральном районе и микрорайоне „Взлётка“). Также необходимо обратить внимание на газификацию неблагоустроенного жилья с печным отоплением. Очень желательно ограничить выдачу строительным компаниям разрешений на строительство жилых зданий за пределами зон, занятых частным сектором. Это принудительная мера, но она стимулирует застройщиков выкупать землю у жителей частного сектора под строительство многоквартирных домов, использующих действующую инфраструктуру централизованных источников отопления. Для газификации Красноярска было бы разумно транспортировать сжиженный природный газ из Богучанского района — в случае ввода в эксплуатацию скважин на Имбинском лицензионном участке ПАО „Газпром“ газ из Богучан можно будет транспортировать в Красноярск по уже существующей железнодорожной ветке Карабула — Тайшет. Мы намеренно не рассматриваем сложные и дорогостоящие проекты, реализацию которых необходимо начинать „с нуля“, а выделяем лишь те условные мероприятия, которые можно реализовать в обозримой перспективе. Эти и другие меры, предложенные нами в исследовании, уже в ближайшее десятилетие помогут очистить „чёрное небо“ и уменьшат нагрузку на здоровье красноярцев»,— отметили соавторы статьи.
Исследователи также отметили, что запрос на повышение качества жизни, в том числе на улучшение экологической ситуации в городах, будет звучать активнее год от года. Это значит, что на фоне устойчивого оттока населения из азиатской части страны особое значение приобретёт разворот социально–экономической политики в сторону создания новых бонусов для населения Сибири и Дальнего Востока. «Пряником» для молодёжи этих регионов станет создание условий для достойной жизни в домашних регионах, чтобы уменьшить отток в Москву и за рубеж, как это происходит сейчас. И первую скрипку в процессе «укоренения» сыграет, как это ни банально, чистая окружающая среда.
Экономический рост и экологическая безопасность в России
«Идеология в России состоит в том, что охрана окружающей среды — дело только богатых стран, а когда Россия разбогатеет, придет время решать экологические проблемы», — заявил Алексей Яблоков, президент Центра Российская экологическая политика, Москва, на семинаре 16 марта 2005 г. в Институте Кеннана. К Яблокову присоединился Д.Дж. Петерсона, старшего политолога Rand Corporation, в обсуждении экологических проблем, с которыми сталкивается Россия, и путей их решения, способствуя экономическому росту. Оба выступавших согласились с тем, что можно и нужно что-то сделать для решения серьезных экологических проблем России, но выразили обеспокоенность тем, что защита окружающей среды будет затруднена в контексте нынешних политических условий в России.
Яблоков объяснил, что улучшение состояния окружающей среды было одной из основных целей демократического движения в СССР. Однако он утверждал, что вместо демократии и лучшей жизни россияне теперь сталкиваются с большим количеством экологических проблем, чем когда-либо прежде, испытывают сокращение продолжительности жизни и сталкиваются с ремилитаризирующимся, авторитарным государством. Многие в правительстве, а также в обществе считают, что Россия должна развивать свою экономику за счет добычи природных ресурсов, прежде чем беспокоиться об экологической безопасности. Яблоков предупредил, что продвигаемый Кремлем «грязный экономический рост» ежегодно приводит к гибели 300–350 000 человек.
Экологические проблемы России включают загрязнение воды и воздуха, радиоактивное заражение, загрязнение в результате ее космической программы, промышленное загрязнение, утечки из нефте- и газопроводов и сокращение биоразнообразия, сказал Яблоков. Как и советское правительство до этого, утверждал он, российское правительство пытается помешать освещению экологических проблем в средствах массовой информации и преследует, а иногда и заключает в тюрьму активистов-экологов. Яблоков объявил, что многие российские экологические организации решили создать новую Зеленую партию для решения экологических проблем, на которые нынешнее правительство не пойдет. Он утверждал, что необходимо демонстрировать гражданам России связь между здоровьем и окружающей средой, бороться за экологические права человека.
Петерсон согласился с тем, что российское правительство мало что делает для решения экологических проблем. Он предупредил, что удушение дебатов и ограничение информации ведут к эрозии политического процесса в России. В результате администрация Путина борется с реформами, касающимися социальных пособий, армии, приватизации земли и других неотложных проблем, многие из которых окажут значительное влияние на окружающую среду. Все политики хотят способствовать экономическому развитию, продолжил Петерсон, но без продуманного процесса и без сдержек и противовесов экономическая политика России будет направлена на экономическое развитие любой ценой.
Петерсон заметил, что Россия в целом, поддерживаемая высокими ценами на нефть, похоже, избегает реформ и тем самым изолирует себя от глобального мейнстрима. В результате, продолжил он, «Россия голодает по тому, что, по ее словам, она хочет, а именно по высокотехнологичным отраслям с высокой добавленной стоимостью, основанным на знаниях. инвестиционного климата». Еще один способ самоизоляции России — ее враждебность к иностранным идеям. По словам Петерсона, многие люди считают, что Россия чем-то отличается и должна следовать другим правилам. По словам Петерсона, правительство и промышленность Китая, напротив, больше заинтересованы в адаптации «лучших практик» из-за границы, в том числе тех, которые приносят пользу окружающей среде.
Российское общество в целом не очень восприимчиво к экологическим проблемам. Петерсон отметил, что в Америке экологическое движение возникло отчасти из-за эмоционального патриотизма, направленного на сохранение национальных сокровищ и достопримечательностей. В России, напротив, экологов часто успешно изображают противниками прогресса или предателями государства.
Петерсон утверждал, что, хотя Россия, возможно, присоединилась к Киотскому протоколу в качестве циничной тактики, чтобы облегчить свое вступление в ВТО, ее вступление, тем не менее, дает возможность стимулировать более чистое экономическое развитие в России. По мере реструктуризации российской экономики старые, менее эффективные предприятия реструктурируются или закрываются. По мере роста других, более успешных российских компаний, они инвестируют в более эффективные технологии. И по мере того, как российские компании все больше интегрируются в глобальную экономику, будь то через торговлю или прямые иностранные инвестиции, они все чаще будут вынуждены соответствовать глобальным экологическим стандартам и в то же время повышать производительность, чтобы конкурировать. Членство России в Киотском протоколе станет важным инструментом, который побудит российское правительство и бизнес-сообщество принять изменения, которые потребуются в связи с этими новыми стандартами.
Петерсон считает, что СМИ и неправительственные организации должны продолжать свою работу по обеспечению экологической безопасности. «Несмотря на то, что мы стали свидетелями давления на средства массовой информации, — сказал Петерсон, — все еще есть возможности донести информацию. Вы все еще можете говорить об окружающей среде многими важными способами». Также важно продолжать международный обмен информацией об окружающей среде, заключает Петерсон, чтобы «при изменении политической ситуации в России, при смене режима, когда возникнет желание рассматривать окружающую среду как нечто, на чем необходимо сосредоточить внимание». , аналитические возможности и данные будут там, чтобы Россия могла двигаться вперед».
Как Норильск в российской Арктике стал одним из самых загрязненных мест на Земле
Эта статья является частью серии « Пятое преступление », посвященной экоциду, опубликованной в сотрудничестве с Inside Climate News , некоммерческое независимое новостное издание, освещающее вопросы климата, энергетики и окружающей среды, и Undark Magazine , некоммерческий, редакционно независимый цифровой журнал, исследующий пересечение науки и общества.
Было 2 часа ночи, и солнце светило так же, как днем и ночью в середине июля в Норильске, сибирском городе в 200 милях к северу от Полярного круга.
Игорь Клюшин отправился на берег реки, где он ловил с отцом хариуса, спинноплавникового красавца, известного своими грациозными прыжками над поверхностью. «Очень веселая рыбка, — вспоминал Клюшин. «Он любит холодную и чистую, чистую воду».
Он сомневался, что хариус будет там в ту ночь. В любом случае, власти давно предупреждали, что ловить их в реке Далдыкан небезопасно.
И кроме того, он не рыбачил. Он начал записывать изображения грязи глинистого цвета, стекающей вниз по реке с одного из крупнейших горно-металлургических комплексов в мире. Обесцвеченная вода представляет собой «последнее экологическое преступление «Норильского никеля», — сказал Клюшин в видео, которое он разместил на «Норильчане» — или «Граждане Норильска» — канале YouTube, который он помогает модерировать. Канал и его группа в Facebook, насчитывающая около 8300 человек. участников, стали местом сбора бедствующих жителей Норильска, самого северного города мира. Город с населением 176 000 человек уже давно признан экологами — и даже российским правительством — одним из самых загрязненных мест на Земле из-за одного бизнеса: «Норильского никеля», крупнейшего в мире производителя палладия и высокосортного никеля, а также производитель платины, кобальта и меди.
Вид с воздуха на Норильск, 6 июня 2020 года. Кирилл Кухмар / ТАСС через Getty Images
Построенный как ресурсная колония заключенными советского ГУЛАГа, Норильск пережил коммунизм, принял капитализм и теперь стремится нарастить производство, чтобы продать металлы, необходимые для аккумуляторов электромобилей и экономики экологически чистой энергии. «Норильский никель» — ведущий в мире производитель высокочистого никеля класса 1, который ищут лидеры отрасли электромобилей, такие как генеральный директор Tesla Илон Маск. Амбиции компании совпадают с целями президента России Владимира Путина в отношении дальнейшего развития Крайнего Севера, которое, по его словам, может быть достигнуто устойчивым образом.
Норильск, Россия. Getty Images
Но «Норильский никель» подорвал собственное видение будущего, испортив бесценную окружающую среду, что имело последствия для всей планеты. Загрязнение компании вырезало бесплодный ландшафт мертвых и умирающих деревьев из тайги или бореального леса, одного из крупнейших в мире поглотителей углерода. Его сточные воды окрасили ледниковые реки в красный цвет. Его дымовые трубы извергают сильнейшее в мире загрязнение диоксидом серы. А в прошлом году проржавевший резервуар лопнул, и в воды, впадающие в Карское море, вылилось 6,5 млн галлонов дизельного топлива. Это был крупнейший разлив нефти в истории Арктики. Хотя «Норильский никель» утверждает, что дизельное топливо не попало в Северный Ледовитый океан, российское агентство по рыболовству сообщило Inside Climate News, что его испытания показали, что загрязнение достигло такого уровня.
В сентябре «Норильский никель» согласился вести переговоры об урегулировании иска на 800 миллионов долларов, который Росрыболовство подало против компании этим летом в связи с нанесением ущерба водным ресурсам региона.
Норильск является примером систематического и долгосрочного опустошения, которое вдохновило глобальное движение за то, чтобы сделать уничтожение природы международным преступлением. Кампания направлена на то, чтобы относиться к «экоциду» так же, как к геноциду или преступлениям против человечности, преступлениям, подлежащим судебному преследованию Международным уголовным судом в Гааге. Кампания по борьбе с экоцидом привлекла внимание к неспособности национальных законов остановить серьезный и широкомасштабный или долгосрочный ущерб, который имеет международные последствия.
Норильск борется с таким ущербом, будучи частью региона, особенно уязвимого к изменению климата, и городом, зависящим от промышленности, которая отравила его землю и воду.
«Норильский никель» утверждает, что может восстановить окружающую среду. Он заплатил штраф в размере 2 миллиардов долларов за прошлогодний разлив дизельного топлива, крупнейший экологический штраф в истории страны, и обязался потратить более 5 миллиардов долларов как на борьбу с загрязнением окружающей среды, так и на экономическое и социальное возрождение на всей территории Красноярского края.
«Мы признаем наличие унаследованных проблем, связанных с нашим бизнесом», — заявил представитель компании в письменных ответах на вопросы Inside Climate News, имея в виду проблемы, оставшиеся с советских времен. «Мы реализуем далеко идущие меры для их решения».
Местные власти с энтузиазмом относятся к программе «Норильского никеля». В городе и крае планируют построить больницу, отремонтировать жилье и даже создать Арктический музей современного искусства. Губернатор Красноярского края Александр Усс предложил сделать Норильск официальной столицей российской Арктики.
Но такие жители, как Клюшин, настроены скептически, учитывая загрязнение, которое они видели даже после того, как компания заплатила штраф.
«Когда я пришел в ту ночь, чтобы увидеть Далдыкан, мое сердце действительно упало, и оно было разбито», — сказал Клюшин, разговаривая по телефону через переводчика через две недели после того, как он снял на видео обесцвеченную воду в июле. «Река была красной от мякоти, а химический запах до сих пор в моих легких».
Мертвая рыба на берегу реки Амбарная под Норильском 10 июня 2020 года. Ирина Яринская / AFP via Getty Images
Умирающие леса и загрязнение, видимое из космоса
История загрязнения Норильска написана на деревьях: 5,9 миллиона акров мертвых и умирающих бореальных лесов с подветренной стороны от комплекса «Норильский никель» — шрам больше, чем Нью-Джерси, разрезанный на самый большой лесной регион на Земле.
В образцах годичных колец деревьев ученые выявили большой всплеск загрязнения диоксидом серы, который начался в 1942 году, когда первый никелевый завод был приспособлен для удовлетворения потребности Советского Союза в нержавеющей стали во время Второй мировой войны. Годичные кольца деревьев показали, как здесь подскочил уровень гибели лесов в 19-м веке.60-х годов, с 5 процентов в год до 30 процентов в год на одном исследовательском объекте, говорится в исследовании, опубликованном в прошлом году учеными из Сибирского федерального университета и Кембриджского университета. Открытие в то время новых огромных запасов руды дало «Норильский никель» «новую жизнь», как отмечает компания в своей официальной истории.
Дымовые трубы никелевого завода выбрасывают диоксид серы в окружающую среду 21 июля 2002 года в Норильске, Россия. Олег Никишин / Getty Images файл
К началу 1980-х все лиственницы в пределах 40 миль к востоку от Норильска были мертвы.
Спутниковые показания показывают, что никакое другое человеческое предприятие — ни электростанция, ни нефтяное месторождение, ни другой металлургический комплекс — не производит столько выбросов двуокиси серы, сколько «Норильский никель». Фактически, согласно проекту мониторинга, возглавляемому учеными из НАСА и Министерства окружающей среды Канады, единственными объектами на Земле, которые конкурируют с выбросами серы, являются извергающиеся вулканы. Ежегодно в Норильске выбрасывается 1,9 миллиона тонн двуокиси серы, и он производит такое же загрязнение серой, как и все США, и все это сосредоточено в городе размером с Юджин, штат Орегон.
«Там нечем дышать», — сказала в интервью Валерия «Лера» Болгова, вождь народа нганасан, одного из пяти коренных племен Таймырского полуострова. Первые люди региона стали уникальными свидетелями неизгладимого следа «Норильского никеля» в окружающей среде, поскольку рыба и оленина по-прежнему занимают центральное место в их рационе.
«Когда загрязнение идет, и идет так интенсивно, как сейчас, и рыбы, и животные начинают искать более чистую среду», — сказала Болгова.
Валерия «Лера» Болгова, вождь нганасан, одного из пяти коренных племен Таймырского полуострова, на местном празднике в октябре 2021 года. Первые жители региона стали уникальными свидетелями неизгладимого следа «Норильского никеля» в окружающей среде, потому что рыба и мясо северного оленя по-прежнему занимают центральное место в их рационе. Courtesy Валерия Болгова
Исследователи из Сибирского федерального университета подтвердили, что образ жизни оленей на Таймыре резко изменился. Они обнаружили, что средний срок пребывания северных оленей на их традиционном месте летнего отела и кормежки составляет всего 63 дня, что составляет треть от того, что было в 19 веке. 60-е годы.
Что касается здоровья населения, то смертность от рака легких в Норильске в 1,2-2,5 раза выше, чем в других городах России, также повышена смертность от сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний, согласно последним исследованиям. Такие повышенные показатели трудно связать с одним источником, и их причина до сих пор не установлена.
Оценить продолжительность жизни в Норильске сложно, потому что многие люди рано уходят на пенсию и переезжают в более теплые страны, где показатели их здоровья не учитываются в городской статистике.
«Они надеются начать получать эту более высокую пенсию, а затем уехать на большую землю и жить этой красивой жизнью», — сказал Клюшин, чьи отец и дядя были среди тех, кто уехал. Его отец умер несколько лет назад в возрасте 61 года, а дядя умер до того, как ему исполнилось 60 лет. агентство, открыть офис в Норильске.
В начале прошлого года им это удалось, и должность заместителя начальника досталась 39-летнему Василию Рябинину, химику, который ранее работал в «Норильский никель», но ушел после того, как его любимый наставник в компании умер от рака, сказал он в интервью с Inside Climate News.
Тем не менее, теплый весенний день, когда 6,5 млн галлонов дизельного топлива вылилось с комплекса «Норильский никель» в реку Далдыкан, стал и началом, и концом карьеры Рябинина в качестве природоохранного органа российского правительства.
Согласно одному научному исследованию, в дни, предшествовавшие 29 мая 2020 года, температура в регионе поднялась на 18 градусов по Фаренгейту выше нормы. Вечная мерзлота начала проступать под проржавевшим топливным баком на электростанции «Норильского никеля», который двумя годами ранее российские государственные инспекторы по безопасности сочли нестабильным и который компания так и не устранила.
Рябинину позвонил начальник, которого не пустили на никелевый завод для проведения расследования, и сообщил, что в реке замечены красные загрязнения. Рябинин присоединился к нему возле завода, но их прогнала охрана при поддержке полиции.
Рябинин, который одновременно и альпинист, и фотограф, взял свои походные ботинки и фотоаппарат и прошел 2 километра со своим начальником до ближайшего моста, где они могли видеть «абсолютно горную реку» дизельного топлива, разливающегося в водные пути, — сказал Рябинин. «Мой босс даже боялся курить, потому что запах был настолько сильным, что эти пары могли вызвать какой-то взрыв», — добавил он.
Свою историю Рябинин рассказал в 45-минутном видео, размещенном позже на YouTube-канале «Норильчане». Его трансляция и фотографии были первым дошедшим до остального мира сообщением о крупнейшем известном разливе нефти в Арктике. Если бы это произошло в США, оно вошло бы в десятку крупнейших разливов страны, более чем в два раза меньше разлива Exxon Valdez и в шесть раз больше, чем разлив нефти из битуминозных песков в реке Каламазу в 2010 году.
Вид с воздуха показывает загрязнение реки под Норильском 6 июня 2020 года после крупного разлива дизельного топлива на дочернем предприятии металлургического гиганта «Норильский никель» 29 мая. Компания развернула защитные боновые заграждения и привлекла сотни рабочих для очистки. Но Рябинин чувствовал, что это гонка с течением без побед. Он настоял на том, чтобы взять пробы воды ниже по течению в озере Пясино на загрязнение, но начальство сообщило ему, что транспорта нет. Через шесть дней глава Росприроднадзора заявил, что в озеро, которое соединяется с Северным Ледовитым океаном, нефть не попала. Об этом заявил «Норильский никель».
Рябинин, почувствовав, что ему мешают определить истинный размер ущерба окружающей среде, подал заявление об уходе.
Один из самых выдающихся экологов России, Евгений Шварц из Института географии Российской академии наук в Москве, рассказал Inside Climate News, что на основании своего многолетнего опыта работы защитником окружающей среды в России он убежден, что люди не могут полагаться на правительство в вопросах защиты окружающей среды. защита.
Шварц является членом совета директоров «Норильского никеля» с 2019 года., один из независимых директоров, которого компания обязана иметь, поскольку ее акции торгуются на Лондонской фондовой бирже. Шварц не владеет акциями «Норильского никеля» и не входит в корпоративную цепочку подчинения мажоритарному акционеру, олигарху Владимиру Потанину.
Шварц считает, что независимые директора и другие требования публичных рынков особенно важны в России, где, по его словам, у государства нет необходимых инструментов для реализации природоохранного законодательства. «Очень наивно думать, что государство всегда представляет интересы общества», — сказал он.
После того, как в июле Клюшин снова увидел загрязнение реки Далдыкан, он уведомил об этом контролирующие органы. Минприроды ответило письмом, которым Клюшин поделился с Inside Climate News. В нем министерство подробно сообщило о сбросах «Норильского никеля» в водные пути за первый квартал 2021 года: кобальта — 32 318 тонн, что в четыре раза превышает установленный законом предел; железа — 3 998 тонн, что в 45 раз превышает установленный законом предел; и никеля — 989 тонн, что в 100 раз превышает установленный законом предел. Сбросы превысили «нормативно-допустимые нормы», заявили в министерстве, но они были разрешены в соответствии с разрешением «Норильского никеля», подписанным Росприроднадзором, природоохранным агентством. Агентство отклонило неоднократные просьбы ответить на вопросы для этой статьи.
Норильская ГРЭС-1 обеспечивает электроэнергией промышленные предприятия компании «Норильский никель», крупнейшего в мире производителя палладия и одного из крупнейших производителей никеля, платины и меди. Кирилл Кухмар / ТАСС через Getty Images
«Заводы «Норникеля» работают с жесткими экологическими ограничениями и набором установленных разрешений, которые прописаны в соответствии с проектной документацией с оценкой допустимых нормативов воздействия», — рассказал о выбросах представитель «Норильского никеля».
Рябинин сказал, что не удивлен ни разрешениями, ни реакцией министерства.
«У нас в России есть поговорка: «Это все равно, что швырять горохом об стену», — сказал он. «Горох просто вернется к вам. Они не доберутся до кого-то другого, до того, кто виновен в возведении этой стены».
Путин играет в «доброго царя»
Путин резко отреагировал на новость о разливе дизельного топлива в прошлом году, которая появилась всего через несколько недель после того, как он обнародовал новый стратегический план для Арктики, видение развития ресурсов и защиты окружающей среды. в руках.
«Почему власти узнали об этом только через два дня?» — спросил Путин в ходе видеоконференции с региональными и корпоративными чиновниками. «Мы будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей?»
Президент России Владимир Путин во время видеоконференции 19 июня 2020 года, посвященной операции по ликвидации разлива дизельного топлива. Алексей Никольский / ТАСС через Getty Images
Фиона Хилл, старший научный сотрудник Брукингского института и автор книг о Путин и о длительных издержках интенсивного освоения Сибири Советским Союзом сказал о Путине: «Это он играет роль доброго царя, который имеет непосредственную связь с народом».
Но, по ее словам, Путин, несомненно, также осознает, как экологическая катастрофа может породить активность и вызвать недовольство правительством. После смертоносной чернобыльской катастрофы 1986 года протесты в Украине, Беларуси и Эстонии переросли в полномасштабное движение за независимость, которое привело к распаду Советского Союза.
В течение нескольких недель после разлива «Норильского никеля» пять человек были арестованы или обвинены в преступной халатности, в том числе директор электростанции и главный инженер, а в то время мэр Норильска.
Лондонская консалтинговая компания Environmental Resources Management, которую совет директоров «Норильского никеля» нанял для расследования аварии, установила, что причиной аварии стало стечение изменяющейся среды, невнимательность и пренебрежение. В феврале российский суд постановил, что компания должна выплатить штраф в размере 146 миллиардов рублей или 2 миллиарда долларов.
«Мы хорошо усвоили этот урок», — сказал Потанин в заявлении после приговора. «Выполняем поручения президента по ликвидации последствий аварии и восстановлению экосистемы».
«Норильский никель» утверждает, что в ходе работ по очистке было собрано более 90 процентов утечек топлива — если это правда, то это невероятная скорость извлечения. По мнению экспертов Национального управления океанических и атмосферных исследований США и Института ликвидации разливов нефти в Кордове, Аляска, для разливов нефти в морской среде средняя скорость восстановления составляет от 8 до 10 процентов, а на реках 50 процентов считаются высокими. .
Защитная боновая заграждение, развернутая на реке во время крупной операции по очистке после теракта 29 мая.Разлив топлива на ТЭЦ-3. Кирилл Кухмар / ТАСС через Getty Image Сотрудники российской государственной нефтепроводной монополии «Транснефть» во время ликвидации последствий крупного разлива топлива в реке Амбарная под Норильском 10 июня 2020 года. Ирина Яринская / AFP через Getty Images
Российские ученые установили, что дизельное топливо от разлива действительно попало в озеро Пясино и за его пределы. Загрязнения обнаружены в донных отложениях в озере и на всей 900-километровой протяженности прилегающей к нему реки Пясино, в том числе в ее устье в Карском море Северного Ледовитого океана, сообщил заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института при правительстве РФ Вячеслав Бизиков. Рыбное хозяйство и океанография в Москве в интервью Inside Climate News.
Бизиков возглавил экспедицию ученых, которые 17 дней жили на лодках, собирая воду, отложения и рыбу. По его словам, исследователи обнаружили как дизельное топливо, так и загрязнение тяжелыми металлами в печени и мышцах протестированной ими рыбы, и предупредили местные власти и коренные народы о том, что есть рыбу небезопасно.
Выводы легли в основу иска Росрыболовства к «Норильскому никелю» в июле. По словам Бизикова, компания и агентство прорабатывают соглашение о дальнейшем изучении ущерба, восстановлении окружающей среды и пополнении запасов рыбы.
«Мы можем восстановить и восстановить экосистемы и водные экосистемы, если будем делать это правильно», — сказал Бизиков. «На мой взгляд, это вопрос не одного дня и не одного года. Если аварий больше не будет, мы сможем это исправить. Трудно сказать когда, но лет через 10, может быть, мы увидим определенные результаты».
Извне на «Норильский никель» нарастают новые требования перемен.
Аккумуляторы для электромобилей, в которых для плотности и хранения энергии используется никель, представляют собой большие возможности для роста компании. Россия — одно из немногих мест, где есть богатая серой руда, из которой можно легко получить необходимый никель 1-го класса очень высокой чистоты, ресурсная база, благодаря которой «Норильский никель» стал ведущим мировым производителем.
Маск из Tesla сказал, что у него много дел, которые он может предложить, но он хочет сотрудничать с компаниями, которые занимаются устойчивыми методами. «Tesla предоставит вам гигантский контракт на длительный период времени, если вы будете эффективно и экологически бережно добывать никель», — сказал он в прошлом году во время телефонного разговора о прибылях и убытках компании.
Потанин ясно дал понять, что хочет конкурировать на этом рынке, объявив, что «Норильский никель» увеличит производство металлов «зеленой экономики» на 30–40% к 2030 году9.0003 В настоящее время ведется строительство проекта «Норильского никеля» стоимостью 4,1 миллиарда долларов, который, по словам компании, снизит загрязнение воздуха диоксидом серы на 90 процентов к 2025 году. Ранее компания обещала сократить загрязнение воздуха, но заявила, что задача усложняется удаленностью . Новый проект начался всерьез после того, как компания подверглась тщательной проверке после разлива дизельного топлива в 2020 году. «Норильский никель»
«Мы убиваем наших детей и оставляем их на помойке»
«Норильский никель» обязуется сократить выбросы диоксида серы в 9 раз0 процентов к 2025 году, заявила, что потратит не менее 4,1 миллиарда долларов на проект под названием Sulphur Program 2.0.
«На мой взгляд, реализация проекта коренным образом изменит экологическую ситуацию в нашем городе», — заявил в письменных ответах на вопросы Inside Climate News действующий мэр Норильска Дмитрий Касарев, ранее работавший в «Норильский никель». «Наш город должен вдохнуть новое дыхание в плане экологии».
Шварц, помогавший «Норильскому никелю» разработать новую экологическую и климатическую стратегию, заявил, что поддерживает стремление компании стать частью «зеленой» экономики. «Нам нужно каждую неделю, каждый месяц делать несколько новых шагов вперед, чтобы быть более прозрачной, более открытой, более экологически ответственной компанией», — сказал он.
Клюшин, однако, не будет ждать этого дня. Он пообещал скоро покинуть Норильск и больше не возвращаться.
Игорь Клюшин наблюдает за ростом загрязнения в Норильске с тех пор, как в 1977 году переехал сюда с семьей в возрасте 7 лет. Courtesy Игорь Клюшин
Он беспокоится о своем друге Рябинине, у которого четверо детей и который не имеет постоянной работы. с момента выхода из Росприроднадзора.
«Если бы не Василий, который это начал, который это обнаружил, они бы избежали ответственности. Это понятно», — сказал Клюшин.
Рябинин сказал, что с тех пор, как он уволился из Российского агентства по охране окружающей среды, он работает внештатным фотографом и занимается своими детьми. Он хотел бы отвезти их в место с большими возможностями и, конечно же, с меньшим загрязнением. Но пока у семьи нет планов переезжать.