Экопоселения в красноярском крае: Экопоселение Смородинка — LiveJournal

в ладу с природой и с собой

Когда речь заходит об экопоселениях, то реакция окружающих, как правило, сводится к двум полярным векторам: они либо крутят пальцем у виска, называя поселенцев сумасшедшими, либо искренне восхищаются их смелостью, правда, с присказкой «я бы так не смог».

Истина, естественно, находится где-то посередине. Безусловно, некоторый дух авантюризма тем людям, которые решили бросить городские удобства и жить ближе к природе, свойственен. Да и без смелости, воли, силы духа такой ответственный и решительный шаг совершить вряд ли получится.

Две волны к свободе

Первые поселения в России возникли в начале 1990-х годов, когда призрак коммунизма растаял в воздухе, а на смену ему явилась свобода слова и мнений. Таким образом, стремление жить в экопоселении стало также своим, особым способом отыскать место в жизни, попробовав найти общий язык с природой.

Первая волна экопоселений была достаточно разрозненной, состоявшей из каких-то отдельных групп, общин, которые объединялись вокруг одного или нескольких лидеров и, конечно же, вокруг определенных идей жизни. Именно из-за своей разрозненности, отсутствия опыта, достаточной информации многие проекты экопоселений того времени не выдержали трудностей – бытовых, экономических, наконец, психологических, и распались. Но процесс был запущен, и остановить его не мог уже никто. Кстати, некоторые проекты все-таки пережили все перипетии начального этапа и успешно существуют по сей день: Китеж в Калужской области, Гришино в Ленинградской области, Нево-эковиль в Карелии, Тиберкуль в Красноярском крае.

Вторая волна российских экопоселений была связана с появлением в 1996 году книги Владимира Мегре «Анастасия» и движения «Звенящие кедры России». Религиоведы причисляют его к новым религиозным движениям со своими четкими принципами: каждый человек, каждая семья, чтобы достичь вечного счастья и духовного развития, могут взять гектар земли и без химикатов и искусственных удобрений превратить его в цветущий сад, создать свое родовое поместье, где люди, животные и растения живут в полной гармонии. Простой язык книги, занимательность сюжета, а также утопическая картина создания нового мира привлекли огромное количество последователей «Анастасии» — в начале 2000-х годов сотни, а потом и тысячи людей устремились ближе к земле и природе, а строительство экопоселений стало массовым.

– Зачем, за чем конкретно человек «уходит в природу»?

Анастасия Харина, художник, публицист, путешественник

– Жизнь в экопоселке меняет сознание людей.

Человек начинает довольствоваться малым. Жизнь в близком контакте с природой, видимо, открывает дорогу генетическим воззрениям: важное – крыша, стены, тепло. Полное выпадение из сферы потребления, оставлен интернет и бензин. Все остальное становится ненужным. Еда – просто как необходимость, едят то, что растет в огороде и в лесу, что дает лес, животные. В меню – травяные чаи, оладьи с местным медом, сметаной, творогом, вареньем из лесных ягод – это, например, завтрак, и т.д. Одежда – сэконд-хэнд или самошитая. Досуг – фильмы, книги, музыка (в том числе и своя, на инструментах).

Человек постоянно созерцает природу. В любое время суток и года ты становишься свидетелем нескончаемой двигающейся красоты мира. Некрасиво не бывает. Небо – облака, постоянно меняющие форму и цвет, каждую ночь – тучи звезд.  СВЕТОПРЕДСТАВЛЕНИЕ – бесконечная смена света рождает смену цвета, ракурсов и планов. Это свидетельство чуда жизни, к которому тебе не надо подключаться, оно всегда с тобой. Утро, например, начинается с вида солнечного света, проникающего сквозь поднимающийся с земли туман, — полное оптическое изменение пространства. Уже через час туман становится низкими серо-фиолетовыми облачками, похожими на дым, несущимися над землей, еще полчаса – и их нет. И это утро твоего дня. Причем, как ни смешно, но это БЕСПЛАТНО (столько мы сейчас платим за инъекции гармонии в разных формах – от курса медитации до путевки на Бали)

Человек непосредственно наблюдает цикл своей жизнедеятельности, – это что касается проблемы мусора. В городе ты мусор видишь в последний раз, закидывая пакет в бак. Здесь ты несешь полную ответственность за его утилизацию, либо ты живешь в мусоре. Радикально меняется тема ответственности за свою деятельность, потому что ты в микроцикле. Нагадил – сам расхлебываешь. Ты понимаешь, что в реке, из которой ты берешь воду, ты не станешь мыть машину, и посуду нельзя мыть современным средством (после него ничего не растет), а надо хотя бы хозяйственным мылом. Развивается собственническое чувство ко всему вокруг – тебе все важно, ты все бережешь.

Такая жизнь пробуждает саморазвитие, в диапазоне от ремесленных навыков до изучения природы и творчества. Ты играешь музыку для себя, ставишь спектакли с поселковыми детьми, лепишь.  

В целом, – человек не ищет чувство удовлетворения, оно доставляется ему естественным путем.

Понятно, что это путь не для всех. И понятно, что в таких поселках есть и другие маргиналы, опустившиеся люди. 

Без принципов не выжить

Естественно, как любую общину, экопоселения объединяют свои идеи и принципы организации жизненного пространства. Какие-то из них являются общими, какие-то, напротив, характерными только для определенных поселений. Так, безусловно, основополагающим принципов всех поселений является жизнь в ладу с природой, разумное использование полезных ископаемых, отсутствие вреда окружающему миру, отказ от различной химии, в частности, при возделывании земли. Также экологические общины стремятся к созданию гармонии внутри сообщества и к полному самообеспечению. Правильное питание, здоровый образ жизни, правильный духовный настрой – неизменные спутники экопоселенцев.

Кроме того, жители экообщин бережно относятся к лесу и занимаются его восстановлением, высаживая деревья разных пород и создавая устойчивые экосистемы. Все экопоселения стремятся минимизировать энергопотребление за счет строительства энергоэффективного жилья, использования возобновляемых источников энергии, уменьшая бытовое энергопотребление. Часто на территории экопоселений не приветствуется курение, употребление спиртных напитков и нецензурная лексика вплоть до полного их запрета. Среди жителей экообщин обычной практикой являются те или иные системы естественного питания, например, вегетарианство, сыроедение, веганство и так далее. В отдельных случаях на территории экопоселений запрещено употреблять мясо или выращивать скотину на мясо.

Нередко в экопоселениях их жители стремятся сами выращивать для себя экологически чистые продукты питания, с применением технологий органического сельского хозяйства. В некоторых (как правило, более крупных) экопоселениях удается создавать собственное производство одежды, обуви, посуды и других вещей, необходимых для жителей экопоселения и товарообмена с внешним миром. Как правило, продукция должна производиться из местных возобновляемых природных материалов или отходов/вторсырья, по экологически чистым технологиям, а также экологически безопасно использоваться и утилизироваться.

Число людей в экопоселениях может варьироваться в пределах 50-150 жителей, но могут существовать и крупные общины до 2000 жителей. Кстати, экологические поселения часто сотрудничают между собой, в частности многие из них объединены в Сети поселений.

Сегодня сложно сказать, сколько поселений существует в России, так как некоторые могут существовать, никак не заявляя о себе. По официальным данным их насчитывается около двухсот. В 2005 году образовалась Российская сеть экологических поселений, куда вошли поселения Грищино и Большой камень. Позже, Большой камень вошел в Европейскую ассоциацию экологических поселений.

Дело вкуса

Делая выбор в пользу того или иного экопоселения, люди чаще всего ориентируются на несколько основных пунктов. Один из них – природный ландшафт. Это только на первый взгляд кажется – какая разница, природа есть природа. Но, тем не менее, кто-то любит лиственные леса, кто-то хвойный бор, кому-то подавай холмы, наличие в шаговой доступности водоема – реки или озера.

Немаловажно о, насколько экопоселение удалено от крупного города. По России разбросано много экопоселений, и в каждом районе есть свои плюсы. Где-то тепло, где-то горы, море, где-то много заброшенных деревень, на основе которых легче создавать общину. Еще один важный пункт – форма собственности (но в России вообще не предусмотрено приемлемой формы собственности для экопоселений). Ну и естественно, стоимость участка под поселение.

Ложка дегтя

Впрочем, если бы организация экопоселений не сопровождалась трудностями, то поток желающих жить в гармонии с природой был бы намного больше. Уж больно картинка вырисовывается сказочная – деревянный домик в окружении сосен и на берегу речки, свежий воздух, просторы полей.

Однако на первопроходцев-экопоселенцев на самом деле ложится колоссальная нагрузка – нужно и быт наладить, и найти способы заработка денег, и создать новую систему образования для детей, новую культуру и новый образ жизни и поведения. А это все не так-то и просто, ведь переезжают в экопоселения чаще всего люди городские, которые имеют несколько расплывчатое представление о жизни «на земле». Поэтому приходится буквально бороться за свое существование, особенно первое время.

Нельзя также забывать о пресловутом человеческом факторе. Если в городе человек периодически меняет круг общения – на работе, дома, на отдыхе, то в поселении такой роскоши уже не будет – придется налаживать контакты с одними и теми же людьми, жить в общине, а значит, принимать важные решения коллегиально, идти на компромиссы. А это не всегда комфортно для людей, привыкших к структуре общества в «анонимной» и иерархичной городской цивилизации.

В целом, в экопоселении приходится брать на себя больше ответственности. Люди, которые не хотят ничего делать сами и надеются выехать на чужом горбе, в экопоселениях не приживаются – работы там и так хватает.

P.S.: Группы региональных экопоселков ВК: «Хорошее Движение», «Селение из родовых поместий «Родное»

Вернуться в раздел

Еженедельник «Квартирный вопрос»

Экопоселения или новые мотивы сектантства?

На сегодняшний день, помимо всевозможных тренингов личности (специалисты называют их психокультами), популярность в последнее время набирает экопоселенчество. Вообще подобные движения, так же как и психокульты, авторские секты, маскирующиеся под тренинги личностного роста и прочее, плодятся довольно активно. Среди экопоселенцев образцово-показательной сектой является «Анастасия».

Началась она с книг Владимира Мегре. Некоторые люди утверждают, что сама по себе идея была связана с не успешностью автора в бизнесе, из-за чего ему пришлось прятаться от кредиторов по лесам под Новосибирском. Там он и «встретил» свою Анастасию так же, как «встретил», а точнее — выдумал своего дона Хуана Карлос Кастанеда, другой популярный мистификатор. Эта мифическая Анастасия как бы живет в ладу с природой — воду пьет из озера, спит на земле…

Представлять себе дикую природу как милый мультяшный мир, в котором песнями и танцами можно обрести покой, может только горожанин, знающий о природе только по пикникам.

Что же представляет собой текст книг Мегре? Это совершенно дикая смесь из фантазий автора, которые даже оценивать-то никак невозможно: ни с какой реальностью это не связано. Творение мира, будущее цивилизации, совершенно невероятное прошлое народа «ведруссов», о которых, конечно, никто кроме автора больше не слышал, — все это настолько сумбурно и абсурдно, что даже пересказать невозможно.

На идеологической базе серии книг В. Мегре «Звенящие кедры России» и создаются экопоселения. Их еще называют «родовыми поселениями». Экопоселенцы хотят уехать из города в место с «чистой энергетикой», и жить в окружении единомышленников. Казалось бы, это просто очередной вариант дауншифтинга, только вместо Тайланда или Гоа, утомленные жизнью в мегаполисе выбирают среднерусские просторы.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя просто взять и купить дом в заброшенной деревне. Это обязательно должен быть участок в 1 Га, по периметру его необходимо посадить кедры, умерших тоже следует хоронить на этой территории.

Заложниками увлечения родителей оказываются дети, которые лишаются возможности жить в обычном окружении, есть здоровую пищу (все экопоселенцы вегетарианцы или сыроеды) и получать медицинскую помощь.

Несмотря на громкие заявления о восстановлении заброшенных земель, сотни гектар земли в экопоселениях зарастают бурьяном: согласно учения Мегре, если у человека хорошая энергетика, то земля сама прокормит его, поэтому брать в руки лопату никто не спешит.

Сложная экономическая обстановка, стресс повышает внушаемость. А идея возвращения к природе выглядит весьма привлекательной. С одной стороны, в движении нет ничего опасного, говорит доцент Центра изучения религий РГГУБорис Фаликов:

«Такое движение религиозное — анастасийцы — это основано на книжках Мегре о мифической женщине, Анастасии, которая живёт в лесу, питается естественной пищей. Всё это, в общем-то, вписывается в рамки движения «Назад к природе». Это не только у нас в России, но и по всему миру. Конечно, взгляды у них довольно диковинные, причудливые. Но я лично не вижу, какой они вред могут приносить».

Это если опираться на их философию. Пишут, что у членов движения отсутствуют иерархия и взносы. Но идею некоторые предприимчивые граждане обращают в свою

пользу, говорит специалист по изучению религий, профессор Роман Силантьев. Притом что экопоселения организуют и другие течения:

«Самые известные у нас экопоселения в Красноярском крае, там несколько деревень, секта Виссариона, несколько тысяч человек там проживает. Секта «Аум Синрикё» и те, кто от неё откололись. Правда, её разогнали. Ну и наиболее активно, насколько я знаю, занимается этим секта кедрозвонов, анастасийцев, они часто в какой-то деревне задешево скупают землю и уже за хорошие деньги по рыночным ценам продают своим адептам, уверяя, что здесь особая аура, атмосфера, и именно тут надо жить. То есть это зачастую мошенничество».

Право проживания в некоторых поселениях стоит порядка 30 тысяч долларов. Понятно, что не все секты нацелены на уничтожение личности и выбивание денег. Но оставлять подобные организации бесконтрольными неразумно, уверенРоман Силантьев:

«Секта «Аум Синрикё» — это террористическая организация, и те экопоселения, которые они открыли, большие вопросы вызывают. Это может быть просто община каких-то извращенцев. Какие-то ритуалы там могут производиться. Сама суть тоталитарной секты — это закрытое общество, в котором действуют свои законы, и пресловутые права человека там никому не интересны — что хотят, то и делают, могут над детьми издеваться. Это просто мотивы людей — почему они туда поехали. Если некий гуру, старец или колдун направил их туда за их же счёт — это признак секты».

На территории Калужской области находятся пять экопоселений, в двух из которых: Ковчег (Малоярославецкий район) и Милёнки (Дзержинский район) — постоянно проживает несколько сотен человек. Большинство жителей экопоселения– не калужане, они приехали из Москвы и других крупных городов.

Миссионерская коллегия Калужской епархии выказывают свою обеспокоенность данной проблематикой и призывает жителей Калужской области проявлять разумную осторожность и не поддаваться любопытству в ущерб здравому смыслу. В Калуге действует консультационный Центр, в работу которого входит распространение достоверной информации об организациях занимающихся деструктивной деятельностью, помощью людям пострадавших от деятельности таковых организаций, а так же консультациями по тел. +7 900 571 19 91.

Справка:

Опасность для человека и общества представляют тоталитарные, деструктивные секты. У них есть чёткие объединяющие признаки, уточняет президент Российской ассоциации центров изучения сект и религий Александр Дворкин:

«Это обман при вербовке, манипуляция сознанием своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, то есть тоталитаризм, эксплуатация своих членов и абсолютизация лидера и самой организации. И, конечно, цель, которую они ставят — это власть и деньги для руководства секты и для ближайшего окружения».

Важно понимать, что секта — это не юридический термин. В уголовном кодексе пока есть статья «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». Максимальное наказание по ней — до 4 лет лишения свободы.

Калужская епархия

Просмотрено (129)

Непрерывное благополучие в современном мире и экопоселения как средства его достижения

Реферат

Благосостояние человека зависит от нашей способности удовлетворять жизненные потребности, т.е. обеспечивать всем необходимым для поддержания жизни человека. В то же время потребности человека, обусловленные необходимостью тесного взаимодействия человека и природы (потребность в природных ресурсах), диктуются эстетическими и иными контактами с природой. Эти потребности можно назвать экологическими. Проблемы охраны окружающей среды являются наиболее важными среди первоочередных проблем общества. В настоящее время они приобретают все более глобальный характер. Индустриальное развитие приводит к нарастанию экологических проблем, которые, в свою очередь, приводят к ухудшению среды обитания человека. С другой стороны, общество достигло той стадии развития, которая позволяет ставить новые экономические и политические задачи. Постоянно растущая часть населения рассчитывает на улучшение своего благосостояния и готова платить за сохранение окружающей среды, за улучшение эстетического уровня жизни. В статье авторы определяют некоторые аспекты концепции оценки субъективного благополучия человека и указывают на их связь с феноменом экологического благополучия.

Ключевые слова: Качество жизнисубъективное благополучиеэкологическое благополучиеконцептуальный подход к оценке благосостояния человекаэкопоселок

Введение

Благосостояние человека зависит от нашей способности удовлетворять жизненные потребности, т.е. обеспечивать всем необходимым для поддержания жизни человека. В то же время потребности человека, обусловленные необходимостью тесного взаимодействия человека и природы (потребность в природных ресурсах), диктуются эстетическими и иными контактами с природой. Эти потребности можно назвать экологическими.

Промышленное развитие приводит к нарастанию экологических проблем, которые, в свою очередь, приводят к ухудшению среды обитания человека. С другой стороны, общество достигло той стадии развития, которая позволяет ставить новые экономические и политические задачи. Постоянно растущая часть населения рассчитывает на улучшение своего благосостояния и готова платить за сохранение окружающей среды, за улучшение связанных с ней эстетических стандартов жизни.

Актуальность темы данной статьи также определяется тем, что, с одной стороны, экологические проблемы в мире имеют тенденцию к нарастанию, их рост обусловлен увеличением нормы и размера потребления в развитых странах. С другой стороны, проблема улучшения благосостояния людей не может быть решена только за счет государственных мер, без активного и сознательного участия граждан и без изменения современного образа жизни.

Цель исследования

Таким образом, объектом исследования является субъективное благополучие человека применительно к его экологическому благополучию.

Целью данной статьи является изучение экопоселений как формы экологического движения и разработка концептуальных аспектов оценки субъективного благополучия человека на основе его связи с феноменом экологического благополучия.

Достижение поставленной цели оказалось возможным после решения следующих задач: 1. Изучение экопоселений как формы экологического движения как средства повышения уровня благосостояния человека; 2. Рассмотрение понятия экопоселения, выявление его основных характерных признаков; 3. Изучение основных типов экопоселений в России и мире, анализ их основных принципов, целей и опыта; 4. Выявление сходства и различия экопоселений в России и мире.

Методы исследования

В процессе изучения экопоселений мы применяли метод сравнения форм экопоселений, создаваемых в России и мире, и метод анкетного опроса.

Находки

В современной отечественной и зарубежной литературе представлен широкий круг множественных исследований различных аспектов благополучия человека. В то же время недостаточно представлены концептуальные аспекты субъективного благополучия человека с учетом его связи с феноменом экологического благополучия.

Методы изучения социально-экономического самочувствия, измерения и анализа качества жизни изучаются многими авторами (Бояринова, 2015), (Егорова, Анорина, 2015), (Батурин и др., 2014), (Нол, 2014), (Гурбан, 2015), (Гурбан, Мызин, 2012), (Айвазян, 2003), (Кудрявцева, 2012) и др. Например, в работе (Гурбан, 2015) автор предлагает использовать в качестве базы для оценки социально-экономического благополучия и качества жизни рейтинги, в которых анализируются различные аспекты регионального благополучия в Российской Федерации. Автор рассматривает рейтинги как инструмент мониторинга функционирования социально-экономических систем по совокупности разнородных критериев.

Большое внимание ученые уделяют современному состоянию исследований субъективного экономического самочувствия (подходы и результаты), например (Хащенко, 2005). Вопрос о том, становятся ли человек и общество счастливее по мере улучшения своего благосостояния, увеличивает ли рост доходов субъективное благополучие, является предметом междисциплинарных исследований в разных странах на протяжении многих десятилетий (Ackerman, & Paolucci, 1983; Andrews, & Witney, 1976). ; Аргайл, 1999 г.; Динер и др., 2010 г.; Истерлин, 19 лет.74; 2001 г.; Хупперт и др., 2009 г.; Юппер и Линли, 2011 г .; Грэм, 2011) и др.

Интерес к феномену социально-экономического благополучия остается актуальным в силу целого ряда методологических и теоретических причин. Исследователи приходят к выводу, что деньги могут улучшить субъективное благополучие, если они помогают преодолеть бедность. Более того, исследования демонстрируют высокую субъективную значимость денег независимо от экономического положения человека. Делается также вывод об отсутствии или слабой связи между материальным доходом и личным благосостоянием. В целом, несмотря на наличие большого количества теорий и предположений, эмпирических фактов, научное понимание характера взаимосвязи дохода и субъективного благополучия недостаточно.

Многие научные работы изучают качество жизни людей в различных регионах Российской Федерации, например (Гурбань, 2015; Кос, 2009; Морозова и др., 2013; Бобков, 2009; Камалова, 2014; Черепанова, Васильева, 2011; Васильева, 2013; Соловенко и др., 2015). Исследовательская работа Кос А.В. посвящен взаимосвязи между социальной средой, качеством жизни и здоровьем людей (Кос, 2009). Авторы рассматривают концепции социальных различий здоровья, уделяя большое внимание такому компоненту хорошего здоровья, как эмоциональное благополучие. Теоретические знания подкреплены эмпирическим исследованием, проведенным в форме полуструктурированного интервью с экспертами г. Саратова. Выводы исследования, проведенного в Республике Карелия на основе анализа данных социологических исследований об экономическом положении и социальном здоровье населения с применением таких специальных методов, как многомерный статистический анализ, позволили авторам разработать типологию населения по критерий социально-экономической дифференциации качества жизни людей (Морозова и др., 2013).

Ученые предлагают системы индивидуальных и индикаторов, позволяющих оценить качество жизни. Так, в исследовании (Гурбан, 2015) автор обосновывает рациональность применения рейтингов на глобальном и локальном уровнях, приводит данные рейтинга качества жизни населения, собранные рейтинговым агентством «РИА Рейтинг». В данном обзоре автор оценивает ситуацию в субъектах Российской Федерации по таким критериям, как доходы населения, условия жизни, доступность объектов социальной инфраструктуры; экологические и климатические условия; безопасность проживания; демографическая ситуация; здоровье; образовательный уровень людей; благоустройство территории и развитие транспортной инфраструктуры; экономическое развитие; развитие малого бизнеса.

Как мы видим, исследователи называют экологическую ситуацию одним из аспектов анализа личного благополучия (Хащенко, 2005; Белик, Никулина, 2006), поскольку для многих наших современников ценности, связанные с природой, становятся все более значимыми. По сути, отношение человека к экологическим условиям своей жизни может определяться его оценкой этих условий как хороших или плохих. Субъективное экологическое благополучие, в свою очередь, многими исследователями включается в систему жизненных целей человека. Эту проблему качества жизни американский футуролог А. Тоффлер рассмотрел в своей книге «Шок будущего» в 70-х годах ХХ века. Тоффлер выделяет три аспекта, входящих в понятие качества жизни, рассматривая экологический аспект наряду с социальным и экономическим. По его мнению, улучшение экологической составляющей качества жизни предполагает не только борьбу с загрязнением окружающей среды, но и решение проблемы скученности, шумового загрязнения, неэстетичных ландшафтов и т. д. (Тоффлер, 1970).

Данное исследование изучает экопоселения как одну из форм экологического движения, сравнивает современные формы этого движения, встречающиеся в России и мире, выявляет основные характерные черты этого движения, рассматривает основные формы и виды экопоселений в России и в мире и трактует экопоселения как одну из форм и средств повышения благосостояния человека.

До сегодняшнего дня не выработано универсального определения экопоселения. Одно из самых популярных определений характеризует экопоселения как сообщества, «созданные для организации экологически чистой среды обитания группы людей, которые, как правило, руководствуются концепцией устойчивого развития и организуют свое питание на основе органического земледелия. Это одна из форм идеологического сообщества» (Википедия, 2014).

Жители экопоселений дают менее «академические» определения. Например, на сайте одного из крупнейших экопоселений России «Ковчег» мы можем найти следующие характеристики: «Экопоселение — это эксперимент, активный и творческий поиск нового образа жизни, сочетающий в себе консервативные образцы простой и здоровой деревенской жизни и современные знания. а технологии применяются разумно и бережно» (Ковчег, 2014).

Таким образом, можно сделать вывод, что члены экопоселения работают над созданием самодостаточного экологического, технологического, энергосберегающего жизнеобеспечения на основе гармоничного и бережного отношения к окружающей среде, разработки и внедрения альтернативных источников энергии, биотехнологических систем, обеспечивающих биологическая переработка отходов.

Развитие экопоселений в мире началось в 1960-х годах. Это было время, когда были организованы первые экологические «сообщества» и «деревни». Только в Соединенных Штатах Америки количество экопоселений составляло около двух тысяч. Следует отметить, что ведущими причинами ухода людей в такие сообщества стали кризисные процессы в экономической, культурной и духовной сферах, т.е. экологические «общины» и «деревни» 1960-х годов мы можем считать формой эскапизма. Термином «эскапизм» (от английского слова to escape — убегать, спасаться) обычно обозначают склонность человека зарывать лицо в песок в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения, бегства. из реальности в мир иллюзий или фантазий.

Переход общин, «выживших» до 1960-х гг., в статус экопоселений произошел в 1970-е гг., люди начали формировать сообщества на основе неурбанистического образа жизни и общих экологических интересов, в том числе стремления использовать альтернативные источники энергия. В 1990-е годы активно шел процесс объединения экопоселений в международные организации и сети. В 2001 году была основана Глобальная сеть экопоселений (GEN). Позже ГЕН получил статус специального консультанта Экономического и социального комитета Организации Объединенных Наций и стал партнером Учебно-исследовательского института ООН. В настоящее время сложно назвать цифру, характеризующую количество экопоселений в мире, так как сети включают в себя отдельные экопоселения вместе с национальными сетями экопоселений (например, на начало 2007 г. в европейской сети GEN 13 of 42 полноправных члена являются национальными ассоциациями экопоселений.

Глобальная сеть экопоселений (GEN) предлагает следующую классификацию, отражающую основные направления деятельности экопоселений. Классификация включает экогорода (экогорода), такие как Ауровиль в Южной Индии, Федерация Даманхур в Италии и Нимбин в Австралии; сельские экопоселения, такие как Gaia Asociación в Аргентине и Huehuecoyotl в Мексике. Есть также места пермакультуры, такие как Crystal Waters в Австралии, Cochabamba в Боливии и Barus в Бразилии; Проекты возрождения городов, такие как экопоселок в Лос-Анджелесе и Христиания в Копенгагене; Образовательные центры, такие как Фонд Финдхорна в Шотландии, Центр альтернативных технологий в Уэльсе и Учебный центр Ecovillage в Теннесси.

Первая волна экопоселений в России относится к 90-м годам прошлого века. К наиболее известным экопоселениям из тех, что были основаны в период «первой волны» в 1990-е гг., относятся с. 1993 г.), Тиберкуль (Курагинский район, Красноярский край, 1994 г.). На начальном этапе своего основания первые три экопоселения из перечисленных выше получали финансовую поддержку зарубежных и отечественных организаций, поддерживающих экопоселения в мире. При всем различии можно отметить одну характерную черту, общую для этих первых экопоселений в стране. Люди, которые уехали жить, люди, которые их основали, были в основном интеллигенцией (интеллигенцией) из русских городов. У них не было сколько-нибудь значительного опыта загородной жизни (если не считать их опыта владения дачей – загородным коттеджем). Многие из этих людей были вынуждены в той или иной степени искать альтернативную философию и альтернативный образ жизни самими обстоятельствами своей жизни.

О второй волне экопоселений, которая относится к началу 2000-х, можно говорить в связи с идеей родовых домов, разработанной в книгах Владимира Мегре. В настоящее время количество устроенных по его идеям родовых домов, именуемых «анастасианами» по имени главного героя (героини) книг Мегре, приближается к сотне. Стоит отметить, что поселки, организованные «анастасианами», нельзя назвать полностью экологическими поселками. Они схожи с экопоселениями в стремлении быть самодостаточными, развивать устойчивую среду обитания, создавать благоприятную среду и возможности для устойчивого развития, но, тем не менее, основная цель экопоселенцев-«анастасианцев» не просто экологически чистый образ жизни, а возрождение своей семьи на земле и в родовом доме.

Третью волну создания российских экопоселений начали люди, не любящие городской образ жизни. Людей, считающих, что современная цивилизация мегаполисов себя изжила, с каждым годом становится все больше. Обострение экологических проблем, ухудшение здоровья населения, рост преступности, разного рода зависимости, фоновая агрессия и тревога в обществе многими воспринимаются как симптомы кризиса, который может привести нашу цивилизацию либо к катастрофе, либо к гибели. переход к другим формам жизнеустройства. В этом контексте крайне привлекательной представляется идея альтернативного заселения, которую реализуют экопоселенцы «третьей волны» из России.

Альтернативное заселение связано с образом жизни бывших городских жителей, совершивших исход из городов. Хотя новый образ жизни уже не является городским, его нельзя назвать и типично сельским. С другой стороны, он наследует городам технологические достижения нашей цивилизации, высокий культурный и образовательный уровень, достойный уровень потребления и комфортное жилище. С другой стороны, альтернативным поселением XXI века должно стать экопоселение, предполагающее минимальное вмешательство в природные комплексы, применение экологически безопасных материалов, внедрение возобновляемых источников энергии.

Альтернативное поселение XXI века должно быть информационным: основным источником его средств к существованию должен стать интеллектуальный труд его жителей. Развитие интернета позволяет большинству людей, являющихся профессионалами в творческой, управленческой, операторской или канцелярской сфере, работать удаленно. Ассоциация «место жительства – место работы», столь привычная для городской цивилизации, разрушается. Работа через Интернет позволяет горожанам мигрировать в экопоселения, не меняя привычного рода деятельности и не упуская карьерных возможностей.

Таким образом, мы видим, что российские экопоселения представлены разного рода сообществами и организационными формами. Анализ философских взглядов жителей экопоселения показывает, что превалирующей причиной их отъезда в экопоселение является некий духовный эскапизм, стремление уйти от проблемной реальности для создания новой, «чистой» жизни и новой реальности.

Чтобы проиллюстрировать разницу между европейским и российским подходами экопоселенцев к устройству своего быта, рассмотрим такую ​​проблему, как строительство дома. В Европе экодома строят с применением таких методов и материалов, которые минимизируют ущерб окружающей среде. Они построены из дешевых экологически чистых материалов с применением энергосберегающих технологий, что иногда может сделать проживание в таком доме не очень комфортным для людей. Например, из-за изоляции такого дома от внешней среды воздухообмен может быть недостаточным, а атмосфера в доме может стать душной, хотя основная цель – снижение теплопотерь – будет успешно достигнута.

Абсолютное большинство или даже все российские экопоселенцы считают натуральные материалы единственным подходящим строительным материалом для строительства дома. В список подходящих материалов обычно входит древесина, произведенная в основном из хвойных пород, таких как сосна, лиственница, в идеале – кедр. Стоит ли говорить о том, как вырубка деревьев, необходимых для строительства одного экодома, может повлиять на экологическую ситуацию? В то же время следует согласиться, что деревянный дом не имеет альтернатив с точки зрения комфортного проживания. Этот пример является яркой иллюстрацией того, что российские экопоселенцы больше заботятся о людях, о создании здоровой и комфортной среды для их жизни, чем о осознании и минимизации экологического ущерба и, тем самым, еще раз подчеркивает вывод о доминировании духовных причин. экологические среди российских экопоселенцев.

Выводы

Изучение российского и мирового опыта экопоселений позволяет сделать вывод о том, что экопоселения развиваются как ответ на потребность человека в улучшении своей жизни в период экономического и духовного кризиса.

Экопоселения в России проходят этапы, аналогичные тем, которые проходят экопоселения во всем мире. В настоящее время в зарубежных странах абсолютное большинство составляют экопоселения, ориентированные на экологически безопасное взаимодействие человека и природы, снижение экологического следа.

В то же время российские экопоселения менее заинтересованы в решении чисто экологических проблем. Российские экопоселения в большей степени ориентированы на создание здоровой и благоприятной для жизни человека среды. Для российских экопоселенцев также важно создать воодушевляющую духовную идею, объединяющую членов экологического сообщества.

российских экопоселения представлены различными типами сообществ и организационными формами. Анализ философских взглядов жителей экопоселения показывает, что превалирующей причиной их отъезда в экопоселение является некий духовный эскапизм, стремление уйти от проблемной реальности для создания новой, «чистой» жизни и новой реальности.

Основная концептуальная идея данного исследования заключается в том, что управление социальным самочувствием включает в себя понимание того, что чувство социального комфорта не обязательно связано с высоким доходом и может быть уравновешено другими факторами. Кроме того, иногда падение уровня жизни может сопровождаться ростом самочувствия в обществе.

Благодарности

Авторы благодарят анонимных рецензентов за конструктивные и полезные комментарии к статье.

Ссылки

  1. Акерман, Н. и Паолуччи, Б. (1983). Объективная и субъективная адекватность доходов: их связь с воспринимаемыми показателями качества жизни. Исследование социальных показателей, 1, 25-48.
  2. Айвазян, А. (2003). К методике измерения синтетических категорий качества жизни населения. Экономика и математические методы, 2, 33–53.
  3. Эндрюс, Ф. и Уитни, С. (1976). Социальные индикаторы благополучия: восприятие качества жизни в Америке. Нью-Йорк: Пленум.
  4. Аргайл, М., Канеман, Д., Динер, Э., Шварц, Н. и (ред.) (1999). Причины и корреляции счастья. Благополучие: основы гедонистической психологии. Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 18.
  5. Батурин Н., Башкатов С. и Гафарова Н. (2014, 21 марта). Теоретическая модель личного благополучия. Получено с http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/3051/1.pdf?sequence=1
  6. Белик И., Никулина Н. (2006). Методические подходы к оценке экологической безопасности региона. Вестник УрФУ. Серия Экономика и управление, 1, 100–106.
  7. Бобков, В. (2009). Проблемы теории, методологии изучения и оценки качества жизни и уровня жизни населения. Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации, 6, 3–15.
  8. Бояринова А. (2015). Проблемы измерения социального и экономического благополучия человека. Получено с http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2015/C40/V1/071.pdf
  9. .

  10. Диен, Э., Виртц, Д. Тов, В., Ким-Прието, К., Чой, Д., Оиси, С. и Бисвас-Динер, Р. (2010). Новые показатели благополучия: короткие весы для оценки расцвета и положительных и отрицательных чувств. Исследование социальных показателей, 97, 143-156.
  11. Истерлин, Р. (2001). Доход и счастье: на пути к единой теории. Экономический журнал, 111, 1-20.
  12. Истерлин, Р., Дэвид, П., Редер, М. (ред.) (1974). Улучшает ли экономический рост человеческую судьбу? Некоторые доказательства. Нации и домашние хозяйства в условиях экономического роста: очерки в честь Моисея Абрамовица. Нью-Йорк: Академическая пресса.
  13. Экопоселок «Ковчег» (2014, 19 марта). Получено с http://www.eco-kovcheg.ru/
  14. Экодеревня. (2014, 11 января). B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  15. Егорова М., Анорина Е. (2015). Проблемы измерения социально-экономического благополучия человека. Молодой ученый. 6,394-396. http://www.moluch.ru/archive/86/16391/
  16. Грэм, К. (2011). В погоне за счастьем: экономика благополучия. Издательство Брукингского института.
  17. Гурбан И., Мызин А. (2012). Системная диагностика кадрового потенциала регионов Российской Федерации: методический подход и результаты оценки. Экономика региона,4,32–39.
  18. Гурбан И. (2015, 10 февраля). Взято из Рейтинга территорий как инструмента измерения регионального благополучия http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/detail.php?ID=67387.
  19. Юппер Ф., Линли П. и (ред.) (2011). Счастье и благополучие. Оксфорд, Великобритания: Рутледж.
  20. Юппер Ф., Маркс Н., Кларк А., Зигрист Дж., Штутцер А., Виттерс Дж., Варендорф М. (2009 г.). Измерение благополучия в Европе: описание ЕСС Модуль благополучия и предварительные выводы. Исследование социальных показателей, 91(3), 301-315.
  21. Камалова П. (2014). Интегральная оценка уровня жизни населения региона на основе формализованной методики. Актуальные проблемы экономических наук, 37, 96–102.
  22. Хащенко Н. (2005, 21 января). Субъективное благополучие экологической идентичности: проблемы. Получено с http://www.sudexp.org/publ/21-1-0-1819
  23. .

  24. Хащенко В. (2005, 20 апреля). Социально-психологическая предопределенность субъективного экономического благополучия. Получено с http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskaya-determinanatsiya-subektivnogo-ekonomicheskogo-blagopoluchiya#ixzz44SDhUK6n
  25. Кос А. (2009, 12 июня). Анализ влияния социальных условий жизни на психическое здоровье населения (на примере г. Саратова). Получено с http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-sotsialnyh-usloviy-zhizni-na-psihicheskoe-blagopoluchie-naseleniya-na-primere-g-saratova#ixzz44SRgnjF7
  26. Кудрявцева С. (2012). Интегральные оценки качества жизни населения. Вестник Казанского технологического университета, 9, 259–264.
  27. Морозова Т., Белая Р., Мурина С. (2013, 19 февраля).Оценка качества жизни на основе показателей социально-экономического благополучия людей. Получено с http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-zhizni-na-osnove-indikatorov-sotsialno-ekonomicheskogo-blagopoluchiya-naseleniya#ixzz44SQqOtcT
  28. Noll,H.-H.(2014, 19 марта). Изучение социальных факторов и мониторинг: методы измерения и анализа качества жизни. Получено с http://cisr.ru/files/publ/soc_ner/7_soc_neravenstvo.pdf
  29. 15405/epsbs.2016.02.9″> Соловенко И., Куст Т. и Румянцев П. (2016). Негативные явления в социальной сфере шахтерских городов и поселков в период перехода к рыночной экономике (1992–1999). Европейские труды социальных и поведенческих наук. (7), 59-68 DOI:
  30. Черепанова А., Васильева Е. (2011). Проблемы и перспективы социально-демографического развития регионов Российской Федерации (на примере Свердловской области). Экономика региона, 1,57–61.
  31. Тоффлер, А. (1970). Шок будущего. http://yanko.lib.ru/books/cultur/toffler-future_shock-ru-l.pdf
  32. Васильева Е. (2013). Обоснование первоочередных задач оптимизации социально-демографического развития субъектов УрФО. Исполнительная,4,41–47.

Информация об авторских правах

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

«Традиционное» в России Нью Эйдж Сообщества экопоселенцев – Нью Эйдж в России

Автор: Юлия Андреева

Для многих религиозных групп в России отсылки к «народным», «традиционным» и «наследственным» играют важную роль в их популярной теологии. Обычно эти маркеры позволяют им подчеркнуть ощущаемый ими антагонизм между богатством их собственной культуры и современным западным стилем жизни и его «неправильными» ценностями. Этот контраст сочетается с призывом вернуться к первозданным истокам, который можно интерпретировать по-разному. Культура Нью Эйдж также использует число 9.0166 « традиционный » ярлык и воспроизводит его среди создателей преднамеренных сообществ или экопоселений.

Анастасия М механизм

Идеологической основой русских экопоселений стала серия книг Звенящие кедры России . Это породило движение «Анастасия», одно из движений русского нью-эйдж, возникшее в середине 1990-х годов. Главной героиней этих книг является Анастасия, женщина, всю жизнь прожившая в лесах и владеющая сведениями о древних предках, которые она получает непосредственно от Бога. Согласно сюжету, автор этих книг – Владимир Мегре – познакомился с Анастасией в Сибири, где она поделилась с ним своими знаниями об изменении мира и обретении особых способностей (таких как телепортация, телекинез, общение с животными) и попросила его передать его через книги (Megre 2008).

Неоднородная среда духовных искателей, строящих свою жизнь по содержанию книг серии Мегре « Звенящие кедры России », также подчеркивает национальные традиции. Одной из основных идей группы является строительство преднамеренных сообществ (экопоселков, которые именуются « Родовые поместья » ), где они хотят убежать от городских невзгод и обрести присутствие Бога, насладиться хорошей экологической средой, иметь семьи и восстановить национальные ценности.

Каждое Родовое Поместье должно состоять как минимум из одного гектара земли, принадлежать одной семье и передаваться из поколения в поколение. Считается, что эти так называемые « Пространства Любви » имеют связь со Вселенной, которая дарует духовную силу и силы . Проект «Родовые поместья» признан самым успешным путем к процветанию России и всего мира. Стоит отметить, что это полностью городской проект, поскольку большинство участников никогда раньше не жили в сельской местности. По данным сайта Poselenia.ru их почти 500 « Анастасьян » экопоселков с 6000 жителей в России и за рубежом (http://poselenia.ru/statistic).

Эти экопоселения существенно отличаются от многих других европейских. Существует Глобальная сеть экопоселений, которая объединяет разные идеологические проекты, в том числе некоторые из поселений Русского Рода. Однако российские интенциональные сообщества ориентируются не столько на экологические вопросы, сколько на территорию родства и древние традиции. Именно поэтому большинство из них предпочитает дистанцироваться от глобальных движений, считая их положительными, но все же по большей части испорченными явлениями. Хотя экопоселенцы и говорят о единодушии, когда в переговорах согласовываются все детали сосуществования, у них нет общинной жизни, обеспечивающей гармоничный семейный проект.

Традиции

Многие аспекты повседневной жизни в Родовых Поместьях изобилуют традиционными маркерами; обращение к традициям важнее, чем их соблюдение. Попытки вернуться к природе сочетаются с идеями возрождения национальных обычаев.

1. Хороводский танец в Белгородской области ©Юлия Андреева , 2014. На фото традиционные платья, представляющие собой современную интерпретацию исторической крестьянской одежды. это хоровод танец сопровождается указаниями специалиста. Некоторые традиции довольно новые, но представлены как старые и чистые обычаи воображаемых ведических времен. Ниже представлена ​​картина празднования традиционных праздников под названием Купальская ночь (праздник Ивана Купалы [1] ), связанных с летним солнцестоянием .

Указание на кризис современного мира — популярный мотив в нарративах традиционалистов, который часто включает отсылки к Рене Генону[2] и другим теоретикам традиционалистской школы. Современные традиционалисты ухватываются за свою главную тему, находя новые причины сетовать на испорченную современную цивилизацию, критикуя перевернутые семейные ценности, одиночество, плохую экологию и проблемы со здоровьем. Нововековцы предлагают простое решение всех этих невзгод – создание Родовых Поместий и, таким образом, восстановление древних традиций.

2. Костер на Ивана Купалу, Белгородская область ©Юлия Андреева

Переехав в Родовые поместья, новоселы сталкиваются с трудностями в заработке; продажа традиционных продуктов является одним из возможных источников дохода.

Иван-чай

Одним из самых популярных продуктов интенционных сообществ в северо-западной части России является кипрей-чай, известный как « Иван-чай » . Обычно иван-чай объявляют исконно русским напитком. Русские крестьяне пили его вместо чая, который был очень дорогим и недоступным для большинства населения.

Русские ньюэйджеры приписывают традиционные обычаи заваривания и питья чая исчезнувшей древней русской цивилизации. Нет никаких исторических источников, подтверждающих это утверждение. Идентификация травяного чая как изначально « Русский » особенно актуальна для производителей, живущих в экопоселениях и придерживающихся некоторых идей славянского язычества. Они используют теорию заговора, чтобы утверждать, что чай из кипрея был очень популярен в Древней Руси и даже экспортировался в другие страны. Их легенда объясняет пренебрежение «Иван чаем» якобы секретным соглашением между западными производителями, которые распространяли ложную информацию о низком качестве российского чая, что привело к потере экспортной выручки и привело к замене русского чая индийским чаем. Иван-чай продолжали пить только русские крестьяне. Современные фермеры подают Иван-чай при посещении любого Родового поместья, и выбор напитка для всех однозначен: нельзя есть ни чужие, ни вредные напитки. Русский травяной чай подходит для тела и души для русских людей.

3. Презентация сказки об Иване-Чае на «Русском фестивале чая», Ленинградская область ©Юлия Андреева, 2016

Продавцы теперь используют хорошую маркетинговую стратегию, обращая внимание своей потенциальной аудитории на прошлое . Они продают не только товары, но и информацию и услуги. Например, есть специальные туры в экологические и духовные места для сбора целебных трав и особенно чая из кипрея. Более того, коллекционеры обещают, что иван-чай оказывает на людей целебное и расслабляющее действие.

Анастасийцы говорят, что помимо внутреннего рынка (т.е. среди единомышленников) Иван-чай лучше продается в сувенирных лавках, чем в обычных супермаркетах. Это показывает, что чай является скорее символическим, чем реальным продуктом. Итак, большинство потребителей – это жители экопоселений, единомышленники в городах и любители травяного чая.

Основатели экопоселения Гришино Ленинградской области одними из первых начали собирать и продавать Иван-чай. Несколько лет назад им удалось организовать фестиваль русского чая при поддержке местной администрации. В их экопоселении продажа иван-чая и других народных товаров сопровождается народными танцами и музыкой, выпечкой хлеба в печи и мастер-классами по приготовлению чая.

4. Ярмарка рукоделия на Русском чайном фестивале, Ленинградская область ©Юлия Андреева, 2016


сосредотачивается на зарабатывании денег (Mikaelsson 2014). Мироутверждающее настроение включает в себя материальное благополучие и самодуховность, подробно описанные Полом Хиласом (2008). Экопоселенцы нью-эйдж очень изобретательны в продаже различных услуг и продуктов городскому обществу и превозносят благополучие, придерживаясь при этом идеи загадочной русской души и отказываясь идти на компромиссы по конкретным вопросам, таким как гендерное равенство и капиталистическая экономика. Отвергая западный образ жизни и ценности, они рассматривают и используют оригинальные и аутентичные традиции как услугу и товар.

Примечания

  1. Праздник Ивана Купала (Иоаннов день) — традиционный восточнославянский праздник, связанный с летним солнцестоянием. В ночь на Ивана Купалу молодые люди носят венки, символизирующие чистоту, люди поют и танцуют вокруг костров и прыгают через них. Считается, что ритуалы прыжков через костры и обливания водой очищают людей и обладают целебными свойствами.
  2. Рене Генон (1886–1951) был французским философом, который считается одним из самых важных писателей школы традиционалистов. Согласно традиционалистской философии, во всех мировых религиях есть исконная мудрость, утраченная в современном мире.

Ссылки

Heelas, Paul. Духовность жизни. Романтизм Нью Эйдж и потребительский капитализм . Нью-Йорк: Wiley-Blackwell, 2008.

Мегре, Владимир.