6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Кафедральный собор Покрова Божией Матери в г. Красноярске. Храм покрова в красноярске


Покровская церковь Красноярск (Покровский Кафедральный собор)

Покровский Кафедральный собор внутри достаточно светлый и просторный, содержится он в очень хорошем состоянии. Изюминку его интерьера составляет лепнина советских времен, отлично вписавшаяся в оформление сводчатого помещения XVIII века.

Посетитель храма непременно обращает внимание на его чистоту и опрятность. Здесь нет ничего лишнего; зачастую даже в благоустроенных храмах присутствует нечто вроде подсобного помещения в одном из углов или по всей западной стене — в Покровском соборе этого нет; в помещении только предметы, непосредственно относящиеся к богослужению и молитве, и даже традиционная свечная лавка расположена и выполнена очень деликатно.

Основное пространство формирует трапезная с двумя приделами по краям, попасть в которую из притвора можно, пройдя под мощным арочным сводом. Интерьер определяет особая цветовая гамма — нежно-голубой цвет стен и сводов, слоновая кость лепнины и боковых иконостасов и золото икон, подсвечников и окладов. В эту гамму удачно вписывается мраморный пол, который выглядит благороднее современной плитки, часто используемой в реставрируемых храмах.

Еще один арочный пролет ведет к главному иконостасу. Здесь акцент сделан не на горизонталь, а на вертикаль (она задается высоким иконостасом и уходящими ввысь стенами), но цветовая гамма и общее настроение интерьера —те же. Иконостас и клиросы выкрашены в белый цвет и богато отделаны золотом, что придает им настоящее барочное благородство, напоминающее в том числе и интерьеры западноевропейского барокко.

Реставраторы 1950-х годов не поскупились на богатую лепнину, украшающую потолок и стеныПокровской церкви Красноярска. Лепнина служит обрамлением для икон, фресок на парусах сводов, арочных пролетов и светильников. В ней растительные мотивы гармонично сочетаются с традиционными русскими узорами. Встречаются и реплики ангельских головок, украшающих стены храма с внешней стороны.

При последней реставрации, уже в нашем столетии, своды храма расписали. На фоне этих росписей выделяется чудесным образом проявившаяся старинная фреска Покрова Пресвятой Богородицы.

posmotrim.by

Покровская церковь в Красноярске в Красноярск

Когда-то насыщенно-розовая, а сейчас белокаменная, с зелеными куполами, эта церковь украшает центр Красноярска. В Свято-Покровский кафедральный собор в разное время приезжали патриархи Алексий II и Кирилл: один в 1999 г., второй в 2012-м. В Покровскую церковь постоянно привозят мировые святыни, поклониться которым выстраиваются очереди из верующих на целые кварталы. Здание собора — один из немногих памятников русского барокко, сохранившихся в 21 веке.

До того, как стать каменной, Покровская церковь строилась трижды: каждый раз на разных площадках города, но все в дереве. Первая появилась в середине 17 века на том месте, где сегодня перекресток проспекта Мира и улицы 9 Января. Но случился большой пожар, во всем городе уцелело всего несколько зданий, церковь сгорела. Жители не хотели ждать строительства каменного храма, ведь это явно на годы, попросили заложить деревянный. Так появилась вторая Покровская церковь.

На месте второй деревянной Покровской церкви сейчас Благовещенская.

Каменную церковь строил дворянин Михаил Юшков и мастера из Енисейска. 10 лет им понадобилось, деньги собрали прихожане, причем не только Красноярска, но и в селах уезда. Потому когда принималось решение, как назвать церковь, был вариант Богоявленской, но жители оставили прежнее название.

В Свято-Покровский кафедральный собор Красноярска в разное время приезжали патриархи Алексий II и Кирилл: один в 1999 г., второй в 2012-м.

Иконописец Федор Ушаков вырезал для нового храма иконостас. Он простоял внутри до 1845 г., пока его не отдали сельской церкви. Покровский собор украсили три колокола и слюдяные оконницы из прежней церкви. Освятили храм в 1795 г., с того времени он и действует. После основательной перестройки в 40-х гг. 19 века облик Покровской церкви почти не менялся. Хотя собор в сталинские времена был передан воинской части и, понятное дело, пострадал от использования не по назначению. Отразились на храме и следующие политические режимы: в помещениях размещались и скульптурная мастерская, и выставочный зал.

В 2008 г. в Покровском соборе была найдена чудом уцелевшая фреска конца 18 — начала 19 веков. На ней изображена икона престольного праздника, сейчас она отреставрирована.

Реставраций Покровская церковь пережила несколько, последний капитальный ремонт здесь проводился в 2006 г. И тогда ей были возвращены исторические белые стены и небесно-голубые купола и кровля. Хотя три года назад их перекрасили в зеленый.

www.mytravelbook.org

Покровская церковь в Красноярске

Покровская церковь в Красноярске — история строительства и архитектурные особенности.

 Каменное строительство развернулось в Центральной Сибири в середине XVIII в. В Красноярск оно пришло из старейшего города региона — Енисейска, где сравнительно быстро наладилось производство кирпича и появились свои каменных дел мастера. К 1722 г. под руководством при-сланного из Тобольска московского «уставщика» Ф Чайки здесь были выстроены первые каменные здания: Богоявленский собор и дом для воеводы Вердеревского. Начало строительству из камня в Красноярске было положено сооружением в 1759—1773 гг. Воскресенского собора на Стрелке, в возведении которого принимали участие енисейские каменщики. Но собор не сохранился, и сейчас Покровская церковь является старейшим памятником в застройке исторического центра города.

После опустошительного пожара, случившегося 25 мая 1773 года, начался новый этап в градостроительстве Красноярска. Сгорели дотла не только все крепостные сооружения, но и воеводская канцелярия, комендантский дом, пороховые и винные погреба, почти все жилье. Последовали строгие предписания о возведении казенных зданий только в камне, однако выполнение этих предписаний надолго затянулось ввиду отсутствия в городе своих мастеров и кирпичников. Появилось к середине 80-х годов первое гражданское каменное здание, но это был в девять покоев частный одноэтажный дом с подвалом последнего красноярского воеводы Пелымского. В целом город продолжал застраиваться деревянными домами.

Присланный из Тобольска геодезии сержант Петр Моисеев повел застройку «послепожарного» Красноярска по регулярной линейной системе, сохранившейся в старой части Красноярска до сих пор. Она осуществлялась с 1788 г. в соответствии с правилами и планами, под наблюдением уездных землемеров, сурово каравших застройщиков, нарушавших четкость красных линий улиц.

В это время определились размеры кварталов обывательских строений, характер и глубина усадебных участков, предписывались даже габариты выходящих на улицу домов. Среди монохромной и разреженной — «прозрачной» застройки особенно светлыми и нарядными воспринимались крупные объемы каменных церквей — важных ориентиров городских панорам.

Деревянных предшественниц Покровской церкви было несколько, первая из них была срублена еще в середине XVII в. на территории «большого города», в юго-западной части торгово-ремесленного посада (район пересечения современных улиц Мира и 9 января).

После пожара 1773 года встал вопрос о строительстве новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по «высочайше утвержденному» плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь «невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную».

Вслед за разрешением, последовавшим в сентябре 1774 г., новую деревянную церковь Покрова заложили 8 ноября того же года. Любопытна судьба этой церкви. Переименованная в 1790 году в Благовещенскую, а позднее во Всехсвятскую, церковь дважды переносилась до того как сгорела, уступив свои места одноименным каменным церквям. Это было трехчастной структуры — «кораблем» — высокое сооружение с шатровым храмом и «таковою же колокольней», завершенное маковицами, обитыми «белым железом» с золочеными железными крестами. Из описи церкви известно, что пол в храме был чугунный, окна — слюдяные, а на колокольне находились три колокола весом в-три пуда, в один пуд 15 фунтов и два пуда 29 фунтов.

Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной, где размещалась старая «народная съезжая изба» (сейчас угол пр. Мира и ул. Сурикова). Судя по архивным материалам, сооружение Покровской церкви шло по исстари заведенному порядку. Прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским при поддержке протопопа Алексея Михайловского, обратились в 1784 году в Тобольскую духовную консисторию» за разрешением построить вместо деревянной каменную* приходскую церковь, уверяя, что средств и материалов для этого будет достаточно.

Получив «благословенную грамоту», прихожане 322 дворов (жители города и подгородных деревень) выбрали «церковным строителем» отставного дворянина Михаила Юшкова, происходившего, судя по исповедным росписям, из старинного рода красноярского казачества.

На плечи Юшкова легли немалые заботы: Красноярск еще не располагал специалистами «каменного дела», судя по материалам городовой обывательской книги за 1783— 1786 гг. Несомненно, сооружение второго каменного храма Красноярска было поручено енисейцам. Именной список ремесленников Енисейска (1789 г.) называет «по цеху каменному» 27 человек, в том числе — 6 мастеров, 12 подмастерьев и 9 учеников.

Вот имена потенциальных строителей Покровской церкви: старшина цеха Степан Лещев, «старшинский товарищ» Василий Гатилов, мастера цеховые Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Федоровы. Участие енисейских мастеров в возведении Покровской церкви предопределило в значительной степени выбор в качестве «образца» Троицкой церкви, построенной в Енисейске в 1772—1776 гг. Строительство Покровской церкви шло с 1785 по 1795 год. Площадка для нее была расчищена местной воинской командой и принята от военного коменданта Юшковым и Черкасовым в феврале 1785 г.

Именовать заложенную церковь Покровской (а не Богоявленской, как вначале предполагалось) «приголосовали все прихожане» 2 апреля 1785 г., права приходского мира были достаточно широкими — утверждение «образца» (позже — проекта), сметы расходов, контроль через выборного старосту и «церковного строителя» за ходом работ. Объяснялось зто тем, что все расходы по возведению церкви и содержанию ее причта брали на себя прихожане.

Фактически определенное участие в строительстве Покровской церкви принимали все жители Красноярска и уезда: 9 декабря 1785 г. была вручена шнуровая книга для •записи добровольных пожертвований среди горожан крестьянину Михаилу Петухову, а крестьянину Андрею Истомину в тот же день «дан ящик... для собрания от доброхотных дателей на вновь строящуюся приходскую церковь денег по селам и деревням Красноярского заказа» ".

Прихожане по очереди выполняли все вспомогательные работы на стройке: подвозили песок, кирпич, лес, воду, заготавливали бутовый камень, известь, обеспечивали охрану материалов. К середине 1789 г. церковь была уже почти полностью выстроена, и 13 июля духовное правление направило об этом рапорт в Тобольск. Чтобы ускорить работы, в каменный храм перенесли многое из внутреннего убранства деревянной старой церкви, в том числе «престольный Покровский и четыре местных образа... для которых срочно столярной и резной работой делался иконостас».

Резал иконостас красноярский мещанин Федор Ушаков. Иконостас простоял в здании до 1845 года, когда его продали в церковь села Кекурского. На каменной колокольне оказались все три колокола с бывшей деревянной, а в холодный, храм перенесли слюдяные оконницы старой церкви. Боковые теплые приделы были освящены в январе и. августе 1790 г., но прежде, чем завершились все работы по-«строению и церковному благолепию», прошло еще пять лет. Только 30 июня 1795 г. освящен главный холодный, храм Покрова пресвятой богородицы и церковь стала считаться полностью действующей.

Приводим некоторые выдержки из описания церкви по клировой ведомости 1813 г.: «Церковь одноэтажная, с двумя приделами и колокольней, каменная, длиной внутри холодной три сажени с аршином, в ширину — три сажени три: четверти; в трапезе с теплыми приделами длиною в четыре-сажени с половиной, в ширину восемь саженей; в колокольне паперть длиною в три сажени, в ширину три сажени десять вершков... полы, выстланные каменным простым плитняком... Кумполов на алтарях церкви и колокольни — шесть, полуглавий на оных шестнадцать, покрыты все листовым железом и зеленой краской. Глав на алтарях три, на церкви — пять и одна на колокольне, обиты белым железом, на них крестов всего девять, железные... Кругом-церкви ограда»....

В 1840-х гг. колокольня, обстроенная с трех сторон,., «отступила» от западного фасада — были удлинены приделы, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоские перекрытия. Тогда же поднят над старыми и новыми участками стен нижнего яруса сплошной каменный парапет, прорезанный проемами для отвода воды с кровли. Декор пристроек замаскировал их позднее появление очень близкой-имитацией деталей старых объемов, только несколько-огрубленных.

Одновременно были оштукатурены и получили двухцветную окраску фасады, а все 9 главок и кресты позолочены. Были подновлены росписи в интерьерах появились яркие пятна росписи на фасадах — в прямоугольных рамах верхнего яруса и в тимпанах трехлопастных полуглавий — подвышений четверика.

В дальнейшем архитектурный облик здания существенно не менялся, поэтому Покровская церковь хорошо сохранила свою первоначальную объемную композицию и элементы декоративно-пластической разработки стеновых поверхностей.

Основу композиции Покровской церкви составляет традиционный «корабль» — на оси восток-запад расположены полукруглый алтарь, четверик храма, просторная трапезная и колокольня. Усложняют композицию симметричные боковые приделы и поздние западные палатки. Подобной трехчастной продольно-осевой структурой обладают многие культовые постройки центральных областей России и Урала, выстроенные в конце XVII — начале XVIII вв. (церковь Иосифа Царевича в Москве, 1688 г.; Троицкий собор в Верхотурье, 1704 г. и др.).

Однако появление боковых теплых приделов, закладываемых одновременно с главным объемом здания — черта, характерная лишь для некоторых сибирских церквей, и в частности, для Покровской церкви. Стройный трехсветный четверик храма с трехлопастными подвышениями над каждой гранью завершается высоким восьмилотковым сводом на парусах, несущим малый восьмерик — световой барабан с луковичной граненой главкой.

Декоративные трехъярусные барабаны с главками меньшего размера расположены диагонально над углами четверика, в соответствии с московским типом пятиглавия, характерным для памятников культового зодчества При-енисейского края XVIII в. Восьмигранную ярусную форму барабанов храмового пятиглавия повторяют барабаны алтарей главного храма и приделов. Ребра нижних ярусов всех барабанов выделены массивными волютами, усиливающими эффект стремительного вертикального движения венчающих частей здания.

На двухъярусном четверике колокольни поднимаются два яруса восьмерика. Ярус звона перекрыт уплощенным лотковым сводом, несущим энергично убывающие по ширине и высоте глухие барабаны, завершенные луковичной главкой на небольшой шейке. Тектонику основных масс Покровской церкви подчеркивает декор, удивительно цельный и сочный, однотипный по всем фасадам. Широкие угловые лопатки здания расчленены поясами поребрика и украшены фигурными филенками различных очертаний.

Фасады завершает многообломный карниз на ступенчатых консольках. В нижнем ярусе в него врезаются подвышения в форме кокошников, завершающие обрамления окон. Заглубленные в плоскость стены, арочные окна охвачены ступенчатыми архивольтами. В простенках проходит по две вертикальные ленты из лекального кирпича с узором в форме трилистников (триконхов).

Иначе оформлены окна верхних ярусов: во втором ярусе храма они обрамлены профилированными тягами усложненного очертания, напоминающими картуши, в третьем ярусе — цепью триконхов.

Декор колокольни менее рельефен, хотя и повторяет характер узора некоторых деталей храма (карнизы, оформление лопаток). Своеобразны фигурные филенки, украшающие глухие грани восьмериков. Обширное пространство трапезной, слитой через широкие арки с боковыми приделами, контрастирует с залитым светом пространством холодного храма, имеющим вертикальное развитие. Трапезная перекрыта лотковым сводом, паперть — крестовым, в приделах—коробовые своды с надоконными распалубками.

Богатый растительный орнамент лепного декора интерьеров выполнен в начале 1950 годов. Тогда же появились барельефные изображения херувимов на фасадах, в полуглавиях храмового четверика.

Церковь Покрова в Красноярске занимает достойное место в ряду известных памятников монументальной архитектуры Сибири, представляя собой мало изученное звено регионального стиля — енисейскую школу сибирского барокко. В ее архитектурных формах и декоре органично слились приемы русского узорочья XVII века и европеизированного столичного барокко.

naov.ru

Собор Покрова Пресвятой Богородицы г.Красноярск

September 26th, 2012, 06:22 pm

Собор Покрова Пресвятой Богородицы г.Красноярск

Покровская церковь - это старейшее сохранившееся каменное здание в Красноярске. Однако до постройки каменной церкви у нее было несколько деревянных предшественниц. Первая из них построена в середине XVII века в месте пересечения современных улиц Мира и 9 мая. Она погибла в большом пожаре 1773г., уничтожившего почти весь город. В сентябре 1774г. было получено разрешение и началось строительство новой деревянной церкви на месте современной Благовещенской церкви.

В 1784г. было получено разрешение на возведение каменного храма. Строительство продолжалось с 1785 по 1795 годы. Руководил стройкой дворянин Михаил Юшков. Строителей пригласили из Енисейска. В 1790г освящены боковые приделы (во имя ап. Петра Павла и во имя Свят.Николая Чудотворца), а 30 июня 1795г. - центральный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1840-е годы Покровская церковь была существенно перестроена и получила современный облик. Было разобрано крытое каменное крыльцо, удлинены приделы, перестроены притвор, ризница и просвирня, получившие плоское перекрытие, позолочены главки и кресты.

Источник.

Источник.

В 1930-х гг. церковь была закрыта. Временно ее работа возобновлялась с 1944 по 1961 гг. До 1989г. в здании размещались скульптурная мастерская и выставочный зал. При этом разрушению и перестройке оно не подвергалось. С 1990г. Покровская церковь - кафедральный собор Красноярской епархии.

Конец.

Понравился пост и хотите еще? Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.

Фотографии из записи "Собор Покрова Пресвятой Богородицы" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах

Panoramio.com

Содержание дневника "Красноярск 2012"

Красноярск: Караульная гора и пл.Победы

Красноярск: Театральная площадь

Красноярск: пл.Мира и набережная р.Кача

Красноярск: Скульптуры и фонтаны

Красноярск: Разное

Красноярский краевой краеведческий музей

Красноярск: Парк флоры и фауны "Роев ручей"

Собор Покрова Пресвятой Богородицы г.Красноярск

Свято-Троицкий собор г.Красноярск

Красноярские кружева: Дом Цукерман

Красноярские кружева: ул.Ленина

Красноярские кружева: ул.Бограда, Горького

Ачинск: Каменная архитектура

Красноярские кружева: Ачинск

Томские кружева: Турунтаево

Кузбасские кружева: Мариинск

Кузбасские кружева: Ишим

Церковь Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Полный каталог записей моего журнала смотрите здесь.

volos-t.livejournal.com

Кафедральный собор Покрова Божией Матери в г. Красноярске

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — старейшее из всех дошедших до наших дней каменное сооружение города Красноярска — был заложен в 1785 г. на пересечении главной магистрали города, Воскресенской улицы, с будущим Покровским переулком, проходящим по линии бывшей городской стены. В XVIII в. на Стрелке, в черте старого острога, стояла деревянная Покровская церковь, при большом пожаре 1773 г. сгоревшая. Храм Покрова приобрел и важное градообразующее значение.

Разрешение на строительство храма было получено прихожанами во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским. Строительство велось под руководством специально для этой цели избранного человека — отставного дворянина Михаила Юшкова. Строителями были мастера из Енисейска: Степан Лещев, Василий Гатилов, Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Федоровы. Расходы по возведению церкви и, впоследствии, содержание причта взяли на себя прихожане. Пожертвования на строящуюся церковь были собраны как в г. Красноярске, так и в селах и деревнях Красноярского уезда.

Храм был построен в традициях сибирской ветви русского барокко, с применением фигурного и тесаного кирпича, с богатым декором и лепниной, в один этаж, с пятиглавым четвериком и многоярусной колокольней. Длилась основная очередь строительства 10 лет. 30 июня / 12 июля 1795 г. был освящен главный престол храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; южный, во имя свв. апп. Петра и Павла, на пять лет раньше — 8 / 21 января 1790 г.; северный во имя свт. Николая Чудотворца — 30 сентября 1790 г.

В храме имелось несколько особо чтимых реликвий, в том числе серебряный напрестольный крест с частицами свв. мощей многих угодников Божиих. В приходе имелись храмовая библиотека, насчитывавшая более 700 томов, одноклассная церковно-приходская школа, 4 министерских одноклассных училища, школа мещанского общества. Во время большого пожара в 1881 г. огонь уничтожил фресковую живопись на наружных стенах высокого четверика самого храма.

В 30-е годы XX в. с началом сталинских репрессий собор постигла судьба большинства российских храмов — он был закрыт и позднее передан воинской части. После начала изменения отношений власти и Церкви 8 мая 1945 г. был подписан договор о передаче церкви верующим, фактически действовать она начала с октября 1944 г. В 1945 г. будущий настоятель храма священник Николай Попов добился разрешения уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК приобрести для Покровской и Николаевской церквей г. Красноярска «колокола и наружный колокольный звон».

Внутреннее убранство Покровского собора в 50-х годах XX в. претерпело изменения — во время ремонта более века украшавшие храм росписи были закрыты штукатуркой, а стены украшены лепным орнаментом, барельефными изображениями херувимов на фасадах, в полуглавиях храмового четверика.

В 1962 г. в разгар хрущевских гонений на Церковь собор был снова закрыт, в здании его разместились скульптурная мастерская, затем в августе 1978 г. — городской выставочный зал. Тогда же был разработан проект реставрации здания как памятника культуры, территорию частично привели в порядок, а темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зеленой кровлей и куполами.

С началом перестройки 22 марта 1989 г. подписан долгожданный акт о передаче Церкви Покровского храма г. Красноярска — третьего на тот момент православного храма в городе. Освящение собора 19 июня того же года совершил митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Летом 1990 г. во вновь открытом Покровском соборе была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином. После воссоздания Красноярской епархии храму был присвоен статус кафедрального собора.

Осенью 2006 г. начался капитальный ремонт, и храму был возвращен белый цвет, а купола и кровля обрели небесно-голубой (с лета 2012 г. — зеленый). Изменился и внутренний облик храма, ныне выполненный в белых и голубых тонах с использованием позолоты, с росписью стен фресками.

В марте 2008 г. в Покровском соборе под арочным сводом притвора напротив входа в центральную часть храма была найдена чудом уцелевшая фреска конца XVIII — начала XIX вв. с изображением иконы престольного праздника, которая позднее была реставрирована.

Приход храма — один из самых крупный в Красноярской епархии. За архиерейскими богослужениями, совершаемыми митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, часто присутствуют прихожане других приходов Красноярска и благочиннических округов епархии.

По информации www.patriarchia.ru

www.kerpc.ru

Покровский кафедральный собор г. Красноярска / Исторические справки / Патриархия.ru

11 сентября 2012 г. 14:43

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — старейшее из всех дошедших до наших дней каменное сооружение города Красноярска — был заложен в 1785 г. на пересечении главной магистрали города, Воскресенской улицы, с будущим Покровским переулком, проходящим по линии бывшей городской стены. В XVIII в. на Стрелке, в черте старого острога, стояла деревянная Покровская церковь, при большом пожаре 1773 г. сгоревшая. Храм Покрова приобрел и важное градообразующее значение.

Разрешение на строительство храма было получено прихожанами во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским. Строительство велось под руководством специально для этой цели избранного человека — отставного дворянина Михаила Юшкова. Строителями были мастера из Енисейска: Степан Лещев, Василий Гатилов, Иван Помаскин, Алексей Казаретин, братья Иван и Савва Федоровы. Расходы по возведению церкви и, впоследствии, содержание причта взяли на себя прихожане. Пожертвования на строящуюся церковь были собраны как в г. Красноярске, так и в селах и деревнях Красноярского уезда.

Храм был построен в традициях сибирской ветви русского барокко, с применением фигурного и тесаного кирпича, с богатым декором и лепниной, в один этаж, с пятиглавым четвериком и многоярусной колокольней. Длилась основная очередь строительства 10 лет. 30 июня / 12 июля 1795 г. был освящен главный престол храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; южный, во имя свв. апп. Петра и Павла, на пять лет раньше — 8 / 21 января 1790 г.; северный во имя свт. Николая Чудотворца — 30 сентября 1790 г.

В храме имелось несколько особо чтимых реликвий, в том числе серебряный напрестольный крест с частицами свв. мощей многих угодников Божиих. В приходе имелись храмовая библиотека, насчитывавшая более 700 томов, одноклассная церковно-приходская школа, 4 министерских одноклассных училища, школа мещанского общества. Во время большого пожара в 1881 г. огонь уничтожил фресковую живопись на наружных стенах высокого четверика самого храма.

В 30-е годы XX в. с началом сталинских репрессий собор постигла судьба большинства российских храмов — он был закрыт и позднее передан воинской части. После начала изменения отношений власти и Церкви 8 мая 1945 г. был подписан договор о передаче церкви верующим, фактически действовать она начала с октября 1944 г. В 1945 г. будущий настоятель храма священник Николай Попов добился разрешения уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК приобрести для Покровской и Николаевской церквей г. Красноярска «колокола и наружный колокольный звон».

Внутреннее убранство Покровского собора в 50-х годах XX в. претерпело изменения — во время ремонта более века украшавшие храм росписи были закрыты штукатуркой, а стены украшены лепным орнаментом, барельефными изображениями херувимов на фасадах, в полуглавиях храмового четверика.

В 1962 г. в разгар хрущевских гонений на Церковь собор был снова закрыт, в здании его разместились скульптурная мастерская, затем в августе 1978 г. — городской выставочный зал. Тогда же был разработан проект реставрации здания как памятника культуры, территорию частично привели в порядок, а темно-охристый фасад был перекрашен в кирпично-красный, с зеленой кровлей и куполами.

С началом перестройки 22 марта 1989 г. подписан долгожданный акт о передаче Церкви Покровского храма г. Красноярска — третьего на тот момент православного храма в городе. Освящение собора 19 июня того же года совершил митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Летом 1990 г. во вновь открытом Покровском соборе была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином. После воссоздания Красноярской епархии храму был присвоен статус кафедрального собора.

4 декабря 1999 г. в ходе Первосвятительского визита Божественную литургию в Покровском соборе возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Осенью 2006 г. начался капитальный ремонт, и храму был возвращен белый цвет, а купола и кровля обрели небесно-голубой (с лета 2012 г. — зеленый). Изменился и внутренний облик храма, ныне выполненный в белых и голубых тонах с использованием позолоты, с росписью стен фресками.

В марте 2008 г. в Покровском соборе под арочным сводом притвора напротив входа в центральную часть храма была найдена чудом уцелевшая фреска конца XVIII — начала XIX вв. с изображением иконы престольного праздника, которая позднее была реставрирована.

Приход храма — один из самых крупный в Красноярской епархии. За архиерейскими богослужениями, совершаемыми митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, часто присутствуют прихожане других приходов Красноярска и благочиннических округов епархии.

www.patriarchia.ru

Покровская церковь — Красноярск

Покровская церковь, другое название которой Свято-Покровский кафедральный собор, является значимым памятником архитектуры, расположенным в Красноярске. Она была построена в 18 веке и считается старейшим каменным зданием в городе. Ей присущ уникальный архитектурный стиль – сибирское барокко, сочетающего в себе черты русского и украинского направлений в рамках этого стиля. Подобный стиль также использовался в Иркутске и Тобольске.

До того, как было принято решение построить каменную церковь, она трижды возводилась из дерева , каждый раз располагаясь в другой части Красноярска. Так, первая из Покровских церквей была построена в 17 веке и уничтожена при пожаре, произошедшем в 1773 году (помимо церкви, он уничтожил город практически полностью).

Строительство церковь осуществлялось в течение 10 лет на деньги, пожертвованные прихожанами. После строительства храм проработал почти 50 лет без существенных перемен, а в 1840 году она была перестроена (произошло удлинение приделов, изменение крыльца и т.п.).

Сейчас храм практически повторяет свой первоначальный вид, который был утрачен во второй половине 20 века. Так, кровля на данный момент имеет зеленый цвет, а основным цветом является белый. Здание выглядит очень изящно и считается одной из визитных карточек Красноярского края.

Основу композиции собора составляет так называемый «корабль»: так по оси запад-восток расположен алтарь в форме полукруга, четверик, трапезная и колокольня. Композиция усложняется за счет приделов и западных палаток. Подобное проектирование характерно для построек центральной области России.

Важные факты о Покровской церкви

Покровский собор является одним из главных сооружений в Красноярске:

  • Он расположен в шаговой доступности от центра города;
  • В церкви проходят все религиозные обряды и отмечаются праздники по христианскому календарю;
  • Здание храма является одним из немногих в России, которое уцелело как в период изменений режима, так и в период Первой и Второй мировой войны;
  • Когда в Красноярск привозят святые мощи, они обязательно остаются именно в Покровском соборе;
  • Зачастую к церкви проводятся так называемые крестные ходы;
  • В Покровском соборе регулярно проводятся богослужения;
  • Некоторое время в здании храма располагалась скульптурная мастерская;
  • За конец 20 и начало 21 века храм пережил 3 существенных изменения: изначально стены были розово-коричневыми, их перекрасили в белый. После этого купола поменяли свой цвет сначала на небесно-голубой, а затем на глубокий зеленый оттенок;

Рядом с Покровской церковью, расположенной на улице Сурикова, располагается небольшая площадь, на которой можно найти памятник этому талантливому русскому художнику. Интересно, что внешний вид храма серьезно контрастирует с обликом города, в архитектуре которого преобладают темные и достаточно тусклые тона. Богатое внутреннее убранство делает эту церковь одной из самых красивых в Сибири.

samovar.travel


Погода от gismeteo

Вверх