История города красноярска кратко: История Красноярска. Кратко история создания города Красноярск

История Красноярска — | Статьи по туризму от votpusk.ru

История Красноярска — | Статьи по туризму от votpusk.ru

Топ-7 лучших

спа-отелей России

Топ-7 лучших

спа-отелей России

4314 просмотров

0 нравится

поделиться

Вконтакте

Одноклассники

Скопировать

Интересное

  • Красноярск
  • Карта Красноярска
  • Фото Красноярска

Что еще почитать?

  • Метро Новосибирска: карта, описание, фото
  • Герб Новосибирска
  • Герб Новосибирской области
  • Герб Алтайского края
  • Герб Иркутска
  • История Новосибирска
  • Герб Иркутской области
  • Герб Красноярска
  • Герб Омска
  • Герб Красноярского края

Все статьи

Михайло Ломоносов говорил, что «российское богатство будет прирастать Сибирью». О том, что это истинная правда, сегодня и каждый день доказывает история Красноярска и других крупнейших городов этого региона России.

Красноярск называют самым восточным городом-миллионером в России, но это вовсе не мешает ему оставаться в числе крупных сибирских населенных пунктов, иметь свою красивую и длинную историю.

Эпоха «золотой лихорадки»

Когда-то здесь жили кетоязычные народы, полностью исчезнувшие к XVIII веку. Датой основания поселения называют 1628 год, хотя отдельные находки из археологических раскопок на территории города относятся к эпохе палеолита. К появлению нового пункта на карте России приложили усилия, естественно, вольные казаки, по указу царя расширявшие границы России.

Начиналось все с малого острога, построенного казаками в августе 1628 года. Возведение крепости было необходимо, так как местные народы отказывались платить ясак русским, устраивали постоянные набеги. Острог получил название Красный Яр, с 1631 года он стал центром уезда. Позднее был построен «большой» острог, населенный пункт в 1690 году получил статус города.

Экскурсии в Красноярске

Волшебный день на Красноярских Столбах
Посетить неизведанные уголки парка, зарядиться энергией на месте силы и ощутить себя частью природы

Ворота Енисея: групповая экскурсия на Красноярскую ГЭС
Увидеть выдающуюся плотину среди гор, посетить Дивногорск и забраться на утёс Царь-Рыбы

Красноярск и Дивногорск за один день!
Чудеса архитектуры, живописные виды и увлекательные истории на большой обзорной экскурсии

показать еще

Сибирский тракт: до и после

История Красноярска кратко до переломного момента, связанного со строительством Сибирского тракта, довольна скудна событиями. Но теперь город получил постоянное сообщение с другими населенными пунктами Сибири. В связи с этим началось активное строительство городских кварталов, заводов, учреждений профессионального образования с целью подготовки специалистов. Особо бурными темпами шло развитие красноярского региона и города в конце XIX – начале ХХ столетия.

С Сибирским трактом связаны и печальные события — благодаря этой магистрали Красноярск был местом ссылки политических деятелей, каторгу в окрестностях города отбывали декабристы, руководитель «петрашевцев» и члены его кружка. Многие из политкаторжан оставались в городе, вносили свою лепту в экономическое и культурное развитие, способствовали активизации политической жизни.

ХХ век и его события

Жители Красноярска, хотя географически были отдалены от центра, всегда были в курсе событий. Например, революция 1905 года привела в декабре этого года к созданию Красноярской республики. После 1917 года начался отсчет теперь уже советской истории города, в которой было множество славных страниц.

В годы Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано множество предприятий и работников, которые внесли свой вклад в победу над фашизмом. Красноярск входит в число самых крупных городов не только Сибири, но и всей Российской Федерации.

Ольга Соколова

Все статьи автора

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Наш канал в Yandex дзен

Интересное

  • Красноярск
  • Карта Сибири
  • Карта Красноярска
  • Фото Красноярска

Что еще почитать?

  • Метро Новосибирска: карта, описание, фото
  • Герб Новосибирска
  • Герб Новосибирской области
  • Герб Алтайского края
  • Герб Иркутска
  • История Новосибирска
  • Герб Иркутской области
  • Герб Красноярска
  • Герб Омска
  • Герб Красноярского края

Все статьи

Категории Красноярска

  • Набережные
  • События
  • Пешеходные прогулки
  • Походы
  • Spa

Достопримечательности

Красноярска

Все достопримечательности

Отели

Красноярска

Все отели

Туры со скидками

 

Все туры

Добраться самостоятельно до Красноярска

Откуда

Статьи набирающие популярность

Все статьи

Вконтакте

Одноклассники

Скопировать

Краткая история Красноярска в датах

Урочище Красноярск — очень удобное место для проживания; человек осваивал территорию города с глубокой древности. Поселения древних людей на территории нынешнего города были обнаружены достаточно давно, ещё в XIX веке и были отнесены к эпохе верхнего палеолита (около 35 тысяч лет назад). Есть сведения о более древних стоянках на территории будущего города. В первые века нашей эры сюда пришли предки кетоязычных народов — ассанов, коттов, калмажей, полностью исчезнувшие к началу XVIII века. Позднее в междуречье Енисея и Качи жили такие народы, как аринцы и качинцы. Их поселение называлось «Кызыл-яр-Тура», то есть «город красного берега».

Перед приходом русских территория современного Красноярска входила в Езерское княжество енисейских кыргызов. Гора Кум-Тигей, вероятно, была священным местом качинцев. Летом 1927 года экспедиция музея Приенисейского края под руководством сибирского археолога С. А. Теплоухова обнаружила на Караульной горе, где ныне располагается Часовня Параскевы Пятницы, богатое захоронение XIII—XIV веков. Богатство предметов, обнаруженных в могильнике может свидетельствовать о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, вероятно, и правили этой территорией.

Местность, на которой впоследствии был построен Красноярск, стала известной русским ещё в 1608 году. В этом году казаки из Кетского острога, под предводительством енисейско-остяцких князьков Урнука и Намака, отправились вверх по Енисею, с намерением найти «новыя землицы», а затем присоединить их к владениям московского царя. Плывя вверх по Енисею, казаки встретили землю, которою владел аринский князёк Тюлька, и назвали её «Тюлькинскою землицей». Это название удержалось до построения Красноярского острога и ухода аринцев. Аринцы, поддерживаемые не только качинцами, но и енисейскими киргизами, долгое время не соглашались платить ясак русским и принимали все меры к удалению последних с занятого ими места. С этою целью они почти беспрерывно беспокоили их набегами, которые, в конце концов, стали настолько опасными, что казаки решили обратиться к Енисейскому воеводе с просьбою о помощи и защите.

Есть все основания для того, чтобы относить воцарение русских на этой территории к более раннему периоду, чем сейчас принято считать. Также есть мнение, что Красноярск был основан не в 1628 году, а примерно на четверть века раньше этой официально признанной даты: ведь если он был назван Новокачинским острогом, значит, был и Старокачинский или просто Качинский. Предполагаемое место расположения острога — впадение Бугача в Качу. Подтвердить это возможно археологическими раскопками.

Первым гербом и печатью города была личная печать Ивана IV Грозного.

Енисейский воевода Яков Хрипунов, имея в своём распоряжении «для разных поручений и посылок в дальние земли» дворянина Андрея Дубенского, которого он привёз с собою из Москвы в 1623 году, послал его осмотреть землю, занятую казаками и, найдя на ней удобное место, распорядился построить острог для защиты от нападений местных племён. Дубенский нашёл удобное место для постройки острога, составил план и с ним для его просмотра и утверждения отправился в Москву. Представленный план в Москве одобрили и разрешили приступить к постройке острога.

По возвращении из Москвы Дубенский, взяв с собой триста казаков, в конце 1627 года отправился из Енисейска для закладки нового острога. 19 августа 1628 года русскими был построен «малый» острог и назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, составляющего толщу левого высокого берега реки Качи, ниже Красноярска, напротив Татышева острова[25][26]. Этот день считается днём основания Красноярска. С 1631 года Красноярский острог стал центром уезда.

В 1659 году был возведён «большой» Красноярский острог. Строительство нового острога, почти сразу же ставшего центром сбора ясака, вызвало недовольство местного населения, состоявшего в основном из данников, «кыштымов» енисейских кыргызов, правители которых, в свою очередь, являлись вассалами государства Алтан-ханов (Северо-Западная Монголия). В 1667 и 1679 годах острог дважды осаждался сильным войском кыргызского хана Иренека.

В 1690 году Красноярский острог получил статус города. Растущее социальное неравенство населения и рост воеводских злоупотреблений привели к народному возмущению 1695—1700 годов, известному как «Красноярская шатость».

Служилые люди и их семьи долгое время оставались главными жителями Красноярска. В 1671 году из 242 дворов казакам принадлежало 227, а в 1713 году — 292 двора из 317. В 1708 году население города составляло 849 человек, а в 1713 году в нём проживало 1295 мужчин и 1217 женщин.

В 1722 году Фридрих Иоганн Табберт-Страленберг и Даниил Готлиб Мессершмидт впервые определили точное географическое положение города с помощью астрономических наблюдений. В 1733—1734 годах в Красноярске жил Витус Беринг, готовивший провиант и снаряжение для своей экспедиции.

Постепенный рост Красноярска начался с приходом в город в 1735 году Сибирского тракта (сейчас федеральная трасса Р255 «Сибирь»), связавшего Красноярск с Ачинском, Канском и другими частями страны. Однако ещё в 1772 году население города составляло всего около двух тысяч жителей, и Красноярск оставался небольшим уездным городом.

В 1734—1743 годах в Красноярске жил и работал немецкий учёный-естествоиспытатель и путешественник Иоганн Георг Гмелин, оставивший интересное описание быта и нравов местных жителей:  «Мы торопились, чтобы ещё днём приехать в город, и через деревни Берёзовку и Лодейку вечером около пяти часов счастливо прибыли в Красноярск. Служивые живут здесь очень хорошо и большей частью зажиточно» — так писал академик про город и его жителей. Тогда была описана кабарга, исследованы Бирюсинская и Овсянская пещеры.

В 1756 году неподалёку от Красноярска был основан железоделательный завод купца Н. Власьевского.

В 1759 году в городе была открыта школа для обучения детей духовенства на латинском языке.

В 1771—1773 годах Красноярск трижды посетил и, в общей сложности, провёл в нём целый год известный российский учёный академик Петер Симон Паллас, обнаруживший 680-килограммовый обломок метеорита, названный позже Палласовым железом или «Красноярском». Здесь Паллас написал две из трёх книг своего труда «Путешествие по Сибири», в который включил подробный естественно-экономический очерк состояния города и уезда[30]. В 1772 году метеорит был отправлен в Петербург.

После сильного пожара 1773 года, оставившего в Красноярске только тридцать домов, из Тобольска был прислан сержант геодезии Пётр Моисеев, составивший для города новую линейную планировку петербургского типа. Это стало началом современного Красноярска.

В 1784 году в городе была открыта первая в России уездная публичная библиотека.

Александр Радищев, будучи в Красноярске проездом в 1791 году, возвращаясь из ссылки, писал: «В правой стороне открывается каменный хребет, которого видны в иных местах острые и голые концы. В левой стороне берега гористые, наконец, к Красноярску безлесисты и красностью своей показывают изобильную железную руду. Енисей течет меж гор, оставляя в лощинах к нему прилежащих, места изобильные. Красноярск имеет положение, как некоторые города в Альпах. Правый берег вдоль идет высок и горы неровные. Левый берег высок же, но поверхность его ровна».

В 1805 году на Караульной горе в память о стоявшей здесь казачьей сторожевой вышке была построена деревянная часовня.

В 1819 году в городе было открыто уездное училище с полным курсом начального обучения.

С 1822 года Красноярск стал центром образованной тогда же Енисейской губернии.

В 1828 году в Красноярске вышел в свет один из первых в Сибири литературно-художественных журналов «Енисейский альманах».

В 1833 году близ Красноярска был основан Знаменский стекольный завод. В 1853 году при заводе была построена фаянсовая фабрика, выпускавшая блюда, тарелки, миски, чашки, умывальники, соусницы и другие необходимые в быту предметы.

В 1834 году в городе был основан городской сад, ныне Центральный парк.

В 1845 году на Новобазарной площади состоялась закладка крупнейшего в Сибири Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Константина Тона.

В 1846 году была открыта публичная библиотека, существующая по сей день.

В 1855 году на Караульной горе вместо деревянной часовни была возведена каменная.

В 1858 году в городе было отмечено первое землетрясение.

Во времена Российской империи город был одним из мест политической ссылки. Восемь декабристов было сослано в Красноярск после подавления восстания 1825 года. С декабря 1860 года по март 1864 года здесь жил и работал организатор петербургского революционного кружка «петрашевцев» М. В. Буташевич-Петрашевский.

В 1863 году было открыто пароходное движение по Енисею. Тогда же в городе начала работу телеграфная станция.

В 1889 году в Красноярске был открыт городской общественный музей, была открыта первая в Сибири фельдшерская школа. В 1890 году здесь был торжественно открыт отдел Императорского Московского общества сельского хозяйства.

Антон Чехов в путевых очерках «О Сибири» в 1890 году писал: «Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала до самого Енисея…» «Природа же, которую боготворят инородцы, уважают наши беглые и которая со временем будет служить неисчерпаемым золотым прииском для сибирских поэтов, природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея». «На этом берегу Красноярск — самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные».

В 1891 году в Красноярске останавливался наследник русского престола, позже император Николай II. Тогда же в городе в магазине купца Гадалова впервые появилось электрическое освещение.

В 1892 году в Красноярске заработала первая телефонная станция.

В 1894 году в городе было открыло первое в Сибири техническое железнодорожное училище.

Дальнейший рост города был связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. После заключения в 1893 году российским правительством торгового договора с Великобританией из Шотландии вышел совместный русско-английский караван под командованием английского капитана Виггинса. Гружёный железнодорожными рельсами караван преодолел Северный Ледовитый океан, Карское море и благополучно достиг устья Енисея. От селения Гольчиха рельсы были переправлены по Енисею до Красноярска. Эта экспедиция первой проложила северный путь из Европы в Сибирь.

В 1895—1896 годах осуществлялось строительство Главных железнодорожных мастерских.

В 1895—1896 годах в городе неоднократно останавливался и работал министр путей сообщения Российской империи князь М. И. Хилков, в честь чего в городе установлена мемориальная доска.

В 1901 году открыт Красноярский отдел Русского Географического общества.

В декабре 1905 года в городе существовала Красноярская республика.

В 1912 году дала ток водопроводно-электрическая станция мощностью 450 кВт.

В 1913 году в Красноярске был построен первый городской водопровод.

В том же году в Красноярске останавливался знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В книге «В страну будущего» позже он вспоминал:   «Итак мы достигли Красноярска — цели, к которой так долго стремились… Мы посетили городской парк, который слывёт лучшим во всей Сибири… Улицы в городе широкие и прямые, на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окружённой горами…»

В 1920 году в Красноярске была расстреляна создательница первого в истории русской армии женского батальона Мария Бочкарёва.

В 1932 году пущен городской автобус, в 1935 году — паровой трамвай.

В советские годы Красноярск стал одним из крупнейших городов Сибири и РСФСР.

В 1928 году появился аэродром.

В 1934 году Красноярск становится административным центром Красноярского края.

Во время Великой Отечественной войны в город было эвакуировано множество заводов из Европейской России.

31 августа 1951 года решением Правительства РСФСР Красноярск был отнесён к городам республиканского подчинения, но 3 июня 1958 года вновь стал городом краевого подчинения.

В 1952 году было построено здание речного вокзала.

В 1958 году пущен трамвай на электрической тяге, в 1959 году — троллейбус.

После распада СССР город испытал некоторую депопуляцию, но уже в конце XX века стал вновь расти.

В 1995 году начато сооружение Красноярского метрополитена.

В 2006 году в городе был организован первый из российских федеральных университетов Сибирский федеральный университет.

До 2010 года Красноярск имел статус исторического поселения, однако приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.

10 апреля 2012 года Красноярск стал четырнадцатым в России городом-миллионером.

29 октября 2015 года торжественно открыт четвёртый автомобильный мост.

 

Сибирь — пустая земля, полная противоречий

Рождественские предложения | Сибирь

Бескрайние просторы России — родина искусства, свободы, истории и многих-многих деревьев

| ИРКУТСК, КРАСНОЯРСК, НОВОСИБИРСК И ТОМСК

H НА ПОЛНОМ МЕЖДУ Москвой и Тихим океаном находится город Красноярск. В его сердце, на берегу могучего Енисея, стоит бруталистское здание, заключенное в гранит. Построенный в 1987 году, это был последний из музеев Ленина, которые Советский Союз даровал достойным провинциальным городам для демонстрации достижений социализма. Сейчас это художественный музей. А когда наступает ночь, на одной из его суровых стен проецируются гигантские буквы: СВОБОДА.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Свобода, или свобода, не первое, что приходит в голову западному человеку при упоминании о Сибири; обширный регион скорее ассоциируется с оковами, изгнанием и страданиями. Это слово мало ассоциируется с современной Россией. Но это слово подходит.

Проекция на стене Красноярского музея не менее географична, чем политична: дань бескрайним просторам Сибири, ее высокому небу и рекам, которые текут так быстро и так полно, что вода в них скорее испарится, чем замерзнет. Это также и историческое утверждение: Сибирь на протяжении столетий воспринималась как гостями, так и местными жителями как место свободы. Но в той же мере и иронично: Сибирь была местом наказания и ссылки задолго до советского ГУЛАГа.

В музее вы найдете гораздо больше иронии. Широко представлено художественное направление под названием «Сибирский иронический концептуализм». «Ирония и самоирония — способ выживания в Сибири, — говорит Вячеслав Мизин, художник из Новосибирска. Он и его партнер, именующие себя «Синими носами», производят произведения, которые наполняют сибирский пейзаж американскими рок-звездами, высмеивая как государственную пропаганду, так и либеральные фетиши. Если вы не способны на иронию, говорит г-н Мизин, «вы становитесь скотиной. Чем тяжелее условия, тем больше вам это нужно». Неизвестно, являются ли условия климатическими, политическими или духовными.

Эта сибирская школа менее интеллектуальна, чем концептуальное искусство в Москве. Он более грубо-гротескный и откровенно-издевательский. Он воплощает сибирское убеждение, существующее далеко за пределами мира художественных галерей: что Сибирь является одновременно сущностью России и отделена от нее.

Самое известное произведение этого движения называется «Соединенные Штаты Сибири». В начале 2010-х годов Дамир Муратов, художник из древней столицы Сибири Тобольска, примерно в 1500 км к западу от Красноярска, взял старую деревянную дверь и разрисовал ее зелеными и белыми горизонтальными полосами, полем снежинок в верхнем левом углу. Это была дань уважения американскому художнику Джасперу Джонсу, который в 1950-е годы впервые поставили вопрос о том, отличалось ли изображение флага от самого флага, и если да, то что символизировало такое нечто.

Картина господина Муратова тоже не была флагом. Он не представлял страну, а лишь предполагал ее, и он не летал по ветру. Для г-на Муратова ветер — это сущность флага. «Самое главное — это движение воздуха», — говорит он. «Где есть ветер, там и флаг». Но поскольку безветренная деревянная картина все еще похожа на флаг, она явно напрашивается в качестве символа: негосударственности, художественной свободы, свободной от всякой власти анархии, кроме бескрайних горизонтов таежных лесов и узоры падающего снега.

Новые миры

Симметрии между Сибирью и Северной Америкой уходят корнями в глубь веков. Российская колонизация Сибири началась в царствование Ивана Грозного — примерно в то же время, когда елизаветинская Англия начала осваивать свой новый мир. Уолтер Рэли из Сибири был дерзким казаком по имени Ермак. Раньше он был рейдером на Волге, но был нанят семьей Строгановых в попытке расширить свою торговлю мехом, захватив Сибирское ханство. В 1582 г. в сопровождении около 800 человек он пересек Урал и закрепился в Сибири. Он утонул через три года, но экспансия России продолжалась с головокружительной скоростью, оттесняя монгольских бурят, тюркских якутов, самодийских ненцев и другие коренные или, по крайней мере, оседлые народы. К 1648 г. территория, находящаяся под их властью, простиралась вплоть до Охотского порта на побережье Тихого океана.

О Ермаке известно гораздо меньше, чем, скажем, о Рэли или сэре Френсисе Дрейке. Но отсутствие подробной биографии не помеха для того, чтобы стать народным героем. В романтической мифологии XIX века он стал олицетворением энергии и предприимчивости вольных поселенцев, переселившихся на восток, в земли, где никогда не было крепостного права, сражавшихся, смешивавшихся и ассимилировавшихся с теми, кого казаки вытесняли при этом. Как писал Николай Ядринцев, историк XIX века, много сделавший для создания мифов об основании края: «Сибирь по своему происхождению есть продукт самостоятельного, а не государственного движения и творческих сил народа… это было позже угнано и регламентировано государством».

Регулируется — и эксплуатируется. Его притязания на земли, захваченные Ермаком и его казаками, превратили Московское княжество, второстепенное княжество, в крупнейшую в мире континентальную империю. В последующие столетия щедрость Сибири поддерживала Российскую, Советскую и постсоветскую империи. Источник ценных мехов и соли в 17 веке, драгоценных металлов и золота в 19 веке, нефти и газа в 20 веке, просторы Сибири были для России чем-то вроде того, чем Запад был для Америки. По ощущениям тоже было похоже. «Боже мой, как далека здесь жизнь от России», — писал Антон Чехов, путешествуя по Сибири. «Я действительно чувствовал, что нахожусь вовсе не в России, а где-то в Патагонии или Техасе».

Ключевое отличие, однако, в том, что Россия не продвинулась дальше извлечения богатств из этих пустынных земель. До трех четвертей того, что страна экспортирует, приходится на Сибирь. Рента, извлекаемая из этих различных ремесел, по-прежнему позволяет России справляться с экономическими кризисами, не модернизируя свою экономику и не отказываясь от самодержавия и государственной монополии, как это было в прошлые века.

В книге, опубликованной в 2003 году, Клиффорд Гэдди и Фиона Хилл (более известные в последнее время своими показаниями Конгрессу во время слушаний по импичменту президента Дональда Трампа) называют это «Сибирским проклятием». Они утверждают, что размер Сибири, ее экстремальный климат и ее неправильное развитие русскими правителями сдерживают всю Россию. «По сути, — резюмируют они, — чтобы стать экономически конкурентоспособной и добиться устойчивого роста, России необходимо «сжаться». Она должна сжимать не свою территорию, а свою экономическую географию».

Торговля через Урал шла не только в одну сторону: в обмен на ее ресурсы в Сибирь отправляли преступников, проституток, диссидентов и революционеров. В «Мертвом доме», истории сибирского изгнания, Даниэль Бир отмечает, что «метафоры со временем менялись, но основное убеждение оставалось, что Сибирь была вместилищем собственного беспорядка империи».

Это должно было очистить Россию, а не изменить Сибирь. Но некоторые ссыльные не могли не внести перемены, особенно декабристы. Молодые люди, которых встречали по всей Европе во время наполеоновских войн как освободителей, они вернулись домой в Россию, проникнутые идеалами свободы, государственности и республиканизма. 26 декабря 1825 г. они подняли вооруженное восстание в Петербурге. Это не удалось. Пятеро были повешены; 121 был отправлен на восток.

Вместо забвения они обрели надежду. Николай Басаргин, 26-летний декабрист, писал в своих дневниках: «Чем дальше мы путешествовали в Сибирь, тем притягательнее казалась она в моих глазах. Простой народ казался свободнее, живее и образованнее наших русских крестьян, особенно крепостных». Местные жители, подумал он, очень похожи на американцев. «Нет сомнения, — писал Басаргин, — что Сибирь стояла бы особняком по сравнению с американскими Штатами, этой молодой республикой, быстрый рост материального и политического значения которой так поразителен и по отношению к достоинству, и к правам человека». ».

Декабрьская весна

Наследие декабристов пережило падение Российской империи и большевистскую революцию. В 1970-е годы дом семьи декабристов в Иркутске стал музеем атмосферы и местом паломничества советской интеллигенции. В знак достоинства и неповиновения сибирское издательство выпустило серию мемуаров декабристов. Если вы видите это наследие и в снежинках и полосках Муратова, возможно, вы не ошиблись.

Когда в 1861 году в остальной России было отменено крепостное право, туда стекались миллионы вновь свободных, но безземельных, при содействии Российского государства. Транссибирская железная дорога, уступавшая только самому Санкт-Петербургу в качестве царского наложения современности на ландшафт, распространила их между новыми процветающими городами и поселениями между ними. Элегантная классическая архитектура 19Иркутск 19-го века и тонкий орнамент деревянных домов в стиле модерн в Томске до сих пор сохранились среди серых советских многоквартирных домов и эклектичных постсоветских уродств, свидетельствуя о вкусах, деньгах и энергии, которые превратили приграничные форты в процветающие и культурные города.

Сибирь, богатая ресурсами и талантами, лишена широких свобод. Он считал себя колонией, и ему не нравился этот статус, особенно когда перед словом стоял модификатор «штрафной». Сибирская интеллигенция, студенты и журналисты воспитывали новый регионализм. Они не хотели независимости. Они хотели, чтобы Сибирь реализовала свой потенциал как лучшая часть России — как то, чем Россия могла бы стать. Как утверждал Ядринцев в «Сибири как колонии»: «Взгляды и кругозор русских людей расширяются вместе с русской границей… Какова бы ни была история этой земли, ее нельзя лишать своего будущего». Америка снова была образцом.

4 июля 1918 года, после большевистской революции, Сибирь заявила о своем суверенитете. Он не смог удержаться и в конце концов пал перед большевиками, многие из которых отсидели в заключении в этом регионе. Они продолжали поступать с другими так же, как поступали с ними в промышленных масштабах. Ссыльные поселения царской эпохи были превращены в лагеря рабского труда.

Тем не менее, даже когда страна погрузилась в великий сталинский террор, Сибирь сохранила свое романтическое очарование; его чувство быть местом убежища. Осип Мандельштам, один из самых значительных русских поэтов 20 века, вскоре погибший в ГУЛАГе, описал этот парадокс в 1931. В переводе Владимира Набокова:

На плечи мои набрасывается век волкодава,
но не волк по крови я;
лучше, как шапку меховую, засуньте меня в рукав
теплых шуб сибирских степей,

Веди меня в ночь, где течет Енисей,
и сосна тянется к звезде,
потому что я не волк по крови,
и несправедливость скривила мне рот.

После смерти Сталина в 1953 году зародилась новая надежда. Новосибирск, примерно в 800 км к западу от Красноярска, был выбран местом для нового научного городка или Академгородок , который ускорит переход Советского Союза в коммунистическое будущее. В нем приняли участие, в частности, физики-ядерщики, работающие над термоядерным синтезом, и лингвисты, обдумывающие, как общаться с инопланетянами в космическом будущем, открытом Юрием Гагариным.

Другие футуризмы приветствовались меньше. В 1970-е годы в регионе были реализованы новые огромные промышленные проекты под эгидой коммунистического союза молодежи. Один из первых сибирских летописцев радовался, что «воздух наверху весёлый». Не раз заводы начинались. Воздух был отравлен, а реки запрудили, поглотив целые деревни. Люди были в ярости, и 19Понятие отдельной идентичности всплыло в X веке, особенно в творчестве сибирских «деревенских писателей». В 1987 году в Иркутске, городе, где в 1920 году был казнен Александр Колчак, адмирал Императорской армии, признанный многими странами главой российского государства, прошла первая в истории Советского Союза массовая антиправительственная демонстрация. Он был направлен на варварский план по сбросу отходов бумагоделательной фабрики на берегу Байкала в реку, которая снабжала город водой.

Когда советская империя окончательно рухнула, Борис Ельцин, новый президент России, пообещал регионам страны «столько суверенитета, сколько они смогут проглотить». Сибирь должна была получать 10% всех доходов, получаемых от ее природных ресурсов. Близость региона к Дикому Западу вернулась с удвоенной силой, когда олигархи, местные преступники и аферисты боролись за господство. Томск, где располагался университет, служивший интеллектуальным центром регионализма в XIX веке, превратился в один из самых политически ярких городов России с критически настроенным независимым телеканалом — 9.0011 TV2 — и конкурентная политика.

Все это было против Томска, когда президент Владимир Путин начал укреплять свою власть. Михаил Ходорковский, глава ЮКОСа, крупнейшей компании Сибири, был заключен в тюрьму. Так случилось и с мэром Томска, судьба которого стала предостережением для наглых региональных политиков. ЮКОС был расчленен. ТВ2 снят с эфира в 2014 году.

Митинг-мэшап

В 2004 году, в год первого суда над Ходорковским, художник Артем Лоскутов увидел в Новосибирске первомайское шествие в советском стиле, в котором участвовали рабочие маршировали под портретами заводских начальников и логотипами своей продукции. Афиша стриптиз-клуба, раскрашенная в стиле пропаганды Великой Отечественной войны, требовала от клиентов «капитуляции» и обещала «победную» рюмку водки. «Все это было абсурдом, — вспоминает Лоскутов. Восторженные и удивленные, он и его друзья присоединились к ним, неся плакаты с лозунгами, такими как «Что-то вроде этого» и «О!». Так появилась новосибирская группа «Современный арт-терроризм», деконструировавшая демонстрацию, пока она не стала просто, как они выражались, «монстрацией».

Сначала это было просто забавно. Но по мере того, как Россия все глубже погружалась в авторитаризм, а вместе с ним и в государственное вмешательство в искусство, чудовища росли в размерах и содержании. «Не учите нас жить, а то мы вас научим», — гласил их главный лозунг в 2008 году. Через два года: «Если все так начнут ходить, какая будет анархия?!» Примеру Новосибирска стали подражать и другие города. Господин Муратов начал раскрашивать свой «флаг».

Отвечая на будничный сюрреализм путинской России, Василий Слонов, ироничный концептуалист из Красноярска (на фото чья хэви-металлическая корона, высмеивающая западную поп-культуру), перевернул один из лозунгов из Парижа 1968: «Будь невозможным, требуй реальности». Перед выставкой в ​​Москве в 2018 году он выставил на Красной площади игрушечного мишку с таким лозунгом. Впоследствии медведь был задержан полицией, и с тех пор о нем ничего не было слышно.

В маленьком переполненном новосибирском баре, иронично (конечно) оформленном под советскую эпоху пивная (пивная дыра), что поражает в таких художниках и их интеллектуальных партнерах по возрождению сибирского регионализма, так это их самоуверенность . Они не спорят о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии и сможет ли она когда-нибудь стать «нормальной» страной — вопросы, над которыми мучаются в модных московских кафе. Для них это нормальная страна: Сибирь, населенная «стихийными евразийцами», людьми, которые прислушиваются к собственному здравому смыслу, а не к повестке дня, проталкиваемой Кремлем или московскими либералами.

Когда после вторжения 2014 года российская госпропаганда нагнетала патриотическую истерию под лозунгом «Крым наш», демонстранты ответили «Ад наш». Когда Кремль потребовал федерализации Украины, художники объявили марш за федерализацию Сибири и «создание Сибирской республики в составе Российской Федерации». Его лозунгом было «Хватит кормить Москву». Российские власти запретили марш и заблокировали интернет-страницу, рекламирующую его. Как и ожидалось, это вызвало гораздо больший резонанс в СМИ, чем сам марш: концептуальная политика, рожденная концептуальным искусством, и тем более могущественная от него.

«У всех сибирских городов разные проблемы, но общая обида на Москву, — объясняет Михаил Рожанский, историк и социолог из Иркутска. И хотя на бумаге Сибирь ничем не отличается от любого другого региона России, на деле она сохранила некоторую автономию. И чем упорнее Кремль пытается объединить страну, тем сильнее становится чувство разобщенности. Возможно, это просто функция размера. В такой большой стране люди полагаются на себя и друг на друга; они не возлагают больших надежд ни на одного политика и принципиально отвергают власть. Это дает им самую сильную черту страны самого отличительного вклада России в политический дискурс: анархии.

В 1898 году князь Петр Кропоткин, отец анархо-коммунизма, писал, что в Сибири он «понял, что административная машина [государства] не может принести людям никакой пользы… В Сибири я потерял всякую веру в государственную дисциплину и был готов стать анархистом». В последние дни Советского Союза Гражданская оборона (Гражданская оборона), культовая панк-группа из сибирского города Омска, вдохновляла своих поклонников песнями: «Убей государство в себе» и «Наша правда, наша вера, наша дело есть анархия».

Протестовать сейчас в Сибири проще, чем в остальной России, да и политика свободнее. По большей части эта свобода осуществляется только локально. Но в 2019 году Александр Габышев взялся за его расширение в очень сибирском ключе. Хотя некоторые коренные сибиряки обратились в христианство после прихода русских, а некоторые исповедуют буддизм, некоторые до сих пор исповедуют шаманизм. Г-н Габышев называет себя воином-шаманом. Весной он отправился из родной Якутии, таща за собой телегу, а за ним десяток последователей. Его пунктом назначения была Москва, «сердце зла»; его цель состояла в том, чтобы изгнать темные силы, воплощенные г-ном Путиным, зажег огонь на Красной площади и совершив ритуал с бубном.

По мере того, как он продвигался вперед, число его последователей росло как в дороге, так и в Интернете. «Отныне Путин вам не закон. Живите свободно. Таков закон», — проповедовал он — отчасти Кропоткин, отчасти Алистер Кроули, оккультист. Затем однажды ночью к его лагерю прилетела группа спецназа и отправила шамана на самолет в Якутию. Там его ненадолго поместили в психиатрическую больницу, после чего ему приказали больше не покидать Якутию. Amnesty International объявила его узником совести.

Г-н Габышев сравнивает себя с гусеницей, которая «знает, что из этого кокона выйдет быстрее, сильнее и мудрее». В идее шамана, освобождающего Россию, есть свой сюрреализм.

Невиданная доблесть

Но он не единственный, кто верит, что очищение может прийти с востока на запад. В 2013 году либеральный экономист Владислав Иноземцев и бывший губернатор Красноярского края Валерий Зубов написали ответ на «Сибирское проклятие» под названием «Сибирское благословение». Они утверждают, что «в такой огромной и сверхцентрализованной стране, как Россия, [модернизация] не может исходить из центра, потому что центр является главным бенефициаром системы погони за рентой». Сибирь — «пробуждающаяся колония, освобождающая себя» — не восточная провинция России. Скорее Москва — это город к западу от Сибири, остро нуждающийся в реформах и анархии, веселом небе и иронии, а может быть, и в шаманизме.

Как выразился Сергей Ковалевский, хранитель музея в Красноярске, «в Сибири возможно все».

Похожая мысль пришла в голову Чехову, когда он остановился в Красноярске. «На Волге человек начал доблестью, а кончил стоном, который называется песней. На Енисее жизнь началась со стона и закончится доблестью, о которой мы и мечтать не можем. Вот что я думал, стоя на берегу широкого Енисея: какая сытая, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Большая часть Красноярска, который Чехов мог бы увидеть в 1890-х годах, давно исчезла. Но что-то от этой мысли осталось, каждую ночь проецируясь на здание, которое когда-то было музеем Ленина.■

Эта статья появилась в разделе «Рождественские предложения» печатного издания под заголовком «Ирония свободы».

Рождественские предложения 21 декабря 2019 г.

  • Как возвращают к жизни старые печатные станки мира
  • Что нужно, чтобы стать детективом камеры смертников?
  • Заглянуть внутрь фабрики, вокруг которой вращается современный мир
  • Таинственная жизнь и времена угрей
  • Как Китай сделал пианино своим собственным
  • Как планеты получили свои пятна
  • Могут ли технологии планировать экономику и разрушать демократию?
  • Тяжелые времена и горячие точки в самом разнообразном районе Африки

Из выпуска от 21 декабря 2019 г.

Узнайте истории из этого раздела и другие в списке содержания

Ознакомьтесь с выпуском

Повторно используйте этот контент

Давно потерянная Сибирь появляется в работах забытого фотографа

Делиться

На фотографии выше изображена сцена в сибирском городе Красноярске в 1909 году, на которой мужчина ведет телегу, запряженную… волками! Это оригинальное средство передвижения навсегда вошло в историю благодаря фотографу Людвигу Вонаго (1872-1919 гг.).35), который в начале ХХ века создал увлекательную наглядную хронику жизни города в 4000 км к востоку от Москвы.

Коллекция его фотографий более 80 лет хранилась в безвестности в архивах Красноярского краевого историко-краеведческого музея. Но теперь вышла книга, посвященная творчеству Вонаго, Photographer On The Road. Он содержит 90 фотографий, сделанных с 1905 по 1933 год.

Людвиг Вонаго осматривает степи под Красноярском 30 июля 19 года.08.

Коллекция фотографий Вонаго запечатлела такие события, как революция 1905 года, разрушительный ледоход на Енисее, городские пожары и повседневную жизнь сибирского города.

Вид на Красноярск.

Субъекты запечатлены на стеклянных фотопластинках. Качество изображений настолько высокое, что можно разглядеть даже детали одежды прохожих.

Вонаго фотографирует озеро Шира в 1908 году.

На снимке ниже изображены похороны железнодорожника Михаила Чальникова в Красноярске. Шествие тянется по длинному деревянному мосту через реку Кача, люди несут венки и транспаранты с революционными лозунгами. Это одна из самых ранних фотографий Вонаго, сделанная в 1905.

Чальников убит милицейской пулей при разгоне демонстрации рабочих. Его похороны превратились в новую акцию протеста против власти, в которой приняли участие более 10 тысяч человек. Вонаго сфотографировал процессию с разных ракурсов, а также лица в толпе и ораторов, произносящих речи над могилой.

Тридцать лет спустя красноярский художник Дмитрий Каратанов написал картину «Похороны рабочего М. Чальникова» по фотографии Вонаго.

Каратанов пишет «Похороны рабочего М. Чальникова» в 1935.

На другом фото шаман Петр Сарлин с бубном в руке. Сарлин приехал в Красноярск для участия в «этнографическом вечере», проходившем в Пушкинском городском театре в апреле 1910 года.

Шаманизм был модной темой в то время, и шаманы гастролировали по городам, выступая при аншлагах. На сцене Сарлин провел шаманский ритуал, а в фойе выставлены настоящая шаманская палатка и таежная изба.

Экспозиция в фойе Пушкинского городского театра.

В 1913 году краевой губернатор Яков Бологовский уехал из Красноярска на новую должность в Вологду. На фото ниже Бологовский (в центре) прощается с участницами созданной им же местной сокольской гимнастической группы.

Трудно сказать, какими на самом деле были политические убеждения Вонаго. Похоже, он с таким же энтузиазмом документировал протесты революционных рабочих и патриотические демонстрации Союза русского народа. Скорее всего, он стремился запечатлеть все, что казалось ему важным для истории города.

Люди собираются на молебен за Союз русского народа в Красноярске в 1907 году.

Брат Вонаго, Рейнхольд, служил мировым судьей, но симпатизировал революционерам. Министр внутренних дел Петр Столыпин даже рекомендовал снять его с должности в связи с его политическими убеждениями.

Вместо этого Рейнхольд уехал на восток, некоторое время жил во Владивостоке, а в 1920-е годы вернулся на историческую родину семьи, в Польшу.

Вонаго (в центре) позирует с друзьями-фотографами на озере Шира в 19 лет.08.

Илья Куклинский, автор и составитель книги, посвященной Вонаго, и Александр Ульверт, ее технический редактор, рассказали Радио Свобода «Сибирь.Реалии » об уникальной коллекции фотографа.

«За время работы нам удалось сделать много личных открытий. Например, мы нашли негатив Вонаго гипсовой скульптуры Наполеона. Сейчас этой скульптуры не существует. Куда она исчезла — неизвестно. Уникальное фото с упряжкой волков в центре города.Конечно, в Сибири на волках не ездили.Это любопытный случай, и мы нашли упоминание о нем в газете «Красноярец» в 1909. Была возмущенная статья о том, как человек пытал бедных волков», — рассказал Куклинский.

«Также мы выяснили, что Вонаго был первым спортивным фотографом в Красноярске. В альбоме есть его негатив футбольного матча 1913 года. В то время сделать такое фото было довольно сложно. Сделать снимок, где все бегут, вам нужна очень короткая выдержка, светочувствительная пластина и солнечная погода».

Лесник и фотограф

Почему наследие фотографа стало известно только сейчас?

Куклински и Ульверт говорят, что, хотя коллекция хранится в архивах музея с 1934 года, о самом Вонаго мало что известно.

«Когда я пришел в музей 11 лет назад, я почти сразу начал работать с коллекцией фотографий и негативов, в том числе и Вонаго. На тот момент еще практически ничего не было разобрано. Но почти сразу пришло понимание, что все это богатство должно быть опубликовано», — сказал Куклинский. «Сотрудники музея пытались отсканировать его негативы, но технологии того времени не позволяли сделать это в высоком качестве. Поэтому, когда было принято решение об издании альбома, почти все негативы пришлось сканировать заново. Параллельно мы начали собирать информацию о самом фотографе».

Вонаго родился в 1872 году в Томске, куда его отец, работавший в лесном управлении Ковенской губернии (современная Литва), был сослан в 1864 году «за распространение вредных идей». Это произошло во время подавления январского восстания 1863–1864 годов в Польше и Литве против русского владычества.

Вонаго начал фотографировать столбы заповедника «Красноярские столбы».

В 1902 году Вонаго был назначен лесничим в Енисейском крае и переехал в Красноярск. Рейнхольд уже переехал в Красноярск. Первое упоминание о Людвиге Вонаго как о фотографе связано со знаменитыми столбами заповедника «Красноярские столбы», которые он снял в 1901-02. Вонаго фотографировал как сами скалы, так и различные способы лазания по ним.

Его должность требовала постоянных разъездов, и, скорее всего, это была отличная возможность для начинающего фотографа. В ноябре 1906 года Вонаго написал петицию губернатору с просьбой открыть «специальную мастерскую по увеличению портретов». Он также написал губернатору с просьбой разрешить сфотографировать город, что в противном случае было запрещено.

Крушение поезда под Красноярском в 1917.

Собрав определенный запас материала, Вонаго в 1908 г. выпустил две серии открыток с видами Красноярска и его окрестностей. Даже после его смерти некоторые из его фотографий столбов появлялись на открытках, часто без упоминания его имени.

Ближе к концу жизни Вонаго оставил работу в лесном хозяйстве и устроился фотографом сначала на курорт на озере Шира, а затем на озеро Учум. А в 1931 году стал работать фотографом в Государственном музее Енисейского края (ныне Краеведческий музей). Незадолго до смерти он продал музею более 400 своих стеклянных негативов. Вонаго умер в 1935 лет в возрасте 63 лет от рассеянного склероза. Похоронен на городском кладбище.

Еще впереди

Надлежащее сканирование негативов Вонаго было одной из главных проблем при завершении книги. Ульверт сказал, что это была трудная и кропотливая задача.

«Вонаго фотографировал только на стекло, хотя пленка появилась еще до революции», — сказал Ульверт Азаттыку. «Негатив Вонаго представляет собой стеклянную бромжелатиновую пластину размером 13 на 18 сантиметров. При сканировании с помощью хорошего сканера он предлагает множество возможностей. Вы можете сделать отличный снимок, даже распечатать баннер, если хотите. нам построить книгу по принципу фокусных точек, где на одной странице выставлена ​​вся фотография, а на следующей ее части, часто настолько четкие, что можно опознать человека, сосчитать пуговицы на его одежда.»

Группа избирателей в Государственную Думу от Енисейского района позирует фотографу.

» Аналогичного результата можно было добиться и от пленочного негатива того времени.