Союзы писателей – Дом искусств / Красноярск
Красноярские писательские организации
В настоящее время в Красноярске действуют две писательские организации – это региональные отделения общероссийских писательских союзов.
Красноярское региональное представительство Союза российских писателей насчитывает 40 человек. В разное время в него входили наши известные земляки – Тойво Ряннель, Михаил Успенский, Роман Солнцев, Алитет Немтушкин и многие другие. Председателем организации является Екатерина Андреевна Малиновская, в правление входят писатели и поэты Александр Астраханцев, Александр Ёлтышев, Ольга Гуляева, Елена Тимченко, Рустам Карапетьян.
Красноярское региональное отделение Союза писателей России возглавляет Сергей Николаевич Кузичкин, в организации числится 40 авторов. В их числе – активные представители литературных объединений красноярского края Любовь Карзникова (Дивногорск), Ольга Тараканова (Минусинк), Василий Бурягин (Лесосибирск).
Из истории Красноярской писательской организации
Красноярская писательская организация была создана в 1946 году. Среди ее основателей – первый руководитель писательской организации Сергей Венедиктович Сартаков (впоследствии – секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии СССР). В дальнейшем ее возглавляли – последовательно – Н. С. Устинович (1957–1962), А. И. Чмыхало (1963-1976), Н. И. Волокитин (1976-1979, 1994-1996), В. Н. Белкин (1979-1989), А. Н. Немтушкин (1989-1991), О. С. Корабельников (1991-1993), С. К. Задереев (1996-2000).
За время существования Красноярской писательской организации, с 1946 по 2001 годы, в ней состояло много талантливых, широко известных в крае и за его пределами писателей. Поскольку главным «продуктом» писательского труда является книга – их было достаточно, чтобы удовлетворить спрос читателей края:
– создавали широкие историко-эпические полотна Сергей Сартаков, Алексей Черкасов, Анатолий Чмыхало; работали в жанре исторического романа и повести Михаил Перевозчиков, Жорес Трошев, Владимир Трофимов;
– в жанре очерковой и публицистической прозы, посвященной теме Красноярья, успешно работал Анатолий Зябрев; в этом же жанре работал в Красноярске молодой Валентин Распутин, в дальнейшем – знаменитый российский писатель, Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии СССР. Две первые его книги вышли именно в Красноярске;
– создавали свои краеведческие книги Николай Устинович и Борис Петров;
– создавали военные романы Николай Мамин, Иван Уразов и другие красноярские авторы; писал свои огненные стихи о войне Петр Коваленко;
– в жанре научной фантастики работали Николай Шагурин, Сергей Павлов, Вячеслав Назаров, а также большая группа молодых талантливых писателей – Олег Корабельников, Михаил Успенский, Александр Бушков, Леонид Кудрявцев, Андрей Лазарчук и другие;
– в крае работали поэты старшего поколения Игнатий Рождественский и Казимир Лисовский, а также большая плеяда молодых поэтов-«шестидесятников»: Роман Солнцев, Зорий Яхнин, Владлен Белкин, Аида Федорова;
– в крае работал небольшой, но активный и талантливый писательский отряд представителей малых народов; среди них – зачинатель эвенкийской литературы, поэт и прозаик Алитет Немтушкин, основательница долганской литературы поэтесса Огдо Аксенова, ненецкая писательница Любовь Ненянг.
Книги Анатолия Зябрева, Сергея Павлова, Романа Солнцева и ряда других красноярцев выходили в столичных издательствах; по ним снимались фильмы, снискавшие широкую популярность в стране, ставились спектакли в известных всей стране столичных театрах.
Новый мощный толчок развитию литературного процесса в крае придало возвращение В. П. Астафьева на постоянное место жительства в Красноярск. Приехав сюда признанным литературным мастером со всемирной славой, он плодотворно повлиял не только на творчество молодых писателей, но еще и на всю творческую атмосферу города и края: на театры, на музыкальную культуру, на изобразительные искусства.
В 2001 году, через 10 лет после распада СССР и, соответственно, ликвидации Союза писателей СССР, Красноярская писательская организация разделилась на два «крыла»: Красноярское региональное отделение (КРО) Союза писателей России и Красноярское региональное представительство (КРП) Союза российских писателей.
КРО Союза писателей России, состоящее в то время из 29 писателей, возглавлял Алексей Мещеряков. Состоящий в нем ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Ефимович Зябрев, несмотря на солидный возраст, продолжает жить активной творческой жизнью – в течение двух лет у него вышли книги прозы и публицистики, получившие широкое общественное звучание.
Продолжали тогда активно трудиться на писательской ниве Владимир Шанин, Александр Щербаков, Анатолий Третьяков: у В. Шанина в 2010 году вышла грандиозная эпопея, трехтомный роман-исследование, посвященное жизни и творчеству великого русского художника, красноярца по рождению, Василия Сурикова. А в 2011 году Шанин выпустил книгу воспоминаний. У Анатолия Третьякова вышло несколько поэтических сборников, у Александра Щербакова – несколько книг прозы, в т. ч. в Москве – сборник «Деревянный всадник», победивший в Международном конкурсе детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого.
В 2007-2008 годах Григорий Найда, автор знаменитых «Алюминиевых войн», издал в Москве книги «Теневой пахан» и «Скрытая камера». Писатель из Енисейска А. Бондаренко, автор известного исторического романа «Государева дорога», представил на суд читателей книгу воспоминаний о В. П. Астафьеве «И стонет мое сердце…». Продолжали также активно работать прозаик Анатолий Янжула, критик Раиса Сакова.
Активно и плодотворно работали пришедшие в литературу в начале 21 века поэты Анатолий Кобзев и Андрей Леонтьев, прозаик Тамара Булевич, критик Владимир Замышляев, который впоследствии возглавил отделение Союза писателей России. С января 2023 года КРО СПР возглавляет писатель и издатель Сергей Николаевич Кузичкин.
Плодотворно работали все это время литературные студии, руководимые членами Союза писателей России Владленом Белкиным («Потомки Ермака» в Дивногорске) и Эльдаром Ахадовым («Русло» в Красноярске).
КРО Союза российских писателей в течение многих лет возглавлял Михаил Стрельцов, а затем Рустам Карапетьян. В нем состоял на тот момент 41 писатель, живущие, кроме Красноярска, на огромном пространстве края: в Железногорске, Зеленогорске, Ачинске, Назарово, Енисейске, в пос. Байкит (Эвенкия) и пос. Кошурниково Курагинского района. Членом Красноярского отделения СРП являлся также старейший художник и писатель края Тойво Васильевич Ряннель.
Красноярцы старших поколений, состоящие в Союзе российских писателей, продолжают активно трудиться и издавать свои книги. Так, многочисленные повести и рассказы Эдуарда Русакова публикуются во многих российских журналах, выходят отдельными книгами в Красноярске и Москве, переводятся на многие языки мира. Покойный Михаил Успенский, автор многочисленных романов и повестей в жанре фантастики, издающихся в московских издательствах отдельными многотиражными книгами, а также в коллективных сборниках, является лауреатом около 20 различных российских литературных премий. Публикует свои книги прозы в Москве и Красноярске Александр Астраханцев.
Издавали в Красноярске свои книги писатели старшего поколения Александр Матвеичев, Владимир Селянинов; Нина Шалыгина подготовила и издала трехтомную семейную хронику (сагу) «Царский подарок», в которой проследила историю своих предков вплоть до 16 века и сопоставила ее с историей России.
Писатель-юморист Марат Валеев, переселившийся из Эвенкии в Красноярск, автор нескольких сотен сатирических и юмористических рассказов, публиковавшихся во многих центральных, краевых и местных изданиях, является лауреатом и дипломантом многочисленных всероссийских конкурсов.
Талантливо работают и сейчас молодые писатели, начавшие свой творческий путь уже в 21-м веке: Вячеслав Миронов, Александр Силаев, Артур Черный, Михаил Стрельцов, Рустам Карапетьян, Елена Тимченко, Тина Кошкина. Так, участник первой чеченской войны Вячеслав Миронов, успевший издать в московских издательствах 5 книг, посвященных современной военной теме, стал лауреатом конкурса сетевой литературы «Тенета-Ринет» и Фонда им. В. П. Астафьева. Александр Силаев, издавший в Москве две книги, стал в 2003 г. лауреатом престижной всероссийской премии «Дебют». Творчество Артура Черного, издавшего несколько книг (в том числе и книгу «Чеченский дневник»), отмечено на 1 Международном совещании молодых писателей в Москве «Свой голос».
Продолжали все эти годы активно трудиться на творческой ниве красноярские поэты Марина Савиных, Николай Еремин, Сергей Кузнечихин, Гамлет Арутюнян, а также поэты из красноярской «глубинки»: Сергей Ставер из Назарово, Михаил Мельниченко из Железногорска, Зинаида Кузнецова из Зеленогорска, Виталий Неизвестных из Эвенкии.
Кроме того, члены Союза писателей России и Союза российских писателей регулярно проводят творческие вечера встреч со взрослыми читателями в библиотеках, вузах, со школьниками в средних школах, устраивают презентации своих книг в Доме искусств, в Литературном музее, в Красноярской краевой и городской библиотеках, ездят на встречи с читателями по районам края.
При активном участии красноярских писателей в Красноярске выходят основанный Романом Солнцевым всероссийский литературный журнал «День и ночь», после долгого перерыва снова начал выходить литературно-художественный и краеведческий альманах «Енисей». С помощью краевых литературных грантов «Книжное Красноярье» выходят многотиражные книги и сборники красноярских писателей для пополнения фондов школьных и районных библиотек.
Идут годы, и былые политические разногласия сглаживаются. Красноярское писательское сообщество продолжает работать на ниве культуры, ища новые средства изображения жизни в современных быстро изменяющихся условиях и в то же время продолжая традиции, заложенные красноярскими писателями теперь уже далеких от нас 40-50-60-х годах ХХ века.
Александр Астраханцев
Союз писателей России – Дом искусств / Красноярск
Союз писателей России был образован в 1958 году.
Пятьдесят лет спустя, в 2008 году, председатель СП России В. Н. Ганичев написал:
«В наступившем году исполняется 50 лет со дня образования Союза писателей России, первый съезд которого состоялся в декабре 1958 года. За прошедшее время наш Союз проделал большой творческий путь — сначала в составе Союза писателей СССР, а в последние десятилетия и в «автономном плавании», опираясь лишь на свои собственные силы, верность российских читателей да поддержку ряда мэров, губернаторов и общественно-политических деятелей из числа тех, кто не забыл, что значит писательское слово для родины Пушкина и Некрасова, Гоголя и Достоевского, Толстого и Тургенева, Белинского и Добролюбова.
Оглядываясь на 70-летний период торжества соцреализма в советском искусстве, можно по-разному оценивать идеологическую составляющую той эпохи, но невозможно вычеркнуть из истории нашей литературы романы и повести М. Горького, Н. Островского, М. Шолохова, Л. Леонова, В. Шукшина, стихи и поэмы В. Маяковского, С. Есенина, А. Твардовского, Н. Рубцова и многих других писателей России, принёсших славу не только нашему творческому Союзу, но и всей державе».
К 50-летнему юбилею Союза писателей России Президент Российской Федерации Д. А. Медведев прислал поздравительную телеграмму:
«Уважаемые друзья!
Поздравляю вас со знаменательной датой – 50-летием Союза писателей России.
Все эти годы он объединял талантливых поэтов и прозаиков, способствовал профессиональному росту одарённой молодёжи. И здесь всегда были в чести традиции русской классической литературы и отечественной словесности. И конечно – ценности свободы и просвещения.
Сегодня ваш Союз – это одна из заметных структур гражданского общества. Он активно участвует в культурной жизни страны, реализует интересные гуманитарные проекты, заботится о патриотическом и нравственном воспитании молодёжи.
Уверен, что вы будете и впредь беречь чистоту русского языка, прививать подрастающему поколению любовь к чтению, вести плодотворный диалог с зарубежными коллегами.
Желаю вам дальнейших успехов, здоровья и творческих удач.
Д.МЕДВЕДЕВ»
В этом же юбилейном году Союз писателей России наградили Почётной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: «Награждается Союз писателей России за активную общественно-политическую деятельность и в связи с 50-летием создания Союза».
К 50-летию Союза писателей России почётными грамотами Законодательного Собрания, Министерства культуры Красноярского края и Правления Союза писателей России награждены: Белкин Владлен Николаевич, Буйлов Анатолий Ларионович, Туров Борис Дмитриевич, Сакова Раиса Терентьева, Третьяков Анатолий Иванович, Бондаренко Алексей Маркович, Бояркин Александр Дмитриевич, Ермаков Виктор Иванович, Зябрев Анатолий Ефимович, Кобзев Анатолий Николаевич, Коваленко Петр Павлович, Килькеев Касым Иннокентьевич, Лухтин Николай Алексеевич, Петров Борис Михайлович, Титенко Василий Алексеевич, Уразов Иван Владимирович, Чмыхало Анатолий Иванович, Шанин Владимир Яковлевич, Щербаков Александр Илларионович, Янжула Анатолий Андреевич.
«За книги красноярских писателей, членов СП России, переданные Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину», председатель правления КРО СП России Алексей Мещеряков получил Благодарственное письмо от Правительства Российской Федерации.
Пятьдесят лет назад (если, в контексте, вести отсчёт от юбилейного года), в год создания СП России, в Союз писателей вступил наш Виктор Петрович Астафьев, получивший членский билет, датированный, соответственно, 1958 годом… «К этой поре я написал первую свою повесть «Перевал» и был безоговорочно принят в Союз писателей, с чем меня первым поздравил мой бывший школьный учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский, работавший разъездным корреспондентом от газеты «Правда» и оказавшийся в ту историческую минуту в Москве. Так вот совпало: я поставил первый автограф на первой книге – своему учителю – он первым поздравил меня со вступлением в Союз писателей, а то уж в Чусовом меня начали преследовать, как тунеядца, нигде не работающего, ни топором, ни пилой, ни лопатой, всё остальное здесь трудом не считалось, – написал Виктор Петрович почти сорок лет спустя в своей статье «Подводя итоги», открывающей первый том 13-томного собрания сочинений В. П. Астафьева, изданного в Красноярске («Офсет») в 1997 году. – Я оказался в Союзе, который на протяжении многих лет давал мне право числиться на работе, служил поддержкой и опорой не только мне в нелёгкой и непростой жизни провинциального литератора, поспособствовал крутым и полезным изменениям в творческой жизни. И поклон земной, и спасибо Союзу писателей за это».
Пожалуй, в этой художественной характеристике от нашего классика абсолютно точно схвачены черты того времени, когда Союз писателей СССР (Союз писателей России) был, по факту, той материальной, организационной базой, благодаря которой могли спокойно жить и работать и уже признанные, и начинающие российские писатели. Это ещё и ещё раз подтверждает в своих воспоминаниях В. П. Астафьев: «Вновь созданный Союз – писателей РСФСР – от щедрот своих и административного размаха затеял творческий семинар молодых рассказчиков России… За блаженный месяц, отпущенный мне Богом и Союзом писателей, я должен был не только перезнакомиться с творческим народом, но и пообщаться с Москвой, побывать и в театрах, на выставках и … написать новый рассказ».
– Вам бы, Виктор Петрович, непременно надо поучиться на Высших литературных курсах, – сказала тогда член приёмной комиссии Союза писателей Вера Васильевна Смирнова, объяснив, что при Литературном институте существуют курсы, на которые принимают членов Союза писателей, преимущественно с периферии. – Разумеется, никакой институт, никакие курсы писать Вас не научат, но два года в Москве, в творческой среде могут многое дать человеку, который хочет чего-то добиться и стремится к самоусовершенствованию.
«Я был в творческой командировке от журнала «Урал» аж на Игарке, когда в Заполярный круг долетела телеграмма, что я зачислен на Высшие литературные курсы, и к первому сентября надлежит мне быть в Москве, куда с опозданием на полмесяца я и прибыл», – вспоминал Астафьев.
Как сам Виктор Астафьев «писал время», пропуская его через себя, так и мы с вами пролистаем исторические страницы нашего СП России с помощью наших классиков, ровесников нашего Союза писателей, если говорить о годах их вступления в профессиональный писательский союз. В Союз писателей России, который пользовался тогда всемерной государственной поддержкой. И сегодня мы можем говорить не только о художественной ценности классических произведений, созданных в те далёкие годы, но и об их исторической ценности, что, впрочем, как правило, неразделимо у классиков. Ведь вся история нашей страны, нашего писательского Союза отражена в их книгах, в их воспоминаниях…
Единственное, что, с точки зрения автора этой статьи, просто необходимо прояснить: в чём же отличие Союза писателей СССР и Союза писателей России. Соответственно: почему именно СП России называют правопреемником СП СССР, созданном в 1934 году. И – почему в 2011 году мы отмечали 65-летний юбилей нашей Красноярской писательской организации?.. Безусловно, отвечая на эти вопросы, которые часто задают наши молодые читатели, мы, прежде всего, должны снова и снова обратиться к свидетельствам непосредственных участников исторических процессов, столь далёких для многих из нас.
Итак – первое и, пожалуй, основное: все писатели, состоявшие в Союзе писателей СССР до 1958 года и проживающие на территории Российской Федерации, при образовании Союза писателей России стали – одновременно – и членами СП России. А кто вступал в СП СССР после 1958 года и жил в РСФСР, становился и членом СП России. В эти же времена были созданы союзы писателей и в других союзных республиках. Но мы не будем в формате этой статьи говорить, допустим, о Союзе писателей Грузинской советской социалистической республики или, к примеру, о СП Литовской ССР или Латвийской ССР, равно как и о других СП, созданных в союзных тогда республиках единой страны. Кто заинтересуется, сможет обратиться к тому же ПСС В. П. Астафьева (1 том, статья «Подводя итоги», стр. 17 или – том 13, «Ловля пескарей в Грузии»). Мы же, с помощью наших классиков, наших ветеранов, лишь ответим на вопросы, имеющие прямое отношение к созданию писательских союзов в нашей стране, в динамике их исторического развития, конечно.
«В 1936 году в Красноярске было создано своё книжное издательство. В его главнейшую задачу, естественно, входил выпуск социально-экономической литературы, впрямую связанной с перспективами развития народного хозяйства. А они представлялись огромными, – напишет через пятьдесят лет известный советский писатель Сергей Венедиктович Сартаков. (Нельзя не заметить, что Сартаков начал печататься с 1934 года. Он, получается,- «писательский» ровесник Союзу писателей СССР, созданном в 1934 году Максимом Горьким; далее СП СССР возглавляли Алексей Толстой, Александр Фадеев, Николай Тихонов, Алексей Сурков, Константин Федин, Георгий Марков, Владимир Карпов; сегодня председатель СП России Валерий Ганичев, первый секретарь СП России – Геннадий Иванов.)
С. В. Сартаков:
– Но всё же хорошо, что наряду с социально-экономической и краеведческой наконец-то появилась на земле красноярской и литература художественная. Состоялось это в 1938 году… Вот передо мною лежат первые мои книжки: «Домой», «Депутат», «Совершеннолетние», «Ночь на Ангаре» по одному-полтора авторских листа и «глыба» – сборник из пяти рассказов «Алексей Худоногов»…По сборнику рассказов «Алексей Худоногов» я был принят в Союз писателей СССР… Так же счастливо складывались тогда судьбы и Казимира Лисовского, Игнатия Рождественского, Николая Устиновича. Они тоже выпустили в свет по нескольку книжек, хороших, талантливых, не блекнущих во времени, и тоже получили подписанные А. Фадеевым членские билеты. … Уже в мае 1946 года в Красноярске было создано отделение Союза писателей СССР… Товарищи по перу избрали меня ответственным секретарём отделения».
С 1946 года и ведёт свою летопись Красноярская писательская организация…
Будем считать, что с основными, историческими-«технологическими» вопросами мы разобрались. В 1934 году создан СП СССР. В 1946 году в Красноярске создано краевое отделение СП СССР, бывшее таковым до 1991 года. А в 1958 году – в составе Союза писателей СССР – создали Союз писателей России.
Сегодня наше краевое отделение СП России зарегистрировано по тому же адресу, Мира, 3, где и «при СССР», и после развала СССР располагалась Красноярская писательская организация. Юридически КРО СП России зарегистрировано в Красноярске в 2001 году, поскольку ранее – с 1991 по 2001 год в этом просто не было необходимости. Соответственно, все руководители Красноярской писательской организации с 1946 года были членами Союза писателей России. Поскольку других писательских союзов до 1991 года в России просто не было.
Продолжая разговор о писательских союзах, обратимся к свидетельству нашего современника, известного писателя и краеведа, члена правления КРО СП России В. Я. Шанина. Не премину заметить, что Владимир Яковлевич явно не согласен с историческим тезисом о том, что литература появилась на земле красноярской в 1938 году. (Но рассматривать дальнейшие фрагменты из работы В. Я. Шанина мы будем вовсе не в формате некой «дискуссии по поводу» с С. В. Сартаковым; см. выше. Поскольку Сергей Венедиктович Сартаков, говоря о «появлении литературы» в Красноярске в 1938 году, наверняка имел в виду ВОЗРОЖДЕНИЕ красноярской литературы … Ведь после кровавой революции 1917 года, после братоубийственной гражданской войны, опалившей и наш Красноярский край, в аккурат лет двадцать как-то не до «художественной литературы» было. Тем более не до «государственных книжных издательств» – особенно в Сибири, впрочем, как в других регионах России, далёких от периодически нестабильного центра, чьими горькими революционными плодами долгие годы потом питается российская глубинка.
Фрагменты из литературоведческой, исторической статьи Владимира Шанина «У литературной карты России», написанной в 2003 году:
«Принято считать, что писательская организация в Красноярске образовалась в 1946 году. Официально – да. А неофициально – сто восемьдесят лет назад, когда приехал в наш город, назначенный государём в качестве губернатора в только что утверждённую им Енисейскую губернию Александр Петрович Степанов… Сам не лишённый литературного дара, Степанов любил и повсюду искал людей творческих: писателей, поэтов, музыкантов, художников. Некоторых он привёз в Красноярск с собой, других подыскивал уже здесь и вскоре создал научно-литературное общество «Беседы о Енисейском крае»… Степановские «Беседы» оставили для нас, потомков Ермака, «Енисейский альманах» – первый сборник красноярских литераторов… Степанов понимал, что талантливое творческое окружение может повысить его авторитет, поможет решить многие проблемы в управлении губернией. Заложенный им фундамент оказался прочным, хотя и не всякий губернатор после Степанова поддерживал литераторов. Боялись сатириков. А Степанов не боялся даже И. И. Варламова, получившего прозвище «сибирского Баркова» за его едкие, нескромного содержания басни. … Красноярская литература прошла длительный и порою мучительный путь становления, пережила всех царей и всех губернаторов, три революции и три войны, полыхнувшие по России смертельным огнём, и всё-таки сохранила тот степановский запал, тот сердечник…»
Однако вернёмся в век двадцатый. Первый председатель Красноярской писательской организации С. В. Сартаков уезжает в Москву. (Где он станет Секретарём правления Союза писателей СССР, Героем Социалистического Труда, получит Государственной премию СССР.) Ответственным секретарём красноярского отделения Союза писателей избирают Николая Устиновича, проработавшего на этой должности до 1962 года, до своего последнего дня.
«После Н. Устиновича Красноярскую писательскую организацию тринадцать лет возглавлял А. И. Чмыхало и десять лет – В. Н. Белкин, яркий поэт и патриот России. Дважды избирался на эту беспокойную должность Н. И. Волокитин. Короткое время были руководителями А. Н. Немтушкин, О. С. Корабельников, С. К. Задереев. На их долю выпало, быть может, самое трудное – сохранить единство писательской организации в период, когда в стране уже всё разваливалось: и КПСС, и Советская власть, И СССР, и Союз писателей СССР, и государственное книгоиздательство, не говоря уж о разворованном литфонде, – пишет Владимир Шанин. – Пока в Москве братья-писатели делились на левых, правых, независимых, национальных, международных и ещё каких-то, в Красноярске тоже началось брожение. Часть молодых писателей отошла вправо, завела свой толстый журнал «День и ночь» во главе с Романом Солнцевым, объявив, что она является отделением Союза российских писателей, вышедшей из недр литературной группы «Апрель». Оставшиеся же 27 членов Союза писателей России в срочном порядке избрали своё правление…»
В 2001 году Красноярское региональное отделение Союза писателей России возглавил Александр Илларионович Щербаков. С февраля 2007 года обязанности председателя правления КРО СП России исполнял Алексей Николаевич Мещеряков. 18 января 2008 года состоялось очередное отчётно-выборное собрание Красноярского регионального отделения Союза писателей России, избравшее новый состав своего Правления. В Правление КРО СП России вошли известные и заслуженные писатели и поэты Красноярского края: Анатолий Третьяков, Александр Щербаков, Борис Петров, Владимир Шанин, Виктор Ермаков, Анатолий Янжула, Григорий Найда, Борис Туров и Алексей Мещеряков. На первом заседании 2008 года члены правления единогласно избрали председателем правления КРО СП России Мещерякова Алексея Николаевича. Первым секретарём правления КРО СП России доверено работать Найде Григорию Станиславовичу.
На сегодняшний день Красноярское региональное отделение Союза писателей России объединяет 30 писателей, проживающих в Красноярске и Красноярском крае.
Регулярно издаются книги красноярских писателей и поэтов, состоящих в Союзе писателей России. Изданы: книга прозы Анатолия Андреевича Янжулы «Обстоятельства жизни», поэтический сборник лауреата Пушкинской премии Красноярского края Анатолия Ивановича Третьякова «На ладонях моей земли», сборник стихов заслуженного работника культуры РФ, лауреата региональных и российских литературных премий Александра Илларионовича Щербакова «Венцы», поэтическая книжка Алексея Николаевича Мещерякова «Янтарная комната» и его сатирический роман «Девки для президента».
В юбилейный год переиздана книга известного писателя Бориса Михайловича Петрова, которого критики называют «сибирским Пришвиным», – «С полным коробом из леса». В 2007 году, благодаря помощи краевой администрации и Законодательного Собрания Красноярского края, издан сборник военной прозы заслуженного красноярского писателя Анатолия Ефимовича Зябрева «Мальчишка с большим сердцем» и поэтическая книга Анатолия Ивановича Третьякова «По дороге к тебе». В 2007 году издана книга Вениамина Карповича Зикунова «Никишкины крылья». (В 2007-м, в связи с 70-летием за большой вклад в русскую литературу, Правление Союза писателей России отметило В. К. Зикунова и В. Я. Шанина почётными грамотами.) В этом же году в московском издательстве «Лепта Книга» вышла книга Александра Щербакова, победившего в Международном конкурсе детской и юношеской литературы имени А. Н. Толстого, «Деревянный всадник». Автор известного исторического романа «Государева вотчина» Алексей Бондаренко представил на суд читателей книгу «И стонет моё сердце…» – воспоминания о В. П. Астафьеве. В 2006-2010 годах выходили поэтические книги Анатолия Николаевича Кобзева, Николая Алексеевича Лухтина, Александра Дмитриевича Бояркина, Бориса Дмитриевича Турова. В 2008-2009-2010 гг. изданы сборники публицистики Алексея Мещерякова – «Парки юрчикова периода», 1, 2 и 3-й. Увидел свет поэтический сборник Андрея Леонтьева «Голос жизни». В 2007-2010 гг. Григорий Найда – автор знаменитых «Алюминиевых войн» – начавший в 2011 году исполнять обязанности редактора возрождаемого альманаха «Енисей», – издал в Москве книги «Теневой пахан», «Скрытая камера», «Оперативный беспредел», «Офицерская присяга»; в 2011-м увидели свет: «Пули отливают из ненависти», «Команда мести». В Москве же вышла и книга Тамары Булевич «Медвежий угол; в 2012-м издана её книга «Тропой Любви». В 2011 издан шестой роман Виталия Фёдоровича Пшеничникова, награждённого за свой литературный труд медалью им. В. С. Пикуля, «Операция «ловля на живца». В 2010 году вышел в свет роман-исследование Владимира Яковлевича Шанина «Суриков, или Трилогия страданий», над которым автор работал четверть века. В 2011 году В. Я. Шанин составил «Енисейскую летопись» (Хронологический перечень важнейших дат и событий из истории Приенисейского края. 1207-1834 гг.) В этом же году увидели свет сборник стихов Анатолия Ивановича Третьякова «Встречные поезда» и трилогия Ивана Антоновича Булавы «Встречи на Енисее». В 2010 вышла книга Владимира Ивановича Замышляева «Енисей – река свободы». «Зазубринские костры» Вениамина Степановича Боровца и его роман «Вечный крест» давно стали классикой краевого исторического жанра. Трилогия Владимира Георгиевича Нестеренко «Перекати-поле» о судьбе поволжских немцев издана в Москве в 2008 году при финансовой поддержке Министерства регионального развития РФ и переведена на немецкий язык в Германии. В 2010 году В.Г.Нестеренко стал победителем литературного конкурса «Национальное возрождение Руси» в номинации «проза» за повесть «Иван в десятой степени».
Активно работает литературный критик, редактор отдела критики и литературоведения альманаха «Енисей» Раиса Терентьевна Сакова. Плодотворно работает литературная студия «Потомки Ермака» в Дивногорске, которой руководит Владлен Николаевич Белкин. Регулярно выходит альманах «Новый Енисейский литератор», который издаёт Сергей Кузичкин. Активно работает с красноярской молодёжью наш заслуженный писатель Виктор Иванович Ермаков, регулярно издающий сборники молодых красноярских авторов.
Члены КРО СП России постоянно проводят творческие вечера, встречи с читателями, организуют презентации своих книг в Красноярском Доме искусств и Литературном музее, библиотеках города и края, в сельских Домах культуры, принимают участие в книжных выставках-ярмарках. Выступают на телевидении и радио, сотрудничают с краевыми, городскими и федеральными газетами, журналами, альманахами, принимают самое активное участие в общественной, политической и культурной жизни Красноярска и Красноярского края.
Наши писатели встречаются со школьниками и студентами, при поддержке Дома искусств и Министерства культуры Красноярского края проводят среди детей и молодёжи различные творческие конкурсы. Содружество красноярских писателей, пишущих для детей и подростков, одно из самых сильных в России. Далеко за пределами Красноярского края известны имена Бориса Петрова и Александра Щербакова. Детская и юношеская литература Красноярья давно получила общественное признание. В 2009 году сразу четыре наших писателя стали дипломантами международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого. В 2011 году Алексей Мещеряков стал лауреатом всероссийского литературного конкурса им. П. П. Ершова – за книгу прозы для детей и подростков “Данилка-волшебник и его родичи”. В 2010 году этот же красноярский писатель стал победителем конкурса лучших творческих работников Красноярского края в номинации «За личный вклад в сохранение и развитие культуры». В 2009 году в этой же номинации победителем был Александр Щербаков. В 2010 году у Александра Щербакова вышла в свет книжка для детей и подростков «В краю снегирином» (уникальное, «подарочное издание» с иллюстрациями художника Алексея Адамёнка; ПИК «Офсет»). А в 2011 году мы своими силами переиздали книгу Бориса Петрова для младшего школьного возраста «Почему – карась?», оформленную Данилой Мещеряковым (10 лет) – дипломантом VII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» (Этот конкурс ежегодно проводят: Всемирный Русский Собор, Союз писателей России, Министерство образования РФ, Министерство обороны РФ).
Вне всякого сомнения, все читатели и все начинающие литераторы нашего края, должны знать, что в Красноярске, в 1960-х годах, жил и работал русский классик, наш современник, член Союза писателей России Валентин Григорьевич Распутин. (Получивший в 1977 году Госпремию СССР, ставший в 1987 году Героем Социалистического Труда.) Именно в альманахе «Енисей» он напечатал свой первый художественный рассказ «Продается медвежья шкура». А сегодня даже те, «кто ва-аще ничо не читает», знают книги Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», «Деньги для Марии», «Последний срок»… А повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» стала просто пророческой для нашей многострадальной России. По мотивам, если можно так сказать, этой повести даже сняли известный, едва ли не одноимённый телесериал, где главную героиню прекрасно сыграла дочь Василия Макаровича Шукшина. Только вот на первоисточник «креативные продюсеры», мягко говоря, этого сериала не сослались, что, увы, является ещё одним из штрихов нашего времени.
С 1981 года жила и работала в Красноярске писатель Мария Семёновна Корякина, ушедшая из жизни в 2011 году. Те, кто действительно интересуется жизнью и творчеством В. П. Астафьева, несомненно, читали документальную повесть Марии Семёновны «Знаки жизни». (См. книгу М. С. Астафьевой-Корякиной «Сколько лет, сколько зим» – Красноярск, «Офсет», 2000 г. – с предисловием Валентина Курбатова «Свеча, зажжённая с двух концов»)
3191 16.07.1987 Русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР Виктор Астафьев (слева) и его жена Мария Семеновна (справа). Валерий Шустов/РИА Новости
Моё поколение ещё читало в детстве «нужные книжки» наших красноярских писателей, живших и работавших у нас в прошлом веке:
Николай Волков («Не дрогнет рука»), Иван Пантелеев («Экспедиция на Кияшку»…), Николай Мамин («Валеркина Любовь»), Иван Сибирцев («Сокровища кряжа Подлунного»), Александр Ероховец («Забереги»)…
А кто учился в средней школе в 1960-е, в 1970-е, просто не может не помнить «Ручных дикарей» или «Лоську» Елены Крутовской, основавшей живой уголок на «Столбах», который мы ещё успели посмотреть в двадцатом веке.
Многое мои ровесники читали «Староверов» Михаила Перевозчикова, члена СП России с 1976 года, лауреата премии ЮНЕСКО – за сценарий фильма о коренных народах Сибири «Оторванные ветром от костра». Зачитывались романами Алексея Черкасова «Хмель», «Чёрный тополь», «Конь рыжий». Учили в школе стихи Владлена Белкина. Ездили на Красноярскую ГЭС – узнавая подробности строительства «самой большой в мире» из книжки Анатолия Зябрева «Бог ты мой!» Передавали друг дружке «Башню птиц» Олега Корабельникова.
В 2011 году, к 65-летию Красноярской писательской организации, министр культуры Красноярского края Геннадий Леонидович Рукша, обращаясь к красноярским писателям, написал в своём поздравлении:
«Удивительная по красоте, богатая по видовому разнообразию и цветовой гамме сибирская природа, насыщенная не столько яркими и радостными, сколько трагическими событиями история Красноярского края, выдающиеся люди, родившиеся на этой земле или связавшие с краем свою судьбу, – всё это издавна питает творчество писателей и поэтов Красноярья, вызывает к жизни столь же богатые по своему содержанию, яркости и самобытности языка, художественной образности произведения.
Имена В. П. Астафьева, О. Е. Аксёновой, В. Н. Белкина, Н. И. Волокитина, автора первого советского романа В. Я. Зазубрина, А. Е. Зябрева, О. С. Корабельникова, А. Н. Мещерякова, В. А. Назарова, А. Н. Немтушкина, Л. П. Ненянг, С. И. Павлова, И. И. Пантелеева, Б.М. Петрова, И. Д. Рождественского, Э. И. Русакова, С. В. Сартакова, Р.Х. Солнцева, Г.К. Суворова, А. И. Третьякова, Н. С. Устиновича, А. П. Фёдоровой, А. Т. Черкасова, А. И. Чмыхало, А. И. Щербакова, З. Я. Яхнина не только создали неповторимую красочную литературную палитру края, они стали стали частью литературы российской во всём её объёме».
Жорес Трошев, Алитет Немтушкин, Иван Захаров, Владимир Трофимов, Николай Лухтин, Борис Туров, Борис Петров… Многие наши писатели и поэты ещё совсем недавно были вместе с нами, совсем недавно они ушли из жизни. Но они оставили нам свои книги. И не только школьники и студенты, все читатели, для которых литература нашего края, литература нашей страны, была, есть и останется ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, должны помнить их имена. И – читать, читать и читать! Сегодня, как сказали бы раньше, не только благодаря «научно-техническому прогрессу», благодаря Интернету, но и благодаря активному участию наших писателей в литературной жизни не только в нашем крае, но и далеко за пределами Красноярья, и у всех граждан России, и у всего «мирового сообщества», снова есть такая возможность. Сегодня можно прочесть ВСЁ, написанное и вчера, и – сегодня.
В декабре 2013 года Союзу Писателей России исполнилось 55 лет.
Алексей Мещеряков, член Союза Писателей России с 5 апреля 1999 года
Алекс Престон о EWWC Krasnoyarsk: «Поразительно»
У нас была разминка перед нашим сибирским приключением накануне отъезда в Красноярск. В атмосферном московском ночном клубе на Солянке мы обсуждали тему «Герой нашего времени» с Мелвином Берджессом, Терезой Бреслин и русским писателем Дмитрием Глуховским. Мы использовали роман Лермонтова как стартовую площадку для обсуждения представления героизма и его противоположности — злодейства — в современном романе. Я только что прилетел из Домодедово, и все еще носил что-то вроде самолетного блеска, слегка тошнотворный аромат смеси лосьонов после бритья, когда я проходил через Duty Free в Терминале 5. Однако я быстро погрузился в дискуссию: и стремительный, лихорадочный темп того дня был подходящей подготовкой к следующим нескольким дням, где каждая минута казалась наполненной литературой, расширяющими кругозор разговорами, вдохновляющими дебатами.
Ночной перелет в Сибирь был удручающе коротким: едва я погрузился в мир наушников и сна, как нас разбудили. Таковы жестокие капризы русских часовых поясов, что было уже семь утра, и на восточном горизонте собиралась заря. (Наоборот, на обратном пути вы одновременно взлетаете и приземляетесь, и открывается путь к бессмертию). Мы прибыли в конференц-отель, где проходила Красноярская ярмарка книжной культуры. Именно здесь, в этом миллионном городе на расстоянии вытянутой руки от монгольской границы, развернется последний форпост Эдинбургской всемирной конференции писателей.
С третьим членом британского контингента – Тибором Фишером – мы встретились в отеле. Я должен пояснить, что моя собственная роль была строго нарушителем. Мне поручили написать статью для New Statesman об основательнице Красноярской книжной ярмарки (и сестре лидера оппозиции) Ирине Прохоровой. Когда Британский совет спросил, не хочу ли я, поскольку я на месте, сыграть небольшую роль в разбирательстве, я ухватился за этот шанс.
Дискуссии были структурированы как дебаты под председательством, сосредоточенные на двух основных выступлениях, одном из английских авторов и одному из русских. Речи и дискуссии транслировались нам через синхронный перевод, что всегда заставляет меня чувствовать себя так, будто я в ООН. Мне все хотелось вскочить и продекламировать: «Но ведь это же явное нарушение международного права!»
На первых дебатах на удивление бодрый (учитывая количество сна, которое мы выспались) Мелвин Берджесс обсуждал тему «Должна ли литература быть политической» с русским писателем и филологом Андреем Аствацатуровым. У меня была своя стычка с этим щекотливым вопросом во время моей последней поездки в Москву в сентябре, когда моя речь на Международном фестивале Толстого провалилась, как концерт Pussy Riot в Кремле. Я доказал, что книги могут изменить (политический) мир, используя «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Хижину дяди Тома» и «Фонтамара» Игнацио Силоне в качестве доказательства. В конце не было никаких вопросов, только тихое, но твердое заявление председателя о том, что литература никогда не может быть политической.
Это был самый увлекательный аспект красноярских дебатов: часто диаметрально противоположные позиции, с которых английские и русские авторы подходили к каждой теме. Так часто, выступая на конференциях за границей, складывается впечатление, что авторы исходят из фотороботов с политических позиций, что у них схожие позиции по стольким вопросам, что мы все из одной плоти. Хотя это утешительно, на самом деле это делает дискуссию гораздо более интересной и наводящей на размышления, когда у вас есть ситуация, подобная той, что мы видели в Красноярске. Часто казалось, что британские и русские авторы с разных планет, из разных видов.
Мелвин начал с того, что заявил — на мой взгляд, вполне разумно, — что политика определяет каждый наш выбор, что она формирует каждый наш обмен — воздух, которым мы дышим, и воду, которую мы пьем, что даже ваш список покупок имеет политический аспект. к этому. Он также трогательно говорил о том, что Вальтер Беньямин назвал «традицией угнетенных» — о необходимости для писателей дать голос тем, кому отказано в праве надстройки цивилизации. Он видел в этом моральный долг автора и говорил о требованиях писателя для молодежи. Интересно, что он рассматривал молодежную литературу как внучку феминистской фантастики, согласно которой молодые люди нуждаются в эмансипации точно так же, как и женщины столетие назад. В конце он сказал нам, что незнание политики делает нас лишь наполовину писателями.
Ответ Аствацатурова вряд ли мог быть более разным. Мой ушной переводчик несколько раз путался в тонкостях спора, но Аствацатуров тут же отказался от условий обсуждения, заявив, что в 1960-е годы (когда проходила первоначальная EWWC) эти термины были хороши, а сейчас политика мертвых, захваченных корпоративизмом, что мы сейчас живем в постполитическую эпоху. Идеология неподвластна, продолжал он, и вызов нашего времени состоит не в том, чтобы заниматься политикой, а в том, чтобы оставаться в одиночестве. В качестве примера он привел замечательный роман Орхана Памука «Снег». В заключение он сказал нам, что в 2012 году политически ангажированная литература невозможна. То, что мы делаем, является жестами, а не утверждениями.
Я не мог не ухмыльнуться, наблюдая за реакцией британского контингента на этот аргумент: сбитый с толку, недоверчивый. Ирина Прохорова, председательствовавшая в дискуссии, тактично заметила, что аргументы, возможно, имеют больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Тибору Фишеру пришлось указать здесь на ключевой момент: британские авторы веками работали вне государственного вмешательства, что в России это было относительно новым явлением. До недавнего времени быть аполитичным в России было само по себе политическим актом.
В тот вечер мы услышали, как Русский национальный оркестр играет Рахманинова в великолепном концертном зале Красноярска. Бриллиантовые улыбки, длинные платья, замысловатые прически — и это был просто Мелвин. Это был невероятный опыт, который останется со мной на всю оставшуюся жизнь. Затем ранняя ночь прерывается регулярными криками и воем из караоке-клуба Playboy прямо под моей комнатой. Я находил эти ночные шумы странным образом успокаивающими, позволяя мне в несколько уютных ночных часов обдумать события дня.
На следующий день во время обсуждения EWWC Тибор Фишер обсуждал тему «Будущее романа» с литературным критиком Константином Мильчиным. Мильчин — мой друг (по крайней мере, тот небрежный, долгий поцелуй, который он подарил мне, уходя с конференции на следующий вечер, заставил меня почувствовать то же самое). Мы встречались несколько раз во время моей предыдущей поездки в Москву, включая одно интервью для телевидения, где он на полпути перешел на французский. Мадам де Плас, моя школьница-профессор, была бы горда.
Тибор выступил первым, проведя нас через эволюцию дебатов, напомнив нам, что от Ортеги-и-Гассета до Дэвида Шилдса (я думаю, это мои примеры, а не его) смерть романа провозглашалась с ошеломляющей регулярностью на протяжении многих лет. . Тибор рассказал об угрозе, которую представляет для романа Интернет, и о том, как книги справляются с этим. Затем он говорил о смерти романиста, а не о смерти романа — о том, что стало невозможно зарабатывать на жизнь в одиночку, что теперь нужно пополнять свой доход за счет портфолио различных профессий. . Это сочинение стало, по запоминающейся фразе Джонни Геллера, «страстным наслаждением».
Костя ответил, что не интернет, а мыльные оперы на DVD представляют угрозу для романа. Что люди смотрели «Безумцев», а не читали книги. Его воодушевила демократизирующая сила Интернета, и он сказал, что электронная самостоятельная публикация — это будущее романа. Тибор вздрогнул. Удивительно (особенно для Терезы, у которой в этот момент вытаращились глаза), Костя продолжил, что, по его мнению, «система вознаграждения» была ответом для романистов. Что людям нужно давать книги бесплатно, а затем платить столько, сколько они считают их ценностью. Он знал автора, которому один благодарный читатель прислал 400 фунтов стерлингов. Возможно, самым большим признаком различия наших народов и их радикально разных подходов к важности литературы и к рыночной экономике является то, что она выдвигается как серьезная модель художественной деятельности в России.
Тереза страстно выступила в защиту романа, где сказала, что нет другой художественной формы, которая так точно схватывала бы человеческий опыт, что невозможно отделить одно от другого, что роман, по сути, является формой искусства человечества . Затем она посоветовала людям читать Алана Гарнера. Мне хотелось прыгнуть на сцену и поцеловать ее.
Я пропустил дискуссию Терезы и Кирилла Кобриных на тему «Должна ли быть национальная литература» в последний день конференции. Я отправился в беззаконный центр Красноярска в поисках сюжета для «От собственного корреспондента» и был ненадолго (хотя и довольно очаровательно) похищен местным боссом банды. По свидетельству тех, кто там был, я пропустил вдохновляющую сессию.
Этот самый удаленный из аванпостов EWWC был потрясающим. Быть в городе, который Чехов назвал «самым красивым во всей Сибири» (он говорил и о местной склонности к охоте на горбунов), быть с тремя такими умными, пытливыми британскими авторами, встретиться со столькими великими русскими писателями и мыслителями . Я написал после моей последней поездки в Россию, также с Британским Советом, что как человек и как писатель я уже никогда не буду прежним. Я могу повторить это только с точностью до десяти.
Чтобы закончить, я возвращаюсь к тому, о чем говорил ранее. Во все более гомогенизированном, глобализированном мире я нахожу все меньше и меньше утешения в осознании того, что люди думают и чувствуют так же, как и я. Подобные вещи, я полагаю, когда-то придавали уверенности тем, кто жил в пещерах или в воюющих деревнях, где тот факт, что люди по ту сторону долины с другим цветом кожи или другими богами имели такой же существенный подход к жизни и любви, как и вы, как-то утешает. Самым важным и вдохновляющим аспектом этих дебатов EWWC было то, насколько разными были писатели, насколько странными поначалу мне показались многие утверждения русских авторов и как в ходе конференции я начал видеть свои собственные специфические предубеждения и предположения в этом ярком, сверхъестественном свете.