Удобство в России – Еда на вынос открывает двери для экспансии
Российский ритейл – некоторые уникальные характеристики
Современный ритейл в России еще достаточно молод и развивается, особенно в регионах, но сегодня я могу сказать, что он достаточно уникален по сравнению с другими странами. Крупные продовольственные ритейлеры здесь короли. Топ-10 ритейлеров заняли почти 50% рынка и достигли максимально возможной доли во многих регионах, что соответствует антимонопольному законодательству.
В топ-10 входит группа X5 Retail (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») с более чем 16 000 магазинов, «Магнит» разных форматов и почти 21 000 магазинов, «Краное» (Красное и Белое) магазины алкогольных товаров у дома и 13 500 магазинов, Супер и гипермаркеты «Лента» на 380 магазинов, «Дикси у дома», супермаркет, гипермаркеты на 2 500 магазинов, «Ашан у дома», гипермаркеты на 315 магазинов, гипермаркеты «МЕТРО» на 94 магазина, дискаунтеры «ОК», гипермаркеты на 178 магазинов, гипермаркеты «Глобус» на 17 магазинов и «Монетка у дома» на 1 555 магазинов. магазины.
Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города заняты Пятерочкой, Магнитом и Дикси. Вы найдете один из их магазинов буквально везде. Например, «Магнит» заявляет, что открывает магазин так близко, что должен находиться в одной зоне охвата, чтобы бороться со всеми конкурентами в этой зоне.
Ключевое отличие от традиционного удобства — цена. Обычно в магазинах шаговой доступности ожидаешь более высоких цен по сравнению с другими форматами, но не здесь, в России. В настоящее время нет большой разницы в ценообразовании по сравнению с другими форматами, и многие продукты действительно будут дешевле, чем везде. Когда она начиналась, «Пятерочка» называла свою модель «мягким дискаунтером».
Итак, когда у вас везде, не дальше 400 метров от дома, «мягкие дискаунтеры», которые работают с раннего утра, до позднего вечера, а то и круглосуточно, то для традиционных магазинов у дома с ассортиментом и высокими ценами места нет. Да, там еще есть покупатели, но их миссия — не повседневный шоппинг, а покупки по нужде.
Предыдущий
Следующий
Топливные компании в России не в лучшем положении. Преимущества, которые существуют в Европе, здесь не являются преимуществами. Круглосуточный магазин — ну, вы можете найти их везде. Удобное расположение – да, по дороге из дома в офис, но при этом у вас будет магазин в вашем здании или рядом с ним. Цены – вот главный вызов.
Люди готовы переплачивать за удобство, но не готовы платить в 2-3 раза больше, чем в других магазинах.
Дело в том, что розничные продавцы топлива не могут в действительности принять модель низких цен. Общая выручка очень мала по сравнению с крупными розничными сетями, и это приводит к очень большой разнице в коммерческих условиях.
В некоторых случаях закупочные цены для розничных продавцов топлива могут быть всего на пару процентов ниже, чем полочные цены в крупнейших сетях. Поэтому пока нет ни одной успешной истории открытия полноценных магазинов у дома на топливной площадке. Но крупные топливные компании все же нашли свою нишу. Еда на вынос действительно стала основной миссией и генератором прибыли.
Обзор розничного рынка ГСМ
В России насчитывается около 15 000 АЗС ГСМ. Меньшая доля (около 40%) принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям, таким как «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл» и другим. Остальные 60% принадлежат местным компаниям. Это могут быть крупные сети, такие как ПТК, Транс-АЗС, Фаэтон, ННК, но огромное количество других, как правило, самостоятельные сети из 1-10 сайтов.
Однако, если мы посмотрим на продажи топлива, то ситуация обратная – интегрированные компании продают более 60% топлива в России. Вопрос качества топлива всегда был очень важен для российских потребителей. Подделки, мошенничество с объемами топлива и доступностью продукции по-прежнему занимают первое место в сознании потребителей.
На самом деле до недавнего времени вдали от больших городов не было дизельных автомобилей — качество дизельного топлива было очень низким. Вот почему люди больше доверяют крупным брендам. И эти крупные бренды сейчас борются за лояльность клиентов — они инвестируют в нефтеперерабатывающие заводы, инфраструктуру площадок, предложения для клиентов и программы лояльности. Качество топлива на площадках, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям, больше не является проблемой. В 2016 году большинство из них перевели производство на стандарт ЕВРО-5, а сейчас начали выпускать топливо ЕВРО-6.
Большинство из этих предприятий являются местными – на рынке представлено всего несколько иностранных брендов. BP, Shell, Neste и Circle K. BP теперь принадлежит и управляется Роснефтью, поэтому теперь ее можно считать более локальной. Другие остаются независимыми.
Shell — единственный иностранный бренд, который расширяется по всей стране, в то время как другие остались в одном регионе. Эти компании не имеют мощностей по производству топлива, поэтому на них сильно влияют любые резкие изменения цен и заморозки (в определенные периоды топливная маржа может быть отрицательной), и они должны полностью контролировать свою маржу, пытаясь оптимизировать операции и дополнительная прибыль от услуг. Вот почему розничная торговля нетопливными товарами стала приоритетом номер один.
Развитие предложения придорожной розницы помимо ГСМ
Дополнительные услуги на заправочных площадках не новы для России. С 1950-1960-х годов они стали появляться в основном на дорожных участках.
Вы можете увидеть их в очень популярных советских фильмах, таких как «Королева бензоколонки».
На этой станции было кафе, автосервис и парковка для грузовиков. Для сравнения, в городах обычно было только топливо. Все изменилось в 1990 году, и ВР представила отличный пример: большие площадки в премиальных местах в Москве, с магазином и кафе. BP стала чрезвычайно популярной, и началась гонка удобства.
Я не знаю ни одной компании, которая не инвестировала бы в магазины и кафе. Крупные национальные и международные игроки сделали магазины и кафе одной из очень важных частей своего CVP. Но также мелкие игроки предлагают нечто большее, чем топливо, чтобы стать более интересными для клиентов.
На сегодняшний день магазины на топливных площадках не конкурируют с продуктовыми сетями – вы найдете относительно небольшой ассортимент безалкогольных напитков, закусок и других товаров. Обычно он состоит только из самых продаваемых брендов. Алкоголя на сайтах нет. Крупные компании также пытаются добавить что-то дополнительное, чтобы выделиться. Есть 2 категории, где нельзя ошибаться — и они аналогичны Европе. Табак чрезвычайно востребован покупателями, но с очень низкой категорией прибыли. Поскольку цены одинаковы на всех рынках, удобство здесь играет ключевую роль. Закончилось топливо и сигареты? Бинго! Вы купите оба на топливной площадке.
Второй — кофе. Черное золото с его аурой западного образа жизни пришло в Россию и воцарилось здесь. Продукт с очень высокой маржой — топливные игроки должны действительно сосредоточиться и получить свое предложение прямо здесь.
Другой отличительной чертой является продукция под собственной торговой маркой, и компании активно инвестируют в нее. «Шелл» и «Газпромнефть» уже имеют на своих площадках широкий спектр собственных торговых марок в продовольственных и непродовольственных категориях.
Сегодня доля розничной торговли на заправочных станциях совсем другая. Например, ПТК (местная компания из Санкт-Петербурга) декларирует 10%. Shell уже задекларировала 33%. И все игроки говорят, что доля кафе в продажах больше, чем у всех остальных категорий. Крупные игроки ничего не говорят об общих долях, но «Роснефть» планировала продать 45 млн чашек кофе, а «Газпромнефть» — 30 млн чашек кофе в 2018 году9.0007
Также розничные продавцы топлива активно тестируют концепцию «колокатора». Это может быть модель субаренды или франшизы. Его можно разместить внутри (защелка) или снаружи основного здания сайта. Вы можете найти McDonalds, Burger King, KFC, Pizza Hut среди колокаторов, а также местные сети. Помимо операторов продуктов питания, компании ищут другие предложения, такие как аптека, химчистка, шкафчики для доставки, станции тестирования здоровья и многие другие. Хороший колокатор может принести дополнительный трафик на сайт. McDonalds моментально делает ваш сайт самым популярным в районе и увеличивает посещаемость в несколько раз.
Предложение продуктов питания на заправочных станциях.
Как я уже писал ранее, топливные игроки нашли свою нишу на food-to-go и активно развивают свое предложение. Много лет был только кофе и хот-доги с одинаковым предложением на всех сайтах, независимо от бренда. Практически все компании работают с концепцией хот-догов Sybilla и имеют аналогичный ассортимент с 1-2 эксклюзивными продуктами. Единственный игрок, который сделал это по-другому, это Circle K.
Следующим, что появилось на сайтах, была пекарня. Сначала это началось в BP и появилось на многих сайтах. Теперь Shell и здесь имеет большое значение, предлагая большой, очень сбалансированный ассортимент по хорошей цене. Многие сайты также продают бутерброды — размороженные треугольные бутерброды — 365 дней жизни в замороженном виде и 3 недели в охлажденном. Это был единственный вариант, если вы не хотели хот-дог. И многие сайты до сих пор продают их.
В последние годы крупные игроки пытаются найти новые продукты, которые будут дифференцировать их предложение и пользоваться популярностью у клиентов. Например, во время Олимпиады СОЧИ-2014 «Роснефть» сотрудничала с итальянской компанией «Автогриль» и открыла 5 площадок с концепцией и брендом «Автогриль» в районе Сочи. Позже они также добавили несколько площадок в Москве. Свежеприготовленные на месте бутерброды в багетах и чиабаттах, а также широкий выбор десертов.
Этот формат был очень популярен в Сочи, но после Олимпиады с гораздо меньшим трафиком, сложными операциями и большими потерями этот формат решили закрыть.
«Газпромнефть» тоже тестировала многие концепты. Во-первых, они заменили старые треугольные сэндвичи на новые, разработанные совместно с продовольственной компанией, управляющей брендом Le Pain Quotidien в России. Еще замороженный, но вкуснее. А также протестировали концепцию свежих сэндвичей и полноценное кафе с супами, вторыми блюдами на придорожных площадках. Но ни один из них не масштабировался.
Neste сотрудничает с местной производственной компанией и предлагает большой ассортимент расфасованных свежих продуктов – бутерброды, салаты, десерты, завтраки и многое другое. Срок годности всего 2-4 дня. Они масштабировали это предложение по всей своей сети, поэтому я могу сказать, что они считают это предложение успешным.
«Шелл» всегда серьезно относится к своему предложению кафе. Несколько лет назад, вместе с ребрендингом на Deli от Shell, они также представили очень широкий ассортимент расфасованных свежих продуктов, разработанных совместно с компанией Le Pain Quotidien. Shell вложила значительные средства в редизайн магазина и рекламу новых предложений, и это сработало. Shell заявила, что новое предложение очень успешное, и они распространили его на каждую площадку. 2 года назад Shell объявила о сотрудничестве с «Азбукой Вкуса» — российской сетью продуктовых супермаркетов премиум-класса с отличным предложением готовых блюд. Сотрудничество с «Азбукой Вкуса» позволило Shell еще больше расширить предложение и добавить ассортимент «еда на сегодня». Сегодня Shell предлагает самый широкий ассортимент качественных продуктов питания на своих площадках.
Будущее придорожного ритейла в России
Сравнивая Россию с европейскими рынками, особенно с Великобританией или Нидерландами, можно увидеть, что есть еще огромный потенциал для развития.
В России клиенты и топливные компании по-прежнему очень ориентированы на топливо, что ограничивает инвестиции в нетопливную розницу. В мире, где запасы топлива снижаются, двигатели потребляют все меньше и меньше топлива, а доля электромобилей растет, нужно быть готовым к этим изменениям, чтобы выжить. Вам нужно инвестировать в это будущее, и эти инвестиции окупятся.
Сегодня все крупные топливные ритейлеры в России заявляют, что серьезно относятся к нетопливному бизнесу и планируют удвоить его, довести до европейского уровня, получить прибыль, которая на 100% компенсирует эксплуатационные расходы объекта. Но, как клиент, вы по-прежнему будете видеть рекламу топлива на открытом воздухе, в Интернете или по радио гораздо чаще, чем любую рекламу нетоплива!
Я считаю, что операторы должны становиться все более и более профессиональными в нетопливной розничной торговле или придорожной розничной торговле, как это сейчас описано. Это начинается с профессионального управления категориями и четких бизнес-процессов, поддерживаемых автоматизацией на каждом уровне. ИТ-решения как для головного офиса, так и для площадок, автоматические системы заказов, профессиональные инструменты ценообразования, аналитика данных о клиентах, мерчандайзинг для конкретных площадок, профессиональное оборудование для площадок с дистанционным управлением и многое другое. Продуктовые ритейлеры внесли это изменение много лет назад.
Теперь очередь за топливными ритейлерами в России. Многие элементы отсутствуют сегодня, и компания, которая реализует большую часть этого списка, может стать явным лидером в будущем.
Уроженец России, Алексей Пронин, специалист по розничной торговле, базирующийся в Москве. Его 17-летняя карьера в розничной торговле включает должности в IKEA, Metro Cash and Carry, PWC, а во время работы в Shell он занимал как операционные, так и стратегические должности в Москве и Лондон.
.
Дешевые авиабилеты Красноярск — Лейпциг/Галле: сравнивайте и бронируйте легко
Лейпциг — крупнейший город в немецкой земле Саксония. Это также самый промышленно развитый город в регионе. Еще один город в земле Саксония – Галле, который намного меньше Лейпцига. Оба города имеют общий аэропорт. Те, кто едет в эти города, прилетают в аэропорт Лейпциг/Галле.
Лейпциг, как и большинство немецких городов, очень удобно исследовать на велосипеде. Лейпциг окружен красивыми реками и каналами, и почти в каждой части города есть специальные велосипедные дорожки. В городе существует множество альтернатив общественного транспорта. Трамвай обеспечивает доступ почти ко всем частям Лейпцига. Кроме того, есть железнодорожные и автобусные маршруты, которые обеспечивают транспортировку практически в любую часть города. LVB (Лейпцигская транспортная компания) управляет сетью общественного транспорта в городе.
Купить билеты на общественный транспорт можно в личных кабинетах компании. С одним билетом вы можете путешествовать по городу, включая зону 110, в течение одного часа и пересаживаться между транспортными средствами столько, сколько захотите. Вы также можете приобрести билеты в билетных автоматах, расположенных на многих станциях, и в автоматах по продаже билетов, установленных в трамваях, газетных киосках, магазинах шаговой доступности или канцелярских магазинах. Вы также можете приобрести Лейпцигскую карту в офисе LVB или в туристической справочной в Лейпциге. Если вы планируете часто пользоваться общественным транспортом в городе, то эти карты будут более доступными. Leipzig Card даже предлагает специальные скидки на экскурсии по городу и скидки на вход в музеи и культурные мероприятия. Вы можете приобрести различные типы карт: от билетов на 1 день до билетов на 3 дня и групповых билетов на 3 дня. Если вы не хотите пользоваться общественным транспортом в городе, вы можете взять такси или арендовать автомобиль, чтобы передвигаться по Лейпцигу. Самым популярным общественным транспортом в Галле является трамвай. Halle (Saale) Hauptbahnhof — главный железнодорожный вокзал, расположенный в центре города. На этой станции курсируют как междугородние, так и региональные поезда.
Вы можете приобрести билет для использования в системе общественного транспорта в Галле в красных билетных автоматах, расположенных на большинстве станций. Доступны различные типы билетов; Вы можете приобрести одноразовый билет, билет, действительный для 4 часовых поездок, или билет с неограниченным использованием на одну неделю.
Есть много способов добраться до центра Лейпцига из аэропорта. Аэропорт предоставляет специальные услуги трансфера, которыми вы можете воспользоваться. Другие альтернативы транспорту включают общественный транспорт, такой как поезд или автобус, или такси, а также аренду автомобилей.
Трансфер
Услуги трансфера от/до аэропорта, предоставляемые аэропортом Лейпциг/Галле, являются наиболее удобным способом добраться до пункта назначения в городе после приземления. Эти шаттлы вмещают до 8 человек и обеспечивают доставку от двери до двери. Эта услуга предлагает беззаботный способ добраться до города, отправляясь вскоре после приземления. Чтобы заказать трансфер от/до аэропорта, необходимо сделать заказ не менее чем за неделю до вылета.
Поезд (S-Bahn)
Поезда отправляются с железнодорожного вокзала, расположенного рядом с аэропортом, и доставляются до центрального железнодорожного вокзала Лейпцига Hauptbahnhof. Есть две линии, которые идут из аэропорта в город. Линия Intercity (IC) курсирует каждые 20-30 минут. Междугородние поезда линий S5 и S5x ходят каждые 30 минут и проходят через железнодорожный вокзал Leipzig Messe. Поезда S5 или S5x более доступны по цене, чем поезда IC.
Поезд S-Bahn курсирует с севера на юг в Лейпциге, проходит через центр города и останавливается на главном железнодорожном вокзале, вокзале Байеришер и станциях метро на Маркт и Вильгельм-Лойшнер Плац.
Эти поезда также обеспечивают транспортировку в другие части города, такие как Конневиц, Штеттериц, Текла и Милтицер-аллее.
Автобус
Автобусы — еще один способ добраться из аэропорта в центр города. Автобусы ходят каждые 30 минут, а дорога до центра города занимает около 30 минут. В городе работает более 30 автобусных маршрутов. Имейте в виду, что стоимость проезда на автобусе дороже, чем на поезде. Большинство автобусов работают с 5:30 утра до полуночи.
Ночной автобус Nachtbus начинает ходить после полуночи. По городу курсируют 10 ночных автобусов; эти автобусы имеют соответствующие названия от N1 до N10. Эти автобусы обеспечивают перевозки между центром города и отдаленными районами города. Большинство этих автобусов пересекаются с определенными участками основной трамвайной сети.
Трамвай
К сожалению, прямого доступа к аэропорту на трамвае нет. Тем не менее, трамвай часто используется для городского транспорта. Трамвай обеспечивает доступ ко многим центральным частям города. Есть много трамваев, которые курсируют в течение дня, каждые 30 минут и даже чаще в часы пик. После полуночи трамвай ходит каждый час. Стоимость проезда на трамвае дешевле, чем на поезде.
После 20:00 пассажиры должны войти в транспортное средство через переднюю дверь и предъявить водителю свой билет. Всего по городу курсирует 13 трамвайных линий.
Трамвайная сеть имеет форму звезды с кругом посередине. Трамвайная сеть проходит от окраин города до центра города.
Прокат автомобилей
В аэропорту расположены различные компании по аренде автомобилей. Вы можете арендовать автомобиль сразу после приземления или забронировать автомобиль заранее, сделав заказ онлайн. Однако имейте в виду, что в городе интенсивное движение, и доступ к частям города на автомобиле ограничен. Поэтому мы бы не рекомендовали арендовать автомобиль, потому что это не лучший способ передвижения по городу.
Такси
Такси – удобный способ добраться до центра города. Такси легко доступны перед терминалом B. Однако стоимость проезда на такси довольно высока, а поездка на такси до центра города занимает примерно столько же времени, сколько и поездка на поезде.
Транспорт до Галле из аэропорта
Одним из наиболее практичных способов добраться до Галле из аэропорта является поезд. Еще один практичный вариант — воспользоваться услугами трансфера, предоставляемыми аэропортом. Также добраться до города можно на такси или арендованном автомобиле.
Трансфер
Так же, как и в Лейпциге, в аэропорту организованы специальные шаттлы, которые обеспечивают доставку от двери до двери. Эти автомобили имеют максимальную пассажировместимость 8 человек. Чтобы воспользоваться этой услугой, вам необходимо сделать бронирование не менее чем за неделю до вылета.
Поезд (S-Bahn)
После приземления вы можете получить доступ к поезду, следуя указателям с надписью «Центральный железнодорожный вокзал аэропорта». Поезда ходят примерно каждые 30 минут и добираются до центра города примерно за 11 минут. Купить билеты на поезд можно на вокзале.
Поезд называется S-Bahn. Линия S7 обеспечивает транспорт между следующими станциями: Halle-Nietleben, Halle-Neustadt, Halle Zscherbener Straße, Halle Südstadt, Halle-Silberhöhe, Halle Rosengarten и Halle (Saale) Hauptbahnhof.
Автобус
Автобусы также играют важную роль в городском транспорте. На самом деле есть междугородние автобусы, на которых можно добраться до соседних городов, особенно из Галле в Лейпциг. Если вы планируете поехать в город недалеко от Галле, рассмотрите возможность сесть на автобус.
Прокат автомобилей
Аренда автомобиля — еще одна альтернатива транспорту, чтобы добраться до города. В аэропорту расположены различные компании по аренде автомобилей. Вы также можете забронировать автомобиль заранее, сделав заказ онлайн.
Такси
Такси – удобный способ добраться из аэропорта в центр города. Вы можете найти такси, ожидающие за пределами терминала B.
Последнее обновление: 10 июня 2019 г.