Содержание
Выжившие после крушения поездов на станции Минино в 1959 вспоминают… | ОБЩЕСТВО
Сегодня мы удивляемся, почему вокруг столько аварий и катастроф, в которых калечатся и гибнут люди. Мол, в советское время такого не было. Кто-то даже мечтает его вернуть — пусть очереди за колбасой и сахар по талонам, зато спокойно и безопасно. Но это миф — на самом деле, серьёзные происшествия были всегда. Просто в советское время все мы жили будто в «розовых очках». Государственная система была выстроена так, что в глазах народа, а больше — в глазах Запада, у нас было всё о’кей: не падали самолёты, не тонули корабли и не сталкивались поезда. Цензура не давала просочиться на страницы прессы и в людские умы ни одной «плохой» новости. А люди, становившиеся очевидцами тех или иных событий, порочащих СССР, были вынуждены эту тайну вместе с болью носить в себе много лет. Но рано или поздно тайное становится явным.
Пострадали за прогресс
В «АиФ на Енисее» (№ 22 за 3 июня 2013 года) в материале «Катастрофа, которой нет» мы рассказали о самой крупной за всю историю Краснояркой железной дороги катастрофе, унёсшей жизни более 50 человек, часть из которых были дети (они возвращались с пионерского слёта). После выхода статьи в редакцию позвонили десятки человек: участники, пострадавшие и их родственники, ликвидаторы. Благодаря этим людям нам удалось восстановить события 2 июня 1959 года буквально по минутам.
Моисей ШТУЛЬМАН
Одним из первых позвонивших был Моисей ШТУЛЬМАН. Ему 85 лет, он действующий кандидат технических наук. В 1959 году Моисей Абрамович исполнял обязанности начальника дистанции сигнализации и связи Красноярской железной дороги.
— Я одним из первых прибыл на место аварии, — рассказывает Моисей Абрамович. — Ещё взрывались цистерны, горели люди… картина страшная. В первую очередь добрался до светофора. Вижу — рельсов нет, впереди пустое пространство, а светофор как горел зелёным, так и горит. Пока одни разбирали завалы, другие начали расследовать причины аварии. Опломбировали релейные шкафы, взяли под стражу старшего электромеханика. Меня тоже арестовали. Допрашивали несколько часов подряд без перерыва. Меня спасло то, что я ежемесячно выезжал на станцию Кача, где дислоцировался строительно-монтажный поезд, и проводил инструктажи. Когда после шести часов допроса меня попросили доказать это, я ответил, что есть журнал, в котором всё зафиксировано. Журнал изъяли, и я превратился из обвиняемого в свидетели.
Станция Минино Фото: АиФ на Енисее / Полина Ильина
Почти сразу стало ясно, что причина катастрофы — ложно-разрешающие показания предупредительного светофора. В 1959 году Красноярская железная дорога впервые в мировой практике с паровой тяги переводилась на электротягу переменного тока. Переключение систем сигнализации проводилось без перерыва в движении поездов, можно сказать, прямо «под колёсами». Электротяга постоянного тока подразумевает 3 000 вольт между рельсом и контактным проводом. При таком напряжении по рельсам и контактному проводу протекает большой ток, и получаются большие потери. При электротяге переменного тока между контактным проводом и рельсом уже 27 000 вольт, потребление тока уменьшается в 9 раз, потери тоже меньше, также экономится медь — стратегический материал.
Чтобы внедрить систему переменного тока, нужно было реконструировать все устройства сигнализации и связи, а вместо воздушной линии проложить подземный кабель. Для этого вдоль всех путей делалась просека — выкорчёвывались деревья. Именно во время этих работ на станции Минино бульдозерист уронил дерево на высоковольтную линию автоблокировки. Провод напряжением 6 000 вольт упал на сигнальные провода, произошло прожигание сигнального механизма, и он застрял в положении зелёного, разрешающего сигнала.
На эту трагедию тогда съехалось много московских начальников. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Николай Органов заявил: «Бульдозериста не судить, а судить его руководителей». Ведь, по сути, бульдозерист — это чеховский «злоумышленник» — он не ведал, что творил.
Подобный поезд тогда столкнулся с пассажирским. Фото: АиФ
Через две недели после трагедии мастера и главного инженера поезда осудили, каждый получил по пять лет тюрьмы. Электрификация железной дороги продолжилась. Сроки были жёсткие: до нового 1960 года надо было пустить электровоз. Работали круглые сутки, с наступлением зимы в 40-градусные морозы на перегонах разводили костры, людям подвозили пакеты с продуктами, в которых были шкалики водки по 100 гр, чтобы они могли хоть как-то согреться. И в декабре 1959 года из Красноярска пошёл первый электровоз. После чего электрификация двинулась дальше — на запад и на восток. Получается, жертвы катастрофы оказались заложниками большой реконструкции КЖД, люди пострадали за прогресс.
«Мы шли на зелёный…»
Анатолий ГАЙШЕНЕЦ
Ещё один участник трагедии — Анатолий ГАЙШЕНЕЦ. Он был машинистом второго состава поезда, который врезался в нефтеналивной. Машинист первого состава, оказался невольным виновником аварии и погиб. Он ехал на разрешающий сигнал светофора и врезался в хвост наливного состава.
— Мы шли на зелёный, — вспоминает Анатолий Гаврилович. — И иначе поступить не могли. Дорога в этом месте делает крутой поворот, и единственное, что я помню, это крик своего помощника: «Состав!». Затем сильный удар — и я вслед за ним прыгаю в окно. Мы почти не пострадали, заползли по насыпи вверх, оглянулись — поезда уже горели. Добежали до станции, и нас почти сразу же увезли на допрос. Домой мы попали через несколько дней. А о том, что на вторых путях остановился пассажирский поезд и пострадало столько людей, я узнал много позже.
Пионеры не погибли?
Несмотря на то что теперь нам известно намного больше о событиях, произошедших 2 июня 1959 года на станции Минино, вопросы к официальным органам по-прежнему остаются. Вот главные из них. Сколько человек погибло и где их имена? Почему информация о катастрофе до сих пор закрыта и в Управлении Красноярской железной дороги и ФСБ о ней молчат? Ведь эта трагедия — часть истории не только КЖД, но и нашей страны.
Александру ГОККУ в июне 59-го был 21 год. Он служил курсантом в воинской учебной части в Красноярске. В 4 утра 3 июня его второй взвод подняли по тревоге. В 5 часов 20 минут 34курсанта с комбатом уже были на месте крушения поездов. Когда подъезжали, навстречу им шли люди — лица белые, взгляд отрешённый, идут в никуда. Они успели выскочить из вагонов и физически не пострадали, но были в глубоком шоке.
Взвод построили и велели рассчитаться от одного до пяти. Пятые сделали шаг вперёд — им предстояло самое страшное: собирать человеческие останки. Зрелище ужасное, на телах ещё пульсировали жилы. Курсантов стало скручивать. Тогда комбат, покрыв всех трёхэтажным матом, велел отвлечься и представлять, что собирают арбузы, — помогло. Подошли две машины скорой помощи, старые, коричневые, на шасси «ГАЗ-51». Начали грузить мешки с останками. Тихонько, бережно, хотя никто их не инструктировал.
Точное число погибших установить было невозможно, от людей практически ничего не осталось. Но Александр Яковлевич точно помнит: горело 4 вагона. А в те годы они были в основном общие, люди набивались так, что до Ачинска приходилось чуть ли не на ступеньках висеть, занимали все третьи полки. Получается, если в вагоне 56 сидячих мест, туда могло набиться и до ста человек. Значит, в четырёх вагонах могло ехать до 400. Эту цифру курсанты между собой тогда и называли. Странно, но по поводу пострадавших пионеров у Александра Яковлевича своё мнение. Он не видел ни пилоток, ни красных галстуков. Уже после аварии на улицах Красноярска слышал, как народ, обсуждая аварию, говорил: «Слава богу, дети не пострадали». Возможно, погибли только те дети, которые ехали с родителями. Дай-то бог, если это действительно так. Подписку о неразглашении курсанты-ликвидаторы тоже не давали. Хотя устно комбат им объявил: «В письмах никому ничего об аварии не сообщать».
Выбралась из ада
— Я была в этом аду и спаслась, — такими словами начала разговор одна из позвонивших нам женщин. — Я выбралась из наклонённого горящего вагона, обрызганного нефтью.
Валентина СОБИНА
Валентина СОБИНА в 1959 году училась в Иркутске на третьем курсе института. 2 июня она ехала домой в Шушенское. Пересадку нужно было делать в Красноярске. На перроне бабушка с двумя детьми попросила девушку закомпостировать ей билеты. Заодно и Валентине закомпостировали билет в 9-й, «детский» вагон — тогда такие были в каждом составе.
— Я села в поезд на боковое сидение, и вдруг в голову мысль: бывают крушения поездов, но со мной ничего не случится, — вспоминает Валентина Анатольевна, — это было предупреждение. Поезд проехал станцию Минино и остановился. Я обратила внимание, что на соседних путях стоит состав с цистернами, а в окне напротив видна высокая насыпь шлака. В это мгновение за окном раздался сильный стук, в вагоне что-то попадало с верхних полок. И вдруг насыпь стала приближаться к окну. Внутри прошёл холод. Я произнесла про себя три слова: «Всё, я погибла», — и тут же в ушах отключился звук, начисто, и в дальнейшем я не слышала ни криков, ни плача, ничего.
Дошла до следующего купе, вижу — окно разбито, а люди встают на столик и прыгают на улицу. Я дождалась своей очереди, встала коленками на стол и руками вперед устремилась в окно. Упав на шлак и заметив, что снизу из-под вагона поднимается пламя, стала карабкаться вверх по насыпи. Вскарабкавшись, обернулась и увидела, что наш вагон наполовину стащило с рельсов, и он весь в огне. С одной стороны его тянул 10-й, который уже лежал — перевёрнутый и облитый нефтью, с другой держал 8-й — он ещё стоял на рельсах. Думаю, это нас и спасло. Мужчины закричали, что надо бежать в лес, сейчас будут взрываться бочки с нефтью. И мы все, кто выбрались, устремились в лес. Вдруг кто-то крикнул: «Поезд пошёл!» Оглянулись, а наш состав, отцепившись от горящих вагонов, медленно, толчками двигается по рельсам и по ходу подбирает людей, которые оказались на путях. До сих пор говорю спасибо этому машинисту — ведь он отвёл остальной состав от горящих вагонов и вообще делал всё, что нужно было делать в тот момент.
Мы устремились к поезду. Сначала в вагон не проходили. Кто-то кричал «мама!», кто-то плакал. Когда прошли в вагон, меня затрясло, началась истерика. Первой остановкой была станция Козулька. На перроне уже ждали машины скорой помощи и люди в белых халатах. Из поезда на одеялах выносили обгоревших пассажиров. Затем была остановка в Ачинске, в вагон зашли представители горкома, посочувствовали нам и сказали: «Вы все доедете до Абакана, сейчас вам привезут молоко и хлеб». Попросили сделать опись имущества, которое у нас пропало.
У меня всё сгорело: документы, деньги, зачётка. Как была в штапельном платье, так и осталась. А мне ещё ехать до Шушенского 84 км. Затем поезд остановился в Абакане. Вокзал был оцеплен, на воротах висели люди и смотрели на нас. В здании вокзала встречали начальство республики. Сказали, что случилась большая беда — крушение поездов. Попросили ни о чем не беспокоиться — всех довезут туда, куда надо, бесплатно, предложили ресторан и гостиницу. Выйдя из вокзала, я услышала крик, это папа с мамой за мной приехали. Тут мы, конечно, не выдержали и разрыдались.
Пока я была в Шушенском, пришёл перевод ровно на ту сумму, которую я указала в описи. Когда через месяц я возвращалась обратно в Иркутск, очень хотела посмотреть на место нашего крушения. Но как только поезд к нему подъехал, зашёл человек в штатском, закрыл все шторы и велел никому не смотреть в окна. Я до сих пор считаю, что меня в этой аварии уберёг ангел-хранитель, он не дал мне разбалансироваться, благодаря чему я и осталась жива.
Смотрите также:
- Полвека назад в поезде под Красноярском заживо сгорели больше сотни детей →
- Другой жизни уже не надо. Инвалидное кресло стало рабочим для писателя →
- Дорогой мужества. Как погибли первые изыскатели трассы Абакан — Тайшет →
1302. О крушении пассажирского поезда в 1959 году в районе станции Минино. № 2
После зимнее-весеннего обсуждения поста с таким же названием, как этот, я, конечно, хотела съездить в Минино (upd: станция Минино, а не деревня), найти и сфотографировать общую могилу погибших в катастрофе 2 июня 1959 года. К тому же в конце апреля пришел комент от Татьяны, живущей в Минино. Татьяна рассказала о могиле и о памятнике да еще и предложила поговорить с её бабушкой, которая была свидетельницей тех событий. Мы списались с Татьяной, и вот, наконец, выбрались в Минино вместе с maria_rider
Сначала отправились на кладбище. Оно на горке, сразу же за железной дорогой. Могилу нашли быстро, мимо нее пройти невозможно. Она огромная, примерно 14 на 4 метра, а огороженная площадь гораздо больше.
На памятнике никаких имен
С одной стороны — звезда
С противоположной от калитки стороны на ограде несколько табличек с именами погибших
9 имен из не менее 56:
Алёшина Галина Лукьяновна, 1946 г.р.
Шугаева К.П., 1929 г.р
Шугаев В.П., 1948 г.р.
Иванова У.Я., 1900 г.р.
Ниминущая Г.С., 1936 г.р.
Малигловко Анатолий, 1947 г.р.
Хотеев Юрий, 1945 г.р.
Луппо Виктор, 1940 г.р.
Красильников Владимир Михайлович, 1911 г.р.
За могилой обнаружили старую лавочку, которую уже поглотил лес
Поехали к Татьяне. Вот оно — мининское кладбище
Татьяна живёт у озера
В ожидании Тани. Дому, что слева — 110 лет (построен в 1902 году), справа — водокачка 1930 года постройки
А это Екатерина Ивановна Савченко, Татьянина бабушка. Екатерине Ивановне 88 лет, однако больше 75-ти я ей бы не дала.
Вот что рассказала Екатерина Ивановна (у меня и у Марии есть диктофонная запись):
«В 1959 году это было, утром очень рано. От нас было видно пожар. Я жила недалеко отсюда, чуть выше. Пожар, дым оттуда. Мы держали тогда корову, выгоняли стадо в три часа. Прогнала я корову в стадо и туда галопом. Прихожу, а там оцепления еще не было, можно было посмотреть. Бензин льется, керосин льется, нефть горит…».
Екатерина Ивановна с войны работала на железной дороге, правда, в 1959 году сидела дома, дети были маленькие. Она нарисовала схему железнодорожных путей и объяснила, как все вышло:
«В это время отправился пассажирский Красноярск-Абакан, и ему был красный сигнал, чтобы он дальше не шел… С другой стороны шел наливной, с цистернами, ему тоже красный. Остановился. А следующему за наливным поезду был зеленый. Почему так вышло? Рядом там очищали от деревьев место, корчевали для будущей электрической линии. Тогда с паровозов на тепловозы переходили. Одно дерево на корнях качалось и задевало провода. Поэтому сигналы неправильно показывали. Абаканский должен был идти до Снежницы, но он стоял. И наливной должен был идти, но стоял. Бульдозеристу потом выговор был, сняли с работы, но это потом.
Этот третий поезд шел по зеленому, врезался в наливной, бочки одна на другую, стало все выливаться и загорелось… Хорошо, машинист абаканского сообразил, отцепил те вагоны, что еще не горели и увел… А горели два вагона с детьми, они ехали на слет… [или со слёта всё-таки?]
Бежать им некуда было.. В этом месте пути в выемке, среди холмов, с одной стороны горят вагоны, а с другой – насыпь. Некуда им бежать. Несколько человек только спаслись.
Когда я туда прибежала, там убирали трупы. Люди были такие обгорелые…, их на плащ-палатки складывали, а потом в грузовики… Работали в масках. Это было до пяти часов, потом не пускали никого…
Машинист, который налетел на наливной, обгорел сам очень сильно… Его на тележке везли мужики, а он всё кричал: «Я ехал по зеленому! Я ехал по зеленому!» Скончался он, сильно обгорел.
Потом ждали мы, когда будут похороны… Ночью это было. Привезли 56 гробов, а сколько в каждом гробу было людей? Неизвестно… На кладбище не пускали сначала никого… Врачи, скорая приехала, мы все-таки пробрались… Как там все плакали… Жуть…
Сначала очень много народу ездило, сейчас тоже бывают иногда… Несколько табличек есть на могиле, раньше их больше было. Школа ухаживала за могилой, сейчас нет, скоро всё зарастет…
На месте крушения потом распахивали землю, сеяли траву, а то там не росло ничего. Так находили детские вещи. Да, забыла, рельсы были изгибами, вот какая жара была. Шпалы полностью выгорели, до тла почти…»
Вот такая история. А это фотография на память. Большое спасибо Татьяне, что откликнулась и познакомила нас с бабушкой.
Поехали потом к дороге, и как раз навстречу два поезда, один из которых наливной.
В библиотеке просмотрела красноярские газеты за начало июня 1959 года. Вот заметка о городском слёте пионеров (на него ли приезжали дети из Абакана? о краевом слете инфы не нашла) в газете «Красноярский рабочий» от 2 июня:
А это «Красноярский комсомолец» за 3 июня 1959 года:
Само-собой, нигде нет ни строчки о катастрофе. Зато есть заметки о летнем отдыхе детей и счастливом детстве. Но самое ужасное в этой истории то, что тайна так и остается тайной. И сейчас, в 2012 году!..
Недавно Наталья Кечина хотела снять фильм о катастрофе, однако красноярское ФСБ ответило, что информации нет. Цитирую сайт Радио Свобода от 15 октября 2011 г., куда обратилась Наталья:
Из Красноярска пишет Наталия Кечина, она телевизионная журналистка.
«Случайно узнала об одной трагедии пятидесятилетней давности. Хочу снять фильм… Но увы. Местное ФСБ ответило: нет информации… 2 июня 1959 года под деревней Минино Красноярского края произошла железнодорожная катастрофа. Столкнулись два поезда. Один — товарняк. В другом (а это было минимум два вагона) — были дети из Хакасии, которые возвращались домой из Красноярска. Был какой-то там слёт то ли в честь пионерии, то ли комсомолии. Как раз начиналось строительство Красноярского алюминиевого завода — «стройки века», много было пафосных мероприятий… Об этой катастрофе стёрли все воспоминания! Тела детей запретили вывозить, их похоронили в братской могиле под Минино, с родителей взяли «подписку», что они клянутся не разглашать причину смерти своих детей. Ещё живы свидетели той трагедии. Мы с оператором видели место захоронения с именами всего пяти детей. На самом деле погибли десятки. Прошу вас рассказать об этой истории в эфире Радио «Свобода». Может быть, это поможет найти документальные свидетельства. С уважением Наталья Кечина».
Такие дела…
Российский поезд сошел с рельсов из-за повреждения железнодорожного пути
Джулия Карбонаро
Новости
Россия
Русско-украинская война
Инфраструктура
Российский тепловоз сошел с рельсов в Брянской области в прошлую пятницу, когда российские СМИ сообщили, что паровоз, который ехал без вагонов за ним, сошел с рельсов.
Российский Telegram-канал «Коварный след» сообщил, что подписчики просигнализировали о происшествии в Брянской области, которое якобы произошло на перегоне между Жуковкой и Клетней. Телеканал сообщает, что транспортным средством был тепловоз зарегистрированный ТЧЭ Брянск.
Железная дорога, по которой, как сообщается, ехал локомотив, — это та же линия, по которой Москва переправляла оборудование и боеприпасы российским войскам в Украине.
Непроверенные кадры предполагаемого инцидента в Брянской области. Локомотив сошел с рельсов и нанес ущерб железнодорожной насыпи, сообщает российское издание Bragazeta.Telegram
Телеграмма
«Поезд ехал со скоростью 40 км/ч, когда насыпь под локомотивом съехала», — пишет канал. «В результате схода пострадал работник сервисной строительной организации».
По данным «Коварного следа», чьи утверждения повторила российская газета Брагазета, после инцидента «задержек поездов не было». Причина инцидента устанавливается, сообщает Bragazeta.
На кадрах с места происшествия пути, по которым ехал локомотив, явно повреждены и отсоединены, но неясно, был ли путь уже поврежден до схода с рельсов, как сообщают некоторые пользователи социальных сетей, или он был поврежден после происшествия .
Независимая проверка фотографий не проводилась, и российские власти не подтвердили инцидент.
Поврежденная железная дорога в районе Брянска, недалеко от границы с Украиной, станет еще одним серьезным ударом по России, добавив к сообщениям о возгорании на нефтебазе в городе Брянске 25 апреля.
Город Брянск , расположенный в самом центре Брянской области, считается логистическим центром России и стратегически важным местом для поддержки военного вторжения в Украину. В городе ночью в понедельник вспыхнул крупный пожар на складе горючего, принадлежащем российской государственной нефтепроводной компании «Транснефть».
«МЧС подтвердило факт возгорания», — цитирует пресс-службу правительства ТАСС. «Также есть подтверждение, что это топливные баки».
По данным ТАСС, первое сообщение о возгорании поступило в 2 часа ночи по московскому времени на нефтебазе.
Видеозаписи, распространяемые в социальных сетях после инцидента, показывают второй пожар, горящий недалеко от другого, но, хотя российские власти сообщили об одном возгорании, официального подтверждения второго не было.
Источник возгорания российскими властями не установлен.
Буквально за сутки до схода с рельсов тепловоза в Брянской области, 21 апреля, в Белгороде с рельсов сошел товарный поезд, сообщают украинские новости со ссылкой на Telegram-канал «Мир Белогорья» как источник информации о происшествии.
Канал поделился видео предполагаемого инцидента, в котором говорится: «Авария произошла на железной дороге в Белгороде. Три вагона с соей сошли с рельсов на Крейде. Никто не пострадал, но выглядит устрашающе. Причины происшествия выясняются. указано.»
Инцидент не был подтвержден ни российскими властями, ни российскими СМИ. Белгородские местные власти ранее сообщали, что Украина устроила саботаж на российской железной дороге в регионе. Белгород находится примерно в 205 милях от Брянска и очень близко к украинской границе недалеко от Харькова.
Newsweek связался с Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и Министерством транспорта России для получения комментариев.
Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил
красно, определение | Словарь определений английского языка
Смотрите также:
Краснодар, кранс, Красноярск, Кано
Collaborative Dictionary Определение английского языка
» Просмотреть все результаты |
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи. |