Содержание
Продолжается уборка после одного из крупнейших разливов в Арктике
«Норильский никель» ликвидировал последствия катастрофы 2020 года. Но на Таймыре по-прежнему много экологических проблем
Иван Жилин
Это перевод истории, первоначально опубликованной Кедр.медиа
Мы в Арктике. Низкое облачное небо, пронизывающий ветер, температура около нуля. Посреди колышущейся таймырской тундры стоит гигантский Норильский промышленный район с дымящимися трубами и стучащими колесами грузовиков и поездов.
Два с половиной года назад расположенная в Кайеркане теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-3) стала местом одной из крупнейших экологических катастроф в истории Арктики. 29 мая 2020 года в 12:55 по местному времени устаревшие пилоны под баком дизельного топлива вышли из строя и рухнули один за другим. Гигантский 11-метровый топливный бак опустился вместе с ними, и в таймырскую тундру и реки хлынул пенящийся коричнево-красный поток топлива.
В сообщении для прессы компании «Норильский никель», владельца ТЭЦ-3, говорится, что в результате разлива была потеряна 21 тысяча тонн дизельного топлива. Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что концентрации вредных веществ в водоемах Таймыра в десятки тысяч раз превышают предельно допустимые концентрации. Владимир Путин объявил в связи с катастрофой чрезвычайное положение федерального значения и потребовал привлечь к ответственности виновных в аварии.
Однако приговоры виновным были довольно мягкими:
Ринат Ахметчин, мэр Норильска на момент аварии, признан виновным в непринятии мер по локализации разлива в течение 2 суток. Он получил 6 месяцев исправительных работ и ему уменьшили зарплату на 15%.
Вячеслав Иващенко, диспетчер ГО и МЧС, также был обвинен в бездействии и приговорен к шести месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка.
Однако уголовное дело в отношении Дениса Кулаева, одного из коллег Иващенко, было прекращено в связи с истечением срока давности.
Суд также прекратил дело в отношении главного государственного инспектора Ростехнадзора Елены Новожиловой, которую обвинили в неправильной оценке состояния пилонов при проверках. Срок давности в ее деле также истек.
Взорвавшийся в 2020 году бак дизельного топлива №5. Фото: Юрий Козырев, «Новая газета»
В судах также рассматривались уголовные дела в отношении бывшего директора ТЭЦ-3 Павла Смирнова, бывшего главного инженера Алексея Степанова, его заместителя Юрия Кузнецова и бывшего начальника котлотурбинного завода Вячеслава Старостина. магазин. Максимальное наказание по этим делам – до 5 лет лишения свободы.
Самое серьезное наказание понес сам «Норильский никель». Росприроднадзор оштрафовал компанию на рекордные 146,2 млрд рублей (1,66 млрд евро) и предписал компании ликвидировать последствия загрязнения к 2023 году9.0003
Корреспондент Кедр.медиа, эколог Дмитрий Левашов отправился на Таймыр, чтобы проверить, выполнили они свою работу или нет.
Отказ от ответственности
Данный материал не претендует на звание полноценного научного исследования состояния экосистем Таймыра. Из-за финансовых возможностей редакции мы работали на полуострове всего два полных дня. Тем не менее, мы смогли посетить и взять пробы из основных мест, пострадавших от разлива 2020 года, а также посетить другие места, которые систематически подвергались воздействию Норильского промышленного района. Время исследования было выбрано таким образом, чтобы можно было взять пробы до того, как реки замерзнут.
В эпицентре
Каркас резервуара № 5 еще не вывезен с площадки. В бетонном основании до сих пор торчит арматура, а рядом с рабочими резервуарами стоят груды камней.
«Все это давно должны были убрать, но говорят, что это все еще улика для следствия»,
Виктор Филиппов, нынешний директор ТЭЦ-3. В начале нашего интервью он сразу заявил, что не будет давать никаких комментариев, но все равно останется и ответит на наши вопросы.
Въезд на территорию ТЭЦ-3 без разрешения Норильского никеля невозможен. Однако компания без проблем согласилась на наши просьбы. В пресс-службе сказали, что да, они заинтересованы в приезде независимых журналистов. После аварии в 2020 году в «Норильский никель» произошли кадровые перестановки. Были заменены те, кто отвечал за промышленную безопасность, а должность независимого директора занял Евгений Шварц. С 2004 по 2019 год Шварц работал директором по экологической политике во Всемирном фонде дикой природы (WWF), независимой национальной экологической неправительственной организации. В компании признают, что желания получить еще один рекордный штраф или еще какую-то критику со стороны президента нет.
Фото: Кирилл Шучалин, Кедр
В СМИ писали, что экологической катастрофы на Таймыре можно было бы избежать, если бы в набережную ТЭЦ-3 встроили подпорную стенку. Если бы они это сделали, возможно, это могло бы как-то сдержать поступление топлива в воду. Однако предыдущая защитная система имела либо технические недостатки, либо вообще не была сконструирована. Филиппов настаивал на том, что система удержания была, но слишком много негативных факторов произошло одновременно во время аварии.
Изначально танк располагался над насыпью, недалеко от ее края. Когда пилоны разрушились, днище затонуло, и струя пошла горизонтально, а не вниз. Набережная была просто завалена. Конечно, если бы насыпь была выше, разлива могло бы и не быть».
«Норильский никель» говорит, что до ЧП в 2020 году никто не предполагал, что танк может разорваться по бортам.
«История подобных аварий показывает, что накопительный бак всегда пробивает дно. Возможно, это был просчет конструкторов в Советском Союзе, которые отвечали за установку этого танка».
Так почему же он решил работать на советской базе? Филиппов работает в «Норильский никель» меньше года и не знает ответа на этот вопрос.
«Сделан капитальный ремонт. Мы заменили системы пожаротушения и охраны. Мы обновили фундаменты под резервуары и почти полностью заменили все оборудование насосной станции».
Он продолжил свой список улучшений, упомянув, что они также построили новую насыпь из асбестоцементных листов, заполненных каменным грунтом. Он чуть более 2 м в высоту и абсолютно не внушает доверия. Он не выглядит достаточно высоким. Я спросил Левашова, искренне ли он верит, что она выдержит.
«Ну, если вспомнить, что журналисты писали о событиях 2020 года, то набережная тогда была совсем другой. Это была просто груда камней без георешетки, сложенная по технологии 70-х».
Эта насыпь, возможно, выше, и вы можете видеть, что они использовали экскаваторы для создания новой стены. Также очевидно, что они использовали довольно много материала. По крайней мере, внешне он выглядит достаточно надежным.
В мае этого года бывший сотрудник Росприроднадзора Василий Рябинин рассказал на всю страну о масштабах стихийного бедствия в 2020 году. Согласно его последнему отчету, вода в Безымянном ручье по-прежнему была красной, как и прежде. 2 года назад.
«До сих пор текут красные ручьи из пульпопроводов и отвалов выщелачивания Надеждинского металлургического завода. Земля там всегда красная из-за постоянных утечек в пульпопроводах, которые перекачивают отходы с производства в резервуары для хранения».
Фото: Кирилл Шучалин, Кедр
Слова Рябинина подтвердили в природоохранной прокуратуре:
«Исследования показали, что таковы условия в водоемах, расположенных вблизи шахтных отвалов Надеждинского металлургического завода. С 1979 на объекте производилась гидравлическая перекачка отходов производства по трубопроводам в резервуары-накопители. В ходе этой операции трубы подверглись коррозии. Утечки из этих труб были вызваны коррозионным износом во время транспортировки, а загрязнение, обнаруженное на прилегающих землях, было вызвано сточными водами, принесенными паводковыми водами в период таяния снега. Вода краснеет от загрязнения…»
Прокуратура предъявила Заполярному филиалу ПАО «ГМК «Норильский никель» требование о немедленной рекультивации загрязненных земель, организации комплексного мониторинга поверхностных и подземных вод и капитальном ремонте гидротранспорта и утилизации трубопроводы системы водоснабжения. С тех пор предприятие подготовило проект рекультивации загрязненных земель вдоль пульпопровода. Реализация проекта запланирована на 2022–2029 годы.».
Сам «Норильский никель» не отрицает наличие проблемы. Однако их версия гласит, что красные реки – это следствие экологического ущерба, накопленного еще с советских времен. Полная рекультивация займет около шести лет. До этого времени, по словам представителей компании, ручей Безымянный в порядке и действительно только во время половодья приобретает красноватый оттенок.
Компания также отмечает, что рекультивация земель, загрязненных в результате разгерметизации бака дизельного топлива на ТЭЦ-3, прошла очень успешно. С территории, прилегающей к месту экологической катастрофы, утилизировано 188 000 тонн нефтезагрязненного грунта. . В этот проект также была включена территория в непосредственной близости от ТЭЦ-3. Они утверждают, что замена грунта рядом с ТЭЦ действительно заметна.
Чистая вода?
По данным WWF России, большая часть разлитой в результате аварии нефти была унесена вниз по реке Амбарная, где дизельное пятно было остановлено плавучими заграждениями. Боны до сих пор работают на Амбарной, хотя «Норильский никель» утверждает, что де-факто они очистили реку.
Фото: Кирилл Шучалин, Кедр
Денис Аникеев, руководитель предприятия по благоустройству Норильско-Таймырской энергетической компании, указывает на огромную стрелу ограждения.
«Большая часть дизельного топлива поступила сюда».
Мы стоим на черном глиняном берегу, усеянном свежей травой, клевером, овсяницей и тимофеевкой. Банк также был окрашен в рамках мелиорации. За саженцами бескрайнее полотно желтых, оранжевых и лиловых трав играет на тундровых ветрах.
Аникеев говорит, что смесь воды и топлива из Амбарной удаляли с помощью нефтесборщиков. Уловленный материал был помещен в эластичные резервуары и перекачан по двум трубопроводам обратно в Норильскую промзону. Там дизель отделяли от воды и возвращали в аварийный склад ТЭЦ-3. Последний литр дизтоплива, по его словам, был изъят из реки 3 сентября 2020 года9.0003
Насколько здесь выше ПДК нефтепродуктов?
«После аварии это было существенно, — пожимает плечами Аникеев, — Сейчас излишеств нет. Последний раз его фиксировали в 2021 году. Здесь были и Росприроднадзор, и Гринпис, и WWF. Все они проверили нас.
А как насчет почвы?
«Береговую зону обработали абсорбентом на моховой основе, — рассказывает Аникеев. «Задачей материала было впитать масло. После его сняли с поверхности и вывезли за территорию. Кроме того, мы промыли прибрежную зону с помощью торфяных валов, которые были погружены на глубину около 60 см. Мы вымыли из них нефтепродукты водой и уловили мхом-поглотителем на земле и заграждениями на Амбарной».
На вопрос, прав ли «Норильский никель» в том, что рекультивация прошла успешно, Аникеев просит не торопиться. Работа все еще продолжается.
Как бы то ни было и несмотря на слова представителей компании, пробы воды в Амбарной мы брали сами. По возвращении с Таймыра мы отдали их в лабораторию Центрального контрольно-испытательного центра питьевой воды в Москве.
Результаты анализа показывают, что превышения ПДК по нефтепродуктам в реке действительно нет. Показатель показывает менее 0,005 мг/дм³, а ПДК – 0,05. Однако мы никогда не могли рассматривать Амбарную как рыбохозяйственный водоем. Имеются превышения по сульфат-анионам (в 5,2 раза), железу (в 3,2 раза), меди (в 3 раза) и никелю (в 42 раза).
Мертвая вода
Разлив нефти в мае 2020 года — не единственное загрязнение на Таймыре, вызванное деятельностью завода. Василий Рябинин вел нас через тундру к реке Щучья. Она протекает через самый центр Норильского промышленного района, включая медный завод, обогатительную фабрику и другие объекты.
«Нефтяное загрязнение на Амбарной, может, и устранили, но уборку здесь точно не делали»,
Берега реки красные от окисленной пульпы, весь лес по Щучьей погиб.
«Эта река совершенно не замерзает из-за огромного количества стока с Норильской обогатительной фабрики, сбросопровода и Медного завода. Вода здесь полна меди, никеля, кобальта и железа».
Здесь мы тоже брали пробы воды. Избытка нефтепродуктов в реке нет, но это и неудивительно. Щучья не входит в Норило-Пясинский водовод, и авария 2020 года ее не затронула. Но содержание других веществ очень высокое. Для рыбохозяйственных ПДК фиксируется сильный избыток железа, меди и никеля. В компании не уточнили, какие ПДК они использовали для этого водоема. Когда мы смотрим вокруг, становится очевидным, что это небезопасно для любой живой природы.
Фото: Кирилл Шучалин, Кедр
«Согласно критериям Росгидромета для веществ 1–2 классов опасности, а никель относится ко 2 классу, концентрация выше 5 ПДК считается сильным загрязнением. Для веществ 3-4 классов опасности, в данном случае для железа, предельно высоким уровнем загрязнения считается 50 ПДК. Здесь у нас гораздо больше данных по этим металлам».
На вопрос «Кедр.медиа» о состоянии реки Щучья в «Норильский никель» ответили, что не работают с ней как с рыбохозяйственным водоемом. Компания отказалась комментировать наши образцы, сославшись на потенциальное недостоверность результатов анализа. (Цитата: «В этих документах отсутствует идентификация мест отбора проб воды. Кроме того, отсутствуют данные о предварительной обработке, хранении, консервации взятых проб или наличии специальной подготовки лица, отбиравшего пробы, — Ред. ) Однако они дали следующий комментарий:
«Возможный избыток металлов в пробах, отобранных из водных объектов Норильского промышленного района, может быть результатом сочетания многих факторов, в том числе высоких значений естественного фона, сбросов сточных вод других предприятий, расположенных на прилегающей территории, загрязнения с прилегающих территории, принесенные сюда дождями, и что она исторически была частью региона».
Компания утверждает, что Норильскому промышленному району досталось в наследство от времен Советского Союза достаточно большое количество экологических проблем разного уровня. «Норильский никель» планомерно занимается устранением накопленного ущерба. Компания принимает меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В настоящее время ведутся строительные работы в рамках Серной программы, результатом которых станет сокращение выбросов диоксида серы и сбросов сточных вод. А разработкой технологии очистки сточных вод занимаются ведущие проектные организации.
Фото: Кирилл Шучалин, Кедр
Официально
Росприроднадзор, Федеральное агентство по рыболовству и природоохранной прокуратуре Красноярского края. Нас интересовало, когда в последний раз сотрудники контролирующих органов проводили проверки мелиоративных работ и последствий аварии в 2020 году и каковы их результаты.
Единственный ответ пришел из Енисейского межрайонного управления. Исполняющий обязанности главы Александр Иванов сообщил уже известную информацию о том, что «Норильский никель» оштрафовали за аварию в 2020 году, уточнив лишь, куда именно были отправлены деньги:
145 492 562 907 рублей 96 копеек (около 2,4 млрд евро), уплаченных в федеральный бюджет в качестве компенсации за загрязнение водных объектов;
684 904 320 рублей (11,1 млн евро) было выплачено в муниципальный бюджет Норильска в качестве компенсации за ущерб, нанесенный почве.
На вопрос «Кедр.медиа» о результатах проверок Иванов написал, что их можно найти в сети на специализированном государственном портале. Однако материалы, опубликованные на сайте, не содержат данных о количестве нефтепродуктов или других веществ, обнаруженных в загрязненных почвах и водах.
Также известно, что «Норильский никель» заключил мировое соглашение с Росрыболовством. Агентство потребовало от промышленного гиганта 59 млрд рублей (почти 1 млрд евро) за ущерб водным биологическим ресурсам, в первую очередь рыбной продукции. Согласно условиям мирового соглашения, с 1 июня 2023 г. по 30 сентября 2050 г. компания выпускает в р. Енисей и р. бассейн Норило-Пясинской озерно-речной системы
Фото: Кирилл Шучалин, Кедр
«Работа сделана, но…»
Что на данный момент думают экологи о рекультивации? Kedr.media собрал следующие мнения экспертов.
Дмитрий Левашов, Межрегиональное объединение «За химическую безопасность»:
«В целом работа проделана большая. Вы видите, что расчищены десятки гектаров земли. В рамках проекта действительно проведен комплекс мероприятий по технической и биологической рекультивации региона. При этом часть участков находится в природоохранной зоне и в заповедной прибрежной полосе.
Мы посмотрели ситуацию в водоохранной зоне. Там были резервуары и площадка для сбора нефтепродуктов. На некоторых участках реставрационное оборудование нанесло дополнительный ущерб. Но они сажают много травы в надежде вернуть его в нормальное русло. Они продолжали сажать даже в позднеосенний по местным меркам период.
На промплощадке ТЭЦ-3 мы увидели модернизацию набережной. Также видны признаки замены почвы. Однако в любом случае окончательную оценку их выполнения или невыполнения должен дать Росприроднадзор.
В то же время в целом экологическая ситуация в Норильском промышленном районе и его окрестностях остается сложной.
Это единственный в мире крупный промышленный центр за Полярным кругом. Он имеет огромный комплекс промышленных предприятий, в том числе ТЭЦ, жилищно-коммунального хозяйства и горно-металлургического комплекса. А на дорогах большой трафик и в целом восстановление экосистемы в арктической зоне, как известно, происходит медленнее, чем в Поволжье или Центральной России».
Фото: Кирилл Шучалин
Рустам Тимшанов – заведующий лабораторией физико-химических методов исследований Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН:
«Сибирская Отделение Российской академии наук провело три этапа Великой Норильской экспедиции. В ходе экспедиций мы оценили состояние экосистем и ущерб, нанесенный в результате аварии на ТЭЦ-3. Мы создали сеть мониторинга и отбора проб, где отслеживаем динамику загрязнения. Мы также предприняли шаги по оценке эффективности мелиоративного проекта и провели ихтиологические исследования.
В 2020–2021 годах превышения ПДК в воде зафиксированы, в том числе на акватории озера Пясино и в донных отложениях в истоке реки Пясина. К 2022 году можно сказать, что процессы самоочищения природных тел привели к тому, что большая часть загрязнений была вымыта и рассеяна. Снизилось содержание нефтепродуктов в ручье Безымянном, реках Далдыкан и Амбарная. Свой вклад в этот процесс внесли и мелиоративные работы.
На всех этапах мы также обследовали состояние почвы. Наиболее загрязненным районом было низовья реки Амбарной. Мы продолжаем наблюдать и брать оттуда пробы.
Что касается ущерба рыбным хозяйствам и нерестилищам в регионе, то об этом пока сложно говорить. О влиянии загрязнения мы можем судить только по собственным образцам. В 2021 году мы проверили четыре промысловых точки и взяли около 100 проб на биологический анализ и 50 проб на химический анализ. В этом году мы уже взяли более 500 проб рыбы на биологический анализ и около сотни проб на химический анализ. Проверяем содержание масла в мышечной ткани, печени и жабрах. Кроме того, мы исследуем, как загрязнение повлияло на иммунитет рыб против болезней. Однако пока рано делать выводы. Может быть, мы сможем сделать их к концу года. Очевидно, что загрязнение повлияло на зрелых особей в меньшей степени, чем на молодых».
Фото: Кирилл Жучалин, Кедр
Алексей Книжников – руководитель Программы экологической ответственности предприятий WWF России:
«В 2021 году у нас была возможность визуально осмотреть территорию вокруг Амбарная для оценки состояния водоемов и прилегающих территорий. С нашей точки зрения, инспекция не выявила каких-либо серьезных остаточных загрязнений. В ряде прибрежных районов успешно проведены работы по очистке дна от загрязненных отложений.
Сложность ситуации в том, что Норило-Пясинский водовод уже многие десятилетия находится под воздействием загрязняющих веществ. Природа там давно угнетена.
Мы поговорили с ихтиологами, которые проводили исследования на местах загрязнения. Могу сказать, что серьезных опасений у них нет. Очевидно, что имеет место некоторая деградация региональных нерестилищ. Но поскольку Норильский промышленный район является зоной экологического бедствия еще со времен Советского Союза, связывать все проблемы именно с аварией 2020 года невозможно.
Важно то, что в случае аварии на ТЭЦ-3 произошел разлив дизельного топлива, которое в силу своих физико-химических свойств не очень активно проникало в толщу воды и поэтому не закончилось в донных отложениях. Это важно, потому что мы знаем, что те загрязняющие вещества, которые оседают в донных отложениях, имеют долгосрочное негативное воздействие. По сути, сейчас нельзя сказать, что от того разлива осталось какое-то мощное негативное воздействие. Что было, то было, но те вещества, которые попали тогда в природу, сейчас имеют очень ограниченное влияние.
Совершенно очевидно, что превышены ПДК по никелю, меди и другим веществам. Но они могут быть связаны только с постоянным системным воздействием Норильского промышленного района, входящего в состав региона на протяжении многих десятилетий. Все предприятия, безусловно, нуждаются в модернизации. Но «Норильский никель», насколько мне известно, этим уже занимается.
В частности, я бы обратил внимание на необходимость поиска альтернатив пульпопроводам. В условиях Таймыра они выходят из строя через 5–7 лет. Возможно, имеет смысл рассмотреть возможность перевозки отходов большегрузным транспортом.
Что касается самой аварии 2020 года, то погодные условия также способствовали уменьшению ущерба. Был сильный ветер, замедливший распространение нефти и, конечно же, очень быстро прибыли спасатели, установившие заградительные боны. Компания также приняла решение о привлечении к очистным работам достаточно большого количества людей, и все это в совокупности помогло избежать катастрофического сценария.
ПС
«Норильский никель» сообщил, что проводится модернизация очистных сооружений на всех предприятиях, загрязняющих водоемы Таймыра, в том числе реки Щучья. Они также предложили корреспондентам «Кедр. медиа» вместе со специалистами ЦЛАТИ в 2023 году взять пробы в реке, чтобы сравнить показатели загрязнения.
Перевод с России Адамом Гудманом
Paper Paper Model Kit Steamboat Krasnoyarsk 1/200 Orel 302 Гражданский флот 1959 Toys & Hobbies Другие лодки, корабли и Kits Models & Kits
.
Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959 Игрушки и хобби Другие модели лодок, кораблей и наборы Модели и наборы
Игрушки и хобби»Модели и наборы»Лодки, корабли»Другие модели лодок, кораблей и комплекты»Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959
, но переданы в различные туристические базы и дома отдыха для использования в качестве плавучих гостиниц. Пароход этого типа «Красноярск» дольше всех проработал в штатном режиме. неповрежденный предмет (в том числе изделия ручной работы). Смотрите у продавца
список для получения полной информации.
Просмотреть все определения условий
:
Модифицированный элемент: :
Нет
,
Марка: :
Орел:
Страна/регион производства: :
Украина
,
Шкала: :
1:200:
MPN: :
302
,
Рекомендуемый возрастной диапазон: :
12+:
Пользовательский комплект: :
Нет
,
Год: :
1959:
Семья персонажей: :
Пароход
,
Функции: :
Неокрашенный. Комплект бумажной модели Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 ГФ, 1959 Масштаб: 1:200 Объем: 15 х А4 Пароходы проекта 737А — речные среднемагистральные грузопассажирские колесные пароходы. Строительство кораблей этого типа началось в СССР в 1951 году на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница». После реализации проекта в 1959 г. СССР, 17 лет и старше
,
СКП: :
Не применяется
,
。. которым чудом удалось уцелеть до наших дней..
Условие::
Новый: Совершенно новый, в разобранном виде, неоткрытый, 1959 Тип: Пароход Серия: Гражданский флот Страна: СССР, при этом корабли обычно не выводились из эксплуатации. неиспользованный, Комплект:
Уровень возраста: :
12-16 лет. речные пассажирские суда этого типа с паровым приводом в Советском Союзе больше не строились. Большинство из них было списано к середине восьмидесятых годов.
Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959
- Мультяшные фигурки Чудесные фигурки Божья коровка Коллекция мармеладов 100027
- Подробная информация о 1 паре 3-лопастной стальной сборки вал 3 мм катамаран двухмоторная радиоуправляемая лодка #1723
- Duel Master TGC Night Master Shadow of Decay Базовый набор DM-01
- Подробная информация о Battletech Night Lord Battleship № 20-188 Неокрашенная научно-фантастическая металлическая миниатюрная фигурка
- 4 шт. 1,9 «Beadlock 12 мм шестигранные шины и колеса для 1/10 HSP HPI RC Rock Crawler Car
- РЕДКИЙ Dinky Toys Meccano #70b-G HAWKER TEMPEST II FIGHTER ВОССТАНОВЛЕН В ПОЧТИ МЯСО
- MIP 14175 Комплект Shiny C-CVD™ Передний TLR 22-4 1,0
- Игрушечные солдатики Гражданской войны в Сан-Диего, набор пеших кавалеристов, 15 серых фигурок
DC Power metal 5,5×2,1 мм, ствол, гнездо по SAE, 2-полюсный плоский штекер, 12 В, 14AWG, 15 см, масштаб Maisto 1:18, 2012 г. VRSCDX Night Rod, специальная литая под давлением модель мотоцикла с футляром. Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959 , Япония Железнодорожная ветка Эйзенбана Z Масштаб 1:220 EF64 Heavy-duty E-lok Braun»Bo-Bo-Bo», Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1 /200 Орел 302 Гражданский флот 1959 , Пиролитический графит для магнитной левитации, 1 шт., 27 мм x 27 мм x 3,5 мм с футляром, Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959 , Star Wars Black Series Luke Skywalker Death Star Escape Trash Compactor Excl NEW, Комплект бумажной модели СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959 , Dark Heaven Legends Reaper 03540 Astal Reaver Monk, Комплект бумажной модели СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959 , СИДАН Черный топливный бак Оружие для кирпичных минифигурок , НОВЫЕ 3D-головоломки Mega Wild с животными от Smartlab для детей от 4 лет. BANDAI Kamen Masked Rider Ryuki CSM V Пряжка с защитным козырьком Набор Advent Cards Survive.
- Bif Bang POW 07102 Shark Tank Kevin Lori Robert 3.75 Inch Figure для продажи онлайн
- Magic The Gathering Mtg Stronghold Booster Запечатанная заводская упаковка.
- для продажи онлайн LEGO Downtown Fire Brigade City Fire 60216
- Тони Старк Война Бесконечности Изготовленные на заказ мини-фигурки со щитом Ironman
- Gesture Sensing Transformer RC Robot Toy Car Модель дистанционного управления для детей Мальчик
- Штурмовик Первого ордена Звездных войн в масштабе 1/12, пластиковая модель, комплект F/S
Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959
Набор бумажных моделей СССР Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот 1959 Игрушки и хобби Другие модели и комплекты лодок, кораблей Модели и наборы, Набор бумажных моделей Пароход Красноярск 1/200 Орел 302 Гражданский флот Дискаунтер Большинство из них были выведены из эксплуатации середина восьмидесятых годов Строительство кораблей этого типа началось в СССР в 1951 году на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» СССР чудом уцелевшим до наших дней речные пассажирские суда этого типа с паровым приводом больше в СССР не строились Союза, но переданы в различные турбазы и дома отдыха для использования в качестве плавучих гостиниц, а корабли, как правило, не выводились из эксплуатации 1959 Масштаб: 1:200 Объем: 15 х А4 Пароходы проекта 737А — речные среднемагистральные грузопассажирские колесные пароходы 1959 г.