Содержание
Обезьяны бонобо выражают эмоции как трудные подростки — Газета.Ru
Наука
Обезьяны бонобо выражают эмоции как трудные подростки, выяснили американские ученые, исследование которых опубликовано в научном журнале PNAS.
В частности, это касается осиротевших животных: им сложнее управлять своими эмоциями и строить отношения с остальными обезьянами.
Подтвердить это смог и эксперимент, ради которого ученые отправились в один из заповедников Конго, где и обитают обезьяны бонобо.
В частности, ученые установили, что обезьяны бонобо, которые осиротели, постоянно испытывают больший стресс, нежели их сородичи. Кроме того, такие животные гораздо хуже справляются с этими стрессовыми ситуациями.
Все эти выводы подтвердились в ходе эксперимента, участниками которого стали как спасенные от браконьеров обезьяны, так и уже родившиеся в самом заповеднике особи.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Картина дня
Военная операция на Украине. День 420-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 420-й день
«Это контрштурм». В Киеве сообщили, что уже начали наступление, в том числе в Бахмуте
Замглавы Минобороны Украины Маляр заявила о наступлении ВСУ в Донбассе на четырех направлениях
«Понять, доходят они или нет». В Госдуме объяснили, зачем нужны электронные повестки этой весной
Картаполов: электронные повестки в текущий призыв «не будут иметь юридической силы»
Путин о поездке в новые регионы РФ: такого количества старых «Лада» и «Жигули» давно не видел
Пентагон: объем военной помощи США Украине с начала СВО достиг $35,4 млрд
Белый дом: Байден все еще хочет поговорить с Си Цзиньпином, но новостей по звонку нет
Власти Финляндии сняли арест со здания Российского центра науки и культуры в Хельсинки
Новости и материалы
США провели учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III
ЦСКА обыграл «Ак Барс» и сравнял счет в финальной серии Кубка Гагарина
Ученые выделили флуоресцентный краситель из корней растения для подкрашивания клеток
Глава Минобороны ФРГ: Запад уступает России позиции в Африке
«РВ»: ВСУ отступили из стратегически важного узла обороны рядом с Артемовском
«Краснодар» по пенальти обыграл «Крылья Советов» и вышел в финал Пути регионов Кубка России
США выделили новый пакет военной помощи Украине на $325 млн
Ученые назвали лучшую диету для замедления старения сосудов
Фирма Gap выпустит коллекцию совместно с производителем куклы Barbie
ЦСКА сыграл вничью с «Уралом» в первом матче финала Пути РПЛ Кубка России
Склад в 1500 квадратных метров загорелся во Владивостоке
Один человек погиб и шесть пострадали при нападении с ножом на востоке Китая
Глава Минобороны Украины Резников подтвердил получение от ФРГ второй установки ПВО IRIS-T
Пограничники Чада остановили 320 военных Судана, перешедших границу страны
Родителям рассказали, как правильно наказывать ребенка
Shot: москвичка угрожала взорвать склад AliExpress, потому что ей долго везли ноутбук
Премьер Испании Санчес посетит Вашингтон и встретится с Байденом
Сара Фергюсон появится на концерте в честь коронации Карла III
Все новости
Сможет ли Армения вернуть контроль над Карабахом
Полковник Ходаренок заявил, что пример с Карабахом может вдохновить Молдавию
Данила Козловский подал в суд на Виталия Бородина, обвинившего его в дискредитации армии
Бородин заявил, что «был готов» к иску и ждал его «побыстрее»
Сенат США заявил, что банк Credit Suisse до 2020 года обслуживал счета нацистов
Это могли быть деньги жертв Холокоста, которые использовались для побега нацистов в Аргентину
«Америка теряет авторитет, ее ненавидит весь мир». Что еще думают в Турции о партнерах по НАТО
Глава МВД Турции Сойлу назвал Европу «пешкой Америки»
«Я стремящийся к вере психолог»: Марк Бартон — о терапии, прошлом теолога и третьем браке
Психолог Марк Бартон ответил на обвинения в меркантильности
«Мизантроп»: нуарный триллер с Шейлин Вудли про поимку киллера в новогоднюю ночь
Рецензия на триллер «Мизантроп» от режиссера оскароносных «Диких историй»
Враг Человека-паука и хозяин Цезаря: Джеймсу Франко – 45
Медведев пригрозил Южной Корее отправкой российского оружия КНДР за военную помощь Украине
Сеул допустил поставки оружия Киеву в случае серьезной угрозы для мирного населения
Российским экспертам прислали бюсты Жукова. Похожую статуэтку с гексогеном дарили блогеру Татарскому
Адресаты допустили, что это была подготовленная украинскими спецслужбами акция устрашения
«Наташа страдала от ПТСР. Ее ребенок пропал»: в Балашихе женщина с дочерью выпали из окна
Пропавшую в Подмосковье трехлетнюю девочку нашли мертвой на козырьке дома
«Россия не рухнет по мановению волшебной палочки». В Лондоне ожидают продолжения конфликта на Украине
Министр обороны Великобритании считает, что конфликт на Украине продолжится в 2024 году
Алексей Чадов: «Ребенка надо обнимать минимум семь раз в день»
Актер Алексей Чадов рассказал о шоу «Фактор страха» и воспитании сына Федора
«Украинская армия вряд ли пойдет в лобовые атаки на минные поля»
Помогут ли ВС РФ «зубы дракона», ежи и рвы в случае наступления украинских войск
Мария Дегтерева
Похудеть к весне
О том, почему битва за фигуру проиграна
Юлия Меламед
Немного женоненавистник, немного расист, немного беременна
О том, почему Илон Маск – один против всех
Георгий Бовт
Меньше народу – больше кислороду
О том, как капиталистическая Россия выполнила постановление ЦК КПСС
Георгий Малинецкий
Опять комитет 19?
О том, что могут изменить в стране два десятка человек
Дмитрий Воденников
Ад – это когда тебя провожают
О человеке, который хотел ускользнуть, но ему не дали
—>
Читайте также
Выставка «Нечеловеческое искусство»
Где проходит граница между человеческим и не-человеческим? Является ли способность человека создавать произведения искусства одним из таких «пограничных столбов»?
Мы знаем, что со времен античности существует концепция поэтики, согласно которой рождение произведения искусства связано не столько с деятельностью художника-человека, сколько с действием неких нечеловеческих «высших» сил. Представления о творчестве как о стихии особенно ярко воплотилось в творчестве и в манифестах на рубеже XIX–XX вв. Эти представления находят отражение как в устойчивом для европейской культуры образе Музы, так и в метафорах современного языка: вдохновение может накатить, охватить, посетить, прийти, снизойти или покинуть художника, словно вместилище чего-то неизмеримо большего, чем он сам. А если так, то возникает вопрос: только ли человек способен творить? Возможен ли нечеловеческий творческий процесс?
Кураторы выставки «Нечеловеческое искусство» ставят под вопрос эксклюзивное право человека называться/быть художником в современном контексте развития науки и технологий, позволяющих искать новые возможности для изменения границ традиционных представлений об искусстве. Как сегодня возможен нечеловеческий художественный процесс? Если приматы – наши предки, а умные компьютерные системы – своего рода наши отпрыски, то что мешает признать их творческий потенциал как членов одной семьи? Какая муза может посетить наших нечеловеческих родственников?
Заглянуть в нечеловеческое искусство нам поможет диджитал-арт (digital art) – алгоритмическая живопись искусственных нейронных сетей — и акварели шимпанзе.
Свои завораживающие работы медиа-художник Илья Дик создает в сотворчестве с компьютерными программами – искусственными нейронными сетями, формируя пространство арт-эксперимента и ситуацию познания возможностей программных продуктов, различных техник и приемов, поиска вариантов эстетических решений внутри особенного закона существования цвета и формы вне человеческих ограничителей, где ему удается сделать то, о чем он не способен даже подумать, чего не может заранее представить. В ходе творческих экспериментов Илье удалось выявить около дюжины различных эффектов. Например, автор отмечает эффект нарратива: изображения, обработанные одним фильтром, становятся частью одной истории. Также художник замечает, что полученный в ходе обработки цифровой коллаж может превращаться в единое, будто изначальное, изображение.
Вторую часть выставки занимают рисунки шимпанзе Александра, с историей которого Вы можете ознакомиться на специальном стенде. Александр, как и многие человекообразные обезьяны, воспитанные человеком, не считает себя животным. Его рисунки возникли как ответ на острую потребность общения с человеком. По словам сотрудника Биологического института НИ ТГУ и Северского зоопарка, Олега Тютенькова, у человекообразных обезьян, к которым относятся шимпанзе, орангутаны, гориллы и бонобо, рисование – это не трюк, и даже не элемент игры, это способ выразить свои эмоции. Эмоциональный мир приматов в естественной среде прекрасно иллюстрируют фотоработы профессионального фотографа-анималиста Андрея Гудкова.
Известно, что в природных условиях обезьяны не рисуют. Первые эксперименты с рисованием шимпанзе поставила русский и советский зоопсихолог и приматолог Н.Н. Ладыгина-Котц, которая сравнивала развитие маленького ребенка и маленького шимпанзе. Детеныши шимпанзе вначале делают простейшие небольшие чирки, полоски, потом появляются веерообразные, классические для обезьян, рисунки. Обезьяны, обученные языку глухонемых, могут даже давать названия своим рисункам, как Майкл, горилла из Стэнфордского университета, США, который нарисовал зеленую кляксу с желтоватым пятном, и сказал: «Это мой дракон», имея в виду свою любимую игрушку – зеленого дракончика с желтым гребешком. Однако возможности техники человекообразных обезьян ограничены. В отличие от взрослеющих детей, обезьяны не начинают рисовать фигуры или человечков. Максимум, что они могут изобразить – законченную овальную форму, неправильный круг.
В рамках данной выставки кураторы решили объединить разные формы нечеловеческого искусства. Конечно, акварели шимпанзе Александра созданы при участии сотрудников зоопарка, а алгоритмическая живопись нейронной сети стала возможна благодаря медиа-художнику Илье Дику. Но это лишь делает вопрос о нечеловеческом искусстве еще более интересным!
Галерея «В Главном» ИИК ТГУ остается главной площадкой в Томске для экспериментальных художественных практик на пересечении искусства и науки (Art&Science), что отражает специфику и роль классического университета – признанного научного центра России – в контексте современных культурных процессов.
Кураторы выставки: Анастасия Куклина, Дмитрий Галкин
При активном участии: Глеб Листвин, Элеонора Новикова, Алена Овсянникова Консультант: Олег Тютеньков, научный сотрудник БИ ТГУ
Участники выставки: Илья Дик (Кемерово), шимпанзе Александр (Северский зоопарк), Андрей Гудков (Москва).
Поэт и медиа-художник Илья Дик. Автор четырех книг и публикаций в журналах «Полутона», «Где Культура», «Кибер-орбита», «Топос» и др. Участник и организатор выставок «Прием прием», «смысл сидеть в яме» (Кемерово) перформанса «войны в Томске не будет», литературных плясок с видом на проспект (Томск).
«святых обезьян» не должны раздражать православную церковь, считает латышский художник | Латвия
В картинах-антиутопиях Сергея Демина обыгрывались изображения всего, от свиней до швейных машин и железнодорожных вагонов, но внимание к нему привлекла его трактовка обезьян.
Латвийский художник получил международное признание в 2010 году благодаря своей картине «Борис и Глеб». Картина с двумя обезьянами в костюмах православных святых XI века вышла в финал онлайн-конкурса для художников со всего мира, организованного лондонской галереей Saatchi.
Еще одна картина с изображением обезьяны принесла ему второе место в финале того же конкурса в 2014 году — «Синяя обезьяна», на которой изображен торжественный синелицый бабуин, одетый как православный священнослужитель. Картина была настолько популярна, что ее купили еще до того, как повесили на выставке победителей.
Синяя обезьяна. «Трудно объяснить логику, но как-то обезьяны действительно забили», — говорит Демин. Фото: Сергей Демин
«Святые обезьяны» подняли его авторитет в мире искусства. Большинство его картин сейчас продаются по цене более 10 000 долларов (6 500 фунтов стерлингов) за штуку. «Трудно объяснить логику, но каким-то образом обезьяны действительно выиграли», — говорит Демин, 41 год.
Но его небрежное слияние приматов с православной иконографией почти наверняка вызовет раздражение среди верующих русского православия. То, на чем настаивает художник, не является его намерением.
«Я не придаю этому значения, — говорит атеист Демин. «Я не стремлюсь никого обидеть. Мне просто нравится стиль иконок — он очень красивый, с насыщенными цветами и статичными фигурами».
Некоторые люди считают изображения намеренно оскорбительными; другие — эклектичная смесь старого и нового.
Борис и Глеб целиком Фото: Сергей Демин
«Я позволяю критике искать философский смысл», — говорит Демин, добавляя, что большинство его покупателей — русские. «Если есть что-то, что подталкивает меня рисовать таким образом, то это, вероятно, отчасти ирония».
Обезьяны в работах Демина живут лучше, чем его люди, часто изображаемые как почерневшие, скелетные фигуры, сидящие в одиночестве на кухне или болеющие в душе.
В особенно провокационной картине он изображает трех женщин, одетых в черные паранджи, в жилетах смертников и едущих на велосипедах под транспарантом с надписью «Think Green» на арабском языке.
Картина, по его словам, в равной степени посвящена Гринпису — «самостоятельному тоталитарному движению» — и терроризму.
«Я атеист, но я не против того, чтобы люди были религиозными», — говорит художник. «Если их убеждения действительно глубоки, то они должны быть невосприимчивы к оскорблениям».
Другие картины Демина – это то ласковые, то зловещие изображения Риги, его родного города.
Предчувствие войны Фото: Сергей Демин
В картине «Предчувствие войны» в безоблачном небе плывут белые дирижабли. По его словам, это ответ Демина на опасения Латвии по поводу российского вторжения.
Он думает, что это вероятно, «но что может сделать Латвия? Являемся ли мы частью НАТО и ЕС, для обычного человека это не имеет значения».
Для Демина, у которого постоянная работа в латвийских государственных архивах, важно только одно: «Мне нужно меньше работать, чтобы я мог больше рисовать».
выставок — Леонид Тишков
Персональные и групповые выставки
2023
Леонид Тишков. И тогда Даблус рождает книги. Чеглаков Арт Проект, Москва
А здесь Малевич? Паблик-арт в парке Малевича. Барвиха, Московская область
2022
Леонид Тишков. В Поле моего Отца. Галерея Синара, Екатеринбург
Леонид Тишков. Звезды ближе, чем луна.
Московский Мультимедиа Арт Музей
Огни на воде. Бриксен, Италия
2021
Триеннале Сетучи, весенняя сессия. Япония
Леонид Тишков. Частная Луна. Норильский художественный музей, Россия
Моя личная луна. Постоянная установка. No Man’s Land, Фонд Йоны Фридман, Италия
2020
Ichihara ArtMix Triennale, Япония, 20 марта — 17 мая
3 января, минус 20 градусов, Австрия, Flachau 13 Стены. Галерея Urban Spree, Берлин.
2019
Сила мечты. Музей на берегу озера Итихара, Япония, 4 августа — 27 октября
Пропавшая планета. Museo Pecci, Прато, Италия, 8 ноября — 3 мая 2020 г.
Murs. Галерея Huberty & Breyne, Брюссель, 9 ноября — 14 декабря
Россия. вне времени. ДОКС. Прага. 4 ноября — 2 декабря
FjordOslo Light Fest, Осло, 1 ноября — 3 ноября
Космизм Леонида Тишкова. Персональная выставка. ГЦСИ Владикавказ
Триеннале Сеуточи, Япония
Луна. Королевский морской музей, Гринвич, Лондон, 22 июля – 5 января 2020 г.
Ла Лун. Гран-Пале, Париж, 1 апреля — 22 июля
Билет на Луну. Krems Kunsthalle, Австрия, 14 июля — 3 ноября
Аланика Симпозиум, ГЦСИ Владикавказ
34 902 20329
29 0013
Частная Луна. Персональная выставка. Музей современного искусства Савина, Сеул, 1 ноября — 31 января 2019
Космизм Леонида Тишкова. Персональная выставка. Галерея Беляево, Москва
Состояние человека. Поиск места. Иудейский музей, Москва, 12 июня — 19 августа
Предчувствия космоса. ГЦСИ, Москва
LightOnRomania, Клуж, Румыния, 16 ноября — 31 декабря
No Man’s Library/La Biblioteca di Tutti, Сассари, Италия, 11 мая — 30 июня 2 2 39
4 17
Состояние человека. Дом с привидениями, Фонд «Екатерина», Москва, 1 декабря 2017 г. — 25 января 2018 г.
Частная Луна. Персональная выставка, Липецкий музей прикладного искусства, 11 июля — 5 сентября 2017
Арт-Овраг, Выкса
Инновация 2017. Государственный Архитектурный Музей, Москва. 25 мая 2017 г. — 25 июня 2017 г.
Человек как птица. Палаццо Соранцо, Венеция, 10 мая 2017 г. — 10 сентября 2017 г.
Private Moon. Персональная выставка, Астраханский государственный художественный музей, 27 апреля — 25 июня 2017
Взгляд домой. Персональная выставка, Арсенал. ГЦСИ. Нижний Новгород. 21 декабря 2016 г. — 12 февраля 2017 г.
Свет вокруг. Персональная выставка. Историко-архитектурный музей Тулы, Россия. 12 ноября — 11 декабря 2016 г.
Private Moon. Персональная выставка, Городская галерея Левоча. Словакия. 5 августа — 30 сентября 2016 г.
Время кино. Галерея Розизо, Москва. 20 октября — 29 января 2017 г.
Русский Космос. Московский Мультимедиа Арт Музей
Птицы и Фигурки. Астраханский художественный музей.
Бажов фест. ГЦСИ Урал, Екатеринбург. 13 июля – 28 августа 2016 года
Смотри домой. Персональная выставка, Пермская государственная художественная галерея. 28 апреля 2016 г. — 14 августа 2016 г.
DADA Fest. ГЦСИ. 9 июня — 25 июня 2016
И даже в очках. Галерея Ковчег. 10 марта — 1 мая 2016 г.
Взгляд домой. Персональная выставка, Красноярский музейный центр. 30 октября 2016 г. — 20 марта 2016 г.
Вокруг площади. Ярославский музей современного искусства. 29 декабря — 20 февраля 2016
Рабочий и колхозница. Личное дело. Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Москва. 14 декабря — 28 февраля 2016 г. 4 2015
Путешествие Частной Луны в Румынию. Персональная выставка. Национальный музей румынского крестьянина, Бухарест. 7 декабря — 11 декабря 2015 г.
Балаган!!! Нордвинд фест. Кульхаус, Берлин. 14 ноября — 23 декабря 2015 г.
Осколки войны. Государственный центр современного искусства, Балтийский филиал, Калининград, 20 ноября — 5 декабря 2015 г.
Интертекст. Музей Эрарта, Санкт-Петербург, 13 ноября — 18 января 2016 г.
Птицы и фигуры. Московский музей современного искусства, 12 ноября – 18 января 2016 г.
Настоящее в нереальном. Музей современного искусства Уян, Кёнджу, Корея, 25 июля – 11 октября 2015 г.
Большой Урал. Галерея Ural Vision, Екатеринбург. 5 сентября — 5 ноября 2015 г.
Взгляд домой. Персональная выставка, Нижнетагильский музей изобразительных искусств. 16 мая — 19 июля, 2015
Взгляни домой. Персональная выставка, Екатеринбургский музей изобразительных искусств. 26 февраля — 3 мая 2015 г.
Мультфильм Лайк Арт. Максим Боксер аукцион. Лондон. галереи Эрарта. 29 мая — 6 июня 2015 г.
Победа как Новый Эпос. Галерея Художеств Российской Академии Художеств и Крокин галерея. 26 мая — 12 июля 2015 г.
Частная Луна. Галереи Эрарта, Лондон. 29 мая — 6 июня 2015 г.
Ленин: новый взгляд на ледокол. Австрийский культурный форум, Нью-Йорк, 11 декабря 2014 г. — 9 марта, 2015
Корабль. Путешествие сквозь время и образ. Музейно-выставочные залы Российской академии художеств, Москва, 30 января — 31 марта 2015 г.
Кафка. Государственный музей А. С. Пушкина, Москва. 16 февраля — 22 марта 2015 г.
Способность к полету. ГЦСИ, Москва. 6 февраля — 15 марта 2015 г.
Обещание ландшафта. Музей современного искусства Пермь. 10 февраля — 31 марта 2015 г.
Private Moon в Милане. Порта Романа, Милан. 27 января 2015 г.
Координаты звука. Радиоартмобиль RAM, Рим, Италия. Декабрь 2014 г. — 31 января 2015 г. 4 4 0034
2014
Частная Луна. Персональная выставка. Арт-центр СМЕНА, Казань
Ода еде. Галерея Проун, Винзавод, Москва
Итихара Арт-Микс, Фестиваль современного искусства, Япония
Настоящий чертеж. Русский музей, Санкт-Петербург
Сны наяву. Нанкин, Китай
Готовы к полету? ММОМА, Москва
Жизнь, Смерть и Воскрешение Крафт Аптекарь. Тульский историко-архитектурный музей
Ленин: ледокол. Музей Лентос, Линц.
Ленин: ледокол. Музей «Ледокол Ленин», Мурманск.
Метафизика в русском искусстве. Галерея Эрарта, Лондон
Фестиваль Тоди, Италия
2013
Дайвер-Маяк, Персональная выставка. Крокин галерея
Возвращение домой, Персональная выставка. Галерея HKLAM, Воронеж
Путешествие Частной Луны на Формозу, Персональная выставка. Печерская галерея, Москва
Россия XXI, современная скульптура из России, Музей Бельден-ан-Зее, Гаага
Фестиваль Art Watou Бельгия
Республика Луны, Bargehouse, Лондон
Зал LUCIDA, ГЦСИ, Москва
Горизонт, Планетарий, Москва
Зал LUCIDA, Галерея Беляево, Москва
Private Moon, Персональная выставка. Галерея Тенгри Умай, Алматы, Казахстан
2012
Путешествие Частной Луны на Формозу, Персональная выставка. Гаосюнский музей изобразительных искусств, Тайвань
Куб Вечности, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Заброшенные утопии, Персональная выставка. Галерея Иржи Свестки, Прага
Вторая промышленная биеннале, Екатеринбург
Жизнь с конца, Выставочный зал Тульского художественного музея, Тула
2011
Заброшенные утопии4 Персональная выставка, 90. Jiri Svestka Galley, Berlin
Arctic Diary, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Леонид Тишков, Персональная выставка. Галерея Нины Люмер, Милан
Русский Космос, Museo d’Arte Contemporanea — Castello di Rivoli, Турин, Италия
Paper Time, ГЦСИ, Москва
Иллюзия, Арсенал, ГЦСИ, Нижний Новгород
To See the Sound4, ГЦСИ 900, Москва
Земля. Космос.Гагарин. Крокин галерея, Москва
Пасха в Доме Чехова, Галерея ПЛ, Москва
Комиксы как…, музей «Тульский некрополь», Тула
Новое из коллекции, Мультимедиа Арт Музей, Москва
Красноярский музей Биеннале «В глубину», Красноярск
2010
В поисках чудесного, Персональная выставка. Московский музей современного искусства, Москва
Существа, Персональная выставка. Галерея ОкНО, Челябинск
LICHTFLACHE, Персональная выставка. Barbarian Art Gallery, Цюрих
Ballade lumineuse, Персональная выставка. Галерея Таисс, Париж
Playing the City II, Ширн Кунстхалле, Франкфурт
Небеса в искусстве, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
История русского видеоарта. Том 3, Московский музей современного искусства
Фотография новой России. 1991 — 2010, Европейский Дом фотографии, Париж
Маленький принц в Москве, Галерея Полины Лобачевской, Москва
Что мы слышим, что смотрит на нас, Центр искусств Ангиен-ле-Бен, Франция
Первая биеннале индустриального искусства, Екатеринбург
Первая Южно-Российская художественная биеннале, Ростов-на-Дону
После катастрофы, Красноярский музейный центр, Красноярск
Арт-Дубай,
4 The Assage2 ОАЭ
4 ГЦСИ, Москва
Фотобиеннале — 2010, Московский Дом фотографии
Summa Summarum, ГЦСИ, Москва
Фестиваль перформансов и медиа, Балаклавская Одиссея, Крым
Искусство, правящее миром, Мытищинская художественная галерея, Московская область
КомМиссия 2010, Центр современного искусства МАРС
2009
Свет вокруг, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Происхождение видов, Персональная выставка. Галерея Ravenscourt, Москва
3-я Московская биеннале современного искусства, Москва
Красноярск Музей-биеннале «Даль», Красноярск
Арт-Завод, ГЦСИ, Екатеринбург
Отражение: мир через искусство, Биеннале реки Додзима 2009, Осака, Япония
Внутренний Урал, Екатеринбургский филиал ГЦСИ, Екатеринбург Двигатель Кудым 3 Future, Perm Art Gallery, Perm
I Was Russia, Dunedin Art Museum, New Zealand
Fear of Heights, OK Center for Contemporary Art, Линц, Австрия
That Obscure Object of Art, Музей Ка’Реццонико, Венеция
Ремесла, Галерея Проун, Москва
Past Future Perfect, Calvert22, Лондон, Великобритания
Другая мифология, ГЦСИ, Москва
Русские мечты…, Bass Музей, Майами, США
ARCO, Мадрид, Испания
Алиса в стране чудес, Галерея Полины Лобачевской, Москва
История российского видеоарта, Том 2, ММОМА, Москва
Тонкая линия. Видеоарт из России, Monkey Town, Нью-Йорк, США
SCOPE, Музей искусств Университета Колорадо, Нью-Йорк, США
Сказки братьев Юнг, Галерея Лаборатория, Москва
2008
Дом Художника4, выставка. Крокин галерея, Москва
Deep Sea Divers, Персональная выставка. Центр современной культуры Екатеринбургского университета
Сингапурская биеннале: «Чудо», Сингапур
Ткань мифа, Музей Комптона Вернея, Великобритания
Искусство России — индекс, Латвийский Национальный художественный музей, Арсенал, Рига, Латвия
Арт-Париж, Париж, Франция
Посреди вселенной, ГЦСИ Москва
2007
Взгляд Домой, Персональная выставка. Центр современного искусства Уяздовский замок, Варшава
Домашнее задание, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Сольвейг, Персональная выставка. Центр культуры и искусства Ван Хо, Ханой, Вьетнам
Ныряльщики с небес, Персональная выставка. Центральный дом художника, Москва
Прогрессивная ностальгия, Центр современного искусства Луиджи Печчи, Прато, Италия
Возвращение памяти, Музей Куму, Таллинн, Эстония
Время рассказчика, Музей Киасма, Хельсинки
Слово и изображение «, ГЦСИ, Москва
Приключение Черного квадрата, Русский музей, Санкт-Петербург
Архитектура Ad Marginem, Русский музей, Санкт-Петербург
Красноярский музей-биеннале «Эскиз Сибири», Красноярск
Фотобиеннале, Музей Бранли, Париж
Барокко, , Москва, Музей современного искусства
000003 Москва
2006
Ладомир.Утопические объекты, Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Взгляд на Европу, MoMA, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Innovation, NACCA, Москва
Фотобиенале, Московский Дом фотографии, Москва
Видеоарт семи континентов. ArteBA 2006, видео-пространство Black box/white cube, созданное The Project Room NY, Буэнос-Айрес, Аргентина
Message, Культурный центр Нанто, Япония
Automatic Letters. Персональная выставка. Журнал Пинакотека, Москва
2005
Существа. Персональная выставка. Государственная галерея Ижевска, Россия
Картины 80-х. Персональная выставка. Архивация современности, Крокин галерея, Москва
Существа. Персональная выставка. Галерея Ясная Поляна, Тула, Россия
Улица, Искусство и Мода Европалия, Антверпен, Бельгия
Русская книжная живопись 1904-2005, Bibliotheca Wittokiana, Брюссель, Бельгия
Семь грехов, Музей современного искусства, Любляна13, Словения За красным горизонтом, ГЦСИ, Москва
Международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии», Москва
Международный мультимедийный фестиваль «Осень», Центр современного искусства, Санкт-Петербург
Москва Прорыв, Современное русское искусство, Bargehouse, Лондон, Великобритания
2004
Deepsea Divers. Персональная выставка. Крокин галерея, Москва
Апокрифос, Персональная выставка. Национальный центр современного искусства. Москва
За красным горизонтом: Москва-Варшава, Центр современного искусства Уясвятский замок, Варшава
Между текстом и изображением, ГЦСИ, Москва
Москва-Берлин 1950-2000, Государственный исторический музей, Москва
Рецепты счастья, Муромский художественный музей, ГЦСИ
I Международная выставка современного искусства, Бишкек Художественный музей, Киргизия
География, Ижевск Выставочный центр «Галерея», Ижевск
Направление: Юг-Север, Манез, галерея КИНО, Москва
Российская фотография 1920-2000, Городской музей, Инсбрук, Австрия
2003
Леонид Тишков и Игорь Макаревич: мастера современной мифологии России. Галерея К, Вашингтон, США
Москва-Берлин 1950-2000, Martin Gropius Bau, Берлин, Германия
Paracrafts, Чебоксарский художественный музей, Музей науки, Нижний Новгород
АртКлязьма: Фестиваль современного искусства, Москва Направление: Запад, Галерея КИНО, Новый Манеж, Москва
Графика XX века, Третьяковская галерея, Москва
Detende: Russian Contemporary Art Video Format, Slought Foundation, Филадельфия, США
Невидимые города, Королевский университет, Белфаст, Северная Ирландия
Bibliocosmos, Художественная галерея Coolley , США
IX Арт Форум, Новый Манез, Москва
2002
Коммунал Палп, Галерея MuHA, Москва
Студия Арт Москва, Москва VIII Арт Форум, Новый Манеж, Москва
2001
Прощание с Елкой. Персональная выставка. Телегалерея, Москва
Существа мягкого мира. Российский государственный музей прикладного искусства, Москва
Водолазы. Персональная выставка. Центр искусств округа Колумбия, Вашингтон, США
«ЖЗЛ». ». Персональная выставка. Галерея MuHA, Москва
Взгляд отсюда. Центр современного искусства Вирджинии, Вирджиния, США
Студия Арт Москва, Москва VII Арт Форум, Новый Манез, Москва
Направление: Восток, Галерея КИНО, Новый Манез, Москва
2000
«Тишков фестиваль». Персональная выставка. Культурный центр ДОМ, Москва
Даблоиды и другие существа. Персональная выставка. Немузей, Санкт-Петербург, Россия
Вид отсюда. Третьяковская галерея, Москва
Память тела. Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, Россия
Сериалы, Манез, ГЦСИ, Москва
1999
Хрустальный Желудок Ангела. Персональная выставка. Галерея Дзига, Львов, Украина
Существа. Персональная выставка. Центр современного искусства Нижний Новгород, Россия
Существа. Персональная выставка. Ярославский художественный музей, Россия
Русский и немецкий видеоарт, Кунцхалле Фауст, Ганновер, Германия
Русский Самиздат и Книги Художника, Галерея Grafeion, Прага, Музей современного искусства Энди Уорхола, Словакия
Книги русского искусства 70-90-х гг. Художественный музей имени Пушкина, Москва
1998
Театр Даблоид. Персональная выставка. Центр современного искусства Fargfabriken, Стокгольм, Швеция
Прапринтиум. Государственная берлинская библиотека, музей Бохума, Германия
Мебель мастерской Свена Лунда. Fargfabriken, Центр современного искусства, Стокгольм, Швеция
Испытательная станция чувств. Международный форум искусств, Новый Манез, Москва
Москва Художественная книга 90-х. Центр искусств Монпелье, США
1997
Протодаблоиды. Персональная выставка. АртМедиа Центр, ТВ-галерея, Москва
Портфолио для портфолио Кунст, Музей Альбертина
Русские шелкографии из Москвы Студия, Галерея искусств Коркоран, США
Dablus & Do press. Университетская библиотека UFSA, Антверпен, Бельгия
САМИЗДАТ Восточная Европа. Мемориальная художественная галерея Дугласа Ф. Кули, Колледж Рид, США
1996
Существа. Персональная выставка. Центр современного искусства «Монолит», Челябинск, Россия
Существа. Персональная выставка. Государственная художественная галерея, Новосибирск
Анатомия России. Персональная выставка. Галерея Spider & Mouse, Москва
Москва Архитекторы-концептуалисты, Музей искусств Университета Дьюка
Книги современных русских художников. Центр искусств Аберистуита, Бойсе, Айдахо, США
Суонси. GB Библиотека Университета Джона Райлендса, Художественная галерея Глина Вивиана, Манчестер, Великобритания
Nordgrafia 96. Музей Готланд Конст, Висбю, Швеция
1995
Даблоиды и слоны. Персональная выставка. Музей Мэри и Ли Блок, Эванстон III. США
Существа. Персональная выставка. Музей искусств, Екатеринбург, Россия
TVBeast (ТВарь). Персональная выставка. ТВ-галерея, Москва
Книги современных русских художников. Stormont Rooms, Rye, Соединенное Королевство
Avanguarde Russian Books. Библиотека Британского музея. Лондон. Соединенное Королевство
SAGA 96. Alain Buyse Editeur, Paris, France
Russian Comics Strip. Centre Belge de la Bande Dessine, Брюссель, Бельгия
1994
Существа. Персональная выставка. Музей современного искусства Софии Имбер де Каракас, Венесуэла
La Route du Coeur. Персональная выставка. Галерея Epreuve d’Artiste, Лилль, Франция,
Стомаки. Персональная выставка. L-галерея, Москва
Репродукция. Персональная выставка. Центр Дом Художника Москва, Москва
Памяти Каширки. Галерея Spider & Mouse, Москва
Книги Художников. Екатеринбургский художественный музей, Россия
Театр бумаги. Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия
САГА 95. Alain Buyse Editeur, Париж, Франция
1993
Существа. . Персональная выставка. Музей искусств Университета Дьюка, Дурам, Северная Каролина, США
Время перемен. Городской музей и художественная галерея, Бристоль, GB Художественная галерея Ferens, Халл, Великобритания
Новая территория искусства. Арт-центр Красноярска, Россия
Livres d’artistes Russes et Sovietiques. Художественный центр Userch, Франция
1992
Жесткий и мягкий. Персональная выставка. Галерея Велта, Москва
Международная выставка визуальной поэзии. Галерея Панков, Берлин, Германия
Книги русских художников. Lyric-Cabinette, Мюнхен, Германия
1991
Не только даблоиды».