Охотничьи лыжи в красноярске: Купить лыжи охотничьи в Красноярске

Содержание

В путь с первыми лыжниками

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1 / 14

1 / 14

Пробираясь по рыхлому снегу на деревянных лыжах с кожаным дном и единственной палкой для баланса, алтайский лыжник демонстрирует навыки и снаряжение, доведенные до совершенства его далекими предками.

Скользя по снегу на деревянных лыжах с кожаным дном и единственной палкой для баланса, алтайский лыжник демонстрирует навыки и снаряжение, доведенные до совершенства его далекими предками.

Эта история опубликована в декабрьском номере журнала National Geographic за 2014 год.

Охотничий отряд медленно скользит в Горный Алтай в поисках лося. Это мертвый штиль, минус 38 ° F. Как и их предки на протяжении тысячелетий, пятеро мужчин пересекают глубокий пушистый снег на самодельных лыжах, вытесанных из ели, с полосками конской кожи, прикрепленными к днищам. Вместо шестов у каждого человека есть один деревянный посох. С детства они научились владеть своим обманчиво грубым снаряжением с изысканной эффективностью и изяществом: волокна конского волоса обеспечивают тягу для движения в гору и гладкую поверхность для быстрых спусков, а посох помогает сохранять равновесие. Я катаюсь на ультрасовременных лыжах для телемарка с современными палками, но иногда мне все еще трудно соответствовать их темпу. Их легкие и ноги кажутся непроницаемыми для разреженного альпийского воздуха, когда они поднимаются даже по самым крутым склонам, выдыхая едва различимые струйки пара, которые быстро испаряются в холодном воздухе. Войдя в приятный ритм, мы продираемся через сугробы вдоль березовой рощицы, затем сворачиваем налево в тень елового леса. Они не говорят, приглушенный шорох их пушистых лыж тихий, как снегопад.

У каждого за поясом заткнут нож, через плечи перекинут аркан из конской гривы, и он тащит нарты из козьей шкуры с провиантом: одеялом из конского волоса, излишками китайской армейской шинели и жареным хлебом. Остальное снаряжение — два топора, билликан, пять обломанных фарфоровых мисок, жестяной котел и кусок конины — поделено поровну. Они не знают, как долго нас не будет. Обычно за лосями в течение нескольких дней следуют вглубь гор.

Но когда мы отправляемся из Аукорама, отдаленной охотничьей деревушки, расположенной на самой северной окраине западного Китая, их предводитель Турсен не думает об лосях. Прищурившись на ослепляющие блики восхода, он размышляет о непредсказуемости снега. Когда-то на Алтае было ясно, что зима принесет метели, которые закроют его хребты и поглотят его леса. Тем не менее, это первая зима за четыре года, когда выпало достаточно снега, чтобы такая поездка стоила затраченных усилий. Без глубокого снега выслеживание лося становится гораздо более трудным и менее практичным занятием. Хотя китайцы строго ограничивают огнестрельное оружие — и охоту, если на то пошло, — правда в том, что мужчинам Алтая никогда не нужны были ружья для охоты на лося в этих горах. Их секретным оружием всегда был снег, глубокий снег.

Этой зимой идеальная хореография ветра и влаги вернулась, создав мантию высотой в четыре фута. Турсен наслаждается катанием на лыжах и тишиной. Даже если он на самом деле не убьет лося, даже если это просто путешествие, чтобы показать иностранцу древние способы создания жизни в этой суровой пустыне, это питает его дух, чтобы отправиться обратно в этот первозданный белый мир его предков.

Кто именно эти предки, остается загадкой. Охотники происходят из полукочевых туваноязычных родов, населявших карманы Алтая. Технически они граждане Китая, но их бревенчатые хижины стоят в пределах 20 миль от сходящихся границ России, Казахстана и Монголии, а корни их языка уходят на север, в Сибирь, где сейчас проживает большинство тувинцев.

Антропологи утверждают, что в их родословную входят тюркские и самодийские племена, которые в разные периоды на протяжении последних нескольких тысяч лет переселялись через эти горы. Тем не менее, каждый член охотничьего отряда от всего сердца подтвердит, что он происходит от конных монгольских воинов, пронесшихся по Алтаю в XIII веке. Каждый гордится своим мастерством верховой езды. Действительно, лошадь остается центром их культуры, ее используют для перевозки саней зимой и для выпаса крупного рогатого скота, коз и овец на горных летних пастбищах. Во избежание сомнений, это Чингисхан, а не Мао, чей портрет висит в каждой из их кают. И именно в его честь их сыновей бреют наголо, если не считать пучка черных волос.

Я следую за мужчинами по снежному мосту через погребенный ручей. Бульканье воды внизу слышно, но не видно. Внезапно Турсен останавливается, чтобы осмотреть следы животных.

« Börü, » тихо говорит он по-тувински. «Волк».

Серик, зять Турсена, останавливается посмотреть. Он кивает. Есть стая из шести сине-черных волков, которые также охотятся в этих стоках, иногда отважившись подойти достаточно близко к хижинам, чтобы убить лошадь. Эти следы старые, но волки, вероятно, не за горами. Мужчины садятся на корточки на лыжах и изучают снег. Отпечатки лап размером с кулак в рукавице, глубокие, когти оставляют следы на снегу.

«Большой борю», — говорит Турсен, надуваясь, чтобы изобразить размер волка, его гладкие щеки изгибаются в ухмылке.

Кто первым встал на лыжи?

Историки расходятся во мнениях относительно того, где зародился лыжный спорт. Одни утверждают, что он возник в Скандинавии и на северо-западе России, другие указывают на Алтайский край. Ученые продолжают находить свидетельства существования этих первых лыжников, выгравированные на скалах и сохранившиеся в болотах.

ДАНИЭЛА САНТАМАРИНА, СОТРУДНИКИ NGM; ДЕББИ ГИББОНС, NG MAPS; ПАТРИСИЯ ХИЛИ ИСТОЧНИК: ЭСТЕР ДЖАКОБСОН-ТЕПФЕР

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Волков здесь достаточно много, чтобы никто не катался на лыжах в одиночку. Местные предания гласят, что однажды мотоциклист застрял в снегу и его окружила волчья стая. В панике он позвонил в полицию по мобильному телефону. Полицейские сказали ему поджечь свой мотоцикл, потому что волки боятся огня, и что они будут там как можно скорее. Когда прибыла полиция, они обнаружили обгоревший мотоцикл, повсюду кровь и шлем с безликой головой внутри.

Вскоре мужчины находят место у закопанного ручья, чтобы передохнуть. Садятся на санки, снимают варежки. Некоторые достают сигареты из-под своих стеганых пальто. Большинству, как и Турсену, за 20. Серик — 33-летний старик. Под слоями одежды их телосложение худощавое, как ивы. Они провели всю свою юную жизнь, исследуя эти горы, и, кажется, привыкли к лютому холоду, неторопливо складывают грубые руки, чтобы зажечь дым. У Турсена, который не курит, нет двух пальцев на левой руке. Когда ему было три года, его и его сестру отправили в лес с топором собирать сок. Турсен потянулся слишком рано, и его сестра случайно отрубила ему пальцы.

Мужчины возобновляют ношу и через час обнаруживают свежие следы. Турсен покидает свои сани и скользит туда-сюда по желобу гусениц, роясь в снегу посохом.

« Сыгын, », — торжествующе говорит он. «Лось».

По слиянию нескольких следов, размеру экскрементов и месту мочеиспускания Турсен и Серик определяют, что поблизости находятся четыре лося: два крупных быка, корова и теленок. Турсен указывает на зигзагообразные траншеи, по которым быки вспахивали крутой северный склон.

«Мы расположимся здесь, — говорит он.

До наступления ночи примерно час, и мужчины, используя кончики своих лыж как лопаты, копают слой сосновых иголок под ветвями хвойных деревьев, создавая гнездо, окруженное четырехфутовыми стенами снега. Даже в сильный мороз работа заставляет их потеть. Они расстелили козьи шкуры и одеяла. Один человек разжигает костер, используя бересту в качестве трута, другой наполняет бидон из дыры, пробитой во льду, остальные валят мертвые деревья в гору от лагеря и на лыжах спускают их к костру. Вскоре языки пламени вздымаются над снежными стенами и закипает чай. Мужчины надевают армейские мундиры и садятся на корточки вокруг оранжевой огненной башни, протягивая руки к прыгающему огню. После периода молчания они медленно начинают рассказывать истории.

«Однажды я упал в озеро, — говорит Турсен. Он гонялся за лосем три дня. «Единственное, что меня спасло, это мой тайяк ». Его длинный посох зацепился за обе стороны проруби во льду. Остальные кивают в знак одобрения.

Серик утверждает, что самым быстрым лыжником, которого он когда-либо видел, был 80-летний пастух, которого он встретил, когда был мальчиком. Вместо конской кожи мужчина использовал кожу с передней ноги лося для подошв своих лыж. «Его лыжи летели по снегу, как будто у него были крылья».

Смартфон Турсена звонит, и он отвечает. Это его жена. Она спрашивает, когда он вернется. Он говорит ей не волноваться.

Серик описывает охоту, когда Турсен съехал на лыжах на скачущего оленя, прыгнул ему на спину, схватил за рога и повалил в снег, животное лягалось и кусало. Это сцена, которая повторялась в этих горах на протяжении тысячелетий. На Алтае было обнаружено несколько петроглифов, изображающих архаичные сцены катания на лыжах, в том числе фигура человека на лыжах, преследующего козерога. Поскольку петроглифы, как известно, трудно датировать, это остается спорным ключом в спорах о том, где зародился лыжный спорт. Китайские археологи утверждают, что она была вырезана 5000 лет назад. Другие говорят, что ему, вероятно, всего 3000 лет. Древнейшее письменное упоминание о катании на лыжах, китайский текст, также указывает на Алтай, но относится к династии Западная Хань, которая началась в 206 г. до н.э.

Норвежские археологи также нашли лыжные петроглифы, а в России из торфяного болота выкопали то, что похоже на лыжный наконечник, датированный 8000 лет назад. Каждая нация предъявляет свои претензии к первым лыжникам. Однако широко признано, что тот, кто первым надел пару лыж, вероятно, сделал это для охоты на животных.

Людей у ​​этого костра, теперь смеющихся над историей Серика, похоже, мало заботит история. Все меньше и меньше представителей их поколения изучают старые способы изготовления лыж и выслеживания животных.

Я спрашиваю Турсена, как он убил оленя, но он просто смотрит в огонь. Нервничая из-за конфликта с властями, мужчины никогда не говорят со мной об убийстве животных, только о выслеживании их. «В старые времена мы охотились. Сейчас только гоняемся», — говорит Серик. Остальные ничего не говорят. Я не давлю на него, потому что слышал, что за убийство лося или любого другого дикого животного наказанием является тюрьма, хотя ходят слухи, что коммунистические чиновники часто выезжают на охоту.

Сменив тему, Серик машет рукой над ледяной тьмой. Трава здесь летом такая высокая, что даже оленя не видно. Он перечисляет животных, населяющих эту зеленую страну: медведя, росомаху, горностая, соболя, лису и рысь.

Жена Турсена снова звонит, и разговор переходит на женщин, гораздо более безопасную тему. Один из мужчин подключает телефон Турсена к миниатюрным динамикам, и охотники качают головами и напевают тувинскую рэп-песню.

Варится кусок соленой конины, и мужчины жадно едят в счастливой тишине, а затем быстро засыпают под одеялами на внешнем краю тепла костра. Трудно найти удобное место между печным зноем и жестоким холодом, и я лежу без сна, гадая, как далеко в горы заведет нас лось, прислушиваясь к вою волков.

На следующее утро столбик термометра показывает минус 40°F, а одеяла белые и замерзшие. Мужчины появляются из-под них с бескровной бледностью трупов. Тишина настолько полная, что можно услышать слабый треск замерзших ветвей деревьев. Кольцо растаявшего снега вокруг костра вновь превратилось в серебристые пластины льда. Лед пинают, огонь разжигают, черный чай кипятят. Мужчины безмолвно держат дымящиеся чаши обеими руками. Выпив несколько, они возвращаются к жизни.

Через несколько часов после восхода солнца температура прогрелась до минус 20, и мужчины идут в гору на лыжах. Они никогда не скользят. Склон такой крутой, что они используют свои тайяки как весла, подтягиваясь вперед. Как и предполагалось, преодолев линию хребта, они находят следы двух быков, петляющих между деревьями. Турсен указывает, где рога лося сломали ветки.

Мы идем по следам к обрыву, который обрывается с обратной стороны горы. Без колебаний Турсен спрыгивает с хребта, и остальные мужчины следуют за ним. Они сидят далеко назад на лыжах, широко расставив ноги, руки сжимают тайяки, как рули. Они маневрируют через толстый лес, врезаются в кусты и безумно прыгают с заснеженных валунов, пролетая 20 футов в воздухе, прежде чем приземлиться во взрыве порошка.

Турсен находит следы лося и следует по ним в следующую долину и вверх по противоположному склону холма, где останавливается. «Они чуют нас, — говорит он. — Вот почему они переезжают.

Он решает, что мы должны держаться выше лося, где ветер может унести наш след. Двигаясь бесшумно, мы гуськом перебираемся через нижнее седло и сворачиваемся в высокую чашу. Внезапно впереди Серик и Турсен улюлюкают и тычут своими тайяками. Далеко внизу в березняке они заметили быков. Мгновенно они ныряют с горы, ловко вырезая деревья.

Через несколько секунд они настигают двух быков. Лось делает перерыв для густой древесины. Но пятеро лыжников, работая как одна команда, кружат и выгоняют их обратно на открытое пространство. На поляне снег такой глубокий, что лоси практически плавают. Два быка рванулись в разные стороны, ковыряя копытами снег.

Свернув свое аркано, Серик на лыжах приближается к большому быку, огромному существу. Как только он бросает свою веревку, лось опускает голову, и аркан соскальзывает. Сразу же лось атакует Турсена, который блокирует ему путь отхода в деревья. Турсен спотыкается на лыжах, протыкая зверя своим тайяком.

Когда Серик отмахивается от своего аркана, разъяренный лось поднимается на дыбы и топчет снег, раздирая воздух рогами, намереваясь либо пронзить Турсена, либо забить его до смерти. Турсен на спине держит свой тайяк, как копье, чтобы защитить себя. В то время как вращающееся лассо падает на рога, Серик туго сжимает его. Голова лося дергается, когда Серик падает назад и ставит лыжи перпендикулярно натянутой веревке, закрепляясь в снежном море. Это первобытное изображение человека против зверя, изображение, достойное собственного петроглифа.

Лось напрягает массивные мышцы шеи и яростно машет рогами из стороны в сторону, пытаясь сбросить аркан. Когда это не удается, он делает серию безнадежных выпадов, волоча Серика по снегу.

Другой лось обезвреживается таким же образом. Через два часа оба зверя лежат ниц, ноги расставлены, легкие вздымаются, ноздри раздуваются при каждом вдохе, арканы вокруг рогов привязаны к деревьям. Они сдались.

Я никогда не верил протестам Серика и Турсена о том, что они на самом деле не убивали животных. Лось олицетворяет мясо для их семей, шкуры и рога, деньги. В спешке я ожидал, что они откажутся от инстинкта и наследия, обнажат ножи и перережут глотку измученному лосю, замкнув древний круг — жертва одного животного ради выживания другого. Но это не так. Двое охотников смотрят друг на друга, потом на меня и снимают арканы с рогов обоих животных. Лоси, подталкиваемые, медленно осознают свою необъяснимую удачу и в конце концов, шатаясь, уходят на деревья.

Неделю спустя, когда я покидал Аукорам, приходит известие от другой группы, выследившей то же стадо лосей. Они нашли туши двух быков. Их съели волки.

Читать дальше

Этот древний сорт винограда может стать будущим вина

  • Окружающая среда

Этот древний сорт винограда может стать будущим вина старый — и очень адаптированный к климату — сорт. Результаты вкусные.

Что такое NFT и как они работают?

  • Наука

Что такое NFT и как они работают?

От их воздействия на окружающую среду до того, как мошенники наживаются, вот что вам следует знать о невзаимозаменяемых токенах.

5 способов сделать путешествия более значимыми в 2023 году

  • Путешествия

5 способов сделать путешествия более значимыми в 2023 году

Откройте для себя свои корни, проложите новый путь или следуйте своим увлечениям, чтобы заново открыть для себя чудеса путешествий в этом году .

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Подробнее

Evenk Astronomy | Говорящие истории

Эвенкийская астрономия

Статья Мэтью Хэмптона и Мишель Скализ Сугияма

У эвенков несколько созвездий ассоциируются с охотой. Плеяды и Орион представляются тремя охотниками, преследующими горного барана (Frank 2015:1683). Точно так же Большая Медведица видится охотником или охотниками, преследующими «лося», именуемого Хеглен или Кеглун (Анисимов 19).63). Охотники связаны со звездами ручки ковша, а животное связано со звездами ковша. Неясно, является ли это животное лосем или лосем, последних из которых в Евразии называют «лосями». Традиционно эвенки занимали обширную полосу сибирской тайги, от бассейна реки Енисей до Прибайкалья. Лоси, адаптированные к таежным условиям, обитают на всей территории эвенков, в то время как лоси ограничиваются более южными ее районами. Кроме того, лось — стайный вид, в то время как лось ведет одиночный образ жизни, как и животное в созвездии (De Bord 2009).; Сенсеман 2002).

Традиционная территория эвенков | Карта Kmusser

Ареал лося по всему миру | Карта Altaileopard

Ареал лося по всему миру | Карта Юргена Гбруикера

Лоси и теленок | Фото Фила Майерса

Существует несколько вариантов мифа о Хеглене, некоторые из которых включают Малую Медведицу, Млечный Путь и/или Орион. Один вариант представляет Хеглен как самку, а ее детеныша преследуют трое охотников. Малая Медведица — теленок, а Млечный Путь — следы, оставленные охотничьими лыжами (Анисимов 19).63:161-162). У западных эвенков слабая звезда (Алькор) рядом с Мицаром (вторая звезда на рукояти ковша) видится как котел, который несет один из охотников, а эвенки-орочоны представляют его как свою собаку (Березкин 2005:82- 83).

В другом варианте Хеглен — мужчина, который крадет солнце с неба, вызывая вечную тьму. Его преследует по горизонту с востока на запад герой Майн, путешествующий на крылатых лыжах. В полночь Мейн стреляет в Хеглена стрелой и забирает солнце, возвращая людям дневной свет. В несколько иной версии звезды ковша — это копыта Хеглена (что может быть отсылкой к следам зверя), а звезды рукояти — герой Майн и стрелы, выпущенные из его лука в ходе охоты ( Анисимова 1963:162-163).

Большая Медведица | Фото Национального парка и заповедника Великие песчаные дюны

Следы лося | Фото Raul6

Медведь охотится на лося | Фото Службы национальных парков США

В древнейшей версии мифа охотником является предок человека-медведя Манги, который настигает Хеглена, убивает его и продолжает объедать себя. В этом варианте Млечный Путь — это след, проложенный лыжами Манги, Большая Медведица — ноги Хеглена, а Орион — его бедренный сустав. Человек-медведь Манги связан со звездами Волопас и Арктур ​​(Анисимов 1963:164). Этот вариант может кодировать информацию о стратегии охоты на лося: поскольку медведи охотятся на лосей, прислушиваясь к их рычанию и следуя по их следу, вы можете получить новую добычу лося.

Миф о Хеглене ссылается на сезонные переходы: похищение солнца происходит в день осеннего равноденствия, а убийство Хеглена и восстановление солнца происходит в день весеннего равноденствия (Frank 2015:1681-1682). Таким образом, в мифе отмечены изменения окружающей среды, резко влияющие на жизнеобеспечение на Крайнем Севере, — короткие дни осени и зимы и длинные дни весны и лета. Миф также был связан с весенними религиозными обрядами, которые проводились для обеспечения возобновления ресурсов, от которых зависели люди, а также для будущего успеха охоты. Обряды длились несколько дней и включали в себя разыгрывание мифа. Участники играли роль охотников, «преследовавших» добычу до тех пор, пока она не была настигнута и «убита». Это делалось символически, стреляя стрелами в деревянное изображение животного, которое затем рубилось на куски и распределялось между всеми участниками (Анисимов 19).63:163-164). В этой части ритуала, по-видимому, закодирована информация о социальных нормах: эвенкийский обычай нимат предписывал охотнику делиться добычей со всеми живущими в его стойбище (Василевич, Смоляк, 1964. С. 645).

Фото Мишель Скализ Сугияма

Фото Вероники Ронкос

Фото Николая Федотова

Фото Дмитрия Азовцева

Упоминание в мифе крупных копытных и (в вариантах манги) медведя отражает их важность в жизнеобеспечении эвенков. Мясо северного оленя, евразийского лося (лося) и медведя составляло основную часть рациона. Копытные также давали сырье для одежды, жилья и инвентаря (Василевич, Смоляк 19).64:625-626).

Фото Кайла Джоли

В восточных районах эвенкийской территории охотились также на горного барана (связанного с Плеядами и Орионом) (Василевич, Смоляк, 1964. С. 636). Рыба тоже имела важное значение как для потребления, так и для торговли (Василевич, Смоляк, 1964. С. 631). Нивхи, жившие к востоку от эвенков, использовали летнее положение Млечного Пути для предсказания годовых колебаний численности рыб: при параллельном течении реки Тюмень рыбалка была бы хорошей, а при пересечении реки с рыбалкой будет плохо (Анисимов 1963:219). Ссылки на Млечный Путь в вариантах мифа о Хеглене могут содержать аналогичную информацию.

Фото Стива Юрветсона

«Мотив космической охоты был формой олицетворения солнечного цикла, который соответствовал и отражал формы хозяйственной деятельности».

– Анисимов (1963:164)

Миф Хеглена является выражением мотива космической охоты (Thompson 1955-1958:12). Этот мотив, в котором «некоторые звезды и созвездия интерпретируются как охотники, их собаки и промысловые животные, убитые или преследуемые» [Березкин 2005: 79), широко распространен в культурах собирателей. На циркумполярном севере объектом охоты обычно являются крупные виды, такие как лось или медведь (Hagar 1900). Среди микмаков Новой Шотландии миф о космической охоте зашифровал информацию о сезоне охоты на медведя (Hagar 1900). Миф о Хеглене может содержать аналогичные знания об охоте на лося (или лося).

Эвенки не единственные собиратели, ходившие на лыжах: лыжи обнаружены у самоедов, чукчей, ламутов, айнов и саамов (Вайншток 2005:192). Несколько линий доказательств предполагают, что катание на лыжах появилось тысячи лет назад. Самые старые известные фрагменты лыж, найденные на севере России, датируются 6300–5000 годами до нашей эры, а лыжи Kalvträskskidan, найденные в Швеции, датируются 3300 годом до нашей эры. Лингвистические данные свидетельствуют о том, что лыжный спорт зародился на территории нынешней северной Монголии, затем распространился на северо-восток в Сибирь и на северо-запад в Фенноскандиду (Weinstock 2005: 173).

Кальвтрэскидан лыжи | Фото моралиста

Альта Лыжник, стреляющий в лося | Викимедиа

Альта резьба (фрагмент) | Wikimedia

Наскальные рисунки, изображающие людей на лыжах, датированные примерно 2000 г. до н.э., были найдены в Норвегии и на северо-западе России у Белого моря. Интересно, что на последнем участке есть сцена охоты, поразительно похожая на миф о Хеглене. Сцена изображает трех вооруженных людей на лыжах, преследующих трех лосей, и показывает следы от лыж и палок. Двое животных были пронзены стрелами, а третье — копьем (Weinstock 2005:178). Точно так же наскальные рисунки в Альте, Норвегия, датированные примерно 1000 г. до н.э., изображают лыжника, стреляющего в лося из лука и стрел (Weinstock 2005).

Эвенки тоже использовали звезды для навигации. Путешественник В. К. Арсеньев отмечает, что его проводник-эвенк пользовался небом для прокладывания курса по равнинной тундре: «каждый вечер проводник наблюдал за звездами и по ним узнавал, верным ли путем идет отряд и какое направление держаться». (Анисимов 1963: 220).

«Эвенки могут точно рассчитать и объяснить, где и с какой стороны ему следует «держать» [наблюдать] светила (солнце, звезды) в разное время дня и ночи, чтобы прийти в назначенное место».

–Анисимов (1963:220)

Сибирская тундра | Фото д-ра Андреаса Хугентоблера

Литература

Анисимов А. Ф. (1963). Космологические представления народов севера. В H. Michael (Ed.), Исследования по сибирскому шаманизму., 157-229. Торонто: University of Toronto Press.

Березкин Ю. (2005). Космическая охота: Варианты сибирско-североамериканского мифа. Фольклор: электронный журнал фольклора , 31, 79-100.

Де Борд, Д. (2009). «Alces alces» (онлайн), Animal Diversity Web. По состоянию на 13 мая 2022 г. https://animaldiversity.org/accounts/Alces_alces/

Frank, Roslyn, M. (2015). Skylore коренных народов северной Евразии. В C. Ruggles (Ed.), Справочник по археоастрономии и этноастрономии, 1679–1686. Нью-Йорк: Спрингер.

Агарь, С. (1900). Небесный медведь. Журнал американского фольклора , 13 (49), 92-103.

Сенсман, Р. (2002). «Cervus elaphus» (онлайн), Animal Diversity Web.