6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Гордость Железногорска, подземный завод: Красноярск-26. Подземный город в красноярске


Подземный завод в Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Среди масштабных оборонных объектов нашей страны,Железногорск — город, который стал наглядным воплощением военно-промышленной урбанизации, он же советская легенда закрытого типа, в зависимости от того, с каких идейных позиций смотреть. Здесь во времена существования «империи зла» (по терминологии бывшего президента США Рональда Рейгана) расцепляли атом и делали лучшую в стране космическую технику. Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)
Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)
Места, где стрелка компаса не указывает на север, называются магнитными аномалиями. Советские «почтовые ящики», кузницы ядерного меча нашей страны, — это аномалия ландшафтная. Тут не действует позиционный принцип, по которому размер, смысл, связи и функции места согласованы с его положением в пространстве. Здесь отменена логика географического положения. Города в себе. Без сельских пригородов и жителей предместий…
Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Никого не удивишь периметром из колючей проволоки и пропуском на КПП при въезде в населенный пункт, которого до недавнего времени нельзя было даже сыскать при помощи самого мощного увеличительного стекла на географической карте страны. Но, огражденный от внешнего мира и защищенный от посторонних глаз, Железногорск неразрывно связан с отечественной историей второй половины XX века.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Как многие знают, плутоний-239 образуется в реакторах. Первые промышленные атомные котлы в Советском Союзе появились в закрытых городах Арзамасе-16, Челябинске-40 и Томске-7. Но там реакторы располагались на поверхности и могли быть разрушены в случае вражеской бомбардировки или прицельной ракетной атаки. Поэтому Специальный комитет при ГКО принял решение разместить столь важное производство под землей, тем более что ученые с жаром утверждали: лишь 200-метровый слой почвы гарантирует сохранность основного объекта в случае ракетно-бомбового удара.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК) Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Вняв этим доводам, Первое Главное управление при Совете министров Союза ССР постановило, что один из секретных атомных заводов необходимо расположить, во-первых, близ широкой реки или крупного озера, чтобы не возникало проблем с забором воды для охлаждения реакторов. Во-вторых, достаточно далеко от государственной границы — тоже вполне понятная логика. В-третьих, в сейсмически безопасном районе, «без потрясений». И, в-четвертых, около крупного промышленного центра. Для будущей оборонной стройки предлагались два варианта: окрестности Томска или Красноярска. Специалисты из Питера произвели облет территории, пробурили ряд скважин, прошли сотни метров шурфов — и в итоге, привязав проект к местности, остановились на районе деревни Додоново. Атамановский кряж, один из отрогов диких Саянских гор, здесь вплотную приближался к полноводному Енисею, огородив с востока довольно широкую долину, на которой можно было построить жилой поселок.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

справка

Саяны — горная страна на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 600 километров, высота до 3121 метра, гора Кызыл-Тайга), состоящий из выровненных и островерхих хребтов, разделенных межгорными котловинами, и Восточный Саян (длина около 1000 километров, высота до 3491 метра, гора Мунку-Сардык) с типичными среднегорными хребтами, несущими современные ледники. Реки — бассейна Енисея. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК) Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Получив результаты секретных инженерно-изыскательных работ, Сталин принял окончательное решение: комбинат №815 построить под землей, в скальных породах, в 50 километрах на северо-восток от Красноярска, на восточном берегу Енисея. И 26 февраля 1950 года ЦК КПСС, Советом министров и Верховным советом Союза ССР было принято закрытое Постановление №826/302 СС/оп о строительстве «Сибхимстроя» (ныне — Горно-химический комбинат), предназначенного для бесперебойной наработка оружейного плутония в промышленных реакторах и его выделения на радиохимическом заводе.

Неотъемлемой частью этого грандиозного проекта стало создание жилого поселка. Так появилась территория в 131 км.кв., обнесенная железной проволокой. Этот кусок был вырван из ландшафта, а сам объект целиком изолирован от окрестных мест, скрыт от них. Только белка или птица могли пересечь зону. Само же строительство началось 14 августа 1950 года. Этот обычный день календаря и стал датой если не рождения, то, во всяком случае, административного зачатия Железногорска, разнообразные название которого — Комбинат 815, Додоново, Красноярск-26. Или просто Город №26.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Закрытым Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 17 марта 1954 года объект получил статус города областного подчинения и вполне нейтральное, мало что говорящее название — Железногорск. Впрочем, изначально оно употреблялось редко. Для сведующих людей привычнее был порядковый номер — Красноярск-26 или неформальное название «Девятка», по первому наименованию Управления строительства п/я №9.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Первоначально строительство города и комбината велось силами 80, а по другим данным, 65 тысяч заключенных ГУЛАГа, значительная их часть погибла по разным причинам. «Политические» к секретному объекту допущены не были, их использовали только в начальный период на строительстве железной дороги. Достаточно скоро стало понятно, что для такого объекта, как горно-химический комбинат, требуются специально подготовленные подразделения, и работы продолжили, еще в течение шести лет, примерно 100 тысяч военных строителей.

Приступив к работе, строители пробили тоннели к основным технологическим помещениям: камере для ядерного реактора (его основным элементом является графитовая кладка), объектам водоснабжения и вентиляции. Также для пуска объекта предстояло соорудить и отладить весьма сложный комплекс гидротехнических сооружений на Енисее: сделать водозаборы, камеры переключений, насосные и сеточные станции, т.к. для охлаждения активной зоны атомного котла требовался громадный объем воды. В 50-тиградусные морозы, под толщей воды на скалистом дне Енисея, водолазы ЭПРОНа строили водозаборные конструкции.

В 1956 году начался монтаж первой технологической металлоконструкции — схемы «Т», предназначенной для приема выгружаемых из реактора облученных урановых блоков. Научное руководство проектированием и эксплуатацией промышленных реакторов осуществляла лаборатория №2. Проект реактора для ГХК был разработан конструкторским бюро артиллерийского завода №2 в Горьком. Первому агрегату дали название ЛБ-120 (потом АДЭ). «Котлы» этой серии обладали значительной мощностью по сравнению со своими родичами. Общее руководство и всю координацию работ на объекте осуществляло Первое Главное управление при Совете министров Союза ССР.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

Были проведены работы по укладке трубопроводов по дну Енисея, сбросу промышленных стоков от основного объекта — ядерного комбината — до отстойников на очистных сооружениях, удаленных на 214 километров, это были две «нитки» трубопроводов из стальных труб диаметром 1400 мм и одну «нитку» из чугунных труб диаметром 1000 мм.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

ГХК — этому уникальному комплексу, «прописавшемуся» в 10 километрах на север от города. Он был оснащен сложной вентиляционной системой с фильтрами, обеспечивающей защиту от проникновения радиации извне. Производительность вентиляторов составляла 5,5 миллиона м. кб. воздуха в час. К комплексу в толще горы были пробиты три тоннеля объемом 7 миллионов м. кб. (по размерам они примерно равны столичной подземке начала 90-х). Реакторное и радиохимическое производство, атомная ТЭЦ, объекты водоснабжения и вентиляции комбината — все эти объекты были размещены в многоуровневой системе внутри горы. Инженерные решения подобного размещения атомного производства уникальны и являются единственными в мировой и отечественной практике.

Красноярск-26 (ЖЕЛЕЗНОГОРСК)

В состав ГХК вошли три уран-графитовых реактора, аналогичных гражданским образцам типа РБМК, один из них производил оружейный плутоний-239. Производительность каждого «котла» была рассчитана на 0,5 тонны продукта в год. Два легководяных реактора, имевших жутковатые названия АД и АДЕ-1, с графитовыми замедлителями и водяным охлаждением, подобно американским реакторам по производству плутония в Ханворде, штат Вашингтон, скрывались в горном хребте на глубине более 200 метров. Для охлаждения их активных зон использовалась вода из Енисея, которая затем сбрасывалась обратно в реку, что привело к сильному радиоактивному загрязнению речной воды и окружающей среды. Третий реактор, АДЕ-2, запущенный в 1964 году, имел уже замкнутый контур охлаждения, что исключало радиоактивные выбросы в реку. Помимо плутония, он обеспечивал теплом и электричеством Железногорск. С 90-го года его мощность была снижена на 20%.

В 1964 году в Красноярске-26 был введен в эксплуатацию химический перерабатывающий комплекс. Его продуктами являются окись плутония и нитрат урана. До того времени облученное тепло перерабатывалось радиохимическими заводами в Челябинске-65 или Томске-7. Схема основного процесса на таком производстве включает растворение металлического урана в азотной кислоте, многоступенчатое экстрагирование для отделения урана и плутония, их дезактивацию от продуктов деления и сорбции концентрата плутония. Двуокись плутония, окончательный продукт комбината, доставлялся на химико-металлургические заводы в Челябинске или Томске для превращения в металл и производства компонентов ядерного оружия — сборки ядерных боеголовок.

Согласно проекту закрытия отечественных реакторов по выработке плутония, подписанному вице-президентом США Альбертом Гофром и премьер-министром Виктором Черномырдиным, российское производство оружейного плутония остановлено.

Апрель 1996 года — Минатом принял решение о строительстве на ГХК «сухого» хранилища ОЯТ.

www.gradremstroy.ru

Объект «Скала»: как в недрах гранитной горы построили сверхсекретный советский атомный комбинат

Весной 1950 года на берегу великой сибирской реки Енисей начало происходить нечто странное. В глухом таежном углу в 40 километрах к северу от Красноярска тысячи строителей, преимущественно заключенных, принялись штурмовать безымянную гору. Прямо внутри гранитного массива Атамановского хребта возводилось грандиозное предприятие, сверхсекретный «Комбинат №815». Рядом, за периметром из колючей проволоки, строился и город для его работников, будущий Красноярск-26. В горной толще на двухсотметровой глубине три ядерных реактора следующие несколько десятилетий производили стратегически важный для советской оборонки продукт — плутоний-239. Onliner.by рассказывает, как в недрах Саян появился уникальный объект с собственной подгорной железной дорогой.

Атомный проект

Сразу после окончания Второй мировой войны главной задачей советской оборонной промышленности стало создание ядерного оружия. Работа над атомным проектом началась в СССР еще в 1942 году, однако лишь американские бомбардировки японских городов привели к осознанию всего разрушительного потенциала нового оружия и тех последствий, к которым может привести обладание им и особенно его отсутствие. Всего через две недели после дня, когда бомбардировщик Enola Gay сбросил на Хиросиму бомбу по прозвищу «Малыш», в Советском Союзе был создан особый «Специальный комитет», основной задачей которого стало максимально оперативное достижение необходимого паритета с США по ядерному оружию.

Эта организация получила фактически неограниченный доступ к финансовым и человеческим ресурсам, а во главе ее (и всего советского атомного проекта) был поставлен нарком внутренних дел Лаврентий Берия, показавший себя в решении этого вопроса чрезвычайно эффективным менеджером.

РДС-1, «реактивный двигатель специальный», первая советская атомная бомба была успешно испытана на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, практически ровно через четыре года после начала активных работ по ее созданию, но этому успеху предшествовало строительство фактически с нуля обширной научной и производственно-технической инфраструктуры.

Главным компонентом ядерного оружия являются изотопы уран-235 или плутоний-239, а их получение становится стратегически важной задачей. Для выработки оружейного плутония уже в ноябре 1945 года под Челябинском начинается строительство комбината №817, позже получившего название «Маяк». В начале 1950-х в эксплуатацию сдается еще одно крупное предприятие аналогичного профиля — комбинат №816 в Томской области (сейчас Северский химический комбинат). Однако потребность в плутонии постоянно росла, а у обоих построенных объектов был существенный недостаток. Они располагались на поверхности земли.

И Челябинская, и Томская области находятся в глубине советской территории, однако теоретически они могли подвергнуться бомбардировке (в том числе и ядерной) вероятным противником. Рисковать полным уничтожением производства плутония руководство Советского Союза не могло, и поэтому в феврале 1950 года Берия в письме Сталину обосновал необходимость строительства еще одного химического комбината, №815, причем строительства его под землей.

В этом письме была определена и будущая площадка нового секретного гиганта, расположенная к северу от Красноярска на реке Енисей. Берия указывал, что, во-первых, она еще больше удалена от возможных воздушных баз противника, во-вторых, в достаточном количестве обеспечена речной водой (для охлаждения реакторов), а в третьих — позволяет разместить сооружения комбината в «прочных скалистых породах, с заглублением на 200—230 метров над крышей самых высоких зданий». Важным фактором было и соседство с крупным городом, позволявшее оперативно обеспечить стройку транспортной, энергетической и другой инфраструктурой.

Строительство крупного высокотехнологичного предприятия в недрах горы существенно удорожало объект, но приведенные Берией доводы показались Сталину убедительными. Соответствующее совершенно секретное постановление Совета министров СССР было принято немедленно, и работа тут же закипела.

Подземный комбинат

Уже через три месяца, в мае 1950 года, на берегу Енисея был образован исправительно-трудовой лагерь «Гранитный» — как и большинство масштабных строек такого рода, возведение «комбината №815» планировалось вести с помощью самой дешевой рабочей силы, контингента «з/к». Впрочем, заключенные стремились сюда попасть, ведь за усердный, пусть и физически тяжелый труд полагалась награда. Например, в случае выполнения плана на 121% один рабочий день засчитывался за три дня срока. Подобные объекты были реальной возможностью существенно его сократить.

Вместе с заключенными на площадке работали специалисты московского «Метростроя», шахтеры и просто молодые энтузиасты, приехавшие в тайгу со всего Советского Союза. Как и остальные атомные объекты, находившиеся в ведении Специального комитета Берии, проблем в финансировании стройка на берегу Енисея не испытывала, а пристальное внимание к ней Сталина обеспечивало необходимую оперативность работ. Постановление с одобрением проекта вышло в феврале, а уже в мае (всего через 3 месяца!) началось возведение железнодорожной ветки от станции Базаиха. Одновременно шло сооружение жилого поселка, линии электропередачи от Красноярской ТЭЦ и линий связи. К концу первого (неполного) года строительства на объекте уже работало без малого 30 тысяч человек. Однако самое интересное произошло летом.

В июне 1950 года строители принялись сооружать основной транспортный тоннель, ведущий вглубь горы. Параллельно развернулись активные работы еще на 13 площадках: 3 штольни были заложены от Енисея, две — с противоположной стороны горы и сразу восемь стволов проходились сверху. Часть из них в будущем вошла в транспортную систему комплекса, остальные были использованы для прокладки коммуникаций: систем вентиляции, энергоснабжения и подачи речной воды на реактор.

Извлеченная порода специальными аккумуляторными электровозами доставлялась наружу, где ей засыпались распадки в Атамановом хребте. Кроме этого, все эти миллионы кубометров были использованы для создания вдоль берега Енисея специального карниза, по которому впоследствии проложили автомобильную и железную дорогу к подземному комбинату. Буровзрывные работы велись круглосуточно, семь дней в неделю с одной целью — побыстрее достичь заветной точки, расположенной на глубине в 200—230 метров от поверхности.

Здесь, в сердце горы сооружалась огромная камера высотой в 72 метра. Подземный зал был предназначен для ядерных реакторов, задачей которых было производство плутония. Несмотря на все внимание, уделяемое объекту, и круглосуточную работу тысяч строителей, процесс ее сооружения растянулся на годы. К 1956-му, спустя шесть лет после начала работ над объектом, в эксплуатацию наконец ввели транспортные тоннели, внутрь горы пришла железная дорога, с помощью которой строительство удалось интенсифицировать. Теперь проходчиков и материалы для их работы доставляли под землю электропоезда. В 1957 году готовая пустая камера была сдана под монтаж реакторного оборудования.

28 августа 1958 года, после 8 с лишним лет напряженной работы комбинат №815 вступил в строй. Сооруженный в недрах горы промышленный реактор серии «АД» достиг тепловой мощности в 260 МВт, в начале сентября его вывели на проектную мощность, а еще через месяц, 9 октября 1959 года, сюда с инспекцией приехал лично Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Этот визит лишний раз подчеркнул важность нового атомного объекта для Советского Союза.

Итак, что представляло собой это уникальное предприятие?

Фабрика плутония

Комбинат №815, позже переименованный в Горно-химический комбинат, был предназначен для производства плутония. Плутоний отсутствует в природе, его необходимо получать с помощью облучения нейтронами урана-238. Именно этот процесс и происходит в ядерных реакторах. В общей сложности под сибирской горой разместилось сразу три реактора: АД (вступил в строй в 1958 году), АДЭ-1 (1961), АДЭ-2 (1964). Любопытно, что последний, третий реактор кроме наработки плутония вырабатывал электрическую и тепловую энергию для города-спутника комбината.

Облученный на реакторах уран затем поступал на радиохимический завод, также входивший в состав комбината. Его конечной продукцией и являлся оружейный плутоний, затем отправлявшийся на соответствующие предприятия, где выпускались ядерные боезаряды.

Под Красноярском было построено настоящее инженерное чудо. Представьте себе небольшую атомную электростанцию, которую взяли и каким-то образом переместили внутрь горы, окружив ее 200-метровым гранитным слоем, способным выдержать ядерный удар. В эту гору проложена настоящая железная дорога, своеобразный гибрид с метрополитеном. Ежедневно по расписанию внутрь скального массива с вокзала соседнего города отправляются обычные электропоезда ЭР2Т, вероятно, самые необычные электрички Советского Союза. Четыре восьмивагонных состава на линии длиной 30 километров делают две остановки, а последняя станция (и целых пять километров этой служебной ветки) находятся под горой. На платформе «Комбината» сходство с метрополитеном еще больше усиливается.

Грандиозность решенной задачи подчеркивается и тем, что рядом с Горно-химическим комбинатом был с нуля в тайге построен новый стотысячный город. Его существование было строгим секретом, территория была обнесена колючей проволокой, обычным советским гражданам въезд сюда запрещался, а все местные жители давали подписку о неразглашении своего настоящего места проживания и рода деятельности. С 1956 года этот населенный пункт был известен как Красноярск-26. Известен, конечно, в узких кругах, широкие — до второй половины 1980-х, эпохи гласности, о его существовании просто не подозревали. В 1994 году секретный «почтовый ящик» наконец-то получил собственное, уникальное имя — Железногорск.

Издержки проживания в закрытом городе, режим секретности, опасное производство компенсировались большим количеством материальных и моральных благ. Во-первых, комфортным был сам город. Его проектировали в 1950-е ленинградские архитекторы как прекрасный образец правильной с точки зрения этого десятилетия неоклассики. Избыточное финансирование позволило застроить центральную часть Красноярска-26 типичными для эры домами.

Вторым преимуществом жизни в Красноярске-26 стало прекрасное (по советским меркам) снабжение города. Его жители не знали, что такое настоящий дефицит и очереди. В гастрономах всегда были продукты, в универмагах — промтовары в нужном ассортименте. И главное — все это богатство доставалось исключительно местным, ведь посторонних в город просто не пускали. Так же обстояло дело и с преступностью, которая была гораздо меньше средней по стране. Высокотехнологичные предприятия (а кроме Горно-химического комбината в городе разместили НПО прикладной механики, производившее львиную долю всех советских спутников) подразумевали соответствующий уровень сотрудников. Строгий же режим допуска иногородних с пропускной системой позволял свести присутствие потенциально опасных элементов практически к нулю.

Железногорск и Горно-химический комбинат являются режимными объектами и сегодня, даже несмотря на то, что оружейный плутоний на подземных реакторах уже давно не производят. Впрочем, секретными для вероятного противника они перестали быть давным-давно, еще в первые годы работы предприятия. Уже в 1962 году в аналитических отчетах ЦРУ появляется информация о существовании недалеко от Красноярска крупного подземного производства плутония. Американские спутники-шпионы работали исправно, и масштабная стройка рядом с крупным промышленным центром не могла не привлечь их внимания. О характере предприятия и его расположении догадались косвенным образом. Горячая вода из системы охлаждения реакторов после очистных мероприятий сбрасывалась по специальным тоннелям прямо в Енисей. Этой реке до строительства Саяно-Шушенской ГЭС было свойственно зимой замерзать, но только не рядом с Красноярском-26. Сопоставив имеющуюся информацию, американцы сделали из нее правильные выводы.

Сейчас Горно-химический комбинат, гордость советских атомщиков и строителей, специализируется на хранении и переработке отработанного ядерного топлива. Реакторы, некогда дававшие стране плутоний, в обозримом будущем будут выведены из эксплуатации и законсервированы. Атомное сердце сибирской горы перестанет биться, но навсегда останется выдающимся памятником всесильности человеческого гения.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

realt.onliner.by

Десять заброшенных чудес эпохи СССР в Красноярском крае

По всей России с развалом СССР остались сотни и тысячи заброшенных заводов, военных частей, кладбищ техники, и прочих объектов, необычных, затягивающих, таинственных. На них ходят «сталкеры» их разбирают на металлолом… Красноярский край не исключение: таких объектов у нас много. Мы решили рассказать о некоторых из них.

Диксон

Диксон

Поселок Диксон

Некогда многолюдный поселок почти опустел. Состоит он из двух частей – материковая, и островная. Остров заброшен почти полностью там действует лишь аэропорт и метеостанция. Последние жители острова переселились на материк Десятки домов стоят заброшенными – внутри осталась мебель, вещи, книги. В школьной библиотеке до сих пор лежат учебники, в кабинете химии - реактивы и посуда.

Так же на острове находились несколько военных частей, ныне разграбленных местным населением и экипажами приходящих в порт судов.

Железная дорога Салехард - Игарка

Железная дорога Салехард - Игарка

Трансполярная магистраль Чум-Салехард-Игарка

Участок железной дороги, которую строили еще в 50-х годах прошлого века по указанию Иосифа Сталина. Вдоль жд-ветки находились лагеря ГУЛАГа, несколько депо. В Красноярском крае расположен 600-километровый участок магистрали от поселка Игарки Красноярского края через поселок Ермаково до правого берега реки Пур на западе края. Стройка должна была быть завершена к 1955 году, но после смерти Сталина прекратилась, и была полностью заброшена. Лагеря ГУЛАГа упразднены и покинуты почти 60 лет назад.

Звездочка

Звездочка

Пионерский лагерь «Звездочка»

Заброшенный детский лагерь под названием «Звездочка»,находится неподалеку от села Есаулово. Когда-то лагерем владел Железногорский Горно-химический комбинат, но со временем пришел в запустение. ГХК был вынужден избавиться от лагеря, согласно нового закона, по которому крупные предприятия должны были освободиться от несвойственных функций по содержанию объектов социально-культурного назначения. В 2004 году местные власти планировали отремонтировать лагерь, и привести его в нормальное состояние, но в итоге продали его частникам, которые ремонтом так и не занялись.

РВСН

РВСН

Заброшенные базы ракетных войск особого назначения

Под Красноярском находятся несколько заброшенных ракетных баз. Расположение некоторых из них хорошо известны красноярским «сталкерам». Самые популярные это заброшенная и взорванная ракетная точка в районе дачного поселка Красный пахарь а так же база, возле поселка Кедровый. На территории помимо ангаров и прочего находятся подземные сооружения, взорванные или залитые бетоном ракетные шахты, и много всего интересного. На объектах активно орудуют охотники за металлоломом.

гора Шмидта

гора Шмидта

Заброшенные угольные шахты на горе Шмидта в Норильске

Гора Шмидта в Норильске – место где добывали уголь, еще с 30-х годов прошлого века. Сейчас там не осталось ни одной действующая шахта, большая часть из них полностью заброшены в 60-70 годах, последняя – в середине 90-х. По сути, это целый заброшенный город. Издали постройки можно принять за древние оборонительные сооружения. В зданиях часто встречаются старые книги, открытки, документация.

буровая ПЯВ

буровая ПЯВ

Буровая вышка для закладки заряда для подземного ядерного взрыва, Таймыр

Буровая вышка находится неподалеку от Норильска, на берегу озеро Лама, мыс Тонкий. Буровая, на которой производилась закладка бомбы для подземного ядерного взрыва, осталась стоять на месте. Заброшена практически сразу же после произведения взрыва в 1975-м году. Из-за труднодоступности объекта он остался нетронутым мародерами и охотниками за металлоломом.

Призрак Коммунизма

Призрак Коммунизма

Дом Культуры «Призрак Коммунизма»

Старый и заброшенный Дом культурыв одном из районов города, который красноярские сталкеры называют не иначе как «Призрак коммунизма». Состояние здания ужасное, главного зала на 2 этаже нет, так же нет и прилегающих комнат, всё в руинах. Да и в общем здание очень ветхое.

Интересен «Призрак Коммунизма» сохранившимся советским антуражем в сочетании с постапокалиптическим состоянием. Не загажен. Пользуется большой популярностью среди любителей индустриального туризма.

Костистый

Костистый

Поселок Косистый, Таймыр

Брошенный посёлок, названный в честь одноимённого мыса на Таймырском полуострове, но имевший, правда, и другое, в свое время засекреченное, название - «Москва-279». Расположен на берегу моря Лаптевых. Сам посёлок существовал только для обеспечения аэропорта, который являлся резервным для аэропорта Хатанга. Косистый - бывшая военная база, основанная в 1939 году. Здесь располагались войска ПВО, имелись радиорелейные подразделения и авиация. Аэропорт бетонной полосы не имел, вместо неё использовалась длинная коса, намытая за сотни лет мелкой галькой. Ее укатывали летом, а зимой она смерзалась сама. В одном здании находились промежуточный аэропорт, сельский Совет, почта; имелись гостиница, школа; в посёлок по расписанию летали рейсовые АН-2. Вскоре после распада СССР войска вывели, технику бросили. Жившие рядом с военными гражданские, которые кормили защитников свежей рыбой и олениной, тоже стали потихоньку выезжать. И прекрасный поселок с котельной, дизельными станциями за два года практически перестал существовать.

Поселок Оганер

Поселок Оганер

Поселок Оганер, Норильск

Жилой поселок Норильска. Треть территории - недостроенные либо заброшенные здания, в том числе большие девятиэтажные комплексы. По сути, огромный район Оганера - это бетонные коробки домов, сваи и разрушенные строения. В советские годы поселок был рассчитан на 50 - 100 тысяч жителей. На данный момент в Оганере проживает, в лучшем случае, 8-9 тысяч человек. Из-за неоконченного строительства многие коммуникации не доведены до ума.

КПСС

КПСС

Крайком КПСС Красноярского края

Громадное здание расположенное на Взлетке, строительство которого началось в 80х годах. По проекту, в это здание после его постройки должна была переехать краевая администрация. В 90х годах здание стояло почти достроенное, стояли даже окна. У здания очень шикарный подвал с двумя уровнями. Существует городская легенда, что ниже тоже есть этажи, на которых живут бомжи. Реального подтверждения эти сведения не получили.

Это далеко не все интересные объекты в Красноярском крае. Написать обо всех вряд ли выйдет. Но если вы знаете о таком объекте, были на нем, и хотите рассказать – пишите на электронную почту [email protected] или звоните в редакцию.

В подготовке статьи использованы материалы с сайта urban3p.ru

www.krsk.kp.ru

Красноярск-26 - Железногорск- Атомград-Девятка - Ладария

Россия, Красноярский край, Железногорск. январь 2011

Показав фотографии ледяных скульптур в Красноярске, где я была на новогодних праздниках, не могу не рассказать о городе Железногорске Красноярского края.Думаю, что многие никогда о таком городе не слышали и ничего о нем не знают. Это не удивительно, потому как до недавнего времени его даже не обозначали на картах, но совсем не потому, что он этого не заслуживает. 

Красноярск 26 - Атомград-Железногорск-Девятка. Этот  город имел много названий - официальных и засекреченных. Его Горно-химический комбинат (ГХК) в Саянских горах некогда  числился в перечне 20 объектов, по которым в случае ядерного конфликта Соединенные Штаты Америки должны были нанести первый удар. Но подземный комбинат Железногорска по производству плутония выдержал бы ядерную атаку и  продолжал бы клепать продукцию...

Железногорск находится примерно в 60 км от Красноярска, основан в 1950 году и с 1954 является центром закрытого административно-территориального образования, в котором находятся военно-промышленные объекты с особым режимом.

 

Попасть в некогда один из самых  засекреченных объектов в нашей стране просто так до сих пор нельзя, город окружен несколькими контурами безопасности, въезд на его территорию возможен через несколько КПП при наличии специального пропуска.

1.

Так как пропуск у меня был, я представляю вам возможность посмотреть некоторые фотографии зимнего Железногорска.

На въезде в город сразу бросаются в глаза многочисленные рекламные щиты. Реклама - двигатель торговли и в закрытом территориальном образовании :)

2.

На выезде сразу же за Железногорском начинается "Таиланд" - самое популярное для сибиряков туристическое направление после Китая.

Но к сожалению, там где заканчиваетсят Железногорск, не заканчивается отнюдь не курортный Красноярский край (((.

Если бы эти надписи соответствовали действительности - я бы бывала в Железногорске чаще одного раза в год и не таскала бы с собой все теплые вещи, имеющиеся в моем московском гардеробе.

3.

Зима в Сибири с визуальной точки зрения прекрасна. Белый снег и солнце. Если бы не жуткие морозы - вообще была бы красота. В Москве такого белого снега нет, а о солнце я вообще молчу, так как такое явление не известно столице нашей Родины. 

4.

5.

В советское время город носил имя Красноярск-26, которое использовалось в официальной переписке. В секретной переписке город называли  Железногорском. На гербе города изображен медведь, разрывающий когтями ядро атома, отдавая дань участию города в ядерной программе.

По неофициальным сведениям в СССР  было запущено в действие 14 реакторов по производству плутония-239, который использовался в ядерном оружии, три реактора  находятся в Железногорске. Остановку последнего реактора в апреле 2010 года широко освещали все российские и мировые СМИ. 

6.

7.

8.

9.

Чтобы построить подземный завод по производству плутония 60 лет назад на месте Железногорска колючей проволокой была огорожена тайга площадью 130 кв. километров  и для производства работ собраны около 200 тысяч солдат и заключенных.

Местонахождение стратегического объекта было выбрано не случайно, горный массив горы, в глубине которого был построен ГКХ , проектировался с таким расчетом, чтобы выдержать ядерный удар.

Горно-химическому комбинату жизненно необходим Енисей, потому что воду для охлаждения берут из реки, потом сбрасывают обратно. Так, в 1960-х  годах США вычислили Железногорск по радиактивному следу в водах Северного Ледовитого Океана.

10.

Сейчас в Железногорске живет около 100 тысяч человек

11.

Как и во многих провинциальных городах, здесь до сих пор стоит памятник В.И. Ленину.Впрочем, зачем говорить о провинции, если в Москве тело Ленина, до сих пор не преданное земле, лежит в мавзолее.

12.

13. Это здание Администрации Железногорска.

14.

15.

16.

17.

18. Помимо Горно-химического комбината в Железногорске работает НПО прикладной механики имени М.Ф. Решетнева (ОАО "Информационные спутниковые системы"), который производит 70% спутников гражданского назначения. Именно здесь  в 1964 году предприятие на основе боевой баллистической ракеты P-14 завершило разработку универсальной ракеты-носителя "Космос", здесь же производятся навигационные спутники серии "Глонасс". 

19. Это памятник Михаилу Федоровичу Решетневу - ученому, конструктору, одному из основоположников советской космонавтики.

20. К Новому году город украшается елками и различными фигурами

21.

22.

23.

24. Мороз, однако!

25.

26. В городе есть место, которое называется  "Прижим". Сначала, я подумала, что название связано с напряжением или чем-то подобным. Все оказалось банально.  "Прижим" - это площадка на холме, откуда открывается вид на частные дома. Сюда приезжают компании молодых людей, чтобы прижиматься друг к другу, т.е. обниматься и целоваться и просто тусоваться:)))

27.

28.

 29.

30. Подобных автомобилей только в Железногорске видела несколько штук.

31.  Железногорск располагает 15 антенными системами (спутниковыми «тарелками») диаметром от 1,8 до 12 метров. С их помощью решаются задачи по контролю и управлению спутниками, обеспечивается мониторинг каналов связи.

32.

33. В 2005 году здесь была заложена капсула с посланием будущим строителям города.

34.

35.

36.

37. Это вид на городское озеро и заснеженный пляж. Первые строители и жители города по собственной инициативе в ходе нескольких общегородских субботников расчистили будущее ложе: заболоченную и труднопроходимую пойму реки Кантат; после этого с помощью дамбы и системы шлюзовых камер вода реки заполнила озеро.

38.

39.

40.  Город проектировали ленинградские архитекторы.

41.

42.

43.

44.

45. Железногорск старается не отставать от Красноярска. Здесь тоже ледяные скульптуры.

46.

47.

48.

49.

50.

Мне нереально интересно узнать, слышал ли кто-нибудь из моих читателей о Железногорске кроме жителей Красноярского края, и есть ли из них кто-нибудь, кто хотя бы иногда просматривает мой жж.

Железногорск!  Ау!!!

С начала следующей недели я начну размещать посты о поездке на известный курорт Доминиканской Республики Пунта-Кана, где я отдыхала в конце января-начале февраля этого года.

Следите за обновлениями!

 !ДОБАВИТЬ МЕНЯ В ДРУЗЬЯ!

ladaria.livejournal.com

Гордость Железногорска, подземный завод: Красноярск-26 | Статьи

Во времена СССР на территории нашей необъятной находилось довольно много грандиозных оборонных объектов, правда, знали об их существовании лишь избранные, да любознательные.

В Красноярском крае возник город Железногорск, образцовый пример советской военно-промышленной урбанизации, практически всё население которого каждый день исправно спускалось под землю, чтобы трудиться на благо страны. Дело в том, что здесь расщепляли «советский» атом, делали мир лучше и искренне верили в это.

Огражденные от всего окружающего мира и надёжно укрытые от посторонних глаз, жители города Железногорск творили историю второй половины прошлого XX века. Плутоний-239 уже успешно создавали тогда в реакторах так называемых «почтовых ящиков» Арзамас-16, Челябинск-40 и Томск-7, однако, реакторы эти были во время «холодной войны» уязвимы, поскольку находились на поверхности земли, малейшая вражеская провокация с бомбардировкой или прицельный ракетный выстрел, и всему — конец.

Скрытая стройка века

В этой связи, члены Спецкомитета при ГКО, приняв во внимание доводы ученых, которые утверждали, что 200-метрового слоя почвы будет вполне достаточно для сохранности реактора, решили скрыть важное для страны производство в недрах её земли. Подготовкой секретных документов занималось Первое Главное управление, работающее при Совете министров СССР на основании полученных результатов инженерно-изыскательных работ. Окончательное решение, разумеется, принимал товарищ Сталин, который поставил свою подпись и дал согласие на подземное строительство комбината №815, произошло это 26 февраля пятидесятого года.

Именно эта дата и является стартом истории некогда секретного предприятия, вырубленного в скальных породах, в пятидесяти километрах от города Красноярск на левом енисейском берегу. Согласно самым первым документам, называлось новое предприятие «Сибхимстрой», сегодня оно носит название «Горно-химический комбинат». Строителям этого грандиозного проекта нужно было где-то жить, так решено было построить посёлок, процесс возведения которого начался в конце лета 1950 года. Датой так называемого административного зачатия Красноярска-26, или Комбината 815, или Додоново, или Города номер 26, так в разное время назывался современный Железногорск, принято считать 14 августа. Спустя 4,5 года посёлок получает статус города и название Железногорск, правда, местные отказываются так называть свой город, и предпочитают Красноярск-26, а самые «посвящённые» — «Девяткой».

Ресурсы не жалели

Масштабное предприятие возводилось, как тогда было принято, ускоренными темпами, не жалея ресурсов, все понимали, что модернизация страны, это главное.

Для пуска объекта необходимо было соорудить, а самое главное отладить, все сложнейшие комплексы гидротехнических сооружений, работы не прекращались в 50-тиградусные морозы, водолазы трудились под толщей воды на енисейском дне. На 1956 год пришёлся монтаж первой металлоконструкции, основное предназначение которой был приём из реактора урановых блоков.

Стоит отметить, что инженерные решения, которые были найдены более 65 лет назад при строительстве «Сибхимстрой», до сих пор считаются уникальными в размещении атомного производства таких масштабов не только в отечественной, но и в мировой практике.

Третий реактор, был запущен в 1964 году, имел замкнутый контур охлаждения, а это значит, что радиоактивные выбросы в Енисей полностью исключены. В этом же году, вводится в эксплуатацию химический комплекс переработки, и предприятие успешно существует до 1995 года. В этот год вице-президент США Альберт Гофром и премьер-министр РФ Виктор Черномырдин подписывают документ о закрытии отечественных предприятий по выработке обогащённого плутония. Весной 1996 года российский Минатом принимает решение построить на базе ГХК «сухое» долгосрочное хранилище ОЯТ.

Современный Горно-химического комбинат

Сегодня ГХК всё ещё остаётся ведущим российским предприятием, на базе которого создан полный технологический комплекс «цивилизованной» работы с отработанным ядерным топливом, которое в свою очередь скапливается с энергетических реакторов, здесь же проводится и замыкание полного цикла.

Среди основных направлений предприятия официально значится сохранность облученного ядерного топлива (ОЯТ), выработка энергии (тепловой и электрической), необходимой городу для отопления и горячего водоснабжения населения. Также занимается комбинат производством электродов и различной оснастки для российских алюминиевых предприятий, созданием монокристаллического кремния, выпуском медицинских препаратов и ряда иной продукции, предназначенной исключительно для гражданской сферы, например, в СМИ проходила информация о работе над уникальными «ядерными» батарейками для бытовых нужд со сроком работы в 50 (!) лет.

www.kgs.ru

Подземные тоннели в Красноярске | ФОТО НОВОСТИ

Хотя железнодорожные тоннели не имеют за собой никаких секретов, и в горе, где проложен тоннель, вряд ли будут строить секретный бункер или узел связи (хотя, везде есть свои исключения 😉 ), всё равно они выглядят эпично и даже в чем-то интересней, чем метро.

Технологические фотографии подземелий.

19 фото

Подземные тоннели в Красноярске

Фотографии Вадима Махорова

Тема подземного строительства всегда была интересна для меня, но если на метротоннели и их строительство я уже насмотрелся, то в строящемся железнодорожном тоннеле я только второй раз, а саму проходку увидел впервые.

Диаметр ж\д тоннеля — 9,5 метров, вместо 5.5 метрополитеновских, поэтому и строительство их тоже выглядит масштабнее.

Въезд в тоннель:

Подземные тоннели в Красноярске

Манский железнодорожный тоннель распологается на участке Абакан-Тайшет Красноярской железной дороги. Внутри у тоннелепроходческого комплекса. Комплекс имеет длину около 100 метров:

Подземные тоннели в КрасноярскеТоннель будет иметь длину 2 460 метров и диаметр 9.5 метра. Помимо основного тоннеля, уже пройден технический тоннель для обслуживания и эвакуации людей из основного в случае ЧС.

Укладка тюбингов — элементов сборного крепления подземных сооружений:

Подземные тоннели в Красноярске

В среднем в день строится, или если правильней сказать проходят, около 20 метров. Вся порода, которая была выработана щитом, отправляется по такой конвейерной ленте за предела тоннеля:

Подземные тоннели в Красноярске

Разработка грунта производится за счёт вращающегося на оси щита стального ротора с резцами. На фотографии рабочий на фоне того самого ротора. Подобные машины работали и при прокладке самого длинного в мире туннеля в Швейцарии:

Подземные тоннели в Красноярске

Подземные тоннели в Красноярске

Подземные тоннели в Красноярске

На данный момент пройдено больше половины намеченной длины:

Подземные тоннели в Красноярске

Подземные тоннели в Красноярске

Хорошим дополнением к Манскому тоннелю было посещение Крольского тоннеля, который расположен на этом же участке железной дороги и который уже достроен.

Крольский тоннель пока что является уникальным для России. Уникальность его в том, что построен он без использования ниш, в которых по замыслу должны прятаться рабочие от проходящего поезда. Вместо ниш на протяжении всего тоннеля проложен служебный мостик, что намного удобнее.

Порталы в старый и новый Крольский тоннели:

Подземные тоннели в Красноярске

Старый Крольский тоннель:

Подземные тоннели в Красноярске

Внутри. Подземная красота. Тоннель по плану вскоре должны будут реконструировать:

Подземные тоннели в Красноярске

Портал старого тоннеля:

Подземные тоннели в Красноярске

А это новый Крольский тоннель и тот самый мостик слева:

Подземные тоннели в Красноярске

Протяженность тоннеля составляет 2253 метра:

Подземные тоннели в Красноярске

В этом тоннеле даже приятно находиться. Мы ждали около полутора часов, пока пройдет какой-нибудь поезд, чтобы заснять его в тоннеле, но не вышло, поезд не пришел, а нам нужно было ехать обратно в зимний Красноярск.

Подземные тоннели в Красноярске

Эвакуационный выход из тоннеля:

Подземные тоннели в Красноярске

Заходим сюда…

Подземные тоннели в Красноярске

…и попадаем в штольню — технический тоннель для обслуживания и эвакуации людей из основного в случае ЧС:

Подземные тоннели в Красноярске

И последняя фотография — тоннелепроходческий щит.

В зависимости от размеров щита, диаметр получаемых тоннелей может варьироваться от 1 до 19 метров. Самый большой диаметр, 19 метров, у четырех проходческих щитов, используемых на строительстве железнодорожного Готардского тоннеля в Швейцарии.

Подземные тоннели в Красноярске

loveopium.ru

Ядерный щит: особая роль Красноярского края

Вполне естественно, что после такой страшной войны, унесшей десятки миллионов жизней, начинается эра секретных заводов и закрытых территорий. Ковался щит. Ядерный. Символ военного могущества страны. Могущества, которое до сих пор заставляет Запад считаться с Россией.

В таежном краю

На Сибирь, Красноярский край, удаленные от границ с потенциальным противником, руководство страны вновь возложило особую миссию, на этот раз – стать надежным ядерным щитом. По количеству закрытых территорий наш регион был одним из лидеров в стране. Города не имели названий, только числа: Красноярск-26, 45, 66, 35. И за этими числами скрывались не только тяжести и лишения жизни в соседстве с «пороховыми бочками», но и прелести жизни почти райской. У первых строителей Железногорска и Зеленогорска, фронтовиков из окопов и землянок, голодных детей войны, долгое время не проходил шок от архитектуры, культуры и уровня соцобеспечения закрытых городков. Они казались картинкой из будущего, воплощением мечты о цивилизации. Закрытые городки и сейчас сохранили свою неповторимую атмосферу, а производства «ядерного щита» переходят на мирные рельсы.

После развала СССР и случившейся переоценки ценностей казалось, что оборонный размах советского периода был не совсем адекватен. Он забирал лучшие умы, огромные деньги, титанические усилия. Если бы страна использовала это в мирных целях, она сегодня была бы другой. Цена, отданная за Победу над фашизмом, заставляла перестраховываться. Теперь, глядя на то, что происходит на Украине, возвращаешься к мысли, что быть ядерной державой как-то спокойнее.

Противостояние

Долгое время и Красноярск сохранял статус «условно закрытого» города. Посещение краевой столицы иностранцами и в некоторых случаях советскими гражданами было запрещено. Помню, на школьной карте СССР после Новосибирска сразу следовал Иркутск. И в советской программе «Время» погоду по Красноярску не передавали. Узнать об одном из красивейших городов России мне, уроженке соседней области, довелось только в студенчестве, а потом судьба прочно связала меня с Красноярском. Не забудется первая поездка в Железногорск – оазис коммунизма за колючей проволокой, странные рассказы с недомолвками о заводе в большой горе и электричке, которая заезжает в нее, доставляя людей на работу…

Горно-химический комбинат (ГХК) – дитя холодной войны между двумя сверхдержавами, которая, к счастью, не переросла в войну горячую. Противостояние началось еще в годы войны. И чем ближе была победа, тем больше обострялись противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Пентагон сделал ставку на увеличение ядерного арсенала, испытав в Японии две свои атомные бомбы. Америку требовалось догнать и перегнать, то есть ликвидировать ядерную монополию США и создать собственную атомную бомбу и средства доставки ядерного оружия на территорию потенциального противника.

Активные работы отечественных ученых по урану увенчались успехом. К августу 1949 года страна обладала достаточным количеством плутония для создания первой атомной бомбы (РДС-1). Она была испытана на семипалатинском полигоне. Но США обогнали нас. И к 1947 году провели уже пять ядерных взрывов. К 1948 году Пентагон имел 150 бомб, которые планировали использовать против СССР. Кстати, в числе первых советских городов для удара значился Красноярск.

Масштабное производство смертоносных бомб требовало расширения производства оружейного плутония. Нужно было создавать реакторы, радио- и электрохимзаводы. Одним из секретнейших и фантастических проектов XIX века стал наш ГХК. На его создание были направлены огромные технические, финансовые и интеллектуальные человеческие ресурсы, включая заключенных. Ленинградские архитекторы, горные инженеры Метростроя, военные работали на одной большой площадке – строительстве комбината и города.

Решение о создании крупного комплекса атомной промышленности в 40 км от Красноярска Советом министров СССР было принято в 1950 году. А первая загрузка урановых блоков в активную зону реактора состоялась в 1958-м. Пуск завода осуществлен в апреле 1964 года. Невероятными усилиями в короткие сроки люди завершили уникальную стройку. Объем горных выработок превысил все известные масштабы мировых подземных строений. В каждой технологической нитке производства могли разместиться несколько океанских лайнеров. Многотонная гора, как потом шутили, родила мышь: огромное подземное царство было создано ради крошечной камеры прокалки, где получали конечный продукт – плутоний. Но граммы плутония могли поднять в воздух не одну гору.

Мирный атом

С тех пор минуло уже 50 лет, и в этом году вместе с Красноярским краем ГХК отмечает юбилей. Весь период эксплуатации на заводе не было ядерных аварий и инцидентов с выходом радиоактивных веществ или случаев утраты ядерных материалов. Сложность производства, высокие требования к выполнению планов, нетерпимость к нарушителям трудовой дисциплины закаляли и укрепляли веру людей в необходимость атомного превосходства страны.

Но история сохранила единичные случаи, когда кто-либо из молодых работников, вникших в суть процесса, отказывался «делать бомбу»… С ним проводили беседу, особо чувствительных отправляли домой. Большинство непричастных к заводу жителей городка были уверены, что в шахте добывают уран. Во время строительства и эксплуатации комбината осуществлялся самый жесткий контроль за сохранением государственной тайны. Все строители и рабочие, обслуживающий персонал и просто жители засекреченного города давали подписку о неразглашении. Работники режимно-секретных служб делали все возможное, чтобы никакая информация не уходила на сторону. Так же строго, как секретность, соблюдалась и радиационная безопасность. Работники проходили санпропускник обнаженными. Вроде бы адекватное требование долгое время вызывало конфуз: на пункте пропуска работали молодые девушки, которые часто отворачивались и кричали на трудяг: «Бесстыдники!»

Горно-химический комбинат переживает сегодня второе рождение: долгое время работал на выполнение государственного оборонного заказа по производству плутония для ядерного оружия, но теперь атом мирный. И хотя ядерное производство осталось, развиваются космические технологии и статус ЗАТО у Железногорска никто не отобрал, как будто рассеялась концентрация невероятной потенциальной энергии. Нет той идейности, того вдохновения, с которыми работали 50 лет заводчане. Им не нужно было думать о деньгах, о квартирах, о досуге – завод обеспечивал максимально комфортный уровень жизни. Молодые радиохимики свято верили в светлое будущее. И оно наступило в отдельно взятом городке. Сравнивая прошлое и настоящее, железногорцы ностальгируют: город, созданный для решения великих задач, немного замер, замедлил бег.

Красноярцам хорошо известны его названия: «девятка», Атомград и самое первое имя – Соцгород. Ведь даже официальный топоним ЗАТО – Красноярск-26 – был тайной. Кстати, первоначально мастера конспирации предлагали построить город рядом с комбинатом, то есть в горе. Чтобы сверху противник видел только кедровые рощи. Против «детей подземелья» высказался сам Сталин. Он посмотрел все варианты маскировки жилых кварталов и сказал: «Вы о людях подумайте!» Решено было строить обычный город.

Всего на пять лет Железногорск старше Зеленогорска, кодовое название которого Красноярск-45. Он возведен на месте бывшей деревни Усть-Барга. В декабре 1955 года было принято окончательное правительственное решение о строительстве завода на берегу реки Кан в Рыбинском районе Красноярского края. По той же градостроительной практике послевоенного периода Зеленогорск строился при градообразующем предприятии – электрохимическом заводе (ЭХЗ), предназначенном для производства оружейного урана для укрепления ядерного щита страны. Развивающееся производство диктовало высокие темпы развития города. За короткий срок среди болот и тайги вырос современный город. С 1988 года на ЭХЗ прекращено производство высокообогащенного (оружейного) урана, с тех пор вся продукция городских предприятий имеет сугубо мирное назначение.

Железногорск, как и Зеленогорск, строились сразу как единый объект, с заранее спланированной топографией, с непременным магазином внутри каждого квартальчика, со школами и парками, спорткомплексами и бульварами. И сейчас, спустя полвека, кварталы, которые проектировали ведущие специалисты страны, выглядят весьма неплохо. В советское время люди приезжали сюда и оставались навсегда. Сегодня молодежь, к сожалению, уезжает из ЗАТО, которые мы теперь называем городами-спутниками Красноярска. Для них заборы и колючая проволока – скорее сдерживающий фактор, чем преимущество.

Круговая оборона

Военно-промышленный комплекс страны в 50-е годы набирал обороты и поражал своей масштабностью. Даже продукцию гражданского назначения производили предприятия ВПК. Большая часть холодильников, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин выпускалась на секретных заводах параллельно оборонзаказу. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах. ВПК сконцентрировал производство сложнейшей продукции на уровне лучших мировых образцов.

«Полузакрытый» Красноярск в середине прошлого века не отставал от секретных территорий по количеству заводов ВПК. Легендарный Красмаш поначалу специализировался на производстве оборудования для золотодобывающей и угольной промышленности. Выпускались врубовые машины и проходческие комбайны, вагонетки – десятки наименований товаров вплоть до катеров и пароходов. С 1936 года завод приступил к выполнению заказов Наркомата вооружения по производству авиабомб и донных морских мин. В 50-х годах предприятие приступило к серийному производству стратегических баллистических ракет. И сегодня Красмаш – единственное в России головное предприятие, выпускающее баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) – основы морской составляющей ядерных сил сдерживания России. Вместе с Красмашем развивался и его филиал – химзавод в поселке Подгорном (Красноярск-35, п/я № 4, «четверка»).

Секретной точкой в центре города стал Красноярский телевизорный завод (КЗТ). Строительство началось в 1949 году, а в 1953 году он уже приступил к промышленному производству. На территории почти в 40 гектаров разместился завод-гигант, включающий в себя более тридцати цехов и выпускающий уникальную радиотехническую продукцию для военного ведомства. А в качестве прикрытия – товары народного потребления, телевизоры от «Авангарда» до «Рассвета». Сегодня на месте завода торговый центр, а очаг инженерной мысли переместился в ОАО «Красноярское конструкторское бюро «Искра», которое является правопреемником КЗТ. Кстати, одновременно с заводом (по привычной градостроительной практике) построился жилой поселок по улицам Новая Заря, Баумана и проспекту Свободный. Детальный проект застройки жилых кварталов и проекты жилых домов, двух школ, детского сада и яслей разработали архитекторы Ленгипрогора.

В августе 1941 года начал работать будущий радиозавод – одно из ключевых предприятий оборонзаказа страны. Он вырос из эвакуированного лениградского предприятия. Вехи развития секретного производства отражают его названия: «Завод-327», «Почтовый ящик № 1», «Радиозавод», ОАО «НПП «Радиосвязь». Сегодня предприятие имеет мощную научно-техническую и производственную базу, является единственным предприятием в России, выпускающим станции спутниковой и тропосферной связи, а также навигационные системы и комплексы собственной разработки.

Технический уровень большинства секретных предприятий был на две головы выше гражданских. Они сосредоточили наиболее квалифицированные и инициативные кадры, умелых организаторов производства. Достижения в области ядерных и ракетных технологий позволили не только создать ракетно-ядерный щит страны, но и использовать новейшие открытия в мирных целях. Уже в 1954 г. в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция и активно велись исследования по запуску в космос искусственного спутника Земли, увенчавшиеся успехом в 1957 г. Оборонзаказ дал жизнь грандиозным стройкам. Создавались супергорода, ГЭС, строились новые порты, мосты. Благодаря оборонке у нас сосредоточились гигантские средства, техника, передовые технологии, лучшие интеллектуальные силы страны, что не могло не оказать огромное влияние на развитие всех сфер региона.

Железногорск и Зеленогорск сегодня входят в Союз развития наукоградов России. Что подтверждает их статус городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала: научных, образовательных, производственных организаций и предприятий, ученых и специалистов для обеспечения устойчивого развития. Несмотря на то что в XIX веке миссия краевых наукоградов изменилась, они остаются точками роста российской экономики.

Эффект ЗАТО

Во времена Советского Союза ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования – были строго засекречены.

Для граждан СССР, не имеющих права доступа к секретной информации, данные о существовании таких городов и их местоположении были «под замком». Въезд на территорию был разрешен только лицам, работающим на местных предприятиях, или их родственникам с постоянной пропиской, а посторонние могли пройти через КПП только по командировочному предписанию и разовому пропуску. Все совершеннолетние жители закрытых городов давали подписку о неразглашении своего подлинного места проживания и сведений о населенном пункте. В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, для жителей наладили лучшее снабжение. В свободной продаже на полках магазинов лежали дефицитные товары.

Пенсионеры, жители ЗАТО г. Железногорск вспоминают: «Жить в Соцгороде было хорошо. Каждый рабочий мог позволит себе купить любой деликатес. Здесь производились свои колбасы, газировка «Саяны», мороженое, хлеб, сладости. С большой земли привозили питерский ассортимент продуктов, а на половину второго этажа магазина «Кедр» раскинулся отдел элитных кубинских сигар. Столь высокий уровень жизни был платой за работу под землей с радиоактивными материалами, за необходимость хранить гостайну.

В большинстве таких закрытых городов население получало надбавку к зарплате в размере 20 % от оклада. Как материальную компенсацию за неудобства, связанные с секретностью и закрытостью. Надбавка выплачивалась работникам всех отраслей городского хозяйства, независимо от наличия доступа к секретным сведениям. Уровень благоустройства городов также был выше среднего. Социальная сфера и сфера обслуживания развивались на европейском уровне. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению граждан, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности. После распада СССР список ЗАТО был рассекречен. Сегодня их перечень утвержден специальным законом России. После 1992 года вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия.

Тоннель… под Енисеем

В 1985 году на карте края появилось еще одно фантастическое подземное сооружение – тоннель под Енисеем.

Он предназначался для перекачки жидких радиоактивных отходов Горно-химического комбината на новый полигон. Но по прямому назначению тоннель использовать так и не удалось: из-за недостатка финансирования сооружение в 1990-е годы было законсервировано. И хотя строительство «подземки» завершилось, тоннель так и не сдали в эксплуатацию. Проезд в секретный ход начинается с территории ГХК, а заканчивается в Сухобузимском районе на расстоянии 90 км от Красноярска. Тоннель проходит под Енисеем на глубине 50 м. Протяженность тоннеля 2200 м, высота 7 м. Строители красноярского метро могли бы позавидовать ядерщикам, которым удалось без долгой раскачки проложить довольно длинную подземную дорогу без особых трудностей.

В тоннеле я впервые побывала в июне этого года. Зрелище, конечно, мрачное. Здесь всегда сыро, из стен и с потолка просачивается вода, стоят лужи. Температура – слабый плюс. Очень похоже на пещерный климат, говорят, тут даже сталактиты растут. В целом складывается ощущение, что ты попал в чужое подземное царство, которое хочется поскорее покинуть. Дорогу освещают маленькие лампочки да свет автомобильных фар. На концах тоннеля стоят пункты охраны, которые регулируют движение, чтобы транспорт двигался строго по очереди. Ведь полоса движения всего одна. Необычной дорогой пользуются только для провоза в Железногорск молочных и других сельхозпродуктов левобережных производителей. Кроме того, по тоннелю сокращает путь «скорая помощь», под землей передвигаются работники комбината, проживающие выше по Енисею. Катают по «призраку метро» туристов и гостей. Но по нормативам на дорогу общего пользования тоннельная трасса не тянет.

Поэтому вот уже более 20 лет уникальный объект – головная боль комбината. Пользы он приносит на копейку, а затрат – на рубль. Сооружение надо охранять, вентилировать, освещать, в зимнее время обогревать и периодически откачивать воду. Неоднократно поднимался вопрос о консервации или ликвидации тоннеля. В прошлом году Горно-химический комбинат совместно с Сибирским федеральным университетом объявил конкурс идей по использованию тоннеля под Енисеем. Суть в том, чтобы сохранить индустриальный объект для истории как результат самоотверженного труда строителей. При этом акцент делается как раз не на транспортную функцию, тут нужна полная альтернатива «метро». Для креатива сняты все рамки: молодежь может предлагать самые невероятные варианты – от музейного хранилища до аттракциона.

Секретный код

Искусству конспирации оборонным городам и предприятиям учиться не пришлось: живы были еще воспоминания о шифрах Великой Отечественной войны. Один из популярных советских кодов – «почтовый ящик» (п/я №). Им обозначали предприятия, организации оборонного характера, а также целые города для открытой почтовой переписки. У Железногорска первое официальное имя (после безликого Соцгорода) как раз звучало как п/я № 9. Поэтому город долгое время называли «девяткой». Завод в горе именовался «объектом 22», затем обогатительной фабрикой. Плутоний условно обозначали как теллур-120. А товар ГХК – диоксид плутония – скрывался за «продуктом 30б», в просторечии «тридцаткой». У первой атомной бомбы секретное имя значилось как «изделие 501». Как известно, «изделием № 1» в СССР называли противогаз.

В статье использованы материалы книг «Радиохимики», «Скала», «Секреты зеленых гор».

№ 55 / 645

Ссылки по теме:

gnkk.ru


Погода от gismeteo

Вверх