Красноярские эксперты обсудили проблемы трудоустройства выпускников. Проблемы трудоустройства молодежи в красноярском крае
как молодежи края помогают найти работу / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru
Молодому специалисту, не имеющему опыта, не так просто найти работу. Но вовсе не обязательно отправляться покорять рынок труда в одиночку. Помощь тем, кто только начинает свой профессиональный путь, оказывает служба занятости.
Возможности для молодых
Для молодежи, тех, кто уже окончил вузы и профессиональные образовательные организации, а также студентов старших курсов, служба занятости организует эффективное трудоустройство, в том числе с помощью:
- профориентационных мероприятий,
- ярмарок вакансий,
- гарантированных собеседований,
- стажировок на предприятиях края.
Молодые люди также получают услуги по психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, становятся участниками мероприятий по социальной адаптации на рынке труда. Например, от психологов соискатели узнают, как правильно составлять резюме и вести себя на собеседовании. Еще одна форма поддержки молодых от службы занятости — содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства.
Многие обращаются в центры занятости после безуспешных самостоятельных поисков и быстро находят работу.
«В студенчестве я честно проходила практику, но меня не взяли — не оказалось мест. Пришлось искать работу, а без опыта это очень сложно. Спустя месяц безуспешных поисков обратилась в службу занятости по совету мамы, где узнала больше о вакансиях. В итоге нашла подходящую и устроилась бухгалтером в стоматологию. Сейчас главное для меня — это набраться опыта для дальнейшего карьерного роста», — рассказала Эльнара Гусейнова, выпускница Норильского государственного индустриального института, ныне бухгалтер Норильской городской стоматологии.
«Мы уделяем особое внимание трудоустройству молодежи, особенно выпускникам учебных заведений. Разработан комплекс превентивных мер, который включает профориентацию, обучение правилам поведения на рынке труда, встречи с работодателями. Важно, чтобы подростки сознательно подходили к выбору будущей профессии, получали востребованные экономикой специальности, а, став студентами, ориентировались на рынке труда и на этапе выхода из учебного заведения имели потенциальное рабочее место», — комментирует руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков.
Цифровизация не вытеснит профессионалов
Материалы по теме
Предприятиями края и образовательными организациями ведется активная работа по приведению программ обучения в соответствие с требованиями профстандартов. Аналогичная деятельность проводится образовательными организациями, которые обучают граждан по направлению службы занятости. Это способствует выходу на рынок труда специалистов, которые обладают необходимым багажом знаний и способны быстро адаптироваться к сегодняшним реалиям.
Ведь очень часто выбирая работу по специальности, соискатели опасаются, что цифровизация и автоматизация кардинально изменят ситуацию на рынке труда. Их беспокоит, что в будущем человеческий труд заменят роботы, и работодатели в один миг перестанут нуждаться в определенных кадрах. У молодежи, подготовленной по обновленным образовательным программам, в этом смысле есть преимущества.
Как уверяют в службе занятости, на деле прогресс только способствует появлению новых рабочих мест, главное — непрерывно обучаться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
В целом вопросы занятости молодежи постоянно обсуждаются агентством труда и занятости населения с партнерами. В Красноярске в сентябре пройдет заседание ассоциации центров содействия трудоустройству выпускников и студентов. Ассоциация была создана в 2007 году для диалога специалистов центров карьеры, обмена профессиональным опытом и решения общих проблем, касающихся трудоустройства студентов и выпускников.
Новые рубежи
Кроме того, в помощь молодым специалистам в Красноярском крае организованы различные акции. Одна из самых масштабных — акция «Новые рубежи». Ежегодно в ней принимают участие около 5 тысяч молодых людей. В этом году она проводится агентством труда и занятости населения края с 1 сентября по 1 ноября. Проект включает тренинги по построению карьеры, специальные ярмарки вакансий, собеседования с работодателями, экскурсии и «дни открытых дверей» на предприятиях.
Помощь молодежи в цифрах
С начала года около 1,2 тысячи выпускников организаций профессионального и высшего образования обратились в службу занятости за содействием в поиске работы, свыше 700 из них уже трудоустроены. Молодые специалисты приняты в АО «Красмаш», филиал ООО «Рус-Инжиниринг» в Ачинске, Лесосибирскую межрайонную больницу и в штат других предприятий.
Акция охватывает весь регион. Так, специалисты центров занятости населения Минусинска и Лесосибирска, Манского, Тасеевского, Уярского районов организуют выездные консультации и семинары для студентов. В центре занятости населения Красноярска состоятся аукционы специалистов, экспресс-подбор персонала, дискуссионные площадки с работодателями.
В этом году у студентов и выпускников появится возможность посетить около 200 предприятий самых разных отраслей (строительства, химической промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и других). Молодые люди на месте ознакомятся с условиями труда, пообщаются с представителями профессий, пройдут собеседования, в итоге будут приняты на работу либо попадут в кадровый резерв.
В центрах занятости населения будут работать телефоны «горячей линии» для выпускников. Уточнить номера можно на Интерактивном портале агентства труда и занятости населения Красноярского края.
Стажировка — важный этап трудоустройства
Агентство труда и занятости населения Красноярского края также организует стажировки для студентов и молодых специалистов. Благодаря этому уже более 250 жителей региона обрели рабочие места.
Для примера, в Норильске с октября 2017 года на промышленные предприятия и в различные организации трудоустроены 12 стажеров. Норильский медный завод принял молодого человека на вакансию «электролизник», психоневрологический диспансер взял на стажировку двух выпускников: врача-психиатра и медицинского психолога. В АО «Норильсктрансгаз» принят на стажировку выпускник по профессии «электрогазосварщик».
В Ужурском районе трудоустроены 11 стажеров. В АО «Солгон» стажером на должности экономиста стала выпускница Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, также на сельскохозяйственном предприятии еще три стажера получили рабочие места по профессиям «тракторист-машинист» и «слесарь по ремонту автомобилей». В Иланском районе в апреле этого года в ООО «ЖилФонд» трудоустроены на стажировку 7 человек по профессии «штукатур». Все стажеры — выпускники Иланского филиала Боготольского техникума транспорта.
Вакансии для стажировки размещены на портале «Работа в России». Сегодня здесь представлена информация почти о 2 тысячах подобных рабочих мест в крае.
Производственная практика — также отличная возможность для студентов закрепиться на предприятии и трудоустроиться сразу после окончания учебы. В рамках привлечения студентов на практику со службой занятости активно сотрудничает АО «Березовское».
«Уже третий год мы работаем со службой занятости по привлечению студентов. И если в 2016 году у нас практиковались 16 студентов, то в 2018 году — уже 38 студентов. 9 ребят впоследствии трудоустроены на постоянной основе. Нам требуются механики, трактористы-машинисты, сварщики, ветеринары», — рассказала начальник отдела кадров АО «Березовское» Татьяна Шрайнер.
Личной историей трудоустройства на АО «Березовское» поделилась молодой ветврач Анна Индыгашева, которая переехала ради работы в Красноярский край из Хакасии:
«В период обучения для нас, еще студентов, были организованы встречи с гендиректором АО „Березовское“. Узнав больше о предприятии, я пошла на практику и заключила договор на дальнейшее трудоустройство. Потом я была принята на работу и переехала из Хакасии в Курагинский район Красноярского края. Мы работаем с крупным рогатым скотом, поголовье большое. Я слежу за состоянием животных, провожу вакцинации, делаю ежедневные обходы. Работа нравится, здесь хорошие условия, предоставляется жилье, заработная плата выше. Поэтому о переезде я ничуть не жалею, это был осознанный и правильный выбор».
Край в числе лидеров по трудоустройству
Проекты и программы агентства труда и занятости населения Красноярского края вывели регион в лидеры рейтинга субъектов Федерации по оценке качества и доступности госуслуг в области содействия занятости населения. Рейтинг составил Минтруд России по итогам первого полугодия.
Агентство труда и занятости населения Красноярского края
Адрес: Красноярск, ул. Дубровинского, 110,Тел.: (391) 211-70-89, (391) 211-93-91,Сайт: trud.krskstate.ru«На уровне Федерации Красноярский край отмечают благодаря высокому уровню трудоустройства, профориентационной деятельности, условиям, созданным службой занятости для организации собственного дела, получения востребованных профессий, другим направлениям. Все больше предприятий и организаций выбирают службу занятости для подбора персонала. По доле обратившихся работодателей край занимает первое место в стране. Мы значительно превышаем средний показатель в России по трудоустройству инвалидов. В первом полугодии обеспечена занятость почти 90 % соискателей от числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся в центры занятости», — рассказал Виктор Новиков.
В крае сохраняется один из минимальных в Сибири уровней безработицы — 0,8 %. С начала года работодатели заявили свыше 120 тысяч вакансий для трудоустройства на постоянной основе, наибольшую потребность представили организации в сфере строительства, торговли и обрабатывающих производств. Две трети предложений связаны с рабочими профессиями. При содействии службы занятости трудоустроены почти 66 тысяч граждан, в том числе более 43 тысяч человек обрели рабочие места постоянного характера.
Интернет-газета Newslab.ru
Руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского краяnewslab.ru
Проблема трудоустройства молодежи в России
Проблема трудоустройства молодёжи всегда волновала государственные органы, так как именно этот вопрос непосредственно касается социальной политики. Для того чтобы обеспечить высокий уровень жизни населения посредством национальных ресурсов, важно разобраться в данном вопросе и найти наиболее практичные пути решения.
Молодёжь и безработица: о понятиях
Проблема трудоустройства молодёжи в России была популярна с давних времён, в том числе и при царе-батюшке. Важно отметить, что перед поиском решений трудного вопроса необходимо тщательно разобраться в терминологии, а затем определить наиболее эффективные пути её устранения.
Обратите внимание: если в каком-либо источнике рассматриваются проблемы трудоустройства молодёжи, статья, рецензия или автореферат обязательно будут содержать ряд определений и понятий. Так, в современном понимании молодёжью называется социальная, демографическая группа людей, круг которой ограничивается определённым возрастом. Среди отличительных признаков можно выделить такие, как выполнение для общества определённых функций, специфические взгляды, интересы, ценности, место среди других групп людей.
Важным отличительным критерием данной группы выступает возраст. Многие учёные до сих пор не могут сойтись в едином мнении о том, какими должны быть возрастные рамки. Так, одни устанавливают начальную границу с 13-14 лет, а другие её убирают с 29-30-летнего возраста. Кроме того, понятие молодёжи неразрывно связано с определёнными видами деятельности. Так, среди данной группы лиц чаще всего встречаются военнослужащие, учащиеся, студенты, работающие по определённым специальностям, и так далее.
О безработице
Проблема трудоустройства молодёжи требует тщательного рассмотрения понятия «безработица». Безработицей в современном понимании называется социально-экономическое явление, которое характеризуется особой сложностью. В данном случае часть активного населения, способного зарабатывать себе на жизнь, не в состоянии реализовать свой потенциал в силу отсутствия достойных рабочих мест. Стоит отметить, что чаще всего рынок труда и проблемы трудоустройства молодёжи связаны с большим желанием реализовать свой потенциал молодыми людьми, но при этом с катастрофической нехваткой рабочих вакансий.
Нормативное регулирование
Законодательство на сегодняшний день регулирует уровень безработицы только в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста. Так, согласно национальному праву, безработными считаются лица, которые не имеют трудового дохода или иного основного заработка за реализацию своих трудовых навыков. Здесь существует несколько условий: лицо должно находиться на территории Российской Федерации, должно быть зарегистрированным в службе занятости, а также пребывать в поисках работы.
Проблема трудоустройства современной молодёжи: демографический аспект
Как известно, Россия как самостоятельное государство смогло «встать на ноги» только к началу двадцать первого века после распада Советского Союза. Именно в этот период происходят радикальные изменения не только в области экономики, юриспруденции, но и в области социальной политики, в том числе рассматривающей пути решения проблемы трудоустройства молодёжи. В настоящее время такая группа, как молодёжь, составляет 22 процента от общей численности населения, или же 32 миллиона человек на территории России.
Довольно-таки неоднозначной представляется проблема трудоустройства молодёжи в свете образования. Невозможно не отметить тот факт, что молодые люди стремятся к знаниям, стараются поступить в высшие учебные заведения, однако здесь каждого будущего специалиста поджидает новая проблема, связанная с поиском работы. В результате возникает новая проблема с трудоустройством выпускников вузов. В результате разрастания проблемного вопроса большая часть бывших студентов вынуждена работать не по своей специальности, а значит, те знания, умения и навыки, которые молодые люди получили в стенах государственного учреждения, по сути, являются бесполезными. Это значит, что государство потратило бюджетные средства впустую. Реальную картину смогут показать статистические данные. На 2016 год официальный показатель безработных составляет 30 % от всей группы. И сюда входят не только школьники, но и те лица, которые не достигли возраста 29 лет, то есть бывшие студенты, аспиранты, военнослужащие по призыву и так далее. Стоит отметить, что далеко не каждый гражданин обращается в органы службы занятости, поэтому вышеназванный показатель на деле может иметь удивительно большое значение.
Особенности рассматриваемой социальной группы
Проблема трудоустройства молодёжи неразрывно связана с особенностями, которые присущи данной общности людей. Как правило, первоочерёдными выступают трудности, связанные с адаптацией к современным условиям в экономической сфере, маркетинговой области. Важную роль играет процесс выбора профессии, поиска себя и самореализации, трудоустройство, а также жилищные и иные экономические проблемы.
Рынок труда
Практически все условия, касающихся проблемы трудоустройства молодёжи в Красноярском крае, республике Хакасия, Свердловской области, диктует современный рынок труда. Под данным термином понимаются социально-трудовые отношения, которые существуют в тесной взаимосвязи между собой и образующие вследствие реализации систему общественных отношений, регулирующих порядок и условия найма рабочей силы, её использования и обмена, механизм спроса и предложения, ценообразование и много других аспектов, связанных с трудовым взаимодействием.
Рынок труда молодёжи требует к себе особого внимания, так как является особым элементом среди вышеназванного сложнейшего механизма трудовых отношений. Здесь есть собственные закономерности и социально-демографические особенности. Каждому работодателю, предлагающему вакансию для человека юного возраста, стоит учитывать, что для данной категории характерны эмоциональная неустойчивость, быстро меняющиеся жизненные ценности, отсутствие рабочего стажа и опыта, низкий профессиональный статус.
Что касается положительных моментов, то молодёжь отличается мобильностью, высоким уровнем потенциала, а также способностью быстро искать всевозможные пути решения проблемы в отличие от таких категорий, как инвалиды или же матери в декрете.
«Рабочие» факторы
Проблема трудоустройства молодёжи в России обусловлена рядом факторов. В одной стороны, практически каждый подросток или выпускник образовательного учреждения мечтает о престижной работе, где он будет реализовывать весь потенциал, который в него вложили преподаватели. А с другой стороны, далеко не каждый подросток способен найти себя в условиях жёсткой конкуренции, особенно среди тех, кто обладает большим объёмом знаний, умений и навыков.
Проблемы занятости, трудоустройства молодёжи зависят от следующих факторов, а именно: уровень материального дохода каждой отдельной семьи; возможность самореализации уже на стадии обучения; получение высшего или профессионального образования; реализация своих прав и предоставленных государством социальных гарантий. Если мы обратимся к первому разделу данной статьи, то налицо существенная амплитуда возрастных рамок: от 13 до 30 лет. Именно поэтому среди молодёжи выделяется несколько подгрупп.
Молодёжные подгруппы: первая категория
Основные проблемы трудоустройства молодёжи неразрывно связаны с определённой подгруппой: от 14 до 18 лет. В данную группу входят 95 % учеников и студентов колледжа. Данный возрастной период сопровождается усвоением и принятием основных жизненных ценностей, которые в дальнейшем окажут сильное влияние на социальное становление подростка как личности. С 14 лет начинает формироваться активная адаптация к условиям жизни и социума.
С 12-14 лет каждый человек начинает задумываться о том, кем бы он хотел стать, какую бы выбрал профессию. Проблема трудоустройства современной молодёжи в России имеет некую специфику. А всё из-за того, что в зарубежных странах трудовой возраст значительно выше. В современном государстве 80% молодых людей заработали свои первые денежные средства до наступления совершеннолетнего возраста. Стоит отметить, что подобная тенденция не является положительной, так как трудовая занятость, пусть даже и частичная, негативно сказывается на процессе обучения. Если данная проблема возникает в вузе, от этого страдает качество подготовки будущего специалиста.
Молодёжные подгруппы: вторая категория
Проблема трудоустройства современной молодёжи присуща лицам, не достигшим 24-летнего возраста, то есть её вторую подгруппу составляют молодые люди от 18 до 24 лет.
Как правило, основную массу здесь составляют лица мужского пола, отслужившие в армии, а также студенты, продолжающие обучение, либо специалисты, только что окончившие вуз. Проблемы данной группы связаны с отсутствием опыта работы. То есть по факту все специалисты обладают достаточным уровнем знаний, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность, однако по факту работодатели неохотно принимают молодёжь без опыта работы и стажа.
Молодёжные подгруппы: третья категория
Нетрудно догадаться, что третьей и последней подгруппой, входящей в молодёжный возраст, являются лица от 25 до 30 лет. Как правило, её представители уже позиционируют себя в качестве состоявшихся специалистов либо имеют опыт работы в определённой сфере.
Основные проблемы трудоустройства молодёжи в этот период связаны с высокими финансовыми требованиями к работе. Так, большинство представителей данной группы обзавелись семьёй, следовательно, финансовые запросы значительно вырастают, что напрямую влияет на уровень заработной платы.
Специфика молодёжного рынка
Решение проблем трудоустройства молодёжи возможно найти только посредством рассмотрения всех его особенностей. На основе информации, которая будет получена в результате исследования специфики молодёжного рынка, вполне реально разработать механизм и найти пути разрешения проблемных вопросов.
Первоочередной особенностью является постоянная изменчивость трудового рынка. Это значит, что спрос и предложение постоянно меняются. Одно время существовали вакансии, которые позволяли принимать на работу даже подростков, не достигших совершеннолетия, в то же время через 5-10 лет ситуация полностью поменяется в противоположную сторону.
Низкая конкурентоспособность
Молодёжь – эта та группа, представители которой, в силу возрастных особенностей и психического развития, обладают минимальным объёмом инструментов для того, чтобы быть конкурентноспособными на рынке труда. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, трудового стажа, рабочего опыта не позволяют работодателям идти на риск и принимать в организацию таких работников.
Более того, для работодателя существует огромное количество ограничений и дополнительных выплат, связанных с трудом несовершеннолетнего лица. Здесь законодательство устанавливает достаточно жёсткие нормы, связанные с правами ребёнка, что, естественно, невыгодно человеку, который может нанять взрослого без особых проблем.
Женская занятость
Чрезвычайно сложная ситуация на трудовом рынке сложилась в отношении представительниц прекрасного пола. Среди выпускников высших учебных заведений большая часть – женщины. Здесь важно отметить, что работодатели неохотно принимают молодых особ на работу, аргументируя тем, что они обязательно в скором времени уйдут в декрет.
Разумеется, законодательство запрещает использовать работодателю для отказа в приёме вышеназванное основание. Однако наряду с этим начальники находят огромное количество других причин, касающихся того, «почему вы нам не подходите».
В целом решать проблемы, связанные с рынком труда молодёжи, необходимо в настоящий момент. Активная динамика изменчивости говорит о том, что социальные программы, которые продуманы государством либо муниципальными органами на несколько лет вперёд, не имеют никакого результата.
При таком подходе невозможно предусмотреть все изменения, которые произойдут через 5 либо 7 лет и повлияют на развитие молодёжных подгрупп. Именно поэтому пути решения проблемы трудоустройства молодёжи, будь они представлены программой или иными социальными гарантиями, должны поддаваться корректировке.
autogear.ru
Красноярские эксперты обсудили проблемы трудоустройства выпускников
21 апреля в Красноярске обсудили проблему трудоустройства выпускников вузов и средних профессиональных учреждений Красноярского края. Обсуждение актуальной проблемы прошло в рамках круглого стола «Молодежь на рынке труда», который 20 апреля состоялся в пресс-центре газеты «Наш Красноярский край».
Его участниками стали заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин, директор Красноярского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Зульфия Исмагилова, директор Центра трудоустройства студентов и выпускников Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева Александр Пугач, директор НП «Сибирская ассоциация гостеприимства» Марина Бесфамильная, главный специалист отдела оформления трудовых отношений и развития персонала управления персоналом по филиалу «Красноярскэнерго» департамента управления персоналом и организационного проектирования ПАО «МРСК Сибири» Анастасия Шапорова.
По словам Сергея Селюнина, ежегодно из вузов и техникумов выпускаются от 20 до 22 тыс. человек. По результатам ежегодного мониторинга службы занятости, проводимого совместно с учебными заведениями, в трудоустройстве нуждается 1 тыс. выпускников, остальные еще до получения диплома представляют, где будут работать. В реальности же в службу занятости за помощью в поиске места работы обращаются около 2,6 тыс. выпускников. При этом 30% от общего количества обратившихся ищут работу по инженерной специальности. Обращаются в службу занятости и представители рабочих профессий.
По мнению Зульфии Исмагиловой, современному выпускнику для успешного трудоустройства мало овладеть определенной специальностью. Немаловажно наличие у него адаптационных навыков, инициативности, творческого мышления, способности принять самостоятельное решение. Зачастую молодые специалисты неактивны в поиске работы, либо не желают обращаться в официальные организации за помощью в трудоустройстве, пытаясь найти работу самостоятельно. «При поиске места работы выпускники опираются на финансовый критерий, обращая внимание только на высокооплачиваемые вакансии, однако, при этом, многие из них не могут даже грамотно составить резюме, чтобы заинтересовать потенциального работодателя», - подчеркнула эксперт.
Директор центра трудоустройства студентов и выпускников Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева Александр Пугач отметил, что спрос работодателей на работников определенных специальностей не удовлетворяет всех предложений, и выпускники вынуждены искать работу за пределами Красноярска или даже в других регионах. По мнению эксперта, чтобы избежать этой ситуации, выпускник, еще будучи студентом, должен стараться строить свою карьеру, проявляя себя на практике, стажировке или овладевая дополнительными навыками, которые позволят ему быть более конкурентоспособным на рынке труда.
В ходе обсуждения, участники отметили низкую трудовую мобильность выпускников, их нежелание трудоустраиваться в населенных пунктах, из которых они приехали учиться в Красноярск, либо уезжать из столицы региона для поиска работы в рамках краевых инвестиционных проектов. Специалист по кадрам «Красноярскэнерго» Анастасия Шапорова, в свою очередь, поделилась наблюдением, что выпускники не хотят начинать свою карьеру с низких звеньев, а желают сразу занять управляющую должность, будучи не подготовленными к выполнению таких обязанностей. Директор НП «Сибирская ассоциация гостеприимства» Марина Бесфамильная отметила желание выпускников трудоустроиться в крупную компанию, обходя вниманием малый и средний бизнес.
Однако, участники сошлись во мнении, что не все выпускники находятся в «плену неоправданных амбиций», а напротив готовы работать и развиваться. Подход к решению проблемы трудоустройства должен быть системным, а профориентацией молодых людей необходимо заниматься уже со школы.
Ссылки по теме:
gnkk.ru
Доклад о положении молодёжи Красноярского края в 2011 г
ДОКЛАД
о положении молодёжи Красноярского края в 2011 г.
г. Красноярск, 2012
Содержание
Введение | 4 | |
I. | ^ | 6 |
1.1. Динамика численности молодежи | 6 | |
1.2. Естественный прирост населения | 7 | |
1.3. Молодежь в городах и сельской местности | 8 | |
1.4. Соотношение полов в молодЁжной среде | 9 | |
II. | Состояние здоровья молодежи | 10 |
2.1. Состояние здоровья подростков | 10 | |
2.2. Состояние здоровья призывников | 15 | |
2.3. Организация оказания медицинской помощи в Красноярском крае | 16 | |
III. | Подростковая и молодежная преступность | 18 |
IV. | МОЛОДёжь и ОБРАЗОВАНИе | 26 |
4.1. Общее образование | 26 | |
4.2. Высшее профессиональное образование | 37 | |
4.3. Начальное и среднее профессиональное образование | 40 | |
4.4. Творческое и интеллектуальное развитие молодежи | 42 | |
V. | Занятость молодежи | 48 |
5.1. Общие тендщенции в сфере занятости | 49 | |
5.2. О целевых программах по содействию занятости населения | 50 | |
5.3. Трудоустройство выпускников | 52 | |
5.4. О спросе на рынке труда | 53 | |
5.5. Занятость сельской молодежи | 54 | |
5.6. Проблемы в сфере занятости молодёжи | 56 | |
VI. | ^ | 58 |
6.1. Обеспечение прав молодёжи с ОВЗ | 58 | |
6.2. Перечень учреждений Красноярского края, занимающихся работой с людьми с ОВЗ | 59 | |
6.3. Меры социальной поддержки молодых граждан с ОВЗ, действующих в Красноярском крае | 60 | |
6.4. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных учреждениях Красноярского края | 62 | |
6.5. Характеристика трудоустройства молодых людей с ОВЗ | 63 | |
VII. | Досуг молодежи | 64 |
7.1. Молодёжь в сфере физической культуры и спорта | 65 | |
7.2. Патриотическое воспитание молодёжи | 69 | |
7.3. Мероприятия в сфере молодёжной политики | 70 | |
7.4. Культурное развитие молодёжи | 74 | |
VIII. | Положение молодой семьи | 75 |
8.1. Общая характеристика | 75 | |
8.2. Семьи, имеющие детей | 76 | |
8.3. Молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий | 81 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 85 | |
1.1. Динамика численности молодежи 15
1.2. Естественный прирост населения 16
1.3. Молодежь в городах и сельской местности 17
1.4. Соотношение полов в молодежной среде 18
2.1. Состояние здоровья подростков 19
5.1. Общие тенденции в сфере занятости молодежи 51
^
VII. Досуг молодежи 66
ВВЕДЕНИЕЦелью настоящего доклада является представление органам государственной власти и общественности систематизированной информации о социально-экономическом положении молодежи, проживающей на территории Красноярского края, ее проблемах, о процессах, происходящих в молодежной среде, а также внесение в Правительство Красноярского края предложений по совершенствованию механизмов государственной молодежной политики.
Содержание доклада основано на данных государственной статистики, информационно-аналитических материалов министерств и ведомств Красноярского края, нормативно-правовых актов, затрагивающих решение проблем молодежи, а также на данных исследований (Приложение № 1).
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками (14-30 лет) и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Государственная молодёжная политика реализуется на территории Красноярского края на основании следующих нормативно-правовых актов:
Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
Приказ от 23 декабря 2008 г. N 72 Об утверждении концепции развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации;
Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Закон Красноярского края от 8.12.2006 г. № 20-5445 «О государственной молодёжной политике Красноярского края»;
Постановление Правительства Красноярского края от 14.05.2010 г. «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области молодёжной политики и внесении изменения в постановление Совета администрации Красноярского края от 27.06.2007 № 257-П «Об утверждении перечня государственных услуг и категории получателей государственных услуг, оказываемых за счет средств краевого бюджета»;
Постановление Правительства Красноярского края от 15.04.2010 г. № 179-п «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Красноярском крае, краевыми государственными и муниципальными учреждениями по работе с молодёжью;
Постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 г. № 576-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступности услуг в сфере молодёжной политики» на 2011-2013 годы».
Настоящий доклад включает в себя информацию о следующих сторонах жизни молодежи:
- демографическая ситуация;
- состояние здоровья;
- подростковая и молодёжная преступность
- молодёжь и образование;
- занятость;
- обеспечение прав молодёжи с ограниченными возможностями;
- досуг;
- положение молодой семьи.
www.userdocs.ru
Красноярские эксперты обсудили проблемы трудоустройства выпускников
21 апреля в Красноярске обсудили проблему трудоустройства выпускников вузов и средних профессиональных учреждений Красноярского края. Обсуждение актуальной проблемы прошло в рамках круглого стола «Молодежь на рынке труда», который 20 апреля состоялся в пресс-центре газеты «Наш Красноярский край».
Его участниками стали заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин, директор Красноярского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Зульфия Исмагилова, директор Центра трудоустройства студентов и выпускников Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева Александр Пугач, директор НП «Сибирская ассоциация гостеприимства» Марина Бесфамильная, главный специалист отдела оформления трудовых отношений и развития персонала управления персоналом по филиалу «Красноярскэнерго» департамента управления персоналом и организационного проектирования ПАО «МРСК Сибири» Анастасия Шапорова.
По словам Сергея Селюнина, ежегодно из вузов и техникумов выпускаются от 20 до 22 тыс. человек. По результатам ежегодного мониторинга службы занятости, проводимого совместно с учебными заведениями, в трудоустройстве нуждается 1 тыс. выпускников, остальные еще до получения диплома представляют, где будут работать. В реальности же в службу занятости за помощью в поиске места работы обращаются около 2,6 тыс. выпускников. При этом 30% от общего количества обратившихся ищут работу по инженерной специальности. Обращаются в службу занятости и представители рабочих профессий.
По мнению Зульфии Исмагиловой, современному выпускнику для успешного трудоустройства мало овладеть определенной специальностью. Немаловажно наличие у него адаптационных навыков, инициативности, творческого мышления, способности принять самостоятельное решение. Зачастую молодые специалисты неактивны в поиске работы, либо не желают обращаться в официальные организации за помощью в трудоустройстве, пытаясь найти работу самостоятельно. «При поиске места работы выпускники опираются на финансовый критерий, обращая внимание только на высокооплачиваемые вакансии, однако, при этом, многие из них не могут даже грамотно составить резюме, чтобы заинтересовать потенциального работодателя», - подчеркнула эксперт.
Директор центра трудоустройства студентов и выпускников Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева Александр Пугач отметил, что спрос работодателей на работников определенных специальностей не удовлетворяет всех предложений, и выпускники вынуждены искать работу за пределами Красноярска или даже в других регионах. По мнению эксперта, чтобы избежать этой ситуации, выпускник, еще будучи студентом, должен стараться строить свою карьеру, проявляя себя на практике, стажировке или овладевая дополнительными навыками, которые позволят ему быть более конкурентоспособным на рынке труда.
В ходе обсуждения, участники отметили низкую трудовую мобильность выпускников, их нежелание трудоустраиваться в населенных пунктах, из которых они приехали учиться в Красноярск, либо уезжать из столицы региона для поиска работы в рамках краевых инвестиционных проектов. Специалист по кадрам «Красноярскэнерго» Анастасия Шапорова, в свою очередь, поделилась наблюдением, что выпускники не хотят начинать свою карьеру с низких звеньев, а желают сразу занять управляющую должность, будучи не подготовленными к выполнению таких обязанностей. Директор НП «Сибирская ассоциация гостеприимства» Марина Бесфамильная отметила желание выпускников трудоустроиться в крупную компанию, обходя вниманием малый и средний бизнес.
Однако, участники сошлись во мнении, что не все выпускники находятся в «плену неоправданных амбиций», а напротив готовы работать и развиваться. Подход к решению проблемы трудоустройства должен быть системным, а профориентацией молодых людей необходимо заниматься уже со школы.
Ссылки по теме:
gnkk.ru
Занятость молодежи. Основные проблемы и пути решения.
Терехова Яна Николаевна магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства» Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.
Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.
Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением [1, с.14]. Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.
К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.
Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.
Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.
Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.
По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % [2].
Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.
Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи [3].
Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.
Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.
Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.
Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.
Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.
Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.
Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.
Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.
Список литературы
- Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
- Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
- Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)
journalpro.ru
Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда
Айдарова Ирина АлександровнаБашкирский государственный университет, институт экономики, финансов и бизнеса
Aydarova Irina AleksandrovnaBashkir state university, institute of economy, finance and business
Библиографическая ссылка на статью:Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7156 (дата обращения: 23.09.2018).
Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для создания кадрового состава и развития кадрового потенциала предприятий тесно взаимосвязаны между собой. Решение проблем занятости молодежи имеет ключевое место в любой развитой стране.
Эта тема очень актуальна в современном обществе, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы, дополнительных навыков невелик.
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей[1, с. 154].
Молодежный рынок труда характеризуется отсутствием нужного профессионального опыта, уровнем образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами на рынке труда.
Термин «молодежь» трактуется различным образом. Как правило, молодежью признают социально-возрастную группу в возрасте от 14 до 30 лет (возрастная классификация ООН – 14–25 лет) [2, с. 28]
По данным Росстата число безработных за первый квартал 2014 г. составил 18,6 % в возрасте 20- 24 года, и 16,2 % в возрастной категории 25-29 лет. Всецело доверять статистики безработных граждан среди выпускников школ и молодых специалистов ненадежно. Молодежь в сравнении с другими возрастными группами все реже обращается за помощью к официальным структурам [3].
Молодые специалисты это надежда любого развитого государства. Но неэффективная помощь в трудоустройстве молодежи ведет к оттоку образованной молодежи за рубеж и подрывает интерес в получении высшего профессионального образования.
Причины трудоустройства молодежи можно разделить на несколько факторов: во- первых, в современных условиях отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников к требованиям работодателей – отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, отсутствие практических навыков по полученной профессии; во- вторых, это представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Часто абитуриент в выборе профессии не ориентируется в реальной ситуации на рынке труда, в потребностях нужного специалиста; в – третьих, можно отметить падение профессий с техническим уклоном, все больший спрос составляет профессии с гуманитарным уклоном, что ведет к избытку специалистов гуманитарных наук и нехватке технических специалистов.
Для решения трудоустройства молодого населения необходимо помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы будет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи [4, с. 173].
Государству необходимо заботиться о создании социальной стабильности и защищенности разных слоев населения; корректировать политику служб трудоустройства населения, выделять больше финансовой помощи для реализации программ по содействию трудоустройства граждан.
В свою очередь органы местной администрации региона, города, должны следить за работой биржи труда, деятельностью центра занятости, формировать заказ для вузов на профессии, которые соответствуют нынешним условиям рынка труда.
Решению проблемы трудоустройства на уровни организации поспособствует смена приема молодых работников, смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и другие меры.
На уровне школьного образования для успешной адаптации к трудовой деятельности, нужно содействовать молодежи в выборе профессии, повышать уровень личных способностей, проводить анализ результатов рынка труда, рассматривать стратегию развития потребностей в кадрах в будущем.
Для выпускников профессиональных учебных заведений необходимо разрабатывать программы по обучению эффективного поведения на рынке труда. Такие программы должны способствовать повышению конкурентоспособности студентов, эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
Центры по содействию трудоустройства молодежи, успешно используют программы по профессиональной переподготовке граждан, что способствует к быстрой смене профессиональной ориентации.
Выше приведенные решения данной проблемы помогут снизить процент безработицы среди молодого населения. Не стоит забывать, что для эффективного решения трудоустройства молодого населения нужно подходить комплексно и начинать с “низов”.
Библиографический список- Захаров М.И. Управление трудовыми ресурсами: / Под ред. М.И. Захаров. – М.: ПРИОР, 2009.-467 с
- Ростовская Т.К., Ростовская И.В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.
- Сайт федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru (дата обращения: 15.06.2014)
- Л.А Козлова, Л.Э Самуйлова, Ю.А. Логинова, Д.Н. Рощин, С.В. Тарасова . Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании. 2010 г. – 237 с. // http:www.smartcat.ru (дата обращения: 15.06.2014)
Все статьи автора «Айдарова Ирина Александровна»
human.snauka.ru