ВИЧ оставят без прописки: регионам напомнят о необходимости помогать бездомным и людям без регистрации | Статьи
Регионам напомнят о недопустимости отказов в терапии ВИЧ людям без прописки или с пропиской в другом субъекте Федерации. Такое поручение Минздраву дали по итогам заседания совета по вопросам попечительства в социальной сфере. По закону ВИЧ-положительные пациенты имеют право на бесплатную терапию. Однако встать на учет можно по месту прописки — из-за этого бездомные или просто внутренние мигранты, оказавшиеся в другом регионе, могут столкнуться с отказами. От наличия терапии зависит жизнь ВИЧ-положительного пациента. Кроме того, она необходима для того, чтобы предотвратить риск распространения инфекции: человек, получивший терапию, не сможет передать заболевание даже в случае незащищенного контакта. Что изменят новые меры и как в России устроена помощь людям с ВИЧ, разбирались «Известия».
Терапия, от которой зависит жизнь
Поручение за подписью вице-премьера Татьяны Голиковой было дано по итогам заседания совета, которое состоялось в начале февраля. Опубликован документ был в начале марта, однако известно о нем стало только после праздников. Об этом рассказал руководитель благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин, принимавший участие в заседании совета.
«Минздраву России (М.И. Мурашко) направить в региональные органы здравоохранения разъяснения о недопустимости отказа в лечении по причине отсутствия регистрации и необходимости безусловного принятия на лечение пациентов с ВИЧ граждан России СПИД-центрами регионов независимо от наличия регистрации в регионе фактического проживания», — говорится в документе.
Сделать это в министерстве должны будут до 1 апреля. Кроме того, Минздрав совместно с Минфином должен продумать механизм межбюджетных трансферов на случай перемещения пациентов между регионами.
Фото: БНФ
Руководитель благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин
«В целом это большая проблема. У нас в стране много внутренних мигрантов, которые перемещаются между городами в зависимости от работы или семейных обстоятельств. При этом они могут не иметь постоянной или временной регистрации», — согласна кандидат медицинских наук, врач-инфекционист, работающая с ВИЧ-положительными пациентами, Екатерина Степанова.
Всего в России, по данным, которые приводила Татьяна Голикова на том же заседании, посвященном борьбе с ВИЧ, с заболеванием живет около 1,1 млн человек. По последним данным, среднее число заражений составляет чуть более 40 человек на 100 тыс. человек населения. Антилидером по степени распространенности заболевания является Кемеровская область, где этот показатель составляет 128,9 человека на 100 тыс. населения.
Самому пациенту антиретровирусная терапия позволяет сохранить жизнь. Кроме того, от ее наличия напрямую зависит, будет ли он способен передавать инфекцию дальше, обращает внимание Екатерина Степанова.
«Препараты для лечения ВИЧ-инфекции подавляют вирусную нагрузку. При этом человек не сможет передать вирус даже при незащищенных половых контактах. Это глобальная цель. Поэтому в наших интересах сделать так, чтобы все люди получали терапию вне зависимости от того, где они находятся», — отмечает собеседница издания.
Для государства предотвратить прогрессирование ВИЧ-инфекции у человека, выдавая ему лекарства, намного выгоднее, чем лечить его же с продвинутой стадией ВИЧ-инфекции, а также тех, кого он может заразить имея неподавленную вирусную нагрузку. Степанов подчеркивает: «Мы не говорим уже о сохранении здоровья, мы говорим о вещах очень меркантильных».
«Все, что бесплатно, все под учетом»
По закону пациенты с ВИЧ имеют право на бесплатную терапию. Однако пациентов ставят на учет по месту прописки. В результате люди, оказавшиеся в другом регионе или не имеющие прописки (например, бездомные), могут сталкиваться с отказами, объясняет Григорий Свердлин. Сейчас такие ситуации регулируются на местном уровне, и многое зависит от решения конкретного медучреждения или руководства регионов.
«В большинстве регионов руководство местного здравоохранения и СПИД-центров шло навстречу, и они доносили до своих сотрудников, что нельзя людям отказывать, что есть уже федеральный реестр, в котором можно посмотреть, что человек не получал терапию в своем регионе и, значит, ее можно выдавать здесь», — объясняет он.
Федеральный регистр пациентов с ВИЧ ведется в России с 2017 года. Попасть в него можно на добровольной основе, предоставив паспорт и СНИЛС. Те, кто не хочет быть включенным в этот список, получают терапию самостоятельно в частных клиниках.
ВИЧ оставят без прописки
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
Если у человека нет регистрации, то, переезжая в другой регион, он просто не может получить терапию. Выходит, что он был привязан к региону, в котором живет, отмечает Максим Шмелев, президент правления курской региональной общественной организации «Мельница», которая работает с людьми, затронутыми социально значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез и гепатит.
«У нас человек находится на диспансерном учете по месту регистрации, то есть по месту прописки. Здесь есть определенная сложность. Человек прописан, например, во Владивостоке и приехал, допустим, в Москву и в течение года там работает. Если он делает регистрацию на 10–11 месяцев, а не на год, я не знаю, не может ли там быть проблем с обеспечением лекарствами?» — высказывается Владимир Маяновский, председатель координационного совета всероссийской общественной организации «Объединение людей, живущих с ВИЧ».
В большинстве случаев сложности связаны не столько с готовностью или неготовностью медучреждений оказать помощь пациентам, сколько с особенностями процедуры закупок. Максим Шмелев рассуждает: «Лекарство от ВИЧ дается бесплатно. Все, что бесплатно, все под учетом. Каждый регион заказывает определенное количество препаратов на определенное количество людей. Тут приезжаю я, например из Москвы в Курск, и мне нужны препараты. А прописки у меня нет. Получается, что регион должен мне отдать чьи-то лекарства. Но тогда кому-то их может не хватить».
В разных регионах, по его словам, проблему стараются решить по-разному: где-то формируют собственные резервные фонды, где-то препараты до новой закупки берут из числа оставшихся.
Раз в три месяца ездить за лекарствами
После постановки человека на временный учет, вопрос с обеспечением его лекарствами, как правило, получается закрыть — регион просто включает его в свои списки. Так в том числе делают в приюте для бездомных «Мельница», которым руководит Максим Шмелев: попавшему к ним человеку сначала оформляют документы и временную прописку, после чего в случае наличия заболевания он может обратиться за медицинской помощью.
Однако даже временная прописка становится аргументом не везде. Одним из наиболее сложных в этом смысле регионов является Москва, отмечают все опрошенные «Известиями» эксперты.
В столице действует один Центр профилактики и борьбы со СПИДом, и встать там на учет людям из других регионов было крайне сложно. Чаще всего напрямую отказ не поступал, и люди могли собирать документы бесконечно, ожидание может растягиваться на очень длительные сроки, отмечает Екатерина Степанова.
Фото: kursk-izvestia.ru
Здание приюта для бездомных «Мельница» в Курске
В результате люди должны были договариваться со своими СПИД-центрами по месту прописки и раз в три месяца ездить за препаратами либо оформлять доверенности на их получение. «Но мы понимаем, что часть людей не может преодолеть эти сложности и вынуждена оставаться без препаратов, что является одной из важных причин, по которым мы не можем справиться с эпидемией ВИЧ», — добавляет собеседница издания.
Новое поручение за подписью вице-премьера Татьяны Голиковой поможет в борьбе с этой проблемой, рассчитывает Григорий Свердлин: «Мы очень надеемся, что это будет донесено до сотрудников [в разных регионах] как поручение из федерального центра. Кроме того, мы очень надеемся, что к этому поручению можно будет апеллировать, если люди столкнутся с какими-то сложностями. Можно распечатать его и принести чиновникам, или, например, с ним же можно будет пойти в суд, если до этого дойдет».
Со своей стороны представители «Ночлежки» обещают следить за исполнением этих поручений в Москве и Петербурге. Они также планируют собирать информацию от других организаций, действующих в регионах.
«Это огромная нагрузка»
В то же время само по себе поручение помогает отстаивать права пациентов, но не решает проблему с обеспечением медучреждений нужным количеством медикаментов, обращают внимание собеседники издания.
«Например, в Москву приезжает огромное количество людей, СПИД-центр в городе один. Если все получат временную регистрацию и придут туда за помощью, я не знаю, как он будет справляться. Это огромные объемы», — отмечает Екатерина Степанова.
Сейчас есть общий реестр, по которому можно в том числе проверить, получал или нет человек медикаменты в своем регионе. Однако федерального резервного фонда, из которого можно было бы брать лекарства для тех, кто ранее не состоял на учете в этом регионе, или по крайней мере единого плана действий по обеспечению медикаментами людей без прописки нет, отмечает Максим Шмелев.
ВИЧ оставят без прописки
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
О необходимости создания единой на всю страну системы, которая позволила бы человеку получить помощь вне зависимости от того, в каком регионе он находится, а региону — получить для этого медикаменты, говорят давно, согласен Владимир Маяновский: «Если получится такой механизм разработать, это, конечно, было бы отлично. Но я не знаю, насколько это реально».
Пока в числе поручений, данных по итогам заседания совета по вопросам попечительства, есть еще одно адресованное Минздраву и Минфину — ведомства должны будут совместно «разработать эффективный механизм межбюджетных взаимоотношений (трансфертов) в связи с переездом и переходом пациента из одного регионального сегмента регистра в другой». Представить свои предложения в совет они также должны до 1 апреля.
ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА, КАК ПОЛУЧИТЬ И ПОЧЕМУ ЕЕ ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ — Открытая полиция
Младший научный сотрудник института проблем правоприменения Кузнецова Дарья специально для проекта КГИ «Открытая полиция»
Регистрация по месту жительства введена государством в целях административного учета граждан. Так написано в основном федеральном законе, регулирующем регистрацию – «о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В свою очередь регистрационный учет требуется для обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Что стоит за этими формулировками?
Регистрация — это фиксация в установленном порядке сведений о месте жительства/пребывания гражданина Российской Федерации. По постоянному или преимущественному месту жительства оформляется постоянная регистрация. В случае если вы проживаете где-то временно, то оформляется временная регистрация по месту жительства (например, если вы снимаете квартиру и собственник готов вас там временно прописать) или по месту пребывания (например, в гостинице, санатории, туристической базе, медицинской организации или учреждении уголовно-исполнительной системы, при проживании в монастыре и так далее).
В случае смены фактического места жительства можно проживать на новом месте без регистрации не дольше 90 дней. Дальше необходимо или получать новую постоянную регистрацию или в дополнение к ней временную (постоянная при этом не прекращается). Можно не менять регистрацию если место жительства меняется в границах одного субъекта РФ, например, если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а приехали жить и работать в столицу региона. Регистрация по месту пребывания осуществляется администрацией соответствующего учреждения. Регистрация по месту жительства осуществляется подразделениями по вопросам миграции МВД России. В процедуру регистрации постоянно вносятся изменения, сейчас возможно оформление заявки на регистрацию через портал Госуслуг. Для этого нужно подготовить пакет документов: заявление, документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие регистрацию по конкретному адресу. В случае покупки нового жилья в собственность или если вы переезжаете к родственникам, которые готовы вас зарегистрировать, все происходит довольно легко.
Проблемы возникают, когда вы переезжаете в другой регион, работаете, снимаете квартиру и в целом ведете законопослушную жизнь, но ваш арендодатель ни под каким предлогом не соглашается вас временно зарегистрировать. Важно понимать, что сегодня никакая регистрация ни постоянная, ни временная не влечет никаких прав на собственность, а предоставляет только право проживания и пользования жилым помещением. Однако собственники до сих пор довольно настороженно относятся даже к временной регистрации, срок которой может быть ограничен договором аренды. Кроме того, это в любом случае требует бюрократических усилий от собственника, на которые он готов пойти только при сильном к вам расположении. Обязательств вас зарегистрировать у него нет даже при официальном договоре аренды. А для того чтобы зарегистрировать человека в комнате в квартире с несколькими долевыми собственниками (не коммуналка в строгом смысле этого слова, но похоже), требуется получить согласие от всех собственников в этой квартире. Хорошо если комнат (и собственников) всего три, а не восемь. И хорошо, если эти соседи адекватны и доступны. Поэтому получить даже временную «прописку» в случае переезда в другой город очень непросто. Это приводит к тому, что множество людей живут не по месту постоянной регистрации и не имеют временной.
Необходимость подтверждать постоянную или временную регистрации появляется в различных обстоятельствах, но зачастую в отношениях «гражданин – государство» как формальность в списке прочих документов для получения государственных услуг.
Люди, у которых адрес регистрации по месту жительства и фактический адрес проживания совпадают, зачастую не осознают, как часто требуется регистрация, насколько непросто ее сменить в случае переезда и в каких неожиданных местах можно столкнуться с ограничением прав в связи с ее отсутствием. Например, с невозможностью пройти некоторые медицинские комиссии (нарколога и психиатра для водительского удостоверения) или с трудностями подать гражданско-правовой иск в суд не по месту регистрации. И в любой момент вы находитесь под угрозой административного штрафа (ведь фактически вы нарушаете требование законодательства, проживая не там, где зарегистрированы). При этом в случае формального оформления отношений «гражданин-гражданин» несовпадение постоянной или временной регистрации и фактического места проживания практически никогда не имеет никакого значения (например, при заключении гражданско-правового договора). Можно сказать, что регистрация по месту жительства в том виде, в котором она существует сейчас, нужна в первую очередь именно государству для административного учета граждан.
Как же государство использует информацию о вашей регистрации?
Число зарегистрированных граждан учитывается при градостроительстве (например, при планировании транспортных потоков, расчете необходимого количества школ, библиотек и других подобных объектов). Однако для таких расчетов используется агрегированная информация о количестве проживающих (в данном случае официально зарегистрированных) на территории и, кажется, что чем точнее были бы эти цифры, тем лучше. Поэтому важнее, чтобы государственные органы знали о фактически проживающих на территории гражданах, а не о формально зарегистрированных.
Основная причина почему регистрация до сих пор актуальна для государственных органов – это отсутствие общероссийских реестров и баз данных. Там, где такие базы появляются, актуальность регистрации сразу пропадает. Яркий пример этому – назначение социальных выплат на региональном и федеральном уровне. Для получения пособий из федерального бюджета местная регистрация не требуется и можно обратиться в любой орган социальной защиты населения по месту фактического проживания. Его сотрудники сделают запрос в министерство труда, не получал ли обратившийся такое пособие в другом месте, и назначат выплаты. Но оформить так региональные выплаты по месту проживания не получится. Органы соцзащиты не могут проверить, получает ли человек с постоянной пропиской другого региона такие же (или похожие, так как их перечень и объем обычно отличается) выплаты в регионе постоянной прописки или любом другом, потому что общей базы данных у регионов нет. А допустить ситуацию двойных выплат нельзя. Так что получить разовую выплату на первоклассника (есть в некоторых регионах) без местной регистрации не получится, даже если вы можете доказать, что живете и работаете здесь и ребенок ваш пойдет в школу тоже тут. Тот же самый принцип работает в здравоохранении: по месту фактического проживания (при условии, что вы уведомили свою страховую компанию об адресе), можно получить не только медицинскую помощь по стандарту ОМС, но даже высокотехнологичную медицинскую помощь, несмотря на то, что она квотирована на регион. А вот психиатр города Саратов не может посмотреть, не стоите ли вы на учете в Новосибирске по месту постоянной регистрации, поэтому за заключением для водительского удостоверения придется ехать туда.
Помимо боязни одновременных выплат, регистрация помогает отфильтровывать «своих» и «не своих» жителей. В оптике региональных и муниципальных властей местные пособия — это способ удержать и привлечь население (а значит увеличить налоговую базу). Что представляет собой довольно противоречивую логику в другом примере: о предоставлении социальной поддержки по жилью. Для молодых семей предусмотрены источники финансирования (30-35% от стоимости жилья) из региональных или муниципальных бюджетов. Но если муж и жена зарегистрированы в разных местах, они могут обратиться там, где живут, по месту регистрации одного из супругов, но второму придется доказывать факт проживания через суд. Если за год очередь на получение подобной социальной поддержки не подошла, то придется сходить в суд ещё раз, и каждый год до момента получения субсидии или пока не надоест. Поэтому если вы из Находки и случайно вышли замуж за жителя Краснодара, снимаете вместе с мужем квартиру и планируете ипотеку, то лучше вам сразу подружиться с родственниками мужа настолько, чтобы они были готовы вас прописать в своей квартире.
Другая важная функция административного учета в том, что он является источником информации для правоохранительных органов. Контролируют соблюдение паспортно-регистрационных правил сотрудники территориальных подразделений ГУВМ МВД (Главного управления по вопросам миграции), которые регистрируют граждан по месту жительства, и участковые уполномоченные полиции, которые эту регистрацию проверяют. Для самих органов полиции необходимость паспортно-регистрационной системы сформулирована следующим образом: она помогает в розыске преступников, пропавших без вести, способствует в профилактике и предупреждении нарушений и в целом обеспечивает охрану общественного порядка и безопасности. На практике эффективность использования данных о проживающих на подведомственной территории для правоохранительных органов вызывает вопросы. Около 19 % опрошенных в категории 31-45 лет и 25 % в категории младше 30 лет не живут по месту регистрации. То есть переезжают на новое место жительства, не уведомляя об этом государство, и, соответственно, находятся за пределами официальной статистики. Но при этом мы не видим большого количества административных штрафов по статье 19.15.1 КоАП (проживание в жилом помещении без соответствующей регистрации). За редким исключением, в отчетах участковых уполномоченных полиции мы не встречаем ни одного такого нарушения за год (для сравнения нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ значительно чаще применяемый состав). До тех пор пока человек не попадает в поле зрение участкового по какому-либо другому основанию, большого внимания к этим нарушениям нет. Иногда появляются истории о массовых проверках паспортов студентов, проживающих не в общежитии, а на съемных квартирах, и другие подобные истории. Но в обычной ситуации сотрудники полиции обращают внимание на более существенные правонарушения и на потенциально более склонных к совершению правонарушений категории граждан. Что логично и правильно, поскольку проживание не по месту регистрации не самое общественно-опасное нарушение, которое требовало бы от участковых особого внимания к этой проблеме в ущерб другим обязанностям.