Содержание
Разрушить оказалось просто | НКК
В селе Сухобузимское в ближайшее время планируют установить поклонный крест около Свято-Троицкого храма. Средства на него собрали всем миром. Сам же старинный храм находится пока в полуразрушенном состоянии – и только в конце этого лета, впервые за 80 лет, там была совершена литургия.
Молчаливый укор
Заложена церковь была в 1793 году по грамоте тобольского архиепископа Варлаама. Теплый Троицкий придельный храм на первом этаже здания освящен 30 июня 1801 года. На месте, где планируют поставить крест, когда-то было старинное кладбище. Там похоронен и отец нашего знаменитого земляка – Иван Суриков. В этой церкви бывала на службе, исповедовалась семья Суриковых, здесь венчалась старшая сестра художника – Елизавета, здесь отпевали отца художника. Но от печальной судьбы храм это не спасло.
В советский период его закрыли. В 1930-е годы здание передали под сельский клуб, а в 1970-е здесь случился сильный пожар. Сейчас даже сложно представить, сколько труда и средств понадобится, чтобы вернуть храму первоначальный облик.
А сколько вообще церквей по краю утратили свою былую красоту и величие, едва-едва сохранив кирпичные стены? Кое-где, правда, и этого не осталось.
Многие из уцелевших представляют особую ценность, получили статус объекта культурного наследия.
Так, например, безмолвным укором с трассы Красноярск – Ачинск возвышаются стены Никольского храма в поселке Большой Кемчуг. В прошлом году там – впервые за 90 лет – был совершен молебен. Местные жители убрали мусор и попытались навести хоть какой-то порядок. Здание почти разрушилось – ему почти 180 лет. Еще в XIX веке жители поселка и близлежащих деревень решили собрать деньги и возвести красивый храм. Действовал он до 30-х годов XX века. Потом стал зернохранилищем. Около 60 человек с прихода были репрессированы. Сейчас от церкви только стены остались. Негативно влияет и заболоченность места – будет ли что восстанавливать, когда наконец-то найдутся средства? Сколько едешь мимо того места – столько и надеешься: вдруг что-то уже изменилось…
Хорошо, что есть и другие примеры.
Колокол для свинарника
Стоит отъехать от Красноярска километров 100 на восток – и вот, величественная церковь в Ольгино Уярского района, с более чем вековой историей. И здесь еще работы немало, но все же средства выделялись, что помогло сохранить здание, не дать ему окончательно разрушиться.
Храм был построен в 1897–1898 годах и освящен во имя святой равноапостольной княгини Ольги во время прокладки Средне-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги.
Сохранились упоминания о ней в путеводителе, изданном в 1900 году:
«Для духовно-нравственныхъ потребностей, какъ железнодорожныхъ служащихъ, такъ и новоселовъ Ольгинскаго селения, съ Высочайшего соизволения на средства фонда имени Императора Александра III-го сооружена здесь деревянная церковь во имя св. Ольги и въ честь Ея императорского высочества Великой Княжны Ольги Николаевны».
Сейчас приезжают в Ольгино священники, пусть и не каждое воскресенье.
В этом году в соседнем Уяре проводились работы в церкви Спаса Преображения.
– Львиную долю составили государственные средства, добавляли и прихожане, и меценаты, – рассказывает бывший древлехранитель Канской епархии, протоиерей Алексей Богомолов. – Маковки перекрасили, заменили окна. Важнейшей задачей было отремонтировать кровлю: во время дождя она протекала. Что примечательно, храм постоянно был действующим, насколько я знаю, его закрывали всего на шесть лет в 40-е годы прошлого века.
В том же районе в небольшом населенном пункте Новоалександровка была красивейшая церковь, освященная в честь Покрова Божьей Матери. После пожара ее переосвятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1960-е годы церковь постигла обычная судьба таких зданий: использовали как зерносклад, потом – как место для сельскохозяйственного инвентаря.
Сохранились, что бывает нечасто, воспоминания об этом храме, составленные на основе исторической справки и сведений из книги «Летопись земли Уярской» Г. Мосунова:
«Церковь была очень красивой. Имелась колокольня, большой колокол и несколько маленьких. Сияющие на солнце кресты видны были за несколько верст в округе. Собирались на великие праздники жители окрестных деревень: Ново-Пятницкое, Васильевка, Налобино (Рыбинский район), особенно много было молодежи. Зачастую во время праздников и знакомились молодые люди друг с другом. Действовал при церкви хор. Было богатое убранство. Церковная утварь отличалась изяществом и красотой. Особенно запомнилась плащаница. Ее выносили в Великую пятницу с особой торжественностью из алтаря, оставалась она там до пасхальной полуночницы, когда снова вносилась в алтарь. В это время взрослые обязательно приводили с собой детей.
Строили церковь всем селом. Старики выбирали деревья, учитывая их возраст, время года. Рубили, а затем на конях вывозили бревна.
Ломали церковь на глазах у всего населения. Во время школьных перемен дети смотрели, как падали на землю колокола, кресты. Иконы, подсвечники и другие предметы сбрасывали в одну кучу…
Ценные предметы загрузили и увезли предположительно в Уяр. Большой колокол использовали в колхозном свинарнике, в нем запаривали корм для животных».
Дикими и неправдоподобными кажутся эти – не такие уж и давние – страницы истории. Разрушить оказалось очень просто. А вот восстановить – и сложно, и долго, и дорого.
– Конечно, и люди помогают чем могут, – говорит протоиерей Алексей Богомолов. – Церковь – это же в первую очередь люди, а уже потом здания, священники. Вот Новоалександровка – деревушка небольшая, откуда у людей там большие средства на пожертвования? Но кружечка стояла. А жители села, в том числе и соседнего Новопятницкого, насобирали денег на оформление документов – и на кадастровый паспорт в том числе. Люди приходят и на субботники, чтобы облагородить территорию. Помогают чем могут. Я вот был летом, когда многие приезжают туда к родственникам, на дачи. И собралось много ребятишек. Они с интересом ждали начала молебна. Восстановление храма – это же не просто восстановление здания. Это же и восстановление традиций духовной жизни. Это объединяет людей, появляется надежда. А если она есть – появляется и стимул, и силы что-то делать, душа как бы воскресает.
Материалы предоставлены службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»
описание, исторические факты, фото, адрес
Возвышающаяся в старой части Красноярска, недалеко от берега величайшей сибирской реки Енисея церковь, построенная и освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы, является самым старым и самым известным зданием города. Возвращённая после долгих десятилетий поругания православной общине, в наши дни она заняла подобающее место в ряду ведущих духовных центров Сибири.
Бедствие, постигшее город
Расположенный в Центральной Сибири, Красноярск испокон века строился почти исключительно из дерева – благо этого материала окружавшая его тайга поставляла в избытке. Но у дешёвого и лёгкого в обработке материала был существенный недостаток – он загорался при первой же неосторожности с огнём. Это его природное свойство на протяжении веков становилось причиной пожаров, уничтожавших на Руси целые города.
Не был исключением и Красноярск. Страшный пожар, случившийся в нём в конце мая 1773 года, уничтожил большинство городских построек, в том числе и ряд административных зданий (тоже деревянных), церквей и жилищ горожан. В груду пепла были обращены дом воеводы, винные и пороховые погреба. Погибла в огне и построенная здесь ещё в середине XVII века небольшая Покровская церковь.
Красноярск, едва оправившись от постигшего его несчастья, стал отстраиваться заново, и, во избежание повторения случившегося, из столицы поступило строжайшее указание: впредь административные здания возводить исключительно из камня. Что же касается церквей Божьих, то и их возбранялось строить из дерева – об этом особым циркуляром уведомил красноярцев Святейший Синод.
Отчёт городского воеводы
Указывать и запрещать, как известно, легко, а вот что делать, если на весь город нет ни одного каменщика, да и кирпичи здесь от века не производили? На столичную директиву оперативно, но весьма своеобразно отреагировал лишь городской воевода Семён Полымский. За казённый счёт он нанял в Енисейске мастеров, оттуда же выписал весь необходимый материал и построил себе каменный особняк, хоть и одноэтажный, но просторный и вместительный. Закончив дело, воевода отрапортовал в столицу о выполнении всех предписаний, чем несказанно порадовал петербургских чиновников.
Несчастливое начинание
Однако его почин не был подхвачен земляками. Привозной кирпич стоил дорого, да и пришлые каменщики цены заламывали втридорога. Вот и отстраивался город по старинке – стучали везде топоры, и запах свежей сосновой смолы вытеснял потихоньку гарь недавнего пожарища. Восстанавливалась и Покровская церковь.
Красноярск, как известно, отстоит от столицы на тысячи вёрст, потому и дерзнули прихожане обратиться к тобольскому владыке архиепископу Варлааму с просьбой снизойти к их убогости и дозволить вновь срубить деревянную церковь. Строить же они обещали с таким расчётом, чтобы впоследствии, если будет на то Божья Воля (и деньги), заложить рядом с ней и каменный храм.
Тобольский владыка вошёл в их положение и в сентябре 1774 года дал своё разрешение. Новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена в том же году, но судьба её сложилась печально. По завершении строительства её дважды переименовывали, трижды переносили с места на место, пока, наконец, в 1792 году она не сгорела, разделив участь своей предшественницы.
Каменный храм – всем миром
Но ещё до того, как случилось это прискорбное событие, благочестивые красноярцы озаботились возведением той самой каменной постройки, о которой писали в своё время архиепископу Варлааму. Новая, на этот раз каменная Покровская церковь (Красноярск) строилась так, как это было заведено исстари – всем миром.
Из дошедших до нас архивных материалов видно, что добровольными жертвователями стали жители трёхсот двадцати двух дворов, расположенных как в самом городе, так и в его окрестностях. Должность же «церковного строителя», то есть руководителя всеми работами, доверили отставному чиновнику, дворянину Михаилу Степановичу Юшкову, происходившему из древнего казачьего рода.
И снова енисейские мастера
Приступив к исполнению своих обязанностей, Михаил Степанович столкнулся с традиционными для Красноярска проблемами – отсутствием в городе специалистов-каменщиков и необходимого для их работы материала. Снова, как и в недалёком прошлом, были приглашены енисейские мастера, и снова потянулись в Красноярск обозы с кирпичами. Прибыв на место, умельцы привезли с собой и готовый план постройки, образцом которому послужила возведенная в Енисейске в 1726 году Троицкая церковь.
Строительство каменной церкви началось с того, что в том месте, где прежде помещалась канцелярия воеводы (сегодня угол проспекта Мира и улицы Сурикова) в феврале 1785 года воинской командой была расчищена необходимая территория, на которой и приступили к рытью котлована под фундамент.
Истинно народная демократия
Далее, из тех же архивных источников вырисовывается довольно интересная картина полномочий, которыми обладал по тем временам приходской мир, то есть простые люди, на средства которых строилась церковь. Оказывается, именно они большинством голосов утверждали проект будущей постройки, все производители работ обязаны были отчитываться перед ними за каждую потраченную копейку и предоставлять им смету расходов. Через своих доверенных прихожане имели возможность контролировать общий ход работ и вносить в него изменения. То есть всё было предельно прозрачно.
Любопытно, что ещё в начале строительства епархиальное начальство пожелало, чтобы Покровская церковь (Красноярск), вопреки первоначальному замыслу, была переименована в Богоявленскую. Этот вопрос вынесли на всеобщее голосование (референдум), и, после того как приходской мир большинством голосов настоял на прежнем названии, тобольские архиереи ничего не смогли поделать. Объяснение простое – строительство идёт на народные деньги, и только народ вправе решать, как и на что они будут потрачены.
Всенародная стройка
Но роль горожан не ограничивалась лишь внесением пожертвований и участием в приходских собраниях. Каждый помогал, чем мог. Те, кто имел свой гужевой транспорт, доставляли кирпич и песок, подвозили бочки с водой. У кого лошадей не было, выполняли посильные подсобные работы или охраняли стройматериалы. В те годы ещё не было выражения «всенародная стройка», но строил Покровскую церковь действительно весь народ.
Строительство завершилось в 1795 году, тогда же состоялось торжественное освящение церкви. Простояла она полвека, прежде чем были произведены дополнительные работы, в результате которых Покровская церковь в Красноярске (описание здания тех лет сохранилось в архиве) приняла свой настоящий вид.
Результат общих трудов
Сегодня, как и в те годы, основу композиции церкви составляет продольная ось восток – запад, в начале которой расположен полукруглый алтарь, а далее – непосредственно четверик здания, трапезная и колокольня. Такая планировка является традиционной для храмовых построек Центральной России и Урала, возводимых в XVII-XVIII веках, и носит название «кораблик». Оригинальными в конструкции Покровской церкви являются лишь тёплые, отапливаемые боковые приделы.
Трёхоконное, или, как принято говорить, «трёхсветное» здание храма увенчано восьмигранной многоярусной башней, несущей на себе дополнительный барабан, завершённый луковичной четырёхгранной главкой. По углам храма высятся такие же, но несколько уменьшенные барабаны, что характерно для московского стиля пятиглавия. С западной стороны находится восьмигранная двухъярусная колокольня, завершающаяся небольшой главкой. Несомненным украшением храма является декоративное оформление фасадов, всегда цельное и необыкновенно насыщенное.
Мытарства советской эпохи
Сегодня Покровская церковь в Красноярске, история которой насчитывает уже более двух столетий, вновь открыта после длительного перерыва. В двадцатые годы, несмотря на всю сложность обстановки в стране, церковь оставалась действующей до начала тридцатых годов, когда, наконец, была закрыта и передана в распоряжение одной из воинских частей. Но в октябре 1945 года службы в ней возобновились и продолжались вплоть до хрущёвской антирелигиозной кампании начала шестидесятых.
На волне перестройки
Как известно, в девяностые годы, в результате наступившей в стране перестройки, пошёл активный процесс возврата храмовых зданий их прежним приходским общинам. В числе прочих оказалась и Покровская церковь. Храмы Красноярска нуждались в неотлагательном ремонте и реставрации. Как и в прежние годы, средства на выполнение этих работ собирались всем миром. После их завершения и торжественного освящения церковь получила статус городского кафедрального собора.
Покровская церковь в Красноярске: адрес и телефон
Постепенно насильственно прерванная религиозная жизнь в ней вошла в своё прежнее русло. Сегодня Покровская церковь (Красноярск), адрес которой: ул. Сурикова, д. 26, объединила вокруг себя самое большое количество прихожан в епархии. В ней нередко совершаются архиерейские богослужения, на которые собираются жители не только других районов, но и многочисленных пригородных посёлков. Заранее о них можно узнать, позвонив по телефону: +7(391) 212 33 95. Для желающих воспользоваться услугами почты, указываем и почтовый индекс: 660049.
Всеобщим почитанием пользуется случайно обнаруженная в 2008 году во время восстановления арочного свода старинная фреска, датируемая, по мнению специалистов, концом XVIII века и содержащая изображение одного из престольных праздников. Она была отреставрирована и в настоящее время встала в ряд прочих достопримечательностей, которыми славится Покровская церковь (Красноярск).
Отзывы многочисленных туристов, побывавших в ней, весьма красноречиво свидетельствуют о том, что никого не оставил равнодушным этот восставший из забвения храм. Многие отмечают, что именно под его сводами к ним пришло чувство соединения с Богом, являющееся главной целью религии. Важно лишь направить свои помыслы в нужное русло. В этом поможет всем приехавшим в Красноярск Покровская церковь. Адрес, телефон и почтовый индекс указаны в статье.
Красноярск — церковь | Библиотека Конгресса
[ промежуточная рулонная пленка ]
Дополнительные ресурсы
[ черно-белая копия пленки, отрицательная. ]
Об этом товаре
Заголовок
- Красноярск — церковь
Имена
Джексон, Уильям Генри, 1843–1819 гг.42 года, фотограф
Создано/опубликовано
1896 г., янв. или февр.
Заголовки
- —
Церкви
- —
Россия—Красноярск
Заголовки
Групповые портреты.
Фотопринты.
Портретные фотографии.
Заметки
- —
Опубликовано полутонами в Harper’s Weekly, 1897, стр. 856.
- —
Фотопечать, сделанная LC со старинного негатива Джексона.
- —
Подарок; Историческое общество Колорадо; 1949 год.
- —
Входит в состав: Джексон, Уильям Генри, 1843-1942. Коллекция фотографий Всемирной транспортной комиссии (Библиотека Конгресса).
Середина
1 фотоотпечаток: серебряно-желатиновый; 8 x 10 дюймов или меньше.
Номер телефона/физическое местоположение
- ЛОТ 11948, нет. 1251 [P&P]
Исходная коллекция
- Джексон, Уильям Генри, 1843–1942 гг. Коллекция фотографий Всемирной транспортной комиссии (Библиотека Конгресса)
Репозиторий
Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса Вашингтон, округ Колумбия, 20540, США
Цифровой идентификатор
wtc 4a02810 //hdl.loc.gov/loc.pnp/wtc.4a02810
cph 3a35377 //hdl. loc.gov/loc.pnp/cph.3a35377
Контрольный номер Библиотеки Конгресса
- 2004707536
Репродукционный номер
- LC-USZ62-34892 (черно-белая копия, отрицательная)
Консультант по правам
- Нет известных ограничений на публикацию.
Онлайн формат
изображение
Постоянная ссылка LCCN
- https://lccn. loc.gov/2004707536
Дополнительные форматы метаданных
- MARCXML-запись
- МОДС Запись
- Дублинская основная запись
Часть
- Лот 11948
(297) - Вокруг света в 1890-х годах: фотографии Всемирной транспортной комиссии с 1894 по 1896 год.
(881) - Всемирная транспортная комиссия
(888) - Американская память
(513 427) - Отдел эстампов и фотографий
(1 024 567) - Онлайн-каталог Библиотеки Конгресса
(1 347 395)
Права и доступ
Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Поэтому он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование такого материала и не может предоставлять или отказывать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.
В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, прежде чем публиковать или иным образом распространять материалы, найденные в коллекциях Библиотеки.
Информацию о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к оригинальным материалам см. в: Сборник Всемирной транспортной комиссии — Информация о правах и ограничениях
- Консультация по правам :
Нет известных ограничений на публикацию. - Репродукция номер :
LC-USZ62-34892 (черно-белая копия пленки, отрицательная)
- Телефонный номер :
ЛОТ 11948, вып. 1251 [ПиП]
- Информация о доступе :
—
Получение копий
Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами
Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на
сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через
Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично
зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или
прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся
с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала
и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации. - Если есть информация, указанная в поле Номер репродукции выше:
Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет
сделано из источника, указанного в скобках после номера.Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая
цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию
оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог
запись («Об этом элементе») с вашим запросом. - Если в поле Номер репродукции выше нет информации:
Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона
перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на
Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять бланк вызова в разделе «Печать».
и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение).
доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)
- Да, элемент оцифрован.
Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки
Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав
ограничения.
В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение
доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой
библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и
пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть
онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.) - Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
- Да, элемент оцифрован.
Указывают ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат,
например, микрофильмы или копии?- Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому
суррогат. - Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
- Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому
- Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в
читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут.
Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может
проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.
Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим
Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и
5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как
для удобства и может быть неполным или точным.
Стиль цитирования Чикаго:
Джексон, Уильям Генри, фотограф. Красноярск — Церковь . Красноярск, Россия, 1896 г. Фотография января или февраля. https://www.loc.gov/item/2004707536/.
Стиль цитирования APA:
Джексон, У. Х., фотограф. (1896) Красноярск — Церковь . Красноярск, Россия, 1896 г. Январь или февраль [Фотография] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/2004707536/.
Стиль цитирования MLA:
Джексон, Уильям Генри, фотограф. Красноярск — Церковь . Январь или февраль Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса,
«Российский евангелический альянс демонстрирует жизненную силу и дух единства» Доктор Йоханнес Реймер
Йоханнес Реймер, директор по связям с общественностью WEA и глава Сети мира и примирения
Корнелия и Йоханнес Реймер из WEA вместе с Виталием Власенко, Генеральный секретарь Русского евангелического альянса (РЭА) недавно посетил Татарстан, Западную, Центральную и Восточную Сибири, а также Москву, столицу Российской Федерации. Основной целью визита было служить и обучать в региональных условиях и изучать динамику Альянса в отдаленных районах этой огромной страны. «Этот визит оставил в нас глубокий след, — говорит Корнелия, впервые побывавшая в регионах.
Корнелия и Йоханнес Реймер в центре Москвы
В Казани, столице Татарстана, христианские лидеры 6 конфессий встретились в Миссионерском колледже, где молодые люди из всех евангелических кругов обучаются евангелизации и основанию церквей среди мусульман. Студенты приезжают в Казань из всех исламских стран бывшего Советского Союза. Йоханнес Реймер учил о влиянии Библии на преобразование общества. Для многих собравшихся пасторов это один из главных вопросов будущего: как церковь может правильно относиться к обществу и государству. Многие из них сообщали о прекрасных возможностях свидетельствовать о Христе даже в классических мусульманских районах. «Нашим церквям не хватает знаний, а литература редко доступна. Нам срочно нужна помощь нашей большой евангелической семьи», — сказали пасторы. Отчет Реймерса о работе ВЕА был воспринят положительно, и выражена надежда на более тесное сотрудничество между российскими регионами и евангелистами в других частях мира.
Молодые лидеры церкви в Татарстане в беседе с Йоханнесом Реймером
Не менее позитивным был визит в Тюмень в Западной Сибири, российскую провинцию, по площади в пять раз превышающую территорию Франции. На встречу были направлены представители 10 евангельских конфессий. «В течение многих лет мы практикуем тесное сотрудничество в молитве, евангелизации, социальной работе, молодежном и детском служении и так далее», — говорит д-р Сергей Лавринов, пастор пятидесятнической церкви «Свет миру». В прошлом ведущий ученый в области геологии, он стал христианином благодаря свидетельству шведских евангелистов, которые посетили Тюмень, изучали богословие в институте в Санкт-Петербурге, вернулись в свой родной сибирский город и основали церковь, которая сегодня является самой большой общиной в область, край. «Мы открыли дополнительные церкви буквально во всех крупных городах нашей области, а также в европейской части России и в Крыму. И мы помогаем другим евангелическим деноминациям евангелизировать и основывать церкви. Альянс здесь, в Западной Сибири, настоящий и очень активный». Братская атмосфера во время визита подчеркнула слова Лавринова, который является настоящим двигателем этого удивительного движения единства.
И наше изумление еще больше возросло, когда мы посетили наши следующие станции в Красноярске, Восточная Сибирь, и Новосибирске, Средняя Сибирь. И здесь евангелисты создали модель тесного сотрудничества. В Красноярске региональное сотрудничество даже называет себя Евангелическим Альянсом Енисея. «В окружении тайги и вдали от других мест цивилизации мы понимаем необходимость тесного братского сотрудничества, — говорит епископ Владимир Ашаев из Ассоциации христиан веры евангельской. И Геннадий, один из ведущих пасторов крупнейшей баптистской церкви города, поддерживает эту точку зрения. Он провел нас к старинному церковному зданию на холме, возвышающемся над Красноярском. «Здесь мы собираемся вместе с христианами со всех евангельских уголков и регулярно молимся за миллион жителей нашего города. И в нашей совместной молитве побеждаются духовные баталии». Геннадий знает, насколько сложным может быть сотрудничество между евангелистами. «Но мы в Красноярске верим в альянс, — говорит он. «Это помогает нам дома и поощряет нашу совместную миссию в Монголию и Китай. Даже отношения с Русской православной церковью хорошие и отмечены взаимным уважением». Это наглядно подтвердил митрополит РПЦ Пантилимон, которого мы посетили для обсуждения вопросов сотрудничества в евангелизации и апологетике.
Виталий Власенко, митрополит Пантелеймон и Йоханнес Реймер во время визита в резиденцию митрополита в Красноярске
Ситуация в Новосибирске не сильно отличается. Здесь также многие евангелисты объединяются в евангелизации, насаждении церквей и молитве. «Церкви поддерживают друг друга и финансово», — с гордостью сообщает пастор местной баптистской церкви. «Поддержка Запада иссякла. Теперь мы нужны друг другу». Он показывает нам свое недавно построенное святилище. «Многие давали нам деньги, пятидесятники, например.